название похоронных песен на руси

Нужны тексты похоронных песен на Руси. Не сам обряд, а песня.

Причитание «Дочь по выносе из церкви» из публикации:
Нефедов Ф. Д. Причитания Владимирского уезда // Владимирские губернские ведомости. 1897. № 28. С. 1—3.

Уж радельник ты, мой батюшко!
Уж стоял ты во Божьей церкви,
Уж не по-прежнему ты стоял,
Не по-старому, не по-прежнему:
Уж не подымал ты руку праву,
Уж и Богу ты не мóлился,
И с добрыми людьми не кланялся…
Уж добрые люди все с тобой прощалися:
И суседы-то шабренышки,
И любезные твои все сроднички,
Уж и твои-то милы детушки.
Уж распростился ты у нас на то житье,
Уж на то житье пошел на вешное,
Уж на вешное, безконешное.
Уж радельник ты, мой батюшко!
Уж не увидим мы твоего личика белаго,
Уж твоей-то красоты хорошею;
Уж не услышим мы от тебя словечка ласковаго,
Уж и ласкаваго, приятнаго.
Уж не по той-то ты пошел пути-дороженьке у нас,
Уж не к празднику ты собралось у нас,
Не во матушку Божью церковь,
Не в Божью церковь Богу помолитися:
А уж по твоей-то по пути-дороженьке
Уж и нету тебе попутчика,
Уж не хожаго с тобою, не ежжаго;
Уж пошло ты у нас одно одинехонько,
Уж во матушку мы во сыру землю.
Уж радельник ты, мой батюшко!
Укатаешься ты от нас красным солнышком,
Возвиваешься ты от нас ясным соколом,
Улетаешь ты от нас сизым голубем.
Уж восстаньте вы, ветры буйные,
Набушуйте вы тучу грозную!
Уж ударьте-тко, сильный дожжечик,
Уж и вскройся ты, матушка полá вода,
Затопи-ко ты путь-дороженьку, —
Радельнику-то моему батюшку,
Чтоб нельзя было ему пройти, проехати.
Не взворотится ли он у нас домой назад,
Уж ко мне-то он, ко горькую,
Ко своим-то к милым детушкам
Во свою-то нову горенку.
—————————

Ой, да вы подуйте-ка
Вы, ветры буйные,
Ой, да разбудитя
Вы мого-то батюшку,
Ой, да и кормилец ты, мой батюшка,
Ой, да и на кого же ты нас покинул,
сиротинушек.

Например такая
А. Архангельский

Вы жертвою пали в борьбе роковой
Любви беззаветной к народу,
Вы отдали всё, что могли, за него,
За честь его, жизнь и свободу!

Порой изнывали по тюрьмам сырым,
Свой суд беспощадный над вами
Враги-палачи уж давно изрекли,
И шли вы, гремя кандалами.

Идете, усталые, цепью гремя,
Закованы руки и ноги,
Спокойно и гордо свой взор устремя
Вперед по пустынной дороге.

Нагрелися цепи от знойных лучей
И в тело впилися змеями.
И каплет на землю горячая кровь
Из ран, растравленных цепями.

А деспот пирует в роскошном дворце,
Тревогу вином заливая,
Но грозные буквы давно на стене
Уж чертит рука роковая!

Настанет пора – и проснется народ,
Великий, могучий, свободный!
Прощайте же, братья, вы честно прошли
Свой доблестный путь, благородный!

Источник

Похоронные обряды славян: как прощались с родными

название похоронных песен на руси. Смотреть фото название похоронных песен на руси. Смотреть картинку название похоронных песен на руси. Картинка про название похоронных песен на руси. Фото название похоронных песен на руси

Приближается славянский праздник Осенниии Деды (конец октября), который относится к поминальным святам. Тема о похоронных обрядах славян непростая. Стоит лишь сказать о ней, сразу много споров возникает. Кто хочет больше узнать, а кто страшится разговоров о смерти. Сказывают у нас: не бойся смерти, если хочешь жить. Похоронные обряды у славян были обязательными, не менее важными, чем обряды при рождении человека, имянаречении или создании семьи. Вот и мы нынче не устрашимся да заведем разговор о северном похоронном обряде.

Почему именно похоронные обряды Русского Севера

Похоронные обряды на Руси изменились с приходом христианства. Пусть сохранялись во многих деревнях остатки древних обычаев, а всё ж относились к ним, как к заблуждениям «тёмных», неграмотных людей. Потому обряды постепенно менялись, всё более забывали даже в деревнях о наших изначальных обычаях. На Русском Севере же похоронные обряды славян сохранились до XIX-XX века. Вот так писали об этом ученые мужи в середине XIX века:

Извѣстно, что въ жизни простолюдина всѣ важнѣйшiя событiя ея сопровождаются особенными обрядами. Эти обряды и обычаи мы можемъ видѣть на крестинахъ, свадьбѣ, похоронахъ, поминкахъ, при отправленiи въ путь, при начинанiи работъ; однимъ словомъ, всякiй сколько нибудь важный случай въ жизни крестьянской сопровождается непремѣнно особенностями, обрядами и примѣтами.

Въ этихъ обрядахъ мы можемъ видѣть и черты отдаленной древности и слѣды чуть не языческой вѣры въ силу чаръ и заклятiй, ограждающихъ благо, жизнь и здоровье человѣка.

(Петров К. Похороны и поминки// Олонецкие губернские ведомости. 1863. № 15 и №16)

С чего начинается похоронный обряд у славян

Коли умирает человек «своей смертью»: от старости или затяжной болезни – готовятся к его проводам заранее. Рядом с умирающим непременно сидит женщина. Она и помогает больному, а, когда видит, что дело совсем плохо, ставит стакан с водой да «караулит душу»:

«На душу смотрятъ также какъ на нѣчто тѣлесное, хотя и не всегда видимое: ставятъ чашку съ водой, чтобы душа омылась при выходѣ изъ тѣла; если вода начнетъ колыхаться, это значитъ — душа моется».

(Куликовский Г. И. Похоронные обряды Обонежского края //Олонецкий сборник: Материалы для истории, географии, статистики и этнографии Олонецкого края. Вып. 3. Петрозаводск, 1894)

Уж после начинают готовиться к похоронам. Омывают покойника здесь же, в доме. Иногда делают это на лавке в красном углу, иногда сперва выносят тело в сени, омывают там, а уж после возвращают в горницу. Но непременно в это время умерший занимает самое важное место в избе – в красном углу. Семья в это время готовится к похоронному обряду и последующему угощению гостей:

До похоронъ въ домѣ покойника особеннаго ничего нѣтъ: все идетъ обыкновеннымъ порядкомъ, также ѣдятъ, также говорятъ; впрочемъ все таки видны иногда хлопоты хозяйки позаготовить побольше крупки, мучки, маслица и другихъ хозяйственныхъ принадлежностей. Но вотъ насталъ день погребенiя: на лицахъ видна истинная печаль и тревожная озабоченность. Хозяйка обыкновенно хлопочетъ около печки, около колобковъ, да калитокъ; но безпрестанно на глазахъ у нея навертываются слезы; до хозяйства ли ей бѣдной.

(Петров К. Похороны и поминки// Олонецкие губернские ведомости. 1863. № 15 и №16)

Обряд выноса покойного из дома и похороны

Похоронный обряд начинается будто бы с обычного приглашения гостей в дом, до начала действа о смерти в семье молчат:

«Въ комнатѣ, гдѣ лежитъ покойникъ, по лавкамъ сидитъ народъ и какъ будто всѣ ожидаютъ чего-то особеннаго; хозяинъ старается занять знакомыхъ разговоромъ. Наконецъ всѣ встаютъ, молятся Богу и начинаютъ выносить покойника. При чемъ родные не могутъ удержаться отъ плачу и начинаютъ причитывать. Даже замѣчаютъ, что если родные не причитываютъ, то этимъ показываютъ, что имъ не жаль покойнаго. Часто случается, что у покойника нѣтъ никого изъ родственниковъ, которые бы могли причитывать; тогда являются особенныя плакальщицы, которыя за деньги какихъ не наскажутъ ласковыхъ словъ «жаланному покойничку», прибавляя къ этимъ словамъ жалобныя оханья, да аханья. Эти плакальщицы такъ искусно разъигриваютъ свою роль, что не видавшему никогда не придетъ на мысль, поддѣльны или искренни ихъ слезы. Плакальщицу, какъ женщину, огорченную смертiю покойника, ведутъ всегда подъ руки двѣ женщины и стараются успокоивать ее».

(Петров К. Похороны и поминки// Олонецкие губернские ведомости. 1863. № 15 и №16)

Как только тело покойного забирают с лавки в красном углу, начинаются обряды, которые призваны прогнать из дома худо. Где недавно умер человек, границы меж мирами тонки. Потому стараются знающие люди изгнать худо, которое может прийти из Нави. «Чтобы покойника в дом не принесть» – так говорят старики про эти обряды. Стало быть, проводят их, чтобы не было скоро в семье новой смерти:

«Такъ, напр., на Сямозерѣ по переложеніи покойника въ гробъ, на то мѣсто, гдѣ онъ лежалъ, ставятъ квашню, въ деревнѣ Верховьи кладутъ полѣно, въ Кузарандѣ — ухватъ и квашню, а въ Суисари — камень.
При выносѣ покойника изъ избы обыкновенно метутъ вслѣдъ за гробомъ весь соръ, который во время лежанія покойника сметали по направленiю къ нему, и плещутъ водой по слѣдамъ процессіи; кромѣ того, на Мошинскомъ озерѣ затопляютъ печь можжевельникомъ. Все это дѣлается повидимому для того, чтобы покойникъ не могъ вернуться въ домъ ни по своему слѣду, ни по запаху родного крова. Кромѣ того, иногда хозяйка беретъ камень, лежавшiй на лавкѣ или даже въ изголовьи покойника, обходитъ съ нимъ вокругъ гроба и кладетъ его на лавку или въ большой уголъ подъ образа, или же выбрасываетъ на улицу, чтобы «достальные живы были»; съ цѣлью же, чтобы покойникъ не зналъ входа въ свою хату, выносятъ покойника не чрезъ двери, а чрезъ окно».

(Куликовский Г. И. Похоронные обряды Обонежского края //Олонецкий сборник: Материалы для истории, географии, статистики и этнографии Олонецкого края. Вып. 3. Петрозаводск, 1894)

В былые времена часто хоронили у нас на севере родных под порогом, чтобы защищали семью. В те же времена, когда записаны эти обычаи, уже уносили тело на кладбище, что было недалеко от деревни:

«При выносѣ покойника непремѣннымъ аттрибутомъ процессіи является горшокъ съ угольями, на которые сыплютъ ладанъ. Послѣ того, какъ могила зарыта и насыпанъ холмикъ, на него кладутъ вдоль лопату, которою копали могилу, а горшокъ ставятъ на могилѣ вверхъ дномъ, отчего угли разсыпаются. Благодаря этому обстоятельству, кладбище имѣетъ необычный и оригинальный видъ: крестовъ почти нѣтъ, но за то на каждой могилѣ лежитъ лопата и стоитъ кверху дномъ обыкновенный печной горшокъ, и въ случаѣ, если эти украшенія снесетъ вѣтеръ или сронитъ какое-либо животное, родственники считаютъ непремѣнною обязанностью положить ихъ на прежнее мѣсто».

(Куликовский Г. И. Похоронные обряды Обонежского края //Олонецкий сборник: Материалы для истории, географии, статистики и этнографии Олонецкого края. Вып. 3. Петрозаводск, 1894)

Похоронный обряд на том не заканчивается. Теперь надобно помянуть умершего. Делать это будут ещё несколько раз и через 9 дней, и через 40 дней, и через год, а потом во все праздники Дедов. Нынче же первый обряд поминовения. Все, кто помогал в похоронном обряде, возвращаются в дом. Сразу за стол не проходят, сперва обтирают руки о печь да согреваются рядом с ней. Огонёк-то печи очищает, прогоняет всякое худо, возвращает с границ мира Нави в приветливую к людям Явь. Теперь уж все садятся за стол. Коли достаток семьи небольшой, собираются на поминках родные да друзья, коли семья богата – выносят кушанье для всех жителей деревни, особо для деревенских бедняков. И начинают первые поминки…

Так проходил похоронный обряд на Руси, у нас в Олонецкой губернии, некоторые деревни и нынче сохраняют древнюю традицию. Нынче же празднуем Осенние Деды, важный праздник Поминовения Предков. Вспомните нынче своих Дедов да непременно добрым словом!

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Источник

Русские народные песни тексты песен похоронные

название похоронных песен на руси. Смотреть фото название похоронных песен на руси. Смотреть картинку название похоронных песен на руси. Картинка про название похоронных песен на руси. Фото название похоронных песен на руси

Сборник русских народных похоронных плачей и причитаний (причетов), поющихся при оплакивании умерших.

Плачи и причитания по матери

Плач дочери по матери

Обращается к матери-покойнице:

Если отец молод и может снова жениться…

“Мне-ка сесь, бедной, злоцясною…” (Дочь плачет по матери) (Архангельская губ.)

“Размилая моя, родна матушка. ” (Плач по матери в день погребения) (Владимирская губ.)

Похоронный причет по матери (на могиле) (Тверская губ.)

Причет по матери (Тверская губ.)

Причет по матери или отцу (Тверская губ.)

Плач невесты на могиле матери (Новгородская губ.)

Плачи и причитания по отцу

Плач дочери по отце (Олонецкая губерния)

А когда понесут умершего из дому в церковь, дочь причитает:

Когда выносят на буевку:

Плач дочери по отце (Новгородская губ.)

“Как-то я умом подумаю…” (Плач по отце на могиле в день погребения) (Владимирская губ.)

“Родимый, милый батюшка. ” (Плач по отце на дому) (Владимирская губ.)

“Родимый мой, батюшко. ” (Плач по отце на дому) (Владимирская губ.)

Причет по отцу (Тверская губ.)

Плачи и причитания по братьям

Плач по родном брате (Олонецкая губ.)

Плач сестры по брате и матери по сыне (Олонецкая губ.)

Плач о двух братьях, утонувших в Онеге-озере

“Ты верьба̀ наша кудрёвата…” (Обращение к брату) (Архангельская губ.)

Плачи и причитания по сёстрам

“Ох, уж я, – кручинная головушка…” (Плач по сестре на могиле) (Владимирская губ.)

Плач по сестре (г. Москва)

“Родимая милая сѐстриця. ” (Плач по сестре, после которой остался муж или дети) (Архангельская губ.)

Плачи и причитания по племянницам и племянникам

Причет по утонувшему племяннику (Тверская губ.)

Плач по племяннице, после которой остались малые дети (Олонецкая губ.)

Плачи и причитания по детям

Причет по детям (Тверская губ.)

Плач по дочери (Олонецкая губ.)

Плачи и причитания по мужу

Плач вдовы по муже (Олонецкая губерния)

Обращаясь к соседям, вдова падает им в ноги и продолжает:

При выносе покойника вдова вопит:

Затем, обратившись ко вдове-соседке, продолжает:

Если станут унимать, вдова вопит:

Затем, обратившись к покойнику, соседка-вдова продолжает:

После отпевания – овдовевшая вопит:

Когда умершего зароют, вдова припадает к земле и вопит:

Возвратившись с погоста, вдова останавливается у крыльца своего дома и рыдает, причитая:

Соседка к молодой вдове:

На другой день, приближаясь к погосту, вдова вопит:

По приходе домой около дверей вопит:

Обращаясь к детям, продолжает:

Если дети находятся в заработках или в военной службе и вообще где бы то ни было на чужой стороне, то вдова так причитает на могиле своего мужа:

Наедине, когда стоскуется, рыдая, приговаривает:

“Душа ты моя, милый друг. ” (Плач по муже на дому молодой вдовы) (Владимирская губ.)

“Здравствуй, мил сердечный друг, сокол ясненький. ” (Плач по муже на могиле) (Владимирская губ.)

“Размилый ты мой закон, свет Иванушка. ” (Плач по муже на дому) (Владимирская губ.)

Похоронная песня (Тверская губ.)

Плач об упьянсливой головушке (Олонецкая губ.)

Плач по мужу (Тверская губ.)

Причет по мужу вдовы с детьми (Тверская губ.)

Причет по мужу (1) (Тверская губ.)

Причет по мужу (2) (Тверская губ.)

Плачи и причитания по дядям и тётям

Плач племянницы по дяде родном и вдовы по муже (Олонецкая губ.)

Плачи и причитания по снохе

Причет по снохе (1) (Тверская губерния)

Причет по снохе (2) (Тверская губерния)

Плачи и причитания по бабушке

Причет по бабушке (Тверская губ.)

Плачи и причитания по разным родственникам

Плач о брате двоюродном (Олонецкая губ.)

Плач о дяде двоюродном (Олонецкая губ.)

Плач о свате (Олонецкая губ.)

Разные плачи, причеты и причитания

“Вы попы-ти, отци духовны…” (Поется, когда покойника несут из церкви) (Архангельская губ.)

Из плача о писаре (Олонецкая губ.)

Из плача о попе-отце духовном (Олонецкая губ.)

Плач об убитом громом-молвией (Олонецкая губ.)

Плач о потопших (Олонецкая губ.)

Плач о старосте (Олонецкая губ.)

Плач по крестнице (Олонецкая губ.)

Причет (Тверская губ.)

Причет по своей сиротской доле (Тверская губ.)

Источники похоронных плачей и причитаний:

1. РГБ – Материалы, собранные в Архангельской губернии летом 1901 года А.В. Марковым, А.Л. Масловым и Б.А. Богословским: Ч. 1- Москва, 1905. Зимний берег Белого моря : 1, 2, 3. Духовные стихи. Былины и исторические песни. Причитания : Волость Зимняя Золотица. – 1905.

2. РГБ – Соболев Алексей Николаевич. Причитанья над умершими Владимирской губернии – [Б. м.: б. и., 1912]

3. Причитанья Северного края, собранные Е. В. Барсовым. Т. 1. Санкт-Петербург, “Наука”, 1997.

4. Фольклор Тверской губернии. Сборник Ю. М. Соколова и М. И. Рожновой. Издание подготовили И. Е. Иванова и М. В. Строганов Санкт-Петербург, “Наука”, 2003.

Найдено 2329 текстов

Машина времени – Он играет на похоронах и танцах

Король и Шут – Похороны панка

Король и шут (КиШ) – Похороны Панка

Гуф – я умер похороните меня у туалета (2012)

Белинда наизусть. ft Мокко fm…. – – похороните меня за плинтусом….

Александр Башлачев – Похороны шута

белинда наизусть – похороните меня за плинтусом.

St1m – Похороните (prod. by DJ Smoove, cutz by DJ K-Real)

✝ – похороните меня за плинтусом.

Земфира – Похоронила (OST Последняя сказка Риты)

Елена Фролова – Мы себя похоронили (Леонид Губанов)

иосиф бродский – похоронный блюз

Джони Бой – До Похорон

Пост Мортем – Похоронная Музыка

Шмели – Похороны Любви

Михаил Елизаров – Похороны

Владимир Высоцкий – Мои похорона

Король и Шут – Похороны Панка (Live)

Black Shadow – Кровавые Похороны Мира

Депрессия – Нас похоронят

Кузя и Помело – Похороны ведьмы

Мюзикл “Граф Монте Кристо” – Вы заживо похоронили сына!

Johny_Boy – До Похорон

Фридерик Шопен – Похоронный марш

Dwarf, Рыбос – Всех Похоронят (Stalin prod.)

Площадь Восстания – Похоронная

Belinda – похороните меня за плинтусом….

Мокко fm feat. Белинда Наизусть – Похороните меня за плинтусом

Distemper – Похорони их (Punk rock XXI)

Король и Шут – Похороны панка (piano cover)

Белинда наизусть ft. Мокко – Похороните меня за плинтусом

OST “Околофутбола” (похороны Ярого) – Разлилась речка быстрая

Революционная похоронная – Вы жертвою пали в борьбе роковой

Игорь Растеряев – Ромашки ПОХОРОННАЯ РОССИИ

Александр Новиков – Похороны Абрама

Александр Башлачёв – Похороны шута

Маша Распутина – Похороны юнкера

Горшок – Похороны Панка

Distemper – Похорони их

Белинда Наизусть – Похороните меня за плинтусом (минус)

Другой Мир.. – похороните меня за плинтусом….

✐ Reims, Bistaiz, j0nny – Похороны Любви ✐

Черный Шабаш – Электрические похороны

Kroda – Похорон Сонця

Александр Блок – Похоронят, зароют глубоко

We Met at the Funeral – Мы встретились на похоронах

Старый склеп – Мои похороны

汪苏泷(Silence.W) – 埋葬冬天(похороним зиму)

Mokko fm feat. Belinda Naizust. – «Похороните меня за плинтусом»

белинда наиз. – Похороните меня за плинтусом

SD aka SaDist – Похороны RnB Звезды

Maryla Rodowicz – Kolorowe Jarmarki (OST Похороните меня за плинтусом)

Даша Дьячкова – Похороните меня за плинтусом.

Кара – Похороны сердца…

Кузя и группа “Помело” – Похороны ведьмы

Заупокійне набоженство – “Настала прощальна година” (похоронна)

Monte Cristo – Вы заживо похоронили сына!

Король и Шут Похороны панка – В память о Михаиле Горшневе

Пісня з похорон Майдану…( – Пливе кача по Тисині

Похороните меня за плинтусом. – я вас любил – и всё ещё расхлёбываю

похороны – люблю своего друга

Электрические Похороны. – НекРОМАНТИЧЕСКОЕ Танго.

Похороны№1 – Тежолый Метал

Похоронное Бюро – Не спааать.

Похоронная – Ты в нашем сердце,пусть бежит по венам кровь

Анальные Похороны – Песня про фанатов прогрессив-рока

Александр Новиков – Похороны Абрама (1984)

Мысли наизнанку. – похороните меня за плинтусом.

Сергей Морозов (А.Башлачев) – Похороны шута

Земфира 2013 Жить В Твоей Голове – 07.Похоронила

Елена Фролова – Мы себя похоронили

Депрессия – Нас Похоронят (Тату cover)

Депрессия – Нас похоронят (кавер на гр.Тату)

Старый склеп(ех-Гробовая доска) – Мои похороны

Весна Народов – На похоронах режима

Ума Турман – Лапами еловыми следы похорон

Стим – Достучатся до небес – Похороните

Пелагея- – похороны Ярого (Х/Ф около футбола)

ДДТ – Сны (Похороны войны) – 19.06.98

Конь Ест, Диджей Зии и ещё баба – Похорони домик

Reims, Bistaiz, j0nny [Пост Мортем] – Похороны Любви

Broken Fist Feat Post Mortem – Похоронная процессия

JohnyBoy (ДжониБой) feat. Efreet, Jollo – До Похорон

Волынка – Amazing Grace (похоронная)

Zемфира 2013 Жить В Твоей Голове – 07. Похоронила

mokko fm – Похороните меня за плинтусом

банда лошадей – похороны

Фантом – я не приду на похороны(demo)

Сильный Волк – Похоронный Фантом

Филигон – Похороны плюшевого мишки

Мюзикл Граф Монте-Кристо – 2.12. Вы заживо похоронили сына

Wet Wet Wet – Love Is All Around( 4 Свадьбы и 1 Похороны)

… – Вы жертвою пали (Похоронный марш)

Белинда Наизусть feat. Мокко – похороните меня за плинтусом

Jeff – Похороны панка (КиШ)

Балабанов Юрий – Похороны Пьеро

Jussi Syren – Heartagrass (An acoustic tribute to HIM) – Join me in death – Спешл для моих похорон (=

Фёдор Волков – Похороны скина

Чайтанья Чандра Чаран Прабху – На наших похоронах Кришна сыграет на флейте

Дима ПтицаМи – похороните меня за плинтусом.

Даин и Выдра – Праздник твоих похорон (2011 live)

Metis and feat Lisa dilay – похороните меня за плинтусом.

St1m – 07.Похороните(prod.by DJ Smoove,cutz by DJ K-Real)

JKM vs. Row – Похоронный марш(R.G.B R3)

Земфира – Похоронила (“Жить в твоей голове” 2013)

Высоцкий – Вампиры на похоронах

Владимир Высоцкий – На мои похорона съехались вампиры

Вася Ложкин – Похороны денег

белинда наизусть и мокко фм – похороните меня за плинтусом.

бн – похороните меня за плинтусом.

Сергей Морозов – Похороны шута

Jhonyboy – До Похорон.

Abstract Spirit – Похоронный Вальс

Дмитрий Назаров – Мы похоронены где-то под Нарвой(А.Галич)

Ключевая Вода – Похороны Ярого (OST Околофутбола)

Земфир – Я тебя похоронила

Мокко ft. белинда – Похороните меня за плинтусом

Король и Шут – 30. Похороны панка (Мертвый анархист, 2002)

Мокко fm. – похороните меня за плинтусом

Дима DAIS – Похороните в Белых Кедах

Земфира – 04 – Похоронила (Донецк, 25.04.2013)

вечное сияние чистого разума.. – похороните меня за плинтусом

Zемфира – Похоронила (“Жить в твоей голове”, 2013)

Johniboy – До Похорон

TEDDY SLEEP [EX-Play Music] – Похороны мечты (п.у. neir)

Дима ПтицаМи ft. Белинда наизусть – Похороните меня за плинтусом.

Белинда feat Мокко – Похороните меня за плинтусом (минус)

Белинда feat Мокко – Похороните меня за плинтусом

Легенды черной мельницы – Похороны Тонды

белинданаизусть. ft Дима ПтицаМи – похороните меня за плинтусом….

Мрачная музыка – Похоронная мелодия

Агата Кристи – «После похорон»

Johnyboy – До Похорон (ft. Efreet & Jollo) (Efreet Prod.)

Reims, Post Mortem – Похороны Любви

Женя Кит – Мои похороны были завтра (муз.Zack Hemsey)

Ленинград (Фарш / 2014) – Похороны

Четкие ТАЗЫ | Фото™ – Похороните

Кристина Саркисян – тебя похоронила

Замёрзшие кварталы – Похороните меня за плинтусом

Зимфира – 07 – Похоронила (“Жить в твоей голове”, 2013)

А. Башлачев – Похороны шута

K1T – Похоронили (Blackmill Prod.)

Белинда(аудио стихи ) – похороните меня за плинтусом

кэвин дэйл ft Мокко fm. – похороните меня за плинтусом.

Монте-Кристо – Вы заживо похоронили сына (хор, А. Маракулин)

•Белинда Наиз ft. Мокко – Похороните меня за плинтусом•

Белинда Наиз. – Похороните меня за плинтусом (минус)

Wet Wet Wet – Soundtrack – 4 Свадьбы и 1 Похороны

Источник

Плачь и танцуй: краткая история похоронной музыки

Как изменялась похоронная музыка за последние три тысячи лет? Почему у одних принято упиваться горем, а у других — танцевать тверк на гробах? В мировых традициях проводов усопшего много общего, но еще больше различий.

Современный житель мегаполиса перестал нуждаться в обрядах. Изменение сознания, випассана и даже поход в церковь — занятие на любителя. Но всё меняется, когда человек сталкивается лицом к лицу со смертью: экзистенциальный ужас вынуждает прибегнуть к последнему ритуалу даже скептичных рационалистов. Как справиться с шоком и снять эмоциональную блокировку — с помощью рыданий или танцев до упаду, — в каждой культуре решается по-своему.

Как утверждает американский археолог Брайан Хейден, история ритуала насчитывает более ста тысяч лет. Ритуал — это синкретическое действие, включающее несколько видов искусства, в том числе музыку. Если в охотничьих обрядах музыка и танец равноценны, то в похоронных ей выпадает главенствующая роль. Здесь она выполняет целительные функции, поэтому на сегодняшний день лучшие исследования этого феномена принадлежат музыкальным терапевтам. Но кто впервые заметил, что грустная музыка для этого более эффективна?

Похоронные процессии

Древнегреческий обряд прощания с усопшим был наполнен самой разнообразной музыкой. Главным жанром похоронной процессии считался трен (θρήνοι). Гомер еще в VIII веке до н. э. рекомендовал музыку как лекарство против грусти; ему же и принадлежит самый ранний дошедший до нас трен — плач по Гектору, запечатленный в 24-й песне «Илиады».

Гомер, «Илиада», песнь XXIV, выкуп Гектора

Никто не знает, как в точности звучал и какую структуру имел трен, поэтому современные композиторы переосмысляют этот трагический жанр в духе времени.

Кшиштоф Пендерецкий «Трен памяти жертв Хиросимы»

Похоронные произведения с древних времен исполняли профессиональные плакальщицы. В Ассирии группа из нескольких таких исполнительниц вместе с музыкантами возглавляла траурное шествие. Похожие обычаи надолго закрепились в традициях многих народов, в том числе и в России.

В Древней Греции славились плакальщицы из Карии (современная Турция). Благодаря их мастерству похоронные песни называли карийским пением (καρικόν μέλος).

Впоследствии карийские песни стали исполнять, аккомпанируя на специальных тренетических авлосах — духовых инструментах с особым скорбным звуком. В Древнем Риме плакальщицы назывались прэфиками (praefica), свои «трены» они исполняли под музыкальное сопровождение авлосов и лир.

название похоронных песен на руси. Смотреть фото название похоронных песен на руси. Смотреть картинку название похоронных песен на руси. Картинка про название похоронных песен на руси. Фото название похоронных песен на русиФигура плакальщицы из Тангары, конец VII века до н. э.

Похоронные плачи существуют по всему миру и сейчас. Китайская традиция называется кусан, и в ней есть три вида плача: рыдание со слезами, беззвучные слезы и рыдание без слез. В Киргизии исполнителей ритуальных песен называют «кошокчу», их приглашают не только на похороны, но и на свадьбы (проводы невесты), рождение ребенка и другие значительные события в жизни людей. Женский плач называется кошок, а мужской — жоктоо.

Кыргызский траурный кошок

В исламе траурные песни не одобряются: как правило, усопшему приписываются достоинства, которых он не имел, а плакальщицы ведут себя слишком вызывающе с точки зрения верующих.

Однако существует компромисс, благодаря которому плачи всё-таки исполняют, но с меньшим эмоциональным напряжением: мулла, приглашенный на чтение заупокойной молитвы, обязан сообщить семье, что громко оплакивать усопшего нельзя, но это не означает полного запрета.

Кошок по Чингизу Айтматову
Традиционный кошок

Христианская этика редко поощряла выражение эмоций, и ритуал прощания с усопшим не стал исключением.

Иоанн Златоуст утверждал, что плачи над покойным усиливают скорбь и разжигают огонь горя, а это непозволительный эгоизм для христианина, который должен заботиться о качественных проводах усопшего и спасении его души.

Также он был весьма недоволен традицией нанимать на похороны плакальщиц и угрожал отлучить от церкви тех, кто пользуется такими услугами.

То же самое предписывала Александрийская церковь: следовало «…держаться в церкви, в монастыре, дома молчаливо, спокойно и достойно, как подобает тем, кто веруют в истинность Воскресения».

Вопить и причитать

На Руси запрет на оплакивание игнорировался. Вопленицы — так называли плакальщиц — присутствовали даже на похоронах царя Алексея Михайловича и его сына Федора Алексеевича. Известно, что традиция открытого гроба и женского плача шокировала Теодора Драйзера во время путешествия по Восточной Европе в 1927 году:

«Отчего раскрыт гроб, почему его выставили на обозрение? А сокровенность скорби? Уединенность горя? Должно же быть какое-то сокрытие трагедии?

Но нет, такова Россия; так у них здесь принято. И нечего возмущаться. И огорчаться нечего. Просто славяне не такие, как мы, вот и всё, и придется с этим примириться — и сейчас, и в дальнейшем. Да, это жестоко. Это отталкивающее зрелище. Именно так. Это противоестественно, это никому не нужно, ужасно, непристойно. Но… что поделать…»

На Руси славились заонежские вопленицы. С развитием этнографии во второй половине XIX века слава некоторых исполнительниц начала выходить за пределы села: их звали на «гастроли», зажиточные семьи из других областей привозили их на похороны своих родных. Такой популярной вопленицей была Ирина (Орина) Андреевна Федосóва, вдохновлявшая Балакирева, Римского-Корсакова и Шаляпина. Максим Горький услышал ее на этнографической выставке 1889 года, Федосовой тогда было 98 лет.

Свое впечатление он описал в цикле статей для газеты «Одесские новости»:

Плачи, записанные со слов Федосовой, вошли в трехтомную монографию «Причитания северного края» этнографа Барсова.

«Вопленица по преимуществу является истолковательницей семейного горя, она входит в положение осиротевших, она думает их думами и переживает их сердечные движения» — это значит, что исполнительница должна не только владеть техникой, но и быть чуткой к психологическим особенностям членов семьи погибшего. Кроме того, плач несет и социально-регулирующие функции: «Она объявляет во всеуслышание нужды осиротевших и указывает окружающим на нравственный долг поддержки».

Похоже рассказывают о своей работе плакальщицы Ганы:

«Наш профессиональный плач побуждает сочувствующих пожертвовать больше денег семье покойного. Это основная причина, по которой нас нанимают люди».

Похоронные и поминальные плачи различались: первые были более импровизационными, а во вторых использовались архаические модели и устойчивые образы. По мнению Михаила Алексеевского, это связано с тем, что поминальные плачи повторялись чаще: на 9-й и 40-й день, а также на все годовщины со дня смерти и дни памяти.

Заонежское профессиональное причитание

Изалий Земцовский обращает внимание на повторяющийся мотив оживления покойника: вопли означают не только горе, но и попытку воззвать к жизни умершего.

Покажись-ка, тело мертвое,
Тело мёртво, лицо блеклое,
Резвы ноженьки — во хожденьицё,
Белы рученьки — во маханьицё,
Очи ясные во гляденьицё!
Уж ты встань-ко, родитель-матушка,
Уж ты красное мое солнышко,
Ты великое желаньицё!

(Фрагмент из Олонецкого причитания.)
Лекция Светланы Адоньевой «Русские вопленицы»

Светлана Адоньева, описывая свою встречу с плакальщицей, приводит текст свадебного причета девушки-сироты, который звучит не менее страшно, чем похоронный:

Ой, да стойте-ко призатихните,
Ой, да мне что-то видится, кажется,
Ой, да под окошком колотится,
Ой, да за скобу забирается,
Ой, да по стене пробирается,
Ой, да вот идет ко мне батюшка,
Ой, да как на правой на рученьке,
Ой, да платьице подвенечное,
Ой, да на левой на рученьке,
Ой, да платьице умиральное,
Ой, а кабы взять-то мне девушке,
Ой, да платьице подвенечное,
Да осудят люди добрые…
А платьице умиральное
брать мне не хочется…

Порвали два баяна

Если в России даже свадебная песня напоминает «байки из склепа», то в странах Африки и Латинской Америки всё наоборот. Похоронные марафоны могут длиться неделю, а характер песен совсем не напоминает о трауре. В Бразилии похороны порой сопровождаются танцами, которые нередко переходят моральные границы даже самих бразильцев.

Бразильские похороны с сексуальными танцами на гробу

В таких ритуалах мы видим редкие сохранившиеся черты древних мистерий, в которых соотношение сил совершенно иное, нежели в современном мире: как и в Древней Греции, не человек создает ритуал, но сам ритуал пересоздает человека.

Прощание с усопшим помещает провожающих его людей в пограничную зону между жизнью и смертью, и их реакция на это может быть самой непредсказуемой.

Коллектив носильщиков-танцоров, Гана

В некоторых странах Африки танцовщики на похоронах стали такой же профессией, как и плакальщицы в на Западе. Носильщики объединяются в артели и обслуживают траурные процессии, танцуя с гробом на плечах. Специальная хореография, развитие новых стилей — похоронные танцы здесь становятся отдельным видом прикладного искусства. Их смысл в том, чтобы приободрить родственников усопшего, а также порадоваться за самого виновника «торжества», который отправился в последнее и самое захватывающее путешествие к горним мирам.

Танцевальный номер младших родственниц умершего на афроамериканских похоронах

Афроамериканцы сохраняют традицию песен и танцев на похоронах, но иногда она приобретает более европейский характер: сольный танец может исполнять один человек, часто родственник умершего, и всё это напоминает скорее сценическое выступление.

Ариана Гранде, Natural woman, выступление на похоронах Ареты Франклин

Настоящий концерт устроили в этом году и на похоронах королевы соула Ареты Франклин: в нем участвовали такие мировые звезды, как Стиви Уандер, Глэдис Найт, Фэйт Хилл, Дженнифер Хадсон и Ариана Гранде. Сама же Арета Франклин в свое время выступила на похоронах Мартина Лютера Кинга.

Выступление Ареты Франклин на похоронах Мартина Лютера Кинга, 1968 год

В качестве похоронных песен нередко используют адаптированные католические хоралы. В Колумбии они называются alavados (alabados, albaos).

Колумбийская алавадос «Освобождение умершему»

Настоящим культурным центром стала северо-колумбийская деревня Сан-Базилио-де-Паленкет, в которой жив старинный культ погребения лумбалу, сохранившийся от народов банту. Бал мертвых может продолжаться несколько дней и выглядит как настоящий фестиваль с песнями и плясками.

Бал мертвых, песни лумбалу
Фольклорный мексиканский ансамбль-мариачи Mexico Beyond Mariachi исполняет песню La Llorna
Трейлер фильма «31-й километр», основанный на легенде о Ла Йорна

В 2017 году в центре Мехико на основе легенды о Ла Йорна поставили перформанс в память о 43 студентах, похищенных и убитых в 2014-м. Убийство было заказано мэром города Игуалы, поэтому расследование этого дела так и не довели до конца. Музыкально-театральный перформанс плакальщиц на этот раз явился не только средством поминовения, но и привлек внимание широкой общественности.

Репортаж Euronews о мексиканском перформансе «43»

Короли и оркестры

Академическая похоронная музыка изначально предназначалась для королей и знати, поэтому совсем не похожа на народную. Приняв эстафету от плакальщиков, композиторы принимаются за более трудную задачу. Христианские жрецы траура вынуждены держаться в строгих рамках канонической музыкальной формы, вливая в нее самое скорбное содержание.

Важнейшим заупокойным жанром в европейской католической традиции становится реквием. Траурная литургия состоит из 9–10 церковных музыкальных номеров, в первом из которых звучит молитва Requiem aeternam («Вечный покой»). Первый реквием появился во второй половине XV века. Композитор Йоханнес Окегем посвятил его либо французскому королю Карлу VII, либо его сыну Людовику XI.

Йоханнес Окегем, фрагмент реквиема

Вслед за ним свой реквием пишет Антуан Брюмель. В отличие от Окегема, Брюмель включает инструменты и использует знаменитый мотив Dies Irae («День гнева»), который знаком каждому школьнику.

Сложная полифоническая работа (одновременное сочетание множества голосов) вначале маскирует его, поэтому неподготовленный слушатель узнает знаменитый фрагмент только ближе к середине.

Антуан Брюмель, Dies Irae

Ранние католические реквиемы лишены привычного нам трагизма, который появляется позднее, вместе с разделением на две главенствующие ладовые системы — мажор и минор. Поэтому реквиемы эпохи Ренессанса для современного слушателя звучат спокойно и умиротворенно. Однако не стоит обманываться: латинские тексты католического реквиема полны ужасов загробной жизни и страхом перед Божьим судом, что отлично иллюстрирует реквием Брюмеля, смысловым центром которого является Dies Irae.

Против такого пессимизма выступил Мартин Лютер: по его мнению, не следует приуменьшать значение воскресения Христа, а текст реквиема стоит разбавить и расширить за счет других, менее мрачных библейских сюжетов.

В 1542 году он предложил свою версию погребальной музыки, а в предисловии сослался на речь Св. Павла к фессалоникийцам:

«Не хочу же оставить вас, братия, в неведении об умерших, дабы вы не скорбели, как прочие, не имеющие надежды. Ибо если мы веруем, что Иисус умер и воскрес, то и умерших в Иисусе Бог приведет с Ним».

Парадоксальным образом текст становится менее мрачным, а музыка — наоборот. Эмоции, которые в приличном христианском обществе показывать непозволительно, сублимируются в музыкальном содержании, заставляющем на протяжении веков трепетать скорбящие сердца. Самая популярная часть «Реквиема» Моцарта Lacrimosa содержит следующий текст (перевод с латыни):

Полон слез тот день,
Когда восстанет из праха,
Чтобы быть осужденным, человек.
Так пощади его, Боже,
Милостивый Господи Иисусе,
Даруй им покой. Аминь.

Вольфганг Амадей Моцарт, Requiem — Lacrimosa

В XVIII–XIX веках реквиемы пишут почти все приличные композиторы: Верди, Керубини, Лист, Сен-Санс, Брамс, Брукнер, Форе и Дворжак… А культовым похоронным произведением внезапно становится третья часть из второй фортепианной сонаты Шопена. Композитор эпохи романтизма, не писавший реквиемов, вошел в историю как автор самой популярной траурной музыки, под которую хоронили Брежнева и Кеннеди.

Похороны Брежнева

В XX веке появляется ряд душещипательных произведений, которые впоследствии входят в похоронный репертуар наравне с траурным маршем Шопена. Среди них Адажио для струнного оркестра Сэмюэла Барбера и Адажио псевдо-Альбинони, сочиненное биографом последнего.

Сэмюэл Барбер, Адажио для струнного оркестра
Адажио Альбинони

В открытых экскурсиях по масонским ложам дефицит таинственного стали восполнять мистификаторы. В 2006 году британский писатель и музыкант Роан Кривачек создал свою «Неполную историю искусства похоронной скрипки» — изысканную, хорошо продуманную историю жанра, который никогда не существовал. Автор населил ее вымышленными персонажами, фото, нотами и историческими документами. Более того, на уже существующей музыкальной мистификации начали появляться новые: стилизованные под старину записи музыки из «Истории…» периодически появляются в сети, поддерживая новую волну слухов.

название похоронных песен на руси. Смотреть фото название похоронных песен на руси. Смотреть картинку название похоронных песен на руси. Картинка про название похоронных песен на руси. Фото название похоронных песен на русиОбложка «Неполной истории искусства похоронной скрипки». Источник

Кривачеку не удалось создать убедительные произведения, специалисты опровергли правдивость его труда еще на этапе публикации. Впрочем, это не помешало издателю Питеру Майеру выпустить книгу с аннотацией: «Никто не знает, правда ли это, но чтение невероятное!».

Моник Каньер исполняет «Головокружительный полет смерти» Иеронима Гратченфляйса (Роана Кривачека)

Сегодня похоронной музыкой может служить что угодно: люди завещают провожать себя под мелодии любимых исполнителей. Легендарного битломана Колю Васина предсказуемо хоронили под песни Beatles, а на церемонии прощания с Шарлем Азнавуром прозвучала песня на его родном армянском языке. Погребальная музыка становится отражением жизни усопшего, да и сам ритуал все чаще уходит от традиций и становится индивидуальным. Так современные похороны возвращают себе утраченную функцию эмоционального медиатора, который помогает справиться с горем.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *