назовите прозвище героя пьесы повторившего судьбу безымянного персонажа истории о праведной земле
Назовите прозвище героя пьесы М. Горького, «На дне», повторившего судьбу безымянного персонажа истории о праведной земле.
Языковые черты разговорного стиля определяют особые условия его существования: неофициальность, непринужденность и экспрессивность речевого общения, отсутствие предварительного отбора языковых средств, обыденность содержания и диалогическая форма. Как и любой стиль, разговорный имеет свою особую сферу применения — бытовую, определенную тематику. Чаще всего предметом разговора становятся погода, здоровье, новости, какие-либо интересные события, покупки, цены… Возможно, конечно, и обсуждение политической обстановки, научных достижений, новостей в культурной жизни, но и эти темы подчиняются правилам разговорного стиля, его синтаксическому строю, хотя в этих случаях лексика разговоров обогащается книжными словами, терминами.
Для непринужденной беседы необходимым условием является отсутствие официальности, доверительные, свободные отношения между участниками диалога или полилога. Участники речи непосредственно связаны между собой и могут без труда делать дополнительные разъяснения и исправлять допущенные неточности или пояснять что-либо непонятное своим собеседникам.
Исходя из особенностей разговорного стиля, кроме диалога, выделяют следующие жанры.
Диспут, беседа — обмен мнениями с целью принятия решения или выяснения истины. Участники диспута, беседы приводят различные доводы в защиту своей точки зрения
Вариант 21
Часть 1.
Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания 1–7; 8, 9.
Лука (задумчиво, Бубнову). Вот. ты говоришь – правда. Она, правда-то, – не всегда по недугу человеку. не всегда правдой душу вылечишь. Был, примерно, такой случай; знал я одного человека, который в праведную землю верил.
Лука. В праведную землю. Должна, говорил, быть на свете праведная земля. в той, дескать, земле – особые люди населяют. хорошие люди! друг дружку они уважают, друг дружке – завсяко-просто – помогают. и все у них славно-хорошо! И вот человек все собирался идти. праведную эту землю искать. Был он – бедный, жил – плохо. и, когда приходилось ему так уж трудно, что хоть ложись да помирай, – духа он не терял, а все, бывало, усмехался только да высказывал: «Ничего! потерплю! Еще несколько – пожду. а потом – брошу всю эту жизнь и – уйду в праведную землю. » Одна у него радость была – земля эта.
Лука. И вот в это место – в Сибири дело-то было – прислали ссыльного, ученого. с книгами, с планами он, ученый-то, и со всякими штуками. Человек и говорит ученому: «Покажи ты мне, сделай милость, где лежит праведная земля и как туда дорога?» Сейчас это ученый книги раскрыл, планы разложил. глядел-глядел – нет нигде праведной земли! Всё верно, все земли показаны, а праведной – нет.
Наташа. Погоди ты. ну, дедушка?
Лука. Человек – не верит. Должна, говорит, быть. ищи лучше! А то, говорит, книги и планы твои – ни к чему, если праведной земли нет. Ученый – в обиду. Мои, говорит, планы самые верные, а праведной земли вовсе нигде нет. Ну, тут и человек рассердился – как так? Жил-жил, терпел-терпел и все верил – есть! а по планам выходит – нету! Грабеж. И говорит он ученому: «Ах ты. сволочь эдакой! Подлец ты, а не ученый. » Да в ухо ему – раз! Да еще. (Помолчав.) А после того пошел домой – и удавился.
Все молчат, Лука, улыбаясь, смотрит на Пепла и Наташу.
Пепел (негромко). Ч-черт те возьми. история – невеселая.
Наташа. Не стерпел обмана.
Бубнов (угрюмо). Всё – сказки.
При выполнении заданий 1-7 ответ необходимо дать в виде слова или сочетания слов. Слова пишите без пробелов, знаков препинания и кавычек.
Назовите литературное направление, расцвет которого пришелся на вторую половину ХIХ века и традиции которого нашли свое отражение в пьесе М. Горького «На дне».
Рабочая тетрадь для подготовки ЕГЭ по литературе. Тема «Анализ пьесы М.Горького «На дне»».
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Лидия Николаевна Белая
для подготовки ЕГЭ
Тема « Анализ пьесы М.Горького «На дне»».
ученика (цы) _____ класса_______
учитель русского языка и
Белая Лидия Николаевна
Рабочая тетрадь предназначена для подготовки к выпускному
Рабочая тетрадь будет полезна, прежде всего, учащимся 11 классов общеобразовательных учреждений и абитуриентам.
Сатин. Оставь их. Барон! К черту. Пускай кричат. разбивают себе головы. пускай! Смысл тут есть. Не мешай человеку, как говорил старик. Да, это он, старая дрожжа, проквасил нам сожителей.
Клещ. Поманил их куда-то. а сам – дорогу не сказал.
Барон. Старик – шарлатан.
Настя. Врешь! Ты сам – шарлатан!
Клещ. Правды он. не любил, старик-то. Очень против правды восставал. так и надо! Верно – какая тут правда? И без нее – дышать нечем. Вон князь. руку-то раздавил на работе. отпилить напрочь руку-то придется, слышь. вот те и правда!
Сатин (ударяя кулаком по столу). Молчать! Вы – все – скоты! Дубье. молчать о старике! (Спокойнее.) Ты, Барон, – всех хуже. Ты – ничего не понимаешь. и – врешь! Старик – не шарлатан! Что такое – правда? Человек – вот правда! Он это понимал. вы – нет! Вы – тупы, как кирпичи. Я – понимаю старика. да! Он врал. но – это из жалости к вам, черт вас возьми! Есть много людей, которые лгут из жалости к ближнему. я – знаю! я – читал! Красиво, вдохновенно, возбуждающе лгут. Есть ложь утешительная, ложь примиряющая. Ложь оправдывает ту тяжесть, которая раздавила руку рабочего. и обвиняет умирающих с голода. Я – знаю ложь! Кто слаб душой. и кто живет чужими соками – тем ложь нужна. одних она поддерживает, другие – прикрываются ею. А кто – сам себе хозяин. кто независим и не жрет чужого – зачем тому ложь? Ложь – религия рабов и хозяев. Правда – бог свободного человека!
Барон. Браво! Прекрасно сказано! Я – согласен! Ты говоришь. как порядочный человек!
Сатин. Почему же иногда шулеру не говорить хорошо, если порядочные люди. говорят, как шулера? Да. я много позабыл, но – еще кое-что знаю! Старик? Он – умница. Он. подействовал на меня, как кислота на старую и грязную монету. Выпьем, за его здоровье! Наливай.
Настя наливает стакан пива и дает Сатину.
Настя упорно смотрит в лицо Сатина. Клещ перестает работать над гармонией и тоже слушает. Барон, низко наклонив голову, тихо бьет пальцами по столу. Актер, высунувшись с печи, хочет осторожно слезть на нары.
«Все, милачок, все, как есть, для лучшего живут! Потому-то всякого человека и уважать надо. неизвестно ведь нам, кто он такой, зачем родился и чего сделать может. может, он родился-то на счастье нам. для большой нам пользы. Особливо же деток надо уважать. ребятишек! Ребятишкам – простор надобен! Деткам-то жить не мешайте. Деток уважьте!» (Смеется тихо.) М. Горький «На дне»
1.Выпишите термин, которым в литературоведении называют развернутое высказывание героя в пьесе, например, речь Сатина.
2.Какой художественный приём использует автор, противопоставляя два высказывания Сатина: «Ложь – религия рабов и хозяев… Правда – бог свободного человека»?
3.Укажите термин, используемый в литературоведении для обозначения высказывания, которое стало крылатым, превратилось в изречение: («Ложь – религия рабов и хозяев… Правда – бог свободного человека»).
4.Какое средство художественной изобразительности использует автор в речи Сатина: «Он подействовал на меня, как кислота на старую и грязную монету»?
5. Чем близки жизненные позиции Сатина и Луки?
6. В каких произведениях русской литературы XIX века герои ведут философские споры?
Лука ( задумчиво, Бубнову ). Вот. ты говоришь – правда. Она, правда-то, – не всегда по недугу человеку. не всегда правдой душу вылечишь. Был, примерно, такой случай; знал я одного человека, который в праведную землю верил.
Лука. В праведную землю. Должна, говорил, быть на свете праведная земля. в той, дескать, земле – особые люди населяют. хорошие люди! друг дружку они уважают, друг дружке – завсяко-просто – помогают. и все у них славно-хорошо! И вот человек все собирался идти. праведную эту землю искать. Был он – бедный, жил – плохо. и, когда приходилось ему так уж трудно, что хоть ложись да помирай, – духа он не терял, а все, бывало, усмехался только да высказывал: «Ничего! потерплю! Еще несколько – пожду. а потом – брошу всю эту жизнь и – уйду в праведную землю. » Одна у него радость была – земля эта.
Лука. И вот в это место – в Сибири дело-то было – прислали ссыльного, ученого. с книгами, с планами он, ученый-то, и со всякими штуками. Человек и говорит ученому: «Покажи ты мне, сделай милость, где лежит праведная земля и как туда дорога?» Сейчас это ученый книги раскрыл, планы разложил. глядел-глядел – нет нигде праведной земли! Всё верно, все земли показаны, а праведной – нет.
Пепел (негромко). Ну? Нету?
Наташа. Погоди ты. ну, дедушка?
Лука. Человек – не верит. Должна, говорит, быть. ищи лучше! А то, говорит, книги и планы твои – ни к чему, если праведной земли нет. Ученый – в обиду. Мои, говорит, планы самые верные, а праведной земли вовсе нигде нет. Ну, тут и человек рассердился – как так? Жил-жил, терпел-терпел и все верил – есть! а по планам выходит – нету! Грабеж. И говорит он ученому: «Ах ты. сволочь эдакой! Подлец ты, а не ученый. » Да в ухо ему – раз! Да еще. (Помолчав.) А после того пошел домой – и удавился.
Все молчат, Лука, улыбаясь, смотрит на Пепла и Наташу.
Пепел (негромко). Ч-черт те возьми. история – невеселая.
Наташа. Не стерпел обмана.
Бубнов (угрюмо). Всё – сказки . (М. Горький, «На дне».)
1.Приведенная сцена отображает разговор героев между собой. Как называется данная форма общения персонажей в художественном произведении?
2.Как называются авторские замечания и пояснения по ходу действия пьесы («негромко», «угрюмо», «все молчат» и т.п.)?
3.Значительную часть фрагмента занимает рассказ Луки о праведной земле. К какому жанру относится иносказательно-нравоучительный рассказ Луки?
4.Назовите литературное направление, расцвет которого пришелся на вторую половину ХIХ века и традиции которого нашли свое отражение в пьесе М. Горького «На дне»
5.Многие реплики героев пьесы стали общеупотребительными (например: «Не всегда правдой душу вылечишь»). Укажите термин, которым обозначаются меткие образные выражения, содержащие законченную философскую мысль.
6.Назовите прозвище героя пьесы, повторившего судьбу безымянного персонажа истории о праведной земле.
7.Каково традиционное определение жанра пьесы «На дне»?
8. С какой целью Лука рассказывает ночлежникам историю о праведной земле?
9. В каких произведениях русской классики звучит тема социальной несправедливости и что сближает эти произведения с пьесой М. Горького? ( Приведите 2–3 примера с указанием авторов.)
Василиса (ближе наклоняясь к нему). Вася! давай поможем друг другу.
Василиса (тихо, сильно). Сестра. тебе нравится, я знаю.
Пепел. За то ты и бьешь ее зверски! Смотри, Васка! Ее – не тронь.
Василиса. Погоди! Не горячись! Можно все сделать тихо, по-хорошему. Хочешь – женись на ней? И я тебе еще денег дам. целковых. триста! Больше соберу – больше дам.
Пепел (отодвигаясь). Постой. как это? За что?
Василиса. Освободи меня. от мужа! Сними с меня петлю эту.
Пепел (тихо свистит). Вон что-о! Ого-го! Это – ты ловко придумала. мужа, значит, в гроб, любовника – на каторгу, а сама.
Василиса. Вася! Зачем – каторга? Ты – не сам. через товарищей! Да если и сам, кто узнает? Наталья – подумай! Деньги будут. уедешь куда-нибудь. меня навек освободишь. и что сестры около меня не будет – это хорошо для нее. Видеть мне ее – трудно. злоблюсь я на нее за тебя. и сдержаться не могу. мучаю девку, бью ее. так – бью. что сама плачу от жалости к ней. А – бью. И – буду бить!
Пепел. Зверь! Хвастаешься зверством своим?
Пепел. Хитро ты плетешь.
Василиса. В речах моих – все ясно. Только глупый не поймет, чего я хочу.
Костылев осторожно входит и крадется вперед.
Пепел (Василисе). Ну. иди!
Василиса. Подумай! (Видит мужа.) Ты – что? За мной?
Пепел вскакивает и дико смотрит на Костылева.
Костылев. Это я. я! А вы тут. одни? А-а. Вы – разговаривали? (Вдруг топает ногами и громко визжит.) Васка. поганая! Нищая. шкура! (Пугается своего крика, встреченного молчанием и неподвижностью.) Прости, господи. опять ты меня, Василиса, во грех ввела. Я тебя ищу везде. (Взвизгивая.) Спать пора! Масла в лампады забыла налить. у, ты! Нищая. свинья. (Дрожащими руками машет на нее.)
Василиса медленно идет к двери в сени, оглядываясь на Пепла.
Пепел (Костылеву). Ты! Уйди. пошел.
Костылев (кричит). Я – хозяин! Сам пошел, да! Вор.
Пепел (глухо). Уйди, Мишка.
Костылев. Не смей! Я тут. я тебя.
Пепел хватает его за шиворот и встряхивает. На печи раздается громкая возня и воющее позевыванье. Пепел выпускает Костылева, старик с криком бежит в сени. (М. Горький, «На дне».)
1.Какой художественный прием придает реплике Василисы особую выразительность: «Он в меня, как клоп, впился…»?
2. Назовите имя героя, ставшего случайным свидетелем сцены с участием Пепла, Василисы и Костылева («На печи раздается громкая возня…»).
3.Образ «дна» в пьесе М. Горького многозначен: это и «дно» жизни героев, и «дно» души – крайняя степень падения человека. Как называются подобные многозначные образы, несущие в себе широкие жизненные обобщения?
4.Текст фрагмента представляет собой чередование обращённых друг к другу высказываний героев. Как называется такая форма речевого общения?
5.В речи героев пьесы много кратких, образных изречений, выражающих оригинальные мысли (например, в речи Пепла: «Ты – не гвоздь, я – не клещи…»). Как называются такие высказывания?
6.Укажите жанр, к которому относится пьеса М. Горького «На дне».
7. Каким термином обозначают пояснения автора, помогающие понять обстановку действия, душевное состояние героев («Пепел вскакивает…», «Пепел хватает его за шиворот…»)?
8. Как данная сцена характеризует хозяев ночлежки – Костылевых?
9. Что сближает пьесу «На дне» с произведениями отечественной классики, поднимающими проблему «дна» в человеческих взаимоотношениях? (Укажите названия произведений и обоснуйте свой выбор.)
Сатин (приподнимаясь на нарах). Кто это бил меня вчера?
Актёр (высовывая голову с печи). Однажды тебя совсем убьют. до смерти.
Актёр (помолчав). Не понимаю. почему – нельзя?
Барон (выходя из кухни). Мне некогда убираться. я на базар иду с Квашнёй.
(Отнимает книгу у Насти.)
Настя (вставая). Что тебе нужно? Дай сюда! Озорник! А ещё – барин.
Барон (отдавая книгу). Настя! Подмети пол за меня – ладно?
Настя (уходя в кухню). Очень нужно. как же!
Квашня (в двери из кухни – Барону). А ты – иди! Уберутся без тебя. Актёр! Тебя просят, – ты и сделай. не переломишься, чай!
Квашня (Актёру). Ты смотри же – подмети!
(Выходит в сени, пропустив вперёд себя Барона.)
Клещ (подходя к ней). А ты – не будешь?
Клещ (отходя). Ничего. может – встанешь. бывает! (Уходит в кухню.)
Актёр (громко, как бы вдруг проснувшись ). Вчера, в лечебнице, доктор сказал мне: ваш, говорит, организм – совершенно отравлен алкоголем.
Сатин (улыбаясь). Органон.
Актёр (машет на него рукой). Э, вздор! Я говорю – серьёзно. да. Если организм – отравлен. значит – мне вредно мести пол. дышать пылью.
Клещ (выходя из кухни ). Ты с метлой играть скоро будешь?
За сценой, где-то далеко, – глухой шум, крики, свисток полицейского. Клещ садится за работу и скрипит подпилком.(М. Горький, «На дне»)
1.Развитие действия сопровождается чередованием реплик действующих лиц. Укажите термин, обозначающий такую форму художественной речи.
2.Столкновения между героями обнаруживаются с самого начала пьесы. Как называется непримиримое противоречие, лежащее в основе драматургического действия?
3.Как называется элемент сюжета, характеризующий действующих лиц, их взаимоотношения и предшествующий завязке?
4.Установите соответствие между персонажами пьесы и обстоятельствами, которые привели их в ночлежку.
К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
5.Назовите литературное направление, основному принципу которого – исследованию сложной взаимосвязи характеров и сформировавших их социальных обстоятельств – следует М. Горький в пьесе «На дне».
6. К какому роду литературы принадлежит произведение М. Горького?
7.Каким термином обозначаются авторские пояснения, комментирующие действия персонажей (выходя из кухни; ударяет себя в грудь рукой и т.п.)?
9. В каких произведениях русской классики герои обращаются к воспоминаниям о прошлом и в чём этих героев можно сопоставить с персонажами пьесы «На дне»?
Лука (выходя из кухни). Ну, обыграли татарина? Водочку пить пойдёте?
Сатин. Посмотреть бы, каков ты есть пьяный!
Лука. Не лучше трезвого-то.
Актёр. Идём, старик. я тебе продекламирую куплеты.
Лука. Стихи-и! А на что они мне, стихи-то.
Сатин. Ну, куплетист, идёшь? (Уходит с Бароном).
Актёр. Иду. я догоню! Вот, например, старик, из одного стихотворения. начало я забыл. забыл! (Потирает лоб).
Бубнов. Готово! Пропала твоя дамка. ходи!
Медведев. Не туда я пошёл. пострели её!
Актёр. Раньше, когда мой организм не был отравлен алкоголем, у меня, старик, была хорошая память. А теперь вот. кончено, брат! Всё кончено для меня! Я всегда читал это стихотворение с большим успехом. гром аплодисментов! Ты. не знаешь, что такое аплодисменты. это, брат, как. водка. Бывало, выйду, встану вот так. (Становится в позу). Встану. и. (Молчит). Ничего не помню. ни слова. не помню! Любимое стихотворение. плохо это, старик?
Актёр (задумчиво). Куда? Где это?
1.Изображая «дно» жизни, М. Горький следовал традициям литературного направления, достигшего своего расцвета во второй половине XIX века. Укажите его название.
2.Назовите жанр, к которому относится пьеса М. Горького «На дне».
3.Приведённая сцена, как и другие сцены пьесы, строится на общении персонажей между собой. Как называется подобный обмен репликами?
4. Установите соответствие между персонажами горьковской пьесы и их репликами, важными для проблематики «На дне».
7.Объясняя Луке, что такое аплодисменты, Актёр прибегает к неожиданной аналогии («это, брат, как. водка. «). Назовите приём, который использует в своей речи герой.
8. Что привнёс в жизнь Актёра и других ночлежников странник Лука?
9. В каких произведениях русских писателей звучит тема духовного оскудения личности и в чём эти произведения можно сопоставить с пьесой М. Горького «На дне»?