новые методы преподавания истории

Концепция преподавания истории России в школах: традиции и инновации

В 2013 году было дано поручение президента о разработке единых концептуальных основ преподавания отечественной истории. Предполагалось, что новая Концепция решит сразу несколько задач: унификация учебного материала, терминологических понятий и представлений, перечня имен и персоналий. Список самих дат и перечень источников тоже предполагалось унифицировать.

В 2014 году появилась единая концепция новых учебников, и, поскольку в 2015 году они начали вводиться в строй, часто стали возникать вопросы: что переделать? что доделать? от чего отказаться?

«За последние пять лет появилось немало конструктивных критических замечаний по содержанию учебников и по тому, как выстраивать сам курс преподавания истории — все это было учтено рабочей группой Российского исторического общества, которая готовила этот проект».

В июне 2020 года состоялось собрание РИО, на котором все заинтересованные стороны, в том числе Министерство просвещения, обсуждали новую Концепцию и внесли свои правки в составление документа.

Почему назрели изменения?

Для начала вспомним, что не устраивало учителей в старом формате преподавания истории.

Во-первых, много вопросов вызывал курс истории, который заканчивался для большинства учеников в 10 классе. Количество часов на изучение истории XX века уменьшилось — ведь раньше XX век изучали еще и в 9 классе.

Возврат к линейной системе преподавания истории требовал определения — что и как мы должны изучать по истории в 11 классе. Еще один насущный вопрос — определиться с тем, каким образом будет проходить итоговая аттестация в старшей школе.

Во-вторых, всех учителей волновала судьба интегративного курса «Россия в мире», который предлагалось проводить как курс по выбору в 10-11 классах.

В-третьих, необходимо было добиться того чтобы адаптировать все курсы, которые касаются региональной истории, к существующему историко-культурному стандарту.

В-четвертых, и этот вопрос остается актуальным до сих пор, важна последовательность в изложении исторических материалов, которые даются на каждой ступени обучения в школе.

В-пятых, необходимо понимание, как контролировать содержание материалов. Ведь экспертиза новых учебников, которые издавались в последние годы, снимает все ранее существовавшие ограничения. Такое положение вещей может привести к возвращению в те времена, когда историко-культурный стандарт только начинал разрабатываться.

Еще один важный момент — переподготовка и повышение квалификации учительских кадров. Создание институтов развития образования или их радикальная трансформация тоже давно требовали изменений. И тут особое внимание надо обратить на так называемые трудные вопросы истории, которые были обозначены в Историко-культурном стандарте. Что мы понимаем под этими вопросами? В чем, собственно, их сложность?

«У современного учителя отсутствует реальная возможность обращать внимание на трансформацию исторических представлений и новых данных, которые существуют в исторической науке. Это вопрос историографического пополнения и наращивания знаний, который должен решаться регулярно через методическую помощь и институты дополнительного образования».

Что изменилось в новой концепции?

Не совсем справедливо называть эту концепцию новой. Ведь впервые она появилась именно в том виде, который имеет сейчас. Впрочем, скорее всего, в дальнейшем все-таки потребуются какие-то коррективы и что-то будет изменено. Итак, какие же ключевые моменты отражает новая Концепция?

Первое. Сохранены методологические и содержательные основы Концепции 2014 года, а Историко-культурный стандарт не выступает обязательным положением — он включен в качестве приложения-ориентира, который охватывает формирование содержания курса истории России в школе через рабочие программы самих учителей.

Второе. По просьбе учителей закреплен переход на линейную систему изучения истории России с 6 по 11 классы с увеличением учебного времени. Это происходит за счет того, что курс истории России и всеобщей истории не заканчивается в 10 классе.

Многие учителя считали, что это задача не концепции, а примерных программ, которые закрепляют содержание, но в данном случае концепция идет как раз вслед за примерными программами. Концепция имеет в виду возможности вариативного изучения истории. И по этому пути шли целые регионы. В Омске и Петербурге, например, уже принята именно такая модель.

Третье. Зафиксирована синхронность курсов и основных тем по истории России и всеобщей истории. И снова это не директива, а просто некий ориентир — где что изучать, чтобы не допустить асинхронности в изучении курсов.

Четвертое. Установлен принцип соответствия учебного содержания положениям Концепции историко-культурного стандарта при подготовке и оценке учебников по истории России и пособий по региональной истории и культуре.

Пятое. Предусмотрено проведение обязательной проверки учебных достижений ребят основной и старшей школы в форме контрольной работы, которая имеет статус допуска к ГИА.

Шестое. Отмечена необходимость привлечения РИО к экспертизе учебников по истории России. Это, естественно, делается для того чтобы реализовать Концепцию историко-культурного стандарта и других нормативных документов.

Седьмое. Материалы Историко-культурного стандарта, которые определяют события, персоны и источники, выведены в специальный раздел «Рекомендации». И это снижает нагрузку на учителя при формировании рабочей программы курса.

Восьмое. Предложены исторические наименования государственных территорий. Это была одна из тех особенностей, на которые обращали внимание учителя, преподавая по новым учебникам.

«Реакция педагогического сообщества на учебную литературу — это исключительно важный канал связи, который позволяет увидеть и понять, как срабатывают концептуальные положения, которые заложены в документах».

И вот живой пример: в прошлой редакции Историко-культурного стандарта существовало несколько вариантов названия нашего государства на ранних стадиях его развития: Древняя Русь, Русь, Киевская Русь. В зависимости от того, кто из ученых писал соответствующий раздел учебника, названия могли различаться.

Девятое. Устранен ряд содержательных противоречий. Проведена терминологическая унификация. Внесены изменения, которые отражают сюжеты, связанные со Второй мировой и Великой Отечественной войной:

При разработке Концепции удалось учесть множество из тех пожеланий, которые предлагались нашими коллегами — педагогами.

Что изменилось в курсе отечественной истории?

Изучение истории России начинается, как и раньше, с 6-го класса. А с 5-го, как это и происходило, идет изучение истории древнего мира. Но есть и некий мостик, который связывает изучение истории в курсе основной школы, и знания по истории, полученные школьниками в начальных классах, — это рабочие тетради.

В 6-м классе показаны ранние периоды развития государства, особенности, которые предшествовали образованию государственных границ. А в 7-м классе рассматривается уже Россия в XVI-XVII веках. В 8-м изучается конец XVII века и весь XVIII век. 9-й класс — так называемый «долгий» XIX век. Предполагается, что в 10-м классе изучение отечественной истории начнется с событий Первой мировой войны и дойдет до завершения Второй мировой. А в первом полугодии 11 класса будет изучаться послевоенный период нашей страны и современная история.

Кстати, разделы Историко-культурного стандарта современной истории России пересмотрены и приобрели более логичную структуру, стали более детализированными.

«Проект Концепции преподавания истории размещен на сайте Российского исторического общества. Приветствуются ваши пожелания, предложения и комментарии, которые можно направить в Министерство просвещения и в РИО».

Следующий этап после принятия Концепции — внесение соответствующих изменений в новую редакцию ФГОС и в примерные образовательные программы.

Источник

«Современные педагогические технологии на уроках истории»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

МКОУ «Тугулымская В(С)ОШ»

« Современные педагогические технологии на уроках истории »

Ковязина Елена Александровна

Учитель истории и обществознания

МКОУ «Тугулымская В(С)ОШ»

Глава 1. Современные технологии как средства обучения на уроках истории

Глава 2. Использование современных педагогических технологий на уроках истории

2.1. Проектно-исследовательские технологии

2.2. Игровые технологии

2.3. Технологии проблемного обучения

Список использованных источников и литературы

Большинство современных педагогических технологий представляют собой синтез достижений педагогической науки и практики, сочетание традиционных элементов прошлого опыта и того, что рождено социальными процессами, происходящими сегодня. Всё это относится и к методическим приёмам и современным технологиям в преподавании истории.

Современные педагогические технологии, воздействуют на все компоненты системы обучения: цели, содержание, методы и организационные формы обучения, средства обучения, что позволяет решать сложные и актуальные задачи педагогики, а именно: развитие интеллектуального, творческого потенциала, аналитического мышления и самостоятельности.

В данной работе актуальность темы состоит в том, что педагогические возможности современных технологий обучения очень перспективны и, как способ обучения, намного превосходят возможности традиционных способов реализации учебного процесса.

Важным, является определение того, как необходимо поступать педагогу при разработке содержания инновационного обучения, что следует передать посредством новых обучающих систем. Таким образом, целью работы является стремление всесторонне рассмотреть процесс внедрения современных технологий в обучении истории в общеобразовательной школе.

Исходя из цели, вытекают следующие задачи:

• Во-первых, произвести анализ современных педагогических технологий.

• Во-вторых, дать определение понятию педагогических технологий.

• В-третьих, показать роль современных педагогических технологий в обучении истории.

Глава 1. Современные технологии как средства обучения на уроках истории

Сколько бы лет учитель истории не преподавал, он все время сам продолжает учиться. Следит за развитием исторической науки, учится преподавать свой предмет. Последние годы ознаменовались активными поисками и широким использованием новых педагогических технологий, позволяющих значительно повысить, эффективность обучения. Чтобы узнать педагогические технологии, необходимо познакомиться с ними, изучить их. Так что же такое современные педагогические технологии?

Мировая педагогическая наука рассматривает сегодня преподавателя как менеджера, управляющего активной развивающей деятельностью обучающегося. В этой ситуации преподаватель должен владеть всем инструментарием методов обучения, и роль технологий в достижении современного качества образования в этих условиях значительно возрастает. К числу современных образовательных технологий можно отнести:

— технологию личностно-ориентированного обучения;

-технологию использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и других видов обучающих игр;

— технологию развивающего обучения (Д.Б. Элькольнин и В.В. Давыдов);

— коллективную систему обучения;

— технология модульного обучения.

— технология дистанционного обучения

— интерактивные технологии: «Дебаты», проведения дискуссий, тренинговые технологии,

— технологию разноуровневого обучение;

— здоровьесберегающие технологии и другие.

Глава 2. Использование современных педагогических технологий на уроках истории

Наиболее оптимальными для преподавания истории можно считать: коммуникативные, информационные, групповые, игровые, исследовательские, развивающие, разноуровневые, интерактивные и мультимедиа технологии. Рассмотрим некоторые из них.

2.1. Проектно-исследовательские технологии

Одной из эффективных форм работы выступает ученическое исследование. Цель ученического исследования — глубокое и прочное усвоение программного материала, формирование у учащихся исследовательских навыков. В ходе ученического исследования используются разнообразные источники: текст учебника, научно-популярная литература, документы, ресурсы Интернет, материалы СМИ и др. Проектно-исследовательская технология, позволяет обеспечить высокий уровень самостоятельности и творческой активности обучающихся. Использование данной технологии позволяет педагогу разнообразить формы и методы работы, активизировать деятельность учащихся. Целью проектно-исследовательской деятельности является понимание и применение учащимися знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении различных предметов. Проектная деятельность содержит: анализ проблемы; постановку цели, выбор средств ее достижения, поиск и обработку информации, оценку полученных результатов и выводов.

Учащиеся разрабатывают различные формы проектов: доклад, эссе, реферат, плакат, презентация, видеоролик и т.д.

Совместно с учащимися разрабатываются критерии оценки защиты проекта:

* Качество работы: полнота представления темы, аргументированность, убедительность представления проекта, объем и глубина знаний

* Культура речи: использование наглядных средств, чувство времени, удержание внимания аудитории

* Деловые качества докладчиков: готовность к дискуссии, доброжелательность, контактность

* Достижение цели проекта.

Пример 1: учащиеся составляют кроссворды по разным темам. Использование такой традиционной формы творческой работы, как составление авторского кроссворда на историческую тему также предоставляет большие возможности для развития самых разнообразных умений и компетенций. Для составления кроссвордов используются самые разнообразные источники информации, актуализируются межпредметные связи и развиваются коммуникативные навыки. Такая творческая работа требует большого объема времени и поэтому чаще всего это одно из разновидностей домашнего мини-проекта. Кроссворды используются для проверки больших блоков пройденного материала.

Пример 2: в 6 классе по курсу истории средних веков учащиеся изготавливают мини-книжки «Средневековые рыцари», описывают внешний вид рыцаря, его занятия, быт. Все это сопровождается собственными иллюстрациями, с комментариями ученого историка.

Пример 3: на уроке по истории России в 8-9 классах обучающиеся создают проекты с использованием ИКТ. Ребята самостоятельно работают над выбранной темой и презентуют готовый проект. Например, презентации по разделам культуры, доклады об общественных и государственных деятелях, эссе.

Применение проектно-исследовательской технологии на уроках истории и в процессе внеклассной работы позволяет решать ряд важных образовательных задач: выдвигать темы проектов, вырабатывать самостоятельный взгляд на решение проблемы, приобретать знания и умения в процессе планирования и выполнения работы. Опыт, приобретаемый в процессе проектной деятельности, базируется на интересах учащихся. Использование проектно-исследовательской технологии способствует самостоятельному овладению знаниями, выходящими за пределы учебной программы, повышению уровня учебной мотивации, развитию креативности мышления, формированию умений и навыков научно-исследовательской деятельности, привитию навыков публичного выступления, формированию мировоззрение.

2.2. Игровые технологии

Игра наряду с трудом и ученьем — один из основных видов деятельности

человека, удивительный феномен нашего существования. По определению, игра— это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

В человеческой практике игровая деятельность выполняет такие функции:

— развлекательную (это основная функция игры — развлечь, доставить

удовольствие, воодушевить, пробудить интерес);

— коммуникативную: освоение диалектики общения;

— самореализации в игре как полигоне человеческой практики;

— игротерапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;

— диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;

— коррекции: внесение позитивных изменений в структуру личностных

— межнациональной коммуникации: усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей;

— социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.

В структуру игры как деятельности органично входит целеполагание, планирование, реализация цели, а также анализ результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъект.

Мотивация игровой деятельности обеспечивается её добровольностью, возможностями выбора и элементами соревновательности, удовлетворения потребности в самоутверждении, самореализации. В структуру игры как процесса входят:

а) роли, взятые на себя играющими;

б) игровые действия как средство реализации этих ролей;

в) игровое употребление предметов, то есть замещение реальных вещей игровыми, условными;

г) реальные отношения между играющими;

д) сюжет (содержание) — область действительности, условно воспроизводимая в игре.

Значение игры невозможно исчерпать и оценить.В том и состоит её феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде, воспитании.

Игру как метод обучения и воспитания, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности. Широкое применение игра находит в педагогике. В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:

— в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и

даже раздела учебного предмета;

— как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии;

— в качестве технологии урока (занятия) или его фрагмента (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);

— как технология внеклассной работы (игры типа «Зарница», «Орленок»,

Понятие « игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приёмов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком — чётко поставленной целью обучения и соответствующими ей педагогическими результатами, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приёмов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности. Реализация игровых приёмов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям: дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве её средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и ученья во многом зависят от понимания учителем функций и классификации педагогических игр.

В первую очередь следует разделить игры по виду деятельности на физические (двигательные), интеллектуальные (умственные), трудовые, социальные и психологические. По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр:

а) обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;

б) познавательные, воспитательные, развивающие, социализирующие;

в) репродуктивные, продуктивные, творческие;

г) коммуникативные, диагностические, психотехнические и другие.

Обширна типология педагогических игр и по характеру игровой методики. Три большие группы составляют: игры с готовыми правилами; игры «вольные», правила которых устанавливаются по ходу игровых действий; игры, которые сочетают и свободную игровую стихию, и правила, принятые в качестве условия игры и возникающие по её ходу.

Способность включаться в игру не связана с возрастом человека, но в каждом возрасте игра имеет свои особенности.

В своей работе я использую игровую деятельность в следующих случаях:

1. В качестве части урока (при работе с хронологией и терминами).

* Словарная разминка, хронологическая разминка (фронтальный опрос с элементами соревнования по группам).

* Словарный аукцион: учащимся предлагается назвать слова: термины, имена, географические названия по одной теме. Побеждают те, кто больше знает слов и назовет слово последним.

* На уроке можно использовать цветные кружки, которые будут обозначать варианты ответов, а также эмоциональное состояние учеников на уроке. У меня нарезаны треугольники разных цветов, которые я вручаю за ответы на уроке.

* Работая с терминами: провожу игру “Поле чудес”, “Пойми меня”.

2. Игровую технологию можно использовать в качестве проведения целого урока.

3. Игровые технологии использую во вне классной работе. ( КВН “Мифы Древней Греции”, интеллектуальная игра «Умники и умницы» и др.)

Таким образом, игровые технологии находят широкое применение в учебно-воспитательном и образовательном процессе.

2.3. Технология проблемного обучения.

Технология проблемного обучения не нова: она получила распространение в 20-30 годы. Сегодня под проблемным образованием понимается такая организация занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего происходит овладение знаниями, умениями, навыками и развитие мыслительной деятельности. Проблемное обучение основано на создании проблемных ситуаций. Организация проблемного обучения предлагает применение таких приемов и методов преподавания, которые приводили бы к возникновению проблемных ситуаций.

1. Вопросно-ответная форма применялась в древности. В наше время не прекращаются попытки ее усовершенствования. В активизации познавательной деятельности вопросы имеют важное значение. Умелой постановкой вопроса можно создать противоречие ситуации.

На уроке истории в 5 классе по теме “Падение Римской республики» при постановке вопроса: почему пала Римская Республика” дети отвечают: “Удар республике наносят рабовладельцы ”. Учитель: “Это верная мысль, но не главная. Кому в Риме принадлежала власть? Вы отвечаете рабовладельцам. Оказывается, те, кто господствовал в Риме, и разрушили республику. Как понять это противоречие?» Такая постановка вопроса привела к созданию проблемной ситуации. Таким образом, проблемными являются те вопросы, которые вызывают у учащихся интеллектуальные затруднения, и в тоже время посильные для самостоятельного нахождения ответа. Формулировка вопроса логически должна быть связана не только с новыми, но и прежними знаниями ученика.

2. Ученик, учебное пособие являются важнейшими источниками вопросов, задач, заданий. Научить школьника работать с книгами – это значит научить его учиться.

Для проблемного обучения важно научить ученика самостоятельно работать с учебником, вырабатывая навыки умения осмысленного чтения. Используя такие приемы работы выделить главную мысль параграфа, составить план, ответить на вопросы, составить вопросы к тексту, постановка вопросов к себе и поиск ответов.

3. Проблемное изложение материала учителем. Рассказывая материал “Февральская революция 1917” даю детям информацию о календаре событий с 17 февраля по 14 марта 1917. Совместно с ребятами составляем календарь событий, а затем переходим к выполнению проблемных заданий.

Для успешной работы по проблемной технологии необходимо отбирать самые актуальные задачи, использовать эту технологию в различных видах работы, осуществлять личностный подход и мастерство для развития активной познавательной деятельности ученика.

Мы не можем пройти мимо того факта, что новые образовательные технологии стремительно входят в нашу жизнь. И чем быстрее мы обратимся к ним, оценим их значение и выработаем методику их применения, тем более полноценным, познавательным, увлекательным будет учебный процесс, как для учащихся, так и для нас самих.

На данный момент существует множество различных технологий в преподавании истории. Современный учитель должен владеть основными из них и применять их в своей практической деятельности. Самыми распространёнными среди них являются технология эвристической беседы, проблемный метод, игровые формы ведения урока, применение информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе.

У каждой из предложенных технологий имеются свои достоинства и недостатки. Так, применяя метод эвристической беседы, можно за короткий период времени повторить основные положения изученного материала, а также создать хорошую почву для изучения новых тем. Вместе с тем, подготовка к такому уроку занимает достаточно много времени и не всякий учащийся способен воспринимать данную форму работы

Обращаясь к технологии проблемного обучения важно отметить её важность для учащихся старшей школы, а особенно учащихся профильных классов. Эта технология позволяет вести изучение предмета на более глубоком уровне, заострять внимание школьников на узловых и характерных для темы проблемах. При этом стимулируется познавательная активность школьника, развивается критическое мышление. Кроме того, и в истории, есть масса тем, где все точки над и ещё не поставлены, а ведутся ожесточённые споры. Из явных, на мой взгляд, недостатков методики нужно выделить необходимость выделения под работу такого типа большого количества времени.

Полного взаимопонимания учителя и учеников требует активно пропагандируемая А.В. Хуторским игровая технология ведения современного урока. Методика хороша для использования в средней и старшей школе. Она способствует развитию познавательной активности учащихся, рождает заинтересованность в изучении предмета, не даёт детям уставать. При этом важно отметить, что данный метод требует полного контроля учителя над классом и хороших навыков сознательной дисциплины у школьников. Особенно успешно его можно использовать в проведении различного рода мероприятий во внеурочной деятельности учащихся.

В своей работе я не коснулась множества технологий, которые применяю на уроках, остановившись на наиболее важных для меня. По возможности я стараюсь постоянно вносить в свою деятельность разнообразие и использовать наиболее удачный опыт своих коллег.

Еще раз следует подчеркнуть, что при новой парадигме образования педагог выступает больше в роли организатора самостоятельной активной познавательной деятельности учащегося, компетентным консультантом и помощником. Эта роль значительно сложнее, чем при традиционном обучении и требует от педагога более высокого уровня профессионально-педагогической культуры.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *