навыки культуры питания в детском саду
Культура питания в детском саду
Анастасия Кучева
Культура питания в детском саду
Культура питания в детском саду
Культура питания в детском саду — наука, необходимая в современной жизни. Фаст-фуд, который выглядит привлекательно в условиях вечной нехватки времени, так и норовит вытеснить здоровую пищу из нашего рациона. Это совсем не полезно для растущего детского организма. Поскольку дети проводят большую часть дня в детском саду, то именно на воспитателей ложится обязанность научить ребенка полезно, вкусно, красиво и, самое главное, аккуратно питаться.
Уроки этикета начинаются уже в раннем возрасте. Ребенок учится не только правильно вести себя за столом, но и уверенно пользоваться столовыми приборами, быть опрятным и вежливым.
Правила сервировки стола
В зависимости от времени приема пищи столы сервируются по-разному.
К завтраку на середину стола ставят вазочку с цветами, хлебницу, тарелку с порционным маслом, салфетницу, блюдца. Вилки раскладываются с левой стороны, ножи — с правой, ложки — параллельно краю стола. Основное блюдо, чтобы не остыло, подается только тогда, когда ребенок садится за стол. Посуду убирают слева от сидящего ребенка.
К обеду стол сервируют похожим образом, однако сок и компот в чашки на столе разливают заранее, на край стола ставят горкой тарелки. При этом, в младших группах ставятся только глубокие тарелки, а в средней и старшей — глубокие и мелкие тарелки в тех случаях, когда второе раскладывается в группе, а не приносится из кухни. Использованная посуда тут же убирается.
В некоторых садах поощряют привычки детей, которые не всегда можно назвать полезными. Например, многие ребята, которые не любят вареный лук, морковь или капусту, выкладывают их на тарелку, заранее заготовленную нянечкой. Однако воспитатели должны проводить работу с воспитанниками, стараясь научить есть всю гущу вместе с жидкостью. В крайнем случае, кусочек лука можно положить на край своей тарелки.
К полднику стол сервируется, как и на завтрак —с единственным отличием: не подается масло.
Формирование культурно-гигиенических навыков за столом
По мере взросления ребенка его навыки поведения за столом совершенствуются. Зайти в группу ясельную и старшую, и вы не только увидите, но и услышите разницу. Малыши сидят абы как в силу своего возраста и неусидчивости, крошки раскиданы, пытаются болтать — не везде, конечно, но это типичная картина.И взять старшую группу: дети сидят и спокойно едят, никто не болтает, не смеется. После еды вытираются салфеткой, благодарят нянечку и помогают дежурному убрать за собой посуду.
Общение с детьми во время еды требует тщательной психологической подготовки. Известно, что поддерживать беседу – это мастерство, научиться которому непросто. Главное – разговоры не должны носить ни обучающего, ни назидательного характера. Темы должны быть нейтральными. Например, можно поговорить о продуктах, из которых приготовлен обед, или о том, что из еды больше всего детям нравится, и т. д. При этом пожелание “Приятного аппетита” – обязательно!
Детей раннего возраста (1-2 года)учат:
• мыть руки перед едой и вытирать их насухо полотенцем (с помощью взрослого);
•пользоваться чашкой: держать ее таким образом, чтобы жидкость не пролилась, пить не торопясь;
• вытираться салфеткой после еды;
• самостоятельно есть ложкой густую пищу, есть с хлебом;
• после окончания приема пищи выходить из-за стола и задвигать стул.
Детей первой младшей группы (2-3 года)учат:
• самостоятельно мыть руки перед едой, насухо вытирать их полотенцем;
• опрятно есть, держа ложку в правой руке;
• вытираться салфеткой после еды;
• благодарить после еды.
Детей второй младшей группы (3-4 года)учат:
• самостоятельно и аккуратно мыть руки с помощью мыла, насухо вытираться полотенцем, вешать полотенце на свое место;
• правильно пользоваться столовыми приборами;
•кушать аккуратно: не крошить хлеб, пережевывать пищу с закрытым ртом.
Детей средней и старшей групп (4-5 лет, 5-6 лет)учат:
• брать пищу небольшими порциями;
• правильно пользоваться столовыми приборами (вилкой, ложкой, ножом);
• сидеть с прямой спиной;
• аккуратно составлять посуду после еды;
• относить за собой часть посуды.
Дети подготовительной к школе группы (6-7 лет) закрепляют полученные навыки культуры поведения за столом: не кладут локти, сидят прямо, тщательно пережевывают пищу, правильно пользуются столовыми приборами.
Формы привития культуры питания
Формы привития культуры питания в детском саду разнообразны. Одной из них является дежурство. Дежурным по столам выдают нарядную форму, состоящую из цветных колпачков и фартучков. Все эта одежда хранится в «Уголке дежурного».
Дежурить дети начинают со второй младшей группы, в конце учебного года. Дежурный помогает нянечке накрыть стол, за которым сам кушает. Дошкольник расставляет стаканы, кладет салфетки, ложки, ставит хлебницы.
В средней группе дети закрепляют навыки сервировки стола.Во втором полугодии обязанностей прибавляется: расставить блюдца, которые предварительно поставила на стол нянечка, вложить в стаканы салфетки, убрать после еды хлебницы и стаканы с салфетками.
В старшей и подготовительной группах дежурные могут самостоятельно сервировать стол и прибираться после приема пищи. В обязанности дежурных входит не только расстановка посуды, но и, например, складывание тканевых салфеток. Это занятие очень способствует развитию мелкой моторики руки.
Серьезно дежурные относятся к объявлению меню, своего рода актерской мини-сценке. Ведь меню можно зачитать с выражением так, что дети, до сих пор не испытывавшие голод, захотят попробовать все блюда.
«Воспитание у дошкольников культуры поведения за столом»
1. Организация детского питания напрямую связана со столовым этикетом и формированием у детей культуры поведения за столом. Знакомство и овладение навыками столового этикета позволяет дошкольнику быть уверенным в себе. Задача воспитателей, а также родителей – научить ребенка правильно вести себя за столом, умело пользоваться столовыми приборами, быть обходительными в застольном общении.
2. Правильное отношение к еде, разным блюдам, умение пользоваться столовыми приборами и салфетками следует вырабатывать с раннего возраста. Воспитатель должен учить детей мыть руки перед едой,правильно сидеть во время приема пищи: не откидываться на спинку стула, не расставлять локти и не ставить их на стол. Необходимо также следить, чтобы во время еды воспитанники не спешили, не отвлекались и не играли столовыми приборами, не набивали рот.
3. Формировать культурно-гигиеническиенавыки необходимо последовательно и постепенно с учетом возрастных особенностей ребенка:
Обучать детей правилам поведения за столом можно как на специально организованных занятиях, так и во время приема пищи. Завтракая и обедая вместе с детьми, воспитатель должен демонстрировать им правила этикета, разумность и необходимость их соблюдения.
Во время приема пищи на чистом столе должны находиться общие предметы,необходимые во время еды: солонка, хлебница, салфетница.
Помимо приобретения вышеперечисленных навыков, воспитание культуры питания подразумевает формирование у ребенка правильного отношения к еде. Употребление «здоровых» продуктов, умеренность в еде, разнообразное питание должны с раннего детства стать основой для формирования пищевого поведения ребенка, чтобы впоследствии сложиться в образ жизни. Но привить ребенку эти ценности возможно, только в случае если все члены семьи придерживаются принципов здорового питания.
Что такое натуральные нормы питания в детском саду НОРМА питания детей в детских садах с длительностью пребывания 12 часов (граммов в день на одного ребенка) Продукты / Для детей в возрасте.
Физическая культура в детском саду как основа физического развития, здоровья и безопасности ребенка Главная задача физического воспитания в детском саду – обеспечить всестороннюю физическую подготовленность каждого ребенка, помочь приобрести.
Консультация «Культура питания в детском саду» Методическая база по сервировки стола. 2 младшая группа №06 «Веснушки» МБДОУ 28 детский сад «Матрёшка» Подготовила: Сергеева.
Консультация для воспитателей по организации питания в детском саду Консультация для воспитателей по организация питания в детском саду В ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА: Сервировка стола должна быть такой, чтобы.
Консультация «Организация питания детей и формирование эстетических навыков приема пищи. Культура поведения за столом» Здоровье детей невозможно обеспечить без рационального питания, которое является необходимым условием их гармоничного роста, физического.
Консультация «Культура питания для самых маленьких» Диетологи утверждают – то, как мы едим, также важно, как и то, что мы едим. Для здорового роста и полноценного развития малыша имеет огромное.
Мини-лекция для родителей «Физическая культура малыша дома и в детском саду» МАДОУ ДС№3 г. Владикавказ воспитатель: Рюмина О. Г. МИНИ-ЛЕКЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ Тема: «Физическая культура малыша дома и в детском саду».
Организация питания в детском саду Детское питание является одним из основополагающих факторов, влияющих на состояние здоровья и гармоничное развитие ребёнка. Дошкольник большую.
Памятка «Организация питания детей в детском саду» Памятка Организация питания детей в детском садуВыполнение санитарно-гигиенических требований (санитарное состояние; проветривание; размещение.
Воспитание культурно-гигиенических навыков. Культура питания в детском саду (из опыта работы)
1. КГН во второй младшей группе.
2. Методы и приемы обучения, актуальные для работы в младшем дошкольном звене.
3. Культура питания в детском саду. Организация дежурства.
Культурно гигиенические навыки во второй младшей группе.
Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве. Поэтому очень важно с самого раннего возраста воспитывать у ребенка полезные для здоровья навыки, закреплять их, что бы они стали привычками. Одно из направлений работы педагога ДОУ с дошкольниками – это развитие культурно-гигиенических навыков. Это ключевая составляющая, с одной стороны культуры поведения, а с другой, здорового образа жизни ребенка. Работа по этому направлению должна планомерно проводиться с самого начала пребывания ребенка в детском саду. То есть если ребенок познакомился с детским садом в яслях, то прививать навыки необходимо с момента поступления. Но отметим, что основная часть ребятишек начинают ходить в дошкольное учреждение именно с 3 лет, то есть со второй младшей группы. И поэтому этот период особенно важен в вопросе привития КГН.
Конечно,формирование КГН начинается в семье: многие заботливые родители уделяют очень много внимания и сил для того, чтобы приучить сына или дочь к самостоятельности и аккуратности. Но. К сожалению. все мы сталкивались и с такими родителями. Которые всю ответственность за всестороннее развитие своего чада перекладывали полностью на сотрудников ДОУ. В частности, на сегодняшний день, имеются случаи, когда ребенок, в возрасте трех лет, не имеет представление что такое горшок и для чего он нужен, и приходит в детский сад в памперсе. Основная часть поступивших детей не имеют навыков самостоятельно приема пищи. Так как родители кормят их с ложки дома. Поэтому во второй младшей группе. роль воспитателя в вопросе формирования даже элементарных навыков, очень велика.
За время пребывания во второй младшей группе воспитанники должны овладеть такими навыками,как:
•Правильно и быстро умываться: засучивать рукава, мыть руки с мылом; умывать лицо, набирая воду в ладошки и окатывая полностью лицо водой; стряхивать капли воды, после умывания, в раковину (делать замочек); тщательно вытираться полотенцем и вешать его на крючок.
•Уметь пользоваться индивидуальным носовым платком: доставать его из кармана, разворачивать и обратно аккуратно сваривать после использования. Уметь высмаркиваться.
• Иметь элементарные навыки поведения за столом: кушать столовыми приборами, вытираться салфеткой, жевать пищу с закрытым ртом, не разговаривать во время приема пищи, кушать аккуратно и последовательно, не играть с едой.
• Самостоятельно одеваться и раздеваться с минимальной помощью взрослых, аккуратно вешать на стульчик вещи или убирать в шкафчик, выворачивать одежду и замечать необходимость поправить внешний вид.
Методы и приемы обучения, актуальные для работы
в младшем дошкольном звене.
Для успешного формирования КГН у дошкольников необходимо задействовать массу педагогических приемов. Осуществлять их необходимо с учетом возрастных особенностей воспитанников. Так при работес малышами четвертого года жизни самыми актуальными будут следующие приемы:
Личный пример взрослого – дошкольники, особенно младшего звена, весьма наблюдательны и очень часто стремятся подражать взрослым. Именно поэтому воспитатель и помощник воспитателявсегда должны быть образцом для детей: в поведении, манере разговаривать, внешнем виде и тд. Пример взрослого может быть и прямым («Повторяй за мной», и косвенным, то есть, педагог демонстрирует красоту этикета, сидит с ровной спиной, вежливо разговаривает. После возвращения с прогулки педагог аккуратно снимает верхнюю одежду и обувь, стараясь что бы дети непременно это заметили. Можно первое время прям акцентировать внимание детей.
Обязательная похвала- обязательно поощрять дошкольников, которые хорошо справляются с заданием. Например, «Какой же у нас Миша умница! Не брызгался водой, а вымыл руки аккуратно, быстро. И мыло положил на место» или «Как же аккуратно и красиво Катя повесила курточку в шкафчик! Я надеюсь. Что и остальные ребята смогут так же сделать» Подробное ободрение поступка ребенка вызовет у остальных малышей желание поступать подобным образом, ведь им тоже хочется, чтобы их похвалили. При этом педагог должен показать свою искреннюю заинтересованность.
Сопровождение гигиенических процедур художественным словом – все гигиенические процедуры малышей желательно поддерживать художественным словом. Фольклор способствует более интересно, а главное эффективно освоить навыки. Например, при расчесывании уместно рассказывание потешки «Расти коса до пояса», «Петушок, петушок, подари мне гребешок». А во время умывания – «Водичка, водичка.», «Ай лады, лады, лады»
Моделирование игровых ситуаций – Специальные игры и упражнения – очень эффективное средство привития КГН в работе с малышами. Он помогают педагогу завуалировать свою поучающую позицию и в тоже время позволяет без особых усилий привлечь внимание детей, активно на них воздействовать.
Игровые ситуации могут быть примерно следующие:
— Умение вести себя во время приема пищи: «Расскажем зайчику, как следует правильно кушать», «Поможем куклам накрыть столик к обеду» «День рождения у куклы Наташи» и тп.
— Навыки умывания. Мытья рук с помощью того же приема «Научим зайчика умываться». Игра «Мыльные перчатки»
— Навыкиодевания и раздевания: «Соберем куклу Настю на прогулку». Игра «Сандалики поссорились». «Покажем зайчику как правильно складывать вещи на стульчик» и тд
— игры на моторику рук. Становление навыков одевания и раздевания неотделимо от совершенствования мелкой моторики пальцев рук (что бы ребенок мог справляться с пуговицами, шнурками, молнией) в этом плане не заменимы пособия типа «Шнуровка», «Тренажёры с молниями и пуговицами», «разложи пуговки по цветам «и тд
— Пальчиковая гимнастика – она так же хорошо тренирует мелкую моторику рук, привлекает внимание детей, помогает освоить последовательность действий.
Пример пальчиковой гимнастики
Текст гимнастики Действия детей
«Вот водичка капает»
Вот водичка капает: кап-кап-кап Дети ударяют указательным пальцем по левой ладони
Ручки моем мы вот так: так-так-так «намыливают» руки
Вот водичка капает: кап-кап-кап Дети ударяют указательным пальцем по правой ладони
Мы водичку наберем: так- так-так Делают из ладоней «чашечку»
И умоем личико чистенькой водицей «Умываются»
Вот как хорошо! Разводят руки в стороны и улыбаются
«Дай молочка, Буренушка»
Дай молочка, Буренушка
Хоть капельку на донышке
Имитируют как доят корову
Малые ребятки Соединить ладошки в «чашечку»
Дай им сливок ложечку,
Молочка для кашки. Указательным пальцем правой руки проводить по ладони левой руки
Указательным пальцем левой руки проводить по ладони правой руки
Всем дает здоровье
Молоко коровье Показывают поднятые вверх большие пальцы
Взаимодействие с семьей – Обязательное условие для плодотворного культурно-гигиенического воспитания – контакт педагога с семьей. Родителям необходимо принимать активное участие в развитии детей. Важно, чтобы взрослые не только требовали выполнения определенных правил, но и сами подавали пример. И что бы воспитатель имел представление насколько родители заинтересованы в воспитании своего ребенка, педагог может провести следующие формы работ:
— Анкетирование по тематике;
-Тематические родительские собрания;
— Оформление папок- передвижек, консультаций;
Непременным условием для качественного усвоения культурно – гигиенических навыков является непрерывность воспитательного процесса. Только в таком случае сформированные у детей навыки становятся осознанным действием. А затем привычкой.
Культура питания в детском саду.
Культура питания в детском саду подразумевает привитие этикета, навыков приема пищи, формирование привычки здорового питания. Так как дети проводят большую часть дня в детском саду, поэтому именно на воспитателей ложится обязанность научить ребенка полезно, красиво и, самое главное, аккуратно питаться.
Уроки этикета начинается уже в раннем возрасте. Ребенок учится не только вести себя за столом, но и уверенно пользоваться столовыми приборами. Быть вежливым и аккуратном.
Культурно- гигиенические навыки перед приемом пищи.
Перед приемом пищи в группе должна быть создана спокойная атмосфера, что бы дети не были возбужденными или утомленными. Шумные игры и прогулка заканчиваются за пол часа до еды. Это время используется для спокойных игр, бесед, чтения художественной литературы. Проводятся разучивание и закрепление пальчиковых, дыхательной гимнастик, беседы с детьми о здоровом образе жизни, правилах поведения за столом. Наблюдение за трудом младшего воспитателя.
Далее обязательно, перед приемом пищи, воспитанники аккуратно моют руки, тщательно намыливая их и смывая мыльную пену. Вытирают руки индивидуальным полотенцем и вешают его на крючок. Воспитатель контролирует процесс. Помогает как словесно, так и действиями. Приветствуется использование фольклора во время умывания. Тем самым у детей формируются элементарные навыки поведения во время умывания, и совершенствуются КГН.
В детском саду учат детей питаться на классический европейский манер. Приветствуется наличие наглядной схемы сервировки стола. То есть по середине стола ставится салфетница и хлебница. На столах лежат клеенки или общая скатерть. Которые убираются и моются после приема пищи. На салфетницах стоят тарелки, справа от тарелки бокал и ложка.
В начале года во второй младшей группе накрывает младший воспитатель. Во второй половине учебного года вводится дежурство. Имеется несколько вариантов организации дежурства.
— Дежурят четверо детей (возможно больше, в зависимости от количества столов). За каждым столом свой закрепленный дежурный.
— Двое дежурных на все столы.
Перед тем как ввести дежурство проводится специальное занятие, на котором подробно показывается и объясняются все действия, привлекая детей к их выполнению. Занятие может проводится неоднократно и в разных формах (игра – инсценировка, сюжетно – ролевая игра, беседа). Дежурным выдают специальную, эстетичную форму – фартук и колпак. Что способствует интересу к данной деятельности и желанию выполнять ее тщательно и качественно. На данный момент в нашей группе идет активная подготовка к началу введения дежурства. Подготовлены карточки с картинками в уголок дежурства. Родители сшил фартуки и колпаки для дежурных.
Дежурные сервируют столы с помощью младшего воспитателя: стелют салфетки, расставляют хлебницы и посуду. Необходимо обращать внимание на последовательность сервировки. В зависимости от времени приема пищи столы сервируются по- разному.
К завтраку стол сервируется следующим образом: на середину стола ставится хлебница с хлебом, накрытая салфеткой, десертные тарелки. Затем раскладывают десертные ложки. Бокал ставится справа от тарелки. Основное блюдо детям подает младший воспитатель перед тем, как дети сядут за стол. Подают и убирают посуду слева от сидящего ребенка. Если на завтрак подают яйца. Их кладут в тарелку, которая стоит в центре стола (то есть десертную).
К обеду стол сервируется следующим образом: на середину стола так же ставится хлебница с хлебом и салфетница. На стол стелят либо общую скатерть, либо индивидуальные салфетки. Далее ставят тарелки под второе блюдо и блюдце, справа от тарелки ложки, как и бокал, справа в верхнем углу от тарелки. Второе блюдо не нужно преждевременно раскладывать,что бы оно не остыло: остывшая пища менее полезна. Если воспитатель и младший воспитатель внимательно следят за детьми, они всегда успеют вовремя подать второе. Для салатов и овощных нарезок ставят в центре стола отдельные тарелочки. Салат необходимо разложить сразу, перед тем как дети сядут
К усиленному полднику стол сервируется следующим образом: так же как и на завтрак,но с единственным отличием: если есть выпечка, фрукт, то необходима отдельное блюдце у каждого ребенка. То есть скатерть или индивидуальные салфетки, в середину стола хлебница и салфетница. Тарелка на каждого ребенка. Справа от тарелки ложка десертная. Справа в вверху от тарелки бокал. И если есть выпечка или фрукт то в центре стола ставятся блюдечки.
В процессе еды дети осваивают правила этикета: учатся пользоваться столовыми приборами, салфеткой, быть вежливыми, не разговаривать, а также соблюдать правила ЗОЖ и ОБЖ. В обязательном порядке каждый ребенок имеет свое место за столом. Рассаживая детей, воспитатель обращает внимание на осанку, как стоит стульчик. При необходимости тихо подходит и поправляет. Напоминает, как правильно держать ложку. Презентует блюдо (называет его и рассказывает чем оно полезно) Во время приема пищи воспитатель не торопит детей, не отвлекает посторонними разговорами, следит за поведением за столом, соблюдением чистоты и аккуратности.
После окончания приема пищи воспитатель учит детей аккуратно промакивать салфеткой рот и вытирать руки. Салфетки выкидывать в специальную емкость и благодарить за еду и выходя из-за стола тихонько задвигать стульчики. Воспитатель следит что бы дети выходили из-за стола с пустым ртом, без хлеба или фруктов.
По мере взросления ребенка его навыки совершенствуются и расширяются. И в более старших группах они становятся прочнее и глубже.
«Маленький Мойдодыр» как средство формирования культурно-гигиенических навыков у детей Наблюдая за детьми, часто замечала, что выходя из туалета или перед едой дети забывают мыть руки. Они моют чаще после напоминания воспитателя.
Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшей группы Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшей группы. Актуальность проекта. Выбранная тема показалась мне интересной и актуальной.
Консультация для родителей младшей группы «Освоение культурно — гигиенических навыков детьми трёх — четырех лет» Консультация для родителей младшей группы «Освоение культурно – гигиенических навыков детьми трёх – четырех лет». В 3 года дети многое умеют.
Методическая разработка проекта по формированию культурно-гигиенических навыков у детей старшего дошкольного возраста Актуальность. Личная гигиена — это совокупность навыков и привычек, которые приобретаются уже в дошкольном возрасте и применяются в течение.
Перспективное планирование «Формирование культурно-гигиенических навыков» в старшей группе (февраль — май) ФЕВРАЛЬI неделя Тема: «Как умываются животные» Цель: Продолжать учить детей правильно мыть руки и умывать лицо. Воспитывать наблюдательность.
Перспективное планирование «Формирование культурно-гигиенических навыков» старшая группа (сентябрь-январь) СЕНТЯБРЬI неделяТема: «Как нужно ухаживать за собой» Цель: Повысить осведомленность ребенка в вопросах ухода за собой. Воспитывать привычку.
Семейный клуб «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста» С раннего детства нужно прививать ребенку навыки, которые впоследствии превратятся в привычку культурного поведения. Если ребенка постоянно.