назовите навыки педагога фасилитатора в цифровом интернет пространстве
11 навыков профессионального фасилитатора
Ещё одна задача фасилитатор — задавать тон в поведении, взаимодействии друг с другом в процессе работы. Подумайте о том, какие правила вы можете ввести сами или спросите группу о том, какое поведение и общение помогут участникам получить максимально полезный опыт в процессе работы.
Предлагайте конкретные идеи и ясные правила. Если кто-то говорит «относиться с уважением», спросите, как мое выглядеть уважение и как мы все могли бы отследит его проявления? Разговор о правилах также и хороший момент для разговора о фокусировке — что делать с телефонными звонками и прочими отвлечениями, которые могут сбить с пути и участников, и саму встречу.
Важно, чтобы все участники группы согласились следовать единым правилам. Вы можете напрямую попросить об этом группу. Если люди начинают кивать головами, можно двигаться дальше. Фасилитатор может обращаться к правилам, чтобы отслеживать направление движения или редактировать правила, если так они будут лучше отражать потребности группы.
В процессе эффективной групповой сессии все участники идут примерно с одинаковой скоростью и говорят на одном языке. Чтобы этого достичь, фасилитатор нужно убедиться, что у всех есть шанс быть услышанными и услышать друг друга. И здесь помогает развитые навыки активного слушания у самого фасилитатора и акцентирование внимания на этих навыках у участников сессии.
Три инструмента, которые вы можете использовать, чтобы развивать активное слушание — отзеркаливание, парафраз и трекинг.
Отзеркаливание — когда вы в точности повторяете то, что сказал спикер. Это помогает спикеру понять, что его слова услышаны, демонстрирует безоценочность и укрепляет доверие. Важно помнить, что при отзеркаливании важен тон голоса: тёплый, принимающий, слова используются в точности те, которые употреблял спикер.
Парафраз — это ещё один способ показать группе, что слова каждого услышаны и поняты. Парафраз в отличие от отзеркаливания — это когда вы используете свои слова и перефразируете слова спикера. «Если я правильно понимаю, вы говорите о… [вставить то, о чём говорил спикер]. Это действительно то, что вы имели в виду?»
И наконец, трекинг — это когда вы отслеживаете все направления мысли, которые рождаются в рамках одной дискуссии — помогаете обобщать разные варианты и показываете, что разные идеи могут быть одинаково верны.
Бывает так, что фасилитатора нанимают, чтобы он выступил нейтральной третьей стороной в групповом процессе. В этом случае роль фасилитатора — фокусироваться на процессе, предмете сессии и опыте группы в целом. Фасилитатор безоценочно относится к контенту, который создаёт группа и фокусирует на том, как группе получить новые идеи относительно цели сессии. В этом контексте работа фасилитатора — содействовать процессу группы.
В то же время иногда фасилитатор ведёт сессию, в которой ОН отвечает за содержание, у него есть повестка дня (и руководитель, у которого есть повестка дня) и есть понимание, к чему должна прийти группа в итоге. В этом случае позиция фасилитатора уже не нейтральная. Он пытается использовать свои навыки зная, что сможет высказать свою позицию относительно того, что говорит группа. Здесь фасилитатору важно быть честным и чётко проговорить свою руль для группы, чтобы избежать недопонимания.
Важно осознавать свою роль в каждой сессии — является ли фасилитатор нейтральной стороной или активно вносит свой вклад в конечный результат? Настрой на сессию будет зависеть от ответа.
Отработка навыков фасилитатора, как и любых других навыков, требует практики. Хорошая новость — всем этим навыкам можно научиться. Главное пробовать! Все группы разные, в процессе работы над навыками можно будет заметить, что лучше всего работает для разных команд и разных компаний. Развитие навыков фасилитатора, разных стилей поведения и навыки взаимодействия с разными типами личностей помогут создать прекрасный результат для участников сессий.
Статья Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования «Фасилитация- ведущая компетенция современного педагога» «
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА СЕВАСТОПОЛЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»
« ФАСИЛИТАЦИЯ – ВЕДУЩАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА »
(МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГАМ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ)
Волкова Лариса Ивановна,
методист ГАОУ ДПО ИРО
ФАСИЛИТАЦИЯ – ВЕДУЩАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА
Применительно к школе под фасилитацией следует понимать развивающий образовательный метод, обеспечивающий позитивное влияние на ученика, класс с целью создания благоприятной атмосферы, повышения уверенности учащихся в своих силах, стимулирование и поддержание у них потребности в самостоятельной продуктивной деятельности.
В настоящее время профессиография педагогического труда насчитывает свыше 100 профессионально значимых и личностных качеств педагога. Нельзя не согласиться, что действительная реформа образования должна основываться на перестройке определенных личностных установок учителя, реализующихся в процессах его межличностного взаимодействия с учащимися.
Новый уровень задач требует от учителя в некоторой степени «эталонных» личностных характеристик. Определяющими для реализации фасилитации педагога является развитие трех качеств личности: аттрактивность ( от лат. attrahere привлекать – естественное состояние чего-либо, не вызывающее раздражение, а наоборот манящее, вызывающее некое притяжение, симпатию), толерантность ( от лат. tolerantia терпение – терпимость к иного рода взглядам, нравам, привычкам) и ассертивность (от англ. assertiveness настойчивость, утвердительность – у веренная защита своих интересов или своей точки зрения с учетом мнений других людей).
К. Роджерс назвал этот комплекс личностных качеств учителя «необусловленным позитивным вниманием к человеку». Учитель, понимающий и принимающий внутренний мир своих учащихся, ведущий себя естественно и в соответствии со своими внутренними переживаниями и, наконец, доброжелательно относящийся к учащимся, создает тем самым все необходимые условия для обеспечения и поддержки (фасилитации) их осмысленного учения и личностного развития в целом.
Сегодня в области развития фасилитационных компетенций педагогов существуют проблемы, связанные с недостаточной разработанностью темы применительно к школьной среде. Новизна моего педагогического опыта заключается в следующем:
выявлены и опытным путем обоснованы педагогические условия, обеспечивающие фасилитационную поддержку процесса обучения;
определены и классифицированы наиболее эффективные методы работы педагога-фасилитатора.
Можно отметить универсальность большинства предлагаемых мною методов и технологий, возможность применения их в обучении разным дисциплинам. Процесс взаимодействия учителя и ученика на уроке направлен на полный комплекс ориентиров (ценности, цели, мотивы, нормы и так далее), а не только на узко предметные цели.
Итак, какие цел и я ставлю перед собой, обеспечивая фасилитационную поддержку в обучении? Формирование личности ученика, выявление и развитие его потенциальных способностей, задатков; создание условий для саморазвития, самоопределения, самосовершенствования, самореализации личности ученика.
Что приобретают мои ученики? Личностную мотивацию к учению, творчеству, достижению целей; навыки взаимодействия с учителями, родителями, сверстниками в процессе познания; продвижение по индивидуальной образовательной и жизненной траектории; ориентацию на успех в учении и творчестве.
Каковы ожидаемые результаты выбранного мною уровня взаимодействия? Сформированность личности ученика; ценностная, эмоциональная, поведенческая, коммуникативная, политическая, правовая социализация личности; достижение ситуации успеха, самореализация личности.
Обозначу главные принципы, которыми я руководствуюсь как учитель-фасилитатор.
Стремлюсь всячески поддерживать самостоятельность ребенка. Ведь способность самостоятельно думать, принимать решения, отвечать за их последствия – основные признаки развитой личности.
2. Не боюсь неожиданных вопросов. Вопросы детей – это свидетельство их интереса, а нестандартный вопрос, может быть, не что иное, как свидетельство творческого взгляда на мир.
Стараюсь быть гибкой, следовать ситуации. Мудрый человек способен отказаться от усвоенной точки зрения и принять новую, если последняя более справедлива.
Развиваю в себе черты креативной личности. Я всегда готова к шагу за пределы комфортной зоны для создания новой техники или адаптирования инструмента, который был бы наиболее эффективен в конкретной ситуации.
Об образовании. Роль фасилитатора в системе дистанционного обучения
Студенты часто жалуются на то, что не могут контролировать свою учебную среду. Они чувствуют трудности с компьютером или связью, или пытаясь работать совместно со своими соучениками, когда каждый из них имеет свой учебный стиль, свой распорядок действий, свои личностные черты. Это создает определенный дискомфорт. Основными причинами конфликтов в группе является недоступность членов группы, недостаточно преданное и активное участие, а также столкновение личностей и сильных воль. И даже если мотивация к учебе усиливается использованием в обучающей системе метафоры игры или других приемов, которые стимулируют любопытство, фантазию или желание решить сложную проблему (а эти характеристики, рядом с контролем, являются предпосылками внутренне мотивированной учебы), студенты, как правило, все равно нуждаются в «устремлении» и поддержке со стороны фасилитатора.
Блине и Троллип выделили пять ролей, в которых выступает фасилитатор: администратор, социальный помощник, инструктор, проводник и медиатор. Из этих ролей по крайней мере две имеют целью непосредственное обеспечение ученикам психологической комфортности учебы: социальный помощник оказывает эмоциональную поддержку, признание и позитивную обратную связь, в которой нуждаются ученики, а медиатор улаживает конфликты в группе и регулирует дисфункции в коммуникации. Но и в других ролях результат деятельности фасилитатора должен, пусть опосредствованно, способствовать повышению комфортности эмоционального состояния учеников: он (или она) организует учебу, обеспечивает полноту информации, в том числе административной, поддерживает их мотивацию и много другого. Создание социальной среды, в какой обучение поддерживают в атмосфере доверия и взаимного беспокойства, является обязанностью фасилитатора. И потому видимая роль преподавателя является абсолютно необходимой.
Принципиальное значение имеет уважение педагога к приватности, сохранению конфиденциальности полученной от студентов информации, не предназначенной для разглашения. Нарушение частного секрета, доверенного фасилитатору, не только смутит студента, но и разрушит само явление доверия в онлайновом сообществе. Другие студенты тоже будут избегать откровенного обсуждения своих проблем и своей учебы после того, как частные детали их соученика были выставлены на показ. Это важное правило касается также самих студентов, оно должно быть сразу четко сформулировано и неуклонно придерживаться в ходе учебного курса.
Учитель-фасилитатор
Вы будете перенаправлены на Автор24
Понятие фасилитации и фасилитатора
Учитель-фасилитатор – это педагог, деятельность которого проходит в рамках личностно-направленного подхода в образовании и характеризуется открытостью, акцентированием внимания на чувствах, эмоциях, переживаниях учащихся, поощрением их за успехи и заслуги, доверительным отношением к их способностям и возможностям, эмпатическим видением их деятельности и поступков.
Фасилитация – это особый управленческий стиль, предполагающий создание такой системы управления и организации педагогического процесса, при которой управление носит директивный характер, не выходящий за пределы самоорганизации самоуправляемой системы. Проще говоря, фасилитация является одновременно и процессом, и способом действия, и инструментом, посредством применения которого осуществляется качественное и продуктивное групповое взаимодействие, организуется групповое сотрудничество и совместная деятельность.
В процессе фасилитации происходит поиск пути, при котором коллектив будет работать слажено и продуктивно, создавая что-то новое или усваивая теоретическую научную информацию, чтобы затем найти ей практическое применение.
Коллективная работа и коллективное взаимодействие организуется за счет специальных действий педагога. Именно эти действия и отражают процесс фасилитации. В нем приоритетную позицию занимает лидер. В образовательной сфере это место принадлежит учителю. Его задача сводится к тому, чтобы не выставлять себя авторитетом, а занять нейтральную позицию и направить учащихся на верный путь и направление развития.
Фасилитатор является особым инструментом в образовательном процессе. От его квалификации и профессионализма зависит эффективность развития отдельного образовательного учреждения и образовательной системы в целом. Его обучают навыкам психологического взаимодействия и технологиям обеспечения продуктивной коммуникации.
Готовые работы на аналогичную тему
Фасилитаторская деятельность ставится в приоритет воспитательной. Успех профессиональной деятельности учителя зависит от построения личных контактов с воспитанниками, исключая следование нормам и общественным взглядам, а только лишь учитывая индивидуальные потребности, особенности развития, стремления и взгляды.
Деятельность педагога-фасилитатора ориентирована на создание такого образовательного климата, который благотворно сказывается на развитии инициативы и самостоятельности учащихся, формирует навыки коммуникативного взаимодействия и помогает создать комфортную среду для общения между сверстниками в образовательном заведении. Учебно-воспитательный процесс в этом случае характеризуется свободой и применением здоровьесберегающих методик и технологий.
Учитель-фасилитатор должен обладать навыками:
Деятельность учителя-фасилитатора формируется таким образом, чтобы ставить интересы и потребности учебно-воспитательной группы на приоритетное место в образовании, не допуская торможения в обсуждении и не ускоряя его темпы. Объект, процесс, проблема, стоящая в центре обсуждения должна охватывать все внимание учащихся. Этому способствует педагог.
Профессиональные навыки педагога-фасилитатора помогают создать грамотное эмоционально-психологическое взаимодействие на учебном занятии.
Овладение навыками фасилитаторской деятельности не доступно каждому педагогу. Это сложный и трудоемкий процесс, требующий постановки иных приоритетов и открытия своей личности учащимся, формирование личностного характера общения.
Основные направления работы учителя-фасилитатора
В педагогической фасилитации можно выделить два ведущих направления работы:
Работа в первом направлении ведется на основе применения специальных фасилитирующих методов, средств и приемов, чтобы создать в учебном заведении фасилитирующую среду и условия для фасилитирующего обучения.
Второе направление работы педагога сводится к умению выстроить особую управленческую линию поведения, базирующуюся на основных человеческих ценностях, сохранении прав и свобод коллектива, приоритете творческого развития, поддержания креативных идей, самоактуализации и саморазвития, поддержания здорового психологического климата, благополучия личности и доверительный отношений фасилитирующей направленности.
Педагог должен обладать профессионализмом и мастерством, отражающим его готовность к процессу управления. Для этого он должен обладать такими качествами, как сопереживание, сострадание, равнозначное отношение к каждому учащемуся, уметь анализировать собственную деятельность и адекватно оценивать деятельность учащихся, быть чувствительным к факторам окружающей среды, воздействующим на учебно-воспитательный процесс и эмоциональному настрою коллектива. Кроме того, важное значение имеет толерантность педагога, его гибкость и активность, умение применять творческий подход в обучении, стремиться к непрерывному саморазвитию и самосовершенствованию.
Педагогическая фасилитация в условиях дистанционного образования
Дата публикации: 18.05.2020 2020-05-18
Статья просмотрена: 431 раз
Библиографическое описание:
Чабаненко, С. В. Педагогическая фасилитация в условиях дистанционного образования / С. В. Чабаненко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 20 (310). — С. 656-657. — URL: https://moluch.ru/archive/310/70199/ (дата обращения: 09.11.2021).
Ключевые слова: педагог, фасилитатор, педагогическая фасилитация, дистанционное образование, студент, преподаватель, обучение.
Сегодня сфера образования, в особенности педагоги, студенты и школьники столкнулись с новым для себя форматом обучения. Возникла острая необходимость новых условий и форм взаимодействия, новых техник и приемов, способствующих более комфортному и эффективному учебному процессу в условиях дистанционного образования. Стоит также отметить, что ряд необходимых мер безопасности, изменившиеся условия жизни и резкая перестройка устоявшего режима дня погрузили участников образовательного процесса в состояние стресса.
Многие педагоги задаются вопросом, как разнообразить свои пары и уроки, как не потерять внимание обучающихся, как привычный материал донести до своих слушателей с учетом использования технологий, которые они сами только начали изучать. Студенты, в свою очередь, усердно пытаются справиться с тем объемом информации, что обрушился на них из самых лучших побуждений педагогов, с новыми формами отчетности, с тем, как заставить себя не отвлекаться на сопутствующие домашние дела и прочие раздражители. Что уж тут говорить, непростое время для всех участников дистанционного образования. Однако в сложившейся ситуации есть и потенциал, новые возможности и перспективы. На помощь педагогу в этом вопросе приходят техники фасилитации.
Определений термина «фасилитация» существует множество. Фасилитация с английского переводится как «помогать, облегчать, способствовать». В целом, это процесс, помогающий группе в выполнении поставленной задачи, решении спорной ситуации или проблемы, позволяющий максимально эффективно прийти к общему решению. Фасилитация способствует повышению динамики и плодотворности групповой работы, вовлеченности и заинтересованности членов команды, активизируя ресурсы каждого из участников и раскрывая их потенциал.
Совместное решение тех или иных вопросов зачастую приводит к разногласиям и непониманию между участниками группы. У каждого свой темп работы, динамика и роль, которую он занимает. Кто-то предпочитает быть активным, много говорить и участвовать во всех обсуждениях, кому-то комфортнее отмолчаться, занять пассивную позицию, не высказывать свои мысли и идеи. В итоге группа оказывается не способной принять общее решение, выбрать эффективный путь достижения цели. Чтобы прийти к конструктивным решениям, работой группы может управлять фасилитатор. Находясь в нейтральной позиции или принимая активное участие в обсуждениях, фасилитатор сопровождает группу в ее движении, оказывает помощь в процессе нахождения решения, которое удовлетворяет каждого из участников.
Фасилитатор, в отличие от тренера, может не являться экспертом в области обсуждения группы, он не занимается обучением, а способствует удержанию цели и повестки дня, помогает выдержать временные рамки и способствует созданию среды активного общения, конструктивной дискуссии, аргументированного высказывания и участия в процессе каждого из студентов.
В науке принято разделять фасилитацию на социальную и педагогическую. Под первой понимают повышение скорости или продуктивности деятельности личности вследствие актуализации в ее сознании образа другого человека (или группы людей), выступающего в качестве соперника или наблюдателя за ее действиями [1]. Под второй — усиление продуктивности образования (обучения, воспитания) и развитие субъектов профессионально-педагогического процесса за счет особого стиля общения и личности педагога [2].
Объединяет эти виды то, что фасилитация способствует повышению продуктивности любой деятельности, в том числе и педагогической. Различие же между ними заключается в том, что в социальной сфере это происходит посредством наблюдения за действиями субъекта, а в педагогической — за счет особого стиля общения педагога с обучающимися и влияния на них его личности.
Помимо традиционных форм и методов образования, многие учебные учреждения активно используют и другие образовательные технологии. В условиях дистанционного обучения стали еще более востребованными такие, как просмотр видеоматериала, диалоговые лекции, дискуссионные площадки, деловые игры, моделирование профессиональных ситуаций, введение тренинговых элементов.
Для простоты и комфорта восприятия информации некоторые педагоги отошли от привычного формата текстовых файлов в сторону визуализации в презентациях. Обычные лекционные форматы в большинстве своем теперь проходят на тех платформах, что зачастую использовались учениками для совместных игр и общения. Просмотр видеоматериала при помощи проектора заменяется демонстрацией экрана или ссылками на видеоролики и вебинары, доступные в интернете. Особое внимание хотелось бы уделить альтернативе использования доски с мелом, флипчартов и стикеров. В условиях дистанционного образования их преподаватели могут заменить на использование онлайн-досок, таск-трекеров и других разнообразных облачных программ для работы с группами различных размеров. Визуализация обсуждений и совместная работу группы достигается, например, при помощи бесконечной онлайн-доски, на которую можно вытягивать картинки, документы (pdf и google docs), а также делать заметки — рисовать, писать, клеить стикеры — сохраняя результаты в реальном времени. При этом преподаватель, как создатель и администратор этой доски, имеет возможность видеть уровень активности каждого из участников. Подобный формат предполагает возможность разделения на мини-группы. Каждый из учеников видит вклад другого в общую работу, может оставлять комментарии и даже голосовать за наиболее понравившиеся варианты.
Использование онлайн-досок и других схожих ресурсов распределяет нагрузку и ответственность между всеми членами группы, активизируя их заинтересованность в учебном процессе. При условии поддержания активной рабочей атмосферы и стимулирования соревновательным моментом между мини-группами или режимом совместного творчества, педагог-фасилитатор активизирует физическую и эмоциональную вовлеченность студентов. Стоит отметить, что важная роль при использовании этих технологий отводится самой фигуре педагога, его умению взаимодействовать, поддерживать и сопровождать группу.
Особая ценность применения педагогической фасилитации в условиях дистанционного образования заключается в формировании самостоятельности и ответственности студентом за себя, свои действия и получаемую им информацию. Практическая ценность приобретаемых знаний, умений и информации в дальнейшем отражается и на всем процессе обучения. Студент формирует навык оперативной фильтрации объема знаний, чувствует себя более комфортно и уверенно в обширном поле доступной цифровой среды, приобретает возможность формирования образовательного запроса или эффективного самостоятельного поиска недостающей информации.
Условия дистанционного образования не только открывают перед педагогами и учениками новую возможность, новое видение путей реализации совершенствования традиционного формата образования, но и организуют пробу различных форм индивидуального обучения, а также знакомит с некоторыми технологиями проектной деятельности. Фасилитационное педагогическое взаимодействия с обучающимися способствует созданию психологической атмосферы, которая благоприятно влияет на личностную активность, концентрацию внимания и заинтересованность в учебном процессе, а также формирует ответственности за самостоятельную работу и работу группы в целом.