навыки в самостоятельной научно исследовательской работе
Рекомендации по подготовке научно-исследовательской работы
Что такое научно-исследовательская работа
Научно-исследовательская работа – это работа научного характера, связанная с научным поиском, проведением исследований, экспериментами в целях расширения имеющихся и получения новых знаний, проверки научных гипотез, установления закономерностей, научных обобщений и обоснований.
Научно-исследовательская работа представляет собой самостоятельное, а зачастую, совместное с научным руководителем, исследование обучающегося, раскрывающее его знания и умение их применять для решения конкретных практических задач. Работа должна носить логически завершенный характер и демонстрировать способность обучающегося ясно излагать свои мысли, аргументировать предложения и грамотно пользоваться терминологией. Конечно, эта работа гораздо проще, чем работы настоящих ученых. Но по структуре, применяемым методам, системе планирования – это настоящее исследование.
Исследовательская работа – это не реферат и не статья одного из специалистов, скачанная из интернета. Это возможность провести самостоятельное исследование и применить научный подход для получения результата, применить практические навыки или приобрести новые для решения поставленных задач, проявить навыки планирования своей работы и анализа полученных результатов.
Знания, полученные в ходе исследования, полученные своим трудом, запоминаются гораздо лучше. Метод, когда ученик и учитель ставят перед собой вопросы, которые ставили первооткрыватели законов в различных науках, и совместно ищут ответы – больше увлекает учеников и формирует желание в дальнейшем заниматься научной деятельностью.
Задачи научно-исследовательской работы
Согласно ФГОС (Федеральный государственный образовательный стандарт) исследовательская работа является обязательной частью подготовки выпускника. В результате этой работы обучающийся должен показать умение планировать свою деятельность, проявлять инициативу, придерживаться поставленного исследовательского вопроса, анализировать ход своей работы и оценивать полученные результаты, применять специализированную терминологию, отражать результаты своего (индивидуального) исследования.
Этапы научно-исследовательской работы
Этапы исследовательской деятельности:
1. Выбор направления исследования
2. Выбор темы исследования
3. Формулирование гипотезы
4. Планирование этапов работы
5. Сбор данных о предмете исследования
6. Проведение исследования
7. Оценка полученных результатов
8. Оформление работы
Выбор направления исследования и выбор темы исследования
Работа над исследованием начинается с желания заниматься этим вопросом. Необходимо понять, о чем будет исследование, осознать свои сильные стороны как исследователя в выбранном направлении, принесет ли это пользу в будущей деятельности. Хорошая тема для научно-исследовательской работы – это та тема, которая интересна именно вам и вашему научному руководителю. Сформулируйте тему правильно. Тема должна быть корректной, узкой, ясной.
Для обучающихся в образовательных организациях общего образования успешным учебным исследованием может считаться повторение чьего-либо эксперимента, анализ определенной методики, применение метода в новых условиях, сравнение методик различных специалистов и пр. совместно с глубоким анализом литературы по выбранной теме.
Для обучающихся в образовательных организациях среднего профессионального образования и высшего образования важным фактором является новизна исследования, его актуальность.
Формулирование гипотезы
Сформулируйте научное предположение, требующее проверки и теоретического обоснования или подтверждения. Ключевая исследовательская гипотеза должна вытекать из формулировки темы исследования.
Планирование этапов работы
Составьте развернутый и структурированный план своей работы для последовательного движения к цели исследования. Это поможет организовать свою работу и придать ей более целеустремленный характер. Кроме того, это дисциплинирует и заставляет работать в определенном ритме.
Сбор данных о предмете исследования
Определите, как вы будете получать данные. Существует два метода – эмпирический и исследование по вторичным источникам. Эмпирический – получение данных через наблюдения и эксперименты. Исследование по вторичным источникам – умозрительное заключение, обзор и глубокий анализ литературы.
Проведение исследования
Приступайте к проведению исследования в соответствии с выбранным методом исследования. На этом этапе работы собирают необходимые эмпирические данные для проверки выдвинутой гипотезы.
Оценка полученных результатов
Окончание работы над исследованием. Вы получили знания о том, как устроен объект исследования, что из себя представляет, чем отличается от чего-то другого, что не доисследовано, какое может быть продолжение.
Основным критерием результативности проделанной работы для обучающихся в образовательных организациях общего образования является уровень освоения навыков исследовательской деятельности. Для обучающихся в образовательных организациях среднего профессионального образования и высшего образования таким критерием таким критерием является научная новизна и практическая значимость.
Написание текста работы
Для написания текста можно воспользоваться законами художественного творчества из статьи Марка Твена «Литературные грехи Фенимора Купера»:
«Автор обязан:
12. сказать то, что он хочет сказать, не ограничиваясь туманными намеками,
13. найти нужное слово, а не его троюродного брата,
14. не допускать излишнего нагромождения фактов,
15. не опускать важных подробностей,
16. избегать длиннот,
17. не делать грамматических ошибок,
18. писать простым и понятным языком».
Структура научно-исследовательской работы работы
Структура работы может быть представлена следующим образом:
1. Титульный лист
2. Аннотация (что сделано, что нового получено)
3. Содержание (название глав и параграфов с указанием страниц)
4. Введение (обозначение проблемы, актуальность, практическая значимость исследования; определяются объект и предмет исследования; цель и задачи исследования; коротко перечисляются методы работы)
5. Главы основной части, в том числе и исследовательская часть (анализ научной литературы; выбор определенных методов и конкретных методик исследования; процедура исследования и ее этапы)
6. Выводы (интерпретация полученных результатов)
7. Заключение (краткий обзор выполненного исследования)
8. Список литературы
9. Приложения (таблицы, графики, справочники и др.)
Защита работы и текст выступления
Защита исследовательских работ осуществляется на тематических конференциях. Обычно на выступление отводится 10 минут, поэтому необходимо проговорить свое выступление с часами в руках. Но проговаривать рекомендуется в слух, а не про себя. Это помогает структурировать текст и понять, что в речи не досказано.
Текст выступления не должен затрагивать подробности. За 10 минут вы никогда никаких подробностей рассказать не сможете. Надо изложить основные результаты. Все, что вы говорите, должно быть пояснено, но не надо касаться вещей, которые и так все знают. Будьте готовы ответить на вопросы экспертного жюри и других участников конференции.
Компетенции, навыки и умения,которыми должны овладеть студенты в рамках научно-исследовательской работы по дисциплине «Основы научных исследований»
1. Владеть категориальным аппаратом, знать сущность основных понятий и проблем, связанных с избранной темой.
2. Уметь обосновать актуальность проблемы, собрать доказательную базу.
3. Владеть навыками поиска научной информации по изучаемой теме и ее систематизации.
4. Владеть навыками самостоятельной работы с научной литературой.
5. Уметь конкретно и логично излагать рассматриваемую проблему.
6. Владеть научным стилем изложения материала.
7. Уметь делать аргументированные, научно-обоснованные выводы, логически и последовательно излагать их.
8. Владеть культурой и грамотностью оформления научной работой.
Компетенции, навыки и умения,которыми должны овладеть студенты в рамках научно-исследовательской работы по дисциплине «Технология социальной работы»
9. Знать основные теоретические положения и концепции по изучаемой проблеме.
10. Уметь определять противоречия, выделять проблемное поле, уметь поставить и сформулировать проблему.
11. Уметь ставить цель, задачи, определять объект и предмет исследования.
12. Владеть навыками самостоятельной работы с нормативно-правовыми документами.
13. Владеть способностью оценить вклад ученых в решение изучаемой проблемы
14. Знать теоретические основы технологии социальной работы, владеть знаниями технологизации социальной действительности.
15. Владеть навыками технологического подхода к анализу социальных процессов, проблем и путей их решения.
16. Знать практический опыт решения проблемы и уметь его анализировать.
17. Уметь анализировать статистический материал.
18. Владение культурой презентации научной работы.
Компетенции, навыки и умения,которыми должны овладеть студенты в рамках научно-исследовательской работы по дисциплине «Методика исследований в социальной работе»
19. Уметь представлять результаты исследования в формах отчетов, рефератов, публикаций и публичных обсуждений.
20. Уметь определять научную и практическую ценность решаемых исследовательских задач
21. Уметь выбирать методы, соответствующие целям и задачам исследования.
22. Уметь проводить исследования по выявлению уровня социального благополучия у разных групп населения.
23. Уметь оценивать качество социального обслуживания в соответствии со стандартами
24. Уметь обрабатывать и анализировать полученные данные исследования
25. Владеть методикой и техникой эмпирических исследований.
26. Владеть методами исследования практики и оценки качества деятельности.
27. Владеть навыками сравнительного анализа.
28. Владетьобщими правилами и технологией диагностики.
29. Владеть техникой конструирования методического инструментария, методами и процедурами сбора данных
Компетенции, навыки и умения,которыми должны овладеть студенты в рамках выполнения выпускной квалификационной (дипломной) работы
30. Владеть приемами и методами стандартизации социального обслуживания населения
31. Владеть методами математической обработки результатов исследований
32. Уметь анализировать, структурировать, оценивать социальную информацию с разных точек зрения, выделять в ней главное.
33. Уметь оценивать качествов соответствии со стандартами,экономическую и социальную эффективность социального обслуживания
34. Уметь создавать социальные проекты для работы в трудных жизненных ситуациях, для обеспечения физического, психического и социального здоровья людей
35. Уметь составлять практические рекомендации по разрешению проблем
36. Уметь проектировать современные виды психосоциальной, структурной и комплексно ориентированной социальной работы, а также медико-социальной помощи
37. Уметь находить пути повышения эффективности социальной работы в целом, социальной защиты населения в частности
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫБОРУ ТЕМЫ
НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ СТУДЕНТА
Выбор темы – это первый и весьма ответственный момент научной работы. От правильного выбора во многом зависит успех всего исследования. Тема является одним из главных элементов, входящих в научный аппарат, поэтому ее формулировка входит также в оценку качества научного исследования. Тема – это наикратчайшая форма представления всей работы, отражающая ее сущность.
Формулировка темы должна точно отражать то, чем собирается заниматься исследователь, какую проблему планируется изучать. Проблема (противоречие) — сложный теоретический или практический вопрос, требующий изучения и последующего решения. Проблема возникает либо из противоречий между потребностями практики и состоянием решения вопроса в теории, либо из противоречивых научных позиций, объяснений каких-либо социально-экономических, правовых, управленческих явлений, процессов и т.д.Именно правильный выбор проблемы исследования определяет тему работы, предмет объект, цель и задачи исследования, методы и средства и т.д. В названии темы должно найти отражение движения от старого знания к новому, отражена проблемность изучаемого вопроса или целостного комплекса вопросов, решение которых представляет существенно практический или теоретический интерес для социальной работы. (Типичная ошибка, встречающаяся в формулировке: «Молодежная политика: сущность и задачи». В данном случае не определена проблема. Здесь достаточно описать имеющиеся нормативно-правовые документы, что не может рассматриваться в качестве научной работы.)
Нельзя признать правильным стремление выбирать темы, хорошо и всесторонне освещенные в науке, что чревато определенными проблемами для начинающего автора. Работать над такими темами сложнее, ведь здесь требуется владение методами поиска новых подходов освоения проблемы, умение проводить собственный научный анализ, синтез и обобщение. Научные работы студентов должны представлять собой достижение определенного научного результата, а не компиляцию.
Положительно, когда избранная тема является дальнейшим развитием предшествующих научно-исследовательских работ студента. Однако это требование не является обязательным. В то же время необходимо учитывать, что недопустимо дублирование изучаемой проблематики. Каждая курсовая или дипломная работа должна представлять собой новый этап или новый аспект изучаемой проблемы, что обязательным образом должно найти свое отражение и в формулировке темы. (Типичная ошибка, встречающаяся в предлагаемой тематике: «Социальная работа с многодетной семьей», «Многодетная семья как объект социальной работы», «Роль социальной работы в решении проблем многодетной семьи». В данном случае речь идет о раскрытии одной и той же проблемы. Кроме того, в первых двух вариантах не определена сущность проблемы.)
Особое внимание следует обратить на стилистическую грамотность формулировки темы научного исследования. Недопустимы повторы слов, предлогов, понятий и т.д. (например, « в России в ХХ1 веке», «социально-медицинская работа в системе социальной работы»).
С цельюрезультативного взаимодействияс потенциальными работодателями и повышения конкурентоспособности выпускника на рынке труда желательно согласовывать тематику выпускной квалификационной работы с организацией – базой практики или будущим местом трудоустройства.Оформленные заявки от организаций на дипломные исследования, востребованные практикой, представляются на кафедру вместе с заявлением на тему дипломной работы.
Основные требования к выбору темы научного исследования:
Методика выбора темы научного исследования:
ПЛАНИРОВАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ НАД НАУЧНЫМ ИССЛЕДОВАНИЕМ
Подготовка и проведение исследования в области социальной работы предполагают определение системы логически последовательных методологических, методических и организационных процедур, связанных между собой единой целью – получить достоверные данные об изучаемом социальном объекте, явлении или процессе. Календарный план устанавливает логическую последовательность, очередность и сроки выполнения отдельных этапов работы. Сроки эти определяются самим студентом, а корректируются и утверждаются научным руководителем. Календарный план является отчетным документом студента, в котором фиксируются контрольные точки работы над исследованием. В соответствии с выполнением этого календарного плана научный руководитель ежемесячно аттестует студента, о чем делается запись в графе выполнения плана и в соответствующих ведомостях деканата. Календарный план сдается студентом в комиссию по защите курсовых работ и предзащите дипломных работ.
Практика доказывает несомненную целесообразность составления такого плана. Он дисциплинирует исполнителя, лимитируя время, отводимое на подбор литературы, проведение исследований, анализ и обработку результатов, составление выводов, заключений, рекомендаций, литературное и техническое оформление работы, а так же регламентирует взаимодействие научного руководителя и студента. В календарном плане устанавливаются конкретные даты планируемой и фактической готовности каждого раздела, а также предоставления научному руководителю.
Организация научного исследования в социальной работе предполагает реализацию обязательных этапов и операций, которые должны найти свое отражение в календарном плане:
· утверждение темы научного исследования;
· первичное ознакомление с научными источниками;
· составление и согласование плана научной работы;
· определение цели, задач, объекта и предмета научного исследования;
· подбор научной литературы и составление списка необходимой литературы, согласование его с научным руководителем;
· подбор и изучение нормативно-правовой базы по изучаемой проблеме;
· определение и обоснование актуальности изучаемой научной проблемы;
· обзор научной литературы;
· подготовка теоретической части научной работы;
· изучение и описание конкретного опыта социальной работы по изучаемой проблеме;
· определение эмпирической базы исследования; составление программы исследования; выбор и обоснование методик и инструментария проведения собственного исследования;
· сроки проведения собственного исследования; обработка результатов и дата представления анализа результатов исследования;
· разработка проектов, моделей, практических рекомендаций;
· представление заключения работы;
· представление полного варианта научной работы;
· работа над исправлением замечаний научного руководителя;
· подготовка научных статей для публикации, тезисов докладов для выступлений на научных конференциях;
· оформление работы в соответствии с требованиями;
· подготовка презентационных материалов;
· сдача окончательного варианта научному руководителю для оценки работы и написания отзыва;
· сроки представления работы на кафедру;
· подготовка доклада студента для защиты научной работы в комиссии;
· дата защиты курсовой или предзащиты дипломной работы на кафедре;
· для студентов – дипломников в календарном плане должны быть указаны даты представления окончательного варианта работы на кафедру, заседания кафедры о допуске к защите, представления внешнему рецензенту и собственно защиты выпускной квалификационной работы.
Дата добавления: 2018-05-12 ; просмотров: 1551 ; Мы поможем в написании вашей работы!
Формирование навыков исследовательской деятельности
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Муниципальное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа п. Учебный
Ершовского района Саратовской области»
Формирование навыков исследовательской деятельности.
Подготовила Нурманова Талшин Калиевна,
учитель русского языка и литературы
Ершовского района Саратовской области»
Формирование навыков исследовательской деятельности.
«О, сколько нам открытий чудных
готовит просвещенья дух,
и опыт – сын ошибок трудных,
и гений – парадоксов друг»
Философ Сенека говорил: «Не для школы, а для жизни мы учимся». Сегодня эти слова приобретают особую актуальность. В новых стандартах общего образования в качестве нового методологического подхода заложено требование к метапредметным результатам обучения. Общество нуждается в человеке, владеющем универсальными умениями информационного характера, в человеке, способном самообучаться, прогнозировать и принимать решения.
В собственной практике я уже несколько лет в качестве одного из способов активизации творческого потенциала личности внедряю исследовательский подход в обучении, который позволяет осваивать обобщенные способы деятельности, принимаемые как в рамках образовательного процесса, так и в реальной жизни, формировать исследовательские компетенции на уроке. На уроках русского языка и литературы они развивают универсальные учебные умения, обеспечивают решение нравственных задач и создают условия, при которых необходимо применение знаний других предметов (интеграция обучения).
Я считаю, что организация исследовательской деятельности обеспечивает благодатные условия для выхода на метапредметный результат.
При сопоставительном анализе компетенций исследовательских и метапредметных можно определить отправные точки их соприкосновения.
Метапредметные компетенции:
ориентация учащихся в различных областях;
организация собственной учебной деятельности;
общеучебные умения информационно- логического характера;
принятие решений и управление;
формирование навыков исследовательской деятельности;
взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;
основные универсальные умения информационного характера;
использование средств информационных и коммуникационных технологий
мотивация и познавательная активность;
умение структурировать, обобщать; способность классифицировать
принятие решений и их оценка;
видение проблемы, выдвижение гипотезы, проявление креативности в проблемной ситуации;
коммуникативные компетенции (защита собственных идей)
Видно, что они не дублируют друг друга. Исследовательские компетенции – одна из составляющих метапредметных. Поэтому я совершенствую диапазон содержания исследовательских заданий, интегрирую учебные темы, выходя на метапредметный уровень, апробирую новые технологии: технологию развития критического мышления, технологию деятельностного метода обучения, внедряю в образовательный процесс ЭОР
Сегодня актуальна фраза: «Кто владеет информацией, тот владеет миром». Пожалуй, в ней кроется главное понимание существующего опыта школьного обучения.
Современный урок ценен не только получаемой в нём информацией, но и, прежде всего, обучением в ходе его способам деятельности для получения информации. Роль учителя на уроке состоит в стремлении передать способ творческой деятельности и приобщить детей к самостоятельному творчеству, пусть даже на элементарном уровне.
Если говорить об этимологии слова «исследование”, нетрудно заметить, что в этом понятии заключено указание на то, чтобы извлечь нечто «из следа”, т.е. восстановить некоторый порядок вещей по косвенным признакам, случайным предметам. Следовательно, уже здесь заложено понятие о способности личности сопоставлять, анализировать факты и прогнозировать ситуацию, т.е. понятие об основных навыках, требуемых от исследователя.
Исследовательская работа значительно дополняет способы получения знаний, поскольку она подразумевает самостоятельное изучение выбранного явления, лично накопленный базовый материал, анализ данных и вытекающие из них выводы.
Суть исследовательской работы состоит в сопоставлении данных первоисточников, их творческом анализе и произведенных на его основании новых выводов.
Мы не творцы новых грамотных правил или теорем, мы не открываем новых химических элементов и т.д. Поэтому нам важно научить технике самостоятельного приобретения новых знаний. Под исследовательской деятельностью понимается деятельность учащихся, связанная с поиском ответа на творческую исследовательскую задачу с заранее неизвестным решением.
Так как же формировать навыки исследовательской деятельности?
Приобщать к исследовательской деятельности следует уже в младших классах. Ребёнку гораздо легче изучать науку, действуя.
Младший школьный возраст – это время, наиболее благоприятное, чтобы формировать приёмы умственной деятельности: приёмы обобщения, абстракции, анализа, синтеза, сравнения, классификации, аналогии, переноса, индукции, дедукции. И одним из условий формирования приёмов умственной деятельности является систематическое использование методов проблемного обучения.
Типы проблемной ситуации : а) с удивлением и б) с затруднением
груз камень
грузчик каменщик
Суффиксы звучат одинаково, а пишутся по-разному.
— Почему так вышло?
— Чего мы не знаем?
Б) Тема: Дефис в наречиях (7 класс)
Раскройте скобки. Аргументируйте свой ответ.
Он (по) прежнему красиво пишет.
(По) прежнему пути иди было
-.Смогли выполнить задание?
Какие трудности испытали?
Что нужно для этого сделать?
Ученик должен сформулировать проблему. А учитель должен создать для этого условия.
Это может быть побуждающий диалог.
Русский язык 5 класс
Учитель предлагает ученикам на доске и в тетради записать слова.
— Посмотрите на запись. Вас что-то удивляет? (Осознание затруднения).
— Какие вопросы у вас возникают?
-Как называется орфограмма и как правильно писать слова в этом случае?
-Это слова с чередующимися гласными; правило написания слов с чередованием гласных а–о в корне зар –зор.
Вопросы учителя побуждают детей высказывать различные версии решения проблемы. Такая работа развивает навык творческого мышления и максимально близка к жизненным ситуациям. Конечно, есть опасность того, что ученики могут увести в сторону от темы, но учитель должен быть хорошим координатором.
Активное формирование исследовательских навыков наблюдается во время
В начальной школе регулярно используются индивидуальные и коллективные игры. Часть игр позволяет активизировать исследовательскую деятельность младших школьников, помогая им освоить первичные навыки проведения самостоятельных исследований
Именно игровая технология преподавания помогает сделать переход из начальной школы в основную более незаметным. К тому же игры на уроке развивают такие важные качества, как быстроту, логику и нестандартность мышления.
Игра «4-ое лишнее» Повторение изученного. 5 класс
1) Задание : из перечня слов выбрать лишнее, объяснить свой выбор.
здоровье, здравствуй, здание, сбежал;
нарвал, предъявил, рассеянный, перестройка;
прибежал, прервал, приморский, присел;
прекрасный, пришить, преинтересный, пресекал
6 класс. Разряды прилагательных по значению
1) Задание : из перечня слов выбрать лишнее, объяснить свой выбор.
Большой, молодой, зелёный, гороховый;
Весенний, осенний, зимний, стройный;
Мамин, добрый, тяжёлый, круглый;
Деревянный, крепкий, низкий, стол.
Какие действия проделывает ученик? Он анализирует данный материал, вспоминает нужное правило, находит общее и различия и делает вывод.
Развитие аналитического мышления, развитие способностей сопоставлять, выделять главное, аргументировать свой ответ даёт использование разного вида диктантов (они активно используются на всех уроках русского языка во всех классах и в разных формах – коллективной, индивидуальной): распределительного, выборочного, объяснительного, лингвистического.
Задание : записать, найти в словах изученные орфограммы прилагательных и объяснить
Старый и ветхий ткацкий станок стоял возле дровяного сарая. За него просили просто грошовую цену. Единственный, кто заинтересовался станком, был Егор Кузьмич. Но возле сарая зачем-то привязали соседскую собачку Жучку. Она то бросалась с яростным лаем, то жалобно скулила. Небо было серое, мышиное. Дул ветер. Ситцевая рубаха и матросская бескозырка не спасали старика от холода.
Развитию критического мышления учащихся способствует такая форма работы на уроке, как редактирование (такая работа в силу своей сложности и ответственности используется в большей степени в 7 – 9 классах)
7 класс. Деепричастие в тексте
Задание : найди в предложении ошибки, связанные с употреблением деепричастных оборотов. В чем причина этих ошибок?
Этот вид работы особенно ценен: отрабатывается грамматическая зоркость, аналитическое мышление, умение найти выход из создавшейся ситуации.
На каждом уроке для объяснения нового материала необходимо использовать мини-исследование. Совместно с учащимися выдвигать гипотезы, учащиеся сами проводят самостоятельный анализ языкового материала, делают выводы по теме. Учитель на таком уроке выступает в качестве координатора процесса познания. А у учеников есть возможность почувствовать себя первооткрывателями. При таком психологическом настрое учебный материал усваивается очень хорошо. Об этом свидетельствуют первичное закрепление и контроль на самом занятии
Например: Раздельное написание НЕ с деепричастиями. 7 класс.
Задание : вспомни, как пишется НЕ с глаголами. Сопоставь написание НЕ с глаголами и образованными от них деепричастиями. Сделай вывод.
Не торопиться – не торопясь
Не называть – не называя
Чем является НЕ в первых двух случаях? А в третьем?
Учитель знакомит с секретом чтения ребуса, затем ребята разгадывают ребусы, которые им даёт учитель. Следующий этап – составление коллективного ребуса. Затем учитель ставит проблему: составить свой ребус на основе полученных знаний. Результат исследования – ребус, созданный учеником.
Мини- проект «Мой первый синквейн».
Дается определение понятия, его строение, пример. Идет коллективное творчество, а затем индивидуальное.
Синквейн – пятистрочная стихотворная форма, не имеет рифмы и стихотворного размера. Каждая строка подчиняется своим правилам организации:
1 строка – одно существительное, выражающее главную тему синквейна.
2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.
3 строка – три глагола, описывающих действие в рамках темы.
4 строка – фраза из четырех слов, передающих смысл раскрываемой темы.
5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом)
Радуют, удивляют, восхищают.
Самое приятное время года.
Счастье.
Результат: синквейн, созданный самостоятельно на определенную тему
Заниматься же серьёзной исследовательской работой можно лишь во внеурочное время.
Этому способствуют кружковая работа и различные элективные курсы по предметам. Так, проводя электив «Русская словесность. Лексические средства художественной выразительности» (автор Горелова Л.В.), часто провожу такой вид работы, как творческая лаборатория.
Например: творческая лаборатория «Изобретение метафор»
— С чем его можно сравнить? (водопад, капель, душ, слезы)
— Соедините сравнение с местом происходящего действия («слезы неба», «водопад туч», «капель небосклона», «божий душ», «небесная роса», «небесные слезы»)
— Какие из метафор более поэтичны?
— Составьте предложения или небольшой текст, используя метафоры.
Деревья с удивлением разглядывали себя в зеркалах тротуара.
Божий душ закончился так же быстро, как начался.
Мы воскликнули от восторга, увидев небесное семицветие.
Данный вид работы пробуждает воображение, развивает навык творчества, активизирует мыслительную деятельность, подводит к высшей ступени исследовательской деятельности – созданию проекта.
Метод проектов – это самое эффективное средство формирования навыков исследовательской деятельности
В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления Метод проектов способствует повышению личной уверенности у каждого участника проекта, развивает у учащихся “командный дух” и “чувство локтя”, вдохновляет на развитие коммуникабельности и умение сотрудничать, обеспечивает механизм развития критического мышления ребёнка, умение искать путь решения проблемы. Развивает у учащихся исследовательские ( метапредметные) умения: выявление проблем, сбор информации, наблюдение, умение строить гипотезы, обобщать, развивать аналитическое мышление
Проектно-исследовательская технология позволяет реализовать личностно-ориентированный подход в обучении и самомотивацию школьника. Проекты удобны и тем, что они очень разнообразны по форме, содержанию, характеру деятельности, по количеству участников, по продолжительности исполнения. Формы реализации проекта также различны: это может быть печатная работа, статья, доклад на конференцию, стенгазета, альманах, журнал, мультимедиапрезентация, творческий отчёт, видеопроект и т.д.
Вся моя деятельность как учителя направлена на развитие самостоятельной, активно развивающейся творческой личности, способной к самореализации в обществе. Для достижения этой серьёзной цели я стараюсь создать на своих занятиях нужные условия для самовыражения учащихся, использую различные педагогические технологии, а именно исследовательскую деятельность, для развития творческого и интеллектуального потенциала учащихся.
Подтверждением эффективности исследовательской деятельности как педагогической технологии является следующая таблица:
Достижения учащихся во внеурочной деятельности за 2011-2012 учебный год
IV Муниципальный конкурс проектных и исследовательских работ учащихся «Мой первый проект»
Муниципальный конкурс творческих работ «Юный корреспондент»