навыки социального взаимодействия у детей
Методическая разработка «Формирование навыков успешного социального взаимодействия»
Кристине Гегамян
Методическая разработка «Формирование навыков успешного социального взаимодействия»
Одно из важнейших направлений социального развития, обеспечивающее успешный
переход в новый жизненный этап, развитие коммуникативной компетентности ребенка,включающей в себя следующие составляющие:
Адекватные эмоциональные проявления.
Уверенность в себе и своих возможностях.
Усвоение определённых норм и общечеловеческих ценностей
Беседа с постановкой проблемной задачи (обсуждение причин ссор. Отражающее тематику игры).
Подготовка к инсценированию стихотворения.
Инсценировка-драматизация проблемной ситуации.
Обсуждение проблемы (направлено на понимание детьми ситуации, дети проговаривают проблему своими словами).
Поиск путей выхода из проблемной ситуации (ответ на вопрос «Как помирить друзей, избежать ссоры?»).
Театрализация ситуации с внесенными изменениями.
Подведение итогов, выводы.
Серия специальных ситуативных игр-историй по формированию навыков успешного социального взаимодействия
«БУДЕМ КРЕПКО МЫ ДРУЖИТЬ»
Помогать, проявляя терпимость к чужим ошибкам и оплошностям.
Искать выход из сложных коммуникативных ситуаций, не избегая их. Это «Правила дружбы», которые дети должны усвоить, чтобы научиться общаться и дружить.
Ситуативная игра-история с элементами театрализации «Котик и Ежик на качелях»Цель: обогащение опытом эффективного взаимодействия в ситуации столкновения интересов.
Беседа с постановкой проблемной задачи.
Ребята, бывает ли такое, что вы ссоритесь? (Ответы детей). Представьте двух друзей, каждый из которых хочет покачаться на качелях. Друзей зовут Ежик и Котик. Как помочь им не поссориться?
В тихом лесу, средь кустов и дорожек,
Жили два друга — Котик и Ёжик.
Как-то они на прогулку пошли и на поляне качели нашли.
Ежик навстречу качелям шагнул,
Котик качели к себе потянул,
Не уступают друг другу друзья.
Котик обиделся: «Значит, ты, Ёж,
Мне как товарищ совсем не хорош».
В тихом лесу, средь кустов и дорожек, Жили два друга — Котик и Ёжик. Как-то они на прогулку пошли И на поляне качели нашли. Ежик навстречу качелям шагнул, Котик качели к себе потянул,Котик сказал: «Покачаю тебя. Мы ведь с тобою, Ёжик, друзья!»
Прикреплённые файлы:
Формирование графо-моторных навыков у детей с ОНР Процесс формирования графомоторных навыков Графомоторный навык – это определенные привычные положения и движения пишущей руки, позволяющие.
Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшей группы Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшей группы. Актуальность проекта. Выбранная тема показалась мне интересной и актуальной.
Формирование навыков культуры поведения младшего дошкольника Формирование навыков культуры поведения младшего дошкольника Шепель М. В., Смирнова О. М. Согласно Федеральному государственному образовательному.
Формирование навыков саморегуляции у дошкольников с нарушением активности и внимания Специалисты, работающие с детьми дошкольного возраста, конечно, согласятся со мной, что в условиях современного мира с огромными информационными.
Формирование первоначальных трудовых навыков у детей раннего возраста Дети раннего возраста активны и любознательны, но их трудовая деятельность в силу возрастных возможностей детского организма еще очень ограничена.
Формирование трудовых навыков детей средствами экологии Труд является важным средством воспитания детей дошкольного возраста. В детском саду процесс воспитания организовывается так, чтобы дети.
Консультация музыкального руководителя «Вопросы успешного взаимодействия музыкального руководителя и воспитателей в ДОУ» «Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателей при организации музыкальной образовательной деятельности в условиях реализации.
Методическая разработка «Формирование и развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста» Методическая разработка на тему: «Формирование и развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста» Музыкальный руководитель:.
Методическая разработка проекта по формированию культурно-гигиенических навыков у детей старшего дошкольного возраста Актуальность. Личная гигиена — это совокупность навыков и привычек, которые приобретаются уже в дошкольном возрасте и применяются в течение.
Развитие социальных навыков у детей дошкольного возраста в процессе организации игровой деятельности
Екатерина Фетищева
Развитие социальных навыков у детей дошкольного возраста в процессе организации игровой деятельности
Развитие социальных навыков у детей дошкольного возраста в процессе организации игровой деятельности
МКДОУ № 17 «Чебурашка»
Потребность в общении с окружающими людьми, рано становится основной социальной потребностью ребенка. В период дошкольного детства взаимодействие и общение со взрослыми и сверстниками играет ведущую роль в его развитии. Интерес к сверстникам проявляется несколько позднее, чем интерес к взрослым. Наблюдая за взрослым, подражая, слушая, ребенок учится думать, говорить и действовать. В процессе взаимодействия с партнерами ребенок приобретает такие качества, как взаимное доверие, доброта, готовность к сотрудничеству, умение ладить с другими, отстаивать свои права, решать возникающие конфликты, поэтому проблема общения со взрослыми и сверстниками в настоящие дни не утратила своей острой значимости. Ребенок, имеющий разнообразный положительный опыт взаимодействия со взрослыми и сверстниками, начинает точнее оценивать себя и других, свои возможности и личные качества, следовательно, растет его творческая самостоятельность и социальная компетенция, что также обусловливает актуальность данной работы.
«Социализация – процесс развития и саморазвития человека в ходе усвоения и воспроизводства социокультурного опыта». А. В. Мудрик
Социальные навыки – это умение эффективно управлять отношениями с другими людьми.
Для установления правильного социальноговзаимодействия необходимо:
• знание норм поведения в общественных местах и дома (здороваются, прощаются, благодарят, и т. д.);
• норм общения со взрослыми и сверстниками (вежливо обращаются, не кричат, не перебивают, разговаривают спокойно, проявляют интерес к собеседнику)
• знание правил и норм поведения при организации совместной деятельности детей (умеют договариваться, управлять разногласиями).
Если дети правильно применяют социальные навыки, то они лучше знают, что говорить и делать, общаясь с другими людьми, и в целом лучше взаимодействуют с окружающими.
Цель: Развитие социальных навыков взаимодействия у детей дошкольного возраста.
1. Изучить особенности личностного поведения детей дошкольного возраста, подобрав для этого необходимый диагностический инструментарий.
2. Определить технологию развития социальных навыков взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
3. Создать условия для развития навыков взаимодействия.
4. Организовать работу с родителями.
5. Реализовать план действий.
6. Сделать выводы об эффективности проводимой работы и предоставить педагогическому сообществу.
Новизна опыта заключается в определении последовательности работы с детьми по развитию социальных навыков взаимодействия, разработке перспективного планирования.
Работая с детьми младшего дошкольного возраста, выделила три формы отношений ребенка с окружающими людьми (на основе методики Т. В. Сенько, но модернизированной).
1 группа детей (высокий уровень): это дети, которые пользуются популярностью у сверстников. Они активны, любознательны, доброжелательны, легко вступают в общение.
2 группа детей (средний уровень): это дети, которые обладают хорошими положительными качествами, легко вступают в контакт со взрослыми и сверстниками, доброжелательны. Они хорошие исполнители, но не достаточно активны.
3 группа детей (низкий уровень): дети не умеющие взаимодействовать с окружающими взрослыми и детьми (конфликтные дети, застенчивые, неуверенные).
Изучение личностного поведения ребенка
Младшая группа Средняя группа
Высокий уровень 2 ребенка 5 детей
Средний уровень 11 детей 11 детей
Низкий уровень 8 детей 5 детей
Количественные данные изучения личностного поведения ребенка подтвердили актуальность нашей работы: необходимо обратить внимание и оказать необходимую помощь детям со средним уровнем и особое внимание обратить на детей с низким уровнем личностного поведения.
За основу я взяла здоровьесберегающую педагогическую технологию группы авторов Елены Владимировны Примы, Людмилы Васильевны Филипповой и Ирины Николаевны Кольцовой «Развитие социальной уверенности у дошкольников». Авторами даны методические рекомендации, планы занятий. Данный опыт я использовала частично, а именно мое внимание привлекли рекомендации по развитию навыков взаимодействия в процессе организации игровой деятельности.
Всю работу условно разделила на два направления
Основы социального взаимодействия
• Положительный образ «Я» рассматривается как уверенность в себе. Социально уверенный ребенок верит в то, что он будет действовать успешно и правильно и добьется положительного результата.
• Способность к восприятию другого человека предполагает внимание, интерес к нему, умение понимать, сопереживать ему.
• Установление контактов предполагает умение устанавливать связь, вступать в контакт с другими, объединяться, договариваться, спрашивать, обращаться с просьбой и т. д.
• Реализация самоутверждающих способов поведения проявляется в выражении своих желаний, чувств, эмоций (как позитивных, так и негативных).
Организация работы с детьми строится по этапам
I этап «Я и мир» (3-4 года) –помощь ребенку в осознании себя, через обогащение сенсорного опыта.
II этап «Я и другие» (4-5 лет) – развитие умения воспринимать окружающих.
III этап «Один и вместе» (5-6 лет) – развитие умения сотрудничать.
Решение образовательных задач осуществляется в рамках совместной деятельности взрослых и детей:
• непосредственно образовательной деятельности;
• образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов (в утренний прием детей, на прогулке, вечером);
• в совместной деятельности педагогов и семьи, как участника образовательного процесса.
• Самостоятельная деятельность детей реализуется в условиях созданной педагогами предметно-развивающей образовательной среды;
Цель: побуждать детей прислушиваться к различным звукам и передавать свои ощущения и чувства при восприятии звуков. Средняя группа
Цель: развивать у детей умение воспринимать другого человека, развитие эмоциональной отзывчивости, преодоление неуверенности. Старшая группа
Цель: формировать у детей некоторые социальные навыки, такие как умение сотрудничать.
сентябрь Игра «Поезд». Игра «Разноцветный зонтик»
октябрь Слушаем шум дождя, поем песенку про дождь. Игра «Солнышко и зонтик»
ноябрь Игра –инсценировка «Гав-гав» Игра «Праздник зонтика»
декабрь Путешествие по стране звуков. Игра «Угадай-ка», «Нарисуем, что слышим». Игра «Прогулка в лес»
январь Игра «Оркестр погремушек» Игра «Узнай по голосу»
февраль Игра-инсценировка «Теремок». Игра-инсценирование «Упрямые козлики»
Март Игра «В гостях у животных». «Идет Матушка-весна»
апрель Игровое упражнение «Прогулка» Игра-инсценировка «Репка»
май Игра «Приглашение». «В гости к березке»
Iчасть: введение в игровую ситуацию, создание мотивации и эмоционального настроя у детей.
IIчасть: игровые упражнения, ситуации, задания, имеющие смысловую нагрузку и направленные на реализацию задач занятия.
IIIчасть: Подведение итогов занятия.Рефлексия: беседуем с детьми о том, что им понравилось на занятии, в какие игры они хотели бы играть в свободное время, приятно ли им было общаться с другими детьми. Даем возможность высказаться всем детям. Делимся с детьми своими впечатлениями, чувствами, которые испытывали на занятии.
Занятие проводим 1 раз в месяц. Проводится большая работа вне занятий. Основное внимание уделяем игровым методам: используем игры-инсценировки, игры с правилами, дидактические упражнения и игры.
Большое разнообразие игр позволяет использовать их как сильное, и ненавязчивое педагогическое средство, так как их тематика практически не ограничена. Она может удовлетворить разносторонние интересы каждого ребенка.
Используем и другие формы работы: чтение художественной литературы, художественно-творческую деятельность, беседы, рассказ воспитателя и др.
Условия для развития социальных навыков:
1. Положительный психологический климат в группе (интерес к ребенку, готовность принять его, не осуждать, искренне верить в него, улыбаться ребенку, использовать ласковые слова).
2. Создавать в группе условия для развития различных видов деятельности.
3. Совместная деятельность со сверстниками и взрослыми, создающая основу для общения, проявления активности, совместных переживаний, сотрудничества и т. д.
4. Создание проблемных ситуаций, помогающих освоению новых способов взаимодействия.
Работа с родителями.Цель: оказание консультативной помощи семье по вопросам социализации ребенка и формирования социальных навыков взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
Каждый человек стремится к одобрению со стороны других людей. В дошкольном возрасте для ребенка значимой группой выступают члены семьи. Очень важно, чтобы они формировали у ребенка чувство собственной значимости.
Показатели развития социальных навыков:
1. В разговоре ребенок проявляет инициативу.
2. Способен слушать.
3. Осмысленно отвечает на вопросы.
Во взаимодействие с другими:
1. В игре ждет своей очереди.
2. Может играть с другими детьми или сидеть рядом.
3. Делится игрушками, другими предметами в игре. Не отбирает у другого его вещи.
Оценка результативности работы:
• Дети вступают во взаимодействие друг с другом, увеличивается число контактов между детьми.
• Дети активны, любознательны, готовы к контактам с другими детьми и взрослыми.
• Сравнивая детей младшей и средней группы, можно отметить, что увеличилось количество детей с высоким уровнем личностного поведения и меньше стало детей с низким уровнем развития.
Перспективы работы связываю с разработкой плана на старшую группу, выбором игр для формирования социальных навыков взаимодействия детей старшего дошкольного возраста.
1. Безруких М. М. Развитие социальной уверенности у дошкольников. М., Издательский центр «Владос», 2003.
2. Емельянова Н. В. Роль и место социальных навыков в структуре компетенций бакалавров экономических вызов. http://www.teoria-practica.ru/-1-2012/sociology/emelyanova.pdf
Формирование познавательной активности детей младшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности Объект: познавательная активность детей младшего дошкольного возраста Предмет: игровая деятельность детей младшего дошкольного возраста.
Формирование коммуникативных навыков дошкольников в процессе игровой деятельности Формирование коммуникативных навыков дошкольников в процессе игровой деятельности Умение ребёнка позитивно общаться позволяет ему комфортно.
Нетрадиционные формы организации игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста Нетрадиционные формы организации игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста В настоящее время перед ДОУ остро стоит вопрос.
Развитие любознательности у детей старшего дошкольного возраста в процессе познавательно-исследовательской деятельности Тема «Развитие любознательности…» актуальна, потому что в свете ФГОС ДО одним из основных принципов является реализация программы в форме.
Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста в игровой деятельности Математика – одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Математика для них – учёба, математика для них – труд, математика.
Консультация «Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста в процессе исполнительской деятельности» Природа щедро наградила человека. Она дала ему всё для того, чтобы видеть, ощущать, чувствовать окружающий мир. Она позволила ему слышать.
Развитие речевой активности детей в процессе игровой деятельности Много веков существует загадка детской игры, которая до конца не разгадана и сейчас. Почему дети играют? Для чего нужна игра? Существует.
Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе интеграции продуктивной и познавательной деятельности Творческое начало рождает в ребёнке живую фантазию, живое воображение. Ребёнок отражает в своём творчестве окружающий мир, природу, свои.
Развитие у детей старшего дошкольного возраста певческих навыков в театрализованной деятельности Музыкальное искусство постоянный спутник человека во всей его жизни. Из всего многообразия музыкального искусства я выделяю пение. Именно.
LiveInternetLiveInternet
—Метки
—Цитатник
Как сделать домашний пластилин В наше время пластилин не из дешевых удовольствий! К тому же, зач.
ЦветочноДоброУтреннее.. my shots //s48.radikal.ru/i120/1006/ed/d5d79fa724e3t.jpg *** ht.
Старинные пословицы на открытках В начале XX века компания «Зингер» выпустила большу.
Бесплатные sms по всему миру Недавно срочно понадобилось отправить несколько смс в разные.
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Интересы
—Друзья
—Постоянные читатели
—Сообщества
—Статистика
Формирование навыков социального взаимодействия со сверстниками
Формирование навыков социального взаимодействия является важным направлением коррекционной работы. Оно тесно связано и переплетается с развитием коммуникации.
Под социальным взаимодействием мы понимаем воздействие людей друг на друга в процессе усвоения социального опыта, формирования социальных связей и отношений.
Развитие социального взаимодействия включает два аспекта:
Сформированность представлений о социально приемлемых способах взаимодействия, умение использовать их и эмоциональная вовлеченность позволяют детям участвовать в совместной деятельности для:
— совместного решения проблем (например, достижения общей цели в повседневной жизни, в игре, учебной деятельности);
— развития межличностных отношений.
Перечень навыков, необходимых для успешной адаптации и социализации ребенка с РАС в коллективе (классе), включает:
— умение адекватно вести себя, находясь рядом со сверстниками (без криков, попыток убежать);
— умение адекватно реагировать (не кричать или пытаться убежать) на дружеские прикосновения других людей (взять и подержать за руку);
— умение взять предложенный сверстником предмет;
— умение наблюдать/следить за действиями сверстников;
— умение играть «рядом» со сверстниками (параллельная игра);
— умение подражать поведению сверстников, имитировать их действия;
— умение адекватно реагировать на приветствия сверстников (приветствовать в ответ);
— умение устанавливать зрительный контакт, чтобы начать взаимодействие;
— умение предлагать совместную деятельность (игру) сверстнику;
— умение адекватно отвечать на попытки сверстников вовлечь его в какую-либо деятельность;
— умение делиться игрушками и другими предметами (позволять другим пользоваться предметами, которыми пользуется сам ребенок);
— умение привлечь к себе внимание перед началом действия;
— умение указывать на предметы, демонстрируя их другим;
— умение участвовать в простых играх, организованных взрослым, в паре с другим ребенком;
— умение соблюдать (следовать) общим правилам (в том числе, в игре);
— умение играть в простые игры с переходом ходов, организованные взрослым;
— умение выбирать партнера для игры;
— умение самостоятельно присоединяться к сверстникам в какой-либо деятельности;
— умение наблюдать за вниманием сверстников (навык разделенного внимания);
— умение определять предпочтения других сверстников к различным предметам или деятельности;
— умение корректировать свое поведение, наблюдая за другими;
— умение помогать сверстникам;
— умение играть вместе со сверстниками для достижения общей цели;
— умение следить за реакцией (проявлением интереса) со стороны окружающих.
Приведенный перечень навыков может быть дополнен в зависимости от потребностей каждого ребенка.
Ключевыми навыками при взаимодействии школьников друг с другом в условиях школы являются: спокойное поведение рядом с другими, навык обращать внимание на них, подражать поведению сверстников, следовать общим правилам, адекватно реагировать на приветствия и другие действия, включаться в совместную деятельность с другими, делиться предметами, помогать им.
Методы и приемы формирования навыков социального взаимодействия
В зависимости от уровня развития детей с РАС и их специфических особенностей подходы и стратегии работы по формированию навыков социального взаимодействия будут разными.
У детей с высокофункциональным аутизмом часто сформирована социальная мотивация, но в силу их «социальной слепоты» они не знают, как осуществить взаимодействие. Поэтому работа строится на принципах развивающих подходов: формирование социальных навыков осуществляется на основе эмоциональной вовлеченности и заинтересованности в совместной деятельности с другими людьми. Сначала ребенок эмоционально вовлекается в процесс простого взаимодействия, а затем осуществляется развитие и расширение его социальных действий.
У детей с тяжелыми формами аутизма часто несформированность социальных представлений и навыков сочетается с отсутствием мотивации. Поэтому при формировании у них социальных навыков первоначально делается акцент на отработке отдельных навыков, которые позволят ребенку функционировать в типичных социальных ситуациях. Это отработка шаблонов, простых социальных действий, общепринятых ритуалов, способствующих соблюдению принятых правил.
Социальная мотивация формируется по мере развития социальных навыков: сначала ребенок привыкает к определенным социальным действиям. Затем, когда они становятся привычными и предсказуемыми, он начинает испытывать интерес к их повторению. Таким образом, при работе с детьми с тяжелыми формами аутизма обычный механизм развития социальных навыков изменяется. В работе преобладает структурированный поведенческий подход.
Выбор навыков, которые планируется сформировать, осуществляется на основе результатов обследования с учетом последовательности их формирования в онтогенезе и их важности для повседневной жизни ребенка. Обучение конкретному навыку осуществляется путем его тренировки.
Начинается обучение каждому навыку в индивидуальной форме. В дальнейшем работа переходит в формат подгрупповых и групповых занятий с целью переноса навыка на взаимодействие со сверстником. При этом используется помощь тьютора, который дает ребенку необходимые подсказки и помощь.
В процессе работы важно соблюдение следующих условий:
— использование структурированных занятий, игр и упражнений с понятными для детей правилами;
— дополнительная визуализация (визуальное расписание занятия, урока, иллюстрации правил поведения);
— использование интересных видов деятельности (для повышения эмоциональной вовлеченности).
При обучении социальным навыкам используются следующие методы и приемы:
— Игровые — различные виды игр (имитационные, хороводные, с переходом ходов, подвижные, ролевые, настольные и др.). Применяются на всех этапах и направлениях психолого-педагогической коррекции.
— Моделирование — обеспечивает ребенку возможность понаблюдать, послушать, сымитировать и осуществить перенос модели коммуникативного поведения, которую продемонстрировал взрослый.
— Видеомоделирование — метод обучения, в котором используется видеозапись и демонстрационное оборудование, создающие визуальную модель желательного поведения или навыка.
— Социальные истории — краткое описание определенной ситуации, события или деятельности, включающее информацию о том, чего можно ожидать в такой ситуации и почему.
— Жетонная система подкрепления — позволяет давать положительную оценку действиям ребенка и стимулировать дальнейшее выполнение заданий.
Организация и стратегии работы по формированию навыков социального взаимодействия Формирование навыков социального взаимодействия осуществляется в ходе совместной деятельности: предметной, игровой, конструктивной, изобразительной, учебной.
Используются малая групповая, подгрупповая и групповая формы работы. Особое значение уделяется переносу навыка из условий структурированных занятий в повседневную школьную жизнь.
Занятия по формированию навыков социального взаимодействия проводятся в двух форматах:
— в группах детей со схожими нарушениями;
— в группах нормально развивающихся сверстников.
В зависимости от формата меняется стратегия обучения.
При работе в группе детей со схожими нарушениями используется стратегия целенаправленной отработки конкретных навыков.
Отработка социальных навыков осуществляется в ходе предсказуемых структурированных игр и упражнений, организованных взрослым. Постепенно роль взрослого уменьшается, детям дается больше возможностей для самостоятельного взаимодействия.
При работе в группе с детьми со схожими нарушениями навыки могут отрабатываться в менее структурированной ситуации. Важными условиями в такой ситуации являются: наличие интересных материалов, сосредоточенных в одном месте, и специалистов, с которыми установлен эмоциональный контакт.
Стратегия действий в этой ситуации предполагает привлечение детей в общее игровое пространство путем использования интересных для них видов деятельности. Задача специалиста заключается в провокации социального взаимодействия между детьми.
Механизм формирования навыков в такой ситуации предполагает первоначальную заинтересованность в предложенных материалах и во взрослом. Затем выполняются определенные социальные действия по отношению к другому ребенку, систематически провоцируемые взрослым, и наконец, формируется заинтересованность, и детьми предпринимаются самостоятельные элементарные попытки взаимодействовать.
При формировании социальных навыков в группе детей со схожими нарушениями ставится общая для всей группы задача. Например, всех детей учат делиться игровыми материалами. При наличии в группе помощников
— других специалистов (тьютора, дефектолога, логопеда, педагога дополнительного образования) появляется возможность планировать индивидуальные задачи. Например, задача одного ребенка — научиться наблюдать за другими детьми, а другого — обучиться подражать действиям сверстников.
При формировании у ребенка с РАС навыков социального взаимодействия в группе типично развивающихся сверстников, используется стратегия фрагментарного включения в более сложную деятельность сверстников на доступном для ребенка с РАС уровне. Постепенно фрагментарное включение переходит в систематическое.
Механизм формирования социальных навыков в этой ситуации следующий: понимание ребенком структуры, затем — привыкание к участию в ситуации, затем — формирование интереса к другим сверстникам, и, наконец, попытки самостоятельного взаимодействия с ними.
При работе в группе сначала взаимодействие должно быть структурированным, чтобы ребенок понял, что происходит. На последующих этапах
— менее структурированным (полуструктурированным). Особенно важно уделить внимание спонтанному использованию ребенком отработанных навыков в свободных ситуациях при минимальном участии специалистов.
Практические рекомендации по формированию навыков социального взаимодействия
Приведем примеры формирования навыков социального взаимодействия в группе детей с РАС.
— Умение адекватно вести себя рядом с другими (например, стоять тихо, слушать задание, не убегать, держаться за руки).
Для формирования данного навыка используются различные методы и приемы: жетонная система подкрепления, социальные истории, видеомоделирование.