никитский храм софьино история
Церковь Великомученика Никиты села Софьино
Село Софьино с церковью Великомученика Никиты в Лужецком стане Московского уезда известно по письменным источникам со второй половины XVI столетия, однако, без сомнения, оно возникло еще раньше. Свое название получило, по-видимому, в честь Софьи Витовтовны – великой княгини Московской, жены князя Василия Дмитриевича. В конце XVI в. село Софьино находилось в дворцовом ведомстве, то есть в собственности царя и царского двора.
Здание храма на горе у погоста на протяжении веков неоднократно возобновлялось заново. В 1680 г. по осмотру оказалось: «в селе Софьине церковь деревянная, строение старое, ветха, а по сказке тоя церкви попа Дмитрея Тимофеева: та де церковь Пехрянской десятины изстари строение мирское» – т. е. была построена на средства крестьян села, а не средствами царской казны.
На рубеже XVII-XVIII веков Софьино на некоторое время попало во владение сибирского губернатора князя М.П. Гагарина. В 1713 г. он подал в Святейший Синод прошение о постройке в Софьино новой каменной церкви с двумя приделами – Великомученика Никиты и Апостола Иоанна Богослова. Однако, по ряду причин, церковь выстроена не была. А в 1721 г. М.П. Гагарин за казнокрадство был казнен, и его имение было отписано в казну, в результате Софьино вновь вернулось в дворцовое ведомство.
В 1745 г. вновь возник проект постройки нового каменного храма, но и он не был реализован, пока в 1765 г. причт храма Софьино не получил разрешение от самой императрицы Екатерины II построить новый кирпичный храм рядом со старым обветшавшим зданием. В 1770 г. силами крестьян села строительство было закончено, и 4 июля храм был освящен на прежнем антиминсе. Здание храма представляло собой бесстолпный, перекрытый сомкнутым сводом двусветный четверик завершенный мощным пятиглавием. С запада к нему примыкала одноэтажная трапезная. Вероятно тогда же была выстроена и двухъярусная колокольня храма, позже неоднократно перестраиваемая.
В конце XVIII в. Софьино перешло к вице-адмиралу С.И. Плещееву и во владении его рода оставалось вплоть до отмены крепостного права в 1861 г.
В 1895 г. архитектор Дмитрий Виноградов подготовил проект надстройки колокольни четвертым ярусом, но он не был реализован. Немного позже в честь императора Александра III в соседнем селе Становое силами причта Софьинского храма была устроена каменная часовня, простоявшая там до 1945-1946 гг.
В начале XX в. настоятель Софьинского храма Александр Никулинский являлся благочинным церквей Бронницкого уезда. И в 1906 г. храм был расширен за счет пристройки теплого южного придела во имя Пророка Илии.
Но с приходом Советской власти прихожан в Софьино становилось все меньше. А в 1939 г. церковь закрыли окончательно, распустив причт и разграбив всю утварь. Лишь часть икон были спасены верующими. В помещениях церковных служб разместилась школа и детский сад, также здание храма использовалось в разное время как спортзал и школьные мастерские. В колокольне устроили колхозный склад удобрений. Внутренняя роспись храма была потеряна. С постройкой новой школы в 1977 г. здание освободилось, но пустовало и саморазрушалось, зарастая травой и деревьями.
Лишь в конце 1991 г. в Софьине возникла церковная община. На Святую Пасху 1992 г. состоялась первая Литургия, и с тех пор в храме постоянно совершаются богослужения. Начались ремонтно-восстановительные работы. Первые богослужения проходили в почти экстремальных условиях. Из храма были убраны груды битого кирпича и камней. Не было не только отопления, но и окон и дверей. Через дыры в крыше лилась вода и дул ветер. Над головами богомольцев летали голуби с соседнего кладбища. Землю, более чем на метр пропитанную удобрениями, приходилось срезать и вывозить.
В настоящее время храм силами прихожан почти отреставрирован. В главном приделе восстановлен расписной иконостас, полы выложены белым мрамором, Побелены потолки и стены. У входа пристроена паперть с изображением Всемилостивого Спасителя. Вернулась чтимая икона Спаса-Вседержителя. Написана большая храмовая икона святого Никиты-Воина. Подарена Московским предпринимателем икона Божьей Матери Троеручница афонского письма XIX в. Начала работу Воскресная школа. На колокольне устроена временная звонница.
Храмы Московской области
Храмы Московской области
Никитская церковь
История. Впервые с. Софьино упоминается в XV в. как имение Софьи Витовтовны, жены Московского кн. Василия Дмитриевича. В XVII в. село принадлежало царевне Софье Алексеевне. Здесь находился ее дворец, декорированный цветными изразцами. Отдельные фрагменты этих изразцов хранятся в Раменском краеведческом музее. От дворцовой усадьбы сохранился парк и пруды. С конца XVIII в., вплоть до 1861 г., селом владел вице-адмирал С. И. Плещеев.
В 1765-1770 гг. по указу Екатерины II в Софьине, рядом с деревянной церковью строится каменный храм во имя вмч. Никиты. Здание построено в русских традициях XVI-XVII вв., имеет декоративную обработку в стиле барокко, двухэтажный четверик храма увенчан мощным пятиглавием. В 1895 г. была надстроена колокольня, изменена форма крыши. В начале XX в. на средства благотворителей в храме устроен Ильинский придел, пристроена трапезная.
В 1939 г. храм закрыли, в помещении колокольни длительное время находился склад удобрений, в других помещениях в разное время размещались школа, детский сад, спортзал. Храм начал стремительно разрушаться. В настоящее время силами общины при поддержке прихожан он отреставрирован, богослужения совершаются регулярно.
Святыни. В храм возвращена чтимая икона Спаса Вседержителя.
Адрес: 140112, Московская обл., Раменский р-он, с. Софьино.
Проезд: от Москвы с Казанского вокзала до ст. Раменское (45 км), далее автобусом (9 км).
Храм Великомученика Никиты село Софьино
Официальный сайт прихода Храма Великомученика Никиты село Софьино
Святыни
Семейный Животворящий Крест
Основная святыня храма «Семейный Животворящий Крест», перед которым молятся о благополучии в семейной жизни, деторождении и святости семейных отношений.
Новоникитский образ Божийей Матери
День празднования: 15 сентября
Икона установлена справа от входа в Храм, на северной стене и является одной из древнейших икон Божией Матери. Она явилась святому великомученику Никите (+ 372). Мученик Никита, бывший воин и ученик Феофила, епископа готфского, еще до принятия им Крещения, видел однажды во сне Отрока, державшего в руке Своей Крест. Проснувшись, он долго размышлял над смыслом видения. Одна девушка-христианка, по имени Иулиания, по откровению от Бога, сказала юноше, чтобы он обратил свой взор на собственную грудь. К несказанному удивлению он обнаружил у себя на груди образ Пресвятой Богородицы с Предвечным Богомладенцем, стоящим на коленях Своей Матери и держащим в руке Крест. «Это же самое изображение я видел во сне!» — воскликнул святой Никита. Явление иконы произвело на него такое впечатление, что он немедленно принял святое Крещение. Вскоре началось гонение на христиан, и святой Никита в числе других исповедников принял мученический венец.
Храм великомученика Никиты (Софьино)
Никитский храм села Софьино является древней святыней юго-востока Московской области. Построенный еще в Хll веке деревянный храм освящал высокий холм над берегом Москва-реки, где совершали свои молитвы, державшие свой путь торговые гости. В 1770 году стараниями С.В. Плещеева храм был отстроен в камне, в стиле московского зодчества, а в 1905 году г-н Никита Яловицин пожертвовал средства на предел в честь Ильи Пророка. В советское время храм был безпощадно разграблен и разорен, затем был использован как спортзал и производственные мастерские. Местные жители помнят это ужасное время и с сожалением исповедают свое сочувствие случившемуся. С 1991 года возобновлена приходская жизнь усилиями протоиерея Сергея Микотина.
Содержание
История [ править ]
Село Софьино с церковью Великомученика Никиты в Лужецком стане Московского уезда известно по письменным источникам со второй половины XVI столетия, однако, без сомнения, оно возникло еще раньше. Свое название получило, по-видимому, в честь Софьи Витовтовны – великой княгини Московской, жены князя Василия Дмитриевича. В конце XVI в. село Софьино находилось в дворцовом ведомстве, то есть в собственности царя и царского двора.
Здание храма на горе у погоста на протяжении веков неоднократно возобновлялось заново. В 1680 г. по осмотру оказалось: «в селе Софьине церковь деревянная, строение старое, ветха, а по сказке тоя церкви попа Дмитрея Тимофеева: та де церковь Пехрянской десятины изстари строение мирское» – т. е. была построена на средства крестьян села, а не средствами царской казны.
На рубеже XVII-XVIII веков Софьино на некоторое время попало во владение сибирского губернатора князя М.П. Гагарина. В 1713 г. он подал в Святейший Синод прошение о постройке в Софьино новой каменной церкви с двумя приделами – Великомученика Никиты и Апостола Иоанна Богослова. Однако, по ряду причин, церковь выстроена не была. А в 1721 г. М.П. Гагарин за казнокрадство был казнен, и его имение было отписано в казну, в результате Софьино вновь вернулось в дворцовое ведомство.
В 1745 г. вновь возник проект постройки нового каменного храма, но и он не был реализован, пока в 1765 г. причт храма Софьино не получил разрешение от самой императрицы Екатерины II построить новый кирпичный храм рядом со старым обветшавшим зданием. В 1770 г. силами крестьян села строительство было закончено, и 4 июля храм был освящен на прежнем антиминсе. Здание храма представляло собой бесстолпный, перекрытый сомкнутым сводом двусветный четверик завершенный мощным пятиглавием. С запада к нему примыкала одноэтажная трапезная. Вероятно тогда же была выстроена и двухъярусная колокольня храма, позже неоднократно перестраиваемая.
В конце XVIII в. Софьино перешло к вице-адмиралу С.И. Плещееву и во владении его рода оставалось вплоть до отмены крепостного права в 1861 г.
В 1895 г. архитектор Дмитрий Виноградов подготовил проект надстройки колокольни четвертым ярусом, но он не был реализован. Немного позже в честь императора Александра III в соседнем селе Становое силами причта Софьинского храма была устроена каменная часовня, простоявшая там до 1945-1946 гг. В начале XX в. настоятель Софьинского храма Александр Никулинский являлся благочинным церквей Бронницкого уезда. И в 1906 г. храм был расширен за счет пристройки теплого южного придела во имя Пророка Илии.
Но с приходом Советской власти прихожан в Софьино становилось все меньше. А в 1939 г. церковь закрыли окончательно, распустив причт и разграбив всю утварь. Лишь часть икон были спасены верующими. В помещениях церковных служб разместилась школа и детский сад, также здание храма использовалось в разное время как спортзал и школьные мастерские. В колокольне устроили колхозный склад удобрений. Внутренняя роспись храма была потеряна. С постройкой новой школы в 1977 г. здание освободилось, но пустовало и саморазрушалось, зарастая травой и деревьями.
Лишь в конце 1991 г. в Софьине возникла церковная община. На Святую Пасху 1992 г. состоялась первая Литургия, и с тех пор в храме постоянно совершаются богослужения. Начались ремонтно-восстановительные работы. Первые богослужения проходили в почти экстремальных условиях. Из храма были убраны груды битого кирпича и камней. Не было не только отопления, но и окон и дверей. Через дыры в крыше лилась вода и дул ветер. Над головами богомольцев летали голуби с соседнего кладбища. Землю, более чем на метр пропитанную удобрениями, приходилось срезать и вывозить.
В настоящее время храм силами прихожан почти отреставрирован. В главном приделе восстановлен расписной иконостас, полы выложены белым мрамором, Побелены потолки и стены. У входа пристроена паперть с изображением Всемилостивого Спасителя. Вернулась чтимая икона Спаса-Вседержителя. Написана большая храмовая икона святого Никиты-Воина. Подарена Московским предпринимателем икона Божьей Матери Троеручница афонского письма XIX в. Начала работу Воскресная школа. На колокольне устроена временная звонница.
Святыни [ править ]
Основная святыня храма «Семейный Животворящий Крест», перед которым молятся о благополучии в семейной жизни, деторождении и святости семейных отношений.
Икона установлена справа от входа в Храм, на северной стене и является одной из древнейших икон Божией Матери. Она явилась святому великомученику Никите (+ 372). Мученик Никита, бывший воин и ученик Феофила, епископа готфского, еще до принятия им Крещения, видел однажды во сне Отрока, державшего в руке Своей Крест. Проснувшись, он долго размышлял над смыслом видения. Одна девушка-христианка, по имени Иулиания, по откровению от Бога, сказала юноше, чтобы он обратил свой взор на собственную грудь. К несказанному удивлению он обнаружил у себя на груди образ Пресвятой Богородицы с Предвечным Богомладенцем, стоящим на коленях Своей Матери и держащим в руке Крест. «Это же самое изображение я видел во сне!» — воскликнул святой Никита. Явление иконы произвело на него такое впечатление, что он немедленно принял святое Крещение. Вскоре началось гонение на христиан, и святой Никита в числе других исповедников принял мученический венец.
Поклонный крест установлен с Западной стороны Храма и является копией Животворящего Креста Господня, сохраняемого в селе Годеново.
Престольные праздники [ править ]
Как добраться [ править ]
Адрес: 140160, Московская обл., Раменский р-н, с. Софьино
Храм Великомученика Никиты село Софьино
Официальный сайт прихода Храма Великомученика Никиты село Софьино
Страница истории
19 декабря Церковь празднует День памяти одного из самых почитаемых святых — Святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских чудотворца (ок. 345), Николы-угодника.
Покажется забавным, что «Никола зимний» в отличие от «Летнего», когда празднуется перенесение мощей (22 мая н.с.) изображается в головном уборе – митре.
Тропарь святителя Николая
Правило веры и образ кротости,/ воздержания учителя/ яви тя стаду твоему/ Яже вещей Истина./ Сего ради стяжал еси смирением высокая,/ нищетою богатая,/ отче священноначальниче Николае,/ моли Христа Бога,// спастися душам нашим.
Кондак святителя Николая
В Мирех, святе, священнодействитель показался еси,/ Христово бо, преподобне, Евангелие исполнив,/ положил еси душу твою о людех твоих/ и спасл еси неповинныя от смерти./ Сего ради освятился еси,// яко великий таинник Божия благода
Святитель Николай, архиепископ Мир Ликийских, чудотворец, прославился как великий угодник Божий. Он родился в городе Патаре Ликийской области (на южном побережье Малоазийского полуострова), был единственным сыном благочестивых родителей Феофана и Нонны, давших обет посвятить его Богу. Плод долгих молитв ко Господу бездетных родителей, младенец Николай со дня рождения своего явил людям свет будущей своей славы великого чудотворца.
С детских лет Николай преуспевал в изучении Божественного Писания; днем он не выходил из храма, а ночью молился и читал книги, созидая в себе достойное жилище Святого Духа. Дядя его, епископ Патарский Николай, радуясь духовным успехам и высокому благочестию племянника, поставил его во чтеца, а затем возвел Николая в сан священника, сделав его своим помощником и поручив ему говорить поучения пастве. Служа Господу, юноша горел духом, а опытностью в вопросах веры был подобен старцу, чем вызывал удивление и глубокое уважение верующих. Постоянно труждаясь и бодрствуя, пребывая в непрестанной молитве, пресвитер Николай проявлял великое милосердие к пасомым, приходя на помощь страждущим, и раздавал все свое имение нищим. Узнав о горькой нужде и нищете одного ранее богатого жителя его города, святой Николай спас его от большого греха. Имея трех взрослых дочерей, отчаявшийся отец замыслил отдать их на блудодеяние для спасения от голода. Святитель, скорбя о погибающем грешнике, ночью тайно бросил ему в окно три мешочка с золотом и тем спас семью от падения и духовной гибели. Творя милостыню, святитель Николай всегда старался сделать это тайно и скрыть свои благодеяния.
Отправляясь на поклонение святым местам в Иерусалим, епископ Патарский вручил управление паствой святому Николаю, который и исполнял послушание с тщанием и любовью. Когда епископ возвратился, тот, в свою очередь, испросил благословение на путешествие в Святую Землю. По дороге святой предсказал надвигавшуюся бурю, грозящую кораблю потоплением, ибо видел самого диавола, вшедшего на корабль. По просьбе отчаявшихся путников он умирил своей молитвой морские волны. По его молитве был поставлен здравым один корабельщик-матрос, упавший с мачты и разбившийся насмерть.
Достигнув глубокой старости, святитель Николай мирно отошел ко Господу (+ 345–351). Честные его мощи хранились нетленными в местной кафедральной церкви и источали целебное миро, от которого многие получали исцеления. В 1087 году мощи его были перенесены в итальянский город Бар, где почивают и поныне ( 9 мая).
Имя великого угодника Божия, святителя и чудотворца Николая, скорого помощника и молитвенника за всех, притекающих к нему, прославилось во всех концах земли, во многих странах и народах. На Руси множество соборов, монастырей и церквей посвящено его святому имени. Нет, пожалуй, ни одного города без Никольского храма. Во имя святителя Николая чудотворца был крещен святым Патриархом Фотием в 866 году Киевский князь Аскольд, первый русский князь-христианин (+ 882). Над могилой Аскольда святая равноапостольная Ольга (память 11 июля) воздвигла первый в Русской Церкви храм святителя Николая в Киеве. Главные соборы были посвящены святителю Николаю в Изборске, Острове, Можайске, Зарайске. В Новгороде Великом один из главных храмов города – Николо-Дворищенская церковь (XII), ставшая позже собором. Прославленные и чтимые Никольские храмы и монастыри есть в Киеве, Смоленске, Пскове, Торопце, Галиче, Архангельске, Великом Устюге, Тобольске. Москва славилась несколькими десятками храмов, посвященных святителю, три Никольских монастыря находились в Московской епархии: Николо-Греческий (Старый) – в Китай-городе, Николо-Перервинский и Николо-Угрешский. Одна из главных башен Московского Кремля называется Никольской. В богоборческие годы было распоряжение – уничтожить надвратный образ Святителя. Благочестивые работники покрыли икону слоем штукатурки. Каково было изумление присутствующих, когда в 90-е образ был обретен неповрежденным! Чаще всего ставились храмы святителю на торговых площадях русскими купцами, мореходами и землепроходцами, почитавшими чудотворца Николая покровителем всех странствующих на суше и на море. Иногда они получали в народе именование «Николы Мокрого». Множество сельских храмов на Руси посвящено чудотворцу Николаю, свято чтимому крестьянами милостивому предстателю перед Господом о всех людях в их трудах. И святитель Николай не оставляет своим заступничеством Русскую землю. Древний Киев хранит память о чуде спасения святителем утонувшего младенца. Великий чудотворец, услышав скорбные молитвы родителей, потерявших единственного наследника, ночью вынул младенца из воды, оживил его и положил на хорах храма святой Софии перед своим чудотворным образом. Здесь и был найден утром спасенный младенец счастливыми родителями, прославившими со множеством народа святого Николая чудотворца.
Много чудотворных икон святителя Николая явилось в России и пришло из других стран. Это и древний Византийский поясной образ святителя (XII), привезенный в Москву из Новгорода, и огромная икона, написанная в XIII веке новгородским мастером. Два изображения чудотворца особенно распространены в Русской Церкви: святителя Николая Зарайского – в рост, с благословляющей десницей и Евангелием (этот образ был принесен в Рязань в 1225 году византийской царевной Евпраксией, ставшей супругой рязанского князя Феодора и погибшей в 1237 году с мужем и младенцем-сыном при нашествии Батыя), и святителя Николая Можайского – тоже в рост, с мечом в правой руке и городом в левой – в память чудесного спасения, по молитвам святителя, города Можайска от нападения вражия. Невозможно перечислить все благодатные иконы святителя Николая. Каждый русский город, каждый храм благословлен такой иконой по молитвам святителя
По материалам Православие.Ру
Протоиерей Александр (Парусников)
Житие священномученика Александра (Парусникова) 24.11.1891 г. — 16.11.1937 г.
1-я суббота октября (н.с.) Собор новомучеников Бронницких
Александр Николаевич Парусников родился 24 ноября 1891 г. в селе Алешино Дмитровского уезда Московской губернии в семье священника – Николая Васильевича Парусникова. Это была православная семья, и неудивительно, что Александр Парусников избрал именно священническое служение. Перед ним был пример его отца, дяди – священника Иоанна Парусникова и старшего брата Николая, который учился в Вифанской духовной семинарии. Александр закончил Рижское духовное училище и в августе 1907 г. также поступил в Вифанскую семинарию. Успешно окончив ее в 1913 г., 8 мая он был посвящен в стихарь и вскоре рукоположен во диакона и во священника.
Незадолго до этого Александр Николаевич женился. Его супруга – Александра Ивановна (1893 г.р.), урожденная Муравьева, была родом из города Дмитрова, тоже из семьи священника. Ее отец – протоиерей Иоанн Муравьев, состоял инспектором Закона Божиего школ уезда, и был известен своей благотворительностью. Он часто устраивал детские праздники, содержал стол для бедных, и паства его очень любила. Он умер на Рождество после Литургии, хоронить его собрался весь город. Оба брата Александры Ивановны тоже были служителями Церкви, один из них – в сане священника, другой – псаломщика. В Дмитрове Александра Ивановна окончила гимназию. Трудно было найти лучшую спутницу жизни, с детства впитавшую христианские идеалы милосердия и самоотверженного служения.
В 1914 г. отец Александр Парусников был назначен настоятелем Ильинского храма в селе Большое Ивановское Бронницкого уезда. Молодая семья переехала на новое место, где им предстояло жить в ближайшие 10 лет. В те годы матушка – Александра Ивановна – работала учителем в сельской школе. Здесь у них родились первые трое детей: Нина в 1916 г., Вера в 1920 г. и Лидия в 1923 г. Растить детей помогала няня Прасковья. После революции Парусниковы не смогли ей платить жалование, но она, привязавшись к этим добрым людям, сказала лишь: ”И не надо, только не гоните”, и на много лет осталась в семье.
Отец Александр много служил, окормлял многочисленную паству, однако революция 1917 г. резко оборвала мирное течение жизни этого прихода. Войну, голод, произвол властей вполне испытала на себе и семья Парусниковых. Так, в 1918 – 21 гг. отца Александра периодически привлекали к тыловым работам, а в начале 1920-ых гг. его и матушку лишили избирательных прав.
В 1924 г. отец Александр был назначен настоятелем Знаменского (с приделом в честь свв. мчч. Косьмы и Дамиана) храма в селе Кузьминское Михневского района Московской области. Через какое-то время поближе к сыну из села Алешино перебрались и родители отца Александра (отец Николай Парусников до самой смерти служил в храме села Хонятино Глебовской волости Коломенского уезда, и вместе с женою был похоронен около Знаменского храма села Кузьминское).
В Кузьминском у отца Александра и матушки родились еще трое детей – в 1927 г. — Лариса, в 1929 г. – Сергей, в 1933 г. — Николай. Таким образом, всего в семье Парусниковых было шесть детей.
Будучи настоятелем Знаменского храма, отец Александр получил сан протоиерея и стал благочинным Михневского района. Духовный рост отца Александра по-своему отметили и власти: в декабре 1929 г. его по обвинению в проведении контрреволюционной деятельности арестовал Серпуховской окружной отдел ОГПУ, и держал под стражей в течении месяца. 20 января 1930 г. народный суд Михневского района приговорил отца Александра к предупреждению.
В это время в стране развернулось колхозное строительство. Хотя семья Парусниковых и была раскулачена (их лишили земли, лошади и некоторого сельскохозяйственного инвентаря), но на многочисленные вопросы прихожан, идти ли им в колхоз, отец Александр отвечал, что “жить и работать надо при любой власти”, и благословлял вступать в колхоз.
В 1934 году многодетную семью Парусниковых выселили из их дома, который к этому времени уже принадлежал колхозу. Сначала их “уплотнили” на кухню, а в остальной части дома устроили колхозный клуб, а потом и совсем выбросили на улицу. В этот тяжелый момент Парусниковых приютила прихожанка храма Демидова Наталья Николаевна. Они прожили у нее зиму, потом продали корову и на вырученные деньги построили деревянный дом. Большой семье было очень трудно прокормиться без коровы, чтобы прожить купили теленка и вырастили его.
Служение отца Александра в 1930-ые гг. можно без преувеличения назвать пастырским подвигом. Несмотря на непосильные налоги, преследования со стороны властей, отсутствие клира (единственный псаломщик – Протопопов Александр Васильевич — не вынес всех этих трудностей и подался в сапожники), отец Александр Парусников регулярно совершал богослужение. Часто ему приходилось служить одному в пустом храме. В 1930-х гг. храм грабили, украли серебряные сосуды. После этого случая отец Александр стал забирать сосуды домой. Наступление на храм продолжалось, и уже незадолго до закрытия, примерно в 1935-36 гг., с него были сброшены колокола.
Отец Александр как благочинный много ездил по селам района. В те годы большинство храмов были закрыты, и он духовно окормлял эти приходы. Так, в 1930 г. был арестован его близкий друг, протоиерей Павел Смирнов, настоятель храма в селе Ильинское, и отец Александр стал регулярно служить и там. Как позднее отметил в характеристике Парусникова председатель сельсовета Муравьев: «Парусников работает священником селения Кузьминское – Ильинское, обслуживает весь Барыбинский район».
Волна репрессий 1937-38 гг. не могла обойти стороной такого ревностного пастыря, как отец Александр. Однако перед арестом органы безопасности решили склонить его к сотрудничеству. За две недели до ареста отца Александра забрали в НКВД и предложили стать осведомителем. Он решительно отказался, хотя прекрасно осознавал, к каким это приведет последствиям. Когда сотрудники НКВД пришли с ордером на арест, отца Александра дома не оказалось – он поехал прощаться с сестрами, поэтому арестовали его утром на следующий день — 30 октября 1937 г., в праздник свв. мчч. Косьмы и Дамиана. Отца Александра обвиняли в контрреволюционной деятельности (ст.58 п.10 УК) и до расстрела держали в Каширской тюрьме.
На допросах 30, 31 октября и 13 ноября следователи пытались добиться от него признания в контрреволюционной деятельности и антисоветской агитации. Стойко и мужественно держась на допросах и никого не выдав, отец Александр не признал себя виновным ни в одном из пунктов обвинения: “…я говорил только о том, что надо молиться Богу и быть честным тружеником”. Постановлением судебной тройки при управлении НКВД СССР по Московской области от 14 ноября 1937 г. протоиерей Александр Парусников был приговорен к расстрелу. Казнь священномученика состоялась 16 ноября 1937 г. Место его захоронения неизвестно.
Как и во времена первых гонений на Церковь, безбожные власти принуждали священномученика Александра отречься от Христа и предать своих братьев, но он остался тверд в вере и своим подвигом стяжал нетленный венец. Память священномученика Александра совершается в день его мученической кончины 3/16 ноября и в день Собора новомучеников и исповедников Российских (25 января / 7 февраля или в ближайшее воскресение после 25 января).
Семье Парусниковых о судьбе отца Александра тогда не сообщили, а в 1940 году им выдали свидетельство о том, что он умер в заключении от воспаления легких. Александра Ивановна Парусникова 23 января 1956 года обратилась в военную прокуратуру с просьбой пересмотреть дело ее мужа. 25 февраля 1964 года Александр Николаевич Парусников был реабилитирован.
Протоирей Георгий Сергеевич Воздвиженский
1874-1954
«-память их в род и род…»
Старинное село Деулино расположено недалеко от Сергиева Посада и в начале XVII века стало известно по всей России и Европе благодаря тому, что
1 декабря 1618 года московское посольство во главе с боярином В. Б. Шереметьевым заключило перемирие с Польшей, завершившем 14-летний период польской интервенции на Русской земле, в результате Смутное время осталось позади.
Троице-Сергиев монастырь отметил это событие не только торжественными молебнами, но и постройкой в Деулино храма. По повелению царя Михаила Федоровича, с благословения наместника Лавры архимандрита Дионисия и усердием Авраамия Палицина, по данному им обещанию преподобному Сергию строится храм во имя преподобного и богоносного отца нашего великого чудотворца Сергия Радонежского.
По окончании строительства, на годовщину заключения мира храм был освещен 1декабря 1619 года. Он был выстроен из соснового лес имел шатровое завершение, с трапезной и колокольней.
К сожалению, храм простоявший 250 лет сгорел.
В 1853 году новая каменная теплая церковь была построена во имя Всемилостивого Спаса Нерукотворного Его Образа, без колокольни с одним престолом.
И первым настоятелем этой церкви был назначен священник Михаил Воздвиженский. У отца Михаила было два сына: Иоанн и Сергий, который родился в 1844 году. Оба сына окончили семинарию. Отец Михаил прослужил в этой церкви до 8 мая 1883 года (овдовел).
В 1883 году о. Михаил овдовел и передал церковь своему сыну Сергию. В возрасте 48-ми лет о. Сергий овдовел и был переведен в Покровский храм при Московской духовной Академии.
Иоанн Михайлович Воздвиженский (старший брат Сергия Михайловича) служил псаломщиком Никольской церкви у Москворецкого моста и был рукоположен в диакона 23 декабря 1884 года.
Затем он служил пресвитером Московского Большого Успенского собора и 19 сентября 1917 года о. Иоанн был награжден палицею.
Сын Сергея Михайловича Воздвиженского, Георгий родился 4 июня 1874 года, воспитывался в вере и благочестии, и усвоив семейную традицию священства, в 1890-м году поступил в семинарию.
В 1897 году женился на выпускнице Московского Филаретовского духовного Епархиального училища девице Лебедевой Варваре Михайловне 1879 года рождения. Варвара поступила в Мариинское духовное женское Епархиальное училище, а закончила в 1897 году Московское Филаретовское женское Епархиальное училище. Варвара Михайловна была дочерью священника Успенской церкви села Вышгород, Верейского уезда.
В апреле 1898-го года Георгий окончил семинарию и был назначен священником Успенской церкви села Вышгорода, Верейского уезда Московской губернии. Георгию Сергеевичу в это время было уже полных 23 года.
Постановление №25 от 1896 года: « Из переводного списка Московского Филаретовского Епархиального училища, составленного 30 апреля 1896 года из пятого класса в шестой класс, с экзаменом по сочинению, переводится Лебедева
Варвара 2-я; окончила шесть классов Лебедева Варвара 1-я. В 1877 году Варвара 2-я окончила шестой класс Московского Филаретовского женского Епархиального училища.
Помимо настоятельства отец Георгий был утвержден 11 сентября 1900 года в должности законоучителя Благовещенского начального духовного училища.
Отец Георгий был назначен настоятелем Смоленской церкви села Кривцы 13 сентября 1908 года «Перемещен на вакансию священника к церкви села Кривцы, Бронницкого уезда, а затем — в Никитский храм села Софьино, где прослужил до 1929 года, вплоть до закрытия храма большевиками.
Отец Георгий был подвергнут гонениям и аресту вместе с другими священниками по сфабрикованному делу «Тридцати трех Бронницкого уезда» — Дело №19 «О церковниках» в 1929 году.
Из дела 33-х было выделено выделено отдельное следствие нескольких священников, по которому проходили:
— Настоятель соборного храма Архангела Михаила в Бронницах протоиерей Успенский Иван Георгиевич;
— Бывший настоятель соборного храма Архангела Михаила в Бронницах протоиерей Кедров Александр Павлович;
— Настоятель церкви Покрова Богородицы в селе Пехра-Покровское Балашихинского уезда священник Воздвиженский Михаил Дмитриевич (1865 года рождения. В церкви Покрова Богородицы служил с 1923 по 1929 го);
— Настоятель Знаменской церкви в селе Зубово (Пречистинки) протоиерей Иоанн Добров;
— Настоятель Никитской церкви в селе Софьино Раменского уезда Георгий Воздвиженский и другие.
В этом же году отец Георгий был осужден за «антисоветскую деятельность» и сослан на Север, в Кандалакшу, где работал бухгалтером.
После освобождения, в 1935 году отец Георгий вернулся к священнослужению и был назначен настоятелем церкви в селе Шоша, после затопления которого (Московское море) переведен настоятелем церкви в поселок Орша (ныне Тверская область). Из Орши он назначается настоятелем храма Пресвятой Богородицы в Городне-на-Волге и благочинным уезда, т. е. под его руководством находилось еще несколько церковных приходов, где пользовался большим уважением у прихожан. У о. Георгия и Варвары Михайловны было 12 человек детей, но в живых остались только шесть — три мальчика и три девочки: Евгений (1899 года рождения); Мария (1900 года рождения); Александра (1902 года рождения); Михаил (1904 года рождения); Николай (1907 года рождения) и Юлия (1909 года рождения).
Старшие (Евгений, Мария и Александра) учились в духовных училищах.
Отец Георгий прожил жизнь многотрудную, полную испытаний и искушений в противостоянии атеизму и безверию, однако в полной мере сохранил священное достоинство, веру и бесконечную любовь к людям. В 1954 году батюшка с миром почил о Господе, погребен в Москве, на Калитниковском кладбище.
«- душа его во благих водворится…»