о остроумова биография личная жизнь дети
Биография Ольги Остроумовой (жена Валентина Гафта)
Ольга Остроумова – известная актриса, народная артистка России. Ее фильмография насчитывает работу в более чем 60 художественных фильмах.
Детские и юношеские годы
Биография Ольги Остроумовой начинается в маленьком городке Бугуруслан, расположенном неподалеку от Оренбурга. Малышка родилась в большой семье. Кроме нее, в ней росли две ее сестры – Людмила и Раиса – а также брат Георгий. Дом находился рядом с местной церковью.
Отец – Михаил Алексеевич – преподавал в школе физику и одновременно был регентом церковного хора. Все мужчины по отцовской линии были так или иначе связаны с церковью. Мама – домохозяйка. Родители детей очень любили, поэтому с детскими годами у актрис связаны только самые лучшие воспоминания.
Ольга Остроумова хорошо училась. На спектакль впервые она попала в 10-летнем возрасте. Для нее это стало настоящим праздником и это чувство сохранилось на долгие годы. Так у девочки появилась мечта – она решила стать актрисой. Это удивило, но не расстроило родителей. Уговаривать и переубеждать ее они не стали.
После получения школьного аттестата – в 1966- году – Остроумова уехала в Москву, поступать в театральный вуз. Выбор пал на ГИТИС. Девушка была твердо уверена, что у нее все получится. Ведь уезжая из дома, она получила благословение родителей, и это вселяло в нее веру на благополучный исход.
Театральная карьера
Первым театром в биографии выпускницы стал столичный ТЮЗ. Работу в нем она начала сразу после получения диплома в 1970 году. На его сцене Ольга отыграла три года, совершенствуя актерское мастерство. Художественным руководителем на тот момент был режиссер П. Хомский, ставший ее первым наставником.
И когда он решил уйти из театра, место службы решила поменять и Остроумова. Актриса выбрала театр на Малой Бронной. К выбору ее подтолкнул однокурсник Андрей Мартынов. Коллектив был дружный, а режиссер Дунаев задействовал Остроумову практически во всех постановках. Позднее его сменил А. Эфрос, которому актриса также пришлась по душе.
На Малой Бронной Остроумова играла с уже известными на тот момент артистами – Олегом Далем, Ольгой Яковлевой, Алексеем Петренко. Ольга в этот период весьма востребована: она играет сразу в трех театральных постановках. В 84-м году Эфрос принимает решение о смене места работы – Остроумова уходит вслед за ним. Ее выбором становится Театр миниатюр, в котором она работает под руководством М. Левитина.
Он передает актрисе все роли Любови Полищук, которая как раз уходит в декретный отпуск. Ее первым спектаклем на новом месте становится постановка «Здравствуйте, господин де Мопассан». Остроумова должна была играть Маргариту в «Мастере и Маргарите», но спектакль не был выпущен. Причина – болезнь режиссера.
Актриса снова принимает решение о смене театра и уходит в Театр им. Моссовета. Ее первой ролью становится девушка Анфиса в спектакле «Вдовий пароход» режиссера Г. Янковской. В отличие от других трупп, в которых царили дружеские отношения и взаимопонимание, в этом театре было все по-другому. Новую актрису не приняли и начали «подсиживать». Но Остроумова имела сильный характер, поэтому не стала обращать внимание на интриганов и никогда не опускалась до их уровня.
Затем была главная роль в постановке «Мадам Бовари». За свою игру актриса получила премию им. Станиславского, настолько высоко критики оценил талант актрисы. У Остроумовой было много ролей, но самыми любимыми стали роли в «Белой гвардии», «Вишневом саде», «Учителе танцев», «Серебряном веке».
Фильмография
Впервые на киноэкранах страны Остроумова появилась в ленте «Доживем до понедельника».
В ней актриса сыграла первую красавицу класса – Черкасову. Созданный Остроумовой образ запомнился зрителю и особенно его мужской половине. Но настоящая известность и зрительская любовь пришла к ней после роли Жени Комельковой в фильме «А зори здесь тихие».
Кинокартина была показана не только в СССР, но и за пределами страны. После этой работы Остроумову режиссеры засыпали ее предложениями о сотрудничестве, но все получили отказ. Причина была в том, что роли были словно скопированы с Женечки Комельковой. Но Ольга Остроумова не хотела топтаться на одном месте, играя смазливых красоток.
Своей лучшей работой сама актриса считает роль Василисы в ленте «Василий и Василиса». В 75-м году на экраны выходит фильм «Любовь земная». В ней Остроумовой достается роль Мани Поливановой. Именно этот ее образ и стал одним из любимых у телезрителей.
Следующим предложением стала роль в фильме «Судьба» у режиссера Евгения Матвеева. Позднее оба фильма удостоились награды Золотой медалью им. Довженко и Госпремией. Остроумова снималась и в картине у Эльдара Рязанова. Ей поступило предложение на роль в фильме «Гараж». Она должна был сыграть роль дочки профессора.
Актрисе она не совсем нравилась, поскольку к числу «золотой» молодежи она себя не относила. Но приглашение было принято и Остроумова оказалась на одной съемочной площадке с такими звездами, как Гафт, Савина, Ахеджакова и Невинный. Она чувствовала себя маленькой девочкой рядом с именитыми мэтрами, но с ролью справилась отлично.
Следующие два года после выхода на «Гаража» на экраны Остроумова не снималась. Она полностью посвятила себя театру. На экраны она вернулась, снявшись в фильмах «Не было печали», «Безумный день инженера Баркасова».
Фильмография актрисы включает такую яркую ленту, как «Змеиный источник». В ней Остроумова играет не совсем привычного для себя отрицательного персонажа – директора школы. Удачной Остроумова считает свою роль в мистическом триллере «По ту сторону волков». В нем она играет жену главного героя, исполненную Валентином Гафтом.
В эту же группу актрис включает и работу в сериале «Бедная Настя». Остроумова предстает перед зрителем в образе Марии Долгоруковой. Она долго раздумывала, стоит ли принимать предложение, но тяга ко всему новому и неизвестному победила. Эксперимент оказался удачным.
Личная жизнь
Личная жизнь Ольги Остроумовой тайны для поклонников не представляет. Первое замужество актрисы состоялось во время учебы в ГИТИСе. Она вышла замуж за своего сокурсника Бориса Аннабердыева. Брак продлился недолго.
В 73-м году Остроумова принимает предложение руки и сердца от Михаила Левитина. Спустя два года у супругов появляется первый ребенок – дочь Ольга, а в 83-м – сын Михаил. Дети пошли по стопам своих родителей: Ольга стала актрисой, а Михаил – режиссером. Семья просуществовала два десятка лет, но 93-м году супруги приняли решение расстаться. Детям решение родителей не понравилось, но им пришлось смириться.
В 1996-м году в личной жизни Остроумовой произошли серьезные изменения – она вышла замуж в третий раз и стала женой Валентина Гафта. В браке актриса счастлива.
Ольга Остроумова сейчас
В 2017 году актриса отметила свой 70-й юбилей. Она полна энергии и продолжает играть в театральных постановках. Но при этом она не забывает заботиться о своих самых близких людях – муже, детях и внуках.
В 2018 году она снялась в драме режиссера Сергея Ливнева «Ван Гоги». Партнерами по съемочной площадке стали Алексей Серебряков, Наталья Негода, Даниэль Ольбрыхский. Премьера картины состоялась в марте 2019 года.
Почти четверть века артистка была рядом с Валентином Гафтом, продлевая ему жизнь словно ангел-хранитель. К сожалению, в прошлом декабре Валентин Иосифович скончался, оставив Ольгу Остроумову вдовой.
Их считали идеальной парой: в каждом интервью Гафт повторял, как ему повезло с Ольгой Остроумовой, такой заботливой, терпеливой и безупречной во всех отношениях женщиной. Актриса с иронией отзывалась о сумбурном начале романа с Валентином Иосифовичем, высмеивала его беспомощность в бытовом плане, однако не скрывала, что искренне любит мужа со всеми его недостатками.
В свое время Гафт произнес фразу, что в их отношениях с Остроумовой должно начаться «второе действие». Оно растянулось на 24 года, до самой смерти актера в прошлом декабре. 21 сентября Ольге Остроумовой исполняется 74, и мы рассказываем, как она переживает потерю любимого и какие испытания преодолела задолго до встречи с ним.
Неожиданное решение
Ольга Михайловна родилась в Бугуруслане Оренбургской области в семье физика и домохозяйки. Дед будущей артистки был священником в третьем поколении, что доставило близким немало неприятностей в советское время: Остроумовых считали неблагонадежными, так что постоянно переселяли с места на место.
В семье подрастали четверо детей, жили они бедно, но очень дружно. В доме царил уют, родители всегда готовы были поддержать наследников, поэтому Ольга не побоялась заявить близким, что намерена поступать в ГИТИС. Это могло показаться неожиданным: в школьной самодеятельности Остроумова никогда не участвовала, но в 10 увидела спектакль, который вдохновил ее стать артисткой. Папа купил дочке билет на поезд, мама напекла в дорогу пирожков и отправила в столицу, где девушка никого не знала.
На консультации в ГИТИСе абитуриентка растерялась и расплакалась, решив, что потерпела неудачу. Однако другие поступающие утешили, что это не конец, и посоветовали снова предстать перед комиссией. Второй тур девушка прошла с блеском, а вот во время третьего — упала. Несмотря на все эти казусы, Ольгу приняли в ряды студентов театрального вуза.
Звездные роли
Через два года в стенах ГИТИСа появился ассистент режиссера Станислава Ростоцкого, искавший актеров на роли в картине «Доживем до понедельника». Ольге Остроумовой предложили сыграть девятиклассницу Риту Черкасову, в которую безответно влюблен Генка Шестопал. Лента пользовалась популярностью у зрителей, а критики отмечали, что дебютанты справились с задачей не хуже маститых артистов.
По окончании вуза Остроумова устроилась в Московский ТЮЗ, через три года перешла в Театр на Малой Бронной, а в начале 80-х — в Театр Моссовета. Однако мы остановимся подробнее на киноролях актрисы, ведь именно за экранные образы ее полюбила вся страна. Речь, прежде всего, идет о драме «…А Зори здесь тихие» все того же Станислава Ростоцкого.
Сценарий фильма Ольга получила, как только стартовал кастинг, однако не стала даже просматривать его: после «Доживем до понедельника» девушка сыграла в «Городе первой любви» и «Море в огне» и настолько разочаровалась результатом работы, что решила завязать с кино. Сокурсник Андрей Мартынов, служивший вместе с Остроумовой в одном театре, как-то раз посетовал, что мечтает засветиться в грядущей картине Ростоцкого. Только тогда артистка углубилась в чтение и нашла героинь истории потрясающими.
Первый и последний раз в жизни Остроумова сама позвонила режиссеру и напросилась на пробы. В итоге в один день Станислав Иосифович утвердил на роли Ольгу, Ирину Шевчук и Екатерину Маркову. Девушек смутило, что Ростоцкий настаивал на съемках откровенной сцены в бане, но в итоге им все же пришлось обнажиться перед камерой ради высокой идеи — постановщику необходимо было показать красивые женские тела, которые потом попадут под пули.
После успеха картины режиссеры засыпали Ольгу предложениями о съемках, однако все персонажи точь-в-точь копировали Женю Комелькову, а эксплуатировать один и тот же образ в каждом фильме актриса не хотела. Только через два года артистка снова появилась на экране — в ленте «Любовь земная». Маня Поливанова так понравилась звезде, мечтавшей сыграть женственную героиню, что ту же роль она исполнила в продолжении ленты под названием «Судьба».
Потом были «Гараж», «Василий и Василиса», «Очарованный странник» и «Змеиный источник». В новом веке актриса блистала в картинах «По ту сторону волков», «Бедная Настя» и «Ван Гоги», а также играла на подмостках. Так, для многих зрителей настоящим откровением стал спектакль Театра Моссовета «Ричард III», где Остроумова появилась в роли герцогини Йоркской.
Рухнувшие браки
За роль Жени Комельковой актрису не только хвалили, но и ругали. Так, однажды ей пришло письмо, в котором поклонник негодовал, как же артистка решилась сняться обнаженной, мол, после такого замуж ее никто не возьмет. Зритель не подозревал, что на момент премьеры «…А зори здесь тихие» Остроумова уже была несвободна.
Первым мужем актрисы стал студент театроведческого факультета ГИТИСа Борис Аннабердыев. После выпуска мужчину по распределению отправили в Ашхабад, а Ольга вскоре осознала, что даже не скучает по супругу. Брак превратился в пустую формальность. Совсем иначе дело обстояло с режиссером ТЮЗа Михаилом Левитиным. На примерке костюмов драматург не сводил с Остроумовой глаз, а вскоре за взглядами последовали красивые жесты и настойчивые ухаживания, на которые артистка откликнулась, несмотря на семейный статус.
«Левитин всегда был очень магнетическим человеком: стоило ему посмотреть на меня, и я тут же уехала с ним в Ленинград, даже не предупредив мужа. Когда мы возвратились обратно, то на эскалаторе метро на «Комсомольской», держась за руки, поклялись друг другу: приходим домой и говорим своим половинам всю правду. Потому что, как мне тогда казалось, любовь и ложь — вещи несовместимые. Я как приехала, так сразу с порога все и объявила. А вот Михаил Захарович сделал это… несколько позже. А что до разлучницы… Что вы, я так любила его жену! Я считала, что она ангел, а я — падшая. Единственное мое оправдание — это то, что я очень любила его, а он меня», — поясняла актриса в интервью.
После скромной свадьбы у супругов появились дети Оля и Миша. Рождение второго ребенка вынудило актрису пожертвовать работой: «щадящий» режим позволял остаться в театре и сниматься в одной картине в год. А вот Левитин, чья карьера стремительно развивалась, не стал менять приоритеты. Остроумова тащила на себе дом, в то время как муж даже не замечал, как ей трудно.
Но это ли стало главной причиной развода? Коллеги, знавшие об интрижках Михаила Захаровича на стороне, не преминули сообщить Остроумовой о предательстве мужа. В 1992-м, спустя 23 года совместной жизни, супруги расстались. «Когда Ольга предложила мне уйти из дома, я ответил, что надо подать в суд и сразу все разрушить, — вспоминал Левитин. — На суде она была истицей, и мы раздумывали, какой повод указать в заявлении. Я предложил написать: «За безответственное отношение к семье». А Ольга — «За безудержную любовь к свободе». Судья все смотрела на нас и говорила: «Ну чего вы… Ну посмотрите на него, он же хороший». Ольга: «Он поздно домой приходит». Судья: «Но он же не слесарь. Почему он должен приходить рано?» Такая вот аргументация: слесарь не имеет права приходить поздно, а я имею».
Валентин Гафт
Еще на съемках «Гаража» Гафт обратил внимание на статную актрису, однако и подумать не мог, что однажды она станет его супругой. В середине 90-х артистов пригласили на один сборный концерт, и после выступления Валентин Иосифович пригласил Ольгу Михайловну на прогулку. После нескольких встреч актер неожиданно пропал на три месяца: как оказалось, пустился в раздумья — не слишком ли он стар для Остроумовой и не испортит ли ей жизнь.
По слухам, поставить точку в размышлениях помог Игорь Кваша, заявивший, что Гафт попросту теряет время на беспочвенные сомнения. Валентин Иосифович позвонил Ольге Михайловне и бросил фразу о том, что им пора начать второе действие. Остроумова с иронией ответила: «Посмотрим, через сколько оно закончится».
Не стоит думать, что отношения пары были воплощением романтики. Остроумова признавалась, что была обескуражена просьбой Гафта потрогать его бицепсы на первом свидании — очевидно, кавалер надеялся поразить даму своей мускулатурой, но не на ту напал. Кроме того, поначалу актриса чувствовала к ухажеру лишь влюбленность, а на роман решилась, чтобы досадить предыдущему мужу. Поженились Ольга Михайловна и Валентин Иосифович и вовсе по нужде: иначе бы артисту не дали большую квартиру. Причем расписываться пришлось прямо в клинике, куда угодил мужчина.
С самого начала Остроумова понимала, что супруг — человек искусства, далекий от ведения хозяйства. Актриса с легкостью взяла на себя все заботы по дому, позволив мужу заниматься творчеством. Мама Ольги Михайловны обожала зятя, дети тоже привязались к нему, так что картинка счастливой дружной семьи сложилась.
В последние годы артистка вела борьбу за здоровье супруга: в 2011-м у него случился инфаркт, через четыре года понадобилась операция на сердце. Болезнь Паркинсона прогрессировала, и еще несколько лет назад Гафт признавался в интервью, что боится стать для близких обузой. В 2019-м актер перенес инсульт, после чего его состояние ухудшалось с каждым месяцем. 12 декабря 2020-го 85-летний мужчина умер в своем загородном доме.
«Могу сказать, что мне выпала честь и счастье прожить с этим человеком близко довольно много лет. Я старалась быть его защитницей, товарищем, другом. И знаете, от любви зрительской до ненависти один шаг. Я верю, что ни одно слово какого-то дурака не приведет вас к этому шагу. С вами этого не случится никогда. Спасибо тем, кто с нами в эти дни», — произнесла Ольга Остроумова на похоронах мужа.
После смерти второй половины вдова жила не только воспоминаниями: справиться с горем помогали работа в театре, общение с детьми и тремя внуками. Зрители восхищаются силой и стойкостью актрисы и надеются увидеть ее еще в десятках новых спектаклей.
Ольга Остроумова
Ольга Михайловна Остроумова. Родилась 21 сентября 1947 года в Бугуруслане Оренбургской области. Советская и российская актриса театра и кино. Народная артистка РФ (1993).
Ее дедушка был священником, служил в местной церкви (вообще в роду Остроумовых три поколения мужчин были священниками). Дом, в котором росла Ольга, располагался неподалеку от храма, в котором работал её дедушка.
Уже в подростковом возрасте Ольга решила стать актрисой, хотя ни в какие профильные кружки не ходила, в школьной самодеятельности не участвовала. Родные отнеслись к этому желанию с пониманием, помогли собраться для поездки в Москву. И в 1966 году она поступила в ГИТИС имени Луначарского, который окончила в 1970-м.
После окончания вуза была принята в Московский театр юного зрителя, среди ее работ: «Мещане» М. Горького — Елена; «Тень» Е. Л. Шварца — Юлия Джули; «Поздняя любовь» А. Н. Островского — Лебёдкина.
Также сотрудничала с театром «Эрмитаж», играла в спектакле «Здравствуйте, господин де Мопассан» (роль — графиня де Маскаре). Кроме того, в Продюсерском центре Империал играла в постановках «Мадам, мы едем в Акапулько» Ива Жамиака (роль — Нат) и «Синяя Роза» по пьесе Теннесси Уильямса (роль — Аманда Вингфилд).
Ольга Остроумова в фильме «Доживём до понедельника»
В 1972 году на экраны вышел культовый сериал о войне «А зори здесь тихие» (снова режиссера Станислава Ростоцкого, открывшего ее для кинематографа), в котором она сыграла роль эффектной красавицы Жени Комельковой.
И только после разговора с Мартыновым она согласилась.
Картина с огромным успехом шла не только в СССР, но и во многих других странах, в частности, в Китае. В 1973 году он стал лидером проката в СССР – его посмотрели 66 млн. зрителей.
Ольга Остроумова в фильме «А зори здесь тихие. «
Отметим, что перед тем суперпопулярная в Союзе актриса не снималась два года: отказывалась, ждала своей роли. Она поясняла: «Я не из тех актрис, которые всю жизнь эксплуатируют свое обаяние. После фильма «А зори здесь тихие. » не снималась два года, потому что предлагали только «Женек»! Кажется, чего проще?! Иди и работай, зарабатывай деньги! Могла без особых усилий переходить из фильма в фильм, тиражировать однажды сложившийся (и довольно неплохой, замечу) образ. Но. отказывалась, не то, не так. Пока не позвали сыграть Маню Поливанову в картине «Любовь земная». Меня очень задела эта роль. Мне хотелось сыграть именно такую, женственную героиню».
В 1979 году за исполнение роли Мани Поливановой актрисе была присуждена Государственная премия СССР.
Ольга Остроумова в фильме «Любовь земная»
Далее были работы в лентах «Хомут для Маркиза», «Похищение «Савойи»», съемка в комедии Эльдара Рязанова «Гараж». В последнем она сыграла дочь видного ученого. У самой Остроумовой отношение к любимой зрителями картине двоякое: «Не люблю этот фильм. Прежде всего, по моему мнению, я не профессорская дочка. Постановщики во мне обманулись. А вообще была рада, что участвовала в фильме. Ведь в нем снимались сонм кинозвезд. А мы с Игорем Костолевским старались спрятаться за бегемота, лишь бы не попасть на первый план».
Ольга Остроумова в фильме «Гараж»
Сыграв множество заметных ролей, сама актриса считает главной ролью своей кинокарьеры Василису в фильме режиссера Ирины Поплавской по произведению Валентина Распутина «Василий и Василиса».
Ольга Остроумова в сериале «Одна ночь любви»
Также стоит отметить главные роли, сыгранные актрисой в таких проектах как «Большие девочки» (Надежда Николаевна Федорчук), «Желанная» (Мария Григорьева в зрелости), «Женщины в игре без правил» (Мария), «Серебряный век» (Клавдия Тарасовна).
Член СКР и СТДР. Актёрским идеалом для Ольги Михайловны являются Эдит Пиаф и Лидия Русланова. Особенно высоко чтит режиссуру Федерико Феллини и игру Чарли Чаплина. Она любит природу, увлекается мемуарной литературой, классической музыкой.
Живёт и работает в Москве.
Ольга Остроумова
Рост Ольги Остроумовой: 167 сантиметров.
Личная жизнь Ольги Остроумовой:
Трижды была замужем.
В браке родилось двое детей: дочь Ольга Михайловна Левитина (1975 г.р.), актриса и сын Михаил Михайлович Левитин (1983 г.р.), журналист и режиссер.
Актриса имеет внуков: Полина Михайловна Левитина, Захар Левитин, Фаина Михайловна Левитина (2012 г.р.).
Ольга Остроумова и Михаил Левитин
Поженились в 1996 году.
Под влиянием супруги Гафт принял православие.
Ольга Остроумова и Валентин Гафт
Фильмография Ольги Остроумовой:
Озвучивание Ольги Остроумовой: