навыки smm что это
100 главных навыков SMM-специалиста
Social Media Marketing — это не состояние души и не волшебство, SMM-специалистом нельзя стать, набрав 5 000 друзей в Facebook или выступив на паре конференций. Стать профессионалом можно только овладевая определенными инструментами и постоянно прокачивая определенные навыки.
В этой статье я решил обобщить и систематизировать список навыков и умений, которые считаю максимально важными для SMM-специалиста. Именно на них я обращаю внимание, когда собеседую кандидатов в Greenpr, именно их я, в первую очередь, развиваю в своих сотрудниках и именно им стараюсь учить на своих тренингах.
Итак, SMM-специалист должен уметь:
Разработка стратегии
1. Определять целевую аудиторию.
2. Исследовать интересы и поведение целевой аудитории.
3. Определять вектора интересов аудитории.
4. Проводить анализ ниши клиента.
5. Разрабатывать аргументарную базу.
6. Подбирать площадки с высокой концентрацией ЦА.
7. Разрабатывать общую стратегию присутствия компании в социальных сетях.
8. Подбирать инструменты, оптимально решающие задачи клиента.
9. Разрабатывать систему KPI.
10. Определять влияние SMM на бизнес клиента.
11. Интегрировать SMM-активности в общую маркетинговую стратегию компании.
Как повысить эффективность диджитала для недвижимости?
Social Media Marketing навыки
12. Правильно позиционировать сообщество.
13. Управлять таргетированной рекламой во ВКонтакте.
14. Управлять контекстной рекламой на Facebook.
15. Понимать механизмы рекламы в приложениях ВКонтакте.
16. Прогнозировать бюджет контекстной рекламы.
17. Оптимизировать бюджет контекстной рекламы.
18. Проектировать и проводить конкурсы и флэшмобы.
19. Проектировать приложения для социальных сетей.
20. Создавать и продвигать мероприятия.
21. Адаптировать кампанию под нишевые социальные сети.
22. Управлять кампанией вирусного посева.
23. Работать с геосервисами.
24. Нейтрализовывать негатив в социальных сетях и блогах.
25. Работать с системой оферов.
26. Проектировать и проводить спецпроекты.
27. Работать с социальными сетями профессиональных связей.
28. Понимать принципы формирования рейтингов и топов.
29. Создавать брендированные каналы на видеохостингах.
30. Выстраивать партнерские программы в социальных сетях.
31. Пользоваться сервисами для оптимизации SMM-работ.
Коммьюнити-менеджмент
32. Направлять обсуждения в нужное русло.
33. Нейтрализовывать негативных пользователей в сообществах.
34. Повышать активность пользователей в сообществах.
35. Повышать возвраты в сообщества.
36. Организовывать и проводить онлайн-эвенты.
37. Настраивать службу поддержки через социальные сети.
Контент-менеджмент
38. Создавать карту контента для различных площадок.
39. Адаптировать существующий контент (статьи, новости, посты) под различные форматы (блог, Twitter, Facebook, ВКонтакте).
40. Писать тексты в формате каждой из социальных сетей.
41. Писать тексты в блоговом формате.
42. Писать в формате Википедии.
43. Писать в формате Twitter.
44. Писать и распространять социальные релизы.
45. Готовить инфоповоды.
46. Создавать сценарии для видео.
Работа с интерфейсами
47. Брендировать сообщества.
48. Создавать дизайн сообществ.
49. Интегрировать сайт с социальными сетями.
50. Интегрировать интернет-магазин в социальные сети.
51. Внедрять в сообщество стимулы для вступления.
52. Создавать Landing Pages.
53. Создавать Welcome Page.
54. Вручную создавать вкладки.
55. Использовать сервисы для создания вкладок на Facebook.
56. Понимать механизмы повышения конверсии сайта.
57. Работать с WordPress, RSS, Feedburner, ShareThis и с другими механизмами Stand-Alone блогов.
Работа с лидерами мнений
58. Выделять лидеров мнений целевой аудитории.
59. Организовывать эвенты для лидеров мнений.
60. Проводить акции сэмплинга.
61. Вести работу с сообществами «гражданских маркетологов».
62. Ангажировать администраторов тематических сообществ.
63. Работать с амбассадорами бренда.
Аналитика
64. Пользоваться системами автоматизированного мониторинга.
65. Мониторить социальные сети и блоги вручную.
66. Проводить аналитику инфоповодов.
67. Проводить аналитику тональности упоминаний.
68. Находить источники негатива в социальных сетях и блогах.
69. Анализировать эффективность кампании.
70. Работать с основными системами веб-аналитики.
71. Генерировать уникальные URL.
72. Отслеживать источники и качество трафика.
73. Выставлять целевые действия кампании.
74. Просчитывать стоимость целевого действия.
75. Проводить аналитику изменения информационного поля.
76. Проводить исследования в социальных сетях.
77. Определять природу негатива (естественный — направленный).
78. Пользоваться внутренними системами статистики социальных сетей.
Общемаркетинговые навыки
79. Общаться с редакциями онлайн-СМИ.
80. Понимать законы социальной психологии.
81. Проводить SWOT-анализ.
82. Формулировать УТП.
83. Заниматься медиапланингом.
84. Заниматься медиабайингом.
85. Инициировать републикации материалов.
86. Просчитывать себестоимость кампании.
87. Понимать специфику работы с персональными брендами.
88. Понимать новые digital-инструменты (mobile, дополненная реальность).
89. Пользоваться классическими интернет-маркетинговыми инструментами (контекстная реклама, медийная реклама, SEO ).
Общие менеджерские навыки
90. Брифовать клиента.
91. Вести переговоры.
92. Отслеживать тренды в SMM.
93. Находить подрядчиков и управлять процессом работы с ними.
94. Формулировать кейсы на основе успешных кампаний.
95. Готовить презентации.
96. Готовить календарный план кампании и придерживаться его.
97. Готовить отчеты.
98. Защищать перед клиентом концепции, отчеты, новые предложения.
99. Организовывать брэйншторминг в проектной группе.
100. Управлять проектами.
Если Вы владеете более, чем 50 из приведенных инструментов — приходите к нам работать. Если нет — приходите к нам учиться.
7 навыков классного SMM-специалиста для 100%-ной эффективности
Обязанности SMM-специалиста зависят от компании, ее стратегии и целей. Но есть основные навыки, которые нужно развивать, чтобы стать востребованным.
1. Мыслить наперед
Чтобы завоевать внимание аудитории, публикуйте материалы регулярно и очень обдуманно. Грамотный SMM-специалист составляет контент-план (на неделю, один или несколько месяцев) и по мере необходимости корректирует его, чтобы оперативно откликаться на актуальные инфоповоды.
Облегчить эту работу помогут сторонние сервисы. Самый простой — SMMPlanner, в котором можно бесплатно спланировать до 100 публикаций в месяц. В Publbox и Amplifr вдобавок даются рекомендации по темам и времени публикаций, а также ведется статистика.
Пишет про дизайн и маркетинг в Skillbox. С 2011 по 2017 год писала про бизнес в деловые СМИ, соучредитель агентства копирайтинга «Абзац».
2. Грамотно и увлекательно писать
Как и в случае с дизайном, маркетолог занимается контентом самостоятельно или контролирует работу копирайтера. Даже если SMM-специалист пишет не сам, ему придется общаться с пользователями, отвечать на комментарии и сообщения, оценивать работу копирайтера.
SMM-специалист должен уметь не просто грамотно писать, но и чувствовать стилистику сообщества, чтобы общаться с аудиторией на ее языке.
Чтобы не допускать ошибок, лучше проверять орфографию, пунктуацию и стилистику при помощи онлайн-сервисов, например, Test The Text, «Орфограф», «Яндекс.Спеллер» или «Главред».
3. Разбираться в рекламе
Знать основы контент-маркетинга и рекламы должен любой интернет-маркетолог, так как digital-маркетинг работает в комплексе. Как клиенты приходят на сайт? Как настроить рекламную кампанию для максимального эффекта? Что нужно анализировать в поведении пользователей? Чем интересуется ваша аудитория?
Самые известные инструменты для парсинга аудитории — Pepper Ninja и «Церебро Таргет» — помогут привлечь заинтересованных пользователей. А для более продвинутых знаний в сфере SMM Skillbox проводит онлайн-курс «SMM-маркетолог от А до Я».
SMM-маркетолог от А до Я
Продвижение товаров и брендов в социальных сетях складывается из нескольких больших этапов. Мы честно и подробно расскажем о каждом: от разработки стратегии до достижения желаемых KPI. Мы объясним, как выбирать сегменты целевой аудитории, запускать и тестировать рекламную кампанию, а при необходимости оптимизировать ее.
4. Уметь обращаться с фото
Посты с изображениями получают на 94% больше просмотров в сравнении с текстами без картинок, считают эксперты. По подсчетам компании Wishpond, в Facebook посты с фотографиями на 120% популярней остального контента, а твиты с изображениями получают на 18% больше кликов.
Профессиональный SMM-специалист работает над стилистикой и визуальной концепцией сообщества, решает, как проиллюстрировать информацию, следит за качеством изображений, работает с фотографами и дизайнерами.
В небольших проектах не всегда есть дизайнер, и работа с изображениями достается специалисту по социальным сетям. На этот случай важно хотя бы на базовом уровне владеть графическими редакторами Adobe Photoshop, Pixlr и Lightroom. А с помощью Canva или Recite даже новичку по силам создавать стильные изображения из готовых шаблонов.
5. Общаться с клиентом на его языке
Настройтесь на постоянный диалог со своей аудиторией. Даже если сообщество создано не для прямых продаж, важно быть максимально клиентоориентированным и осознавать, что социальные сети — это лицо компании. Учитывайте интересы сообщества, когда определяете стиль общения с ним.
От полезных советов, вдохновляющих цитат и смешных картинок будет мало пользы, если подписчики не почувствуют свою важность. Вовремя отвечать им, обрабатывать негатив и решать сложные вопросы — это важная часть работы в социальных сетях.
Чтобы оперативно реагировать на отзывы и пожелания, используйте Chotam, Facebook Pages Manager и VK Admin.
6. Добиваться своего от лидеров мнений
Стоит популярному видеоблогеру или музыканту засветиться в футболке бренда — и аудитория тут же выделит его из общей массы. Чтобы эффективно работать со знаменитостями разного уровня, нужно хорошо понимать интересы своих подписчиков. Известность персонажа вовсе не гарантирует безусловный успех: тинейджеров вряд ли впечатлит отзыв рок-идола восьмидесятых или известного политика, а на зрелую аудиторию сложно повлиять с помощью молодой звезды YouTube.
Общаясь с лидером мнений, важно контролировать его подачу материала, соотнося с интересами бренда, и выбирать механики взаимодействия, которые точно повлияют на его аудиторию.
7. Чувствовать тренды
Еще одна задача SMM-специалиста — следить за трендами соцсетей и выгодно их использовать, ведь это отличный способ получить лояльную и вовлеченную аудиторию.
Смеяться любят все, поэтому любовь к мемам стала мемом сама по себе. Однако юмор — вещь тонкая, с помощью него легко испортить имидж. Шутка может оказаться неуместной, неподходящей для конкретной аудитории или устаревшей.
Многие мемы умирают так же быстро, как и рождаются. То, над чем сегодня смеется весь интернет, забудется или будет выглядеть нелепо уже через пару месяцев. Поэтому хороший SMM-щик должен постоянно мониторить разные ресурсы и откликаться на популярные темы в числе первых.
Заключение
Успешный менеджер по социальным сетям обладает навыками из разных сфер, ориентируется в новостной повестке и дружит с профессиональным софтом.
Онлайн-курсы и общение со специалистами по социальным медиа помогут ускорить обучение и систематизировать знания. Прокачать свои навыки в SMM или научиться этому с нуля можно на курсе «SMM-маркетолог от А до Я».
Кто такой SMM-специалист, что он делает и как им стать
В последнее время социальные сети из места для времяпрепровождения и общения с друзьями превратились в перспективные платформы для поиска клиентов и продвижения товаров и услуг. Сейчас у каждой компании есть не только сайт, но и страница в соцсетях, а малый бизнес чаще всего начинает путь к успеху именно с сообществ в интернете.
Успех во многом связан с тем, как ведут эти сообщества. Большинство бизнесменов и компаний предпочитает нанимать профессионалов, которые знают, как привлечь новых клиентов. Хорошие SMM-специалисты сегодня в цене.
Чем занимается SMM-специалист
SMM (Social Media Marketing) в переводе с английского языка обозначает «маркетинг в социальных медиа». Задачи SMM-специалиста — увеличение узнаваемости бренда, привлечение клиентов, реклама в соцсетях, в некоторых случаях — продажа товаров и услуг.
Сммщик разрабатывает стратегию продвижения, анализирует интересы целевой аудитории, выявляет конкурентов, следит за новыми трендами в нише. Эта профессия очень динамична, требует постоянно держать руку на пульсе и совершенствовать навыки, чтобы не отстать от конкурентов.
SMM-специалист — это мастер по коммуникации с аудиторией. Он умеет подобрать интересный и полезный контент, ведёт диалог с подписчиками, отвечает на вопросы, информирует о скидках и специальных предложениях, формирует позитивный имидж компании.
Именно SMM-специалист занимается составлением контент-планов, организацией регулярного наполнения страницы в соответствии с выработанной стратегией, а также работой с целевой аудиторией.
SMM для бизнеса: как раскрутиться в соцсетях
Обязанности и навыки SMM-специалистов
SMM-специалист полностью управляет процессом продвижения компании в медиасообществах. Его работу можно разбить на несколько крупных блоков:
Сммщик обязан разбираться в особенностях работы в популярных социальных сетях. Это позволяет правильно выбрать площадки для построения бизнеса, выработать успешную стратегию.
На начальном этапе выбираются соцсети, в которых присутствует целевая аудитория, проводится анализ конкурентов, определяется концепция группы. Специалист самостоятельно или с помощью дизайнера оформляет сообщество, подбирает аватар, обложку, стиль оформления постов.
На странице постоянно появляются новые посты, написанные в соответствии с согласованным контент-планом. SMM-специалист может писать и оформлять их сам либо привлекать других сотрудников. Содержание постов может быть очень разнообразно: это и новости компании, и оповещения о новых товарах и акциях, и развлекательный контент и так далее.
Ценным навыком является умение писать тексты, работать с картинками и видео, а также знание принципов поиска нужных картинок на фотостоках. Качественный контент — основа успешного развития сообщества.
17 сервисов для начинающего SMM-специалиста
Сммщик добивается этого разными путями: создаёт вирусные посты, розыгрыши и конкурсы для привлечения подписчиков, договаривается о сотрудничестве с лидерами мнений и популярными блогерами, продумывает рекламу в соцсети, чтобы люди могли увидеть конкретную услугу или продукт, которая их заинтересует.
Отметим отдельно: SMM-специалист должен разбираться в рекламе в социальных сообществах, но непосредственной настройкой и запуском рекламных кампаний в крупных фирмах занимается другой работник — таргетолог.
Важная часть работы SMM-менеджера — аналитика. Она позволяет определять, насколько хорошо работает выбранная стратегия и вовремя корректировать способ продвижения. Нужно знать всё о веб-аналитике, владеть инструментами, позволяющими анализировать трафик, конверсию, охват публикаций, а также эффективность различных стратегий.
7 терминов, которые должен знать каждый SMM-менеджер
Сколько получает SMM-специалист
Зарплата SMM-специалиста может рассчитываться по-разному: это может быть как фикс (обычно при работе в крупных компаниях), так и попроектная оплата. Расценки индивидуальны и зависят от опыта и компетенций работника, но мы приведём средние числа.
Не стоит забывать, что SMM — это одна из самых простых для входа сфер, и поэтому зарплаты для начинающих специалистов здесь сравнительно небольшие. Стажёры, не имеющие никакого опыта, получают по 15 000 рублей в месяц, молодые специалисты — от 30 000:
Зарплата опытных SMM-специалистов с портфолио успешных проектов в разы больше. Через несколько лет в профессии можно получать более 100 000 рублей в месяц:
Кроме того, со временем вы сможете открыть собственное SMM-агентство и зарабатывать значительно больше.
«Голый энтузиазм», или как я создала SMM-агентство с нуля
Как найти работу
Спрос на развитие бизнеса в соцсетях очень велик. Эта услуга актуальна как для частных лиц, оказывающих услуги либо предлагающие товары собственного производства, так и для крупных компаний. Соцсети — слишком мощный инструмент развития бизнеса, чтобы их игнорировать. Это миллионы пользователей, часть из которых может стать клиентами. Согласно исследованиям рынка труда, спрос на SMM-щиков стабильно растёт с 2016 года. Количество групп и сообществ в медиа-пространстве стремительно увеличивается, поэтому хорошие специалисты, способные показать высокий результат, нужны всегда.
Работать можно как в офисе, так и удалённо. Вы сами можете выбрать место работы и график, устроиться на постоянную работу со стабильной заработной платой либо самостоятельно искать клиентов в интернете. Профессия может быть как полноценной работой, так и дополнением к основному заработку. Начать карьеру можно с простого проекта для небольшой фирмы или индивидуального предпринимателя, а через пару лет вести соцсети крупных компаний.
Есть три основных способа поиска работы:
Как стать SMM-специалистом с Нетологией
Вы можете обучиться профессии самостоятельно: в интернете есть много полезной информации, которая может помочь разобраться с SMM, но она разрозненная, поэтому сложно систематизировать полученные знания. Практиковаться, исправлять собственные ошибки и искать ответы на возникшие вопросы придётся тоже самостоятельно. Этот путь можно пройти, но он долог, а результат непредсказуем.
Если вы хотите гарантированно освоить востребованную профессию и заниматься продвижением брендов в медиа-сообществах, лучше пройти специализированные курсы. Опытные преподаватели научат вас создавать выигрышные стратегии, расскажут о секретах работы в разных соцсетях, познакомят с эффективными инструментами для увеличения числа подписчиков.
Вы научитесь создавать чат-ботов, генерировать интересный контент, прокачаете свои коммуникативные навыки. Обучение сопровождается выполнением практических задач, поэтому вы научитесь выполнять их уверенно и качественно. Делая индивидуальные задания, задавая вопросы преподавателям, участвуя в воркшопах и вебинарах, вы овладеете высокооплачиваемой профессией и найдёте первых клиентов, а Центр развития карьеры поможет вам в трудоустройстве.
Хотите написать колонку для Нетологии? Читайте наши условия публикации. Чтобы быть в курсе всех новостей и читать новые статьи, присоединяйтесь к Телеграм-каналу Нетологии.
12 навыков, необходимых успешному SMM-специалисту
Подробный гайд о том, что необходимо знать и уметь SMM-специалисту, чтобы привести компанию к успеху с помощью социальных сетей.
Успешная компания без профиля в социальных сетях? Даже не пробуйте!
Социальные сети — мощный инструмент взаимодействия с аудиторией и отличный способ продвижения товаров, услуг и брендов. Если лет 5-10 назад словом «SMM-менеджер» гордо именовали юзера, способного запостить картинку в Facebook или призвать к покупке в Instagram, то сегодня к специалисту в области Social Media Marketing (SMM) предъявляется целый ряд требований.
Это и понятно, аудитория социальных сетей растет, платформы конкурируют между собой, расширяя рекламный функционал и предоставляя все больше возможностей для продвижения в социальных сетях. Меняется и потребитель: интуитивно распознавая откровенно рекламные публикации, он предпочитает интересный контент, а не «самые лучшие товары от позитивной команды клиентоориентированных профессионалов».
Мы подготовили для вас подробный гайд о знаниях и навыках, необходимых SMM-специалистам, которые хотят быть востребованными на рынке.
Рекомендуем прочитать
Какие социальные сети наиболее популярны
Основа профессии SMM-специалиста — работа с социальными сетями, поэтому он должен разбираться в существующих платформах, знать особенности продвижения в каждой, уметь работать с рекламой и отслеживать результаты деятельности по каждому каналу.
SEMrush провел исследование, в котором определил список социальных сетей, чаще всего упоминающихся в англоязычных вакансиях.
В России распределение социальных сетей по степени популярности иное. Если за рубежом главной бизнес-платформой для взаимодействия в B2B-секторе стал Twitter, а LinkedIn используется как ключевой портал для поиска работы, в России первый не пользуется такой популярностью, а второй вообще заблокирован и доступен только через vpn.
В августе 2019 года «Медиалогия» провела исследование упоминаний различных медиаплатформ в социальных сетях, на форумах и в блогах. Больше всего упоминаний получил Youtube, где каждую минуту загружается 500 часов видеозаписей или 720 000 часов ежедневно.
Раньше время измеряли культурными объектами и говорили, что необходимо 8 лет, чтобы провести по минуте у каждого экспоната в Эрмитаже, то сегодня мерило времени — Youtube: потребуется 82 года, чтобы посмотреть все видео, загружаемые на платформу за час.
По числу ежедневных посетителей в мире ожидаемо лидирует Facebook, который с тройным отрывом опередил относительно молодой (с 2010) Instagram.
В Mediascope провели исследование, которое показало, что лидирующей социальной сетью по охвату в России является «ВКонтакте».
«ВКонтакте» — социальная сеть с наибольшим охватом. Как продвигать услуги или бренд и о специфике платформы читайте в нашем подробном гайде «Почему стоит размещать рекламу во “ВКонтакте”».
Facebook постепенно становится платформой, где бизнес-профили вынуждают обращаться к платной рекламе, потому что в органической выдаче алгоритм приоритезирует публикации от друзей и с личных страниц. Чтобы помочь разобраться в типах продвижения, мы подготовили понятную и емкую статью про рекламу на Facebook.
Instagram — это инструмент для визуального представления бренда в интернете. Самую полную информацию о платном продвижении Instagram можно прочитать в в этой статье.
Помните про хэштег-стратегию. Необходимо выдерживать баланс между высокочастотными (более 100 000 запросов), среднечастотными (50 000-100 000 запросов) и низкочастотными (менее 50 000 запросов) ключевыми словами. Если вы выбираете лишь высокочастотные хэштеги, то ваша публикация окажется на первой позиции лишь на долю секунды и стремительно улетит вниз.
«Одноклассники» — одна из самых старых социальных сетей в России. Сегодня многие относятся к сети свысока, однако 23,4 млн пользователей в месяц — серьезная цифра. Мы подготовили гайд, где подробно разобрали зачем и как продвигаться в «Одноклассниках».
Telegram — относительно молодой мессенджер, успевший завоевать признание пользователей благодаря удобным ботам на все случаи жизни, тематическим каналам, богатому функционалу, лаконичному дизайну и хорошему юзабилити. Можно ли продвигать товар или услугу в этой сети? Да! Подробно и понятно о рекламе в Telegram — в нашей статье.
TikTok – социальная сеть для создания и просмотра коротких (менее 1 минуты) музыкальных видео. В России сеть еще в начале своего пути, но лишь за лето 2019 года аудитория TikTok выросла на 25 %. Что это, для кого, как продвигать и стоит ли — в нашем подробном обзоре.
«Яндекс.Дзен» — платформа для авторов, медиа, брендов и для рекомендаций контента (статей, постов, фото, видео). И хотя это не 100 % социальная сеть в традиционном значении, «Яндекс.Дзен» можно использовать для привлечения трафика, продвижения бренда или компании и повышения узнаваемости. Подробная инструкция по применению в этом гайде.
Linkedin в 2018 году добавил возможность публикации видео, и сегодня видео ранжируются лучше всего, благодаря тому, что это до сих пор наиболее редкий контент на платформе. Особенность LinkedIn — его аудитория. Изначально это сообщество профессионалов, в котором представлены даже топ-менеджеры крупнейших мировых компаний.
Twitter — очень простая сеть, в которой нет различий в функционале личных и профессиональных страниц. А значит, именно здесь легче, чем в других социальных сетях, добиться хороших результатов органически. Важная и полезная функция Twitter — чат, где пользователи собираются в определенное время под одним хештегом (например, #smmchat или #marketingchat) и дискутируют на определенную тему. Это отличная возможность познакомиться с профессионалами в своей области и внести вклад в построение своего коммьюнити.
Pinterest — относительно новая для России социальная сеть. Главный плюс Pinterest: созданные закладки ведут напрямую на сайт, что может существенно увеличить трафик. В 2019 году Pinterest генерирует на 33 % больше трафика на сайты, чем Facebook.
Формат Stories так быстро завоевал популярность, что заслуживает отдельного обсуждения.
Первым «Истории» запустил Instagram, а затем идею поддержали другие социальные сети. В 2016 году «ВКонтакте» анонсировал запуск собственных «Историй», ограничив их использование лишь персональными страницами. В 2019 году группы и бизнес-страницы также получили возможность делиться контентом с пользователями посредством этого формата.
В 2017 к Stories подключился и Facebook, и в 2019 ежедневно публикуют Истории более полумиллиона пользователей. В апреле 2019 года число рекламодателей, купивших рекламу в Stories (Facebook, Messenger и Instagram), достигло 3 млн. Что ж, эти данные показывают, что Stories — это не просто истории про то, что ты ел на завтрак, но и мощный инструмент корпоративного продвижения.
В 12 % зарубежных SMM-вакансий навык создания «Историй» в социальных сетях указывается как желательный. В России Stories не менее популярны, ведь это способ мгновенно привлечь внимание пользователей. При грамотном использовании они позволяют создать FOMO-эффект (англ: Fear of Missing Out) — страх упустить выгоду. Пост в «Историях» активен лишь 24 часа, а, значит, есть возможность убедить пользователей воспользоваться предложением прямо сейчас.
Интересный факт: если видео в ленте Facebook 85 % зрителей смотрят без звука, то в Stories в Instagram 60% пользователей включают звук. Подробнее о том, как рекламировать товары и услуги в Stories в Instagram можно узнать в нашем подробном материале.
Какими навыками должен обладать SMM-специалист
На основе анализа более 3000 вакансий для SMM-специалистов на крупнейших англоязычных агрегаторах вакансий Monster и Indeed в 5 англоязычных странах SEMrush Academy выделил ключевые навыки, которыми, по мнению работодателей, должны обладать соискатели.
Итак, 10 навыков успешного SMM-специалиста.
1. Стратегия
SMM-специалист должен не только уметь создавать вовлекающие посты, но и мыслить на перспективу. Стратегия формируется в зависимости от целей присутствия компании в социальных сетях: повышение конверсии, узнаваемость бренда, рост продаж, взаимодействие с потребителями.
Чтобы создать грамотную стратегию в SMM, необходимо выполнить определенные шаги:
Чтобы построить и реализовать выбранную стратегию, важно быть открытым, широко мыслить, анализировать конкурентов и их стратегии, чтобы учиться на чужих ошибках и перенимать лучшие практики.
В рамках одного стратегического плана можно подробно расписать стратегии для продвижения по каждому из каналов, однако все они должны вписываться в общую стратегию и не противоречить ей.
В качестве инструмента, облегчающего стратегическое планирование, можно воспользоваться моделью SMART. Это универсальная модель постановки целей: Specific (Конкретный), Measurable (измеримый), Achievable (достижимый), Relevant (релевантный), Time-bound (ограниченный во времени).
Хотите поставить адекватную и реальную цель — задайте вопрос в рамках каждого блока и ответьте на него.
Что делать
2. Навыки письма и редактуры
Очевидно, что без навыков письма и редактуры работать SMM-специалистом не получится. Важно не только знать, что вы хотите донести до пользователя, но и грамотно говорить и писать на его языке.
При работе с контентом для социальных сетей стоит учитывать:
Что делать
3. Аналитика
Мало написать вовлекающий контент, важно уметь отслеживать, на что реагирует ваша аудитория, что ее цепляет, а что — нет, и использовать эти данные для дальнейшей работой с подписчиками.
Сравнение с конкурентами
Самый простой способ — создать Google-таблицу или файл Excel для отслеживания результатов своей и конкурентной SMM-деятельности. Этот способ подходит тем, чей бизнес еще не сильно представлен в социальных сетях, и тем специалистам, которые ведут небольшое число проектов.
Вы задаете нужные столбцы, выбираете, что хотите отследить: реакции, комментарии, репосты, охват, конверсии, затраты на рекламу и т.д. и ведете учет полученных результатов.
Выбор параметров зависит от цели и стратегии, и может меняться с появлением новых вводных данных. На основании накопленной статистики можно сравнивать несколько периодов, например, тот, в котором запускалась реклама, и тот, в котором результаты органические. Можно сравнить эффективность публикаций в разных сетях и в разное время суток, можно оценить, на какой тип контента реагируют ваши пользователи.
A/B тестирование
Знание основ А/В тестирования крайне важно для SMM-специалиста, претендующего на успех. Данный подход используется в разных сферах маркетинга и позволяет оценить эффективность гипотезы.
A/B тестирование может проводиться на локальном уровне, например, измерение эффективности публикаций разного типа в одной социальной сети. А может быть и на макроуровне, когда SMM-менеджер выбирает несколько социальных сетей и смотрит, где эффективнее достигается цель.
A/B тестирование крайне актуально и в рекламе в социальных сетях — можно проверять различные гипотезы и делать сравнение нескольких аудиторий. В рекламный кабинет Facebook встроена данная опция, но можно проверять гипотезы и вручную, например, с помощью контент-плана и Excel.
Инструменты
Существует ряд платных и бесплатных программ, которые автоматизируют этот процесс и дают возможность SMM-специалисту заниматься глобальными вопросами вместо рутинного переноса данных в таблицу.
Hootsuite позволяет запланировать публикации, дает возможность отслеживать эффективность постов, следит за упоминаниями и анализирует SMM-деятельность по более чем 200 параметрам. Минимальная стоимость пакета — 25 евро в месяц.
SEMrush предлагает целый набор инструментов для SMM: отложенный постинг, сравнение эффективности публикаций с конкурентами и аналитические отчеты. SEMrush использует различные метрики, включая состав аудитории, активность и вовлеченность пользователей и т.д., позволяющие оценить эффективность вашего контента онлайн и в динамике. Есть бесплатная версия, а расширенный функционал доступен на платных тарифных планах.
Что делать
4. Метрики
Для анализа результата деятельности важно знать метрики, по которым будут делаться выводы о ее эффективности или неэффективности.
Алгоритм анализа результатов отлично показан в процессной модели PDCA (Plan-Do-Check-Act: Планируй-Делай-Изучай-Действуй). Главная идея ее в том, что для результата важно не только осуществлять постоянный процесс, но и корректировать план действий в зависимости от получаемого результата. В идеале схема выглядит так:
Набор метрик может варьироваться, мы предлагаем список самых часто используемых:
Что делать
5. Базовое знание SEO
Для полноценной SEO-оптимизации есть свои специалисты, и мы писали о том, что они должны знать и уметь. Однако базовое понимание принципов SEO будет полезно SMM-специалисту для эффективной работы.
Профиль в социальных сетях индексируется. Для усиления видимости бренда в сети необходимо корректно заполнить информацию о владельце аккаунта. Постинг интересного контента, привлекающего внимание аудитории, повышает охват и вероятность репостов на сторонние ресурсы со ссылкой на источник, что напрямую влияет на SEO. Чтобы материалы хорошо ранжировались в выдаче поисковых систем, важно создавать контент, полезный и интересный для пользователя, и органично оптимизировать его под нужды SEO.
На что обратить внимание:
Что делать
Специалисту по SMM важно понимать лишь базовые принципы SEO, однако если тема вам интересна, поучиться можно здесь:
6. «Яндекс.Метрика» и Google Analytics
«Яндекс.Метрика» и Google Analytics — лучшие друзья SMM-специалиста. Здесь можно получить полезные данные о поведении пользователей, источниках трафика, эффективности рекламы и узнать, какие кампании в SMM приводят пользователей на ваш сайт.
Для успешного трекинга кампаний не забудьте про UTM-метки. UTM-метка — это дополнение к URL, в котором определено название кампании, источника и канала. Можно задавать синтаксис вручную, а можно пользоваться генератором, например, URL Builder от Google.
Необходимо ввести ссылку и обязательные параметры, и новая ссылка с UTM сгенерируется автоматически. Не всегда уместно использовать полную ссылку в публикациях, и на помощь приходят сокращатели ссылок, например, bitly.com.
Лайфхак: придерживайтесь единообразия в атрибуции UTM — сложно будет отследить результат кампании «Релиз книги», если в одном месте она будет обозначена как «Release_knigi», а в другом как «Knigo_release».
Что делать
7. Контент-менеджмент
Контент-план — это структурированное расписание публикаций с указанием времени, типа контента — образовательный, развлекательный, обучающий, рекламный — и сопутствующих материалов (картинки, видео, ссылки). В интернете можно найти множество примеров и адаптировать их под свои нужды.
Учитывайте время, когда ваши подписчики наиболее активны. Это можно посмотреть во внутренней статистике социальной сети или воспользоваться уже существующими исследованиями аудитории.
Например, в исследовании за 2018 год Popsters выделил оптимальное время публикаций для различных социальных сетей. В среднем, аудитория лучше всего вовлекалась в публикации в воскресенье и в понедельник с 10 до 11 и с 15 до 16 часов. Худшее время — среда с 4 до 6 утра.
* Подробнее о методологии и результатах можно прочитать в исследовании Popsters
Контент-план можно создать в Excel, но не забудьте подготовить отдельные вкладки для ленты и историй. И помните о вечнозеленом контенте — это посты, которые не теряют свою актуальность и могут публиковаться регулярно.
Главные преимущества контент-плана:
Существует множество программ, которые упрощают реализацию контент-плана. Одна из самых популярных — SMM Planner. Сервис позволяет осуществить отложенный постинг в социальных сетях. Бесплатная версия ограничена 50 публикациями в месяц, но есть гибкие тарифные опции, позволяющие выбрать нужное число публикаций для актуального числа используемых социальных сетей. Программа умеет публиковать истории в Instagram, добавлять геолокацию и обладает удобным интерфейсом.
Кроме того, существуют SMMAero, Амплифер, Kuki.io и ранее упомянутые программы Hootsuite и SEMrush. Сейчас в некоторых социальных сетях есть опция запланировать публикацию, так что при желании отложенный постинг можно осуществлять совершенно бесплатно.
Что делать
8. Дизайн
SMM-специалист работает с контентом, поэтому базовое знание графических редакторов будет преимуществом.
По данным Wishpond, посты с картинками дают на 104 % больше комментариев, на 84 % больше переходов по ссылкам, чем пост без изображения. SMM-специалист работает с визуальным контентом и должен уметь не только поставить задачу дизайнеру, но и самостоятельно проиллюстрировать публикации, подобрать стиль и проследить за тем, чтобы вся графика соответствовала единой стратегии продвижения.
Сегодня это не сложно, бесплатные онлайн-редакторы, например, Canva, Figma позволяют легко и быстро создавать классные картинки из готовых шаблонов, делать схемы и инфографику, пользоваться совместным командным доступом. Так что освоение более сложных инструментов типа Adobe Photoshop и Lightroom становится делом исключительно добровольным.
Giphy — бесплатная программа для создания gif-изображений. Можно использовать встроенные инструменты, конвертировать gif из видео на Youtube, пользоваться большой базой готовых файлов на все случаи жизни. Важно помнить, что правила Giphy запрещают использование материалов платформы для получения коммерческой выгоды, то есть для платных рекламных публикаций в социальных сетях.
Этого достаточно для выполнения базовых задач SMM-специалиста. Для тех, кто хочет продвинуться в веб-дизайне, мы советуем изучить основы HTML и CSS, а в дальнейшем и основы программирования на JavaScript.
Что делать
9. Работа с видео
Для видео можно использовать встроенные редакторы для Mac и Windows, любую программу на ваш выбор (например, Adobe Premier, Light Works) или даже приложение для телефона (AndroVid, Magisto, iMovie и тд ).
Если вы используете видео для публикаций, обязательно добавляйте субтитры, ведь, как мы писали выше, более 80 % юзеров смотрят ролики в ленте без звука.
Что делать
Мы рассмотрели компетенции, которые необходимы SMM-специалистам, по результатам исследования SEMrush. Но список был бы неполным без еще нескольких ключевых навыков.
10. Понимание основ рекламы и таргетинга
Не все заказчики могут позволить себе нанять отдельного человека, который будет отвечать за настройку и запуск рекламы в социальных сетях, поэтому зачастую эти задачи ложатся на плечи SMM-специалиста.
Таргетированная реклама — важная составляющая маркетинга в социальных сетях. С ее помощью можно быстро расширить базу подписчиков, вывести новый продукт на рынок, запустить промоакции, сгенерировать лиды и повысить продажи.
Такой формат рекламы — направленный на определенную аудиторию, сформированную по географическим и демографическим характеристикам, языку, интересам и т.д. — весьма результативен в социальных сетях, ведь пользователи добровольно выкладывают информацию о себе и своих интересах, а, значит, помогают таргетингу попасть в цель.
Совет: если вы только начинаете работать с таргетированной рекламой, тренируйтесь на минимальных ставках и тщательно отбирайте аудиторию, иначе слив бюджета гарантирован.
Что делать
11. Работа с инфлюенсерами
По данным IAB Russia, объем российского рынка маркетинга влияния составляет 8 млрд руб. в год. По словам заместителя Министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций России Алексея Волина, в 2018 году в России насчитывалось 15-17 тысяч блогеров с совокупным годовым доходом 10 млрд рублей.
Наряду с настройкой таргетированной рекламы, работа с инфлюенсерами и лидерами мнений — необходимый навык успешного SMM-специалиста. Профессионал в области SMM умеет определять релевантных продукту инфлюенсеров, обладает высокими коммуникативными навыками и не лишен креативности, ведь именно ему предстоит совместно с блогером придумать, как нативно интегрировать рекламу в контент.
Главное преимущество макроинфлюенсеров — большая и разноплановая аудитория, что позволяет охватить разные сегменты. Но и гонорар у таких знаменитостей будет немалым.
Стоит присмотреться к нано- и микроинфлюенсерам. Их публикации выглядят естественнее, гонорары ниже, а сами персонажи ближе и понятнее обычным покупателям и могут работать с обратной связью, отвечая на вопросы и комментарии. Риски есть и в этом случае: подписчики могут оказаться накрученными, а качество контента — невысоким. Зато в этих сегментах цена ошибки не так высока, как в случае с топ-блогерами.
Что делать
12. Работа с негативными отзывами
Одна из задач SMM — расширение вашей аудитории в социальных сетях. Однако чем известнее становится ваш продукт, тем больше негативных отзывов будет встречаться на вашем пути.
Как показало исследование Gartner, игнорирование комментариев и вопросов в социальных сетях вызывает отток до 15 % существующих клиентов. Исследование Twitter показало, что 69 % пользователей, оставивших негативный твит, меняют настрой на позитивный в случае ответа от бренда. Более того, анализ твитов и реакций на них выявил, что после ответа компании на негативный комментарий в статус «новых платящих» переходят в три раза больше пользователей, чем среди изначально написавших хорошие слова.
Негативный фидбек может быть вызван:
Последний тип — самый неприятный: хейтеры переходят на личности, обсуждают семью и физические характеристики человека, выражаются грубо и жестко с единственной целью — задеть. Неприятно это и потому, что отзывы хейтеров не имеют отношения к реальности, но как вирусный контент стремительно распространяются и находят тех, кто верит.
Помните, что на имидж компании влияет то, как вы реагируете на негативные отзывы в социальных сетях. Будьте вежливы, признайте ошибку (если она есть), пообещайте разобраться и разберитесь, поделитесь результатами, поблагодарите за помощь в улучшении вашего продукта, предложите скидку — вариантов множество.
Что в итоге
Мы рассказали об основных навыках и знаниях, которые добавят SMM-специалисту бонусов в глазах работодателей. Если вы интересуетесь этой относительно молодой специальностью, то легко найдете на просторах интернета еще десяток полезных компетенций.
Чтобы не запутаться в потоках информации, мы написали для вас структурированный, полный и удобный чек-лист, с которым любой сможет быстро оценить, насколько эффективно работает SMM в вашей компании.
Думаете, что требования к SMM-специалисту слишком высоки? Не знаете, с чего начать путь в новую профессию? А может, хотите прокачать отдельные навыки? В обучающем центре Cybermarketing мы подберем нужную именно вам программу: от комплексных знаний о социальных сетях до детальных погружений в рекламу и таргетирование.