навыки руководителя отдела маркетинга
Кто такой директор по маркетингу и как им стать
Кто он — маркетолог или управленец? Должен ли он знать все нюансы маркетинга или достаточно уметь делегировать задачи? Чего от него ждут работодатели?
От директора по маркетингу (англ. Chief Marketing Officer, CMO) зависит популярность бренда, успех рекламных кампаний и слаженная работа маркетинговой команды. Хороший руководитель разбирается в инструментах продвижения, умеет управлять бюджетами, вести за собой людей и сотрудничать с другими отделами. Он принимает решения на основе данных — понимает цифры в отчётах и строит по ним стратегию. Да, для бизнеса директор по маркетингу — это настоящий супергерой.
Обычно эта должность существует в крупных компаниях, где маркетингом занимается целый отдел. В команде директора по маркетингу — SMM-щики, таргетологи, копирайтеры, дизайнеры, специалисты по контекстной рекламе и не только. Чем крупнее бизнес, тем больше узких специалистов в отделе маркетинга. А в небольших компаниях все или часть функций директора по маркетингу может выполнять исполнительный директор, маркетолог, руководитель проектов или отдела продаж.
Коммерческий редактор, SMM-специалист и консультант по продвижению бизнеса в digital-среде. Пишет об интернет-маркетинге и управлении.
Чем занимается директор по маркетингу
Цели директора по маркетингу = цели самой компании. Это может быть увеличение продаж, рост прибыли, улучшение узнаваемости и репутации бренда. Директор по маркетингу не отчитывается перед генеральным по тактическим вопросам, типа кликабельности (CTR) или стоимости клика (CPC), как это делает маркетолог перед руководителем отдела.
Основные обязанности директора по маркетингу:
Под все задачи можно находить ответственных, но директор по маркетингу должен контролировать процесс и отвечать за результаты.
Директора по маркетингу могут нанять со стороны, а могут повысить до этой позиции сотрудника внутри компании — например, маркетолога или проджект-менеджера, ведь сотрудник хорошо знает продукт и понимает внутренние процессы. (Недавно мы разбирали: все-таки директор по маркетингу — профессия или должность? — Ред.)
Чего ждут от кандидата
Ожидания зависят от отрасли, размера компании, целей владельца бизнеса и ещё множества факторов. В малом бизнесе на эту позицию могут искать человека, который будет выполнять все маркетинговые задачи самостоятельно. Проще говоря, директор по маркетингу в малом бизнесе — это хороший маркетолог. А в крупных компаниях у директора будет целый отдел сотрудников, и особенно важны будут навыки управления.
Независимо от размера компании, директор по маркетингу — ответственная и высокооплачиваемая должность, поэтому к кандидату выдвигают много требований:
Директор по маркетингу играет несколько ролей. Он стратег — у него есть понимание, куда двигаться, и в запасе всегда есть план «Б». Он управленец — независимо от того, управляет он лишь своим временем или целой командой. Он аналитик — работает с большим объёмом данных и на их основе принимает решения, быстро адаптируется к изменениям.
Какие личные качества важны
Директор по маркетингу — это про стресс, работу в команде, переработки, повышенную степень ответственности и постоянный профессиональный рост.
Вот что любят запрашивать все HR в подобных вакансиях:
Под этим всем скрывается потребность в человеке, который готов отвечать за результат и решать проблемы бизнеса и команды.
Как любой руководитель, директор по маркетингу найдёт общий язык с коллегами, подберёт крутых специалистов в штат или для временного партнёрства, добьётся выгодных для компании условий, замотивирует команду, поможет подчинённым расти в своей сфере и вдохновит своим примером.
Сколько зарабатывает директор по маркетингу
Заработная плата колеблется от 50 до 300 тысяч рублей в месяц. При этом на позиции директора по маркетингу бывают премии и бонусы за успешное выполнение задач, поэтому невысокая стартовая зарплата не равна низкому доходу.
BOSSHUNT
Каким должно быть резюме директора по маркетингу в 2020 году?
Если вы не занимались активным поиском работы в последние пару лет, то ваши знания о форме, дизайне и контенте резюме уже неактуальны. Используйте рекомендации в этой статье для написания современного резюме для следующих позиций в сфере маркетинга: директор по маркетингу, директор департамента по маркетингу и PR, операционный директор по маркетингу, руководитель отдела маркетинга, руководитель департамента коммуникаций, руководитель группы маркетинговых мероприятий, руководитель направления по PR, маркетингу и корпоративным коммуникациям.
Содержание:
1. Подготовка
Перед тем, как приступить к созданию резюме изучите статью «Универсальный метод написания продающего резюме». В этой публикации вы познакомитесь с кейсом, который поможет собрать всю необходимую информацию для написания продающего резюме. Напомню, что продающее резюме создается под конкретную цель поиска, соответствует требованиям вакансий по аналогичным позициям и содержит определенный набор ключевых слов.
2. Цель поиска
Формулировка вашей цели поиска должна быть расположена в начале резюме. В случае, если вы хотите откликнуться на вакансию, название позиции которой отличается от вашей текущей должности, то измените ее на ту, что указана в вакансии.
Список позиций, для которых можно использовать примеры в этой статье:
3. Профиль должности
Профиль должности — это эталон идеального кандидата, который содержит перечень требований к знаниям, навыкам, квалификации кандидата, необходимых для успешного выполнения должностных обязанностей. Описание вакансии – краткая версия профиля должности, которая включает список обязательных требований для первичного отбора кандидатов по резюме.
Функции
Управление:
• организация работы отдела: постановка задач, контроль исполнения, мотивация, обучение.
Стратегический маркетинг:
• участие в разработке маркетинговой стратегии компании;
• организация, контроль за выполнением маркетингового плана по всем каналам сбыта;
• финансовое бюджетирование и контроль расходов на маркетинг/рекламу/PR;
• разработка и реализация стратегии торговой марки/сегмента, торгового канала;
• анализ продукции, ценообразования и конкурентной среды, политика прибыльности по sku;
• планирование и анализ коммерческих показателей;
• разработка всех типов маркетинг-активностей: ATL, BTL, digital marketing.
Исследования/аналитика/ценовая политика:
• анализ и сегментирование целевой аудитории, тренды, тенденции развития рынка;
• формирование ценообразования и системы скидок по каналам сбыты и типам клиентов;
• анализ стоимости дистрибуции в каналах для оценки инвестиционной привлекательности, рекомендации по оптимизации затрат;
• контроль уровня прибыли по видам продукции, обеспечение достижения уровня реального роста, органического роста, доли рынка и целей по операционной прибыли;
• прогнозирование развития целевых показателей (оценка эффективности существующих/новых каналов сбыта, способов продвижения продукции).
Продукт/бренд/продвижение:
• формирование предложений по ассортименту продуктов;
• работа с товарным портфелем (участие в процессах доработки существующих продуктов, разработка/создание/ввод новых продуктов;
• позиционирование бренда на основе ключевых компетенций и специализации каналов продаж, предпочтений целевого покупателя, а также анализа конъюнктуры рынка;
• повышение узнаваемости и потребительской лояльности (LTV);
• управление процессом разработки дизайна, производства POSM;
• организация выставок, семинаров, мастер-классов, премий, участие в аналогичных мероприятиях компаний-партнеров;
• составление рекомендаций по ассортименту и стандартам продаж;
• расчёт и реализация программ лояльности для клиентов;
• разработка мероприятий по продвижению категории в канале;
• управление маркетинговыми и рекламными кампаниями/мероприятиями – от разработки концепции до реализации и оценки эффективности.
Интернет-маркетинг:
• работа с корпоративным сайтом;
• Digital-маркетинг (SEO, SEM, SMM, контекст, e-mail).
Коммуникации:
• формирование политики маркетинговых коммуникаций;
• организация разработки технологий PR;
• управление информационным обменом с партнерами компании;
• проведение тренингов по продукту и технике продаж.
Отчётность:
• консолидация и сведение отчетности по всем каналам сбыта, подготовка аналитических отчетов, прогнозирование развития целевых показателей (оценка эффективности каналов сбыта, способов продвижения продукции, анализ продаж, исполнение бюджета);
• подготовка отчетов по конъюнктуре рынка (сегменты, доли рынка, конкуренты, цены).
4. Обязанности
Ниже приведены списки обязанностей по позициям разного уровня. Это ключевые слова/словосочетания, по которым HR-менеджеры отбирают кандидатов по резюме. Выберите из предложенного перечня те, которые соответствуют вашему опыту и распределите их по вашим местам работы.
Руководитель направления маркетинговой коммуникации
Директор по маркетингу
• Разработка и реализация эффективной маркетинговой стратегии.
• Стратегическое и операционное управление маркетингом компании.
• Управление департаментом маркетинга.
• Стратегическое развитие и повышение узнаваемости бренда.
• Создание и поддержание корпоративного бренда, поддержание фирменного стиля Компании.
• Оказание активной поддержки сети продаж в осуществлении планов продаж.
• Разработка и представление предложений по вопросам стратегии продаж.
• Осуществление процесса эффективного взаимодействия и контроля за работой колл-центра.
• Общее управление продуктовым портфелем компании.
• Организация участия Компании в выставках, проведение мероприятий для клиентов (B2B), подготовка пресс-релизов, взаимодействие со СМИ, медиапланирование и запуск рекламы.
• Участие в разработке новых продуктов, вывод их на рынок.
• Формирование и внедрение продуктовой матрицы, ассортиментной и ценовой политики, реализация ценового позиционирования портфеля компании.
• Анализ рынка и позиции Компании, продуктового портфеля, перспектив его развития, анализ конкурентов.
• Разработка стратегии интегрированных маркетинговых коммуникаций.
• Создание системы контроля, оценки эффективности (система сквозных KPI в области маркетинга) и лидогенерации.
• Переработка существующих сайтов компаний, улучшение usability, дизайна.
• Подготовка аналитики и отчетности по рекламным и маркетинговым активностям.
• Бюджетирование и управление затратами в рамках ежегодного бюджета рекламных и маркетинговых мероприятий.
• Стратегический и тактический анализ рынка, конкурентов, потребителей, представленности брендов Компании.
• Построение системы оперативной коммерческой аналитики (продажи, продвижение, потребительская удовлетворенность).
• Оценка эффективности маркетинговых инструментов.
• Взаимодействие с внешними поставщиками услуг.
Директор по маркетингу, PR и коммуникациям
• Разработка, внедрение и контроль реализации маркетинговой стратегии Компании.
• Составление, согласование, контроль исполнения маркетингового бюджета.
• Проведение маркетинговых исследований (оценка емкости рынка, анализ тенденций рынка конкурентной среды, особенностей покупательского поведения и т. д.).
• Формирование ассортиментной и ценовой политик, каналов сбыта, разработка путей оптимизации.
• Разработка креативной концепции по всем направлениям бизнеса.
• Разработка стандартов визуализации бренд-бука.
• Вывод на рынок новых продуктов, позиционирование.
• Маркетинговая поддержка и развитие онлайн-направления.
• Формирование эффективной команды.
• Разработка и реализация программ по продвижению существующих и новых видов продукции (услуг), повышению уровня известности продукции (услуг), стимулированию сбыта, повышению лояльности потребителей.
• Организация, контроль и анализ эффективности маркетинговых кампаний.
• Оптимизация маркетинговых бизнес-процессов.
• Управление трейд-маркетинговыми активностями. Оценка и прогноз рентабельности акций с точки зрения получения планируемого количества продаж, конверсии покупок по акции, получения выручки по акции/к затратам по акции.
• Сегментация клиентской базы на группы, построение эффективного канала коммуникации с каждой группой.
• Управление программной лояльности целевых групп. Повышение уровня лояльности к бренду.
• Продвижение конкурентных преимуществ (конкурентная дифференциация).
• Контроль исполнения маркетингового плана всеми рекламными каналами компании, как в онлайн (digital marketing), так и в офлайн каналах.
• Анализ конкурентной среды: выявление сильных и слабых сторон конкурентов, мониторинг и анализ; увеличение объема продаж за счет переключения покупателей от конкурентов.
• Управление направлениями: партнерский маркетинг, программа лояльности, реклама и PR, интернет-продвижение, полиграфия и дизайн, стимулирующие акции.
• Оценка динамики ключевых показателей рынка.
• Работа с корпоративным сайтом (интернет-маркетинг: каналы привлечения клиентов и партнёров из интернета (SMM, Instagram, SEO, контекст и др., конверсия, usability).
• Формирование политики маркетинговых коммуникаций.
• Организация разработки ярких, целенаправленных технологий PR.
5. Примеры достижений
Основные точки притяжения в резюме – достижения. Приведите конкретные примеры того, чем вы занимались на своем текущем/предыдущем местах работы. Используйте предложенные ниже примеры как основу для создания собственных результатов. Они должны отражать основные KPIs вашей работы с учетом задач позиции на которую вы претендуете в настоящее время. Это могут быть результаты как в цифрах, так и без них.
Основные показатели эффективности отдела маркетинга
Индикаторы роста продаж:
Индикаторы эффективности инвестиций:
Индикаторы качества работы с потребителями:
Индикаторы качества рекламной кампании:
Примеры результатов по KPIs в цифрах:
Не на каждой позиции результаты деятельности поддаются количественному измерению. В таком случае вам нужно представить результаты в качественном выражении. Это могут быть: успешные проекты, положительные отзывы, награды, дипломы, продвижение по карьерной лестнице.
Примеры достижений по KPIs без цифр:
Ключевые проекты:
6. Ключевые навыки
Далее я привожу список навыков, которые требуются для успешного выполнения работы в вашей сфере. Выберите навыки, которыми владеете и включите их в резюме.
• B2B маркетинг
• B2C маркетинг
• Стратегический маркетинг
• Управление командой
• Маркетинговые коммуникации
• Corporate Marketing
• Trade Marketing
• Digital Marketing
• Интернет-маркетинг
• Организация мероприятий
• Event-менеджмент
• Marketing Events
• BTL
• ATL
• Планирование маркетинговых кампаний
• Управление бюджетом
• Медиапланирование
• Продвижение бренда
• Бренд-менеджмент
• Маркетинговый анализ
• Разработка маркетинговой стратегии
• Вывод новых продуктов
• Управление проектами
• Маркетинговые исследования
• Анализ бизнес показателей
• Проведение презентаций
• Маркетинговое планирование
• Конкурентный анализ
• Ценообразование
• Ассортиментная политика
• Исследование потребителей
• Определение ЦА
• Позиционирование
• PR
• Пресс-релизы
• Работа со СМИ
• Телемаркетинг
• Аналитика
• Опрос удовлетворенности клиентов
• Разработка маркетинговых материалов
• Контент-менеджмент
• Разработка контента сайта
• Запуск новостных лент
• SMM-менеджмент
• SEO
• CRM
• MS Office (Word, Excel, PowerPoint, Access)
7. Профессиональные качества
Список личностных качеств, которые требуются для необходимого уровня исполнения должностных обязанностей в профиле должности. Выберите качества, которыми вы обладаете и включите в резюме/сопроводительное письмо.
8. Примеры для раздела «О себе»
Раздел «О себе»- общее описание вашего профессионального бэкграунда. Он может быть оформлен в виде короткого абзаца из 1-4-х предложений или маркированного списка. Укажите те стороны вашей квалификации, которые являются неотъемлемыми компонентами вакансии, такие как направления деятельности, области специализации, ключевые компетенции, технические навыки, лицензии, сертификаты.
Далее я привожу примеры заполнения раздела «О себе», чтобы вы могли понять и наглядно представить, как это сделать правильно.
Директор по маркетингу: о профессии, обязанностях и функциях
Директор по маркетингу – ответственная профессия, от маркетинговых действий которой зависит прибыльность, успешность и имидж компании.
Директор по маркетингу является вершиной профессии. Он играет роль связующего звена между маркетинговой и другими службами компании. В обязанности директора по маркетингу входит главным образом решение стратегических вопросов и управление своим отделом. Само название позиции свидетельствует о развитой маркетинговой функции, о крупном размере компании, а значит стоящие перед маркетингом задачи тоже сильно сложнее.
В современном мире очень динамично меняется ситуация. Предпочтения потребителей изменчивы, а сами инструменты, обеспечивающие взаимодействие с целевыми аудиториями постоянно обновляются. Это требует тройной ответственности и профессионализма. Неудивительно, что руководитель маркетинга крайне востребованная позиция в компаниях, ведь не каждый готов взять на себя подобный груз — определять вектор развития бизнеса. Давайте рассмотрим в этой статье в чём состоит квалификация, за что отвечает и из чего складываются функции и обязанности этого «супергероя» корпоративного мира.
Чем занимается директор по маркетингу?
В отличие от специалиста директор по маркетингу не так глубоко погружен в детали маркетинговой активности. Собственно, это не входит в круг его обязанностей. Может возникнуть вопрос, чем занимается директор по маркетингу? Большая часть времени у него уходит на координацию работы с другими службами и принятие управленческих решений, в том числе по своему отделу.
Основная задача директора по маркетингу — это развивать бизнес компании. Поэтому он меньше внимания уделяет тому, что происходит с компанией в сегодняшний момент, а в большей степени старается заглядывать в завтрашний день. Маркетинговый управляющий сосредоточен на том, как из нынешнего состояния перетянуть бизнес на более высокий уровень достижений, в благоприятное желаемое положение.
Это требует пересмотра продуктового портфеля, развития новых категорий товаров, планирования изменения баланса между разными каналами распределения, внедрения цифровых подходов во взаимодействии с целевой аудиторией потребителей и т.д. Фактически директор по маркетингу должен создавать маркетинговые планы развития бизнеса, стимулировать их реализацию не только внутри собственного отдела, но и у других служб компании через коммуникацию с их функциональными руководителями. При этом данный профессионал должен следить за эффективностью всех маркетинговых активностей и управлять своим бюджетом.
Это не значит, что директор по маркетингу на своей должности совсем не в курсе тактической работы, полномочия выполнения которой он делегирует своим подчиненным. Это вовсе не так. Ведь, чтобы стать директором по маркетингу, нужно проделать путь карьерного роста и профессионального развития с нижней позиции специалиста или даже ассистента. А значит, он понимает, как строится работа по отдельным направлениям, что делает каждый его сотрудник на своём рабочем месте.
Руководитель несёт основную ответственность за то, как клиенты, партнеры, сотрудники воспринимают компанию и её бренды. Для этого он курирует все виды коммуникаций: брендинг, PR, SMM, performance-marketing, CRM, трейд маркетинг и т.д. Директор по маркетингу контролирует и утверждает операционный план, все мероприятия, применяемые командой или отдельными специалистами, чтобы обеспечить эффективность и результативность всей функции, а значит и для бизнеса в целом, т.е. продажи.
Руководителем становится не обязательно самый исполнительный специалист, который умеет великолепно реализовывать проекты. Для данной должности только этого недостаточно. Требуется стратегическое видение, глубокий анализ, хорошие организаторские способности и понимания принципов функционирования бизнеса. Совокупность этих качеств даёт предпосылки продвинуться вверх с рядовых маркетинговых позиций.
Функции и обязанности директора по маркетингу
Директор по маркетингу уже не столько специалист в дисциплине, сколько управленец. Это результат профессионального и карьерного роста либо внутри компании, либо перехода с повышением из одной организации в другую. До назначения на должность директора по маркетингу может предшествовать многолетняя работа на позиции его заместителя. Дело в том, что помимо более глубокого понимания маркетинговой дисциплины есть существенная разница в функциях и обязанностях с обычным специалистом. Для директора по маркетингу важны, если не сказать что в приоритете, менеджерские навыки, стратегический взгляд и понимание принципов развития бизнеса.
Для начальника важен опыт. Помимо демонстрации скрупулезных знаний в маркетинговой сфере, причём не только в одной из широкого круга специальностей, руководитель функции должен обладать опытом управления и умением мотивировать и поощрять профессиональное развитие межфункциональной команды специалистов отдела. Как лидер он должен наставлять ключевых сотрудников отдела маркетинга, оказывая им консультационную поддержку в выполнении их обязанностей, а также обеспечивая постоянный рост их профессиональных навыков.
Как стать директором по маркетингу? 8 советов от профессионалов
Специально для онлайн-университета Skillbox собственным опытом поделились руководители отдела маркетинга известных российских и международных компаний: Павел Симонов (CMO Skillbox), Александр Круглов (CMO ВКонтакте), Илья Ермолаев (CMO Freedom International Group и спикер программы Skillbox «Директор по маркетингу») и Мария Белицкая (Marketing Director at Levi’s)
Высшее образование я получал по совсем другой специальности — хотел быть современным государственным менеджером. Но так случилось, что стал работать в IT-компаниях. После нескольких запусков бизнесов и развития веб- и мобильных приложений, я попал в маркетинговую команду онлайн-кинотеатра IVI. Сейчас я возглавляю отдел маркетинга в онлайн-университете Skillbox — это самый крупный EdTech-проект в Рунете.
1. Изучайте работу разных отделов
Часто сотрудники разных департаментов не понимают, чем занимаются работники из других отделов. Но для директора по маркетингу необходимо это понимать, чтобы общаться со всеми на одном языке. На одном из мест моих работы в 2007-2008 году случилось недопонимание маркетологов и продакт-менеджеров — люди просто не понимали, чем занимаются их коллеги.
2. Сверяйте все планы с руководством
Не всегда нужно делать громоздкие презентации и ставить часовые встречи с CEO. Но хотя бы устно сверять планы и статусы — обязательно.
Один раз в IVI наша команда готовила внутреннее мероприятие, которое было посвящено презентации годового отчета. Сначала его готовил другой отдел, но за несколько недель до начала задачу передали нам. В итоге всё прошло отлично.
Но на следующее утро я получил сообщения от генерального директора — он спрашивал об отметках в звездных Instagram, выходах в профильных СМИ и еще кучи важных вещей. В экстренном режиме команда всё поправила, но все почувствовали, что потенциальное увольнение было где-то близко. Таких ситуаций лучше избегать.
У меня тоже нет образования маркетолога — по специальности я переводчик с немецкого и английского и даже пару лет работал по специальности. Но вместе с работой вёл несколько пабликов в соцсетях, это помогло попасть на позицию SMM-менеджера в digital-агентство. Это было 13 лет назад, «ВКонтакте» был совсем другим. А сейчас я руковожу отделом маркетинга этой соцсети.
1. Практика — лучшая учеба
Лекции, видеокейсы, дискуссии никогда не смогут процесс работы над прикладными задачами и обмен опытом с командой. Намного лучше сделать что-то руками, а не слушать про чей-то опыт. Однажды я был в Лондоне на митапе с крутыми SMM-специалистами. Спикер из Facebook рассказывал про успешный по его мнению кейс. Но среди слушателей был человек, который его реализовывал. И он рассказывал совершенно другие, гораздо менее приятные подробности.
2. Побольше общайтесь с руководством
CMO должен уметь слышать всех. Важно не только правильно ставить задачи, но и сверяться с ожиданиями руководителей. Приведу пример: в этом году мы запустили «Такси Вконтакте» — это новый проект с новой рекламной кампанией. У нас было мало времени, всё это осложнялось трудностями с согласованием проекта с коллегами из «Ситимобил». Когда всё было готово, мы утверждали проект с Борисом Добродеевым, генеральным директором Mail.ru Group. Стало понятно, что его ожидания отличались от того, что мы представили. В итоге кампания отлично отработала, наше такси дает «Ситимобил» 20% дополнительных поездок. Но разногласий можно было бы избежать, если бы мы построили работу по-другому.
У меня тоже нет профильного образования. Я училась на журфаке и всегда хотела работать по специальности — уже с последних классов школы работала на региональном телевидении. Потом я работала в газете «Акция», занималась политическим PR, а потом работала пиарщиком в IT. Именно из PR я пришла в маркетинг, когда занималась направлением fashion&sport в креативном агентстве. И через несколько лет заняла должность директора по маркетингу в Levi’s.
1. Не все знают, чем вы занимаетесь — это нормально
Коллеги из других отделов не всегда могут знать, что такое маркетинг и зачем он вообще нужен. Когда я только начинала работать, то думала, что все должны в нём разбираться. Но сейчас я понимаю, что не стоит переживать — лучше объяснить и отстоять свою точку зрения понятным языком.
Не надо бояться заниматься разными проектами и пробовать делать то, в чём нет опыта. Один раз я презентовала проект президенту Европы нашей компании, а сама была обычным бренд-менеджером. Ужасно переживала и нервничала. Это было лишним — всё прошло отлично. Топ-менеджеры — такие же люди, с похожей карьерной траекторией.
2. Прислушивайтесь к себе и не бойтесь расставаться с людьми
В одной из первых моих работ наша компания сотрудничала с внешним подрядчиком — креативным агентством. Они не работали так, как мы этого ждали: часто срывали дедлайны и не показывали нужные результаты. Но их представитель дружил с моим руководством, поэтому я пыталась «дотянуть» их работу до нужных KPI. Конечно, нужно было поступить по-другому — нанять более профессиональную команду. Если из-за чужой работы вы не можете добиться нужных результатов — изучайте рынок и нанимайте других специалистов.
CMO Freedom International Group
Как и Мария, я хотел быть журналистом — писал деловые новости для инвестиционной компании. Но потом устал и перешел в отдел интернет-проектов. С тех пор я работаю в сфере онлайн-маркетинга.
1. Прежде всего — научитесь управлять собой без давления сверху
Руководство будет больше вам доверять и меньше контролировать, если вы хорошо работаете. Это помогает вам чувствовать независимость и получать от работы только позитив. Но с другой стороны — вы можете перестать контролировать себя. У меня был такой опыт.
Я работал директором по маркетингу и PR в компании, которая организовывала всероссийские форумы. И нам нужно было разместить информацию об очередном мероприятии на билборде Москвы. Мой руководитель улетел в командировку и не отвечал на письма и звонки — я взял эту задачу на себя и все согласовал. Но он видел эту задачу совсем по-другому. Забавно, что сами баннеры он увидел уже тогда, когда возвращался на такси из Домодедово в Москву.
Важно быть специалистом с собственным мнением. Но никогда не забывайте сверять планы с директорами, владельцами бизнеса и командой.
2. Честность экономит время
Я научился быстро нанимать людей в команду — сейчас мне бывает достаточно даже одного собеседования. Большое значение придаю фото — сразу понимаю, хочу ли позвать человека на очную встречу. Но если во время собеседования я понимаю, что человек мне не подходит — я сразу же останавливаю беседу и честно ему об этом говорю. Это позволяет сэкономить деньги компании, мои усилия и время кандидата.