носферату история ужасов смотреть
Носферату, симфония ужаса
Агент по недвижимости Нок получает письменное задание от графа по имени Орлок из Карпатских гор искать для него дом в Висборге. Он поручает своему молодому сотруднику Томасу Хаттеру отправиться в Орлок, чтобы найти для графа подходящий дом. Томас не верит своему счастью, ведь он наконец получил возможность блеснуть своими умениями перед начальством. Его молодая жена Эллен не скрывает нарастающего беспокойства и мрачного предчувствия.
Прибыв на место, Томас узнаёт от местных жителей, что граф скрывает страшную тайну и может быть опасен, но молодого человека это нисколько не пугает. Попав в мрачное поместье графа и познакомившись с его не менее ужасающим владельцем, Томас понимает, что зря игнорировал все предупреждения, но пути назад уже нет. В ту тёмную холодную ночь, которая должна была стать последней для молодого человека, его жизнь чудом спасает прекрасная Эллен, в которую без памяти влюбляется граф Орлок.
Немецкий художественный фильм ужасов Носферату, симфония ужаса 1922 года Фридриха Вильгельма Мурнау является адаптацией романа Брэма Стокера Дракула. Так и не получив прав на официальную экранизацию, Prana Film немного изменили сюжет и имена героев. Лента считается одной из первых в своём жанре и оказала большое влияние на него.
После выхода фильма разгорелась настоящая война, связанная с авторскими правами. Предполагалось, что фильм будет уничтожен после проигранного спора об авторских правах в 1925 году, но он сохранился в бесчисленных сокращённых версиях и теперь доступен в нескольких восстановленных вариантах.
Носферату, симфония ужаса фильм 1922 смотреть онлайн бесплатно в хорошем качестве
Носферату, симфония ужаса
Томас Хуттер был уникальным агентом по недвижимости, потому как ему неоднократно удавалось уговорить людей покупать те дома, в которых он и сам бы жить не стал. Однажды, ему пришлось отправиться в Трансильванию, что находилась не так близко от его родного города. Именно там, мужчина должен подписать договор с графом Орлоком, что приобретал у него дом. Вот только на местности его встретили очень напуганные люди, которые пытались донести ему информацию, что в этом доме твориться настоящий кошмар. Мужчина не привык верить таким рассказам, тем более ему нужно было срочно продать это здание.
Кучер изначально не захотел везти агента к Орлоку, потому как пытался рассказать о привидениях, обитающих в его доме. Он решило не обращать на это внимание, а просто выполнять то, зачем проделал такой длительный путь. Ему удалось познакомиться и пообщаться с графом, что вскоре поставил свою подпись на нужных документах. Вот только внешность этого человека была слишком отпугивающей, и Томас даже начал его слегка побаиваться.
В эту же ночь, граф просто укусил Орлока, после чего отправился отдыхать в свой гроб. И в тот момент, когда Томас уже был в пути к своей любимой жене, его догнал кровопийца, чтобы остановить раз и навсегда.
Тень смерти: 95 лет хоррору «Носферату, симфония ужаса»
«Иди к чёрту, реальность», – кричали немецкие экспрессионисты, создававшие самобытные миры и проливавшие свет на то, что скрывалось во мраке. Экспрессионизм – это антиреализм, но не сюрреализм. Романтическое видение бытия и попытка объяснить его через искусственное. До голливудской классики «Дракула» (1931) и даже до ужастика «Призрак оперы» (1925) основу жанра положил авангардист Фридрих Вильгельм Мурнау, а современный представитель жанра «Бабадук» – красноречивый оммаж экспрессионизму. Граф Дракула появился в кино именно благодаря немецкому экспрессионизму – экранизации романа Брэма Стокера «Носферату, симфония ужаса», празднующей 95-летие.
В дова Стокера отказывалась продавать права на произведение, поэтому авторы «Носферату» сдвигают географический центр – действие происходит в Германии, а не в Англии. 1838 год. Клыкастый граф Орлок (Макс Шрек), живущий отшельником в лесах Трансильвании, принимает агента по недвижимости Томаса Хуттера (Густав фон Вангенхайм), у которого он желает купить заброшенный дом в провинциальном Висборге. Сатанинский аристократ пользуется меркантильностью и безответственностью немцев, торгующих германскими землями, и решается распространить свою власть на буржуазную Германию. У спасения есть женское имя – силой добра выступает жена Хуттера, Элен (Грета Шрёдер), которая должна пожертвовать собой, дав Орлоку испить своей кровушки, что позволит восходящему солнцу уничтожить вампира навсегда.
Самобытный пересказ «Дракулы» создал совершенно уникальный образ. Если Дракула у современного зрителя может вызвать ухмылку, то Носферату – тревогу, недоверие. Граф Орлок – далеко не соблазнительный злодей. Наоборот, Орлок – мрачный, а его замок не пестрит знатной роскошью. Облик графа – его проклятие; он вынужден жить одиночкой. Вампир свободен от нравственности, хищно и жадно бросаясь на порезанный палец западного гостя, стараясь высосать кровь до последней капли. Каждый житель деревни вблизи замка графа охвачен страхом. Единственный, кто обожествляет его – бесноватый Кнок, с обожанием называющий Орлока «хозяином» и предчувствующий его прибытие в город. Примечательно, что лента Мурнау – первая, в которой главному герою подсказывают: «Не ходи туда!», но он, наплевав на предупреждения, продолжает свой путь в лапы демонических сил.
Понятие «саспенс», которое неразрывно связано с именем легендарного Альфреда Хичкока, в действительности выражается в ужастике Мурнау. Вампир предстаёт перед нами лишь в нескольких сценах, но мы неутомимо выжидаем его грозного появления. «И когда он перешёл мост, духи отправились ему навстречу», – говорится в интертитрах – переломный момент рассказа и миг, когда грань между реальностью и кошмаром растворяется. Тень и свет – инструменты экспрессионизма. Они удлиняются, плотно скрывая нечто. Мурнау использует тишину и антураж для нагнетания жути и ожидания. В течение всего фильма граф Орлок находится в сумраке. Мы видим его то выходящим из мрака, то отбрасывающим тени. Оператор Фриц Арно Вагнер («М», 1931) зачастую использует низкие ракурсы – Орлок поднимается из гроба и стоит на корабле – что придаёт фигуре графа власти и устрашения.
Романтическая фантазия Мурнау о мифическом чудовище стала эстетическим и сюжетным букварём для ужасов и триллеров. Что и говорить, в фильмах Хичкока истории вращаются вокруг респектабельных мужчин, которые оказываются убийцами и ворами. Сумасшедший Кнок, разумом которого овладевает Орлок и который наблюдает за насекомыми в своей камере, похож на маньяка Энтони Перкинса в «Психо». Разумеется, заложены и чисто жанровые темы: оккультизм, жажда крови, сила солнечного света, вампиризм как метафора сексуальности, смертельной заразы и ксенофобии.
В фильме рассказывается о каре немецкого народа, разбазаривающего свои земли и страдающего от боли Первой мировой. Немец-то отправляется к иностранцу и оказывается жертвой дьявольского существа, которое позже тайно проникает в Германию и приносит с собой то, что местные называют чумой. Люди начинают умирать, как только нога графа Орлока ступает на землю Висборга. Орлок – метафора неизвестного, непонятного – то, что чуждо немецкому народу; а каждый, кто стоит плечом к плечу с графом – безумец или предатель. Так, Кнока помещают в психиатрическую больницу, а когда ему удаётся сбежать, за ним начинаются массовые гонения – охота на ведьм. Народ впадает в панику и агрессию, особенно если у злодея есть финансовые интересы в новом месте обитания.
«Носферату, симфония ужаса» обладает удивительными визуальными эффектами – стоп-моушн используется в эпизоде, где Орлок грузит гробы – момент представляет неистово-демоническую скорость, будто мы наблюдаем за нечто потусторонним. В паре сцен авторы используют двойную экспозицию – граф Орлок появляется в виде призрака, а в финале при солнечном свете превращается в дым. Однако наряду с силуэтами скрюченного вурдалака, подобного Мефистофелю из «Фауста», мощнейшим же является эпизод с гробами, которые люди строем несут по улицам уже проклятого Висборга. Так что образ Носферату – и символ грядущих потрясений и войн. Скорее, здесь речь идёт о прошлом, чем о будущем, поэтому можно поспорить с Зигфридом Кракауэром, который смотрел на немецкий экспрессионизм как на предвестника нацизма.
Если вампир – метафора армагеддона, то не удивительно, что лишённый разума Кнок, начальник Хуттера, – мученик, страдальческий плод войны. Тематически «Носферату» схож с хоррором Роберта Вине «Кабинет доктора Калигари». На Кнока начинается охота как на предателя – того, кто отказывается противостоять вампиру (читайте – войне). В глазах городских жертва Орлока превращается в дурака и отступника. Путь Хуттера в замок графа Орлока – край, где обитают «волки, бандиты и приведения», – тоже не проходит бесследно. Его путешествие – аллегория военного наступления на восточный фронт, а Элен – типичный образ жены, в тылу тоскующей по солдату.
Формально фильм оперный – начинается с увертюры и разделён на акты, словно на главы, потому что авторы в прямом смысле слова иллюстрируют мемуары. Фридрих Мурнау показывает отрывки дневника или писем. Он почти не использует камеру в движении. Кадры довольно просты. Да, есть общие, панорамные планы, но скудное количество крупных. Большая часть ленты строится на параллельном монтаже: путь вампира в город, ожидания Эллен возвращения мужа, беспокойное заточение Кнока в надежде встретить своего хозяина и стремление Хуттера добраться до дома раньше Орлока.
Очевидно, что Носферату – значимая кинематографическая икона, однако режиссёр держит злодея в тени. Кроме обилия экспозиции, единственным поистине неуклюжим или даже комичным эпизодом можно считать появление Орлока на безлюдных улицах Висборга, суетливо крадущегося со здоровым гробом под мышкой. И хотя технически картина рудиментарна, она наполнена очаровательной музыкой, окутана тревожной атмосферой и одарена каноническими изображениями: горбатая тень Орлока медленно двигается вверх по стене; и Орлок, стоически поднимающийся из гроба. «Носферату» – пример фильма, который силён в своём молчании, и чьи классические образы обладают большим весом, потому что они внушают страх без пояснительного диалога. Готическая лента насыщена контрастным освещением, за исключением начальных сцен отъезда Томаса Хуттера в зловещий замок вампира. Обыгрывается антагонизм света и тьмы, добра и зла.
Фильм Фридриха Вильгельма Мурнау – жанровый гигант с острым социально-политическим подтекстом. Картина о страхе потустороннего, о странной любви и смерти непредсказуема, поэтична и страшна. «Носферату» – меланхоличный философский ужастик, обладающий пугающим правдоподобием. Мурнау показывает реальный мир с ирреальным злом. Действие сновиденческое, грозное, но оторваться невозможно: музыка, декорации, актёры… Как говорится в ленте: «Никому не уйти от своей судьбы», так и современникам не уйти от произведения Мурнау. Всё здесь работает потрясающе даже десятилетия спустя, заставляя смотреть так же, как граф Орлок смотрит на своих жертв – с широко раскрытыми, неморгающими глазами.
Интересные факты о классике киноужасов фильме «Носферату, симфония ужаса» 1922 года.
Интересные факты о культовом фильме ужасов «Носферату, симфония ужаса» снятого великим и ужасным Фридрихом Вильгельмом Мурнау.
Кинокомпании Prana Film не удалось договорится с вдовой Брэма Стокера об экранизации «Дракулы». Потому уже поглощенному идеей пришлось менять имена персонажей и переносить место действия из из Лондона в Висборг.
Все пленки и негативы с фильмом были уничтожены по результатам судебного процесса, затеянного вдовой Брэма Стокера. Однако впоследствии нашлись копии в других странах, и фильм был спасен.
Из за проигрыша в суде вдове Стокера компания Prana Film обанкротилась. Таким образом «Носферату» остаётся первым и последним фильмом компании.
В качестве замка вампира при съёмках использован Оравский Град в Северной Словакии.
Мурнау использовал для создания мистической атмосферы интересный и прежде не применявшийся в кино приём: в сцене, где адский экипаж везёт Хуттера в замок, в одном из кадров ночной лес виден в негативе (белые деревья), но экипаж и лошади по-прежнему тёмные. На самом деле вся сцена снята в негативе, но экипаж и лошади при этом были задрапированы в белые полотнища.
Многие ночные сцены снимались днем, и это было видно даже на черно-белой пленке.
Созданный Максом Шреком образ сталодним из самых известных экранных образов вампиров.
Чтобы усилить «мертвость» своего персонажа, Макс Шрек ни разу не моргал в кадре.
Бытует версия, будто Мурнау считал Макса Шрека и в реальной жизни настолько уродливым, что по большому счёту можно обойтись и без гримера: достаточно приделать длинные зубы и остроконечные уши. Однако эта легенда не соответствует действительности — при простом сравнении фотографии актера и кадра из фильма крупным планом видно, что ему налепили нос с горбинкой, подвели глаза и изменили форму бровей и черепа помощью специальной накладки.
В Швеции фильм был запрещен из за его чрезмерно эффектных ужасов вплоть до 1972 года.
Из 94 минут экранного времени собственно Носферату уделено лишь 9.
Фильм «Носферату» оказал влияние на русскую поэзию: известное стихотворение Михаила Кузмина «Кони бьются, храпят в испуге…»
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Фильм «Носферату» – симфония ужаса
Все время возвращаюсь сейчас к фильму Фридриха Мурнау «Носферату». О нем любят писать киноведы, его регулярно включают в рейтинги лучших картин в истории кино. Но сегодня, наверное, интересное другое. «Носферату» был снят еще в 1922 году в Германии. Странное было время. Страна искалечена чудовищным поражением в мировой войне. Ее экономика в полном крахе, в каждой провинции тяжелый кризис государственности. Все озлоблены, все в депрессии. В Германии тогда возник экспрессионизм, который в кино особенно ярко себя выразил. Мрачные, порой неприятные фильмы, сейчас их можно отнести к категории ужасов, а ведь благодаря таким вот картинам кино и стало художественным явлением. Фильмы эти, а «Носферату» оказался в их череде одним из самых значительных, если не самым, очень хорошо показали, как внутрь великой, высокоразвитой, культурной страны приходит зло, какие оно принимает формы, как постепенно заселяется рядом.
Правда, нельзя сказать, что «Носферату» был какой-то оригинальной лентой. Более того, хорошо известно, что он фактически являлся экранизацией знаменитого романа Брэма Стокера «Дракула». Мурнау очень хотел сделать фильм по роману, но вдова писателя ему не разрешала. Пришлось пойти на хитрость. Мурнау поменял название и имена героев, время и места действия. Теперь у него была не Англия конца XIX века, а Германия 1832 года. Демонический граф Влад Цепеш Дракула стал Орлоком Носферату. Впрочем, в заблуждение это никого не ввело. И сейчас после того, как роман Стокера экранизировали уже десятки раз, а про вампиров выходят сотни фильмов, этот сюжет весьма узнаваем.
Сейчас, правда, истории о Дракуле овеяны каким-то глупым флером, в них много трагичных и сексуальных мотивов, дешевого романтизма. У Мурнау этого совсем нет. Его фильм о зле в его чистом, отталкивающем виде. Кем является граф Орлок не так уж важно. Существенно, что в типичном немецком городке, куда он должен прибыть, его ждут, его призывают. Причем желание увидеть Орлока не продиктовано какими-то рациональными мотивами.
Появление графа Орлока знаменуется тем, что в городке начинается бесконечная череда смертей, которые жители принимают за эпидемию чумы. Никто не думает, что убийства совершает Орлок. Городок наполняется похоронными процессиями. Гробов становится очень много. И никто не может остановить Носферату. Он поселился в городе навсегда. Мурнау нам показывает, что зло неосязаемо и непонятно. Орлока никто толком не видит. Такое впечатление, что и не было никогда его вовсе.
Любопытно, что прибыл Носферату с гробами, наполненными родной землей. Земля, почва питает его, позволяет жить, а не разлагаться в ней. Увидев этот фильм, можно многое понять о Германии и о том, что в ней происходило между войнами. Покалеченная, изуродованная, пропитанная страхом смерти и одновременно влечением к ней страна. Страна, которая абсолютно бессильна перед злом. Никто не может противостоять Орлоку. Многие скорее станут его слугами.
И много уже говорилось, что фашизм, наставший в Германии, – это некрофилическая идеология. В нем почитание смерти, покойников, крови превращено в обязательный культ. Герой тот, кто умер за страну. Родная страна и почва то, за что следует умереть. Чистота крови то, чего нужно добиваться. Представление о выживании проистекает из мнения о том, что надо расширять земли, увеличивать площадь почвы, убивать как можно больше, отличных от тебя.
Сейчас мы наблюдаем очередной культ мертвых. Удивительно как память о войне преобразилась в почитание смерти, в любование убийствами, в преклонение перед злодеями, в обожании жертв. В таком почитании священными становятся фигуры, которые и плодили мертвецов. Чем страшнее и злее был убийца, чем больше он похож на Орлока, тем сильнее ему преклоняются. Отсюда любовь в последние годы к таким фигурам как Иван Грозный или Сталин. Они убивали, удобряли почву кровью, но при этом увеличивали земли.
Финал «Носферату» дает надежду. Невинная Элен принесла себя в жертву. Носферату так увлекся, терзая юную девушку, что не заметил прихода солнца. Оно сожгло его. Но сколько смертей и страданий было прежде, чем проклятый Орлок исчез. Сколько еще смертей понадобиться, чтобы почитатели почвы и земель нашли свое упокоение…
Важно: мнение редакции может отличаться от авторского. Редакция сайта не несет ответственности за содержание блогов, но стремится публиковать различные точки зрения. Детальнее о редакционной политике OBOZREVATEL поссылке.