новейшая история зарубежной литературы новейшая немецкая литература

Потехина И.Г.: История литературы Германии, Австрии и Швейцарии
1. 7. История немецкоязычной литературы XX века

1. 7. История немецкоязычной литературы XX века.

Преемственная связь литературы XX в. с духовной жизнью Европы на рубеже XIX и XX вв. Борьба философских и художественных идей в последней трети XIX и начале XX в. «Авангардистские» течения начала XX в. Их многообразие и взаимопроникновение в литературе и искусстве. Кубизм в литературе и живописи. Футуризм и его эволюция. Судьба сюрреализма. Роль экспрессионизма в литературном развитии XX в. Изменение баланса объективного и субъективного начал художественного творчества. Ослабление традиций реализма. Становление модернизма. Влияние открытий модернизма на литературный процесс. Саморефлексия автора и «интеллектуализация» литературы. Антивоенная тема в литературе и антивоенный роман в Европе и Америке. Проблема «потерянного поколения». Возрождение интереса литературы к социальным проблемам, к истории и политике между двумя мировыми войнами. Антифашистская литература.

Литература Германии XX века. Общая характеристика развития немецкой литературы XX века. Краткая характеристика историко-культурной ситуации в немецкоязычных странах во второй половине XX в. История экспрессионизма и его основные эстетические принципы: бунтарское начало и поиск новых художественных форм. Особенности экспрессионистского мировидения. Проблема «отцов» и «детей», «вождя» и «массы». Основные журналы экспрессионистов «Акцион» и «Штурм» и два крыла движения. Поэзия экспрессионизма. Сборник «Сумерки человечества».

Литература немецкой эмиграции. Антифашистский исторический роман и проблемы гуманизма: трилогия об Иосифе Флавии Л. Фейхтвангера, дилогия Г. Манна о Генрихе IV и др. Литература «внутренней эмиграции».

Национально-государственные концепции культурного развития после 1945 г. Периодизация истории немецкоязычной литературы после 1945 г. Писательские съезды, литературные объединения, ведущие издательства. Группа 47. Специфика развития прозы, поэзии и драмы в немецкоязычных странах до 1989 г. «Культовые фигуры» поколения поэтов 1970-1980-х: Э. Яндль, Ф. Майрёкер, Р. Д. Бринкманн. Prenzlauer Berg Connection. «Новая субъективность»: Т. Клинг. Б. Паппенфус. Д. Грюн-байн. Две ключевые тенденции в прозе второй половины XX в.: социальная ангажированность (Г. Бёлль) и эксперимент (А. Шмидт). Постмодернизм европейского образца: П. Зюскинд. Проблема холокоста (Б. Шлинк, Г. Грасс). Проблема воссоединения Германии (К. Вольф, Г. Грасс, Т. Бруссиг). «Новая меланхолия» и пространственные конструкты К. Крахта. Дискретная наррация И. Шульце. Традиция Б. Брехта в немецкоязычной драматургии второй половины XX в. Сценические эксперименты X. Мюллера. Влияние кинематографа и техники перформанса. Возрождение античных тем и мотивов. Позднее творчество Б. Штрауса.

Антивоенные романы Э. М. Ремарка и проблема «потерянного поколения». Роман «На Западном фронте без перемен»: война с позиции отдельно взятого человека. Человек и мировая катастрофа. Традиция батальной романтики и романы Ремарка. Автобиографическая тема в романе «Возвращение». Тема любви в романах «Три товарища» и «Время жить и время умирать». Характеристика эпохи в «Черном обелиске». Художественные особенности романов Ремарка: динамизм повествования, роль лирических отступлений, самоцитация, герои-двойники автора.

«Будденброки». Биологическая история рода и его вымирания. Философские проблемы жизни и смерти, конца времен, пространства и времени. Идеи Шопенгауэра в романе. Прблема художника и жизни, искусства и жизни. Поэтика романа и художественные идеи эпохи. Связь романа с творчеством Фонтане и традициями немецкого поэтического реализма. Ирония как прием и мировоззрение в романе. Новеллы «Тристан», «Тонио Крёгер», «Смерть в Венеции». Позиция Т. Манна в 1914 г. и «Размышления аполитичного». Противопоставление духа политике. Проблема духа и жизни, проблема пространства и времени в романе «Волшебная гора». Т. Манн в эмиграции. «Лотта в Веймаре». Судьба искусства и художника в XX в., пути культуры и ответственность личности в романе «Доктор Фаустус». Особенности повествования в романе. Техника «цитирования» и «монтирования». «Приключения авантюриста Феликса Круля».

Бертольдт Брехт. Экспрессионистские и авангардистские истоки его творчества. Влияние русского авангардистского театра на Брехта. Теория «эпического театра». Реформирование «аристотелевского» театра и «эффект отчуждения». «Трехгрошовая опера». Творчество в эмиграции и после освобождения Германии от фашизма. Театр «Берлинский ансамбль». Проблемы морали в пьесах Брехта. Антивоенная пьеса «Мамаша Кураж и ее дети». «Жизнь Галилея» и проблема ответственности духа перед человечеством. Пьеса «Кавказский меловой круг». Поэзия Брехта.

Раздел Германии и существование на ее территории двух государств и двух литератур. Их общность и различия. Проблема войны и фашизма, преодоления прошлого и ответственности за него.

«В волчьей пасти» Б. Апица); тема восстания в варшавском гетто (роман «Якоб-лжец» Ю. Беккера); «романы возвращения» («Ankunftsromane»), отразившие сложности перехода от фашистской идеологии к социалистической («Приключения Вернера Хольта» Д. Ноля, «Актовый зал» Г. Канта).

Литература ФРГ. Произведения Ганса Эриха Носсака как наиболее значительное явление в немецкой литературе послевоенного периода. Историческое событие (бомбардировка и пожар Гамбурга) в повести «Гибель»: фантасмагорические, аллегорические черты реальности, символичность финала произведения. Образ «одинокого очевидца» конца цивилизации в романе «Некийя». Мифологические истоки романа. Рациональное и иррациональное начала в романе «Спираль». Миф «иррационального бытия» в романе «Младший брат». Общественно-исторические причины одиночества («Не позднее ноября», «Дело д’Артеза»). «Магический реализм» Носсака. Основная проблематика его прозы: противоборство отвлеченно-аллегорического истолкования истории человечества и стремления к реалистической психологизации «современного мифа».

Герман Казак и его роман «Город за рекой» как пример «магического реализма». Топонимика «города мертвых». Художественные особенности романа: детализация, цитаты и реминисценции, иносказательность повествования, особенности художественного времени и пространства.

Рассказы Вольфганга Борхерта и проблема тотального одиночества человека. Тема «обманутого» поколения в его пьесе «На улице, перед дверью» (или «Снаружи за дверями»). Западная Германия как мир, пораженный «анемией совести и памяти», в публицистике Борхерта («Вот наш манифест», «Тогда остается одно»).

Генрих Бёлль. Его раннее творчество и «литература развалин» («Хлеб ранних лет», «Дом без хозяина»). Война в романе «Где ты был, Адам?» История и современность в романе «Бильярд в половине десятого». Западная Германия в поздних романах («Глазами клоуна», «Групповой портрет с дамой»). Религиозно-этическая проблематика у Бёлля, особенности его гуманистической идеи.

Новое проявление интереса литературы к общественной жизни и ее проблемам в 60-70-е годы. Дортмундская «группа 61». «Массовая литература» в Германии. Неоавангардистская волна в литературе и ее связь с молодежными выступлениями конца 60-х годов. Объединение Германии в 1990 г. и конец раздельного существования двух немецких литератур.

«непреодоленного прошлого» в драмах «Дуб и кролик», «Черный лебедь». Ироническое изображение будней и психики обывателя в условиях современного «индустриального общества» и духовного опустошения личности. Трилогия «Половина игры», «Единорог», «Крушение», романы «По ту сторону любви», «Защита детства», повесть «На полном скаку».

«Крэйзи»: история подростка, страдающего легкой формой паралича; Томас Бруссиг и его повесть «Солнечная аллея» о живущих рядом с «берлинской стеной» подростках, влюбленных и непоседливых, которая утверждает, что воспоминания, связанные с тоталитарным периодом, могут быть светлыми и счастливыми; Михаэль Ленц и его психологический роман «Объяснение в любви»: о кризисе брака, о новой любви, о городе Берлине.

рубеже столетий и культуры «конца века». Ф. Ницше, Э. Мах, 3. Фрейд как «духовные ориентиры эпохи». Литература Пражского кружка писателей. Синтез разных европейских культур. Первая мировая война и литературный экспрессионизм в Австрии. Постэкспрессионистские течения 20-х годов. Массовое сознание и литература. Влияние русской культурной традиции на формирование австрийской литературы первой половины века. «Габсбургский миф» в судьбе и творчестве австрийских романистов. Типологический подход к изучению австрийского романа первой половины XX в. Проблема этического выбора и поэтика романа. Творчество и действительность в восприятии и оценке австрийских романистов. Варианты сюжетной и экзистенциальной ситуации в романе. Литературная утопия и ее обличья. Проблема философско-художественной утопии. Поиски жанра: роман воспитания идеи.

Освещение современного литературного процесса в Австрии с позиций литературоведения и литературной критики. Традиционализм и авангардизм в австрийской литературе 1960-1970-х гг.: К. Байер, Г. Йонке, А. Окопенко, А. Коллерич. Антипочвенническая линия в австрийском романе 1970-1980-х гг.: Ф. Иннерхофер, Г. Вольфгрубер, Й. Винклер. Социокультурная ситуация в Австрии после 1989 г. и современная литература: «Страна без свойств» Р. Менассе. П. Хандке и проблема «современного классика». Литература «переосмысления прошлого» (проблема нацизма и холокоста): В. Кофлер, Э. Райхарт, Р. Шиндель. «Дети мертвецов» Э. Елинек. «Женская» тема в австрийской литературе: М. Хаусхофер и И. Бахман. Творчество Э. Елинек и М. Штреерувиц 1990-х гг. Поколение «новых рассказывающих». Постмодернистские тенденции и романы К. Рансмайра. «Сестра сна» Р. Шнайдера и проблема «супербестселлера» в литературе. Д. Кельман и «хорошо сделанные» романы. Австрийская поэзия 1990-х гг.: Ф. Майрекер и Э. Яндль. «Герметический авангардизм» Ф. Шматца. Ангажированность и эксперимент в поэзии: X. Бэкер. Современная австрийская драма: Т. Бернхард-драматург как вершина и проблема австрийского театра конца XX в. П. Туррини и традиция «народной пьесы». «Фекальные драмы» В. Шваба. Театральные тексты Э. Елинек.

Райнер Мария Рильке. Особенность положения Рильке в австрийской литературе, его «безупречный стиль». Мировоззрение молодого Рильке и его эстетические идеи. Рильке и Россия. Поэтический сборник «Часослов». Бог и человек в нем, темы бедности и смерти. Рильке и его роман «Записки Мальте Лауридса Бригге» (1910). Проблема истинной смерти и истинной жизни у Рильке. «Внешний» и «внутренний» человек в романе. Любовь и творчество как трудная «работа души». Поэтика «потаенного видения» у Рильке. Ассоциативный принцип изображения в романе и его фрагментарность как отображение и символ внутренней жизни и подсознания героя. Трагическое положение художника в современном мире. Библейский мотив «блудного сына», структурная роль исторических персонажей и событий в романе. Место романа в европейской литературе. Мотив исчезающей красоты мира в «Новых стихотворениях». Философское осмысление положения человека в мире, проблемы бытия и культуры, идея приятия жизни в «Дуинезских элегиях». Проблемы искусства в «Сонетах к Орфею».

«Факел». Драма «Последние дни человечества».

Франц Кафка. Кафка и модернизм. «Поэтика сновидения» и поиски иной реальности. Герой и автор в романах Кафки. Проблема одиночества и варианты ее художественного воплощения в «Америке» и «Процессе». Принципы структуры и особенности пространственно-временной основы романа. Философская идея порядка и хаоса, жизни и смерти, судьбы, слабости и бессилия человека. Проблема Бога, религии, церкви. Позднее творчество Кафки и роман «Замок». Проблема художника и массы. Радикальное новаторство Кафки. Аллегоричность его прозы. Фантасмагорическое пророческое видение катаклизмов бытия и судеб человека в XX в. Особенности героя Кафки. Судьба наследия Кафки. Кафка и литература XX в.

Густав Майринк. Роман «Голем» и проблема индивидуального спасения. «Мерцающее сознание» и повествовательная перспектива романа. Символика «Голема» в контексте культурной традиции.

Особенности духовной жизни Австрии после распада империи. Проблема «габсбургского мифа». Творчество Йозефа Рота. Ранние романы Рота в контексте литературы «новой деловитости». «Маленький человек» в послевоенной немецкоязычной литературе. Роман «Бегство без конца» и проблема социализации индивидуума. Социально-историческое и экзистенциальное начала в романе «Иов». Роман «Марш Радецкого» как «исторический роман о современности».

«Смятение воспитанника Тёрлеса» и становление личности и характера в атмосфере распада нравственных ценностей. Философия Маха и проблема иррационального опыта у Музиля. Сборник новелл «Три женщины». Философский роман «Человек без свойств». Проблема нового героя в литературе. Внутренняя и внешняя форма романа. Взаимодействие этического и эстетического начал в художественном тексте. Сатирическое обозрение эпохи и философско-утопический проект. Категория «бессвойственности» и ее романное воплощение. Идея «иного состояния» в романе. Сатира и утопия в романе. Проблема «иного состояния» как утопии. Несостоятельность современного человека перед лицом грядущих потрясений Первой мировой войны и исторических катаклизмов.

«Ослепление» и драмы писателя. Проблема массы и власти в творчестве Канетти. «Безголовый мир» против «мира в голове». Алгебра гармонии: символика чисел в романе. Проблема «интеллигенции и массы», духа и жизни, утраты общечеловеческой морали. Своеобразие сатиры Канетти и критика человеческого безумия.

Герман Брох. Философские, культурно-исторические и эстетические идеи Броха. Теория романа Г. Броха. «Лунатики» Броха. История в трилогии. Идея «полиисторического романа». Проблема «нетерпения познания» и интеллектуализация романного повествования. Редукция индивидуальности и проблема «лунатизма» современного человека. Понятие «распада ценностей» и психология обывателя. Роман Броха как художественный и философско-этический эксперимент. Проблема искусства и художника в «Смерти Вергилия». Проблема «непричастных» и «невиновных» в романе «Невиновные».

Хаймито фон Додерер. Романы об Австрии и ее прошлом. «Штрудльхофская лестница». Роман «Слуньские водопады» и теория романа Додерера. Концепция истории в творчестве Додерера.

«конкретная поэзия». Авторская классификация современной поэзии. «Франкфуртские лекции о поэтике» Ян для. Поэтические новации: глоссолаличе-ский, ритмичный, музыкальный, визуальны характер поэзии Яндля.

Петер Хандке. Философские искания. Погружение в потаенные глубины жизни человека, в его субъективное бытие и сложный характер его взаимоотношений с жизнью. Повести «Страх вратаря перед одиннадцатиметровым», «Короткое письмо к долгому прощанию», «Женщина-левша».

«гельветизма» в духовной жизни Швейцарии. Борьба центростремительных и центробежных тенденций в общественной и духовной действительности Швейцарии. Антивоенная эмиграция в Швейцарии в годы Первой мировой войны. Антифашистская эмиграция в 30-е годы. Идея посреднической роли Швейцарии в культурной жизни Европы. Традиции швейцарской литературы на немецком языке. Расцвет швейцарской литературы в 1960-е годы („Literarisches Wunderland Schweiz») и его влияние на современную литературную ситуацию. Современники Макса Фриша и Фридриха Дюрренматта и «молодое поколение»: Адольф Мушг, Петер Бихсель, Пауль Низон. Бернский и Цюрихский споры о литературе. Швейцария как одна из центральных проблем швейцарской литературы: конфликт реальности и мифа. Понятия «Enge», «Fluent» и «Aussteigertum». Литература вне жанров, на границах искусств. Пауль Низон: «(Canto)».

«Игра в регионализм» и «Fluent aus der Enge»: «Любовник моей матери» У pea Видмера. Образы «пустоты».

Немецкоязычная швейцарская литература 80-90-х гг. XX в. Разнообразие тем и авторских подходов к изображаемому миру: мотив отчуждения в форме загадочного, странного и фантастического (Ф. Холер, У. Видмер, Ю. Ферершпиль); мотив расщепленного времени (X. Летчер), мотив потерянности, безысходности в современности (Т. Хюрлинам).

Герман Гессе. Традиции романтизма и немецкой классики у Гессе. Личность и мир, «путь внутрь» как путь самоусовершенствования личности. Роль восточной философии и культуры в мировоззрении писателя («Сиддхартха»). Философский роман «Степной волк». Отражение проблематики в композиции романа. Два мира в нем. Принципы реализации двоичного принципа романной конструкции. «Магический театр».

Проблема «порога» и «перехода» как философское осмысление жизни и смерти, судьбы человека. Юмор как конструктивный элемент романа. Критика европейской истории и культуры в романе «Игра в бисер». «Фельетонистская эпоха» и «кастальская утопия». Кнехт и идея служения. Биполярность художественного мира Гессе. Ироническое начало.

«Опять они поют», «Бидерман и поджигатели». Темы утраты духовности современным миром, распада личности и обывательской психологии в романах «Штиллер», «Назову себя Гантенбайн», «Homo Faber». Повесть «Монток». Судьба европейской цивилизации в повести «Человек появляется в эпоху голоцена».

Фридрих Дюрренматт. Философское содержание его пьес. Гротескное, парадоксальное видение нравственных проблем современного человека в мире глухих и плотоядных обывателей. Драмы «Визит старой дамы», «Физики». Романы и повести.

Источник

Гайбарян О.Е. «История зарубежной литературы конца 19 – начала 20 веков»
Немецкая литература

Приступая к изучению немецкой литературы соответствующего периода, студентам следует обратиться к рекомендуемым учебникам истории для ознакомления с общественно-политической ситуацией в стране. Возникновение Германской империи во многом предопределило своеобразие литературной ситуации в Германии и Австро-Венгрии. Вена и Прага становятся культурными и литературными центрами не только империи, но и всей Европы.

Знаковой фигурой в культуре Западной Европы рубежа веков становится Р. Вагнер. Студентам будет полезно узнать о восприятии творчества Вагнера немецкими и западноевропейскими писателями рубежа веков. Вагнеровская интерпретация мифа, представление о синтетическом искусстве, поэтика лейтмотивов, образы любви и смерти – вот далеко не полный ряд аспектов творчества Вагнера, нашедших воплощение в творчестве писателей и поэтов.

Одним из ключевых звеньев в эволюции немецкой и западноевропейской литературы рубежа веков является творчество Ф. Ницше (1844-1900). Его личность, творчество оказали огромное влияние на духовную жизнь Европы. Мировоззрение Ницше воплотилось в работах «Человеческое, слишком человеческое» (1878), «Так говорил Заратустра» (1885), «По ту сторону добра и зла» (1886), «К генеалогии морали» (1887), «Сумерки идолов» (1888) и др. Данные работы включены в дополнительный список литературы и предназначены для студентов, желающих расширить свое представление о творчестве Ф. Ницше.

Студенты могут ознакомиться с этими работами, а также с работами Т. Манна и С. Цвейга, посвященными великому немецкому философу. Поистине уникальна блестящая художественная манера Ницше. По его же словам, «по сути дела, это музыка, случайно записанная не нотами, а словами». Ницше одним из первых запечатлел характерное для рубежа веков ощущение «великого внутреннего распада и упадка». Он, по сути, нашел идеологическую основу «декаданса». Правомерно также говорить об «образе декаданса» в творчестве Ницше и его историческом, социальном и религиозном аспектах.

В немецкой литературе рубежа веков важное место занял натурализм, который развивался в 80-90-е годы. Его становление проходило под влиянием русской, скандинавской и французской литератур. Студентам предлагается ознакомиться со спецификой немецкого натуралистического театра на основе анализа творчества Герхарта Гауптмана (1862-1946). По словам Б. Брехта, «история нового театра ведет свое начало от натурализма». Обширен диапазон литературных влияний на Гауптмана: Шекспир и Гете, Тургенев и Достоевский, Ибсен и Толстой.

В программу курса включена пьеса «Перед восходом солнца» (1889). «Истоки моего творчества восходят к Толстому… моя драма «Перед восходом солнца» возникла под воздействием «Власти тьмы», ее своеобразной, смелой трагедийности». Пьеса «Перед восходом солнца» положила начало развитию темы распада связей между близкими людьми, духовной изолированности человека, которая получит свое дальнейшее воплощение в социально-психологических драмах «Праздник примирения» (1890) и «Одинокие». Г. Гауптман – лауреат Нобелевской премии в области литературы 1912 года.

Творчество Т. Манна (1875-1955) «Будденброки» и новеллами соответствующего периода.

Анализируя ранние новеллы Т. Манна, студентам следует обратить внимание на особенности манновского психологизма, проявившегося в скрупулезном анализе внутреннего мира своих героев. Новеллы (1896-99 гг.) посвящены в основном зарисовке и анализу того или иного состояния человека. («Разочарование», 1896; «Паяц», 1897; «Маленький господин Фридеман», 1897; «Луизхен», 1897; «Тобиас Миндерникель», 1897; «Платяной шкаф», 1899; «Смерть», 1897; «Дорога на кладбище»).

Очевидно влияние на раннего Т. Манна идей А. Шопенгауэра и Ф. Ницше (новеллы «Воля к счастью» и «Смерть»).

«Тристан» (1902), «Тонио Крегер» (1903), «Смерть в Венеции» (1913). Новелла «Тристан» – это вагнеровская интерпретация легенды о Тристане и Изольде в ее литературном изложении. Тема взаимоотношений искусства и жизни воплощена в новелле «Тонио Крегер». Несомненна внутренняя связь между новеллой и романом «Будденброки» (1901) (Тонио – Ганно Будденброк). Новеллу можно считать своеобразным творческим манифестом Т. Манна. Новелла «Смерть в Венеции» создана «в защиту искусства, порождаемого чувством и жизнью».

«Доктор Фаустус». Художественная структура романа «Будденброки» традиционна. По мнению исследователей, роман написан в традиционной реалистической манере, близкой к натурализму (Е. Евнина). Это роман – хроника, который сам Т. Манн впоследствии назовет «натуралистическим» (толчком к написанию станет знакомство с романистикой Гонкуров). О близости к натурализму говорит тяготение писателя к детализированному описанию повседневной жизни семьи Будденброков, чрезмерное внимание к физиологическим процессам, факторам наследственности, болезням и т. д.

Студентам необходимо увидеть и отход Т. Манна от описательной натуралистической манеры, связанной с углублением психологизма (образ Томаса Будденброка, Ганно). Анализируя образ Томаса Будденброка, студенты должны отметить его склонность к анализу и обобщению самых тонких своих душевных движений, способность увлекаться сложными философскими системами (А. Шопенгауэр), его тяготение и буквальное слияние с природой.

Источник

Новейшая история зарубежной литературы новейшая немецкая литература

Первым произведением Патрика Зюскинда, что прорвался к читателю, стала написанная в 1980 году и изданная в 1984 году моноп’єса «Контрабас», которую немецкий критик Дитер Шнабель назвал «меланхоличным произведение для одного контрабаса». Эта литературная попытка писателя незаметно совершила существенный переворот, поставив на главный театральный кин героя, издавна лишенного права выражать себя в искусстве вполне и без ограничений.

• развенчание модернистского мифа о возможности художника превратить своим творчеством мир;

• выстраивание своего иллюзорного мира согласно собственного представления

• события в произведениях разворачивались не в той художественной реальности, что для своего понимания нуждалась соотнесения с реальностью эмпирической, а на некотором иллюзорном пространстве культуры, который получил статус надреальности;

• создание собственного мифа об искусстве, основан на следующих идеях:

• крах гения в мире вызван принципиальной невозможностью совместить позаособистісну совершенство и свое внутреннее несовершенство, неспособностью, несмотря на все ухищрения, самому стать источником совершенства, присвоить ее себе и изменить мир, наполнив его гармонией;

«Контрабас». Автор пришел к выводу, что человек был обязан родиться для счастья, причем каждая без исключения. Для одних его поиски продолжались в течение всей жизни, для других это не составляло особых трудностей и счастливыми они были долгое время. Все, видимо, зависело от того, как каждый человек представляла свое счастье, как оценивала себя и как складывалась ее судьба в зависимости от обстоятельств жизни.

Вместе с тем наблюдалась полнейшая безысходность героя: контрабасист не мог быть свободным художником, не мог освободиться из оркестра, потому что его ждала только игра на улице. Быть контрабасистом было тяжело физически, поскольку приходилось больше других музыкантов напрягаться, после каждого концерта менять рубашки, тхнули потом. Контрабас был не очень удобен в «применении»: его трудно было нести и приходилось тащить, он не влезал в авто, в квартире занимал много места, на него все время натыкались, он всегда находился перед глазами: «Если у вас гости, он тотчас выдвигается на передний план. Все говорят только о нем. Если вы желаете остаться с женщиной вдвоем, он будет стоять и наблюдать за тем, что происходит. И даже когда начнется интим, он будет наблюдать за вами».

Застенчивый и сдержанный, герой начал размышлять над своей жизнью. Ему 35 лет, а у него не было собственной семьи, жил он одиноко в изолированной от постороннего шума комнате. Даже после окончания высшей музыкальной школы (где четыре года изучал композицию, гармонию) он ежедневно играл три часа утром и четыре вечером. Даже если вечер был свободный, контрабасист должен был быть готов появиться в театре в любую минуту, поэтому не ложился спать до 12 часов ночи. За все это он получал мизерную зарплату. По сравнению с трудом тенора его заработок составлял 1/8 от 36 тысяч первого.

Художник должен быть сильным, стать тем, кем он мог быть потенциально, не оставаться пассивным, верить в самого себя, прислушаться к самому себе, быть самим собой, стремиться владеть принципами и нормами, которые бы приближали его к цели. Эрнест Хемингуэй утверждал: «Человек не для того создан, чтобы терпеть поражения. Человека можно уничтожить, но его нельзя победить. ».

«Голубка» по своим художественным уровнем принадлежала к лучшим образцам европейской новеллистики.

Однако свобода через одиночество не может быть спасением для человека, который никогда не будет счастлива, живя обособленно от других, в полной изоляции от мира. Именно этот аспект и пытался раскрыть Патрик Зюскинд в своей повести «Голубка».

Боясь насмешек, он снял с банковского счета свои сбережения, собрал чемодан и уехал в Париж, чтобы затеряться среди толпы, чтобы никто его не нашел, чтобы никому не было до него дела.

Окружающий мир воспринимался им как воплощение бессмысленности и абсурда. Вот почему он нашел удовольствие в замкнутом пространстве своей комнаты. Приют принадлежал только ему, потому что защищал его от невзгод жизни. Так Іонатан прожил 30 лет, не пытаясь ничего изменить. Герой слился с атмосферой комнаты, она стала для него «надежным островом в ненадежном мире, его твердой опорой. Его убежищем, его возлюбленной, ибо, когда он вечерами возвращался с работы, она, эта маленькая комната, нежно обнимала его, она его согревала и защищала, она насыщали его душу и тело, она всегда была готова принять его и никогда его не оставляла. Она на самом деле была в его жизни единственным, на что можно было положиться».

Он купил новую кровать, шкаф, обклеил обоями уголок с плитой и раковиной, приобрел телевизор, радио и маленький холодильник. И хотя за приобретенные вещи комната стала намного меньше, Нобель остался верен ей.

Іонатан не допускал даже мысли, что ему придется с ней расстаться. Большинство жителей покинула комнату, поэтому многие из них остались пустыми и были приспособленными для кладовых богатыми жителями нижних этажей. Герой получал достаточно денег, чтобы нанять себе настоящую квартиру со всеми удобствами. Однако он решил купить свою комнату за 55 тысяч новых франков. Уже оплатив мадам Лассаль, владелицы дома, 47 тысяч, остальные 8 тысяч, Іонатан пообещал оплатить в конце года.

Герой впал в отчаяние, пытался найти какое-то занятие и место для ночлега. Встречаться с голубкой второй раз он не собирался ни в коем случае, ни при каких обстоятельствах. Наибольшее беспокойство у него вызывал тот факт, что она могла жить два, три, десять лет, могла войти с ним в физический контакт: дзьобнути в ногу, сесть на него.

После вторжения «постороннего» в его мир Ноэль почувствовал враждебность к окружению, но не мог ничего с этим поделать.

Встреча с голубкой заставила Ионатана много над чем задуматься. Прежде всего он пришел к ужасному выводу: «сущность человеческой свободы заключается в обладании клозетом и что он владеет этой существенной свободой». «Да, он правильно устроил свою жизнь! Он имел довольно счастливое существование. Не было ничего, совсем ничего такого, о чем стоило бы сожалеть или в чем-то завидовать другим людям».

Герой осознал другую истину: чтобы иметь свободу, необходимы деньги, поэтому следует выполнять служебные обязанности должным образом, чтобы не потерять работу. Он прозевал лимузин директора банка и вовремя не открыл ворота. Такого никогда не случалось и не должно было никогда случиться, потому что за это можно потерять работу, а новую нелегко найти. На мизерное пособие по безработице не прожить.

Герой впервые в жизни ощущал потребность в человеческом обществе. Вечерние мысли о суициде сменились на желание жить. Страх перед жизнью исчез.

Патрик Зюскинд признал право человека на свое собственное уединенную жизнь. Верил в то, что его герой способен найти силы противостоять «чужому миру».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *