навыки работы проводников специальных собак

Bookitut.ru

Основы дрессировки собак — проводников

Весь комплекс, из которого слагается дрессировка собаки — проводника, состоит из общего и специального курсов.

Общий курс дрессировки необходим для выработки у собаки навыков послушания, правильного поведения в различных условиях жизни и работы.

Дрессировку собаки — проводника проводят примерно по следующему плану:

— приучение собаки к дрессировщику, выработка доверия к нему и привязанности;

— приучение к снаряжению (ошейнику, поводку, наморднику);

— выработка навыков на основные команды дрессировки: «ко мне!», «рядом!» (занять место у левой ноги хозяина), «сидеть!», «лежать!», «стоять!», «место!», «гуляй!», «фу!» (прекратить нежелательные действия), «апорт!» (подать предметы), «голос!»;

— выработка навыков безразлично относиться к отвлекающим внешним раздражителям (к животным, выстрелам, к пище, предлагаемой посторонними или найденной на земле).

Специальный курс дрессировки — это приучение собаки водить слепого, оповещая его о встречающихся на пути препятствиях, причем собака должна научиться самостоятельно выполнять ряд определенных сложных действий. Ниже приводится перечень навыков, которые необходимо выработать у собаки — проводника, и последовательность их отработки:

— приучение к шлейке;

— равномерное, безостановочное движение по свободному от препятствий пути (команды «вперед!», «тише!», «вправо!», «влево!»);

— остановка перед различными препятствиями (нижними, верхними); обход боковых препятствий; усложнение упражнений по фиксированию препятствий;

— работа с собакой в усложненных условиях (подъем и спуск по лестницам и крутым склонам; переход по узкому мостику, фиксированию узких проходов; переход улиц; посадка в транспорт);

— движение по маршруту.

Дрессировка собаки — проводника начинается с выработки у нее четкой дисциплины, привязанности к дрессировщику, выдержки, полного безразличия к тем происходящим вокруг явлениям, которые не связаны с вождением слепого или не являются для него опасными. Это — основа, на которой строится вся дрессировка собаки — проводника.

В зависимости от индивидуальных особенностей собаки срок ее обучения и передачи хозяину колеблется от трех до четырех месяцев при условии, если занятиям отводится не менее двух часов в день.

Источник

Основы дрессировки собак — проводников

Основы дрессировки собак — проводников

Весь комплекс, из которого слагается дрессировка собаки — проводника, состоит из общего и специального курсов.

Общий курс дрессировки необходим для выработки у собаки навыков послушания, правильного поведения в различных условиях жизни и работы.

Дрессировку собаки — проводника проводят примерно по следующему плану:

— приучение собаки к дрессировщику, выработка доверия к нему и привязанности;

— приучение к снаряжению (ошейнику, поводку, наморднику);

— выработка навыков на основные команды дрессировки: «ко мне!», «рядом!» (занять место у левой ноги хозяина), «сидеть!», «лежать!», «стоять!», «место!», «гуляй!», «фу!» (прекратить нежелательные действия), «апорт!» (подать предметы), «голос!»;

— выработка навыков безразлично относиться к отвлекающим внешним раздражителям (к животным, выстрелам, к пище, предлагаемой посторонними или найденной на земле).

Специальный курс дрессировки — это приучение собаки водить слепого, оповещая его о встречающихся на пути препятствиях, причем собака должна научиться самостоятельно выполнять ряд определенных сложных действий. Ниже приводится перечень навыков, которые необходимо выработать у собаки — проводника, и последовательность их отработки:

— приучение к шлейке;

— равномерное, безостановочное движение по свободному от препятствий пути (команды «вперед!», «тише!», «вправо!», «влево!»);

— остановка перед различными препятствиями (нижними, верхними); обход боковых препятствий; усложнение упражнений по фиксированию препятствий;

— работа с собакой в усложненных условиях (подъем и спуск по лестницам и крутым склонам; переход по узкому мостику, фиксированию узких проходов; переход улиц; посадка в транспорт);

— движение по маршруту.

Дрессировка собаки — проводника начинается с выработки у нее четкой дисциплины, привязанности к дрессировщику, выдержки, полного безразличия к тем происходящим вокруг явлениям, которые не связаны с вождением слепого или не являются для него опасными. Это — основа, на которой строится вся дрессировка собаки — проводника.

В зависимости от индивидуальных особенностей собаки срок ее обучения и передачи хозяину колеблется от трех до четырех месяцев при условии, если занятиям отводится не менее двух часов в день.

Читайте также

ОСНОВЫ ОБЩЕЙ ДРЕССИРОВКИ

ОСНОВЫ ОБЩЕЙ ДРЕССИРОВКИ Общая дрессировка собак — выработка дисциплинирующих навыков: подчиняться, делать что-либо по команде и так далее. Выработав эти навыки у собак, можно будет позднее готовить их к различным специальным службам: поиск по следу, сторожевая и др. Но

ОСНОВЫ ТЕОРИИ ДРЕССИРОВКИ

ОСНОВЫ ТЕОРИИ ДРЕССИРОВКИ 1. Типы нервной деятельности (НД) собак и изменения методики дрессировки применительно к типам нервной деятельности. По работе коры головного мозга служебные собаки распадаются на четыре основные группы:1) возбудимые, 2) тормозимые, 3)

Теоретические основы дрессировки

Теоретические основы дрессировки Все методы дрессировки по различным программам основаны на общих принципах, описанных академиком И. П. Павловым. Приучая собаку к определенному поведению в заданной обстановке, дрессировщик вырабатывает у нее условный рефлекс. Острый

6 ОСНОВЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДРЕССИРОВКИ

6 ОСНОВЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДРЕССИРОВКИ Воспитывать и дрессировать собаку нужно уже в щенячьем возрасте. Некоторые несложные навыки можно привить щенку уже с 1,5-2 мес. Приступая к воспитательной дрессировке щенка, следует учитывать следующее:– необходимо соизмерять

Глава XI Основы дрессировки служебных собак

Глава XI Основы дрессировки служебных собак Использовать собаку для служебных целей (караульной, розыскной и других служб) можно лишь после дрессировки.Чтобы успешно и правильно дрессировать собаку, нужно знать основные принципы и правила дрессировки.Долгое время не

1. НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ ПОВЕДЕНИЯ И ДРЕССИРОВКИ СОБАК

1. НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ ПОВЕДЕНИЯ И ДРЕССИРОВКИ СОБАК Эффективность и качество подготовки собак к различным видам деятельности требуют от специалистов-кинологов знания зоопсихологии, этологии, физиологических основ поведения и дрессировки животных, а также умения применять

Основы дрессировки щенков и декоративных собак

Основы дрессировки щенков и декоративных собак Добиваться красивой постановки собаки непосредственно в выставочных условиях – бесполезное дело. Ваш пес нервничает, его окружает множество новых запахов, чужих людей и других собак. Единственным способом быстро добиться

1. Физиологические основы дрессировки

1. Физиологические основы дрессировки Дрессировкой называется систематическое и планомерное воздействие человека на собаку в целях приучения ее к выполнению определенных действий по определенным сигналам.Физиологической основой дрессировки является рефлекторная

I. ПРИМЕНЕНИЕ СОБАК В КАЧЕСТВЕ ПРОВОДНИКОВ СЛЕПЫХ

I. ПРИМЕНЕНИЕ СОБАК В КАЧЕСТВЕ ПРОВОДНИКОВ СЛЕПЫХ С древнейших времен собака применялась в качестве помощника человека, лишенного зрения.Крайняя нужда веками заставляла слепых бродить по ярмаркам и базарам в поисках скромного заработка, петь и играть на примитивных

III. ОСНОВЫ ДРЕССИРОВКИ СОБАК

III. ОСНОВЫ ДРЕССИРОВКИ СОБАК Общее представление о поведении собак и их дрессировке Поведение — это характер жизни и действий животных в различных условиях. В естественных условиях поведение направлено прежде всего на сохранение жизни и воспроизведение.Дрессировка —

Инструкция о порядке распределения и использования собак — проводников для слепых

Инструкция о порядке распределения и использования собак — проводников для слепых Утверждена постановлением президиума ЦП ВОС от 31/X 1960 г. № 28-2Собаки — проводники предназначаются для облегчения передвижения (в городах и сельской местности) инвалидов I группы, не

Республиканская школа восстановления трудоспособности слепых и подготовки собак-проводников

Республиканская школа восстановления трудоспособности слепых и подготовки собак-проводников 196178. В школе служебного собаководства // Жизнь слепых. — 1961. — № 2. — С. 30–31. — То же. — С. 98–103, — РТШ.196379. Рябинин В. Служба зрения // Наука и жизнь. — 1963. — № 4. —

Теоретические основы дрессировки

Теоретические основы дрессировки Под дрессировкой понимается целенаправленный обучающий процесс, в результате которого собака усваивает навыки, необходимые ей для помощи человеку в определенном виде деятельности. В частности, курс дрессировки гончей включает

Источник

Собаки-поводыри для слепых: породы, тонкости подготовки

навыки работы проводников специальных собак. Смотреть фото навыки работы проводников специальных собак. Смотреть картинку навыки работы проводников специальных собак. Картинка про навыки работы проводников специальных собак. Фото навыки работы проводников специальных собак

Собака-поводырь, или, как говорят специалисты из этой сферы, собака-проводник, – безусловный помощник слабовидящего человека, помогающий ему с максимально возможной безопасностью передвигаться вне пределов квартиры или дома. Главная задача такой собаки – ведя хозяина по дороге, выбирать наиболее безопасную траекторию и предупреждать обо всех препятствиях на пути. Под препятствиями понимаются бетонные ограничители для машин, заборчики, лестницы, выступы или ступени, низкие ветки деревьев или низко висящие провода, светофоры, траншеи и т.д. и т.п. У этих и любых других препятствий собака останавливается и ждет, пока ее хозяин с помощью белой трости не обследует объект и не поймет, что это и как его можно обойти. И только после того, как человек подаст команду, животное продолжает движение.

В повседневной речи намного более распространен вариант «собака-поводырь», однако с точки зрения профессионалов, эти животные называются «собака-проводник». Поэтому если вы разговариваете со специалистами, лучше выбирать более официальную формулировку.

Собак-проводников учат ходить на полкорпуса впереди владельца, а ведет он ее на специальной шлейке с жесткой дугой, что позволяет лучше чувствовать питомца. Однако это – лишь малая часть того, чему обучают поводырей. В России их подготовкой занимаются нескольких специализированных центров. Один из самых известных расположен недалеко от Москвы – в микрорайоне Купавна города Балашиха. Полное название этого центра звучит как «Российская школа подготовки собак-проводников Общероссийской общественной организации инвалидов „Всероссийское ордена Трудового Красного Знамени общество слепых“» (РШПСП ВОС). Еще один крупный центр собак-поводырей расположен в той же Балашихе, но в Железнодорожном – это учебно-кинологический центр «Собаки – помощники инвалидов» (более краткий вариант – «Собаки-помощники»).

навыки работы проводников специальных собак. Смотреть фото навыки работы проводников специальных собак. Смотреть картинку навыки работы проводников специальных собак. Картинка про навыки работы проводников специальных собак. Фото навыки работы проводников специальных собак

На примерах данных школ мы и предлагаем рассмотреть, как обучают собак- поводырей. Конечно, программы подготовки во многом схожи, ведь и к проводникам предъявляются схожие требования.

Первая книга по тренировке собак-проводников была выпущена еще в 1819 году. Однако наиболее активное развитие данного направления приходится на послевоенный период – для помощи тем, кто потерял зрение в боях. В Европе это Первая мировая война, в СССР – Великая Отечественная.

Важные умения собак-проводников и требования к ним

В обычной жизни проводник – обычная же собака, которая любит ласку хозяина, игры, прогулки, лакомства. Однако в рабочее время – когда животное ведет хозяина – его поведение должно отвечать строго определенным критериям.

навыки работы проводников специальных собак. Смотреть фото навыки работы проводников специальных собак. Смотреть картинку навыки работы проводников специальных собак. Картинка про навыки работы проводников специальных собак. Фото навыки работы проводников специальных собак

Кроме того, собака должна быть общительной, любить хозяина, стремиться ему помогать. Человеколюбие – очень важная черта поводырей. Без этого они не смогут по- настоящему заботиться о незрячем человеке в соответствии с его потребностями. Важны и физические данные – проводник должен быть здоровым, выносливым, хорошо переносить передвижение в транспорте и т.д.

Некоторые инвалиды, у кого уже есть собака, просят, чтобы ее воспитали как поводыря. Однако в большинстве случаев это невозможно.

Стадии обучения собак-проводников

Обучение собак-поводырей начинается с самого юного возраста, и всю программу можно разделить на несколько этапов. Животные регулярно проходят тесты, в рамках которых оцениваются их психологическое состояние, успешность в учебе и т.д. В итоге, например, в Купавне из всех отобранных щенков проводниками становятся 70-80%. Тех, кто не справился с испытаниями, центры продают по достаточно демократичным ценам или отдают в дар.

навыки работы проводников специальных собак. Смотреть фото навыки работы проводников специальных собак. Смотреть картинку навыки работы проводников специальных собак. Картинка про навыки работы проводников специальных собак. Фото навыки работы проводников специальных собак

В 2016 году центр в Купавне передал новым хозяевам 49 собак, в 2015-м – 51, в 2014-м – 55. Одновременно здесь могут готовить около 100 животных, в школе в Железнодорожном – около 50.

Подготовка собак-поводырей завершается главным экзаменом, который имитирует проведение по маршруту слепого человека (в его роли выступает инструктор в очках, полностью блокирующих зрение). Эту пару сопровождает «видящий» экзаменатор, который смотрит правильность выполнения заданий и фиксирует ошибки, если они есть.

навыки работы проводников специальных собак. Смотреть фото навыки работы проводников специальных собак. Смотреть картинку навыки работы проводников специальных собак. Картинка про навыки работы проводников специальных собак. Фото навыки работы проводников специальных собак

Строгость отбора и сложность тестирований необходимы для того, чтобы и инструкторы, и собственно будущие владельцы могли быть уверены: воспитанник центра действительно станет надежным помощником. Про собак-поводырей для слепых говорят, что они не просто глаза своего хозяина – в некоторых ситуациях они буквально спасают человеку жизнь. Таким образом, качественная подготовка проводников имеет действительно большое значение.

На сайте школы в Купавне можно узнать, какие собаки, не справившиеся с программой, ищут своего хозяина, а также сколько стоит такой питомец.

Породы собак-проводников

Важный вопрос заключается в том, какие породы собак могут стать поводырями. Среди приоритетных черт характера – обучаемость, смышленость, человеколюбие и т.д. Актуален и такой аспект, как простота ухода, ведь незрячему человеку может быть сложно выполнять некоторые действия. Поэтому не всем подходят, например, длинношерстные породы, хотя они также используются.

навыки работы проводников специальных собак. Смотреть фото навыки работы проводников специальных собак. Смотреть картинку навыки работы проводников специальных собак. Картинка про навыки работы проводников специальных собак. Фото навыки работы проводников специальных собак

навыки работы проводников специальных собак. Смотреть фото навыки работы проводников специальных собак. Смотреть картинку навыки работы проводников специальных собак. Картинка про навыки работы проводников специальных собак. Фото навыки работы проводников специальных собак

навыки работы проводников специальных собак. Смотреть фото навыки работы проводников специальных собак. Смотреть картинку навыки работы проводников специальных собак. Картинка про навыки работы проводников специальных собак. Фото навыки работы проводников специальных собак

навыки работы проводников специальных собак. Смотреть фото навыки работы проводников специальных собак. Смотреть картинку навыки работы проводников специальных собак. Картинка про навыки работы проводников специальных собак. Фото навыки работы проводников специальных собак

Волонтерство для школ

Школы приветствуют волонтерскую работу. Обычно под этим подразумевается, что желающие могут взять на себя первый и второй этап обучения, и тогда центр дрессировки собак-поводырей сфокусируется только на спецкурсе (третий этап). Например, центр в Купавне принимает в дар или покупает собак стоимостью до 10 тыс. руб. Главные критерии отбора – чтобы характер, выправка и способности животных отвечали тем же требованиям, что предъявляются к другим воспитанникам. Иными словами, подходящей считается собака, которая легко сходится с человеком, обучаема, воспитана, не боится громких звуков и т.д.

Каждому человеку собаку подбирают индивидуально, учитывая как совместимость характеров, так и другие аспекты, например, рост и вес животного – чтобы владельцу было удобно ходить со своим питомцем и ухаживать за ним.

В РШПСП ВОС готовы взять восточно-европейских и немецких овчарок, лабрадоров и голден-ретриверов возрастом до двух лет. Конечно, животное должно быть здоровым, а вот соответствие традиционным стандартам породы в данном случае совсем неважно.

В свою очередь, школа в Железнодорожном построила работу с волонтерами по другой схеме. Здесь активно привлекают приемные семьи, которые воспитывают уже отобранных центром щенков с 2-3 месяцев до года, после чего животные возвращаются в школу и переходят к спецкурсу. Породы собак для будущей передачи слепым или для использования при реабилитации детей здесь те же самые – в основном это голден-ретриверы и лабрадоры.

навыки работы проводников специальных собак. Смотреть фото навыки работы проводников специальных собак. Смотреть картинку навыки работы проводников специальных собак. Картинка про навыки работы проводников специальных собак. Фото навыки работы проводников специальных собак

При необходимости волонтеры обеспечиваются кормом и всеми предметами собачьего быта, кроме того, к ним регулярно (обычно еженедельно) приезжают специалисты центра, в том числе чтобы проводить со щенками специальные занятия. Главная задача приемной семьи – позаботиться о животном, социализировать его, обучить основным командам. Кураторы и ветеринары школы готовы оказать любую консультацию и помощь, будь то совет по воспитанию или передержка животного на время отпуска волонтера.

По истечении положенного времени щенка обязательно надо будет вернуть на дальнейшее обучение, однако экс-воспитатель сможет узнавать о судьбе собаки: прошла ли она спецкурс, нашла ли хозяина, как живет и т.д. В центре подчеркивают, что содержание будущего-поводыря – не только социально ответственная работа, но и, например, своеобразная тренировка для тех, кто подумывает завести собаку, но пока не уверен, что справится с уходом за ней.

Подготовка хозяина к работе с собакой-проводником

Согласно законодательству, инвалиды по зрению первой группы (при условии, что они граждане РФ старше 18 лет) могут получить собаку-проводника бесплатно, как и специальную шлейку. Для этого нужно оформить соответствующее направление от соцорганов, после чего подать заявку в школу. Человека ставят в лист ожидания и оповещают, когда подходящая собака находится – обычно это происходит через 3-12 месяцев.

навыки работы проводников специальных собак. Смотреть фото навыки работы проводников специальных собак. Смотреть картинку навыки работы проводников специальных собак. Картинка про навыки работы проводников специальных собак. Фото навыки работы проводников специальных собак

Важно, что к совместной жизни готовят не только собаку, но и хозяина. В частности, правила центров и в Купавне, и в Железнодорожном предписывают, что будущий владелец должен пройти 2-недельный курс обучения. В его рамках людям объясняют, как правильно ухаживать за собакой, как подавать команды, как передвигаться с ней по улице и т.д. По итогам практических и теоретических занятий необходимо сдать экзамен.

На время обучения «студенты» центра в Купавне живут в гостинице при школе, причем уже через несколько дней после знакомства собака переселяется в номер хозяина. Это необходимо для того, чтобы животное и человек лучше узнали друг друга. Результат подобной политики весьма позитивен – процент отказа от животных минимален (меньше 5%).

Как и обычных собак, проводников поощряют лакомствами, в том числе за правильно указанные препятствия. Поэтому владелец не выходит на маршрут без угощений для питомца.

Школы собак-проводников в России

Мест, где в России готовят собак-проводников, очень немного. В некоторых источниках можно встретить утверждение, что школа в Купавне вообще единственная, но на самом деле это не так. Со списком подобных центров вы можете ознакомиться ниже.

ГородНазвание организацииСайт
Москва«Российская школа подготовки собак-проводников Общероссийской общественной организации инвалидов „Всероссийское ордена Трудового Красного Знамени общество слепых“» (РШПСП ВОС)sobakaprovodnik.ru
МоскваУчебно-кинологический центр “Собаки-помощники инвалидов”www.guidedogs.ru
Санкт-ПетербургШкола подготовки собак-помощников и поводырей «Ева»canistherapy.com

Видео о собаках-поводырях

Источник

Навыки работы проводников специальных собак

V. СПЕЦИАЛЬНЫЙ КУРС ДРЕССИРОВКИ

Специальный курс дрессировки вырабатывает у собаки навыки, необходимые для ее использования как проводника слепого. Путем специальной дрессировки собаку приучают водить слепого, оповещая его о встречающихся на пути препятствиях. При этом собаку приучают самостоятельно выполнять ряд определенных сложных действий. Качество дрессировки собаки — проводника зависит от правильного подхода к процессу дрессировки. Специальный курс является основным и наиболее сложным в системе дрессировки собаки — проводника. К дрессировке собаки по специальному курсу следует приступать после того, как у дрессировщика установятся правильные и хорошие взаимоотношения с собакой, когда собака будет беспрекословно подходить к дрессировщику по команде «ко мне!» и выполнять основные команды общего курса дрессировки, которые служат основой при отработке специального курса.

Приступают к дрессировке по специальному курсу, предварительно приучив собаку к специальному снаряжению (шлейке).

Приучение собаки — проводника к шлейке

Для приучения собаки к шлейке дрессировщик использует те же приемы, что и при приучении к ошейнику, поводку, наморднику.

Надевание шлейки должно предшествовать прогулке с собакой и сочетаться у нее с приятными ощущениями от прогулки и выгуливания.

При проявлении собакой беспокойства или при попытке сбросить шлейку дрессировщик должен переключить внимание собаки, подозвать ее, огладить и дать лакомство. Время носки шлейки на прогулке постепенно увеличивают.

Шлейка считается правильно надетой в том случае, если между телом собаки и поперечным и нагрудным ремнями плотно, но не туго, проходят два пальца руки. Всегда нужно помнить, что сильно затянутые ремни шлейки стесняют и ограничивают собаку в движениях, это особенно отрицательно сказывается в летний период.

После надевания шлейки свободный конец рабочего поводка прикрепляют к дуге шлейки.

Безостановочное ровное движение на пути без препятствий

Движение — основа, на которой отрабатываются все специальные навыки собаки — проводника.

Перед началом движения собака должна быть накормлена (не менее чем за 30 минут до выхода) и хорошо выгулена (не менее 10–15 минут). Затем ей надевают шлейку.

Подготовка собаки начинается с выработки у нее спокойного, ровного безостановочного темпа движения по пешеходным путям и приучения в командам: «вперед!», «тише!», «правее!», «левее!», причем собака должна находиться с левой стороны так, чтобы ее бедро было на линии левого колена дрессировщика. Левой рукой дрессировщик берется за дугу шлейки, в правой руке он держит трость. По команде «вперед!» он начинает движение по прямой линии, приучая собаку идти свободно, не натягивая сильно дугу шлейки.

Дрессировщик должен следить за поведением собаки и при малейшем отвлечении ее внимания на посторонние раздражители запрещать ей это командой «фу!», которую следует подкреплять рывком поводка или дуги шлейки.

При отклонении собаки вправо от пути движения дрессировщик угрожающим тоном дает команду «левее!», одергивает при этом собаку дуговым поводком и оттесняет ее, прикасаясь тростью к области шее, в левую сторону. Когда собака принимает правильное направление, дрессировщик поощряет ее восклицанием «хорошо!». В случае, если собака идет быстро, дрессировщик подает команду «тише!». Если она не выполнила команду, ее следует повторить в повышенном тоне и подкрепить механическим раздражителем в виду рывка поводка или дуги шлейки. Как только собака исполнит команду, ее поощряют восклицанием «хорошо!». В отдельных случаях для собак с сильным, неуравновешенным типом нервной системы целесообразно применять строгий ошейник.

Если собака медленно идет и слабо тянет, дрессировщик дает команду «вперед!», своим движением и рывком дуги шлейки заставляя собаку ускорить темп движения. После того как собака возьмет правильный темп движения, ее следует поощрить восклицанием «хорошо!». При слабой реакции собаки на команду «вперед!» дрессировщик периодически применяет метод подражания, следуя за идущим впереди помощником с собакой. Если и в этом случае собака не меняет темпа движения, можно применить механический раздражитель в виде легкого удара мягким предметом по задним конечностям собаки. После того как собака возьмет желаемый для дрессировщика темп движения, ее поощряют.

Обучая собаку поворотам по команде, дрессировщик при подходе к месту поворота замедляет движение, сдерживая этим собаку, и, подав команду «вправо!» или «влево!», направляет собаку дугой шлейки в нужную сторону. Постепенно собака привыкнет сама замедлять движение при подходе к поворотам. Никаких беспричинных остановок в пути допускать нельзя. Собака должна останавливаться только по команде дрессировщика. В случае, если собака на пути движения сделает попытку оправиться, дрессировщик запрещает ей это командой «фу!», подкрепляя ее рывком поводка, и затем, подав команду «вперед!», продолжает движение.

До момента перехода к упражнениям по фиксированию препятствий главной задачей дрессировщика является закрепление у собаки навыка продолжительного безостановочного движения. Поэтому в первые четыре-шесть дней двигаться следует без остановок до конечного пункта, который должен находиться на расстоянии не менее полутора километров, причем в пути не должно быть крутых поворотов и разветвлений.

Движение по пути, имеющему пересечения или разветвления дорог, вводят только при отработке у собаки навыка останавливаться перед препятствиями, к которым относятся и места пересечения дорог.

Остановка перед различными препятствиями

Навык предупреждения слепого о препятствиях на пути у собаки — проводника должен быть отработан до предельной точности. Нечеткая работа собаки может оказаться причиной большой опасности для слепого. Многие опасные для слепого препятствия совершенно несущественны для собаки, и она легко делает ошибки. Например, узкая щель в дощатом настиле в представлении собаки не является препятствием, и она ее переступает, а слепой может получить травму.

Дрессировщик должен приучить собаку оповещать своего хозяина о препятствиях, хотя и не существенных для самой собаки, но представляющих опасность для слепого. Вначале собаку обучают предупреждать о препятствиях, расположенных на земле. Порядок расположения различных препятствий на учебной тренировочной дорожке (в учебном городке), где обычно проводят занятия, периодически меняют во избежание образования у собаки нежелательной связи с формой и местом расположения препятствий. В процессе занятий препятствия постепенно усложняют и увеличивают их количество.

Нижние препятствия. Первоначально на учебно-тренировочной дорожке ставится не более двух-трех нижних сплошных препятствий, через которые собака не может перешагнуть. Подходя к такому препятствию, дрессировщик замедляет движение, сдерживая собаку поводком, а перед самым препятствием останавливает ее командой «стоять!». Останавливаться у препятствия собака должна на таком расстоянии, чтобы дрессировщик легко мог достать до него палкой. Одобряя собаку восклицанием «хорошо!», дрессировщик привлекает ее внимание к препятствию, постукивая по нему палкой. После небольшой выдержки по команде «вперед!» продолжает движение. После многократного повторения подобных упражнений у собаки вырабатывается навык самостоятельной остановки перед препятствием и повышается внимание к лежащему впереди пути.

Если собака перешагивает через какое-либо препятствие, дрессировщик подает команду «стоять!» в повышенном тоне и одновременно легким рывком дуги шлейки возвращает собаку на то место, где она должна была остановиться. После этого дрессировщик снова подает команду «стоять!» и поощряет собаку оглаживанием и восклицанием «хорошо!».

Сильные механические раздражители на этой стадии дрессировки применять запрещается, так как можно затормозить реакцию собаки и она перестанет водить по препятствиям (не будет тянуть вперед) или же будет останавливаться слишком далеко от них. Сила механического раздражителя должна сочетаться с типом нервной системы собаки. Только при дрессировке собак с сильным типом нервной системы, занятия с которыми проводят с применением строгого ошейника, можно при попытке собаки перешагнуть через препятствие останавливать ее одновременно с командой «стоять!» легким рывком поводка, привязанного к дуге шлейки.

После выработки навыка самостоятельной остановки перед нижними препятствиями занятия продолжают в учебно-тренировочном городке.

Верхние препятствия. Верхние препятствия являются для собаки наиболее сложными, так как они не препятствуют ее движению. В начальный период дрессировки верхние препятствия располагают примерно на высоте 60–70 см. от земли. По мере образования условного рефлекса высоту этих препятствий постепенно увеличивают до уровня роста человека.

Собаку приучают останавливаться перед закрытыми шлагбаумами, выдающимися из стен балками, перед натянутыми над землей веревками и другими поднятыми над землей препятствиями, о которые может удариться слепой.

Для отработки у собаки условного рефлекса останавливаться перед верхними препятствиями дрессировщик, приблизившись к такому препятствию, с целью привлечь внимание собаки постукивает по нему тростью. Одновременно он дает команду «стоять!». При остановке собаку поощряют восклицанием «хорошо!» и лакомством. Для собак, у которых очень медленно вырабатывается условный рефлекс на остановку перед верхними препятствиями, можно применить такой способ: прикрепить рейку так, чтобы ее можно было легко сбросить. Как только собака пройдет верхнее препятствие, необходимо строгим тоном подать команду «стоять!» и одновременно сбросить рейку на собаку, что вызовет у нее соответствующую реакцию. Постепенно у собаки выработается устойчивый условный рефлекс.

Обход боковых препятствий

Наибольшую сложность представляет приучить собаку обходить боковые препятствия, так как собака должна правильно оценить ширину оставшейся части дороги и в зависимости от этого самостоятельно сделать выбор, фиксировать ли это препятствие остановкой или обойти его с наиболее удобной и безопасной для слепого стороны. При обходе препятствия, находящегося слева, опасности для слепого нет, так как между препятствием и слепым находится собака. При обходе же препятствия, расположенного с правой стороны, для слепого существует опасность удариться о него. Поэтому наиболее важно приучить собаку обходить препятствия, находящиеся справа.

При дрессировке собаки по обходу препятствий, расположенных слева, ее приучают обходить препятствие вплотную, с тем, чтобы для слепого оставалось больше места.

В дальнейшем упражнения по фиксированию и обходу препятствий усложняют, вводя самые разнообразные препятствия и располагая их в различном порядке, а также приучают собаку фиксировать такие препятствия, как рвы и ухабы.

При подходе к канаве (ухабу) дрессировщик останавливает собаку командой «стоять!», тростью постукивает по краю канавы, после чего поощряет собаку восклицанием «хорошо!» и дает ей лакомство. Если данное препятствие преодолимо, дрессировщик дает команду «вперед!» и продолжает движение. Если же преодолеть препятствие невозможно, следует обойти его справа или слева.

В число препятствий, которые собака должна отмечать остановкой, включаются и места пересечения или разветвления дорог.

Работа с собакой в усложненных условиях

После отработки у собаки навыка останавливаться перед различными препятствиями в учебно-тренировочном городке и вождения по маршрутам в облегченных условиях приступают к дрессировке собаки по вождению в усложненных условиях, т. е. в условиях действительной работы по вождению.

Основная задача этого периода дрессировки — закрепление ранее выработанных у собаки условных рефлексов и совершенствование их в более сложных условиях. Дрессировку усложняют путем удлинения пути и чередования различных естественных и искусственно расставленных препятствий, а также введением различных отвлекающих внешних раздражителей (животные, транспорт, выстрелы и т. д.).

Подъем и спуск по лестницам и крутым склонам. Очень важно приучить собаку к осторожному подъему и спуску по лестницам. Вначале используют небольшие лестницы, в две-три ступеньки.

Подойдя к лестнице, дрессировщик останавливает собаку командой «стоять!» и постукивает тростью по первой ступеньке с целью привлечь внимание собаки. После небольшой выдержки дрессировщик подает команду «вперед!» и вместе с собакой медленно поднимается по лестнице, приостанавливаясь на каждой ступеньке. Попытки собаки ускорить движение дрессировщик пресекает командой «тише!» и рывком поводка. Правильное движение собаки по лестнице поощряют восклицанием «хорошо!», а по окончании подъема собаку оглаживают и дают ей лакомство.

Спуск по лестнице более труден для собаки. При спуске дрессировщик держит собаку на поводке рядом с собой. За правильный спуск собаку поощряют.

При подъеме и спуске по длинным лестницам требуют, чтобы собака останавливалась перед первой ступенькой на каждой лестничной площадке.

В дальнейшем собаку тренируют в преодолении различных лестниц, в том числе перекидного железнодорожного моста. В случае, если собака проявляет трусость при подъеме или при спуске с перекидного железнодорожного моста, следует подбодрить ее, оглаживая и давая лакомство.

Перед незначительными неровностями поверхности почвы остановки от собаки не требуют. Приучают лишь замедлять движение, подав команду «тише!». Перед крутыми спусками и подъемами собаку приучают делать остановку. Подходя к такому спуску или подъему, дрессировщик замедляет темп движения и останавливает собаку командой «стоять!», привлекая внимание собаки к спуску или подъему постукиванием тростью по краю его. Затем собаку поощряют и после небольшой выдержки начинают по команде «вперед!», «тише!» преодоление склона, придерживая собаку за дугу шлейки и добиваясь тем самым медленного темпа движения.

Переход по узкому мостику. Фиксирование узких проходов. При переходе по узкому мостику через ров или через канаву дрессировщик перед мостиком останавливает собаку командой «стоять!» и поощряет ее восклицанием «хорошо!». Если ширина мостика недостаточна для продвижения рядом с собакой, дрессировщик дает команду «вперед!», пропускает вперед собаку, а сам на расстоянии вытянутой руки следует за ней. Преодолев мостик, следует принять обычное положение и продолжать движение.

Перед узкими проходами, через которые нельзя пройти рядом с собакой, ее останавливают командой «стоять!» и после небольшой выдержки продолжают движение, подав команду «вперед!» и пропустив вперед собаку.

Переход улиц. Самым опасным моментом для слепого является переход улиц. Поэтому отработке у собаки данного навыка уделяют большое внимание. Собаку заблаговременно приучают к движению транспорта и к посторонним людям. При переходе улиц и дорог слепой должен остановиться, внимательно прислушаться и, прежде чем ступить на проезжую часть дороги, сделать предупреждающий знак тростью, что соответствует правилам уличного движения. Подняв ее вверх и выждав, когда схлынет поток машин, он дает команду собаке «вперед!» и начинает переходить улицу.

Посадка в транспорт. Посадка в транспорт осуществляется с задней площадки. Подойдя вплотную к открытой двери вагона и взявшись за поручень, дрессировщик командует «вперед!» и заходит в вагон вместе с собакой. Если вместе войти невозможно, дрессировщик, вытянув вперед руку с дугой шлейки, пропускает сначала собаку, а затем входит сам. В случае, если собака проявляет боязнь, дрессировщик подбадривает ее восклицанием «хорошо!», оглаживанием… игрой, дает ей лакомство. Если собака не может самостоятельно войти в вагон транспорта, дрессировщик оказывает ей помощь: поднимает ее в вагон, взяв руками под живот.

Выходить из вагона первым должен дрессировщик. Перед выходом у двери он командует собаке «стоять!» и, сойдя на землю, подает команду «ко мне!».

С собакой, которая при поездке беспокойно ведет себя, необходимо чаще ездить на всех видах транспорта.

Движение по маршруту

Дрессировку собаки — проводника по специальному курсу заканчивают приучением водить по определенному маршруту по командам «работа!», «магазин!», «аптека!» и т. д.

В населенных пунктах при движении по тротуару следует придерживаться правой стороны, а при движении по проезжей части дороги — левой, что соответствует правилам уличного движения.

Обход людей производится с левой стороны, но если нет такой возможности, допускается обход и справа. У собаки необходимо выработать спокойное отношение к людям. Если она проявляет беспокойство или робость в многолюдных местах, следует чаще ходить с ней в места скопления людей (рынки, вокзалы и т. д.). Если собака пытается обнюхать встречных людей, дрессировщик дает команду «фу!», сопровождая ее рывком поводка или дуги шлейки.

При движении с собакой — проводником по проезжей части дороги в случае появления встречных машин дрессировщик подает команду «левее!» и левой ногой или прикосновением трости к шее собаки оттесняет ее влево от проезжей части дороги и продолжает движение. Если же нет возможности продвигаться, дрессировщик отходит с собакой в сторону и останавливается. Пропустив машины, движение продолжают.

В этот период собаку тренируют в наморднике. Необходимо следить за тем, чтобы собака вела по маршруту, используя при соответствующих условиях все выработанные у нее навыки.

По прибытии в конечный пункт маршрута собаке дают отдых, сняв с нее намордник и шлейку, поощряют лакомством и выгуливают.

После отдыха дрессировщик снова надевает на нее шлейку и намордник, подает команду «домой!» и начинает движение по тому же маршруту в обратном направлении.

Для начала достаточно собаке освоить один-два маршрута. Дальнейшие тренировки по освоению маршрутов будет проводить сам слепой.

В процессе дрессировки собаки по освоению маршрутов дрессировщик должен имитировать движения и действия слепого. К концу дрессировки собаки он ходит с завязанными глазами.

По окончании курса дрессировки степень подготовки собаки — проводника должна соответствовать требованиям, предъявляемым к подготовленным собакам — проводникам.

Передача подготовленной собаки — проводника слепому

Передача слепому подготовленной собаки — проводника является заключительной и наиболее ответственной частью работы дрессировщика. Надо приучить собаку четко работать с другим хозяином и научить нового хозяина, слепого, управлять собакой.

При передаче роль дрессировщика заключается главным образом в наблюдении и консультации. Практическую работу с собакой должен вести сам слепой. Он должен хорошо знать правила подачи команд, правила применения принуждения и поощрения, а также все основные положения по технике дрессировки и тренировки собаки. Дрессировщик должен подробно рассказать слепому об индивидуальных особенностях передаваемой собаки и о методах подхода к ней.

С самого начала слепой должен стать действительным хозяином собаки. Это не так легко, так как собака, поступающая в распоряжение человека, лишенного зрения, чувствует ограниченность контроля с его стороны и, естественно, стремится стать хозяином положения, теряет дисциплину и может приобрести нежелательные, опасные для слепого навыки.

Поэтому уже в начале передачи собаки слепому влияние дрессировщика на нее должно полностью замениться влиянием нового хозяина. По окончании передачи собака должна безотказно выполнять все подаваемые им дисциплинарные и специальные команды, независимо от действующих на нее в этот момент отвлекающих внешних раздражителей.

Процесс передачи хорошо подготовленной собаки — проводника занимает обычно 12 дней. За это время слепой обучается ходить с ней совершенно самостоятельно. На первом этапе передачи желательно, чтобы слепой сам ее обслуживал.

Общение дрессировщика и членов семьи слепого с собакой должно ограничиваться только необходимой помощью в тех случаях, когда новый хозяин в ней нуждается. Но и при этом все приятное для собаки должно обязательно исходить непосредственно от ее нового хозяина. При вождении слепого собака должна совершенно безразлично относиться ко всем остальным людям, включая и прежнего хозяина — дрессировщика. Слепой должен по возможности больше общаться с собакой, лично кормить ее и выводить на прогулки, больше ласкать, давать лакомства и т. д. Дрессировщик же, наоборот, не должен поддерживать у собаки заинтересованности в общении с ним. Он должен решительно пресекать все попытки собаки подойти к нему в присутствии слепого, заставляя ее возвращаться рывком поводка или даже прибегая к легкому удару поводком. Слепому в этот момент следует подзывать собаку и поощрять ее лакомством и оглаживанием.

Присутствуя на занятиях, дрессировщик должен не подменять слепого, заставляя собаку выполнять то или иное действие, а лишь объяснять слепому, как это делается. Передавая собаку, дрессировщик с первого же дня должен предоставить слепому по возможности большую самостоятельность в работе с ней. Когда собака привыкнет к слепому и начнет относиться к нему как к хозяину, можно приступить к практическим упражнениям по общему послушанию.

Под наблюдением дрессировщика, а затем и самостоятельно, слепой практикуется в управлении собакой с помощью дисциплинарных команд, сначала в спокойном, уединенном месте, а потом и при наличии различных отвлекающих внешних раздражителей.

Характерной ошибкой при передаче собаки — проводника является поспешный переход к специальной практике по вождению, когда собака еще не чувствует в слепом своего хозяина, нечетко выполняет его команды, допускает ошибки. А так как слепой не может вовремя отреагировать на все это, собака привыкает к неправильной работе, в результате чего слепой долго не может обойтись без помощи дрессировщика.

Только после установления хороших взаимоотношений между слепым и собакой, после четкого выполнения подаваемых им дисциплинарных команд возможна практическая работа слепого по вождению.

Практиковаться в движении с собакой сначала нужно на наиболее простом из маршрутов, где слепой может ориентироваться самостоятельно.

При первых упражнениях в движении слепого с собакой — проводником по маршруту дрессировщик идет рядом, предупреждая за несколько шагов о встречающихся препятствиях, с тем чтобы своевременно принять меры предосторожности. Но все команды, все меры принудительного и поощрительного характера применяет сам слепой.

Когда упрощенный маршрут будет освоен и слепой вполне овладеет техникой управления собакой при ходьбе с ней, можно переходить к проработке более сложного маршрута. Порядок и последовательность введения более сложных маршрутов с препятствиями остаются теми же, что и при тренировке собаки дрессировщиком в вождении по маршрутам. Чтобы научиться уверенно пользоваться собакой и не портить ее, слепой должен практически проработать все основные моменты движения с собакой — проводником по свободным от препятствий путям, по маршрутам с препятствиями и в усложненных условиях, изложенных в соответствующих главах настоящего пособия.

При правильно организованной практике движения по маршрутам слепой обычно начинает ходить с собакой — проводником самостоятельно уже через несколько дней. В дальнейшем работу собаки периодически должен проверять методист. Он дает слепому соответствующие указания по ее тренировке.

Передача собак слепым осуществляется в следующей последовательности. Слепых вызывают в школу на 12 дней. По прибытии в школу за каждым слепым закрепляют определенную собаку. Тренер-дрессировщик, который передает собаку, знакомится со слепым и в первый же день пребывания слепого в школе знакомит нового хозяина с собакой, рассказывает о ее поведении, характере, о подходе к ней, о правилах поощрения животного, знакомит с правилами подачи команд.

На второй день тренер-дрессировщик рассказывает о том, как пользоваться спецснаряжением, и показывает на собаке, как правильно надевать и подгонять его. Затем проводят практические занятия — выходят на маршрут, не имеющий на пути препятствий. Инструктор рассказывает, как правильно управлять собакой.

На практических занятиях тренируются в хождении с собакой по маршрутам, с каждым днем усложняя их и применяя различные препятствия. За время пребывания в школе слепые хорошо усваивают теоретические вопросы и практические навыки управления собакой.

Тренировка собаки — проводника

Процесс дрессировки собак делится на два этапа, тесно взаимосвязанных и одинаково важных по своему значению, — на дрессировку и тренировку. Систематическая тренировка собаки — проводника производится в целях закрепления ранее выработанных навыков и совершенствования рабочих качеств собаки. Многие препятствия, на которые собака — проводник приучена реагировать, в практической работе встречаются сравнительно редко, но они опасны для слепого человека, и поэтому навыки животного нужно поддерживать путем регулярной тренировки.

Основная тренировка собаки — проводника — это работа на маршруте. Слепой должен требовать от собаки четкого фиксирования препятствий путем остановки или обхода их. Иногда слепые настолько осваиваются с расположением препятствий, что не обращают внимание на поведение собаки, даже принуждают ее продолжать движение, не отмечая препятствия. Владелец собаки должен помнить, что тренировка по специальному курсу является наиболее сложной. Несмотря на то, что при получении в школе собаки — проводника слепой изучил основы дрессировки собак и приобрел практические навыки в работе с собакой — проводником, он должен помнить, что как бы хорошо ни была отдрессирована собака, без регулярной и методически правильно поставленной тренировки в различных условиях выработанные животным навыки ослабевают или даже исчезают совсем.

Периодическая тренировка собаки — проводника после передачи ее слепому имеет исключительно важное значение. Опыт показывает, что наибольшей эффективности в специальной работе собака — проводник достигает именно в руках нового хозяина. Как дисциплинарные, так и специальные навыки окончательно отрабатываются в процессе повседневной работы слепого с собакой.

Особенно большое внимание при тренировке необходимо обращать на закрепление у собаки навыка фиксировать и обходить различные препятствия.

Для закрепления выработанных у собаки — проводника навыков вождения слепого, наряду с тренировочными занятиями по фиксированию встречающихся на пути естественных препятствий необходимо проводить занятия по фиксированию искусственно расположенных препятствий. Такая тренировка производится при помощи зрячего помощника.

Кто-либо из членов семьи слепого или из знакомых, выбрав удобное место на маршруте (на тротуаре или на проезжей части дороги), расставляет разнообразные препятствия на расстоянии 40–50 м одного от другого. Для сплошных нижних препятствий можно использовать доски, жерди, трубы и другие предметы; для боковых препятствий — ящики, бочки, короткие доски, жерди; для верхних препятствий — бельевую веревку с лоскутом, трубу, тонкий шест, рейку, устанавливаемые на уровне груди или роста человека.

Зрячий помощник, расставив препятствия, рассказывает слепому о характере их и дает направление. Сам он идет несколько позади слепого, ведомого собакой, и предупреждает его о каждом препятствии и расстоянии до него. Если собака не остановилась перед препятствием, слепой рывком поводка или дуги шлейки возвращает собаку обратно, ставит перед препятствием, произнося команду «стоять!», после чего поощряет собаку, подает команду «вперед!» и продолжает движение.

Таким образом проводится тренировка, при которой собака должна все нижние и верхние препятствия зафиксировать, а боковые — обойти справа или слева. Нужно добиваться точного обхода препятствий.

Путем постоянной, правильно организованной тренировки можно довести основные рабочие качества собаки — проводника до совершенства.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *