навыки чтения по которым оценивается читательская грамотность обучающегося должны включать в себя
Чтение и читательская грамотность
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Чтение и читательская грамотность
Определение понятия «читательская грамотность».
Исторически термин «грамотность» означает владение инструментом (культурным средством), позволяющим получать и передавать информацию в виде письменного текста. Говоря о читательской грамотности, мы хотим подчеркнуть активный, целенаправленный и конструктивный характер использования чтения в разных ситуациях и для разных целей. Определение читательской грамотности дано PISA :
Читательская грамотность – это
способность человека понимать и использовать письменные тексты,
размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы
достигать своих целей, расширять свои знания и возможности,
участвовать в социальной жизни.
Умения читательской грамотности
Одним из главных критериев уровня навыка чтения является полнота понимания текста. О достаточно полном понимании текста свидетельствуют следующие критерии:
общая ориентация в содержании текста и понимание его целостного смысла,
рефлексия содержания текста, рефлексия на форму текста.
Умения с опорой на текст:
— умение найти извлечь информацию из текста;
— умение интегрировать и интерпретировать сообщения текста.
Умение с опорой на внетекстовое содержание:
— умение осмыслить и оценить содержание текста и форму текста
Уровни читательской грамотности
В науке выделено и описано 5 уровней читательской грамотности. Они характеризуют различную по сложности деятельность учащихся с текстом в соответствии с каждым из умений читательской грамотности (возможно использование данных уровней читательской грамотности учителями разных учебных дисциплин).
1 уровень (самый низкий уровень читательской грамотности)
Сплошные тексты: определить основную идею текста, используя заголовки частей текста или выделяющие их обозначения, либо найти явно выраженную информацию в короткой части текста.
Несплошные тексты: найти отдельные части явно выраженной информации на одной простой карте, или линейном графике, или столбчатой диаграмме, которая включает в себя небольшой по объему вербальный текст в несколько слов или фраз.
Сплошные тексты: найти, или интерпретировать, или обобщить информацию из различных частей текста либо текстов с целью определить намерения автора, следуя логическим и лингвистическим связям внутри отдельной части текста.
Несплошные тексты: продемонстрировать понимание явно выраженной структуры визуального изображения информации (таблицы, диаграммы и т. д.)
Сплошные тексты: найти, интерпретировать или оценить информацию, используя особенности организации текста, если они имеются.
Несплошные тексты: рассмотреть информацию, данную в нескольких различный формах (вербальной, числовой и т. д.) в их взаимосвязи и сделать выводы.
Сплошные тексты: следуя лингвистическим или тематическим связям различных частей текста, найти, интерпретировать или оценить неявно выраженную информацию, либо сделать выводы философского характера.
Несплошные тексты: найти отдельную часть информации, сравнить или обобщить их.
5 уровень – самый высокий
Несплошные тексты – установить характер связи частей информации, которая представлена в виде таблиц, графиков, диаграмм и пр., и может быть длинной и детализированной, иногда используя информацию, внешнюю по отношению к основной. Читатель должен обнаружить, что для полного понимания данного текста требуется использовать различные элементы этого же документа, например сноски.
Метапредметные результаты – освоенные обучающимися межпредметные понятия. Примеры планируемых метапредметных результатов на уроках по анализу исходных текстов.
-умение анализировать, выделять главное, сравнивать, обобщать.
-умение работать с разными источниками информации.
-умение выдвигать гипотезу, подбирать необходимые образные средства для комментария.
-умение выделять причинно-следственные связи, делать вывод, аргументировать свою точку зрения
-умение подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, формулировать выводы.
-адекватное понимание содержания прочитанного текста
-владение изучающим чтением
-умении адекватно воспринимать на слух тексты разных стилей и жанров, владеть разными видами чтения;
-умение работать с разными источниками информации.
Метапредметный образовательный результат, который будет получен при условии сформированной читательской компетенции (прописано в ФГОС):
1. У выпускников будет сформирована потребность в систематической чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, создании образа, «потребного будущего».
В основной школе на всех предметах будет продолжена работа по формированию и развитию основ читательской компетенции.
Задания по формированию читательской грамотности
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Методическая копилка: задания по формированию и выявления уровня сформированности читательской грамотности
обучающихся 5-7 классов
(в разработке использованы теоретические материалы, взятые из различных источников о ФГОС)
— с пособность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать;
— уровень образованности, который характеризуется способностью решать стандартные жизненные задачи в различных сферах жизнедеятельности на основе преимущественно прикладных знаний.
— использовать различные виды чтения;
— делить текст на структурно-смысловые части;
— ставить вопросы к тексту;
— выделять в тексте главное;
— составлять простой план текста;
— составлять таблицу, схему, находить ключевые слова;
— пересказывать текст с разной степенью сжатия;
— преобразовывать текст в другую форму (работа со «сплошными» и «несплошными» текстами);
— создавать собственные тексты разных типов и стилей;
— коммуникативная грамотность , предполагающая свободное владение всеми видами речевой деятельности; способность адекватно понимать чужую устную и письменную речь; самостоятельно выражать свои мысли в устной и письменной речи, также компьютерной;
— информационная грамотность — умение осуществлять поиск информации в учебниках и в справочной литературе, извлекать информацию из Интернета и компакт-дисков учебного содержания, а также из других различных источников, перерабатывать и систематизировать информацию и представлять ее разными способами;
Примеры заданий, способствующие формированию
1.Задания должны представлять собой текст я вопросы к нему. Комплексные (интегративные) задания всегда предполагают проверку нескольких групп умений.
Задание 1 (включает два комплексных задания).
Прочитайте текст и выполните задания :
Папа спросил Рому, как он понимает народную мудрость: «Что посеешь, то и пожнешь». Рома ответил: «Это, очевидно! Чем больше семян посеешь, тем богаче будет урожай». Папа предложил Роме доказать свою точку зрения. Для этого на даче они вместе вскопали три грядки одинакового размера. На первой Рома посеял 20 семян огурцов, на второй 100 и на третьей 1000. Рома в течение всего лета тщательно ухаживал за всеми тремя грядками: убирал сорняки, поливал, удобрял. В конце августа с первой грядки Рома с папой собрали 10 кг огурцов со второй 20 кг, а с третьей 8 кг.
1. Найди в тексте гипотезу эксперимента Ромы и способ ее проверки. Подтвердилась ли гипотеза Ромы в результате эксперимента? Запиши свои рассуждения, используя прилагательные в сравнительной степени сравнения.
2. Что на самом деле означает народная мудрость? Объясни смысл и приведи пример, иллюстрирующий его. Напиши ответ в форме рассуждения.
Задание проверяет следующие группы читательских умений :
— нахождение и извлечение информации;
— сопоставление и сравнение информации;
— генерация информации с целью создания собственного текста.
Задание 2 (включает три комплексных задания).
Представьте, что вы, находясь на экскурсии в Санкт-Петербурге, отправляете своему другу (подруге) по электронной почте письмо с фотографией одного из мостов этого города, удивившего вас.
Напишите текст этого письма, кратко опишите свои впечатления, обратив внимания читающего на особенно поразившие вас элементы моста.
Используйте имена существительные со значением «размер», «материал»; качественные и относительные имена прилагательные, местоимения, имена числительные.
Задание для «продвинутых»: Отличается ли электронные письма от традиционных? Чем? Сформулируйте позиции, по которым следует проверить вашу работу.
Задание проверяет следующие группы читательских умений :
— нахождение и извлечение информации;
— сопоставление и сравнение информации;
— интеграция и интерпретация информации;
— осмысление и оценивание информации;
— преобразование «несплошного» текста в «сплошной» (при создании электронного письма)
— создание таблицы (при создании критериев оценивания задания);
— генерация информации с целью создания собственного текста.
Позиции для оценивания выполненного задания
(один из примеров, разработанных школьниками):
1. Формат письма – традиционный (1б.-0б.)
2. Отсылка к фотографии (1-0)
3. Описание элементов, поразивших пишущего (оценочная лексика+ детали, размеры моста) (2-1-0)
4.Использование заданной лексики (4-3-2-1-0)
— существительные – размер, материал
— Качественные и относительные прилагательные
5. Грамотность (орф.-грам.-пункт.) (3-2-1-0)
6. Речевое оформление (речь-логика-стиль) (3-2-1-0)
Задание 3 (включает пять комплексных заданий).
Прочитайте текст и выполните задания :
Однажды некий уважаемый горожанин пришел к Соломону, наслаждавшемуся зрелищем рыб, плескавшихся в пруду, и поведал:
— Царь, я в замешательстве! Каждый день моей жизни похож на предыдущий, я не отличаю рассвет от заката и больше не ведаю счастья.
Соломон задумался и сказал:
— Многие мечтали бы оказаться на твоем месте, обладать твоим домом, твоими садами и твоими богатствами.
И спросил еще мудрый царь:
— А о чем мечтаешь ты?
— Сначала я мечтал освободиться из рабства. Потом я мечтал, чтобы моя торговля приносила доход. А теперь я не знаю, о чем мечтать.
Тогда Соломон изрек:
— Человек, не имеющий мечты, подобен рыбам, что плавают в этом пруду. Каждый день их жизни похож на предыдущий, они не отличают рассвет от заката и не ведают счастья.
— Только в отличие от рыб ты сам запер себя в своем пруду. Если в твоей жизни нет благой цели, ты будешь бесцельно слоняться по своему дому и, умирая, поймёшь, что прожил зря. Если цель есть, всякий раз, делая шаг, ты будешь знать, приблизил он тебя к твоей цели или отдалил, и это будет наполнять тебя азартом и страстью к жизни.
Проситель наморщил лоб и произнес:
— Значит ли это, что всякий раз, достигая одной цели, я должен искать следующую, всякий раз, когда исполняется одна моя мечта, я должен загадывать другую, и только в поиске я обрету счастье?
1. Сформулируйте основную мысль этого текста, записав ответ одним предложением.
2. Найдите в тексте особые глагольные формы; сгруппируйте, опираясь на их морфологические свойства (признаки). Выберите самостоятельно форму записи ответа.
3. Преобразуйте предложения с причастными и деепричастными оборотами в синонимичные синтаксические конструкции. Составьте алгоритм действий для выполнения данного задания.
4. Определите морфемное строение четвертого по счёту причастия из данного текста. Какие орфографические особенности надо учесть при записи этого слова? Свой ответ оформите в виде связного высказывания.
5. Сократите этот текст до 10 предложений, запишите, заменив диалог прямой речью.
Ко мплексная работа по русскому языку составлена с целью выявле ния уровня сформированности некоторых предметных и метапредметных умений учащихся на основе работы с текстом и позволяет определить уровень сформированности читательской грамотности: умение находить информацию, интерпретировать, преобразовывать, осмыслять, оценивать, генерировать в собственный текст,
2.Небольшие тренировочные задания по формированию читательской грамотности:
Задания включает действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания. Происходит формирование логических действий анализа, синтеза, сравнения, установления связей, способностей к выделению существенных и несущественных признаков.
Задание 1 (включает два задания для 5 класса).
1. Найдите и выпишите в каждой группе однокоренных слов лишнее:
1) Гора, гористый, горный, горец, горе.
2) Водитель, водяной, водоросли, вода.
3) Дело, разделить, деловой, делец, делопроизводитель.
2. Выпишите группу(-ы) однокоренных слов:
Мама сварила варенье и поставила баночку на стол. В банку влетела оса. Она сердито жужжала, потому что не могла выбраться из варенья. Котенок сидел на столе и удивленно смотрел на банку. «Почему варенье сердится?» – думал кот.
Задание 2 (включает три варианта задания).
Найдите соответствие между номерами слов и их определениями: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца:
( подведение под понятия, выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений; доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование ).
а. шест из длинного тонкого ствола дерева
в. стержень для чистки и смазки ствола оружия
Статья «Оценка уровня сформированности читательской грамотности»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Оценка уровня сформированности читательской грамотности
Уровни читательской грамотности:
связаны с качественной характеристикой читательской самостоятельности выпускников начальной школы.
• Высокий уровень читательской грамотности говорит о том что такие ученики уже почти не нуждаются в помощи, чтобы понять и оценить сообщения художественных и информационных текстов, не выходящих далеко за пределы их речевого и житейского опыта и знаний.
• Низкий уровень понимания текстов делает невозможным принятие учащимися помощи педагога в использовании письменных форм сообщения о человеческих чувствах, мыслях и знаниях для самообразования.
Оценка уровня сформированности читательской грамотности.
Для оценки уровня сформированности читательской грамотности существуют следующие методики :
— «Тест на оценку сформированности навыков чтения»
«Тест грамотности чтения художественных текстов», цель которой выявить начальный уровень сформированности аналитических читательских умений младших школьников;
— анкету «Хороший ли я читатель?» позволяющую увидеть уровень самооценки учащихся.
Основные читательские умения в начальной школе( ККР.)
2.Извлекать информацию, данную в тексте в неявном виде, формулировать выводы.
3.Интерпретировать и обобщать информацию, полученную из текста.
4.Анализировать и оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста.
5.Преобразовывать информацию (из текстовой формы в табличную).
извлекать те единицы информации (детали, факты), которые впрямую названы в тексте;
только на основе такой явной информации он может размышлять о прочитанном, делать выводы, устанавливать логические связи.
1.Извлекать явную информацию;
2.извлекать информацию, не изложенную явно, но напрямую вытекающую из сказанного, делать несложные обобщения;
3.различать буквальный и небуквальный смысл сообщения;
4.восстанавливать последовательность основных событий и выделять среди них центральные;
5.связывать в единое целое сведения, изложенные в разных частях текста.
1. Извлекать из сообщения нужную информацию;
2. Включать ее в более широкий контекст, видеть то большее, что стоит за сказанным;
3. Воссоздавать авторский замысел;
4. Понимать, почему для его выражения выбраны те или иные языковые средства;
5. Построить на основе прочитанного собственные суждения
Почему важно измерять читательскую грамотность?
Четвертый год обучения принято считать важнейшим рубежом в формировании главного результата современного образования — умения учиться. Между третьим и пятым годом школьного обучения происходит качественный переход в становлении важнейшего компонента учебной самостоятельности: заканчивается обучение чтению, начинается чтение для обучения — использование письменных текстов как основного ресурса самообразования».
(Цукерман Г. А. и др. Хорошо ли читают российские школьники?»)
Те ученики, которые начинают испытывать трудности чтения в 3–5*м классе, в дальнейшем обречены на серьезные учебные проблемы. Четвертый год обучения принято считать важнейшим рубежом в формировании главного результата современного образования — умения учиться. Между третьим и пятым годом школьного обучения происходит качественный переход в становлении важнейшего компонента учебной самостоятельности: заканчивается обучение чтению, начинается
Сегодня мировое образовательное сообщество нацелено на поиск педагогических средств для того, чтобы надежно обеспечить переход от обучения чтению к чтению для обучения. Среди этих искомых средств почетное место занимает батарея надежных измерителей, позволяющих оценить, на какой стадии читательской грамотности находятся отдельный ученик, класс, школа, все школы определенного региона или страны.
Приемы формирования читательской грамотности у учащихся начальных классов
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Высокий уровень читательской грамотности говорит о готовности учащегося к дальнейшему обучению на следующей образовательной ступени. Такие учащиеся уже почти не нуждаются в помощи, чтобы понять и оценить сообщения художественных и информационных текстов. Мы должны стремиться к такому результату. Итоги краевых контрольных работ показывают, что наши дети при поиске ответа на вопрос, как правило, обращаются к нужному фрагменту текста, но часто выделяют искомую информацию неточно, испытывают затруднения при выстраивании причинно-следственных связей; неточно интерпретируют художественные тексты, трудно выделяют авторскую позицию, связывают намерения автора с выбранными им языковыми средствами. Не понимают текст. Считаю актуальной тему формирования читательской грамотности у учащихся.
Кем бы ни был современный человек, какой бы вид деятельности он ни избрал, он всегда должен быть читателем, не только усваивать содержание, но и находить нужную информацию, осмысливать ее и интерпретировать. Сегодня научить ребенка читать недостаточно. Научить его читать «правильно», «эффективно», продуктивно-важная задача. В соответствии с требованиями к содержанию и планируемым результатам освоения учащимися основной образовательной программы начального общего образования в качестве результата рассматривается формирование у обучающихся универсальных учебных действий. Особое место среди метапредметных универсальных учебных действий занимает чтение и работа с информацией
В наш век, где господствует телевидение, компьютеры, видеоигры, дети теряют интерес к чтению. Научить детей правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению, а главное любви к книге – одна из главных задач начального обучения.
В своей практике я столкнулась со следующими проблемами:
— дети имеют низкую скорость чтения;
— зачастую они не понимают смысла прочитанного из-за ошибок при чтении;
— не могут извлечь необходимую информацию из предложенного текста;
— затрудняются кратко пересказать содержание.
И так возникает серьезное противоречие: с одной стороны, современный мир обрушивает на нас огромный объем информации, с другой стороны, наши дети мало читают, не обладают читательской грамотностью.
Что же такое грамотность? Грамотность – степень владения человеком навыками письма и чтения на родном языке. Фундамент, на котором можно построить дальнейшее развитие человека.
А что же такое читательская грамотность?
Словосочетание «читательская грамотность» появилось в контексте международного тестирования в 1991 г. В исследовании PISA «читательская грамотность — способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни».
Назову особенности формирования читательской грамотности:
1. Формирование навыка чтения. Оно строится на
-умение правильно прочитывать слова;
-понимать смысл текста;
2. Овладение техникой чтения.
3.Формирование читательских интересов.
Цель: создать условия для того чтобы учащиеся начальных классов овладели необходимыми умениями для полноценной
читательской деятельности при работе с любым видом текста :
1. Умением находить и извлекать информацию из текста;
2. Умением интегрировать и интерпретировать информацию;
3. Умением осмыслить и оценить содержание текста;
4. Умением ориентироваться в различных источниках информации.
5. Увеличить темп чтения
Раскрыв понятие «читательская грамотность», можно сделать вывод, что для того, чтобы опереться на чтение как на основной вид учебной деятельности в школе, у выпускников школы должны быть сформированы специальные читательские умения, которые необходимы для полноценной работы с текстами.
У развитого читателя должны быть сформированы обе группы умений:
умения, целиком основанные на тексте, извлекать из текста информацию и строить на ее основании простейшие суждения:
– умения находить информацию и формулировать простые непосредственные выводы:
– найти в тексте информацию, представленную в явном виде;
– основываясь на тексте, сделать простые выводы;
умения, основанные на собственных размышления о прочитанном: интегрировать, интерпретировать и оценивать информацию текста в контексте собственных знаний читателя»:
– устанавливать связи, которые не высказаны автором напрямую;
– интерпретировать их, соотнося с общей идеей текста;
– реконструировать авторский замысел, опираясь не только на содержащуюся в тексте информацию, но и на формальные элементы текста (жанр, структуру, язык).
Уровни читательской грамотности связаны с качественной характеристикой читательской самостоятельности выпускников начальной школы.
Высокий уровень читательской грамотности говорит о готовности учащегося к дальнейшему обучению на следующей образовательной ступени. Такие ученики уже почти не нуждаются в помощи, чтобы понять и оценить сообщения художественных и информационных текстов, не выходящих далеко за пределы их речевого и житейского опыта и знаний. Читатели высокого уровня готовы (при должном педагогическом руководстве) осваивать те составляющие чтения, которые позволят им расширять и преобразовывать собственный опыт и знания с помощью новых сведений, мыслей, переживаний, сообщаемых в письменной форме.
Средний уровень понимания текстов характерен для читателей, еще не полностью освоивших основы чтения. Для того чтобы вычитывать сообщения текста и строить на его основе собственные значения, они все нуждаются в помощи. Это помощь в понимании тех сообщений текста, которые не противоречат их собственному опыту и помощь в освоении письменного общения и сотрудничества с собеседниками, чей жизненный опыт и взгляды на мир расходятся с их опытом.
Низкий уровень понимания текстов делает невозможным принятие учащимися помощи педагога в использовании письменных форм сообщения о человеческих чувствах, мыслях и знаниях для самообразования.
Представление о читательской грамотности как об одном из планируемых результатов начального образования ставит задачу выбора способа формирования читательских умений в образовательной практике.
В 3–4-м классах, когда у учащихся сформирован навык чтения, содержательным концентром урока становится само литературное произведение и его смыслы. Реализация коммуникативно-деятельностного подхода обеспечивается наполнением урока специфическим содержанием, выбором адекватных поставленной задаче технологий и способов освоения произведения, позволяющим сформировать необходимые читательские умения.
В данном разделе познакомимся с наиболее эффективными, на мой взгляд, приёмами работы в рамках современных педагогических технологий.
Технология критического мышления (РКМЧП)
Цель: развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в дальнейшей жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений).
Здесь предлагаю использовать следующие приёмы работы:
Приём – «Чтение с остановками». Материалом для его проведения
служит повествовательный текст. На начальной стадии урока учащиеся по названию текста определяют, о чём пойдёт речь в произведении. На основной части урока текст читается по частям. После чтения каждого фрагмента ученики высказывают предположения о дальнейшем развитии сюжета. Данная стратегия способствует выработке у учащихся внимательного отношения к точке зрения другого человека и спокойного отказа от своей, если она недостаточно аргументирована или аргументы оказались несостоятельными.
Приём «Синквейн». В данном случае речь идёт о творческой работе по выяснению
уровня осмысления текста. Этот приём предусматривает не только индивидуальную работу, но и работу в парах и группах.
1. Существительное (тема).
2. Два прилагательных (описание).
3. Три глагола (действие).
4. Фраза из четырех слов (описание).
5. Существительное (перефразировка темы
Приём «Работа с вопросником» применяют при введении нового материала на
этапе самостоятельной работы с учебником. Детям предлагается ряд вопросов к тексту, на которые они должны найти ответы. Причем вопросы и ответы даются не только в прямой форме, но и в косвенной, требующей анализа и рассуждения, опоры на собственный опыт. После самостоятельного поиска обязательно проводится фронтальная проверка точности и правильности, найденных ответов, отсеивание лишнего.
Приём «Знаю, узнал, хочу узнать». Применяется как на стадии объяснения нового
материала, так и на стадии закрепления. Например, при изучении творчества А.С. Пушкина дети самостоятельно записывают в таблицу, что знали о Пушкине и его произведениях, что узнали нового, какие его стихи и что хотели бы узнать. Работа с этим приемом чаще всего выходит за рамки одного урока. Графа «Хочу узнать» дает повод к поиску новой информации, работе с дополнительной литературой.
Приём «Мозговой штурм» позволяет активизировать младших школьников,
помочь разрешить проблему, формирует нестандартное мышление. Такая методика не ставит ребёнка в рамки правильных и неправильных ответов. Ученики могут высказывать любое мнение, которое поможет найти выход из затруднительной ситуации.
Приём «Уголки» можно использовать на уроках литературного чтения при
Приём «Написание творческих работ» хорошо зарекомендовал себя на этапе
закрепления изученной темы. Например, детям предлагается написать продолжение понравившегося произведения из раздела или самому написать сказку или стихотворение. Эта работа выполняется детьми, в зависимости от их уровня развития.
Приём «Создание викторины». После изучения темы или нескольких тем дети
самостоятельно, пользуясь учебными текстами, готовят вопросы для викторины, потом объединяются в группы, и проводят соревнование. Можно предложить каждой группе выбирать лучшего – «знатока», а потом задать ему вопросы(участвуют все желающие).
Приём «Логическая цепочка». После прочтения текста учащимся предлагается
построить события в логической последовательности. Данная стратегия помогает при пересказе текстов. Этот приём можно использовать при подготовке к пересказу большого по объёму произведения.
Приём «Тонкие и толстые вопросы». Дети учатся различать те вопросы, на
которые можно дать однозначный ответ (тонкие вопросы), и те, на которые ответить определенно невозможно, проблемные (толстые) вопросы.
Примеры ключевых слов толстых и тонких вопросов
Дайте несколько объяснений, почему.
Почему Вы считаете (думаете) …?
Предположите, что будет, если…?
Данная работа способствует развитию мышления и внимания учащихся, а также развивает умение задавать »умные» вопросы. Классификация вопросов заставляет вдумываться в текст и помогает лучше усвоить его содержание.
Прием «концептуальная таблица» особенно полезен, когда предполагается сравнение трех и более аспектов или вопросов. Таблица строится так: по горизонтали располагается то, что подлежит сравнению, а по вертикали различные черты и свойства, по которым это сравнение происходит
.Приём «Верные/ неверные утверждения»
После чтения текста
.Приём «Кубик (ромашка) Блума» (технология активно-продуктивного чтения)
На гранях кубика написаны начала вопросов: