но рыба в каме была райкин текст
Знаменитый А. Райкин, реплики, фразы. 2
Нормально, Григорий. Отлично, Константин!
На мне блестящий в некоторых местах костюм.
В „Греческом зале“, в „Греческом зале“. мышь белая.
Дурак — человек, который не на своем месте.
Пить, курить и говорить я начал одновременно.
Мамаша, мамаша, одевайте ребеночка!
Правда не бывает легкой и удобной. Но я говорил ту горькую правду, которая меня волнует. И не ради смеха. Мой закон жизни? Не молчать, не угождать сильным мира сего. (Аркадий Райкин) [ПРАВДА, ЗАКОН, Я].
Никто не возьмет на себя смелость критиковать книги профессора математики о дифференциалах, не имея соответствующей математической подготовки. Никто не отважится давать указания хирургу, не понимая ничего в медицине. Но есть одна область, судить о которой вправе каждый. Это — искусство.
Злоба – дама антихудожественная и антиобщественная. Дрожащей рукою писать неприлично и совестно.
Если только перед тобой не заведомая халтура, будь любезен, уважай труд художника.
Зло многолико. Но человеческих пороков в чистом виде не так уж много: трусость, жадность, зависть, себялюбие. Эти пороки, делающие человека рабом, искусство бичевало во все времена. И во все времена бичевать их было искусством, потому что они никогда не проявляются открыто, называя самих себя по имени.
Зритель аплодирует не потому, что ты такой талантливый, а потому, что он такой умный.
Мудрость жизни, помимо всего прочего, заключается в том, что она, жизнь, непременно одергивает нас, когда мы относимся к себе с излишней серьезностью, то есть, когда мы слишком сосредотачиваемся на своих достижениях и, таким образом, теряем чувство реальности. Излишняя серьезность — особенно в отношении к самому себе — та же беспечность. Это, если угодно, две стороны одной медали. Как бы то ни было, полезно прочувствовать — и чем раньше, тем лучше, — что действительность мало зависит от факта твоего существования. Достигнешь ли ты того, к чему стремишься, или не достигнешь, будешь ли ты счастлив или не будешь, мир, в сущности говоря, к твоей судьбе вполне равнодушен, он готов обойтись без тебя. Кто на это обижается, тому ничем нельзя помочь.
Знаете ли вы, что длинная память причиняет своим обладателям куда больше неудобства, нежели короткая? Во всяком случае, длинную память не всегда имеет смысл афишировать, ибо часто находятся желающие ее укоротить.
Мне больно и страшно слышать рассуждения о том, что у наших детей слишком легкая жизнь, мало трудностей и лишений. И что от этого, дескать, страдают их человеческие качества. Это неправда. Трудности, беды, гонения. не они формируют личность. Они лишь обнаруживают, удостоверяют существующие, но скрытые до поры черты характера. Человека формирует счастье. И если он вырос не таким, как нам всем хотелось бы, то, скорее всего, потому, что счастья ему оказалось недостаточно.
Лучшего лекарства, чем правда, никто пока не изобрел.
Нет ничего страшнее, чем знать, что ты никому не нужен, но ты еще есть.
Но рыба в каме была райкин текст
Эти слова Аркадий Исаакович не уставал повторять, несколько перефразируя известную гоголевскую мысль: «Театр — это такая кафедра, с которой много можно сказать миру добра».
В одной из опубликованных в прессе бесед он ссылается на слова Всеволода Эмильевича Мейерхольда: «. один видит пропасть и думает о катастрофе, а другой видит пропасть и думает о мосте, который необходимо построить».
Об отчетливости позиций Райкина, о целенаправленности его сатиры написано много. О своем стремлении возвысить зрителя, «сделать его чище, умнее, социально активнее» постоянно говорит и сам Аркадий Исаакович: «Артист эстрады — фигура политически предельно активная. Он — мыслитель, борец, пропагандист, профессия эстрадного сатирика больше всего родственна журналистике».
В свое время широкую известность приобрела крылатая фраза «Утром в газете, вечером в куплете». Этому принципу следовали многие эстрадные артисты, стремившиеся к синтезу агитации и искусства. Оперативностью отклика на то или иное событие отличались выступления куплетистов, особенно характерно это было для конферансье. Не случайно, выступая на больших собраниях, в заводских клубах, они заранее знакомились с обстановкой, с успехами и неудачами, отраженными во вступительных докладах, и умело обыгрывали это в своих куплетах и конферансах. Удачно поданная злоба дня всегда способствовала успеху номера. Ну а как же Райкин, годами работавший над одним номером? Да и программы в 1960-х годах, после спектакля «Волшебники живут рядом», менялись уже не ежегодно, а значительно реже, с перерывом в три-четыре года.
Понятие публицистики в современном искусстве достаточно широко. Но, так или иначе, публицистический театр, политическая и публицистическая эстрада призваны откликаться на конкретные происходящие в мире события. Каким должен стать этот отклик? При развитии современных средств массовой информации, когда Интернет опережает радио и телевидение, принцип «Утром в газете, вечером в куплете» безнадежно устарел. Публицистический театр, публицистическая эстрада становились действенными только в том случае, если злободневные события и персонажи прошли через душу, сердце художника. Вспомним, как на рубеже 1940—1950-х годов, вынужденный обратиться к политике и публицистике, в то время в основном посвященной борьбе за мир, Аркадий Райкин не просто высмеивал своих антигероев, но с большим или меньшим успехом шел к созданию характеров. В своем публицистическом искусстве он стремился представить запоминающиеся персонажи, найти неожиданные формы. Совместить это сложно. Но он шел к художественному синтезу, считая, что иначе вещь, созданная на эстраде, не найдет своего адресата.
Утверждая, что профессия эстрадного сатирика родственна журналистике, Райкин, в отличие от журналистов, редко прибегал к факту, к документу. Если он и использовал факт, то для того, чтобы, оттолкнувшись от него, преувеличить, показать его алогизм, парадоксальность. И даже во вступительных монологах размышления о жизни, наблюдения, сопоставления далеки от нанизывания фактов, игры ими. Его искусство не терпело прямолинейности, назидательности. Если они и проникали в его монологи, то выглядели чужеродными, излишними и легко поддавались сокращению.
Он жил одной жизнью со всей страной, тяжело переживал ее трудности и потери. Так, в 1967 году, когда из-за неудачного приземления космического аппарата погиб летчик-космонавт Владимир Комаров, спектакль «Светофор» долго не начинался. Наконец на авансцену вышел Аркадий Райкин и, сообщив только что полученную трагическую весть, объявил о переносе спектакля на другой день: «Не могу я вас сегодня смешить, товарищи. Горе у нас с вами». Зрители поняли артиста и беззвучно покинули театр. Кажется, это был единственный театр, отменивший в тот вечер спектакль, к тому же без согласования с вышестоящими инстанциями. За самовольство, как водится, Райкин получил нагоняй.
Искусство Райкина по широте охвата самых острых современных проблем напоминает Театр рабочей молодежи, где начинался его сценический путь. Но оно совсем иное по своей сути. Ситуации, конфликты, наконец, сами персонажи не просто осмыслены и мастерски воспроизведены артистом, но прошли через его сердце, душу. «Объективизированное» искусство молодого веселого ТРАМа приобрело субъективную окраску, веселость подсвечивалась печалью, размышлениями уже немолодого человека о жизни, о быстро бегущем времени. Не раз будет он повторять, что не стоит ссылаться на время (как сказал Александр Кушнер, «времена не выбирают, в них живут и умирают»), всё определяют люди. Невольно вспоминается один из монологов райкинского обывателя: «Времена были страшные. ужасающие. Но рыба в Каме была».
Конечно же Аркадий Райкин менялся. Возраст и болезни делали свое дело. Музыкант Яков Самойлов, после того как пару лет не видел Райкина, пришел в 1977 году во Дворец культуры им. Первой пятилетки на спектакль Театра миниатюр: «Было мастерство большого художника, на сцене выступал мудрый, значительный артист. Но того Райкина уже не было. Не было на сцене того необычайного явления, каким был этот человек, артист прежде, в годы расцвета своего дарования». Что делать! Такова судьба театрального, тем более эстрадного артиста, чье искусство живет только сегодня, сейчас. И всё же зал был по-прежнему переполнен, зрители по-прежнему стоя рукоплескали своему артисту. Можно только пожалеть, что спектакли «Зависит от нас» и «Его величество театр» не были сняты телевидением. Они остались бы для истории примером мудрости и высоты, достигнутых искусством Аркадия Райкина, какими стали последние работы Чаплина — «Огни рампы», «Король в Нью-Йорке».
Леонид Лиходеев, с которым артист много работал в последние десятилетия, определял жанр Райкина как новое качество, проявившееся в старой форме. В данном случае писатель, очевидно, имел в виду форму театра миниатюр, которая утвердилась в России в начале прошлого века. Один из выдающихся театральных деятелей, Александр Рафаилович Кугель, создал в 1908 году в Петербурге театр «Кривое зеркало». Идея пришла с Запада, где на рубеже века в большой моде были литературно-артистические кабаре. Но, организованное по их образцу, «Кривое зеркало» стало самобытным театром, характерным для русской культуры Серебряного века. Усложнение, механизация театра настолько увеличились, что мешали росту, рутинизировали театр, считал создатель «Кривого зеркала». Надо найти новую форму — раздробить театр на первичные элементы, сжать его, в конечном итоге превратив «малое» по объему искусство в «большое». По определению Кугеля, «Кривое зеркало» было театром «скепсиса и отрицания», господствовавшая в его искусстве ирония прикрывала затаенную лирику.
Театр Райкина появился на свет спустя три десятилетия — за исторически короткий срок жизнь изменилась до неузнаваемости. Он не мог стать «театром скепсиса и отрицания». Яростно отрицая зло, Райкин не менее яростно утверждал добро. «Сатира — это добро с кулаками», — не уставал повторять он. Он утверждал эту мысль не только монологами, всё более доверительными по лирической интонации, но и своими сатирическими персонажами, за которыми всегда стояли его личность, его собственное отношение, его боль. Новое качество райкинского сплава лирики с иронией, гневом, бичеванием и сожалением, при широчайшем охвате жизненного материала, превращало его «малое искусство» в уникальное по общественной и художественной значимости «большое искусство».
Непростые отношения, сложившиеся у Райкина с Ленинградским обкомом партии, которым в 1960-х годах руководил уже упоминавшийся В. С. Толстиков, а с 1970-го — Г. В. Романов, постоянно давали о себе знать. «Ну почему, скажите, у меня с ними должны быть хорошие отношения? — говорил Аркадий Райкин. — Ради чего? Лично меня они не любили, на сцене, скорее всего, никогда не видели».
После назначения Романова первым секретарем обкома КПСС отношение к театру не изменилось. Тактика Романова была еще более жесткой. Райкина он вовсе до себя не допускал, давая понять, что никаких переговоров вести с ним не намерен. В Ленинграде ходили слухи, что в случае необходимости он разговаривает с посетителями, используя телевизионный экран. На попытки артиста пробиться к партийному боссу хотя бы по телефону из приемной неизменно отвечали, что его нет на месте. Вскоре разразился скандал. Поводом к нему стала статья в «Ленинградской правде», посвященная вызвавшему множество нареканий спектаклю «Плюс-минус», и особенно замечание рецензента, что «Райкин всегда актуален». Раздражение Романова усугубило и райкинское интервью по ленинградскому телевидению, в котором он похвалил спектакли Большого драматического театра «Три мешка сорной пшеницы» и «История лошади», вызвавшие неудовольствие партийного руководства.
По поручению Романова в редакцию «Ленинградской правды» приехал второй секретарь обкома Захаров. Он метал громы и молнии, требовал, чтобы в газете забыли фамилию Райкина, который нанес ущерб идеологической работе в Ленинграде. Естественно, партийные указания были безропотно приняты редакцией.
Взаимоотношения с многочисленными руководящими инстанциями составляют еще одну сторону жизни Райкина. Чувство внутреннего достоинства, то, что Жванецкий определил словами «он чуть смелее именно тогда, когда все смельчаки озабоченно беседуют, не поднимая глаз», позволяло Райки-ну разговаривать на равных с людьми самого высокого ранга.
И все-таки как ему это удавалось? Такой вопрос Райкину задавали не однажды. Как совместить искусство сатирика, всегда стоящего в оппозиции к обществу, с тем официальным признанием, которое пришло к нему к концу жизни? Как-то в нашей беседе он упомянул, что об этом спрашивали его журналисты в Югославии, Венгрии. Формальный ответ артиста зарубежным журналистам представить нетрудно; труднее угадать, как он отвечал на этот вопрос самому себе.
Его внутренний «маленький цензор» далеко не всегда помогал обойти неприятности. В иных случаях Райкин даже не мог предугадать реакцию вышестоящих инстанций, в частности, на включенные во вступительный монолог спектакля «Плюс-минус» цитаты из работ В. И. Ленина. Когда он был уверен в своей правоте, шел до конца, но противостояние далеко не всегда завершалось его победой, чаще — микроинфарктом и очередной больницей. Когда речь шла о «мелочах», помогал контакт, налаженный с представителем Главлита.
Впрочем, не грех вспомнить, что звание заслуженного артиста республики Райкин получил лишь в 1947 году, в возрасте тридцати шести лет, хотя уже задолго до этого имел всенародную известность. В 1957-м он стал народным артистом РСФСР, в 1968-м, в 57 лет — народным артистом СССР, когда высокое руководство, очевидно, почувствовало, что идет наперекор общенародному признанию. Но звание не ограждало от неприятностей — одной рукой награждали, другой ударяли. Только после второго выдвижения (1980) ему была присуждена Ленинская премия.
Тридцатого октября 1971 года в Ленинграде, во Дворце культуры им. Первой пятилетки, где последние годы любил играть Аркадий Исаакович, было торжественно и шумно отмечено шестидесятилетие народного артиста. Вечер вел артист Театра драмы им. А. С. Пушкина Юрий Толубеев. Юбилею предшествовали длительная борьба за спектакль «Плюс-минус» и связанный с ним очередной приступ сердечной болезни.
Но рыба в каме была райкин текст
Брови у этого другого такие же лохматые, голова лысая, но с игривой прядью для маневренных целей, губы узенькие, всегда таинственно поджатые. Вы смотрите на этого субъекта и точно знаете, что он сейчас вам скажет неприятное. И вы не ошиблись. Вот уже задвигались брови, чуть приоткрылись губы, и вы услышали вначале что-то не очень значительное. Он открывается вам не сразу. А открывается ли он вообще?
Райкин читает фельетон.
Ему, видите ли, не нравится многое в нашей жизни. Он помнит, как было раньше, и «наслышан» о том, что сейчас за границей. Вот, например, погода или смена лета, осени, зимы, весны.
— Когда-то была весна… Весна и все залито… Наводнение… Вот это весна… А сейчас. Вот у них, там… У них дело другое… Времена года… Все продумано! Одно за одним, одно за одним. Вот это да! А у нас? Нет, у нас тоже кое-что есть… Но не то. Не-ет.
Говоря: «вот у них, там», Райкин делает такое движение бровями, словно закидывает их за океан, а слова «нет, у нас тоже кое-что есть» он произносит с такой снисходительной и в общем кислой миной и сопровождает эти слова таким округлым пренебрежительным жестом, что вам невольно слышится интонация человека, который говорит: «У нас недостатки, а вам смешно!» Разумеется, только интонация его. Таких слов он никогда не скажет. В том-то и дело, что говорят они разное, а сущность получается одна. Против этой сущности и борется «театр Райкина». Против тех, кто не критикует, а клевещет, и против тех, кто боится смеха как нарушителя привычного покоя.
В фельетоне «Гостиница Москва» Райкин предстает как юморист. Здесь нет, пожалуй, ни одного сатирического персоналка, а зрители смеются. И действительно: у нас огромные достижения, и люди чувствуют свою силу. Ведь точно так же, от полноты счастья, смеяться будут и при коммунизме. Это смех, как говорил Луначарский, веселый, уже знаменующий отдых. Райкин соединяет в этом фельетоне, как и в некоторых других своих работах подобного же рода, комедийное с лирическим. Лирика органически присуща дарованию актера. Райкин говорит об этом:
«Я всегда стараюсь найти лирику в образе. Лирика очень человечна. Я с удовольствием играю в театре такие миниатюры, как „Жизнь человеческая“, „Разговор холостяка“, „Жанна на шее“, читаю лирические монологи. Хочется выразить в образе душу героя. Когда то же самое хочет сделать писатель, у него все гораздо проще. Он берет перо, лист бумаги, макает перо в чернила и, как говорится, „вся душа наружу“. У актера это много сложнее. Между ним и героем стоит еще автор. Мне трудно было бы сказать, что здесь я больше лиричен, а здесь меньше. Лирику в наших спектаклях нельзя отделить от всего остального. Она присутствует как необходимая краска в общей программе, где есть и комедийные, и сатирические, и лирические эпизоды. Потому что человек нам всего дороже. Лирика и в разговоре со зрителем об очень простых вещах, и в интонации, и в песенках. Мне ближе всего не просто юмор, а юмор, окрашенный чувством».
«Когда-то была весна… Весна и все залито… Наводнение… Вот это весна…»
Такой вот юмор, окрашенный чувством, характерен для всего комедийного творчества Райкина. Быть может, это и есть одна из наиболее примечательных особенностей его актерской индивидуальности: в нем одном гротеск уживается с лирикой, человеческая простота с «кусательной сатирой». Смех приближает к нам его героев в фельетоне «Гостиница Москва» и возвеличивает положительное, но там, где в силу вступает сатира, там актер не знает пощады. Как безжалостно рисует он некоторых своих сатирических персонажей, как резко обнажает свойственные им пороки, как густо кладет краски, чтобы подчеркнуть их моральное уродство! Смех приговаривает и не отдает на поруки, потому что совесть, честь, свойства человеческой души на поруки не отдаются.
Сколько раз представал перед зрителями эстрадных спектаклей образ прожженного бюрократа, равнодушного к людям и делу, которое ему поручено. Не один раз изображал таких бюрократов и Аркадий Райкин. Но вот в спектакле «Времена года» артист снова рисует, казалось бы, знакомого уже героя. Он и тот же, и совсем другой. Он бюрократ, но бюрократ, возведенный в степень, показанный через увеличительное стекло. Ситуация простая и, в сущности, трагикомическая. Известно, что бюрократы не любят быстро принимать решения. Бездушная формула «зайдите завтра» стала уже исчерпывающей характеристикой их мышления. Ситуация, в которой действует герой Райкина в сценке «Когда горит и не горит», обострена до крайности.
Цитаты (265)
Э, более 5000 цитат, афоризмов, пословиц и поговорок.
Эгоист подобен давно сидящему в колодце
25-й афоризм книги «Плоды раздумья. Мысли и афоризмы» (1884 г.) вымышленного государственного служащего Козьмы Пруткова (1803 – 1863).
Эзоп очень мудро заметил: «Муха села на колесо колесницы и сказала — ну и пыль же я подняла»
Слова английского философа и политического деятеля Фрэнсиса Бэкона (1561 – 1626).
Эй гражданина, ты сюда не ходи, туда ходи. А то снег башка попадет совсем мертвый будешь
Цитата из советского художественного фильма «Джентльмены удачи» (1971 г., режиссёр Александр Серый, Мосфильм, авторы сценария Георгий Данелия, Виктория Токарева).
Эй, крестьянин, если ты не знаешь о налоге декрета, почитай, посмотри и обдумай это
Текст, написанный русским поэтом Маяковским Владимиром Владимировичем (1893 – 1930) для агитационного плаката (1921 г.).
Экономика должна быть экономной
Политический лозунг, который провозгласил в 1981 г. на XXVI съезде КПСС в отчётном докладе генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Ильич Брежнев (1906 — 1982).
Экспроприация это всего лишь перекладывание денег из одного кармана в другой
Цитата из романа «Гипсовый трубач, или конец фильма» (2008 г.) писателя Полякова Юрия Михайловича (р. 1954).
Элементарно, Ватсон!
Фраза из телефильма «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона» (1979 г.), снятого режиссером Игорем Масленниковым по мотивам произведений Артура Конан Доиля.
Энтузиазм движет миром, но, к сожалению, так мало энтузиастов говорят правду
Слова британского государственного деятеля Артура Джеймса Бальфура (Arthur James Balfour, 1848 – 1930).
Эпоха была жуткая, просто жутчайшая. Настроение было гнусное и атмосфера была мерзопакостная. Но, тем не менее, рыба в Каме была!
Цитата из фильма «Люди и манекены» (1974, 1975 г.), режиссёры В. Храмов, Аркадий Райкин (1911 – 1987), авторы сценария: Михаил Жванецкий, Лион Измайлов, Аркадий Райкин.
Эта песня хороша — начинай с начала
Поговорка от разных вариантов бесконечного повторения одного и того же.
Это больше, чем преступление: это ошибка
Слова французского политического деятеля Буле де ла Мёрта (1761 – 1840) по поводу казни герцога Энгиенского, совершенной в 1804 году по приказу императора Наполеона I.
Это был, пожалуй, один из тех случаев, когда само событие определяет, является ли совет хорошим или плохим
Слова английской писательницы Джейн Остин (Jane Austen, 1775 – 1817).
Это было давно и неправда
1) о давнем событии, о котором говорящий не желает вспоминать; 2) о малозначащем событии, которое произошло давно.
Это дьявольски хорошо — иметь право назвать людей — наши!
Цитата из «Сказок об Италии» (1913 г.), VII писателя Максима Горького (1868 – 1936).
Это ещё цветочки, а ягодки будут впереди
Пословица о чём-нибудь плохом: это ещё ничего, дальше будет гораздо хуже.
Это один маленький шаг для человека и огромный скачок для человечества
Слова американского астронавта Нила Армстронга (Neil Alden Armstrong, 1930 – 2012), которые он произнес, когда впервые ступил на Луну 20 июля 1969 года.
Это медицинский факт
Цитата из романа «Золотой телёнок» (1931 г.) советских писателей Ильи Ильфа (1897 – 1937) и Евгения Петрова (1903 – 1942), ч. 2 гл. 17. Слова Остапа Бендера, в споре с ксендзами за душу Козлевича.
Это мы не проходили, это нам не задавали
Это не вино, а премудрость, заключенная в бутылках
Цитата из «ПОЧТА ДУХОВ» (1789 – 1790 гг.), русского баснописца Крылова Ивана Андреевича (1769 – 1844), глава «ПИСЬМО XXI От гнома Вестодава к волшебнику Маликульмульку». Один из духов о том, что Прозерпина мешает судье того света Плутону, выполнять свое дело.
Это не служба, а службишка; служба будет впереди
Русская пословица о том, что настоящие трудности и испытания будут еще впереди.
Это просто праздник какой-то!
Слова Карабаса Барабаса (актер Владимир Этуш) из телефильма «Приключения Буратино» (1975 г.).
Это присказка, а сказка будет впереди
Русская пословица, которая применяется когда что-либо только начинается, главное событие будет в будущем.
Это тебе не мелочь по карманам тырить
Цитата из советского художественного фильма «Джентльмены удачи» (1971 г., режиссёр Александр Серый, Мосфильм, авторы сценария Георгий Данелия, Виктория Токарева).
Это только побасенка, а басня будет впереди
Цитата из басни «Плотичка» (1825 г.) баснописца Крылова Ивана Андреевича (1769 – 1844).
Это фиаско, братан
Фраза из популярного видео 2017 года. Молодой человек призывает свою собаку перейти по поваленному дереву на другую сторону небольшой реки, но предупреждает ее, что если собака упадет, это будет фиаско.
Это что за остановка, Бологое иль Поповка?
Цитата из стихотворения «Вот какой рассеянный» (1928 г.) поэта Самуила Яковлевича Маршака (1887 – 1964).
Этот Василий Алибабаевич…, этот нехороший человек…, мне на ногу батарею сбросил, падла!
Слова из советского художественного фильма «Джентльмены удачи» (снят в 1971 году режиссёром Александром Серым (Мосфильм), авторы сценария Георгий Данелия, Виктория Токарева).
Этот мальчик роет себе могилу ножом и вилкой
Этот тип замахнулся на самое святое, что у нас есть. На Конституцию!
Эх, дубинушка, ухнем
Слова из народной песни «Дубинушка» (из припева к песне).
Эх, русской народец! не любит умирать своею смертью!
Цитата из поэмы «Мёртвые души» (1842 г.) русского писателя Гоголя Николая Васильевича (1809 – 1852), т. 1, гл. 7. Чичиков делает такой вывод, рассматривая списки купленных им мертвых душ (умерших крестьян).
guriny
Журнал Александра Гурина
О бересте и не только
Один советский сатирик, не помню кто, выступал с экрана телевизора. Давненько уже. И мне запомнилась у него одна фраза, которую он повторял довольно часто:
-И ведь рыба в Каме была.
Задолбал нас этой своей рыбой. Ну была она в Каме и что?
Хотя, прав он был. Была рыба. И я это сам видел. Плыли мы однажды на теплоходе из Пожвы в Березники. Теплоход идёт четыре часа. За это время человек успевает всё. И поговорить со всеми, и чего-то съесть, и посидеть в шлюпке, и сыграть в карты, и почитать, и вдоволь насмотреться на берега. Разговорились мы с соседкой по сиденью. А сиденья там, в теплоходе длинные, зелёные. И сказала она нам, что едет в Березники то ли из Быстрой, то ли из Городища. И везёт родственникам рыбу.
-А можно посмотреть на рыбу?- спросили мы.
Потом мы по очереди засовывали голову в большой пакет. Кого там только не было. Длинная узкая рыба чехонь, подлещики, окуни, судачки и даже одна стерлядь.Стерлядь меня поразила больше всего. Надо же, двадцать первый век на дворе, а она в Каме ещё осталась.
Мы решили. А вдруг? И взяли с собой удочки, когда поехали в Усолье. И пошли мы рыбачить естественно в самое историческое место. На причал прямо напротив строгановского дворца. Во дворце «именитых людей» сейчас музей. О нём я тоже как-нибудь расскажу.
Посмотреть на Яндекс.Фотках
Закинули удочки. Сидим.
На праздниках в этом месте людно.Толпа, теплоходы и прочие воздушные шарики. Сегодня пустынно. Как и всегда. На острове собственного населения полтора человека. Плюс несколько монахинь. И две-три девушки, которые кормят коней на конюшне. Рыбаков же кроме нас нет никого.
Кажется, что здесь на удочку вообще никто не рыбачит. Ставят сеть, подвязывают к ней пластиковую бутылку. Или в крайнем случае ловят рыбу с лодки. Где-то далеко-далеко, чуть ли не на самом фарватере. А березниковцы ездят рыбачить на мелководные заливы. Туда, где раньше был город Дедюхин.
Мы же сидим, скучаем. Клёва нет. Рыба в Каме конечно была, но сегодня куда-то ушла, вильнув хвостом. А недалеко отсюда в голицинском доме обучают всех желающих фидерной ловле. Три тысячи всё удовольствие. Женя мне рассказывал, что прямо при нём инструктор, который ведёт эти курсы, закинул удочку и вскоре выудил какую-то рыбку длиной сантиметров двадцать. Эх, как жаль, что у нас в Новоуральске ничему такому не обучают. А то бы я тоже записался. Изучить же всю фидерную премудрость самостоятельно и дистанционно через Интернет не получается. Ничего я там не понимаю. Без учителя не могу.
А в двадцатых числах сентября будет у них в Усолье праздник рыболова. И ученики фидерной школы покажут всё, чему они научились.
Посмотреть на Яндекс.Фотках
Весь причал увешан замочками, повешенными в знак чьей-то беззаветной любви и крепкого брака. А в воде под причалом, наверное, валяются ключи от этих замочков.
Посмотреть на Яндекс.Фотках
Хотя сильно тут не соскучишься. Вода, небо, заводы, кораблики. Вот возвращается откуда-то в порт «наш» теплоходик. Именно на нём мы раньше ездили каждое лето. Только он сейчас в Пожву не ходит. Как сделали туда дорогу, так он и не нужен стал.
Кажется, что Кама заметно обмелела. Прямо посреди реки длинная полоса водорослей, на которой пасутся чайки. А содовый завод на том берегу кажется полузаброшенным. На крышах цехов выросли берёзки и целых стёкол осталось немного.
Посмотреть на Яндекс.Фотках
Рыбак на резиновой лодочке с мотором медленно плывёт вниз по течению. Течение тут настолько слабое, что кажется, что он почти не движется. Пытаюсь его снять, но вышло плохо, размыто. А навстречу ему поднимается длинный чёрный грузовой теплоход «30 лет победы». Как, наверное, неуютно рыбаку на своей резиновой посудинке, когда кажется, что огромный железный нос судна наваливается прямо на него. А ещё волны за кормой. Хоть скорость корабля и небольшая, но волны всё равно поднимаются, неприятно раскачивая лодку.
И тут у нас клюнуло. Вытаскиваю подлещичка смешного размера. Вот она. Первая рыбка, которую нам удалось поймать в великой реке Каме. И подозреваю, что она же и последняя.
К счастью наши подозрения не оправдались. И мы выудили еще двух примерно таких же рыбок. Насчёт вкусовых качеств рыбы, выловленной в великой уральской реке нам как-то рассказывала тёща. Однажды ей принесли немного рыбы. Тёща предложила её кошке Анфиске. Анфиска понюхала и отвернулась. Тогда рыбу сварили и положили в похлёбку псу Амуру. Амур съел всё кроме рыбы.
Да уж. Трудно есть рыбу, в которой «вся таблица Менделеева». Химические заводы, стоящие на самом берегу реки, вероятно, несколько влияют на минеральный состав рыбы.
И тут мы заметили кошку с полосатым хвостом. Она сидела прямо на окне строгановского дворца.
Вот кто скажет нам без утайки, можно ли есть камскую рыбу. Кошку взяли на руки, принесли прямо на причал и положили рыбу ей под самый нос.
Посмотреть на Яндекс.Фотках
Кошка, прихватив рыбу зубами, убежала с ней в свой дворец и там съела. Вон она смотрит на нас сквозь узорную решётку. Значит рыба всё-таки съедобна?
Посмотреть на Яндекс.Фотках
Съев одну рыбку, кошка вернулась. Мы дали ей вторую. Но кошка есть её не стала. Видимо у неё норма. А то предельно допустимая концентрация натрия или калия, поступающая в организм кошки вместе с рыбой будет превышена.
Если рыбу не есть, пусть мурлычет.
Посмотреть на Яндекс.Фотках
Постепенно начало темнеть. Поняв, что больше рыбы нам не поймать, решили собираться домой.
Посмотреть на Яндекс.Фотках
Да. Была рыба в Каме, только нам не досталась.