неравномерное чередование элементов благодаря чему композиция становится интереснее это

КОМПОЗИЦИЯ.

В изобразительном искусстве композиция отвечает за грамотное распределение элементов (фигур, предметов, пятен, объёмов, цветов, света и тени, деталей, направлений и т. д.) в плоскости картины. Это своеобразный “скелет” произведения, выявляющий его образный смысл. При помощи композиции произведение изобразительного искусства приобретает цельность, законченность, взаимосвязь всех элементов и подчинение всего этого основной идее картины.

В отличие от рисования с натуры, занятия композицией позволяют художнику сконцентрироваться на главных, важных характеристиках предметов и их художественных образах, отказавшись от случайных, незначительных деталей и частей.

Работа художника над композицией обширна и включает в себя несколько последовательных этапов:

1) поиск темы произведения;

2) определение идеи картины;

3) выбор сюжета;

4) подбор формата картины, размера листа или холста и техники исполнения;

5) создание структуры линий и пятен будущего произведения;

6) поиск наиболее выразительных и характерных поз персонажей, их характеров и расположения друг по отношению к другу;

7) определение изобразительного языка и стилизации;

8) доработка равновесия цветовых и тональных пятен в картине, ритм элементов;

9) усиление смыслового и композиционного центров;

10) характер и количество деталей и т. д.

4 основных закона композиции:

Правила композиции:

5). Расположение главного на втором плане.

Приёмы композиции:

+ вертикали и горизонтали;

+ контраста:

+ диагоналей (для передачи движения);

+ статики-динамики;

+ равновесия частей;

+ “золотого” сечения;

+ передачи пространства;

+ передачи впечатления монументальности и т.д.

В разные периоды композиция выявляла и отображала общепринятые нормы изображения художниками предметного мира. Подчинение канону сменялось отказом от структурных схем в пользу свободных композиционных приёмов. Всё это свойственно духу эпохи и индивидуальному авторскому вкусу.

1). Композиция в первобытном искусстве практически отсутствует. Изображения животных и человеческих фигур располагаются неосознанно, хаотично на поверхности стены, накладываясь друг на друга или располагаясь на расстоянии. Редки изображения продуманных сюжетных сцен, объединяющих по смыслу фигуры людей и животных в группы.

2). Композиция в искусстве Древнего Востока.

3). Композиция в Древнем Египте.
Подчинение элементов фрески или рельефа определённому порядку, канон в изображении человеческой фигуры задают фризовый характер композиции. А возрастная и социальная субординация помогают выявить композиционный центр и отделить его от периферии. Древнеегипетские художники открывают такие приёмы композиции как ритм (форм, цветов, масс), симметрия, пропорциональность частей друг другу и подчинение второстепенного главному.

4). Композиция в Древней Греции.

Приёмы симметрии, выработанные древнеегипетскими мастерами, древние греки дополнили и обогатили (постепенное нарастание движения от краёв к центру композиции, завершающееся величественной статичность в фронтонах древнегреческих храмов, например, западный фронтон храма Зевса в Олимпии).
Появляется приём выявления центра композиции (сюжетно-композиционного центра) при помощи ярких цветовых пятен.

5). Композиция в эпоху Средневековья.

Художники отказываются от развития композиции в глубину, но вместо трёхмерности появляется орнаментика, декоративность. Композиции средневековых мастеров строятся по принципу ритма, симметрии, декоративности, распределении плоскостных элементов (фигур людей, зверей, святых и фантастических персонажей) в плоскости листа или стены. Линейно-плоскостное начало в рисунке фигур доминирует над объёмным пятном. Часто художники Средневековья объединяют в один сюжет разновременные события и разномасштабные фигуры (величина и массивность персонажей определяется чёткой церковной иерархией). Это достигается при помощи ритмизации элементов композиции, использования принципов симметрии, асимметрии, диссимметрии, декоративной орнаментальности.

6). Композиция в эпоху Возрождения.
Термин Композиция появился в эпоху Возрождения, когда художники, создавая произведение искусства, стремились выразить в нём свою идею и донести её до зрителя за счёт единства рисунка, колорита и сюжетной основы. Жанр произведения и его стилистика, в этом случае, значения не имели, т.к. композицией называли само законченное произведение искусства. С этого периода художники стали разрабатывать и сохранять наиболее удачные схемы композиций, на которые накладывали сюжетное изображение.

Появляются первые теоретические исследования композиции и записи размышлений художников (Джотто, братья ван Эйки, Мазаччо, Гирландайо).
В картины и фрески художников возвращается трёхмерность, поэтому для изображения глубины пространства используются приёмы трёхъярусного расположения пейзажа (Джотто), принцип вертикалей и горизонталей (Джотто), ритмичность чередования масс (Мазаччо). Для раннего Возрождения характерен приём контрастного противопоставления персонажей (“Поцелуй Иуды” Джотто).

Источник

Неравномерное чередование элементов благодаря чему композиция становится интереснее это

Ритм в изобразительном искусстве

неравномерное чередование элементов благодаря чему композиция становится интереснее это. Смотреть фото неравномерное чередование элементов благодаря чему композиция становится интереснее это. Смотреть картинку неравномерное чередование элементов благодаря чему композиция становится интереснее это. Картинка про неравномерное чередование элементов благодаря чему композиция становится интереснее это. Фото неравномерное чередование элементов благодаря чему композиция становится интереснее этоРитм — равномерное чередо­вание повторяющихся фигур, объемов, оттенков цвета через определенные интервалы. Груп­пу таких объектов можно на­звать ритмическим рядом или композиционным строем в кар­тинной плоскости. У каждого ря­да есть главная фигура, задер­живающая внимание,— акцент. Небольшие промежутки между элементами в ритмическом ря­де называются интервалами, а пространства, отделяющие один ритмический строй от другого,— паузами.

Ритм в жизни и в искусстве проявляется через большую или меньшую периодическую повторяемость какого-либо элемента тождественных, аналогичных положений, дублируемых через некоторые интервалы. Если симметрии свойственно спокойное равновесие элементов, то ритм подразумевает движение, которое может быть продлено до бесконечности.

неравномерное чередование элементов благодаря чему композиция становится интереснее это. Смотреть фото неравномерное чередование элементов благодаря чему композиция становится интереснее это. Смотреть картинку неравномерное чередование элементов благодаря чему композиция становится интереснее это. Картинка про неравномерное чередование элементов благодаря чему композиция становится интереснее это. Фото неравномерное чередование элементов благодаря чему композиция становится интереснее этоРитм является прежде всего одним из основных композиционных начал в природе, он присутствует во многих сферах действительности: в космических явлениях, в органической и неорганической природе (грани кристалла, морской прибой), в повторяемости циклов времен года, в растительном мире, в человеческом организме ( ритмы обмена веществ, дыхания, сердцебиения и т. д.). Однако ритм в природе и ритм в искусстве — это не совсем одно и то же.

Ритмы в искусстве ближе к ритмам органического мира, где они более пластичны, чем технические.

«В искусстве ритмическая повторность не жесткая, не математически точная, она всегда предполагает отступление от правил периодической упорядоченности. «Перебои» ритма, ритмические акценты, пустоты и так называемые «стяжения» — характерная особенность искусства».

Понимая ритм как организующее начало, Е. А. Кибрик пишет:

«Ритмическая основа композиции выражает внутреннюю закономерность идейного замысла художника. Эта особая закономерность присутствует в каждом идейном замысле, и умение найти соответствующий ему композиционный строй или ритм является залогом художественности в произведении.

Ритм — это не только организующее начало в композиции, но и эстетическое. Именно через него сообщаются произведению поэтические, музыкальные свойства, неотделимые от художественности».

К вышесказанному можно сделать некоторые уточнения и добавления.

Связь ритма в искусстве с законами композиции и с объективной действительностью проявляется в специфической форме. Достаточно ясно, например, об этом сказано искусствоведом Е. В. Волковой:

«Художественные ритмы воздействуют в характерном для эстетического восприятия направлении. Они расчленяют компоненты произведения и объединяют целый ряд впечатлений в единое целое. Повтор, который всегда присутствует в ритме, напоминает о предыдущем и заставляет предвидеть, ожидать последующее. Отступление от правильного периодического чередования создает нарушения единообразия и монотонности».

В этом плане решал задачи композиции Джотто. Пример тому — фрески «Оплакивание Христа» и «Свадебное шествие Марии». В «Оплакивании Христа» люди и пейзаж изображены в нескольких пространственных планах. Ритмическое решение композиции позволяет выявить зрительный центр (голова лежащего на земле Христа).

неравномерное чередование элементов благодаря чему композиция становится интереснее это. Смотреть фото неравномерное чередование элементов благодаря чему композиция становится интереснее это. Смотреть картинку неравномерное чередование элементов благодаря чему композиция становится интереснее это. Картинка про неравномерное чередование элементов благодаря чему композиция становится интереснее это. Фото неравномерное чередование элементов благодаря чему композиция становится интереснее это

В наиболее выразительных композициях романтического направления ритм действует значительно сильнее и способствует упорядочению, организации всей плоскости картины, достижению ее целостности (например, «Мирабо в Национальном собрании» Э. Делакруа) пространства.

неравномерное чередование элементов благодаря чему композиция становится интереснее это. Смотреть фото неравномерное чередование элементов благодаря чему композиция становится интереснее это. Смотреть картинку неравномерное чередование элементов благодаря чему композиция становится интереснее это. Картинка про неравномерное чередование элементов благодаря чему композиция становится интереснее это. Фото неравномерное чередование элементов благодаря чему композиция становится интереснее это

В «Боярыне Морозовой» В. И. Сурикова динамичность и стремительность движения от переднего плана уменьшается по мере удаления в глубь.

Это достигается художником благодаря спокойному, ритмическому чередованию светлых и темных пятен от левого к правому краю картины.

Прежде чем выполнить само­стоятельно композицию с приме­нением этого закона, предла­гаю несколько упражнений с ва­риантами ритмического построе­ния.

Приготовьте необходимые ма­териалы: тушь, гуашь, бумагу, а также инструменты: каранда­ши, кисти, ручки с редисными и плакатными перьями, ножницы и клей. Сделаем несколько этю­дов, где обратим внимание на та­кие условия:

неравномерное чередование элементов благодаря чему композиция становится интереснее это. Смотреть фото неравномерное чередование элементов благодаря чему композиция становится интереснее это. Смотреть картинку неравномерное чередование элементов благодаря чему композиция становится интереснее это. Картинка про неравномерное чередование элементов благодаря чему композиция становится интереснее это. Фото неравномерное чередование элементов благодаря чему композиция становится интереснее этоРитмическое построение эски­зов с применением цвета значи­тельно расширит наши возмож­ности и обогатит познанием тайн живописи. Каждый цвет с по­мощью ритма может развивать­ся в плоскости, пространстве картины, меняя насыщенность, величину элементов, составляю­щих композицию. Это позволяет усиливать или ослаблять фраг­менты картины, выделять глав­ное (акценты).

Для более яркого впечатления движения можно расположить ритмические ряды фигур под наклоном, а один или несколько объектов оставить в привычном спокойном положении (в стати­ке).

Ритмом можно остро выделить центральную фигуру — доми­нанту, полнее выразить настрое­ние сюжета. И, наконец, ритми­чески выстраивая композицию, мы значительно расширяем диа­пазон технических средств и приемов работы. Так, для пов­тора одних и тех же элементов можно применять аппликацию, печать с помощью клише из кар­тона, линолеума.

Знание композиционных зако­номерностей (не только упомяну­тых) дает возможность по-ново­му осознать художественное творчество как неповторимое, рукотворное явление.

Источник

Разбираемся в законах композиции за 10 минут

Законы композиции пригодятся иллюстраторам, визуализаторам и дизайнерам. Чтобы узнать все самое необходимое, достаточно нашей статьи.

неравномерное чередование элементов благодаря чему композиция становится интереснее это. Смотреть фото неравномерное чередование элементов благодаря чему композиция становится интереснее это. Смотреть картинку неравномерное чередование элементов благодаря чему композиция становится интереснее это. Картинка про неравномерное чередование элементов благодаря чему композиция становится интереснее это. Фото неравномерное чередование элементов благодаря чему композиция становится интереснее это

неравномерное чередование элементов благодаря чему композиция становится интереснее это. Смотреть фото неравномерное чередование элементов благодаря чему композиция становится интереснее это. Смотреть картинку неравномерное чередование элементов благодаря чему композиция становится интереснее это. Картинка про неравномерное чередование элементов благодаря чему композиция становится интереснее это. Фото неравномерное чередование элементов благодаря чему композиция становится интереснее это

Любая дизайнерская работа, будь то иллюстрация, визуализация или
3D-сцена, начинается с построения композиции.

Связь между объектами

Построение композиции стоит начинать с распределения ролей задействованных объектов. Если каждый из них будет притягивать внимание в равной степени, то зритель просто растеряется и не поймет, чему посвящена картинка, и, скорее всего, посчитает ее неинтересной. Именно поэтому важно подчеркнуть главный объект визуализации и, уже отталкиваясь от него, строить композицию, пользуясь приемами привлечения внимания, о которых мы поговорим ниже.

Золотое сечение

Про принцип построения композиции на основе золотого сечения слышали даже те, кто не имеет ничего общего с миром искусства. Интересно, что он использовался еще древними египтянами при строительстве пирамид, хотя историки и спорят о том, насколько осознанно жители Древнего Египта применяли золотое сечение.

Первое упоминание принципа связывают с именем Евклида, который применил золотое сечение для построения правильного прямоугольника. В искусстве принцип получил широкое распространение начиная с Леонардо да Винчи — наверняка вы знаете его легендарный рисунок «Витрувианский человек», наглядно демонстрирующий связь этого принципа с пропорциями человеческого тела.

неравномерное чередование элементов благодаря чему композиция становится интереснее это. Смотреть фото неравномерное чередование элементов благодаря чему композиция становится интереснее это. Смотреть картинку неравномерное чередование элементов благодаря чему композиция становится интереснее это. Картинка про неравномерное чередование элементов благодаря чему композиция становится интереснее это. Фото неравномерное чередование элементов благодаря чему композиция становится интереснее это

Пишет про дизайн в Skillbox. Работает директором по маркетинговым коммуникациям, изучает рекламную графику и 3D.

Источник

Композиция картины на примерах

Приемы композиции

Благодаря разумному использованию определенных числовых соотношений между частями (или отдельными формами) композиции формируются такие приемы выразительности, как нюанс и контраст.

Контраст — четко выраженная разница любого качества на грани противопоставления.

Примером контраста может быть сопоставление массивного и пространственного, вертикали и горизонтали, кривой и плоскостной поверхности. Может быть также противопоставления сложной композиционной совокупности простому объема, который выступает некоторым фоном. Вообще прием контраста активизирует любую форму (рис 7).

Рис. 7. Пример работы по композиции с использованием приема контраста

Нюанс — соподчиненность форм, близость пропорциональных членений. Нюансы пропорций составляют своеобразную основу композиции, спокойной по характеру. Для достижения нюансных пропорций возможно выполнение арифметической пропорции, когда каждая следующая увеличивается или уменьшается на постоянный небольшой отрезок (рис. 8).

Закономерное увеличение или уменьшение любого свойства формы (на основе контраста или нюанса) может проявиться в ритме.

Ритм — выражается в количественных измерениях в ряде элементов, чередующихся в постепенной, закономерной смене одного или нескольких свойств формы в определенном направлении.

Метр — метрический повтор, или метр — это простейшая форма ритма, повторения одинаковых элементов композиции с равными интервалами. Хотя метрический повтор сам по себе является активной закономерностью, он не гарантирует гармонии. Метр — повтор, что может вызвать чувство монотонности.

Тождество — повтор равных величин (1:1), что составляет самую зависимость между ними. Так, метрический ряд формируется на основе использования тождественных элементов (рис. 9,10).

С понятием метра и ритма неразрывно связаны и такие свойства композиции, как статичность и динамичность.

Статичность формы — неизменность основных свойств формы по всем направлениям развития в ее пределах. Например, куб считается наиболее статичной фигурой, следовательно, композиция, примерно вписывается в форму куба можно считать наиболее статичной.

Динамичность формы — закономерная и последовательная смена любых свойств формы в одном направлении в ее пределах. Ритмические ряды придают системе динамичность (рис. 11).

Динамичность делает форму активной, выразительной. С динамикой форм подсознательно ассоциируется прогресс, благодаря таким аналогам предметного мира, как ракеты, современные формы автомобилей и т.д. Что вдохновляет на поиск соответствующих решений в области композиции геометрических форм. В отличие от динамичности, статичность — подчеркнутое выражение состояния устойчивости формы (композиции) и всей ее строения в самой геометрической основе. В статической композиции наблюдается более или менее равномерное распределение размеров между осями. Вообще, статичность тяготеет к крупномасштабным пропорций и производит впечатление достаточно «тяжелой» композиции (рис. 12).

Рис. 8. Пример работы по композиции

Рис. 9. Ритм и метр в композиции

Теоретическая закономерность б, в, г — примеры ритмической закономерности

Рис. II. Статика и динамика в композиции

Рис. 12. Пример использования приема динамичности (а, б) и статичности (есть) в над композиционной работе

Советы и хитрости

Итак, мы и рассмотрели некоторое количество способов визуального
деления пространства для работы над картиной или рисунком. По большому
счету эти подходы к композиции — не более чем ориентиры и отправная
точка. По мере усвоения основных принципов композиции сцены, вы сможете
начать расширять границы формальной композиции.

Поскольку большинство художников, специализирующихся на окружающей
среде, работают в индустрии развлечений, вероятность того, что вас
попросят создать кинематографические или “незабываемые” моменты,
использующие окружение как сцену, довольно высока.

Вам захочется использовать всё ваше композиционное мастерство, для
управления взглядом зрителя, чтобы заставить их чувствовать себя
причастными к сцене. Один из самых главных компонентов в любой работе —
это ясный и динамический фокус.

Не имея места для отдыха взгляда зрителя, картина не сможет
удерживать внимание зрителя, её эмоциональное воздействие будет более
слабым. Работа концепт-художника — изобразить не существующие в реальном
мере вещи

Концепт-арт художник — первый в любом производстве. Поэтому
нам приходится создавать динамичные изображения, чтобы настроить и
вдохновить на работу остальную часть команды. Существует несколько
кинематографических трюков, которые помогут придать динамики вашим
работам.

Динамическая композиция

Иногда все что нужно, чтобы добавить больше драматизма в композицию —
небольшой наклон камеры. В изображении, расположенном чуть ниже,
зритель действительно ощущает что он часть действия, всего лишь из-за
небольшого наклона камеры. Эта техника особенно полезна когда вы
стараетесь изобразить в вашей работе какое-то действие.

Многие ведущие концепт-художники используют эту технику. В этом можно
убедиться, взглянув на любую работу, которую Ryan Church создал для
Episode 1, 2 и 3 (www.ryanchurch.com).

Перспектива

Сегодня, многие концептарт-художники (и я в том числе), используют
перспективу, как инструмент для создания динамичных композиций, которые
кажется имеют движение и чётко направляют взгляд зрителя к фокусу.

Вы можете заметить, что на изображении, расположенном ниже, я
задействовал множество объектов, которые появляются в кадре для того,
чтобы направлять взгляд зрителя к центру интереса. Дополнительно, я
слегка наклонил камеру, чтобы придать картине ощущения движения.

Закон равновесия в композиции

Наверняка слышали такую фразу – «надо бы уравновесить предметы справа» ну или слева там, например. Смысл равновесия состоит в том, чтобы гармонично расположить количество цветовых пятен, количество предметов на листе. То есть, чтобы у Вас был не хаос, а какой-то порядок, гармония.
Все тот же натюрморт.
Светящиеся белизной предметы не просто центры композиции, они друг друга уравновешивают, один более яркий, другой вторит ему приглушенно.
«Девочка с персиками» В.Серова.неравномерное чередование элементов благодаря чему композиция становится интереснее это. Смотреть фото неравномерное чередование элементов благодаря чему композиция становится интереснее это. Смотреть картинку неравномерное чередование элементов благодаря чему композиция становится интереснее это. Картинка про неравномерное чередование элементов благодаря чему композиция становится интереснее это. Фото неравномерное чередование элементов благодаря чему композиция становится интереснее это
На переднем плане желто-розовые яркие персики с сухими листьями, а сзади окно с золотистым осенним пейзажем, как они хорошо гармонируют. Они вместе с персиком в руках и розовым лицом составляют единую угловую линию, выведенную цветом.неравномерное чередование элементов благодаря чему композиция становится интереснее это. Смотреть фото неравномерное чередование элементов благодаря чему композиция становится интереснее это. Смотреть картинку неравномерное чередование элементов благодаря чему композиция становится интереснее это. Картинка про неравномерное чередование элементов благодаря чему композиция становится интереснее это. Фото неравномерное чередование элементов благодаря чему композиция становится интереснее это
Кажется, что это все случайность, но на самом деле это что ни на есть чувство гармонии и баланса, которое развито у художников.
У Пиранези композиционный центр – кусочек неба, какой он яркий по сравнению со всем остальным! Он бы так и остался неким одиноким пятном, на котором взгляд бы застрял. Но нас манит галерея со светом в конце, этот свет вторит голубому пятну в своде.

неравномерное чередование элементов благодаря чему композиция становится интереснее это. Смотреть фото неравномерное чередование элементов благодаря чему композиция становится интереснее это. Смотреть картинку неравномерное чередование элементов благодаря чему композиция становится интереснее это. Картинка про неравномерное чередование элементов благодаря чему композиция становится интереснее это. Фото неравномерное чередование элементов благодаря чему композиция становится интереснее это
И Шишкин.неравномерное чередование элементов благодаря чему композиция становится интереснее это. Смотреть фото неравномерное чередование элементов благодаря чему композиция становится интереснее это. Смотреть картинку неравномерное чередование элементов благодаря чему композиция становится интереснее это. Картинка про неравномерное чередование элементов благодаря чему композиция становится интереснее это. Фото неравномерное чередование элементов благодаря чему композиция становится интереснее это
Три группы деревьев, разных по массе. Почему справа самая большая масса, в центре самая маленькая и с краю средняя? Да простит меня Шишкин, опять проведу эксперимент. Может так более гармонично?неравномерное чередование элементов благодаря чему композиция становится интереснее это. Смотреть фото неравномерное чередование элементов благодаря чему композиция становится интереснее это. Смотреть картинку неравномерное чередование элементов благодаря чему композиция становится интереснее это. Картинка про неравномерное чередование элементов благодаря чему композиция становится интереснее это. Фото неравномерное чередование элементов благодаря чему композиция становится интереснее это
Или так?неравномерное чередование элементов благодаря чему композиция становится интереснее это. Смотреть фото неравномерное чередование элементов благодаря чему композиция становится интереснее это. Смотреть картинку неравномерное чередование элементов благодаря чему композиция становится интереснее это. Картинка про неравномерное чередование элементов благодаря чему композиция становится интереснее это. Фото неравномерное чередование элементов благодаря чему композиция становится интереснее это
Видимо, три группы сосен, во-первых, очень хорошее число, во-вторых, разнообразие в размерах и именно такое чередование делает композицию более интересной, живой и естественной.

Формальная композиция. Приемы

Доминанта

Доминанта – это главный элемент композиции, которому подчиняются все остальные. На рисунке Кроме цвета и размера доминанта также может выделятся своей необычной формой.

неравномерное чередование элементов благодаря чему композиция становится интереснее это. Смотреть фото неравномерное чередование элементов благодаря чему композиция становится интереснее это. Смотреть картинку неравномерное чередование элементов благодаря чему композиция становится интереснее это. Картинка про неравномерное чередование элементов благодаря чему композиция становится интереснее это. Фото неравномерное чередование элементов благодаря чему композиция становится интереснее это

Симметрия

— равномерное размещение элементов по оси, делящее пространство на равные части. В симметричной композиции расположение элементов относительно оси должно быть одинаковое.

неравномерное чередование элементов благодаря чему композиция становится интереснее это. Смотреть фото неравномерное чередование элементов благодаря чему композиция становится интереснее это. Смотреть картинку неравномерное чередование элементов благодаря чему композиция становится интереснее это. Картинка про неравномерное чередование элементов благодаря чему композиция становится интереснее это. Фото неравномерное чередование элементов благодаря чему композиция становится интереснее это

Динамичная композиция

— композиция, при которой создается впечатление движения и внутренней динамики. Для выражения динамики можно пользоваться диагональными линиями, ассимитричной компоновкой объектов.

Статичная композиция

(статика в композиции) — создает впечатление неподвижности. Предполагает отсутствие диагональных линий и криволинейных поверхностей. Композиция строится на преобладании горизонтальных элементов.

неравномерное чередование элементов благодаря чему композиция становится интереснее это. Смотреть фото неравномерное чередование элементов благодаря чему композиция становится интереснее это. Смотреть картинку неравномерное чередование элементов благодаря чему композиция становится интереснее это. Картинка про неравномерное чередование элементов благодаря чему композиция становится интереснее это. Фото неравномерное чередование элементов благодаря чему композиция становится интереснее это

— это чередование каких-либо элементов в определенной последовательности. Ритм окружает нас повсюду: в природе это – смена временен года, смена дня и ночи, городе – это сменяющийся ритм зданий, домов. Ритм подразумевает движение, которое может быть продлено до бесконечности, задается многократным повторением.

неравномерное чередование элементов благодаря чему композиция становится интереснее это. Смотреть фото неравномерное чередование элементов благодаря чему композиция становится интереснее это. Смотреть картинку неравномерное чередование элементов благодаря чему композиция становится интереснее это. Картинка про неравномерное чередование элементов благодаря чему композиция становится интереснее это. Фото неравномерное чередование элементов благодаря чему композиция становится интереснее это

Контраст

Контраст (фр.) — противопоставление в композиции (по цвету, фактуре, по форме, по размеру и т.д.).Контраст, это не только лобовое противопоставление «черного» и «белого». Он может иметь ступени, оттенки, градации. Но пределы все-таки существуют, нижний это «почти одинаковость», а верхний, это бессвязность.

Одномерный контраст – контраст только по одному параметру, например по форме

Многомерный контраст – контраст по нескольким параметрам сразу: например, форма и цвет

неравномерное чередование элементов благодаря чему композиция становится интереснее это. Смотреть фото неравномерное чередование элементов благодаря чему композиция становится интереснее это. Смотреть картинку неравномерное чередование элементов благодаря чему композиция становится интереснее это. Картинка про неравномерное чередование элементов благодаря чему композиция становится интереснее это. Фото неравномерное чередование элементов благодаря чему композиция становится интереснее это

Нюанс

Нюанс (фр.) – тонкое различие, едва заметный переход. Различают нюансы по форме, размеру, цвету, фактуре и т. д

неравномерное чередование элементов благодаря чему композиция становится интереснее это. Смотреть фото неравномерное чередование элементов благодаря чему композиция становится интереснее это. Смотреть картинку неравномерное чередование элементов благодаря чему композиция становится интереснее это. Картинка про неравномерное чередование элементов благодаря чему композиция становится интереснее это. Фото неравномерное чередование элементов благодаря чему композиция становится интереснее это

Нюансировка не вводит никаких новых принципов или материалов. Нюансы можно сравнить с внешней отделкой здания, к которой переходят когда уже готов фундамент и возведены стены.

Лишенная нюансов и окончательной отделки композиция может показаться интересной только на первый взгляд, при более подробном рассмотрении, станут заметны острые углы, неплотная подгонка частей, однообразие – все это производит впечатление неряшливости. И наоборот, обнаруживая все новые и новые детали, запрятанные дизайнером, мы получаем интеллектуальное удовольствие. Большинство этих открытий происходит подсознательно – мы не можем отследить какие сложные подсчеты и сравнения проводит наш мозг, рассматривая понравившийся нам объект, и потому не всегда можем понять, почему он нам нравится.

Акцент

Акцент — (лат. «ударение») – выделение, подчеркивание элемента, служит для выражения большей выразительности композиции. Чаще всего акцент выделяют цветом, формой (обычно малой, иначе акцент превратится в доминанту.)

неравномерное чередование элементов благодаря чему композиция становится интереснее это. Смотреть фото неравномерное чередование элементов благодаря чему композиция становится интереснее это. Смотреть картинку неравномерное чередование элементов благодаря чему композиция становится интереснее это. Картинка про неравномерное чередование элементов благодаря чему композиция становится интереснее это. Фото неравномерное чередование элементов благодаря чему композиция становится интереснее это

Аналог

Аналог (греч. «сходство») – уподобление (одинаковые или похожие друг на друга элементы в композиции). Аналоги придают композиции единство. Чаще всего бывают по цвету, форме, фактуре.

неравномерное чередование элементов благодаря чему композиция становится интереснее это. Смотреть фото неравномерное чередование элементов благодаря чему композиция становится интереснее это. Смотреть картинку неравномерное чередование элементов благодаря чему композиция становится интереснее это. Картинка про неравномерное чередование элементов благодаря чему композиция становится интереснее это. Фото неравномерное чередование элементов благодаря чему композиция становится интереснее это

Елена Лебедева, графический дизайнер solla.site, преподаватель компьютерной графики

Так же Вам будет интересно:

Основы дизайнерского проектирования

Композиция, ее основные виды и категории

Слово «композиция» в переводе с латинского означает сочинение, составление, соединение, связь, построение, структура.
Cоединение частей в единое целое, сложение разнообразных элементов в определенном порядке при создании художественной формы — так примерно можно определить, что такое композиция.
При помощи композиции можно добиться наибольшей выразительности содержания своего произведения.

Не существует каких бы то ни было готовых рецептов и обязательных правил в использовании закономерностей и средств композиции. Однако познание различных примеров, лежащих в основе общепринятых понятий, позволяет в каждом конкретном случае достичь художественной выразительности проектируемого изделия.

Изучение законов композиции само по себе, бесспорно, не может заменить живого творчества, творческой интуиции. Вместе с тем знание этих законов дает ту профессиональную подготовку, без которой невозможна плодотворная работа.

Умение рисовать даже самые сложные промышленные изделия ни в коей мере не равнозначно знанию художественно-конструкторской грамоты. Нужно знать закономерности, согласно которым строится композиция любого изделия.

Для определения различных видов композиционного строя и различных зависимостей пользуются такими категориями, знакомыми по наблюдению за явлениями природы, как ритм, равновесие, симметрия, асимметрия, динамика, статика, масштаб и масштабность, пропорция, контраст, нюанс и др.

Категории композиции — ритм, симметрия или асимметрия, динамичность или статичность формы и т. п.— имеют объективную основу в самой действительности, представляют собой лишь отражение в нашем сознании разнообразных ее свойств. Совершенно очевидно, что категории эти сложились исторически и несмотря на их взаимосвязь все же имеют в своем развитии и относительную самостоятельность.
Каждая вещь, созданная человеком, как и любая форма в природе состоит не из случайного скопления отдельных независимых друг от друга деталей и элементов, а является гармонически стройным в своем единстве целым и имеет определенный порядок в построении.

Средства гармонизации формы, конечно же, не были изобретены специально для того, чтобы создавать композиции. Нет, сама жизнь и природа дают нам примеры симметрии и ассиметрии, контраста и нюанса, различных ритмических построений и даже пропорций золотого сечения. Дизайнеру необходимо изучить их и умело использовать в своих работах

Динамичность.
Статичность

Симметрия.
Асимметрия.
Проявления асимметрии в симметричных формах

Правило третей

Из Золотого правила появилось «правило третей». Фактически это немного
измененная для соответствия фотографическим пропорциям идея золотого
сечения. Я считаю, что этому правилу следовать легче, поскольку оно
очень простое в своей основе. Посмотрим на правило третей в действии.
Заметим, что главный точка фокуса справа расположена в одной из
«золотых середин». Кроме того, другие объекты расположены рядом с
другими точками пересечения линий (например птица), но не прямо на них,
поскольку иначе они бы конкурировали с точкой фокуса.
Всего мы имеем четыре точки пересечения линий: сверху слева, снизу
слева, сверху справа снизу справа. Заметьте, что все эти «горячие точки»
расположены вдали от центра картины.
Наилучшие зрительные центры — области сверху справа и снизу справа,
поскольку взгляд первым делом падает на левый нижний угол изображения и
движется к центру, где достигнув правой «золотой середины»
концентрируется на «центре интереса».
Осмотр начинается именно слева потому, что мы привыкли читать слева
направо. Этот психологический факт проверен временем
В следующий раз,
когда зайдёте в художественную галерею или музей, в котором
экспонируются картины старых мастеров, обратите внимание, как часто
центр интереса располагается именно в точке, соответствующей золотому
правилу.
Выше представлен пример использования правила третей, на этот раз
используется вертикальный холст

Как вы можете заметить, это правило
может быть применено независимо от пропорций холста
Обратите внимание,
что ярко освещённая область находится близко к точке пересечения линий.
Следите за тем, чтобы не поместить два центра интереса равной важности и
веса в две области золотых середин, особенно на противоположных
сторонах кадра.

Подобное расположение доставит много проблем, поскольку взгляд
наблюдателя будет постоянно смещаться от одного фокуса к другому,
запутается, почувствует усталость; зритель будет испытывать желание
отвести глаза от такой картины.

КОМПОЗИЦИОННОЕ РАВНОВЕСИЕ

Композиционное равновесие в фотографии – это такое состояние формы, при котором все включённые в неё элементы сбалансированы между собой.

Зрительное равновесие достигается соответствующим распределением предметов и фигур в рамке кадра, распределением тональных пятен, а также смысловым взаимоотношением этих предметов и фигур.

Равновесие (или баланс) — является одним из наиболее важных элементов композиции, и в то же время одним из самых трудных для описания. Ведь по сей день нет стандартного способа его определения, хотя, есть несколько хороших рекомендаций и стратегий, которые помогут вам достичь баланса в ваших фотографиях. Но, помните, что они как и всё в искусстве — это вопрос личного предпочтения.

Простейшим примером композиционного равновесия является симметрия, в которой одна половина фотографии отражает другую половину. При этом, необходимо помнить, что визуальное равновесие по горизонтали гораздо важнее для восприятия, чем вертикальное. Другими словами, несмотря на то, что все основные объекты будут находиться в нижней или верхней части кадра, изображение будет казаться сбалансированным, при условии, что справа и слева кадр заполнен примерно одинаково.

неравномерное чередование элементов благодаря чему композиция становится интереснее это. Смотреть фото неравномерное чередование элементов благодаря чему композиция становится интереснее это. Смотреть картинку неравномерное чередование элементов благодаря чему композиция становится интереснее это. Картинка про неравномерное чередование элементов благодаря чему композиция становится интереснее это. Фото неравномерное чередование элементов благодаря чему композиция становится интереснее это

Фото: «Фламинго» Steve AllenStone

Этот тип баланса фотографу очень легко скомпоновать, а зрителю понять. Так что, он может быть использован для создания очень мощного эффекта. Тем не менее, существуют две основные проблемы, связанные с использованием симметрии в качестве композиционной стратегии:

во-первых, создание сильной композиции с симметрией обычно требует идеальной симметрии, поэтому относительно небольшие различия в одной половине изображения могут быть разрушительными для уравновешенности снимка;
во-вторых, и, возможно, более важно то, что симметричные композиции обычно очень просты, предсказуемы и могут получиться скучными.

неравномерное чередование элементов благодаря чему композиция становится интереснее это. Смотреть фото неравномерное чередование элементов благодаря чему композиция становится интереснее это. Смотреть картинку неравномерное чередование элементов благодаря чему композиция становится интереснее это. Картинка про неравномерное чередование элементов благодаря чему композиция становится интереснее это. Фото неравномерное чередование элементов благодаря чему композиция становится интереснее это

неравномерное чередование элементов благодаря чему композиция становится интереснее это. Смотреть фото неравномерное чередование элементов благодаря чему композиция становится интереснее это. Смотреть картинку неравномерное чередование элементов благодаря чему композиция становится интереснее это. Картинка про неравномерное чередование элементов благодаря чему композиция становится интереснее это. Фото неравномерное чередование элементов благодаря чему композиция становится интереснее это

Фото Matthew Gore Национальный парк Гранд-Титон, США

Предварительный просмотр

Часть 4 Симметрия и асимметрия в композиции, достижение равновесия

Как уже говорилось, в природе большое количество зрительных образов подчиняется закону симметрии. Именно поэтому симметрия легко воспринимается нами и в композиции. В изобразительном искусстве симметрия достигается таким расположением объектов, что одна часть композиции, как будто являются зеркальным отражением другой. Ось симметрии проходит через геометрический центр. Симметричная композиция служит для передачи покоя, устойчивости, надежности, иногда, величества. Однако создавать изображение абсолютно симметричным не стоит. Ведь в природе не бывает ничего идеального.

Симметрия — это самый простой способ добиться равновесия в композиции. Однако, не единственный.

Асимметрия, достижение равновесия

Чтобы понять, что такое равновесие можно представить механические весы.

В данном случае работает закон симметрии. Слева и справа на весах на одинаковом расстоянии симметрично расположены два предмета одинаковой формы и размера. Они создают равновесие.

Асимметрия нарушит это равновесие. И если один из объектов будет больше, то он по-просту перевесит меньший.

Однако возможно уравновесить эти объекты, добавив в композицию что-нибудь, в качестве противовеса. Асимметрия при этом сохранится:

Так же добиться равновесия при асимметрии можно будет, перевесив больший предмет ближе к центру:

Достижение равновесия является одним из самых значимых этапов при построении ассиметричной композиции и часто при этом руководствуются интуитивным чувством равновесия. Чувство это можно развить при помощи различных упражнений.

Равновесие может достигаться противопоставлением размеров, форм пятен цвета и тени.

Если Вы заметили, что какая-то деталь композиции сильно перевешивает все остальные, вы можете попробовать изменить ее цвет, освещенность, форму или уравновесить ее при помощи какого-либо другого предмета, добавленного с противоположной стороны.

Применение правил композиции в рекламе

Правильная подача информации

Чтобы научится строить сложные композиционные схемы, выражать свои мысли, передавать идею произведения, развить в себе чувство единства и равновесия помимо знаний основ композиции необходимы талант и долгие годы тренировок. За все время существования изобразительного искусства художники, архитекторы и фотографы выявили огромное количество композиционных схем, задействовав целый ряд средств достижения композиции.

Помимо сложных художественных произведений, соблюдение правил композиции так же важно и для правильной подачи информации в рекламе. Делаете ли Вы рекламный снимок какой-либо продукции, размещаете графическую информацию на сайте или баннере, предоставляете готовый продукт на утверждение заказчику, без построения композиции не обойтись

Предоставляемая информация должна находиться в композиционном центре. Для этого ее необходимо выделись одним из существующих способов. Лучше всего подойдет выделение освещенностью. При подаче информации светлый объект расположите на темном фоне, темный — наоборот

Старайтесь не использовать пестрый фон, он может отвлечь внимание

Не забывайте о целостности. Если объектов несколько, не располагайте их хаотично. Лучше всего выстроить их в форме простых геометрических фигур. Старайтесь соблюсти при этом равновесие.

Если объект не должен располагаться в центре, лучше поместить его справа, чтобы взгляд двигался навстречу ему, так как читаем и просматриваем изображение мы слева направо.

Правильная подача информации — залог успеха. Старайтесь уделять этому достаточное количество времени и внимания.

Как пользоваться правилами композиции

Если лицо человека на картине повернуто в какую-либо сторону, необходимо оставлять свободное пространство с этой стороны, чтобы взгляд не упирался в преграду. Валентин Серов в портрете Ермоловой нарушает это правило композиции, в результате чего создается впечатление, будто актриса смотрит на нас прямо с полотна.

Нарушение правил композиции может быть намерено. Особенно в такой нестандартной и сложной отрасли, как реклама. Если в дизайне упаковки сока провести горизонтальную линию не по правилу золотого сечения, а чуть выше, то и пакет сока будет казаться выше.

Однако, прежде чем нарушать какое-либо правило, его надо знать и уметь им пользоваться. Помните, если Вы нарушаете правила, Вы должны четко осознавать, ДЛЯ ЧЕГО Вы это делаете.

Композиция в Энциклопедическом словаре

ВИЗУАЛЬНЫЙ ВЕС

Чаще всего фотографы компонуют кадр таким образом, чтобы элементы изображения были сбалансированы в соответствии с их «визуальным весом» или «воздействием», а не в буквальном смысле. Что же такое “визуальный вес”?

Визуальный вес – это понятие, которое характеризует объём внимания, которое зритель уделяет тому или иному элементу изображения.

Рассмотрим упрощённое изображение ниже. Есть два основных элемента: крупные черные горы в левом верхнем углу и белый цветок в нижнем правом углу. Этот кадр хорошо сбалансирован, но как такое может быть? Ведь горы значительно больше, чем цветок, они не похожи по форме, нет никакой симметрии.

неравномерное чередование элементов благодаря чему композиция становится интереснее это. Смотреть фото неравномерное чередование элементов благодаря чему композиция становится интереснее это. Смотреть картинку неравномерное чередование элементов благодаря чему композиция становится интереснее это. Картинка про неравномерное чередование элементов благодаря чему композиция становится интереснее это. Фото неравномерное чередование элементов благодаря чему композиция становится интереснее это

Ответ на этот вопрос в большей степени зависит от особенностей нашего восприятия, нежели от конкретных форм, фактического веса и размера. Наш глаз притягивается к областям и объектам на снимке, которые являются более яркими и красочными. По этой причине относительно небольшие цветы на этом изображении имеют гораздо больший «визуальный вес», чем большие тёмные горы. Если мы проведём вертикальную или горизонтальную линию по центру изображения, то каждая половинка снимка будет иметь одинаковый вес для общей картины.

неравномерное чередование элементов благодаря чему композиция становится интереснее это. Смотреть фото неравномерное чередование элементов благодаря чему композиция становится интереснее это. Смотреть картинку неравномерное чередование элементов благодаря чему композиция становится интереснее это. Картинка про неравномерное чередование элементов благодаря чему композиция становится интереснее это. Фото неравномерное чередование элементов благодаря чему композиция становится интереснее это

Возможно, выше написанное будет проще понять, увидев на визуально неуравновешенном кадре. Предположим фотограф сделал несколько шагов вправо и снял кадр с цветами на левой стороне.

Сразу становится видна разница: правая часть изображения кажется пустой и даже излишней. Но если её обрезать — получим прекрасно сбалансированный квадратный кадр.

неравномерное чередование элементов благодаря чему композиция становится интереснее это. Смотреть фото неравномерное чередование элементов благодаря чему композиция становится интереснее это. Смотреть картинку неравномерное чередование элементов благодаря чему композиция становится интереснее это. Картинка про неравномерное чередование элементов благодаря чему композиция становится интереснее это. Фото неравномерное чередование элементов благодаря чему композиция становится интереснее это

Равновесие выражает представление об правильности, устойчивости. Равновесие в кадре придаёт чувство целостности и завершённости.

Визуально же неуравновешенный кадр кажется неспокойным, напряжённым, нестабильным. В то же время, отсутствие равновесия оживляет кадр. Всё зависит от атмосферы, которую вы хотите передать на фото.

Визуально неуравновешенный кадр — не значит плохо! Плохо когда неуравновешенность не несёт в себе никакой смысловой нагрузки. Если же она используется для придания художественного эффекта (например, показать дискомфорт героя, вызвать напряжение и волнение у зрителя, создать некий дисбаланс и пр.), то она просто необходима!

Например, фотографии (неуравновешенные) Джимми Чина (Jimmy Chin), на которых альпинист находится в правой часть кадра, а в левой — пустота, вызывают у нас чувство напряжения и волнения за альпиниста.

неравномерное чередование элементов благодаря чему композиция становится интереснее это. Смотреть фото неравномерное чередование элементов благодаря чему композиция становится интереснее это. Смотреть картинку неравномерное чередование элементов благодаря чему композиция становится интереснее это. Картинка про неравномерное чередование элементов благодаря чему композиция становится интереснее это. Фото неравномерное чередование элементов благодаря чему композиция становится интереснее это

Фото: Джимми Чин (Jimmy Chin)

Как видно, равновесное и неравновесное композиционное расположение объектов помогают нам играть чувствами и эмоциями зрителя. Поэтому практикуйтесь побольше, чтобы развить чувство визуальной весомости предметов и тональных пятен, а также, научиться распределять эту весомость по всей площади кадра.

Читайте ещё о композиции в других наших статьях:

Динамика и статика

Еще один важный аспект композиции – определиться, какую Вы делаете работу, статичную или динамичную. Или сочетаете в ней и то и, то.
Статичные композиции, то есть без движения, часто симметрично уравновешены, они показывают предмет без какого-то события, вызывают чувство спокойствия, классической завершенности, отсутствием времени характеризуются – ведь в них ничего по сути не происходит. В статичных композициях предметы расположены устойчиво, на горизонтальных линиях, с минимальной перспективой.неравномерное чередование элементов благодаря чему композиция становится интереснее это. Смотреть фото неравномерное чередование элементов благодаря чему композиция становится интереснее это. Смотреть картинку неравномерное чередование элементов благодаря чему композиция становится интереснее это. Картинка про неравномерное чередование элементов благодаря чему композиция становится интереснее это. Фото неравномерное чередование элементов благодаря чему композиция становится интереснее это
А вот динамичные композиции как раз связаны с движением, с действием. На картине что-то происходит.неравномерное чередование элементов благодаря чему композиция становится интереснее это. Смотреть фото неравномерное чередование элементов благодаря чему композиция становится интереснее это. Смотреть картинку неравномерное чередование элементов благодаря чему композиция становится интереснее это. Картинка про неравномерное чередование элементов благодаря чему композиция становится интереснее это. Фото неравномерное чередование элементов благодаря чему композиция становится интереснее это
Подчеркивается это наклонными линиями, отсутствием симметрии, ритмом. Сильная перспектива также создает динамику. Например, графика Пиранези.неравномерное чередование элементов благодаря чему композиция становится интереснее это. Смотреть фото неравномерное чередование элементов благодаря чему композиция становится интереснее это. Смотреть картинку неравномерное чередование элементов благодаря чему композиция становится интереснее это. Картинка про неравномерное чередование элементов благодаря чему композиция становится интереснее это. Фото неравномерное чередование элементов благодаря чему композиция становится интереснее это
На одной картинке архитектура изображена без особой перспективы – все спокойно. На другой есть перспектива, колонны создают ритм – появляется динамика, то есть движение по этой галерее. Вы четко двигаетесь взглядом по диагонали.
Вот еще пример две картины одного автора, Веласкеса. Сюжеты схожи: всадники на лошади.неравномерное чередование элементов благодаря чему композиция становится интереснее это. Смотреть фото неравномерное чередование элементов благодаря чему композиция становится интереснее это. Смотреть картинку неравномерное чередование элементов благодаря чему композиция становится интереснее это. Картинка про неравномерное чередование элементов благодаря чему композиция становится интереснее это. Фото неравномерное чередование элементов благодаря чему композиция становится интереснее это
Одна статичная, другая динамичная. Почему? Слева мы видим в основном горизонтали, хоть лошадь как бы и двигается, но движения мы не чувствуем, будто она привстала и застыла, чтобы попозировать. Все наклонные линии очень вялые, не на много отклоняются от горизонтали или вертикали. Справа мы видим как бы пучок диагоналей, расходящихся от угла. Лошадь движется в нашу сторону и по диагонали, вот и ощущение другое, мы чувствуем движение.неравномерное чередование элементов благодаря чему композиция становится интереснее это. Смотреть фото неравномерное чередование элементов благодаря чему композиция становится интереснее это. Смотреть картинку неравномерное чередование элементов благодаря чему композиция становится интереснее это. Картинка про неравномерное чередование элементов благодаря чему композиция становится интереснее это. Фото неравномерное чередование элементов благодаря чему композиция становится интереснее это

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *