новогодняя история про страну транснефти
Парадокс «Транснефти» Почему самая операционно-эффективная компания остается самой недооцененной?
Как отмечают эксперты консалтинговой фирмы KPMG, «Транснефть» имеет высокую операционную эффективность в сравнении с зарубежными компаниями-аналогами. Одновременно с этим она является и самой дешевой компанией международного нефтетранспортного сектора. В чем парадокс и как превратить акцию «Транснефти» в «голубую фишку», разбиралась «Лента.ру».
Международная консалтинговая компания KPMG по заказу ПАО «Транснефть» выпустила на прошлой неделе обзор основных показателей ее деятельности и сопоставимых зарубежных компаний за 2018-2019 годы. Кроме российской монополии исследование включало 44 компании из США и Канады, 11 европейских компаний и семь компаний из Южной Америки, Африки и АТР. Анализ, который проводился более чем по 30 индикаторам, подтвердил отсутствие среди зарубежных трубопроводных компаний аналогов, сопоставимых по масштабам трубопроводной деятельности «Транснефти» с точки зрения ключевых производственных показателей, отмечает KPMG. Так, в 2018-2019 годах грузооборот российской компании составлял более 1,2 триллиона тонно-километров, что более чем в семь раз превышает показатель компании с наибольшим объемом грузооборота в США (Enbridge).
Сколько продали
«Транснефть» показывает стабильно высокие результаты по показателю объема транспортировки нефти — 480 и 485 миллионов в 2018 и 2019 году соответственно (при значении медианы в 81 миллион тонн). В 2018 году грузооборот по нефти составил 1 217 397 миллионов тонн-километров. Объем транспортировки нефти «Транснефти» превышает показатели всех сравниваемых компаний. Такое отличие аналитики KPMG объясняют не только масштабом сети магистральных трубопроводов, но и значительно большим плечом транспортировки (по состоянию на 2019 год — 2572 километра, что превышало медианное значение в 3,3 раза). При этом выручка от предоставления услуг по транспортировке нефти «Транснефтью» значительно превышала выручку других компаний в выборке. В 2019 году она составила 10,87 миллиарда долларов (1,07 миллиарда долларов — медианное значение). Эксперты KPMG также отметили, что выручка крупнейшей иностранной компании по данному показателю в прошлом году Enbridge Inc. почти на 29 процентов ниже значения ПАО «Транснефть».
В категории «транспорт нефтепродуктов» «Транснефть» показала близкие к средним по итоговой выборке результаты — 38 миллионов тонн в 2019 году при медиане равной 48 миллионам тонн. При этом по величине грузооборота нефтепродуктов компания также является одной из крупнейших компаний в мире, превышая показатель большинства зарубежных аналогов. В минувшем году — 49 800 миллионов тонно-километров (что больше медианы почти в 5,5 раза). По показателю протяженности нефтепродуктопроводов «Транснефть» также занимает первое место. По их транспортировке выручка компании также превышала выручку большинства других компаний в выборке и составила 1,05 миллиона долларов, что почти в 2 раза выше медианного значения (633 миллиона долларов).
Цена эффективности
Из обзора KPMG следует, что средневзвешенный тариф «Транснефти» в 2018-2019 годах, рассчитанный на 100 тонно-километров грузооборота нефти, более чем вдвое ниже медианного значения для сопоставимых компаний: 0,87 доллара против медианы 2,13 доллара. Аналогичная ситуация и с тарифом на транспортировку нефтепродуктов — его значение у «Транснефти» более чем на 32,9 процента ниже медианного среди зарубежных компаний: 2,12 доллара против 3,16 доллара.
«Величина удельных операционных расходов ПАО «Транснефть» на транспортировку нефти в 2019 году в 3,2 раза ниже медианного значения среди зарубежных компаний (0,31 доллара за 100 тонно-километров против медианы 1,01 доллара), — отмечают эксперты KPMG. — В ПАО «Транснефть» 2018-2019 годах «вес» удельных расходов на 100 тонно-километров грузооборота нефти при сопоставлении с уровнем средневзвешенного тарифа сохранился в размере 35-36 процентов».
Показатель рентабельности по EBITDA «Транснефти» В 2018-2019 годах находился на стабильном уровне и составил 44-46 процентов, однако был немного ниже уровня медианного значения (50 процентов) по сравниваемым компаниям. Аналитики отметили, что у компаний Chevron Pipeline, ExxonMobil Pipeline в 2018-2019 годах была зафиксирована отрицательная EBITDA, что привело к отрицательной рентабельности по данному показателю.
Коэффициент износа основных фондов российской монополии в 2019 году (41 процент) находился ниже уровня медианного значения (46 процентов), а уровень удельного потребления электроэнергии при транспортировке нефти, одной из ключевых статей операционных расходов для всех трубопроводных компаний, был ниже медианного значения на 25,4 процента. При этом производительность труда в натуральном выражении оказалась выше медианного значения более чем в 2 раза. По отношению к 2018 году этот показатель повысился на 1,7 процента. Также в 17 раз ниже медианного значения среди сопоставимых компаний было значение и удельной аварийности при транспортировке по магистральным трубопроводам.
Самая дешевая
Парадоксально, что при таких отличных операционных показателях акции «Транснефти» из года в год показывают динамику хуже рынка. Например, с начала этого года капитализация компании упала на 18 процентов на фоне индекса Мосбиржи, который вырос на 3,8 процента.
Остается «Транснефть» и самой дешевой среди всех международных компаний своего профиля. Оценочный коэффициент «Стоимость бизнеса» (EV) к EBITDA для мирового сектора в среднем составляет 10,5, у «Транснефти» этот показатель составляет всего лишь около 4, «Транснефть» стоит в среднем в 2,5 раза дешевле средней компании сектора.
Главная причина — низкие дивиденды. Компания платит ниже 50 процентов от чистой прибыли по МСФО. По итогам 2019 года на дивиденды было направлено 11 612,2 рубля на акцию (47 процентов прибыли). Текущая дивидендная доходность составляет 7,9 процента, что выше ставок по банковским депозитам и государственным облигациям, высокая дивидендная доходность обусловлена низкой ценой акции.
Впрочем, 50 процентов от прибыли сегодня уже мало. «Золотым стандартом» в индустрии является выплата 100 процентов от чистой прибыли. В настоящее время «Транснефть» завершила основные инвестиционные проекты и ее денежный поток растет. Вероятно, в дальнейшем государство как основной акционер будет настаивать на повышении дивидендов до рыночного уровня. По мнению аналитика Raiffeisenbank Сергея Гарамиты, в будущем как вариант повышения дивидендов не исключается возможность выплаты всего свободного денежного потока. В этом случае дивидендная доходность может стать двузначной в 2022 году.
Обратный выкуп и опционная программа для менеджмента
Другим минусом «Транснефти» является то, что в отличие от многих других публичных компаний, она не проводит обратных выкупов своих акций. Таким образом на рынке отсутствует стабилизационный механизм в случае резких просадок на бирже. Еще два года назад, в ноябре 2018 года, член совета директоров нефтетранспортной монополии, гендиректор Российского фонда прямых инвестиций (РФПИ) Кирилл Дмитриев анонсировал программу выкупа с рынка привилегированных акций «Транснефти». «Менеджмент «Транснефти» предпринимает ряд важных шагов по повышению капитализации компании. У нас еще будет несколько обсуждений этой программы и на комитете по стратегии, и на совете директоров. Поэтому, я думаю, это все может начать реализовываться в следующем году», — сказал он. Но в реальности программа до сих пор не принята. Эта же программа должна была предусмотреть разработку новой системы мотивации менеджмента, привязанной к росту дивидендов и стоимости привилегированных акций компании, которые на рынке считают недооцененными.
Дробление акций
Также шли разговоры о дроблении акций, но до дела не дошло. Проблема тут технического свойства — одна акция компании стоит более 140 тысяч рублей, а это значит, что для широкого круга инвесторов-физлиц эта бумага недоступна, что снижает общий спрос. Простым техническим действием по дроблению акций с коэффициентом 1:1000 эту проблему можно было бы решить и сделать акции доступными массовому инвестору, тем более что в настоящее время рынок инвестиций частных лиц в акции стремительно растет.
Инвестиционные аналитики указывают на значительную недооценку акций компании — например, у Сбербанка справедливая цена за акцию «Транснефти» — 250 тысяч рублей (75 процентов потенциал роста к текущей рыночной цене). Но для того чтобы этот потенциал был реализован, от компании требуется более активная работа с фондовым рынком. Возможно, после вышедшего исследования KPMG крупнейшие акционеры «Транснефти» (государство в лице Росимущества, НПФ «Газфонд пенсионные накопления», ЗПИФ «Газпромбанк-Финансовый», Российский фонд прямых инвестиций, Российско-Китайский Инвестиционный Фонд, Российско-Японский Инвестиционный Фонд, Суверенный фонд Саудовской Аравии) ускорят работу над программой по повышению дивидендов и капитализации компании.
В «Транснефти» заявили о трате ₽2 млрд на борьбу с COVID-19
Расходы компании «Транснефть» на мероприятия по борьбе с COVID-19 в 2020 году составили около 2 млрд руб. Об этом заявил «Интерфаксу» пресс-секретарь компании Игорь Демин.
Основную статью расходов на борьбу COVID-19 составили затраты на тестирование сотрудников компании, а также затраты на организацию временных обсерваторов для работников, где они пережидали карантин перед отправкой на вахту.
Кроме того, деньги расходовали на приобретение масок и перчаток, закупку дезинфекторов и оборудования для обеззараживания воздуха, дезинфекцию помещений и транспортных средств.
По словам Демина, существенную часть в затратах заняла также доплата работникам до среднего заработка сверх пособия по временной нетрудоспособности, выплачиваемого за счет средств Фонда социального страхования, выплаты повышенной вахтовой надбавки и создание условий автономной работы на части станций.
В 2021 году, по словам пресс-секретаря компании, на борьбу с эпидемией планируют потратить сопоставимую сумму.
«Транснефть» — российский оператор магистральных нефтепроводов. Компания контролируется государством и обеспечивает перекачку 83% добываемой в стране нефти.
«Транснефть» владеет свыше 67 тыс. км магистральных трубопроводов, более 500 насосными станциями и резервуарными емкостями объемом более 24 млн кубометров.
Компания также будет настаивать на обязательной вакцинации от COVID-19 для всех сотрудников. «Мы будем настоятельно добиваться массовой вакцинации всех сотрудников предприятия», — заявил Демин. Среди тех, для кого введут правило обязательной вакцинации, — диспетчеры, сотрудники товарно-транспортного сегмента и охрана.
Ранее Демин сообщил РБК, что «Транснефть» намерена снизить финансирование инвестиционных программ на 2020 и 2021 год. Однако насколько именно будут сокращены расходы, пока неясно. Как сообщала компания, финансирование инвестиций в текущем году будет уменьшено на 20% от объемов программ, или более 45 млрд руб., а в следующем году — на 12% (около 30 млрд руб.).
Основной причиной сокращения расходов стало снижение выручки компании из-за падения объемов прокачки нефти и нефтепродуктов, особенно на экспорт, как следствие сделки ОПЕК+ с сокращением добычи нефти, а также отказ правительства позволить компании выплатить дивиденды на голосующие акции за 2019 год в рассрочку за три года.
Прибыль «Транснефти» упала до многолетнего минимума на фоне сделки ОПЕК+
«Транснефть» — мировой лидер по объемам транспортировки нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам. На 30 сентября 2020 года общая протяженность сети нефтепроводов компании составляет 50,8 тысячи километров.
Компания занимает монопольное положение в России на рынке транспортировки нефти. За период с января по сентябрь текущего года она транспортировала около 83% всей добываемой нефти в России и около 30% выпускаемых светлых нефтепродуктов.
В первой половине 2020 года в нефтегазовой отрасли произошел кризис на фоне пандемии. Из-за этого снизился спрос на углеводороды, что привело к резкому падению цен и заставило крупнейших экспортеров экстренно договариваться о дополнительном снижении объемов добычи нефти с 1 мая текущего года в рамках ОПЕК+.
Все это негативно отразилось на бизнесе «Транснефти». Она снизила объемы транспортировки нефти через трубопроводную систему и морские порты на фоне сокращения добычи нефти российскими компаниями.
Как кризис отразился на операционных показателях
За первые 9 месяцев 2020 «Транснефть» транспортировала 334,8 млн тонн нефти внешним покупателям. Это на 8% меньше результатов аналогичного периода прошлого года.
При этом поставки на нефтеперерабатывающие заводы в России снизились лишь на 4% — до 176,4 млн тонн, а основное падение пришлось на объемы экспорта, которые сократились на 12%.
Основной объем нефти экспортируется в страны дальнего зарубежья: Китай и Европу. По результатам 9 месяцев 2020 года экспорт туда упал до 148,9 млн тонн, что стало худшим результатов последних лет.
По итогам 9 месяцев объемы транспортировки нефтепродуктов выросли относительно прошлого года и составили 29 млн тонн. Из них 74% ушло на экспорт в дальнее зарубежье. Основную долю экспорта составили поставки дизельного топлива.
Тарифы для компании
«Транснефть» — естественная монополия. Плату за свои услуги по транспортировке нефти и нефтепродуктов компания назначает на основании тарифов, которые устанавливает Федеральная антимонопольная служба в рублях.
При этом с 2021 по 2030 год рост тарифов на транспортировку нефти будет устанавливаться правительством на уровне 99,9% от прогнозируемого уровня инфляции на ближайший год.
С учетом девальвации рубля «Транснефть» имеет один из самых низких тарифов в мире по транспортировке нефти среди компаний-аналогов.
Средний удельный тариф на транспортировку нефти на 1 декабря 2020 года, в долларах за 100 т-км
JANAF (Хорватия) | 3,42 |
MERO (Чехия) | 2,87 |
Каспийский трубопроводный консорциум | 2,73 |
Transnafta (Сербия) | 2,55 |
Transpetrol (Словакия) | 1,69 |
«Укртранснафта» (Украина) | 1,48 |
Казтрансойл (Казахстан) | 1,36 |
MOL (Венгрия) | 1,35 |
Przyjaźń (Польша) | 1,05 |
TAL Pipeline (Италия, Австрия, Германия) | 0,95 |
«Транснефть» (Россия) | 0,76 |
«Гомельтранснефть дружба» (Беларусь) | 0,74 |
Финансовые показатели
По итогам 9 месяцев 2020 года выручка «Транснефти» снизилась на 10% год к году — до 716,4 млрд рублей. Падение стало следствием сокращения объемов поставок нефти в связи со сделкой ОПЕК+.
Транспортировка нефти и нефтепродуктов на внутренний и внешние рынки — основные источники дохода, на долю которых за 9 месяцев текущего года пришлось 77,8% от всей выручки.
«Транснефть» зарабатывает на самостоятельной продаже нефти и нефтепродуктов в рамках договора с Китайской национальной объединенной нефтяной корпорацией. Договор заключен на 20 лет. «Транснефть» обязана поставлять 6 млн тонн сырой нефти в Китай ежегодно. Эта нефть покупается у «Роснефти».
Кроме того, «Транснефть» контролирует крупнейшего портового оператора — НМТП. За 9 месяцев 2020 года экспорт нефти в дальнее зарубежье через морские порты составил 85 млн тонн.
Услугами «Транснефти» пользуются крупнейшие российские государственные и частные нефтяные компании, а также национальная объединенная нефтяная корпорация.
Операционные расходы «Транснефти» за 9 месяцев 2020 года составили 373,8 млрд рублей. Это на 10% меньше относительно аналогичного периода предыдущего года. Основной причиной сокращения затрат стало падение себестоимости реализации нефти и нефтепродуктов.
В итоге операционная прибыль рухнула на 19%: с 221,7 до 179,3 млрд рублей.
Прочие расходы выросли почти в 4 раза — до 24,2 млрд рублей. В отчетный период некоторые участки нефтепродуктопроводов оказались загруженными не полностью. Из-за этого снизился ожидаемый денежный поток от их эксплуатации. В результате компания переоценила эти активы и признала убыток от обесценивания на 21,1 млрд рублей.
«Транснефть» владеет долями в компаниях, которые занимаются транспортировкой нефти и нефтепродуктов, транспортной обработкой грузов, а также оптовой торговлей электрической и тепловой энергией. По итогам 9 месяцев этого года возник убыток в 5,6 млрд рублей вместо прибыли в 2,3 млрд рублей за аналогичный период прошлого года от участия в совместных и зависимых компаниях на фоне неблагоприятной рыночной конъюнктуры.
Финансовые расходы «Транснефти» снизились в 3 раза — до 7,1 млрд рублей — из-за переоценки курсов валют на фоне девальвации рубля.
Как итог — чистая прибыль компании за январь — сентябрь 2020 года снизилась до минимума последних лет и составила 109,7 млрд рублей. Это на 30% ниже результатов аналогичного периода прошлого года.
Долги
Общий долг холдинга вырос с начала года на 1% — до 646 млрд рублей. Около 90% долга «Транснефти» в рублях, а 10% — в долларах. Уровень долговой нагрузки компания рассчитывает по мультипликатору «общий долг / EBITDA». На 30 сентября 2020 года он составил всего 1,4, что свидетельствует о стабильном финансовом положении компании.
При этом чистый долг «Транснефти» снизился на 17% — до 459,9 млрд рублей. Это случилось из-за резкого роста объема денег и их эквивалентов на счетах: с 83,6 млрд рублей в начале года до 186 млрд рублей на 30 сентября.
Дивиденды
Все обыкновенные акции «Транснефти» принадлежат государству. На Московской бирже торгуются только привилегированные акции, для которых в уставе компании прописано особое условие: компания должна направлять на них не менее 10% от чистой прибыли по итогам года, при этом размер выплаты на одну привилегированную акцию не может быть меньше, чем на одну обыкновенную акцию.
В дивидендной политике компании написано, что базовый уровень дивидендных выплат составляет 25% от чистой прибыли по МСФО, которая может быть скорректирована с учетом разовых и неденежных статей финансовой отчетности. А по факту компания с 2017 года направляет на дивидендные выплаты не менее 50% от скорректированной чистой прибыли.
В сентябре на годовом собрании акционеров компания утвердила дивиденды по итогам 2019 года в размере 11 612 Р на привилегированную акцию, что составило 53,1% скорректированной чистой прибыли.
В начале декабря состоялась телефонная конференция с инвесторами и аналитиками, на которой первый вице-президент компании заявил, что вопрос о пересмотре дивидендной политики «Транснефти» назрел. Но менеджмент ждет, когда будет готов документ Минфина, регламентирующий выплаты дивидендов госкомпаниями, чтобы корректировать дивидендную политику с учетом полученных рекомендаций.
Что в итоге
Кризис в углеводородной отрасли негативно повлиял на операционные и финансовые результаты «Транснефти» по итогам первых 9 месяцев текущего года. Из-за снижения объемов добычи нефти российскими компаниями с мая этого года по соглашению ОПЕК+ уменьшились и объемы транспортировки нефти, что привело к падению выручки и чистой прибыли.
Договор между странами ОПЕК+ будет оказывать давление на операционные и финансовые показатели компании. До конца 2020 года страны ОПЕК+ обязаны сокращать добычу нефти на 7,7 млн баррелей в сутки, а с января 2021 года, согласно новым договоренностям, ограничения составят 7,2 млн баррелей в сутки.
Государственная тарифная политика тоже ограничивает рост «Транснефти». Компания не может самостоятельно поднимать цену на свои услуги по транспортировке нефти и нефтепродуктов.
При этом в 2019 году «Транснефть» завершила вложения в развитие трубопроводной системы и планирует в 2020—2024 годах основную часть инвестиций направлять на обновление ее технологий и реконструкцию. Есть все основания ожидать, что в 2021 году компания зафиксирует в дивидендной политике норму о дивидендных выплатах в размере не менее 50% от скорректированной чистой прибыли, которая по факту выполняется с 2017 года.
Лариса Каланда устроила праздник жизни за счет «Транснефти»
Образно говоря, к Ларисе Каланда выстроилась очередь из отечественных и иностранных юридических контор, которые жаждут заполучить и себе кусочек пирога побольше, поучаствовать в разделе огромных бюджетов, которые «Транснефть» стала тратить на ведение юридических дел. Некоторые сравнивают эту ситуацию чуть ли не со временами «золотой лихорадки», настолько серьезные суммы тратятся Ларисой Каланда. Говорят, многие готовы работать и за 50%, возвращая вторую половину нанимателю.
«Это, конечно, бомба…»
Благодаря этим колоссальным ресурсам Каланда и «Транснефть» недавно выиграли суд «века»: Арбитражный суд Москвы признал недействительной сделку «Транснефти» и Сбербанка с деривативами. Как известно, сделки с деривативами часто используются российскими компаниями для хеджирования валютных рисков и эксперты опасаются, что это решение отбросит российский рынок деривативов на 20 лет назад.
Теневой руководитель Фемиды
Владимир Каланда вхож к силовикам, а также к руководителям судов, эксперты даже называют его теневым руководителем Фемиды. Дело в том, что Каланда долгое время был секретарем президентской комиссии по назначению федеральных судей. Это и позволяет его жене Ларисе Каланда – куратору юридического блока в компании «Транснефть», что называется, «работать» с этими самыми судьями и добиваться нужных результатов.
Ироничные наблюдатели говорят, что «Федеральной антимонопольной службе впору рассмотреть вопрос в отношении нарушения антимонопольного законодательства, поскольку деятельность супругов Каланда привела к монополизации решений судов в интересах данной группы лиц». Изначально же уникальную спарку «Каланда» разглядели акционеры Альфы: Петр Авен, Михаил Фридман и Герман Хан. Им принадлежала нефтяная компания ТНК-BP, где Лариса Каланда трудилась с 1997 по 2006 год. Известно, что похвальбы Михаила Фридмана и других альфовцев о том, что они никогда не проигрывали в судах, являются общим местом. Так вот сегодня, наконец, стал известен их секрет юридического «триумфа» – удачливое неформальное семейное предприятие Каланда.
«She is on the ball»
Цель Каланды – зарабатывать на решении судебных вопросов. Цель американцев – расширение санкций в отношении российской нефтяной отрасли. Решение в суде в отношении Сбербанка ставит крест на возможности хеджирования рыночных рисков российским нефтегазовым сектором. Именно этого и добивались американские спецслужбы в отношении России. Как говорит Дмитрий Киселев с канала «Россия»: «Совпадения? Не думаю…». По имеющейся информации, история со Сбербанком вызвала массу вопросов и требует самой серьезной проверки и анализа.
Президент «Транснефти» Николай Токарев в силу возраста, а ему под 70, уже не может адекватно и быстро реагировать, поэтому пока не понимает, в какую историю его втянула Лариса Каланда. По информации из самой «Транснефти», все дело в том, что «Токарев очарован Ларисой. У них конфетно-букетный период. За глаза она любовно зовет его «дедушка Коля» и ей дозволено практически все.
Размах «трудовых успехов» в «Транснефти» Ларисы Каланда поистине впечатляет: с ее приходом сильно затруднена и практически остановилась работа независимых нефтеперерабатывающих заводов. Перебои вызваны тем, что в «Транснефти» «вдруг» стали появляться проблемы с заключением договоров на прокачку нефти продуктов для компаний, и особенно для независимых нефтеперерабатывающих заводов. Нет договора – нет и поставки сырья, что ставит независимые НПЗ, такие как Афипский, Новошахтинский, Ильский и другие на грань остановки и закрытия. Опять же по странному стечению обстоятельств, в отношении ряда НПЗ начались попытки рейдерских захватов, которыми занимаются юридические фирмы…. близкие к Ларисе Каланда.
«Les Arcades» принадлежат две роскошные виллы, которые расположены по соседству на Лазурном Берегу в районе Ванс – приюте кинозвёзд и миллиардеров. Оценочная стоимость каждой виллы составляет до 50 млн евро. О вилле Каланды известно, что дизайн её внутренних помещений выполнял Ален Госселен – знаменитый французский архитектор и декоратор интерьеров яхт в Монако, лофтов в Нью-Йорке и престижных резиденций в Дубае. Выполненный им дизайн обошёлся примерно в 2 млн евро. Всю эту роскошь, судя по всему, постарались спрятать от внимательных глаз: в апреле 2013 года Алина Каланда внезапно вышла из «Les Arcades».
Наблюдатели отмечают, что смена собственника совпала по времени с постановлением Дмитрия Медведева, подписавшего в 2013 году постановление, обязавшее сотрудников государственных компаний публично декларировать принадлежащее им имущество.
Кто многое терпит, дождется того, чего он не сможет вытерпеть
Интересно, а как на всю эту кипучую и энергичную деятельность смотрит президент «Транснефти» Николай Токарев? В курсе ли он заговора, зреющего буквально под боком? Готов ли он мириться и дальше со скандалами своих подчиненных из-за незадекларированной недвижимости? Ведь еще недавно сам он был героем публикаций о том, что его семья владеет зданием в 8 тыс. кв. метров на Зубовской площади, элитными апартаментами в Юрмале на первой линии знаменитых песчаных пляжей, а также роскошной виллой 19 века на острове Лошинь (Хорватия) в Адриатическом море, построенной для австрийского императора Франца Иосифа I.
Говорят, этот скандал серьезно попортил Николаю Токареву нервы, и стоил больших усилий, чтобы не потерять доверие руководства страны… так вот, готов ли он и дальше терпеть многочисленные аферы своих подчиненных и зреющий заговор? Ответы на эти вопросы пока без ответа.
Чем ближе старость, тем быстрее шагает стрелка часов
Тем временем, наблюдатели говорят, что в погоне за властью и заработками, у Ларисы Каланда начались проблемы в семейной жизни, что может привести к сбоям в налаженной работе по разделу бюджетов монополии и планах по смене руководства компании. По мнению семейного психолога Михаила Лабковского сами неурядицы связаны с тем, что «постоянные стрессы изнашивают организм и приводят к необратимым изменениям во внешнем виде и в психике, что не могут поправить даже самые искушенные врачи. Психологи советуют пожилым женщинам после 50 меньше работать, и больше сидеть дома с внуками. Пока бизнес-вуман увлечена своим делом, ей и в голову не придет бросить это все, чтобы сесть дома, но мужья таких бизнес-вумен неминуемо начинают концентрировать свое внимание на молодых, условно говоря, «украинских» девушках. Конечно, в таких ситуациях речь не идет об интеллектуальном наслаждении, но молодость, красота и задор, как правило, перевешивают чашу весов – и мужья частенько покидают семейную гавань, кто на время, кто навсегда».