никишин история 5 класс учебник читать
История древнего мира. Восток, Греция, Рим
А. А. Немировский, В. О. Никишин, И. А. Ладынин, С. В. Новиков История древнего мира. Восток, Греция, Рим
ВОСТОК
к.и.н., доцент исторического факультета
МГУ им. М. В. Ломоносова
к.и.н., с.н.с. Института всеобщей истории РАН
ГРЕЦИЯ
к.и.н., доцент исторического факультета
МГУ им. М. В. Ломоносова
к.и.н., м.н.с. исторического факультета
МГУ им. М. В. Ломоносова
© ООО «Филологическое общество „СЛОВО“», 2010
© ООО «Филологическое общество «СЛОВО»», оформление, 2010
Восток
Глава I Понятие о Древнем Востоке. Общие сведения
Понятие о Древнем Востоке
В истории человечества первобытность сменяется стадией цивилизации, главными приметами которой считаются: 1) города, то есть укрепленные поселения, служащие центром власти и культа для целой округи с несколькими более мелкими поселениями; 2) монументальное строительство храмовых и дворцовых сооружений, ведущееся в городе; 3) письменность. Стадия цивилизации, как правило, соответствует появлению в обществе классов и государственности.
Эпоха древних цивилизаций, вырастающих из первобытности и сменяющих ее, составляет предмет изучения особой дисциплины – истории Древнего мира, в свою очередь, подразделяющейся на историю стран Древнего Востока и историю античных обществ. Это разделение отражает существенные различия в путях развития и социокультурном облике между древневосточными и античными обществами. Древневосточные общества развивали культурно-политическую сферу одновременно с формированием классовой, иерархической социальной структуры и выделением центра мощной власти над членами общества. Античные же общества сформировали развитую культуру «с опережением», в условиях господства общинных структур, превратившись тем самым в т. н. «гражданские общества». И несмотря на конечный переход античного общества к той же общемировой модели, которую с самого начала представляли общества древневосточные, наследие этого первого этапа существования античной цивилизации никогда не забывалось и сыграло огромную роль не только в древней, но и во всей мировой истории.
История цивилизаций Древнего Востока начинается с IV тыс. до н. э., когда развитие и усложнение общества и закономерная инерция однажды начавшихся в нем процессов приводит к превращению властной верхушки в господствующий класс, живущий за счет эксплуатации, и одновременно к небывалому сосредоточению власти в его руках. Завершается история древности для Ближнего Востока условно – походами Александра Македонского (IV в. до н. э.), в то время как для Южной и Восточной Азии она доводится обычно до второй четверти – середины I тыс. н. э.
Географически понятие «Древний Восток» охватывает огромные территории, протянувшиеся от Северо-Западной Африки до Тихого океана и от Великой степи до Индийского океана и Сахары. В основном это зона субтропического климата с очень жарким, сухим летом и мягкой зимой. Особую роль в исторических судьбах народов Древнего Востока играли великие реки: Нил, Евфрат, Тигр, Инд, Ганг, Хуанхэ, Янцзы. В бассейнах этих рек благодаря плодородию почв можно было эффективно развивать хозяйство при налаживании системы искусственного орошения и отвода воды (ирригации и мелиорации). Экономическое развитие, создавая возможности накапливать и изымать продукты потребления, поощряло социальную дифференциацию, а необходимость централизованного коллективного труда для проведения ирригационных работ стимулировала сосредоточение власти на верхах общества.
Вклад древневосточных народов в мировую культуру, сложный характер исторического процесса показывают условность традиционного противопоставления Запада Востоку. Еще древнегреческие философы (особенно ярко это проявилось у Аристотеля) отличали мир греков, рожденных для свободы и господства над предназначенными природой к рабству варварами, включая сюда и древневосточные народы. В дальнейшем противопоставление деспотического Востока миру свободных граждан повторялось даже тогда, когда исторический путь античности и Востока оказался унифицирован и Поздняя Римская империя давала не больше реальных поводов для разговора о свободе, чем сасанидский Иран. Оппозиция Восток – Запад задавалась и тысячелетним политическим соперничеством греческих полисов, а затем и Рима, с великими иранскими державами – Ахеменидской, Парфянской и Сасанидской. Лишь археологические открытия XIX в., расшифровка письменных памятников Древнего Востока, активное изучение его истории и культуры разрушили былое представление об отсталом, диком и неспособном к развитию Востоке, оттеняющем своим варварством передовой и культурный Запад.
Классовая структура древневосточных обществ. Формы эксплуатации
Первобытный социум, малочисленный и не сталкивавшийся со сложными задачами, был однороден. Его развитие и усложнение приводит к функциональному выделению властной верхушки, доступ в которую находят прежде всего отличившиеся или влиятельные (благодаря своему имущественному положению) члены общества. В свою очередь, властная верхушка начинает использовать свои возрастающие с усложнением жизни социума полномочия сначала для их наращивания, а потом и для отчуждения рабочего времени и продуктов труда других членов общества. Такое отчуждение называется эксплуатацией. Когда отношения эксплуатации пронизывают значительную часть общества и какая-то группа его членов (в данном случае это прежде всего властная верхушка) начинает существовать за счет эксплуатации, последняя становится классообразующим фактором, а само общество – классовым.
Классы – это группы людей внутри общества, различающиеся по своему месту в системе эксплуатации, в организации социального (прежде всего материального) воспроизводства: господствующий класс организует его, а класс непосредственных производителей осуществляет. Классовый статус человека различается по тому способу, которым он добывает себе основные материальные средства к жизни. Аппарат власти классового общества называется государством; о его существовании можно говорить с тех пор, как властная верхушка освобождается от контроля общинного самоуправления и становится наследственной (хотя бы в лице своего главы).
Непосредственные производители материальных ценностей – те, кто «кормят» сами себя и весь социум, – сами делятся на классы, различающиеся по двум параметрам:
а) по наличию у непосредственного производителя средств производства в собственности или пользовании и права на часть произведенного им продукта (если отсутствует и то и другое, производитель работает в чужом хозяйстве за натуральный или денежный паек);
б) по свободе/несвободе работника покинуть свое производство.
Соответственно выделяются четыре основных класса эксплуатируемых непосредственных производителей.
1. Производители, пользующиеся долей в средствах и продуктах осуществляемого ими производства и при этом имеющие свободу бросить его; они отдают эксплуататору часть продукта, оставляют себе часть и могут относительно свободно отказаться от своего труда. Таковы, например, свободные арендаторы, упоминаемые в Законах Хаммурапи.
2. Производители, пользующиеся долей в средствах и продуктах своего производства, но в той или иной степени прикрепленные к нему (в науке квалифицируются как крепостные, илоты, феодально зависимые); кроме несвободы оставить свой труд, во всем подобны предыдущей категории. Таковы «плательщики дохода» в Законах Хаммурапи.
3. Производители, не имеющие доли ни в средствах, ни в продуктах производства, но свободные его покинуть (наемные работники). Они отдают все произведенное владельцу средств производства, используемых ими, получают от него взамен паек по соглашению и свободны бросить свой труд.
4. Производители, не имеющие доли ни в средствах, ни в продуктах производства и прикрепленные к нему (подневольники, в науке обычно называются рабами или подневольными рабского типа). Отдают весь произведенный продукт, получают паек по установлению хозяина или государства; трудятся по принуждению и не вольны бросать свой труд. Таковы были, например, строители пирамид в Египте (подневольники нерабского сословного статуса); старовавилонские рабы, занимавшиеся производительной трудовой деятельностью (подневольники рабского сословного статуса).
Хотя арендные и наемные формы труда в древности существовали, ни арендаторов, ни наемных работников как класса, за редкими исключениями, она не знает. Иными словами, таких людей либо было очень мало, либо наемный и арендный труд играл в их жизни второстепенную роль, а по главному для них способу жизнеобеспечения они относились к другим классам. Основными типами эксплуатации на Древнем Востоке были эксплуатация илотов и эксплуатация подневольных рабского типа. При этом первая, оставлявшая за эксплуатируемыми значительную личную и хозяйственную самостоятельность, была тем самым доступна только для весьма могущественного господствующего класса и осуществлялась прежде всего государством или при наличии сильного государства. Вторая же, рабовладельческая, доминировала на ранних стадиях развития классового общества и широко применялась частными лицами во все времена. Соответственно преобладанию одного из этих типов эксплуатации общество может быть отнесено к рабовладельческой или феодальной формации. В том случае, если в отношения эксплуатации вообще втянута не особенно большая часть населения, говорят о раннеклассовом обществе.
Никишин история 5 класс учебник читать
5 класс. Всеобщая история. История Древнего мира. Никишин
Солныш | Дата: Воскресенье, 05.07.2020, 10:51 | Сообщение # 1 |
5 класс. Всеобщая история. История Древнего мира Никишин В.О., Стрелков А.В., Томашевич О.В., Михайловский Ф.А. ООО «Русское слово-учебник» Оригинальное фото обложки книги в печатном формате Автор: Никишин Владимир Олегович, Томашевич Ольга Владимировна, Стрелков Андрей Валентинович Преподаватели урока с помощью сборника смогут легко и быстро проверять ответы на домашние работы у своих учеников, а так же подготовиться к уроку. Родители учеников могут так же проверять своих детей, на сколько правильно они сделали домашнюю работу. Все контрольные задания и тесты с ответами можно бесплатно скачать, распечатать, читать онлайн и ксерокопировать. Сборник контрольных заданий в значительной мере обеспечивает процесс контроля на регулярной и объективной основе. Здесь же помещены ключи к контрольным работам и тексты заданий по аудированию. В новом учебнике вы можете узнать: Учебник знакомит обучающихся с важнейшими событиями истории Древнего мира. Основной текст, документы и иллюстрации учебника благодаря системе разнообразных вопросов и заданий помогают школьникам активно и творчески изучать историю человечества, развивать познавательные и коммуникативные умения, применять новые знания в учебной и социальной деятельности. Наличие: Есть в наличии на складе Заказать данный учебник за наличный или безналичный расчет с доставкой можно в Интернет-магазине или просто нажать кнопку КУПИТЬ Цена книги уточняется (Вам позвонит менеджер и сообщит стоимость книги после заказа) ГДЗ по Истории за 5 класс Никишин В.О., Стрелков А.В. ФГОС 2019Авторы: Никишин В.О., Стрелков А.В., Томашевич О.В., Михайловский Ф.А.. Издательство: Русское слово Инновационная школа 2019 Для большинства учеников история становится самым интересным предметом всей школьной жизни, ведь она рассказывает об увлекательных событиях, фильмы и книги о которых с интересом смотрят дети, подростки и взрослые. В пятом классе ребята только знакомятся с этой наукой, изучая события отдалённого прошлого, происходившие в Древнем Мире. Персональный репетитор «ГДЗ по истории 5 класс Никишин, Стрелков, Томашевич, Михайловский (Русское слово)» не просто поможет надёжно подготовиться к урокам, но и подробно расскажет занимательную информацию, изложенную очень чётким точным и понятным языком. Издание занимает свыше 300 страниц. Пятикласснику авторы предлагают рассказы о зарождении и развитии древних культур цивилизаций, государств: Многие из вопросов достаточно сложны, и решебник поможет разобраться во всех нюансах мирной и военной жизни прежних цивилизаций. Чем помогает решебник по истории для 5 класса от НикишоваПособие позволяет сориентироваться не только в хронологии изучаемых событий, но и понять все составляющие обычной повседневной жизни Древнего мира: Многие разделы решебника школьник изучит, не только готовясь к урокам, но и с искренним интересом – так, как читают научно-популярную литературу. Разобраться в давних временах поможет решебникВ старших классах школьники будут изучать события, более близкие нам по времени. Но понять их можно только лишь в том случае, если получены надёжные знания о том, как именно зарождались древние цивилизации, какие существовали государства и почему они исчезали. Темы чрезвычайно интересные, но ребятам необходимо экономить время – ведь сейчас они начали работать ещё с целым рядом новых для них предметов, поэтому к занятиям приходится готовиться с максимальной скоростью. Но с помощью личного виртуального консультанта «ГДЗ по истории за 5 класс Никишин В. О., Стрелков А. В., Томашевич О. В., Михайловский Ф. А. (Русское слово)» любая работа становится легче. ГДЗ по истории за 5 класс Никишин, Стрелков ФГОСРекомендуем посмотреть «ГДЗ по Всеобщей истории за 5 класс к учебнику Никишина» поможет ученикам пятого класса детально разобраться в такой сложной дисциплине. В средней школе школярам предстоит погрузиться в действия древних государств. Они познакомятся со всеми важными личностями данного столетия и детально рассмотрят все значимые для истории события, которые произошли в этот период времени. В процессе обучения данного предмета школьники могут столкнуться с разного рода трудностями: К сожалению, все эти проблемы встречаются у детей достаточно часто, ведь трудно самостоятельно и без помощи сторонних ресурсов справиться с полной нагрузкой и освоить предмет. Именно поэтому многие специалисты советуют использовать грамотно-составленное учебно-методическое пособие «ГДЗ по Всеобщей истории за 5 класс к учебнику Никишина В. О., Стрелкова А. В., Томашевич О. В., Михайловского Ф. А. (Русское слово)». Польза решебника по Всеобщей истории за 5 класс к учебнику Никишина в обученииПособие ГДЗ станет надежным другом школьнику в обучении: где бы он не был, он сможет обратиться к своему карманному помощнику для того, чтобы сверить свои ответы с правильными. Другие преимущества решебника: Мамам и папам не нужно больше тратить своё свободное от работы время на помощь ребёнку. Он без труда сможет самостоятельно выполнить даже самые сложные задания, если у него будет под рукой решебник. Однако нужно научить ребёнка правильно с ним работать. Ниже мы предоставили примерный комплекс действий работы с ГДЗ, для достижения максимального эффекта: Придерживаясь такой схемы работы, школьник без проблем сможет проявить себя на уроке, как очень старательного ученика, тем самым, добиться хорошей успеваемости и освоить нужные ему предметы. СтраницыСборник готовых вариантов ответов под редакцией Никишина В. О., Стрелкова А. В., Томашевич О. В., Михайловского Ф. А. обеспечит школьникам комфортное изучение данной дисциплины. Решебник поможет ученикам пятого класса, изучающим историю, преодолеть такие трудности, как: Нельзя не отметить, что данный учебник был составлен строго в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом, а это значит, что все номера в главном издании абсолютно совпадают с верными ответами в решебнике. Другие плюсы данного пособия ГДЗ: Также, решебник станет надежным помощником для родителей. Мамы и папы смогут без труда проверить выполненное домашнее задание ребенка, сверив его ответы с правильными вариантами из учебно-методического пособия ГДЗ. Характеристика ГДЗ по Всеобщей истории за 5 класс к учебнику НикишинаПятиклассникам в этом году предстоит освоить всеобщую историю, погрузиться в круговорот событий древнего мира, а также рассмотреть процесс развития древнейших государств. Мы выделили несколько тем, с которыми обычно у школьников возникают трудности, поэтому на них стоит обратить пристальное внимание в обучении: В процессе изучения данных разделов у многих учеников могут возникнуть некоторые проблемы, поэтому, чтобы избежать этого и достигнуть максимальных результатов на уроках, рекомендуется использовать грамотно составленный решебник. Почему ГДЗ по Всеобщей истории за 5 класс к учебнику Никишина В. О., Стрелкова А. В., Томашевич О. В., Михайловского Ф. А. (Русское слово) имеет первостепенную важностьИстория общепринято признана одним из самых значимых предметов, включенных в школьную программу. Любой человек должен знать всеобщую мировую историю, а как минимум: За весь курс школьной программы вполне возможно освоить историю без помощи сторонних ресурсов, но, чтобы облегчить этот процесс, рекомендуем вам к использованию сборник готовых ответов, выпущенных издательским центром «Русское слово». Владимир Никишин: История древнего мира. Восток, Греция, РимЗдесь есть возможность читать онлайн «Владимир Никишин: История древнего мира. Восток, Греция, Рим» весь текст электронной книги совершенно бесплатно (целиком полную версию). В некоторых случаях присутствует краткое содержание. Город: Москва, год выпуска: 2010, ISBN: 978-5-17-067222-6, 978-5-6123-0732-5, издательство: Array Литагент «АСТ», категория: История / на русском языке. Описание произведения, (предисловие) а так же отзывы посетителей доступны на портале. Библиотека «Либ Кат» — LibCat.ru создана для любителей полистать хорошую книжку и предлагает широкий выбор жанров: Выбрав категорию по душе Вы сможете найти действительно стоящие книги и насладиться погружением в мир воображения, прочувствовать переживания героев или узнать для себя что-то новое, совершить внутреннее открытие. Подробная информация для ознакомления по текущему запросу представлена ниже: История древнего мира. Восток, Греция, Рим: краткое содержание, описание и аннотацияПредлагаем к чтению аннотацию, описание, краткое содержание или предисловие (зависит от того, что написал сам автор книги «История древнего мира. Восток, Греция, Рим»). Если вы не нашли необходимую информацию о книге — напишите в комментариях, мы постараемся отыскать её. Владимир Никишин: другие книги автораКто написал История древнего мира. Восток, Греция, Рим? Узнайте фамилию, как зовут автора книги и список всех его произведений по сериям. Возможность размещать книги на на нашем сайте есть у любого зарегистрированного пользователя. Если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия, пожалуйста, направьте Вашу жалобу на info@libcat.ru или заполните форму обратной связи. В течение 24 часов мы закроем доступ к нелегально размещенному контенту. История древнего мира. Восток, Греция, Рим — читать онлайн бесплатно полную книгу (весь текст) целикомНиже представлен текст книги, разбитый по страницам. Система сохранения места последней прочитанной страницы, позволяет с удобством читать онлайн бесплатно книгу «История древнего мира. Восток, Греция, Рим», без необходимости каждый раз заново искать на чём Вы остановились. Поставьте закладку, и сможете в любой момент перейти на страницу, на которой закончили чтение. А. А. Немировский, В. О. Никишин, И. А. Ладынин, С. В. Новиков История древнего мира. Восток, Греция, Рим ВОСТОК к.и.н., доцент исторического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова к.и.н., с.н.с. Института всеобщей истории РАН ГРЕЦИЯ к.и.н., доцент исторического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова к.и.н., м.н.с. исторического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова © ООО «Филологическое общество „СЛОВО“», 2010 © ООО «Филологическое общество «СЛОВО»», оформление, 2010 Понятие о Древнем Востоке. Общие сведения Понятие о Древнем Востоке В истории человечества первобытность сменяется стадией цивилизации, главными приметами которой считаются: 1) города, то есть укрепленные поселения, служащие центром власти и культа для целой округи с несколькими более мелкими поселениями; 2) монументальное строительство храмовых и дворцовых сооружений, ведущееся в городе; 3) письменность. Стадия цивилизации, как правило, соответствует появлению в обществе классов и государственности. Эпоха древних цивилизаций, вырастающих из первобытности и сменяющих ее, составляет предмет изучения особой дисциплины – истории Древнего мира, в свою очередь, подразделяющейся на историю стран Древнего Востока и историю античных обществ. Это разделение отражает существенные различия в путях развития и социокультурном облике между древневосточными и античными обществами. Древневосточные общества развивали культурно-политическую сферу одновременно с формированием классовой, иерархической социальной структуры и выделением центра мощной власти над членами общества. Античные же общества сформировали развитую культуру «с опережением», в условиях господства общинных структур, превратившись тем самым в т. н. «гражданские общества». И несмотря на конечный переход античного общества к той же общемировой модели, которую с самого начала представляли общества древневосточные, наследие этого первого этапа существования античной цивилизации никогда не забывалось и сыграло огромную роль не только в древней, но и во всей мировой истории. История цивилизаций Древнего Востока начинается с IV тыс. до н. э., когда развитие и усложнение общества и закономерная инерция однажды начавшихся в нем процессов приводит к превращению властной верхушки в господствующий класс, живущий за счет эксплуатации, и одновременно к небывалому сосредоточению власти в его руках. Завершается история древности для Ближнего Востока условно – походами Александра Македонского (IV в. до н. э.), в то время как для Южной и Восточной Азии она доводится обычно до второй четверти – середины I тыс. н. э. Географически понятие «Древний Восток» охватывает огромные территории, протянувшиеся от Северо-Западной Африки до Тихого океана и от Великой степи до Индийского океана и Сахары. В основном это зона субтропического климата с очень жарким, сухим летом и мягкой зимой. Особую роль в исторических судьбах народов Древнего Востока играли великие реки: Нил, Евфрат, Тигр, Инд, Ганг, Хуанхэ, Янцзы. В бассейнах этих рек благодаря плодородию почв можно было эффективно развивать хозяйство при налаживании системы искусственного орошения и отвода воды (ирригации и мелиорации). Экономическое развитие, создавая возможности накапливать и изымать продукты потребления, поощряло социальную дифференциацию, а необходимость централизованного коллективного труда для проведения ирригационных работ стимулировала сосредоточение власти на верхах общества. Вклад древневосточных народов в мировую культуру, сложный характер исторического процесса показывают условность традиционного противопоставления Запада Востоку. Еще древнегреческие философы (особенно ярко это проявилось у Аристотеля) отличали мир греков, рожденных для свободы и господства над предназначенными природой к рабству варварами, включая сюда и древневосточные народы. В дальнейшем противопоставление деспотического Востока миру свободных граждан повторялось даже тогда, когда исторический путь античности и Востока оказался унифицирован и Поздняя Римская империя давала не больше реальных поводов для разговора о свободе, чем сасанидский Иран. Оппозиция Восток – Запад задавалась и тысячелетним политическим соперничеством греческих полисов, а затем и Рима, с великими иранскими державами – Ахеменидской, Парфянской и Сасанидской. Лишь археологические открытия XIX в., расшифровка письменных памятников Древнего Востока, активное изучение его истории и культуры разрушили былое представление об отсталом, диком и неспособном к развитию Востоке, оттеняющем своим варварством передовой и культурный Запад.
|