новейшая история понятие объект и предмет определение
НОВЕЙШАЯ ИСТОРИЯ
Смотреть что такое «НОВЕЙШАЯ ИСТОРИЯ» в других словарях:
НОВЕЙШАЯ ИСТОРИЯ — 1) Эпоха всемирной истории, охватывающая период от Вел. Окт. социалистической революции 1917 в России до наших дней. 2) Наука, изучающая этот ист. период (иногда под Н. и. понимают лишь историю зарубежных стран Европы и Америки с 1917). Осн.… … Советская историческая энциклопедия
Новейшая история — согласно периодизации всемирной истории, принятой в марксистской исторической науке, эпоха, начальной вехой которой является Великая Октябрьской социалистическая революция 1917 в России … Большая советская энциклопедия
Новейшая история — Новейшее время период в истории человечества с 1918 года по нынешнее время. Содержание 1 Периоды Новейшего времени 1.1 Вторая мировая война 1.2 1939 1.3 … Википедия
Новейшая история исламского сообщества России (книга) — Новейшая история исламского сообщества России книга Романа Силантьева, вышедшая в 2005 году и вызвавшая как резкую критику Совета муфтиев России, так и положительные отзывы. Автором использовано большое количество первоисточников из архивов … Википедия
Новейшая история исламского сообщества России — Новейшая история исламского сообщества России книга Романа Силантьева, вышедшая в 2005 году и вызвавшая как резкую критику Совета муфтиев России, так и положительные отзывы. Автором использовано большое количество первоисточников из архивов … Википедия
Новейшая история. Семнадцать мгновений весны 25 лет спустя — Жанр Документальный фильм Автор сценария Сергей Костин В главных ролях Леонид Парфёнов, Татьяна Лиознова … Википедия
Новейшая история Италии — История Италии … Википедия
Новейшая история Франции — История Франции Портал Франция Доисторическая Франция До кроманьонцев: Олдувай, Аббевиль, Ашёль, Мустье Кроманьонц … Википедия
Новейшая история России: год 1999 — 1999 год в России отмечен борьбой за высшую власть в стране: несмотря на низкую популярность и плохое состояние здоровья, президент России Борис Ельцин сохранял влияние на ход событий в стране и стремился передать свои полномочия лояльному… … Википедия
Новейшая история Северной Африки и Египта — Становление независимой Африки (194580 гг.). В период между двумя мировыми войнами империалистические державы сохраняли безраздельное господство в Египте и странах Северной Африки. Ключевые позиции в экономике находились под контролем… … Энциклопедический справочник «Африка»
НОВЕЙШАЯ ИСТОРИЯ
Полезное
Смотреть что такое «НОВЕЙШАЯ ИСТОРИЯ» в других словарях:
НОВЕЙШАЯ ИСТОРИЯ — НОВЕЙШАЯ ИСТОРИЯ, условный термин в исторической науке, обозначает период человеческой истории с начала 20 века до современности. Термин «новейшая история» введен историками марксистами. Согласно периодизации всемирной истории, принятой в… … Энциклопедический словарь
Новейшая история — согласно периодизации всемирной истории, принятой в марксистской исторической науке, эпоха, начальной вехой которой является Великая Октябрьской социалистическая революция 1917 в России … Большая советская энциклопедия
Новейшая история — Новейшее время период в истории человечества с 1918 года по нынешнее время. Содержание 1 Периоды Новейшего времени 1.1 Вторая мировая война 1.2 1939 1.3 … Википедия
Новейшая история исламского сообщества России (книга) — Новейшая история исламского сообщества России книга Романа Силантьева, вышедшая в 2005 году и вызвавшая как резкую критику Совета муфтиев России, так и положительные отзывы. Автором использовано большое количество первоисточников из архивов … Википедия
Новейшая история исламского сообщества России — Новейшая история исламского сообщества России книга Романа Силантьева, вышедшая в 2005 году и вызвавшая как резкую критику Совета муфтиев России, так и положительные отзывы. Автором использовано большое количество первоисточников из архивов … Википедия
Новейшая история. Семнадцать мгновений весны 25 лет спустя — Жанр Документальный фильм Автор сценария Сергей Костин В главных ролях Леонид Парфёнов, Татьяна Лиознова … Википедия
Новейшая история Италии — История Италии … Википедия
Новейшая история Франции — История Франции Портал Франция Доисторическая Франция До кроманьонцев: Олдувай, Аббевиль, Ашёль, Мустье Кроманьонц … Википедия
Новейшая история России: год 1999 — 1999 год в России отмечен борьбой за высшую власть в стране: несмотря на низкую популярность и плохое состояние здоровья, президент России Борис Ельцин сохранял влияние на ход событий в стране и стремился передать свои полномочия лояльному… … Википедия
Новейшая история Северной Африки и Египта — Становление независимой Африки (194580 гг.). В период между двумя мировыми войнами империалистические державы сохраняли безраздельное господство в Египте и странах Северной Африки. Ключевые позиции в экономике находились под контролем… … Энциклопедический справочник «Африка»
Понятие «Новейшая история
Доклад
На тему: Понятие новейшая история. Предметы задачи курса новейшая история стран Европы и Америки, его содержание. Периодизация новейшей истории. Дискуссии в отечественной и зарубежной историографии по вопросу периодизации новейшей истории. Источники по истории новейшего времени.
студентка 4 курса группы «Из» _____________ _____________ Е.А.Косицкий
к.и.н., доцент кафедры всеобщей истории, философии и культурологии
Д.В. Кузнецов
Благовещенск 2020
СОДЕРЖАНИЕ
Понятие «Новейшая история 6
Предмет и задачи курса Новейшей истории стран
Европы и Америки………………………………. …………. 7
Источники по Новейшей истории стран Европы
5. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………. 15
Введение
Новейшее время является одним из наиболее насыщенных периодов мировой истории. Оно связано с развертыванием процессов, судьбоносных для всего человечества, событиями глобального масштаба, определившими динамику складывания современной цивилизации.
Вычленение особого периода новейшей истории первоначально было связано с марксистской традицией историографии, характерным для нее представлением о процессе формационного перехода от капиталистического общества к коммунистическому, завершения «предыстории человечества» и начала «подлинной истории». Причем точка зрения о новейшей истории как периоде с самостоятельным формационным значением (представленная, в частности, в трудах проф. Б.Ф. Поршнева) не стала доминирующей. В известном труде «Замечания И. Сталина, С. Кирова и А. Жданова о проекте учебника новой истории» (1934 г.) содержалось понятие «третьего периода новой истории, или новейшей истории» как этапа «упадка капитализма и победного строительства социализма». Позднее с этим понятием была соотнесена концепция «общего кризиса капитализма», разработанная идеологами Коминтерна. Сформировалось и соответствующее представление о внутренней периодизации новейшей истории: с 1917 г. — возникновение «реального социализма» и начало общего кризиса капитализма, с 1939 г. — начало второго периода общего кризиса капитализма (в апреле 1954 г. на заседании работников кафедр новой и новейшей истории под эгидой Министерства высшего образования было официально утверждено понятие второго периода новейшей истории по аналогии со вторым периодом общего кризиса капитализма, связанным с событиями второй мировой войны).
В 60-х годах, после закрепления концепции трех этапов общего кризиса капитализма, изменилась и периодизация новейшей истории: 1917—1945 гг. — начало общего кризиса капитализма после Октябрьской революции в России и возникновение социалистической системы в отдельно взятой стране, 1945— 1949 гг. — складывание мировой социалистической системы, 1949—1970 гг. — крушение колониальной системы и нарастание общего кризиса капитализма.
Современная российская историческая наука отказалась от подобной трактовки новейшей истории. Однако обновление методологических основ курса, в том числе решение вопроса об основном содержании эпохи и изменение схемы периодизации, стали предметом оживленных дискуссий. Первоначально они по-прежнему касались проблемы внешних хронологических рамок курса. Показательна в этом отношении серия дискуссионных материалов, появившихся на страницах журнала «Новая и новейшая история» в 1994—1997 гг. Их авторы отстаивали преимущественно две точки зрения: согласно первой, в качестве рубежа новой и новейшей истории принимается 1917 год (раскол мира на две общественные системы, повлекший принципиальные изменения в характере мировой истории), согласно второй как рубеж принимался 1918 год (окончание первой мировой воины и последовавшее затем качественное переустройство мирового политического пространства). Но в дальнейшем подобные дискуссии утратили свое значение. По мере того как на смену политизированной истории, отдающей приоритет детальному описанию классовой борьбы, революционного и национально-освободительного движения, приходит более сбалансированный анализ развития общества как целостной системы, исчезает необходимость и сама возможность поиска конкретной даты «начала» той или иной исторической эпохи. Ключевую роль приобретает концептуальное осмысление исторического процесса, соотнесение его с реальными результатами развития человечества, актуальными проблемами современной общественной жизни.
Авторы предлагаемого учебника вычленяют период новейшей истории, охватывающий весь XX в. как эпоху становления современной цивилизации, поэтапного формирования ее основных социально-экономических, политико-правовых, духовных характеристик. Рубеж XIX—XX вв. является точкой отсчета в этом сложнейшем процессе. Это время наиболее полной и последовательной реализации базовых принципов индустриального общества, торжества идеалов раскрепощенной, независимой личности, обладающей правом на свободное, неограниченное социальное творчество. Но именно эта эпоха окончательно разрушила великую мечту Нового времени — мечту об изначальной гуманности человеческой природы, всесилии Разума, готовности человечества к необратимому духовному и социальному совершенствованию. Нарастание противоречий в производстве, классовых взаимоотношениях, политических процессах, в массовой психологии имело единые истоки — его причиной являлся кризис общественной системы, основанной на принципе самодостаточности индивидуума. В ходе модернизации разрушению подверглись не только религиозные, сословные «оковы» личности, но и сама духовная и социальная преемственность человеческой жизни. Индивидуалистическая
Понятие «Новейшая история
Новейшее время является одним из наиболее насыщенных периодов мировой истории.
Оно связано с развертыванием процессов, судьбоносных для Человечества, событиями глобального масштаба, определившим динамику складывания современной цивилизации.
Вычленение особого периода Новейшей истории из всеобщей истории в целом произошло у нас в стране в 1934 г.
В «Замечаниях И.В. Сталина, С.М. Кирова и А.А. Жданова о проекте учебника по Новой истории для средней школы» (1934 г.) была определена периодизация курса Новой и Новейшей истории, в частности, содержалось понятие «третьего периода Новой истории, или Новейшей истории» как этапа «упадка капитализма и победного строительства социализма».
В итоге, под «Новейшей историей» стали понимать эпоху Всемирной истории, охватывающую период от Великой Октябрьской социалистической революции (1917 г.) «до наших дней».
Современная историческая наука отказалась от подобной трактовки Новейшей истории.
На смену политизированной истории, отдающей приоритет детальному описанию классовой борьбы, революционного и национально-освободительного движения, пришел более сбалансированный анализ развития общества как целостной системы.
История
Лекция 1. История в системе социально-гуманитарных наук
1. Понятие «истории», ее задачи, объект и предмет исторической науки.
2. Основные направления в изучении истории.
3. Исторические источники. Проблема фальсификаций.
4. Методология истории.
5. Проблемы периодизации истории.
1. Абрамова Н. Г. Вспомогательные исторические дисциплины: Учеб. пособие. М.: Академия, 2008.
2. Голиков А. Г. Источниковедение отечественной истории: Учеб. пособие для студен тов вузов. 3-е изд. М.: Академия, 2009.
3. Ионов И. Н. Цивилизационное сознание и историческое знание: проблемы взаимодействия. М.: Наука, 2007.
4. Савельева И. М., Полетаев А. В. Теория исторического знания: Учеб. пособие. СПб; Алетейя; М : ГУ ВШЭ, 2008.
5. Тойнби А.Дж. Постижение истории: избранное, 1934-1961. М.: Айрис пресс, 2008.
6. Фортунатов В.В. История. Учебное пособие. СПб.: Питер, 2014.
7. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. М., 2003.
1. Понятие «истории», ее задачи, объект и предмет исторической науки
Дисциплина «История» изучает курс истории (история России в контексте всемирной истории) с древнейших времен до наших дней и ориентирована на освоение студентами содержания основных этапов всемирной истории в исторической ретроспективе. Изучение «Истории» создает основу для дальнейшего углубленного понимания различных сторон развития общественной жизни: экономики, социальных отношений, литературы, права и др. Преподавание курса «Истории» в вузе является в известной мере продолжением процесса ознакомления с историей, берущего свое начало в рамках школьного образования. Оно призвано расширить базовые представления студентов, полученные ими в средней общеобразовательной школе о характерных особенностях исторического пути, пройденного Россией и населяющими ее народами, выявить место и роль страны в мировой истории. Наряду с этим изучение курса способствует развитию следующих знаний, умений и навыков личности:
– гражданственности и патриотизма как преданности своему Отечеству, стремления своими действиями служить его интересам, в т. ч. и защите национальных интересов России;
– знанию движущих сил и закономерностей исторического процесса; места человека в историческом процессе;
– воспитанию нравственности, морали, толерантности;
– пониманию многообразия культур и цивилизаций в их взаимодействии, многовариантности исторического процесса;
– способности работы с разноплановыми источниками и эффективному поиску информации и критике источников;
– способности к творческому мышлению, самостоятельности суждений.
Основоположником истории считается древнегреческий историк Геродот (484—425 гг. до н. э.). В его «Истории» дано яркое описание многих событий того времени, особенно греко-персидских войн. Геродот, представлявший человеческую историю как развертывающийся во времени и пространстве процесс, в ходе которого меняются судьбы людей и государств, был близок к подлинному историзму в восприятии событий и фактов.
Однако начало использования научных методов в истории связывают с другим его современником, Фукидидом, и его книгой «История Пелопоннесской войны». В отличие от Геродота, Фукидид (ок. 460 — ок. 400 до н. э.) рассматривал историю как продукт выбора и поступков не богов, а людей, в которых искал все причины и следствия.
Собственные традиции и развитые методы исторического исследования существовали в древнем и средневековом Китае. Основы профессиональной историографии там заложил Сыма Цянь (145—90 гг. до н. э.), автор «Исторических записок». Его последователи использовали этот труд как образец для исторических и биографических сочинений.
Покровительницей истории в Древней Греции была Клио – богиня, которая прославляет. Свиток пергамента и грифельная палочка в ее руках напоминают о том, что ничто ни должно исчезнуть бесследно. Все должно быть зафиксировано для потомков.
Дальнейшее развитие историческая наука получила в эпоху Средневековья. Человеку той поры история представлялась самостоятельным процессом, который приобретает смысл лишь при рассмотрении в плане вечности и осуществления Божественного замысла, Божественного провидения (отсюда — провиденциализм, составляющий суть средневекового мировоззрения).
Многие выдающиеся мыслители прошлого (М.Т.Цицерон, Ф.Бэкон, Н.М.Карамзин, В.О.Ключевский и другие) отмечали важность и необходимость ее изучения. Великий римский оратор Цицерон называл историю – наставницей жизни. Английский философ Бэкон предлагал черпать мудрость в истории. Классик отечественной истории Карамзин называл историю священной книгой народов.
Известный русский историк В.О.Ключевский так писал об истории как о науке: В научном языке слово история употребляется в двояком смысле: Во-первых, как движение во времени, процесс. Во-вторых, как познание процесса. Поэтому все, что совершается во времени, имеет свою историю.
У любой науки существует предмет изучения: у физики – закономерности природы вообще, у биологии – закономерности функционирования живой природы. История же в самом общем виде изучает прошлое человечества. Объектом исторической науки является развитие человеческого сообщества во всем его многообразии. А предметом – деятельность людей.
Наиболее точную формулировку предназначения истории приводит английский историк и философ Дж. Коллингвуд (1889-1943). Его тезис прост и гениален: «Для чего нужна история? Для человеческого самопознания». Ценность истории в познании самого себя.
2. Основные направления в изучении истории
По широте изучения объекта принято выделять историю мира в целом (всеобщая или всемирная история), историю мировых цивилизаций, историю континентов (историю Азии, Африки, Европы, Латинской Америки), историю отдельных стран и народов (историю России, Англии, Германии, Китая, США и т.д.). Также следует выделить отраслевую историю (История партий, международных отношений, культуры, экономики, повседневности и т.д.)
Во второй половине XX в. на основе междисциплинарного взаимодействия сформировались новые направления исторической науки «история ментальностей» (коллективных автоматизмов исторического сознания), «локальная» и «устная» истории, гендерная история. Локальные исследования, в центре которых оказалась семья, локальные общины, стали называть микрокосмическими.
Предметом гендерной истории являются не просто «женские проблемы», но изучение важнейших институтов социального контроля, с помощью которых в конкретных исторических социумах регулируется неравное распределение материальных и духовных благ, власти и престижа, обеспечивается социальный порядок, основанный на тендерных различиях. В гендерных исследованиях важное место занимает проблема соотношения приватного и публичного. Исследуется «women’s power» (власть женщин), их роль в экономике, воздействие на принятие политических решений и т. д.
Параллельно развивалась историческая антропология, которая стремилась всю историческую действительность показать через состояние и развитие человеческого сознания.
3. Исторические источники
Историческими источниками называется все, что отражает исторический процесс, дает нам возможность изучать прошлое человечества. Что же может послужить такими источниками? Несколько десятилетий назад историческая наука выработала систему классификации исторических источников, основанную на принципе носителя информации. С данной системой согласны далеко не все исследователи. Но нужно помнить, что всякая классификация условна. На наш взгляд, эта традиционная система дает наиболее полное представление о всем многообразии исторических источников, находящихся на вооружении исторической науки (схема 2). Большинство авторов выделяют шесть типов источников.
1. Письменные источники. Принято считать, что древнейшим видом письменности была пиктография, т.е. письмена-рисунки, которыми пользовались еще первобытные люди. Именно от таких рисунков и происходит иероглифическое письмо. Письменность, в которой обозначаются не предметы мысли, словосочетания или слова, а звуки языка, также возникла в глубокой древности. Изобретателями первого алфавита считаются финикийцы — народ, живший на восточном побережье Средиземного моря во второй половине I тыс. до н.э. Славянская азбука была создана в IX в. на основе греческого алфавита христианскими миссионерами Кириллом и Мефодием. Первые дошедшие до нас письменные памятники на древнерусском языке относятся к XI в. Письменные источники включают в себя и древние летописи, и мемуары, и статьи из газет и журналов, и делопроизводственные документы, и статистические материалы, и т.д.
2. Вещественные источники. Такими источниками могут быть названы и найденное археологом орудие труда первобытного человека, и передаваемый из поколения в поколения фамильный сервиз, и хранящиеся в музее старинные часы, и любой другой предмет, помогающий нам изучать историю Человечества.
3. Этнографические источники. К ним относятся культурные, религиозные, бытовые традиции разных народов. Доставшиеся нам в наследство от предков обычаи, нормы поведения, обряды, праздники — составная часть исторической памяти человечества.
4. Устные источники. С этим типом источников сталкивался любой из нас, кто хоть раз слушал воспоминания о пережитом своих родителей, бабушек и дедушек. Многое произошло на памяти ныне живущих людей: Великая Отечественная война, кратковременная оттепель 1950—1960 гг., перестройка, распад СССР. Кто-то оставался пассивным наблюдателем происходивших событий, а кто-то волей судьбы оказывался в самой их гуще. Рассказы очевидцев могут стать очень ценным источником и дать основу для серьезного исторического исследования.
5. Лингвистические источники. Память о прошлом хранят не только люди, но и языки, на которых они говорят, поэтому как отдельный тип принято выделять лингвистические источники. Например, происхождение в славянских языках слов, обозначающих названия животных и растений, позволяет ученым делать выводы о местонахождении древней прародины славян. Мы можем точно сказать, что древние предки славянских народов жили в местах, где росли ели и березы, а буки не росли, так как их название в нашем языке имеет «чужеродное» происхождение.
6. Аудиовизуальные документы (фото-, кино- и видео документы, звукозапись). Они отображают значительный период новой и новейшей истории. Как известно, фотография появилась в середине, а кино— в самом конце XIX в. В XX в. фотография стала цветной, а кинематограф, кроме этого, — звуковым. Относительно недавно появились видеозаписи. Отснятые на фото-, кино- и видеопленку материалы позволяют «остановить» мгновение, «оживить» невозвратно ушедшее прошлое.
Первый фонограф был изобретен в 1877 г. американцем Т. Эдисоном. С тех пор техника сохранения звука непрерывно совершенствовалась. За неполных сто лет граммофонные пластинки сменили лазерные компакт-диски. Аудиозаписи хранят звуки минувших эпох, голоса давно умерших людей. Существует много разных классификаций источников. Предложим еще одну из возможных с перечнем достоинств и недостатков
Для работы со всеми этими источниками учёные выбирают разные методы исторической науки, то есть пути исследования, способы построения и обоснования знаний на основе разных научных принципов (правил).
Прежде всего, необходимо использовать методы датировки источников: по содержащимся в них датам, которые переводятся на современное летоисчисление; по отдельным деталям источника (монета с датой в группе археологических находок позволяет датировать всю группу данного слоя определённым периодом времени); радиоуглеродный метод для источников, содержащих органические материалы, и т.д. Каждый из этих методов имеет свои погрешности, возможности допустить ошибку. Лишь сопоставление разных датировок, использование разных методов для одних источников приближает учёных к истине.
Исторические документы допетровского периода хранятся в Российском государственном архиве древних актов (сокращенно — РГАДА). Документы последующего периода вплоть до 1917 г. составили фонды Российского государственного исторического архива (РГИА). В Государственном архиве Российской Федерации (ГАРФ), Российском государственном архиве социально-политической истории (РГАСПИ) сосредоточены документы периода после 1917 г. Уникальными собраниями документов обладают Российский государственный военно-исторический архив (РГВИА), Российский государственный архив литературы и искусства (РГАЛИ), Российский государственный архив кинофотодокументов (РГАКФД) и другие федеральные архивы. В стране имеются также архивы регионального уровня, ведомственные, муниципальные и частные.
В нашей стране выходят специализированные журналы «Российские архивы», «Источник», которые публикуют документы. Издается немалое число сборников документов. Архивные сведения являются основой многих научных монографий, статей в журналах. Среди наиболее авторитетных журналы «Вопросы истории», «Новая и новейшая история», «Российская история», «Родина».
Важным источником для историков является периодическая печать с момента ее появления — газеты, журналы, разного рода альманахи. Много интересных фактов содержат статистические справочники, энциклопедии, которые довольно редко переиздаются. Для журналистов часто используемым источником для бойких статей и даже сенсаций служат воспоминания, мемуары. Среди историков к последней группе источников преобладает скептическое отношение, выраженное в присказке: «Врет, как очевидец!»
Любые источники профессиональные историки подвергают внешней и внутренней критике. Целью внешней критики является установление достоверности текста или материального артефакта. Определяется время появления источника, авторство и т. д. Внутренняя критика определяет качество фактического содержания и возможность использования выявленных фактов в качестве достоверных.
Одни и те же источники могут быть по-разному «прочитаны», использованы для реконструкции прошлого, для подготовки текста исторического труда. К сожалению, довольно часто приходится сталкиваться с прямой или очень изощренной фальсификацией истории, с ее целенаправленным искажением.
Особое возмущение российских граждан вызывают попытки принизить, исказить тот огромный вклад, который наш народ внес в победу над германским фашизмом и японским милитаризмом во Второй мировой войне. В 2009 г. при Президенте Российской Федерации была создана Комиссия по противодействию фальсификации истории.
Объяснима сосредоточенность внимания руководства Российской Федерации по поводу разработки историко-культурного стандарта и единого учебника по истории России. Существует глубокая и сложная проблема распространения исторических фальсификаций, отбора источников, интерпретации исторических событий в которых школьнику бывает сложно разобраться.
Чтобы получить действительно приближенную к реальности картину прошлого, учёному необходимо постоянно соблюдать научные принципы (правила) исторического исследования. Вот некоторые из них.
Принцип историзма требует рассмотрения всех исторических фактов и явлений в развитии: как они возникли, какие этапы прошли, чем в конечном счёте стали. Так, например, нельзя мерить поступки людей прошлого современными правилами поведения, необоснованно использовать современные понятия для описания жизни прошедших эпох.
Принцип объективности требует использовать факты, не искажая их, не подгоняя под удобную учёному схему, рассматривать каждое явление с разных сторон.
Принцип социального подхода требует учитывать при анализе не только объективные (не зависящие от отдельных людей) закономерности развития, но и субъективные интересы разных слоёв общества, политиков, партий, которые влияли на события.
Принцип альтернативности требует рассматривать состоявшуюся цепь событий не как единственно возможную, но и допускать иные варианты развития ситуации; разбирать, почему в результате история пошла именно таким маршрутом.
Подходы к изучению истории
Исторический материализм позволил подробно изучить материальную, социально-экономическую составляющую истории (которой до него почти не уделялось внимания). Признание объективных законов исторического развития дало возможность осмыслить крупные исторические процессы. Однако увлечение экономическими и социальными схемами со временем вошло в противоречие с накопленными фактами. Истории многих стран и эпох не укладывались в марксистскую схему. После крушения социалистического строя в нашей стране исторический материализм перестал быть господствующим направлением, однако многие разработанные в нём понятия, концепции развития по-прежнему признаются значительной частью учёных в России и в мире.
5. Проблемы периодизация истории
Периодизация всегда условна, потребность в ней определяется необходимостью определенным образом систематизировать исторический процесс, выделить в нем обладающие внутренним единством этапы. К французским просветителям XVIII в. восходит разделение исторического процесса на стадии дикости, варварства и цивилизации. С марксистским учением связана периодизация всемирной истории на первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую формации. Распространенной является периодизация, опирающаяся на представления о последовательной смене обществ аграрного, индустриального и постиндустриального типов. Сторонники теории локальных цивилизаций обосновывают свои подходы к периодизации истории.
История (исторический период) в классическом понимании начинается с появлением письменности. Продолжительность письменного периода истории составляет примерно 5—5,5 тыс. лет, начиная от появления клинописи у шумеров. Период, предшествующий её появлению, называют доисторическим периодом. В российской историографии выделяют следующие крупнейшие периоды мировой истории:
Существуют также альтернативные периодизации всемирной истории. Например, в западной историографии окончание средних веков связывают с XV веком, после чего начинается единый период современной истории.