О чем повесть о житии и о храбрости благородного
«Повесть о житии Александра Невского» — читательский дневник по древнерусской повести
Автором «Повести о житии Александра Невского», вероятно, был книжник из окружения владимирского митрополита Кирилла. Самая ранняя первая редакция составлена около 1260-х гг.
Описание книги для читательского дневника
Автор: современник князя
Название произведения: Повесть о житии и храбрости благородного и великого князя Александра Невского
Год написания: 1263
Жанр: повесть
Главные герои и их краткая характеристика
Александр Невский – великий полководец. В разные годы он правил в Киеве, Новгороде и Владимире.
Князь Ярослав Всеволодович – в разные годы правил в Переяславле, Киеве, Новгороде и во Владимире. Отец Александра;
Батый – монгольский полководец, хан;
Андреяш – немецкий царь;
Князь Андрей – брат Александра Невского;
Дмитрий – сын Александра.
Автор (рассказчик) — называет себя «ничтожным, многогрешным и неразумным» и стремится подчеркнуть этим разницу между собой, простым человеком, и святым князем Александром Невским.
Краткое содержание и сюжет
Князь Александр был отпрыском великого князя Ярослава. Он был мощным, разумным и смелым.
Через год снова объявился люд с Западной страной, и они построили небольшой городок на чужой для них земле. Александр немедленно разрушил город. Он наказал некоторых из противников, а некоторых пощадил.
На третий год, Александр отправился на немецкую территорию с огромной армией. Он освободил город, который был взят раньше. Битва состоялась на Чудском озере. Когда князь вернулся с победой, население города, величественно приветствовало его у своих стен.
В Восточной стране, в то же время был могущественный правитель. Он послал людей к князю и приказал ему прийти к нему в Орду. Александр отправился к королю Батыю. Второй разозлился на Андрея, суздальского князя, а его командир Невруй опустошил Суздальскую землю. Уже после этого великий князь Александр возобновил соборы и города.
Между тем, царь Восточной страны заставил христиан пойти с ним в дорогу. Услышав это, Александр прибыл в Орду, чтобы убедить короля не поступать, таким образом, каким он желает. А отпрыска его собственного Дмитрия отправил в Западные государства. Он взял город Юрьев и вернулся в Новгород.
В то время, когда князь Александр возвращался домой, он занемог. Он принял монашеские обеты перед тем, как скончался. Он умер 14 ноября. Во Владимире тело великого князя было похоронено. Священники и весь люд большой приняли его в Боголюбове. Стоял в воздухе громкий, долгий крик и плач.
План пересказа
1) Князь Александр, сын Ярослава Всеволодовича и Феодосии.
2) Король Римской веры из Полуночной страны решил пойти походом.
3) С помощью ангела Божьего, князь вернулся домой с победой.
4) На Чудском озере войско Божье помогло Александру одержать победу.
5) Литовцы решили грабить земли князя, но были разбиты и изгнаны.
6) Батый отдал почести князю, и признал его главным, отпустив с миром.
7) Александр оказал помощь, отстроив города и церкви.
8) Князь отверг учение латинянское,русские по своему закону живут.
9) Поехал Александр на переговоры в Орду.
10) По дороге домой, князь заболел смертельно, и приняв монашество скончался.
11) Положили тело Александра в церкви Рождества Богородицы и свершилось чудо.
Основная мысль
Желание автора прославить героя и великого полководца. И не только описать его подвиги и характерные черты Александра Невского, но и показать его дипломатический и политический таланты, его мудрость и прозорливость.
Чему учит
Это произведение учит быть храбрыми, сильными, мудрыми, никогда не сдаваться.
Отзыв и что понравилось
После прочтения повести у меня осталось впечатление воодушевления и гордости. Ведь герои данной повести защищали нашу родину. Они были очень мужние, храбрые, умели постоять за свой дом. Таким образом, в каждого человека, возникает чувство гордости за то, что в нашей стране были такие герои. Очень важно знать историческое прошлое каждому человеку, а еще более приятней знать, какое оно было хорошее и настоящее.
Житие Александра Невского:
Краткое содержание
Автор (неизвестный современник событий) ведет рассказ о житии (святой жизни) князя Александра Невского. Родители его – великий князь Ярослав и княжна Феодосия. Александр отличался красотой, ростом, его голос среди народа раздавался «как труба».
Слухи о его мудрости и храбрости дошли до «западных стран». И из тех краев «знатный человек» Андреяш (магистр Ливонского ордена) приходил взглянуть Александра. А потом рассказал своим, что такого славного князя повстречал впервые.
Узнав об этом, «король страны Римской» (то есть, католик) решил прославиться победой над Александром, завоевать «землю Александрову». Он собрал несметную силу (шведов), встал на Неве. И послов отправил в Великий Новгород к Александру с сообщением, что берет его княжество в плен.
И пошел Александр в церковь Святой Софии, помолился, призвал Бога на защиту. Взял благословение у епископа Спиридона. Даже времени не было ни войско большое собрать, ни отцу сообщить о враге. Однако «не в силе Бог, но в правде».
На ту пору в земле Ижорской человек по имени Пелугий (в крещении его звали Филипп) ночью был в морском дозоре, следил за передвижениями противника. А под утро явилось ему чудное видение: плывут в лодке святые князья-мученики Борис и Глеб, беседуют между собой о том, что придут на выручку своему сроднику (родственнику) Александру.
Узнал о видении князь Александр и, приободрившись, немедленно напал на врагов. Князь ранил самого короля, отличились в бою и шесть его воинов: Гаврило Олексич, Сбыслав Якунович, Яков, Миша, Савва и Ратмир.
Спустя год западные люди осмелели, выстроили город на княжеских землях. Город тот князь сровнял с землей. Часть жителей погибла, другие стали пленными. Впрочем, многих князь отпустил домой.
Через год, зимой, пришлось князю идти на Немецкую землю войной. К тому времени немцы заняли Псков. Город он освободил, землям немцев нанес урон. В ответ немцы собрали великую силу, и пришли к Чудскому озеру.
Началось побоище, лед окрасился кровью. Рядом с Александром сражался его брат Андрей. Также многие видели, как воинство Божие защищало дружину. Разгромил князь врага. Псковичи прославили Бога и с ликованием встретили освободителя.
Не замедлил князь ответить и на литовские набеги. После боя те уже не смели ступать на его земли. Разнеслась о нем слава по всему свету. Когда умер отец его, князь с дружиной прибыл во Владимир.
И позвал его к себе в Орду царь Восточной страны (хан Батый). Он хотел, чтобы славный князь ему подчинился. С благословения епископа Кирилла отправился князь в путь. Сам Батый проникся к нему уважением, отпустил с подарками домой. А вскоре разорили ордынцы Суздальскую землю, где правил князь Андрей. Александр помог брату отстроить города и церкви.
Захотел Папа Римский обратить столь великого князя в католичество. Но послам их ответил князь, что народ русский христианской вере давно научен.
Хан Батый принуждал подневольных ему князей воевать в его войске, в том числе, против христиан. И пошел князь к Батыю, чтобы эта беда не коснулась его людей. А сына своего Дмитрия отправил воевать в Немецкую землю. Тот взял город Юрьев и с добычей вернулся домой.
На обратном пути Александр вдруг заболел. Перед смертью он принял монашество. Принесли тело князя, «солнца земли Суздальской», во Владимир. Великим плачем встретил его весь народ. В церкви Рождества святой Богородицы положили его. И случилось такое чудо: в руку князя епископ хотел вложить духовную грамоту о прощении грехов. Как живой, протянув руку, князь сам взял ее.
Читательский дневник «Житие Александра Невского»
Сюжет
Новгородский князь Александр – гроза Западных стран. Шведам, немцам, литовцам не дает свою землю в обиду. С верой в Бога бьет врагов на Неве, Чудском озере, в Пскове. Даже ангелы помогают его дружине. Как отец его Ярослав умер, стал он княжить во Владимире.
И хотел князь Батый, чтоб князь и войско его воевали вместе с ним против христиан. Пришлось князю идти в Орду просить, чтобы хан отменил свое решение. Возвращаясь домой, князь внезапно заболел, а вскоре и умер. Перед погребением в церкви князь, будто жив, сам взял из рук епископа духовную грамоту.
Отзыв
В житии дан образ защитника, покровителя, благодетеля Русской земли – и одновременно – святого. Лучшие качества человека проявляются в дни испытаний. Князь умирает, заботясь о народе своем. Тема верности Богу, крепких родственных связей, патриотизма, единства (брат приходит на выручку к брату, а в дружине – есть воины из разных княжеств). Бог с теми, за кем правда. Образы простых воинов, сражающихся за Русь. Тема Западных стран, внешней политики.
Краткое содержание «Житие Александра Невского»
«Житие Александра Невского» обычно изучается в 8 классе. Этот жанр древнерусской литературы подразумевает описание жизни лиц, канонизированных Русской православной церковью. Повесть актуальна тем, что она написана современником великого князя. Это даёт возможность понять, как относились к Александру его соратники и как они воспринимали события тех времён.
Основные действующие лица
Пересказ очень кратко
Если кратко прочитать «Житие Александра Невского», то за несколько минут можно понять основной смысл произведения. Краткий пересказ основных событий представлен ниже.
Александр Невский рос красивым, статным и сильным. Из-за привлекательной наружности юношей интересовались окружающие. Знатные люди из разных стран приезжали на русскую землю, чтобы взглянуть на молодого княжича.
Однажды шведы захотели завоевать русское государство. Перед отбытием князь поручил Пелгусию стоять на страже. Тот заметил вдалеке страстотерпцев Бориса и Глеба. Мужчина рассказал об этом князю, и Александр пошёл на врага. Так неприятель был разгромлен.
На следующий год напали латиняне, пришедшие из Западной стороны. Александр уничтожил построенные ими селения. На третий год напали ливонские немцы. Князь снова разгромил противника. Другая битва прошла на Чудском озере. И на этот раз немцы ушли под лёд. Русское войско одержало победу.
Полководец едет домой после встречи с ханом, но по дороге заболевает. Перед кончиной он принял монашеский постриг. Тело Александра отвезли во Владимир.
Краткое содержание жития
Краткое содержание повести «Житие Александра Невского» поможет структурировать главные события и понять основной смысл произведения.
В 1219 году у великого князя Ярослава и его супруги княжны Феодосии появился наследник – сын Александр. Отец ребёнка славился кротким характером и благочестивостью, а мать называли святой за её самоотверженность и добрый нрав. Александр рос, окружённый заботой и любовью.
К науке юноша приступил рано. Больше всего любил слово Божие. Его настольными книгами были Евангелие и Псалтырь, в которых он находил утешение в тяжёлые моменты жизни. Через молитвы Александр каждый день обращался к Господу.
Князь Александр
Новгород тех времён мог сам выбирать правителя. Захотели они себе в князья великого Ярослава. Он согласился, но из-за поведения новгородцев вскоре вернулся в Переяславль, однако оставил в чужом городе сыновей: старшего Феодора и младшего Александра. Старший княжич погиб, и младших остался один.
Сумел Александр расположить к себе жителей Новгорода. Они гордились своим правителем. Однажды город посетил немецкий царь Андриаш, который был впечатлён красотой Александра. В своих родных краях немец рассказывал, что никогда не встречал людей такой наружности. Единение духовной и физической красоты было главным его достоинством.
В 1247 году на Русскую землю ринулись татары во главе с Батыем. По пути они разрушали все княжества. Приблизились и к Новгороду, но благодаря молитвам новгородцев город был спасён. Не дойдя несколько вёрст, татары воротили на Киев.
Тяжёлый период вновь воцарил на Руси. Престол возглавил Ярослав Всеволодович. Он отправился в Орду, чтобы узнать, чего ждать от завоевателей. Батый хорошо встретил князя. Хан назначил его главным над всеми русскими княжествами. Договорились, что жители будут платить дань, но не подвергаться набегам. Местным было разрешено сохранить русскую веру.
В это время в Новгороде Александр готовится встретиться с опасными врагами – немцами, шведами и литовцами. Иноземцы воспользовались ослабленным состоянием северо-западных русских городов. Они посягали на самое святое – христианскую веру. Александр хотел противостоять католикам, поэтому женился на дочери польского князя. Так он приобрёл союзника и смог укреплять границы.
Первыми хотели завоевать русские земли шведы. В 1240 году они подошли к реке Ижоры. Князь Ярослав не знал о беде, поэтому не мог помочь сыну. Тогда Александр попросил о помощи у Господа в храме святой Софии. С речами обратился он и к преподобным князьям Борису и Глебу. Великий Александр подошёл к Неве. Сражался храбро и смело, за что был назван Невским.
Князь в бою на Неве
Перед боем князь отправил Пелгусия вести ночную стражу. Мужчина заприметил плывущих на лодке страстотерпцев Бориса и Глеба. Они поведали, что помогут в бою. Пелгусий сразу рассказал об этом правителю. Тот обрадовался видению и напал на шведов. Враг был разбит. Господь послал русским воинам свою помощь и на другой берег реки. Там, с помощью Ангелов Божиих, сгинуло много нерусских воинов.
Вскоре напали ливонские немцы. Все ждали князя Александра, чтобы он защитил их от иноверцев. С его приездом готовилось наступление. Помолившись в храме Святой Троицы, он пошёл на Ливонию и разгромил её. Возвращаясь домой, князь остановился на Чудском озере. Битва с немцами в 1242 году вошла в историю как Ледовое побоище. Лёд трескался, забирая с собой трупы немцев. Русское войско вновь одержал победу.
Два кровожадных врага были повержены. Но наступал следующий неприятель – литовцы. Первый набег 1242 года был разгромлен. В 1245 году Александр гнал недоброжелателей с русской земли до самого озера Живца.
В 1246 году скончался Ярослав Всеволодович. В этом же году отправился Александр на поклон к хану. При встрече Батый заставлял его выполнять татарские обычаи, но Александр отказался. Все были удивлены, но не наказали русского правителя. Батый был доверенным лицом великого хана, который проживал в Азии. Александр отправился к владыке монголов в Кара-Корум, где был хорошо принят.
В 1248 году Папа послал в Новгород двух кардиналов. Пришедшие хотели, чтобы князь поклонялся Римской церкви. Александр был непреклонен и выгнал латинян.
Новый татарский мятеж заставил князя опять ехать в Орду. Он смог умилостивить хана. Правитель Восточной страны даже отпустил русских военных со своей службы. Александр Ярославович сильно занемог по пути домой. Он позвал игумена и принял монашеский постриг, взяв иноческое имя Алексий. Умер князь в 1246 году.
Бездыханное тело доставили во Владимир. Проститься с князем собрались люди со всей земли Русской. Когда усопшего готовили к погребению, ему хотели вложить прощальную грамоту, но его рука сама потянулась к бумаге.
Всю жизнь Александр Невский служил своему Отечеству: укреплял территории Руси, сохранял православную церковь, улучшал отношения с Ордой, защищал от врагов. Даже после его смерти он продолжал охранять русский народ. К нему обращались с молитвой. Много чудес связано с именем покойного князя. Впоследствии его причислили к лику святых.
Основная идея
Безымянный повествователь с первых строк стремится возвысить великого полководца. Первостепенная задача автора – описать мужественность, силу, мудрость, религиозность и дипломатический талант князя. Александр Невский – это идеал правителя, который всегда готов встать на защиту Родины. Основная идея произведения – воспевание славного правителя и его подвигов, возвеличивание русского народа. Автор взывает к патриотическим чувствам и уважению православной веры, сравнивает власть с героями Библии. Современный читатель погружается в мир подвигов, доблести, чести и бесстрашия. В житии рассказывается о героическом прошлом Древней Руси, о победах над захватчиками, об отношениях с союзниками, о смерти князя и чудесах, произошедших после его кончины.
Повесть о житии и о храбрости благоверного и великого князя Александра
Составление «Жития Александра Невского» относят к 80-м гг. XIII в. и связывают с именами Дмитрия Александровича, сына Александра Невского, и митрополита Кирилла, с монастырем Рождества Богородицы во Владимире, где было погребено тело князя. Здесь в XIII в. начинается почитание князя как святого и возникает первая редакция его жития.
Во имя Господа нашего Иисуса Христа, Сына Божия.
Сей князь Александр родился от отца милосердного и человеколюбивого, и более всего — кроткого, князя великого Ярослава и от матери Феодосии. Как сказал Исайя-пророк: «Так говорит Господь: “Князей Я ставлю, священны ибо они, и Я веду их”». И воистину — не без Божьего повеления было княжение его.
И красив он был, как никто другой, и голос его — как труба в народе, лицо его — как лицо Иосифа, которого египетский царь поставил вторым царем в Египте, сила же его была частью от силы Самсона, и дал ему Бог премудрость Соломона, храбрость же его — как у царя римского Веспасиана, который покорил всю землю Иудейскую. Однажды приготовился тот к осаде города Иоатапаты, и вышли горожане, и разгромили войско его. И остался один Веспасиан, и повернул выступивших против него к городу, к городским воротам, и посмеялся над дружиною своею, и укорил ее, сказав: «Оставили меня одного». Так же и князь Александр — побеждал, но был непобедим.
Потому-то один из именитых мужей Западной страны, из тех, что называют себя слугами Божьими, пришел, желая видеть зрелость силы его, как в древности приходила к Соломону царица Савская, желая послушать мудрых речей его. Так и этот, по имени Андреаш, повидав князя Александра, вернулся к своим и сказал: «Прошел я страны, народы и не видел такого ни царя среди царей, ни князя среди князей».
Услышав о такой доблести князя Александра, король страны Римской из Полуночной земли подумал про себя: «Пойду и завоюю землю Александрову». И собрал силу великую, и наполнил многие корабли полками своими, двинулся с огромной силой, пыхая духом ратным. И пришел в Неву, опьяненный безумием, и отправил послов своих, возгордившись, в Новгород к князю Александру, говоря: «Если можешь, защищайся, ибо я уже здесь и разоряю землю твою».
Скорбно же было слышать, что отец его, князь великий Ярослав, не ведал о нашествии на сына своего, милого Александра, и ему некогда было послать весть отцу своему, ибо уже приближались враги. Потому и многие новгородцы не успели присоединиться, так как поспешил князь выступить. И выступил против врага в воскресенье пятнадцатого июля, имея веру великую в святых мучеников Бориса и Глеба.
И был один муж, старейшина земли Ижорской, именем Пелугий, ему поручен был ночной дозор на море. Был он крещен и жил среди народа своего, бывшего язычниками, наречено же было имя ему в святом крещении Филипп, и жил он богоугодно, соблюдая пост в среду и пятницу, потому и удостоил его Бог видеть видение чудное в тот день. Расскажем вкратце.
Узнав о силе неприятеля, он вышел навстречу князю Александру, чтобы рассказать ему об их станах. Стоял он на берегу моря, наблюдая за обоими путями, и провел всю ночь без сна. Когда же начало всходить солнце, он услышал шум сильный на море и увидел один насад, плывущий по морю, и стоящих посреди насада святых мучеников Бориса и Глеба в красных одеждах, держащих руки на плечах друг друга. Гребцы же сидели, словно мглою одетые. Произнес Борис: «Брат Глеб, вели грести, да поможем сроднику своему князю Александру». Увидев такое видение и услышав эти слова мучеников, Пелугий стоял, устрашенный, пока насад не скрылся с глаз его.
Вскоре после этого пришел Александр, и Пелугий, радостно встретив князя Александра, поведал ему одному о видении. Князь же сказал ему: «Не рассказывай этого никому».
После того Александр поспешил напасть на врагов в шестом часу дня, и была сеча великая с римлянами, и перебил их князь бесчисленное множество, а на лице самого короля оставил печать острого копья своего.
Проявили себя здесь шесть храбрых, как он, мужей из полка Александра.
Первый — по имени Гаврило Олексич. Он напал на шнек и, увидев королевича, влекомого под руки, въехал до самого корабля по сходням, по которым бежали с королевичем; преследуемые им схватили Гаврилу Олексича и сбросили его со сходен вместе с конем. Но по Божьей милости он вышел из воды невредим, и снова напал на них, и бился с самим воеводою посреди их войска.
Второй — по имени Сбыслав Якунович, новгородец. Этот много раз нападал на войско их и бился одним топором, не имея страха в душе своей; и пали многие от руки его, и дивились силе и храбрости его.
Третий — Яков, родом полочанин, был ловчим у князя. Этот напал на полк с мечом, и похвалил его князь.
Четвертый — новгородец, по имени Меша. Этот пеший с дружиною своею напал на корабли и потопил три корабля.
Пятый — из младшей дружины, по имени Сава. Этот ворвался в большой королевский златоверхий шатер и подсек столб шатерный. Полки Александровы, видевши шатра падение, возрадовались.
Шестой — из слуг Александра, по имени Ратмир. Этот бился пешим, и обступили его враги многие. Он же от многих ран пал и так скончался.
Все это слышал я от господина своего великого князя Александра и от тех, кто участвовал в то время в этой битве.
Было же в то время чудо дивное, как в прежние дни при Езекии-царе. Когда пришел Сеннахириб, царь ассирийский, на Иерусалим, желая покорить святой град Иерусалим, внезапно явился ангел Господень и перебил сто восемьдесят пять тысяч из войска ассирийского, и когда настало утро, нашли только мертвые трупы. Так было и после победы Александровой: когда победил он короля, на противоположной стороне реки Ижоры, где не могли пройти полки Александровы, здесь нашли несметное множество убитых ангелом Господним. Оставшиеся же обратились в бегство, и трупы мертвых воинов своих набросали в корабли и потопили их в море. Князь же Александр возвратился с победою, хваля и славя имя своего Творца.
На второй же год после возвращения с победой князя Александра вновь пришли из Западной страны и построили город на земле Александровой. Князь же Александр вскоре пошел и разрушил город их до основания, а их самих — одних повесил, других с собою увел, а иных, помиловав, отпустил, ибо был безмерно милостив.
После победы Александровой, когда победил он короля, на третий год, в зимнее время, пошел он с великой силой на землю немецкую, чтобы не хвастались, говоря: «Покорим себе словенский народ».
А был ими уже взят город Псков и наместники немецкие посажены. Он же вскоре изгнал их из Пскова и немцев перебил, а иных связал и город освободил от безбожных немцев, а землю их разорил и пожег и пленных взял бесчисленное множество, а других перебил. Немцы же, гордые, собрались и сказали: «Пойдем, и победим Александра, и захватим его».
Когда же приблизились немцы, то проведали о них стражи. Князь же Александр приготовился к бою, и пошли они друг против друга, и покрылось озеро Чудское множеством тех и других воинов. Отец же Александра Ярослав прислал ему на помощь младшего брата Андрея с большою дружиною. И у князя Александра тоже было много храбрых воинов, как в древности у Давида-царя, сильных и крепких. Так и мужи Александра исполнились духа ратного, ведь были сердца их как сердца львов, и воскликнули: «О княже наш славный! Ныне пришло нам время положить головы свои за тебя». Князь же Александр воздел руки к небу и сказал: «Суди меня, Боже, рассуди распрю мою с народом неправедным и помоги мне, Господи, как в древности помог Моисею одолеть Амалика и прадеду нашему Ярославу окаянного Святополка».
Была же тогда суббота, и когда взошло солнце, сошлись противники. И была сеча жестокая, и стоял треск от ломающихся копий и звон от ударов мечей, и казалось, что двинулось замерзшее озеро, и не было видно льда, ибо покрылось оно кровью.
А это слышал я от очевидца, который поведал мне, что видел воинство Божие в воздухе, пришедшее на помощь Александру. И так он победил врагов помощью Божьей, и обратились они в бегство, Александр же рубил их, гоня, как по воздуху, и некуда было им скрыться. Здесь прославил Бог Александра пред всеми полками, как Иисуса Навина у Иерихона. А того, кто сказал: «Захватим Александра», — отдал Бог в руки Александра. И никогда не было противника, достойного его в бою. И возвратился князь Александр с победою славною, и было много пленных в войске его, и вели босыми подле коней тех, кто называет себя «Божьими рыцарями».
И сказал Александр: «О невежественные псковичи! Если забудете это до правнуков Александровых, то уподобитесь иудеям, которых питал Господь в пустыне манною небесною и перепелами печеными, но забыли все это они и Бога своего, избавившего их от плена египетского».
И прославилось имя его во всех странах, от моря Хонужского и до гор Араратских, и по ту сторону моря Варяжского и до великого Рима.
В то же время набрал силу народ литовский и начал грабить владения Александровы. Он же выезжал и избивал их. Однажды случилось ему выехать на врагов, и победил он семь полков за один выезд и многих князей их перебил, а иных взял в плен, слуги же его, насмехаясь, привязывали их к хвостам коней своих. И начали с того времени бояться имени его.
В то же время был в Восточной стране сильный царь, которому покорил Бог народы многие, от востока и до запада. Тот царь, прослышав о такой славе и храбрости Александра, отправил к нему послов и сказал: «Александр, знаешь ли, что Бог покорил мне многие народы? Что же — один ты не хочешь мне покориться? Но если хочешь сохранить землю свою, то приезжай скорее ко мне и увидишь славу царства моего».
После смерти отца своего пришел князь Александр во Владимир в силе великой. И был грозен приезд его, и промчалась весть о нем до устья Волги. И жены моавитские начали стращать детей своих, говоря: «Александр едет!»
Решил князь Александр пойти к царю в Орду, и благословил его епископ Кирилл. И увидел его царь Батый, и поразился, и сказал вельможам своим: «Истину мне сказали, что нет князя, подобного ему». Почтив же его достойно, он отпустил Александра.
После этого разгневался царь Батый на меньшего брата его Андрея и послал воеводу своего Неврюя разорить землю Суздальскую. После разорения Неврюем земли Суздальской князь великий Александр воздвиг церкви, города отстроил, людей разогнанных собрал в дома их. О таких сказал Исайя-пророк: «Князь хороший в странах — тих, приветлив, кроток, смиренен — и тем подобен Богу». Не прельщаясь богатством, не забывая о крови праведников, сирот и вдов по правде судит, милостив, добр для домочадцев своих и радушен к приходящим из чужих стран. Таким и Бог помогает, ибо Бог не ангелов любит, но людей в щедрости Своей щедро одаривает и являет в мире милосердие свое.
Наполнил же Бог землю Александра богатством и славою и продлил Бог лета его.
Однажды пришли к нему послы от папы из великого Рима с такими словами: «Папа наш так говорит: “Слышали мы, что ты князь достойный и славный и земля твоя велика. Потому и прислали к тебе из двенадцати кардиналов двух умнейших — Агалдада и Ремонта, чтобы послушал ты речи их о законе Божьем”».
Князь же Александр, подумав с мудрецами своими, написал ему такой ответ: «От Адама до потопа, от потопа до разделения народов, от смешения народов до начала Авраама, от Авраама до прохождения израильтян сквозь море, от исхода сынов Израилевых до смерти Давида-царя, от начала царствования Соломона до Августа и до Христова Рождества, от Рождества Христова и до распятия Его и Воскресения, от Воскресения же Его и Вознесения на небеса и до царствования Константинова, от начала царствования Константинова до первого Собора и седьмого – обо всем этом хорошо знаем, а от вас учения не примем». Они же возвратились восвояси.
И умножились дни жизни его в великой славе, ибо любил священников, и монахов, и нищих, митрополитов же и епископов почитал и внимал им, как самому Христу.
А сына своего Дмитрия послал в Западные страны, и все полки свои послал с ним, и близких своих домочадцев, сказав им: «Служите сыну моему, как самому мне, всей жизнью своей». И пошел князь Дмитрий в силе великой, и завоевал землю Немецкую, и взял город Юрьев, и возвратился в Новгород со множеством пленных и с большой добычею.
Отец же его великий князь Александр возвратился из Орды от царя, и дошел до Нижнего Новгорода, и там занемог, и, прибыв в Городец, разболелся. О горе тебе, бедный человек! Как можешь описать кончину господина своего! Как не выпадут зеницы твои вместе со слезами! Как не вырвется сердце твое с корнем! Ибо отца оставить человек может, но доброго господина нельзя оставить; если бы можно было, то в гроб бы сошел с ним!
Много потрудившись Богу, он оставил царство земное и стал монахом, ибо имел безмерное желание принять ангельский образ. Сподобил же его Бог и больший чин принять – схиму. И так с миром Богу дух свой предал месяца ноября в четырнадцатый день, на память святого апостола Филиппа.
Митрополит же Кирилл говорил: «Дети мои, знайте, что уже зашло солнце земли Суздальской!» Иереи и диаконы, черноризцы, нищие и богатые, и все люди восклицали: «Уже погибаем!»
Святое же тело Александра понесли к городу Владимиру. Митрополит же, князья и бояре и весь народ, малые и большие, встречали его в Боголюбове со свечами и кадилами. Люди же толпились, стремясь прикоснуться к святому телу его на честном одре. Стояли же вопль, и стон, и плач, каких никогда не было, даже земля содрогнулась. Положено же было тело его в церкви Рождества Святой Богородицы, в великой архимандритье, месяца ноября в 24 день, на память святого отца Амфилохия.
Было же тогда чудо дивное и памяти достойное. Когда было положено святое тело его в гробницу, тогда Севастьян-эконом и Кирилл-митрополит хотели разжать его руку, чтобы вложить грамоту духовную. Он же, будто живой, простер руку свою и взял грамоту из руки митрополита. И смятение охватило их, и слегка отступили они от гробницы его. Об этом возвестили всем митрополит и эконом Севастьян. Кто не удивится тому чуду, ведь тело его душа покинула и везли его из дальних краев в зимнее время!
И так прославил Бог угодника Своего.
12 сентября 2010 г.
«Повесть о житии Александра Невского» в рукописях не имеет устойчивого названия и именуется «житием», «словом» или «повестью о житии». Это произведение представляет собою княжескую биографию, соединяющую в себе черты жития и воинской повести.
Составление «Жития Александра Невского» относят к 80-м гг. XIII в. и связывают с именами Дмитрия Александровича, сына Александра Невского, и митрополита Кирилла, с монастырем Рождества Богородицы во Владимире, где было погребено тело князя. Здесь в XIII в. начинается почитание князя как святого и возникает первая редакция его жития.
Автор жития, книжник из окружения митрополита Кирилла, называющий себя современником князя, свидетелем его жизни, по своим воспоминанням и рассказам соратников Александра Невского создает жизнеописание князя, прославляющее его воинские доблести и политические успехи. Составление полной биографии князя Александра не входило в задачи автора. Содержанием жития является краткое изложение основных, с точки зрения автора, эпизодов его жизни, которые позволяют воссоздать героический образ князя, сохранившийся в памяти современников: князя — воина, доблестного полководца и умного политика. Описания знаменитых побед Александра Невского в битве на Неве и на льду Чудского озера, его дипломатических отношений с Ордой и папой римским являются центральными эпизодами жития. Рассказ о деяниях князя отличается абстрагированностью. В житии нет ни одной годовой даты, автор почти не называет исторических имен, особенно это касается противников («король страны Римской из Полуночной земли» — шведский король; «сильный царь Восточной страны» — хан Батый; «римляне» — шведы; «жены моавитские» — жены татарские и др.); он не всегда точен в изложении событий. Повествование насыщено библейскими аналогиями, цитатами, литературными параллелями. Сравнения с Самсоном, Соломоном, Иосифом Прекрасным, Давидом, Езекией подчеркивают вечный, вневременный характер деятельности Александра, придают его деяниям величественность и монументальность. Автор постоянно напоминает о небесном покровительстве князю, стремясь показать, что «на таковые Бог призирает». Идея священности княжеской власти определяет особенности художественной структуры жизнеописания Александра Невского.
Текст «Жития Александра Невского» публикуется по одному (всего их 13) из древнейших списков, который датируется концом XV в. (ГИМ, Синодальное собр., № 154). Отсутствующие в этом списке рассказ о шести храбрецах и описание чуда за Ижорой внесены по тексту жития в Лаврентьевской летописи (РНБ, F.IV.2); по этому же тексту исправляются явные ошибки списка, взятого за основной.
Подготовка текста, перевод и комментарии В. И. Охотниковой