не дай ему уйти история песни
«То ли девочка, то ли видение» — новая жизнь хита Максима Леонидова
Наблюдая за сетью «ТикТок», очень любопытно видеть, как там вновь становятся популярными старые и многими забытые хиты. Тема эта очень интересная, мы уже не раз её затрагивали и будем обращаться ещё — в рамках рубрики «История песни». Сегодняшняя статья этой рубрики посвящена нетленке Максима Леонидова «То ли девочка, то ли видение».
Официальное название песни — просто «Видение». В народе её называют и «Каравелла», и «Я оглянулся посмотреть», и так, как я написал выше… Для Леонидова она стала поворотной в его карьере. Именно после её взлёта Максима все начали воспринимать как самостоятельного музыканта, а не только как бывшего участника популярной группы.
Я оглянулся посмотреть
Известным Леонидов стал в составе знаменитого бит-квартета «Секрет». В 1990 году он покинул группу и начал сольную карьеру, записав несколько песен на английском языке. Вскоре уехал в Израиль, но в 1996 вернулся, и начал творческую жизнь заново. Выпустил альбом «Командир», стал вместе с Андреем Макаревичем стал вести передачу «Эх, дороги». Во время съёмок одной из программ, которые проходили во Франции, Леонидов и сочинил свой «золотой» хит. Он вспоминал:
У меня был один выходной день, в течение которого я ее и написал. Вот так легко пошло, и я придумал буквально за один час и музыку, и стихи, сидя на шезлонге. И вернулся с ней в Питер
Кстати, задумывалась песня более жизнерадостной. Леонидов говорил:
Думал весёлую песенку написать: вот, солнечным вечером встретил девушку, обернулся… Не получилось.
Солнечный вечер стал «серым питерским», и вещь вышла грустная… Может, весёлая и не стала бы такой популярной…
Заимствования
Кстати, слова «Я оглянулся посмотреть, не оглянулась ли она, чтоб посмотреть, не оглянулся ли я» Максим заметил в песне Popa Chubby «Lookin’ Back»:
I was lookin’ back to see
If she was lookin’ back to see
If I was lookin’ back at her.
На этом заимствования и закончились, в остальном всё авторское.
По-моему, зовут её Даша
Теперь о прототипах. Попадалась информация, что песня посвящена Анне Банщиковой, второй жене Леонидова (сейчас Максим женат на Александре Камчатовой). Здесь есть нестыковки. Ранее Максим говорил, что конкретного прототипа нет, никого он не встречал. А песня написана как раз от одиночества.
В другом интервью он рассказывал, что познакомился с Банщиковой на съёмках телешоу, как раз во время исполнения «Видения». Так что на момент знакомства песня уже существовала. А посвящал он ей, скорее всего, другие песни.
По поводу имени героини. В тексте: «И по-моему, зовут её Даша…». На внутренней стороне обложки альбома написано: «Спасибо всем Дашам на земле, без вас я бы не написал этих песен». Впрочем, на концертах Леонидов иногда пел: «И, по-моему, зовут её Даша или Маша».
Взлёт
«Видение» открывало новый альбом Леонидова — «Проплывая над городом», выпущенный в 1997 году. После выхода клипа и ротации на радио песня стала «визитной карточкой» Леонидова. Тогда она была настолько популярной, что отодвинула даже старые хиты «Секрета», который к тому времени был немного подзабыт. «Видение» использовалось в пародиях, мемах… Типа «Я наклонился посмотреть, не навернулась ли она…».
Прикалывались даже над историей создания.
Когда скучно петь свои хиты
Кстати, о концертах. От заезженных хитов музыканты устают, но совсем отказаться от них нельзя — уж очень публика просит! Поэтому Леонидов со своей группой «HippoBand» на концертах часто объединяет «Видение», «Не дай ему уйти» и секретовский «Привет» в попурри. И поёт довольно иронически.
Следующий видеоролик — видеозапись двадцатилетия «HippoBand», закладка стоит как раз на попурри.
25 лет спустя
Сейчас имя Леонидова редко бывает в центре информации. Да он туда и не очень стремится. Выступает, но не очень часто (с «HippoBand», и с «Секретом»). Создаёт мюзиклы, руководит «Мастерской Максима Леонидова».
Молодёжь его имя практически не знает. И когда-то знаменитые строчки «То ли девочка, то ли видение» и «Я оглянулся посмотреть» помнили лишь люди в возрасте от 35…
Но «ТикТок» творит чудеса, и песня двадцатипятилетней давности неожиданно заходит! И под неё создают ролики, посвящённые каким-либо героиням! И даже записывают каверы! Как, например, вот эта прекрасная девушка!
Но каверы — это ладно, они и раньше были. Оригинально то, что песня стала «трендом»!
Не дай ему уйти история песни
За два года до выхода этой песни и этого клипа самолёт не сбился с пути и вернул из Израиля в родной Петербург Максима Леонидова, где он довольно быстро вновь встроился в обойму топовых музыкантов и, спев в том числе и эту песню, снова стал популярным артистом в России.
Иван Цыбин
Родился в Москве 21 марта 1969 года. Впервые попал в Останкино в 16 лет и с тех пор не представляю свою жизнь без телевидения. Сначала работал фонотекарем, потом был администратором программы «12 этаж». С 1991 года много роюсь в телеархивах для того, чтобы вернуть на экран раритеты советского музыкального наследия.
Самое популярное в рубрике
1992 год, петербургская группа «Н.О.М.», то есть «Неформальное Объединение Молодёжи», и их хит на все времена — песня «Нина»! Нет, это не бред, как может показаться, это чистейший продукт питерского повседневного безумия 80-х — начала 90-х годов ХХ века. Как говорили сами участники группы, эта песня выросла из личных наблюдений за жизнью ленинградских коммунальных квартир, где чего только не было.
Иван Младек, как и наш Хиль, раньше был очень популярен в своей стране. Международное признание пришло к нему совсем недавно, благодаря интернету! Эта съёмка чешского телевидения 1978 года по-настоящему стала популярной только лет 8 назад, когда кто-то догадался выложить её во всемирную сеть. И понеслось!
Год 1980-й. Юрию Антонову всего 35. Он молод, талантлив, популярен, амбициозен, но на советском телевидении его не жалуют и до всесоюзного эфира почти не допускают. Вот и эта видеоплёнка в архивах Центрального телевидения не сохранилась, а случайно нашлась в Минске.
В советское время эту песенку с удовольствием пели дети. Написал её композитор Владимир Шаинский. Песни, которые подхватила вся страна, Шаинский начал писать довольно поздно, после 40 лет, но зато какие это были песни. Они и сегодня живее всех живых!
Николай Рыбников — «Когда весна придёт»
Июль 1963 года. Съёмки телевизионного «Голубого огонька». Блестящий советский актёр Николай Рыбников, очаровательно улыбаясь, спокойно поёт свою знаменитую песню из фильма «Весна на Заречной улице»! А его слушают звёзды советского кино и иностранные знаменитости: кинорежиссёры Стэнли Крамер и Кёхико Усихара, актёры Жан Маре, Симона Синьоре, Лолита Торрес, Ив Монтан, собравшиеся в студии на Шаболовке по случаю открытия 3-го Московского международного кинофестиваля.
Лайма Вайкуле — «Огоньки»
Знания, полученные Лаймой Вайкуле в ГИТИСЕ, где она училась режиссуре, ей здорово пригодились, когда зашла речь о съёмке видео на эту песню. Дело в том, что почти весь клип снят дома у певицы. В самом конце июля 2011 года в Юрмале проходил очередной конкурс «Новая волна» и Лайма для съёмок клипа пригласила к себе почти всех звёзд нашей эстрады, кто тогда был на конкурсе. И вот так, из милых посиделок в юрмальском дворе Лаймы Вайкуле, получился прекрасный клип!
Этой песне уже 50 лет. Но и сегодня многие молодёжные коллективы перепевают её на модный современный манер.
Группа «Форум» — «Улетели листья»
1985 год. Ленинград. Дом радио на Итальянской, тогда улице Ракова. Молодая, стремительно набирающая популярность группа «Форум», созданная композитором Александром Морозовым, и юный Виктор Салтыков. Вот кто тогда, более 30 лет назад, знал, что песне этой уготована длинная и счастливая жизнь?
Полина Гагарина — «Колыбельная»
Это видео — первый клип 18-летней Полины Гагариной. Песня «Колыбельная» написана была самой Полиной — прелюбопытной певицей, интересным автором песен, и довольно закрытой барышней, в том плане, что информации о ней немного, она весьма лаконична, а то и просто непонятно — где правда, а где вымысел.
Эту песню весной 1951 года написали композитор Борис Мокроусов и поэт Марк Лисянский к спектаклю Московского театра имени Станиславского «В Лебяжьем», а увёл со сцены певец Владимир Нечаев. Потом песню подхватил великий Аркадий Райкин, затем Алле Иошпе и Стахан Рахимов. А в новогод- нюю ночь 1997 года её спела и Алла Пугачёва, вернув на эст- раду чудесный ретро-шлягер.
В 70-е Людмила Гурченко много снималась в различных телебенефисах, записывала свои песенные программы, а в 1984-ом новое произведение в её исполнении вышло в финал «Песни года». Но, когда певица появлялась на сцене, мало кто слушал что она поёт, все старались рассмотреть, как она выглядит!
Эта запись уникальна и нигде её, кроме как на Пятом канале, не существует – съёмка проходила в Первой студии Ленинградского телевидения в 1980 году. На ней популярную на Западе песню, исполняемую Бонни Тайлер, поёт знаменитый «чехословацкий соловей» Карел Готт. И именно в его исполнении песня эта была широко популярна и в СССР.
Что нам не дано понять в песне «Hi-Fi»
Клип «Не дано» крутили в конце девяностых. Он казался нам шедевром. Какой-то крупный песенник сказал, что в этой песне заложена целая философия. Содержание клипа отвлекало от текста, создавало второй смысл. Есть загадка во всём: музыка, текст, видеоклип, история группы. Пора этим заняться.
Сперва надо всмотреться в текст.
День уходящий не вернуть:
Не торопись пройти свой путь.
Неосторожный сделав шаг,
Просто скажи,
Просто скажи: «Да будет так».
Просто пусть будет так!
https://ru.wikipedia.org/wiki/Hi-Fi_(группа)
Проект «Hi-Fi» сделали сценическим: Митя Фомин, Тимофей Пронькин и Оксана Олешко, сами по себе неплохие музыканты и вокалисты, выступали на сцене под фонограмму, в качестве танцоров и аниматоров. Оказывается, Фомин «пел» голосом Павла Есенина. Это можно уловить, когда они выступают в прямом эфире: у Мити заметно отличается тембр, мелизмы, манера исполнения.
Павел Викторович Есенин родился 10 декабря 1971 в Новосибирске. С ранних лет занимался музыкой. Окончил музыкальную школу по классу фортепиано. Работал ди-джеем на радио и в клубах Новосибирска, был модным клубным музыкантом. Провёл год в Германии, работая над музыкальными проектами. Проявил себя как выдающийся композитор, создатель шлягеров и музыкальных проектов. Работает очень тщательно. Создаёт музыку для кинофильмов и сериалов (Духless, Ёлки, Мажор, Обратная сторона Луны, Мост и другие), продолжает писать треки для проекта «Hi-Fi».
https://stuki-druki.com/authors/estnin-pavel-pevec.php
Русский поэт Сергей Александрович Есенин (3 октября 1895 — 28 декабря 1925) любил петь, танцевать и играть на гармони. Его певучие стихи положены на музыку. Есенины вообще были музыкальной семьёй. Поэта часто характеризуют словом «певец»: певец новой жизни, певец деревни, певец уходящей Руси.
Клип про то, как красивая молодёжь отбрасывает важнейшие дела (и даже некоторые детали одежды) и отправляется в загул. Встречаются на пустыре. С удивлением идут вместе. Кстати, что было с этими «бременскими музыкантами» дальше? Как известно, они решили сколотить группу, чтобы выступать под фонограмму. И неплохо заработали.
Учитывая сведения про Есениных, можно заметить, что видеоклип сделан в духе «я московский озорной гуляка», только по-современному романтично. Белокурый Митя, покидающий аудиторию, воплощает образ Сергея Есенина:
Я всего лишь уличный повеса,
Улыбающийся встречным лицам.
Тогда для многих проектов придумывалась визуальная драматургия, что было несколько наивно, но коммерчески успешно. Русские поп-проекты часто (если не сказать всегда) использовали интертекстуальность. Например, песня Павла Есенина «Ливень», которую исполнил Александр Маршал, это аллюзия на интереснейший минимализм Duran Duran «The Chauffeur».
ЕСЕНИНСКАЯ РУССКАЯ ПЛЯСОВАЯ
Теперь можно расшифровать некоторые загадки текста.
Нам не дано с тобой понять,
Чему так радуется ветер.
Конечно, нам это не дано понять, ведь никто не проведёт параллель с есенинским стишком «Ветер веет с юга». А подросткам было весело.
«И почему от доброты
Бывают так жестоки дети»
Это про революцию. Неблагодарные потомки жестоко отвергли обескровленную войной империю, не сохранили вскормившую их страну. Это произошло и во времена молодости Сергея Есенина (1917), и в начале 1990-х, когда Павлу было 20 лет.
Зачем кому-то умирать,
Чтобы он нами был замечен.
День уходящий не вернуть:
Не торопись пройти свой путь.
А это про самого Есенина, который погиб в 30 лет.
По-видимому, Сергею Есенину посвящена и песня «Беспризорник». Пишут, что поэт пытался подружиться с беспризорниками, так как себя ощущал таким же. Он не имел своего дома, а в последние годы даже съёмной комнаты: Есенин ютился у знакомых людей из милости и из любви к нему. Друзьям он говорил: «Какая у меня жизнь? Где она? Да у меня даже своего угла нет! Я живу, как беспризорный! Нет у меня ничего!» Поэтому ему была так близка боль чужой души, в особенности детской.
http://www.museum-esenin.ru/publish/1275
Песни, которые мы не понимали, пока не узнали скрытый смысл
Отдельные слова кажутся выдуманными, фразы — бессмысленными, а отсылки — нераспознанными. Порой исполнители не дают никаких комментариев, что вызывает только больший интерес. Для многих станет открытием то, что в строчках заслушанных до дыр песнях спрятано нечто большее!
Те, кто помнят белые обои и черную посуду, наверняка держат в памяти и строчку: «Уже разносит молва по дворам, что между нами Чиуауа». Мистическое «Чиуауа» многие трактовали как любовь, но на самом деле речь идет о мексиканском городе, печально известном высоким уровнем преступности. Таким образом, отношения героев остры, раскалены до предела.
Би-2 — «Безвоздушная тревога»
В понимании авторов, безвоздушная тревога берется непонятно откуда и висит где-то рядом. Именно такое чувство музыканты ощутили в Иерусалиме. Этот феномен даже прозвали иерусалимским синдромом. Посетители города будто бы становятся неотъемлемой частицей религиозного мира. Пропадает же сакральная «безвоздушная тревога» по отъезде.
«Хали-гали», «Паратрупер» и «Супер-8» — названия аттракционов, на которые герой песни потратил все деньги вместо покупки велосипеда. Если копнуть глубже, то хали-гали — американский танец в быстром темпе, паратрупер (paratrooper) — десантник.
М/ф «Остров сокровищ» —«Пятнадцать человек на Сундук мертвеца»
Сундком мертвеца оказался вполне себе существующий остров (Виргинские острова). 15 человек — ребята, которых на остров высадил пират Черная Борода. Он вооружил их саблями (ожидая, что они расправятся друг с другом) и дал рому (чтобы не утолить, а усилить жажду). Каково было удивление Эдварда Тича, заставшего через месяц всех 15 людей целехонькими!
Ирина Отиева и Вера Соколова — «Последняя поэма»
Эта песня прозвучала в фильме «Вам и не снилось» (1981), но ее истинный смысл понял далеко не каждый. Текст частично основан на прощальном письме Лабаньи, взятом из романа Рабиндраната Тагора под названием «Шешер кобита» (Последняя поэма).
В этих стихах описывался похоронный обряд, когда тело усопшего отпускают в свободное плавание по реке Ганг. Именно поэтому строка «Я уплываю, и время несет меня» обретает совершенно другой смысл. Более того, дальнейшая судьба героини фильма остается неизвестной. Режиссер вряд ли продумывал эту деталь, но получилось мрачновато!
Песню панк-поп-рэйв-группы из Санкт-Петербурга пока рано называть культовой, но 150 млн просмотров на YouTube и (невоплощенная) возможность представлять Россию на «Евровидении-2020» что-то да и говорят. Вряд ли кто-то пытался искать скрытый смысл в этой композиции, но он всё-таки есть.
В песне поется «uno, dos, cuatro», что с испанского переводится как «один, два, четыре». Куда же делась цифра 3? Пользователи Сети нашли ответ в загибании пальцев, но начинать нужно с мизинца. Такого решения, наверняка, не ожидали даже создатели песни!
Уверены, что во время этой музыкальной паузы ты точно переслушал 2–3 композиции. А ведь еще полным-полно песен, смысл которых поняли не все. Лишь недавно мне стало понятно, что за «лекарство против морщин» Виктор Цой имел в виду в песне «Звезда по имени Солнце».
Помолимся за родителей. Константин Губин
28 октября 2016 года в программе «Голос» Первого канала ТВ в формате
«Поединок» Торнике Квитатиани и Влади Блайберг дуэтом исполнили песню «Помолимся за родителей». Их проникновенное, глубоко искреннее пение заставило плакать миллионы телезрителей, так же, как и звёздных наставников программы.
Предполагаю, что особый эмоциональный заряд дали исполнителям короткие молитвы, вознесённые ими на родных языках (по-грузински и на иврите) в первые минуты выступления. Торнике (между прочим, член олимпийской команды России по вольной борьбе) настолько разволновался, что ему понадобились отрезвляющие возгласы наставника Димы Билана, чтобы справиться с удушающим комом в горле. Кажется, это ему помогло.
Впечатляет фраза красавицы Полины Гагариной, сказанная ею учтиво-сдержанно со слезами на глазах в ответ на настойчивое повторное приглашение ведущего программы Дмитрия Нагиева прокомментировать выступление парней: «Иногда хочется сказать плохое слово Вам, Дмитрий». Очаровательный политес!
Музыку этой песни, ставшей очень популярной, написал несколько лет назад знаменитый Сосо Павлиашвили, за что ему после необыкновенно трогательного выступления «дуэлянтов» было сказано большое спасибо.
Автор слов песни — Константин Губин, 1974 г.р., уроженец Ставропольского края, талантливый музыкант, композитор и поэт-песенник. К сожалению, в упомянутой телевизионной программе ему не была выражена благодарность как одному из создателей этой вечной песни. Позвольте восполнить здесь этот пробел.
Интервью с поэтом (сентябрь 2016 г.) можно посмотреть здесь:
https://www.youtube.com/watch?v=XjJEn08cPQA
Запись выступления в «Поединке» Торнике и Влади и комментарии «рыдающих» наставников можно услышать и посмотреть здесь: https://www.youtube.com/watch?v=nHp_l9OPzzQ&spfreload=10
Интервью исполнителей после выступления:
https://www.youtube.com/watch?v=WDoLxuB2gMo
ПОМОЛИМСЯ ЗА РОДИТЕЛЕЙ
Музыка: Сосо Павлиашвили
Слова: Константин Губин
Я отпил у взрослой жизни рано,
А вот сейчас бы убежать, в детство убежать.
Как хочу к тебе прижаться, мама,
И папе тайну рассказать, тайну рассказать…
Вы простите мне разлуки грешность,
Время закружило, занесло.
Пусть хранят ваш дом любовь и нежность,
Они из детства моего, детства моего.
Помолимся за родителей,
За всех живых и небожителей!
И в час, когда станет холодать,
Их души свечами согрей…
Помолимся за родителей,
Ангелам нашим хранителям,
Помолимся, и когда-нибудь
Помолятся дети за нас.
Помолимся за родителей,
Ангелам нашим хранителям,
Помолимся, и когда-нибудь
Помолятся дети за нас.
Каждый стал из нас мудрей и старше,
Но лишь сейчас одно постиг, истину постиг.
Дай вам Бог уйти минутой раньше
Своих детей, давно седых,
Нас, давно седых…
Вы простите мне разлуки грешность,
Время закружило, занесло.
Пусть хранят ваш дом любовь и нежность,
Они из детства моего, детства моего.
Помолимся за родителей,
За всех живых и небожителей!
И в час, когда станет холодать,
Их души свечами согрей…
Помолимся за родителей,
Ангелам нашим хранителям,
Помолимся, и когда-нибудь
Помолятся дети за нас.
Помолимся за родителей,
Ангелам нашим хранителям,
Помолимся, и когда-нибудь
Помолятся дети за нас.
Помолимся за родителей,
За всех живых и небожителей!
И в час, когда станет холодать,
Их души свечами согрей…
Помолимся за родителей,
Ангелам нашим хранителям,
Помолимся, и когда-нибудь
Помолятся дети за нас.
Помолимся за родителей,
Ангелам нашим хранителям,
Помолимся, и когда-нибудь
Помолятся дети за нас.