образ царицы ночи в опере волшебная флейта

Ползут, поднимаясь на Яшмовый храм

Слоями: на слой надвигается слой.

Не раз уж говорено было слуге

Сметать их, как явятся, тут же метлой!

Вот солнце, поднявшись и мир осенив,

Сгребло их в охапку и бросило вон,

Но кончился день, а с луною опять

Они возвращаются с разных сторон…

Cтихи великого гражданина Китая конца XI – начала XII вв. запечатлевают значимость «теневой стороны» (= инь китайской философии, первоначальное значение здесь «теневая сторона горы») мира, которую «слуга не прогонит», но закономерно отстраняется солнцем с тем, что возвратиться с приходом луны.

Г. Аберт, защитник предромантических стимулов музыки «Волшебной флейты», сосредотачивается на «глубокой символике» оперы, которая, по его мнению, никак не соприкасалась с итальянской вокальной риторикой, направленной на изобразительность-живописность [ см. вышеуказанное издание, с. 367 ] в запечатлении образа. Но Аберт категорически противостоит «демонизации» содержания сочинения в целом и характера Царицы Ночи в частности, противопоставляя выразительную идею, заключенную в ее персоне, Каменному гостю из «Дон-Жуана» Моцарта же. Резюме этого чрезвычайно авторитетного автора: очевидна немецкая сущность «всего стиля» оперы, тогда как «сознательным исключением» выступает « итальянизированная партия Царицы Ночи » [ там же. с. 368 ] : барочный тип ее характеристики не вызывает сомнений у адепта «романтизированного» Моцарта.

Таким образом, Царица Ночи, как персонаж барокко, содержит «полифонию качеств», из которых никак не изымается стержень стихийного неприятия жесткой мудрости Зорастро, за которой угадывается жестокость разделения близких и навязывание союзов разнородных существ – дочери Царицы Памины и…японского (!?) принца Тамино.

Для певиц-сопрано партия Царицы Носы была и остается средоточием красивой серьезности пения, неотделимого от этической выстроенности характера.

Источник

Волшебная флейта

образ царицы ночи в опере волшебная флейта. Смотреть фото образ царицы ночи в опере волшебная флейта. Смотреть картинку образ царицы ночи в опере волшебная флейта. Картинка про образ царицы ночи в опере волшебная флейта. Фото образ царицы ночи в опере волшебная флейта

Добрый день,дорогие сплетницы!

Честно признаться,я никогда не была большой поклонницей оперы. Балет мне нравился намного больше.Но из-за того,что мои маленькие просвещенные племянники (10 и 8 лет) любят оперу,мне пришлось пересилить себя и смотреть оперу с ними.

Все началось с Кармен,которая их просто заворожила. Потом была Золушка (пришлось посмотреть миллиард различных постановок,пока они не нашли любимую),Севильский цирюльник и много чего еще. Но мой мир перевернула «Волшебная флейта» Моцарта.

Действие I. Принц Тамино заблудился в горах, спасаясь от змея. Три дамы, служительницы Царицы ночи, спасают его от змея. Очнувшийся принц видит птицелова Папагено, делающего вид, что спас принца именно он. Три дамы возмущены его бахвальством и наказывают, повесив на рот замок. Дамы сообщают принцу, что он спасён Царицей ночи, которая дарит ему портрет своей дочери Памины. Тамино влюбляется в портрет. По словам Царицы ночи, девушку похитил злой волшебник Зарастро. Принц отправляется спасать Памину. Царица даёт ему волшебную флейту, которая поможет одолеть зло. Папагено получает волшебные колокольчики и должен по велению Царицы помогать принцу. В сопровождении трёх мальчиков они отправляются в путь.

Мавр Моностатос, охранявший Памину в замке волшебника, похитил её. Папагено проникает в комнату, где спрятана девушка. Птицелов и мавр пугаются друг друга, мавр убегает. Папагено рассказывает Памине, что его послала мать, и о влюбившемся в неё по портрету принце Тамино. Девушка согласна бежать, мавр бросается в погоню. Тамино в это время находится в священной роще с тремя храмами. Жрец рассказывает принцу, что его обманули: Зарастро на самом деле добрый волшебник, а не злой, и Памину он похитил по воле богов. Тамино начинает играть на флейте и слышит колокольчики на костюме Папагено. При звуках волшебной флейты мавр вынужден прекратить погоню. Зарастро обещает Памине помочь встретиться с Тамино. Появляется Моностатос, поймавший принца. Тамино и Памина бросаются друг другу в объятья.

Действие II. Зарастро открывает жрецам, что Тамино послан стать защитником Храма Мудрости от Царицы ночи, и в награду получит в жены Памину, для чего она и была похищена. Принца ожидают испытания. Тем временем Моностатос снова преследует Памину. Но слышится голос Царицы ночи, и он убегает. Царица в отчаянии от того, что принц Тамино хочет посвятить себя служению храму, и просит дочь воздействовать на него. Та отказывается. Царица грозит отречься от дочери, если та не убьет волшебника.

В храме принца и Папагено подвергают первому испытанию — на молчание. Памина думает, что принц её разлюбил. Второе испытание — Тамино говорят, что он должен проститься с Паминой навсегда. И он покидает её. А Папагено, увидев чудесную девушку, не выдерживает испытание — он наконец нашёл свою Папагену.

Памина хочет смерти, но три мальчика успокаивают её. У принца последнее испытание: пройти сквозь огонь и воду. Появляется Памина, чтобы пойти вместе с ним. Волшебная флейта поможет им. Папагено же наказан, он потерял Папагену. Но три мальчика напоминают ему о волшебных колокольчиках, которые должны помочь вновь обрести возлюбленную. Последнюю попытку предпринимает Царица ночи: она обещает свою дочь Моностатосу, если тот поможет уничтожить храм. Но наступает день, и исчезает власть Царицы. Рассеивается мрак, и восходит солнце. Жрецы славят доброту и разум Зарастро.

Существует огромное количество постановок. Но нам с племянниками больше всего понравились две:

Мультфильм из серии Opera Vox

образ царицы ночи в опере волшебная флейта. Смотреть фото образ царицы ночи в опере волшебная флейта. Смотреть картинку образ царицы ночи в опере волшебная флейта. Картинка про образ царицы ночи в опере волшебная флейта. Фото образ царицы ночи в опере волшебная флейта

Правда оперу хорошо сократили и, арии исполняются на английском. Но это не так важно. Мультик действительно очень красиво нарисован,арии безукоризненно исполнены. Но главное-это как чудесно изображены мои дорогие Папагено и Папагена)

Постановка Королевского театра Ковент-Гарден (2003 г.)

образ царицы ночи в опере волшебная флейта. Смотреть фото образ царицы ночи в опере волшебная флейта. Смотреть картинку образ царицы ночи в опере волшебная флейта. Картинка про образ царицы ночи в опере волшебная флейта. Фото образ царицы ночи в опере волшебная флейта

Просто лучшая(на мой взгляд) постановка. В остальных что-нибудь да не так.

В первую очередь,мне нравится состав исполнителей.

Божественная Диана Дамрау в роли Царицы ночи. Она именно такая,какой и представляешь себе Царицу ночи-холодная,грозная,властная.

образ царицы ночи в опере волшебная флейта. Смотреть фото образ царицы ночи в опере волшебная флейта. Смотреть картинку образ царицы ночи в опере волшебная флейта. Картинка про образ царицы ночи в опере волшебная флейта. Фото образ царицы ночи в опере волшебная флейтаобраз царицы ночи в опере волшебная флейта. Смотреть фото образ царицы ночи в опере волшебная флейта. Смотреть картинку образ царицы ночи в опере волшебная флейта. Картинка про образ царицы ночи в опере волшебная флейта. Фото образ царицы ночи в опере волшебная флейтаобраз царицы ночи в опере волшебная флейта. Смотреть фото образ царицы ночи в опере волшебная флейта. Смотреть картинку образ царицы ночи в опере волшебная флейта. Картинка про образ царицы ночи в опере волшебная флейта. Фото образ царицы ночи в опере волшебная флейта

Кстати,порой слушая ее арии я задаюсь вопросом:помнил ли Моцарт,когда писал оперу,что исполнять ее будут люди?!Иногда мне кажется,что не помнил. Уж больно сложные арии у Царицы ночи)К примеру,знаменитая ария «Der Hölle Rache kocht in meinem Herzen»(В моей душе пылает жажда мести).

Тамино-Уилл Хартманн и Памина-Доротея Решманн хорошо исполнили свои партии,но особых восторгов у меня не вызвали.

образ царицы ночи в опере волшебная флейта. Смотреть фото образ царицы ночи в опере волшебная флейта. Смотреть картинку образ царицы ночи в опере волшебная флейта. Картинка про образ царицы ночи в опере волшебная флейта. Фото образ царицы ночи в опере волшебная флейта

Главный бриллиант этой постановки-Саймон Кинлисайд в роли Папагено! Как он поет,как играет! Он ни на секунду не выходил из образа. Признаться,я ранее никогда о нем не слышала,но после Волшебной флейты я стала его большой поклонницей.

образ царицы ночи в опере волшебная флейта. Смотреть фото образ царицы ночи в опере волшебная флейта. Смотреть картинку образ царицы ночи в опере волшебная флейта. Картинка про образ царицы ночи в опере волшебная флейта. Фото образ царицы ночи в опере волшебная флейтаобраз царицы ночи в опере волшебная флейта. Смотреть фото образ царицы ночи в опере волшебная флейта. Смотреть картинку образ царицы ночи в опере волшебная флейта. Картинка про образ царицы ночи в опере волшебная флейта. Фото образ царицы ночи в опере волшебная флейтаобраз царицы ночи в опере волшебная флейта. Смотреть фото образ царицы ночи в опере волшебная флейта. Смотреть картинку образ царицы ночи в опере волшебная флейта. Картинка про образ царицы ночи в опере волшебная флейта. Фото образ царицы ночи в опере волшебная флейтаобраз царицы ночи в опере волшебная флейта. Смотреть фото образ царицы ночи в опере волшебная флейта. Смотреть картинку образ царицы ночи в опере волшебная флейта. Картинка про образ царицы ночи в опере волшебная флейта. Фото образ царицы ночи в опере волшебная флейта

Далее, костюмы. Во многих постановках костюмы один нелепей другого (надеюсь,так можно выразиться). То принца одевают как Маленького Мука,то Царица ночи одета так,что в ее костюме ей просто-напросто сложно петь, то костюм Папагено будто обмакнули в клей,а затем посыпали перьями. Сложно сопереживать героям,когда их наряжают как шутов.В этой постановке все идеально (чего только стоит шапка Папагено))

образ царицы ночи в опере волшебная флейта. Смотреть фото образ царицы ночи в опере волшебная флейта. Смотреть картинку образ царицы ночи в опере волшебная флейта. Картинка про образ царицы ночи в опере волшебная флейта. Фото образ царицы ночи в опере волшебная флейтаобраз царицы ночи в опере волшебная флейта. Смотреть фото образ царицы ночи в опере волшебная флейта. Смотреть картинку образ царицы ночи в опере волшебная флейта. Картинка про образ царицы ночи в опере волшебная флейта. Фото образ царицы ночи в опере волшебная флейтаобраз царицы ночи в опере волшебная флейта. Смотреть фото образ царицы ночи в опере волшебная флейта. Смотреть картинку образ царицы ночи в опере волшебная флейта. Картинка про образ царицы ночи в опере волшебная флейта. Фото образ царицы ночи в опере волшебная флейтаобраз царицы ночи в опере волшебная флейта. Смотреть фото образ царицы ночи в опере волшебная флейта. Смотреть картинку образ царицы ночи в опере волшебная флейта. Картинка про образ царицы ночи в опере волшебная флейта. Фото образ царицы ночи в опере волшебная флейтаобраз царицы ночи в опере волшебная флейта. Смотреть фото образ царицы ночи в опере волшебная флейта. Смотреть картинку образ царицы ночи в опере волшебная флейта. Картинка про образ царицы ночи в опере волшебная флейта. Фото образ царицы ночи в опере волшебная флейтаобраз царицы ночи в опере волшебная флейта. Смотреть фото образ царицы ночи в опере волшебная флейта. Смотреть картинку образ царицы ночи в опере волшебная флейта. Картинка про образ царицы ночи в опере волшебная флейта. Фото образ царицы ночи в опере волшебная флейта

Теперь перейду к музыке. Музыка волшебная,подстать названию,но в этом я думаю никто и не сомневался)

На этом все.Надеюсь,я вас не утомила.

Спасибо за внимание:)

И напоследок,Кинлисайд в роли Оливьера (знаю,что не по теме,но не удержалась))))

Источник

Опера Моцарта «Волшебная флейта»

Лекции по музыкальной литературе musike.ru: Моцарт

Эта опера завершила творческий путь Моцарта. Ее премьера состоялась 30 сентября 1791, за 2 месяца до смерти композитора, в одном из народных театров в предместье Вены. Опера, которой дирижировал сам Моцарт, имела огромный успех у критиков и публики (в числе ее восхищенных поклонников был Сальери).

С руководителем театра, превосходным актером и драматургом Иоганном-Эммануэлем Шиканедером, композитор был хорошо знаком еще с зальцбургских времен. Шиканедер, как и Моцарт, мечтал о создании национальной оперы на немецком языке (на премьере он исполнял партию Первого жреца, его сын – партию Папагено).

Либретто

Либретто, на «скорую руку» изготовленное Шиканедером, объединило несколько сюжетных источников. Первоначально за его основу была взята популярная сказка «Лулу» из сборника фантастических поэм Виланда «Джиннистан, или Избранные сказки про фей и духов». Однако в процессе работы сюжет «перекраивался», сильно видоизменяясь (вплоть до того, что отрицательные герои неожиданно превратились в положительных, и наоборот).

Содержание

На первый взгляд, «Волшебная флейта» – это опера-сказка, где прославляется победа света над мраком, добра над злом, любви над коварством, стойкости над малодушием, дружбы над враждой. На самом деле последняя опера композитора является глубочайшим философским произведением, где воплотился моцартовский идеал справедливого государства. При всей запутанности сюжетной фабулы идея оперы предельно ясна: путь к счастью лежит только через преодоление трудностей и испытаний. Счастье не дается само собой, оно обретается в результате жизнестойкости и верности, преданности и терпения, любви и веры в добрые силы. Существенно и то, что силы добра и зла заключены не только в человеческих характерах, они коренятся в самых основах мироздания. В опере их олицетворяют волшебные символические персонажи – мудрый волшебник Зарастро (носитель «знака солнца») и коварная Царица ночи. Между солнечным царством и царством ночи мечется Тамино – человек, ищущий истину и приходящий к ней через ряд испытаний.

В содержании оперы справедливо видят символику, связанную с идеями и ритуалами тайного общества масонов («вольных каменщиков»), членами которого были и Моцарт (с 1787 года), и Шиканедер:

В «Волшебной флейте» Моцарт осуществил свою мечту о создании большой оперы на немецком языке. В отличие от большинства других опер композитора, созданных на итальянской основе, она опирается на традиции зингшпиля. Это австро-немецкая разновидность комической оперы[1]. Особенностью зингшпиля является чередование законченных музыкальных номеров с разговорными диалогами. Большая часть номеров – ансамбли, очень разнообразные по составу и сочетанию голосов.

Типичный сюжет зингшпиля – сказка. Законы сказки допускают самые большие неожиданности, не требующие подробных объяснений. Вот почему основной принцип драматургии «Волшебной флейты» – сопоставление коротких сцен с частыми переменами места действия. В каждой такой сцене внимание композитора концентрируется на данной конкретной ситуации (разлука влюбленных, мстительные замыслы Царицы ночи, смешное коварство Моностатоса, комические приключения Папагено) или на обрисовке образов-характеров.

Оба действия оперы завершаются большими финалами. При этом своеобразной чертой «Волшебной флейты» является накопление событий не в I-м, а во II финале, и обилие частных развязок до наступления генерального, завершающего итога. Сначала Тамино и Папагено достигают врат Мудрости и Любви, затем разрешается судьба Папагено, который, наконец-то, находит свою Папагену (дуэт «Па-па-па»). Далее следует исчезновение злых сил, власти которых пришел конец. И только после всего этого наступает финальное торжество.

В музыке оперы легко выделяются три ведущие образные сферы: Зарастро, Царицы Но­чи и Папагено. С каждым из этих героев связан определенный комплекс жанровых и тематических элементов.

Моцартовский Зарастро воплощает очень популярную в XVIII веке идею просвещенного монарха. Он стоит во главе совершенного государства, народ любит и славит его. Зарастро справедлив, однако, ради благих целей прибегает к насилию: наказывает Моностатоса за то, что он преследует Памину; Памину же насильственно содержит в своем царстве, дабы уберечь ее от дурного влияния Царицы Ночи.

Его царство рисуется в светлых, спокойных, величавых тонах. Таковы обе арии Зарастро, хоры и марши жрецов, терцет Мальчиков, дуэт латников. Основу их музыки составляют мелодии в духе полифонии строгого стиля, близкие масонским песням Моцарта и его современников, торжественные марши, напоминающие о генделевских ораториях или оркестровых увертюрах Баха. Таким образом, сфера Зарастро – это соединение песенности с гимничностью и хоральностью. Моцарт всячески подчеркивает ее благородство, духовность, лучезарность.

Злое, темное начало в «Волшебной флейте» кажется не слишком страшным, воспринимается не очень уж всерьез, с некоторой долей иронии. Эту сферу представляет мстительная Царица ночи и ее прислужник Моностатос.

Партия Царицы Ночи восходит к стилю seria, хотя и с присущими комической опере элементами пародии. Моцарт характеризует ее средствами виртуозной колоратуры, очень сложной в техническом отношении (яркий пример – «ария мести» из II действия).

Сфера Папагено – комедийная, игровая. Ее жанровая основа – австрийская бытовая песенно-танцевальная музыка. Через образ Папагено «Волшебная флейта» больше, чем любая другая опера Моцарта, связана с австрийским народным театром. Этот забавный персонаж – прямой потомок национального комического героя Гансвурста, хотя он имеет иной внешний облик (порождение сказочной стихии, «человек-птица», Папагено олицетворяет природное, естественное начало в жизни). Фольклорные элементы явно чувствуются в обеих ариях Папагено («Я всем известный птицелов…», «Девчонку или женушку…») и ярко комических дуэтах (например, Папагено–Моностатос, пугающиеся друг друга, или Папагено–Папагена «Па-па-па»). В их музыке оживает гайдновская традиция, но опоэтизированная.

Соотношение Тамино и Папагено в испытаниях не однозначно, оно не только демонстрирует храбрость одного и трусость другого, но в какой-то мере придает юмористический оттенок чрезмерной торжественности обстановки, в которой происходит действие. Таким образом, народная комическая стихия выступает в качестве своеобразного противовеса серьезной масонской тематике, при этом, благодаря жанру оперы-сказ­ки, она вполне мирно уживается с философской проблематикой.

Остальные герои распределяются между этими тремя сферами, при­чем не всегда это происходит однозначно. Так, три дамы из свиты Царицы Ночи лишь частично относятся к ее сфере. В их му­зыкальной характеристике важное место занимают черты австрийского зингшпиля и буффа, и лишь в 10-й картине, в марше заго­ворщиков, вместе с Царицей Ночи и Моностатосом они обретают черты, приближающие их к зловещей стихии Царицы Ночи.

Образ Тамино эволюционирует в соответствии с изменением его отношения к Зарастро: из врага он становится его последователем и единомышлен­ником – и это отражается на его музыкальной характеристике. Если вначале оперы музыка Тамино во многом близка стилю сериа, то позднее она приближается к сфере Зарастро.

Памина же, как дочь Царицы Ночи, в значительной степени наследует язык seria (например, в арии g-moll № 17), но в дуэте с Папагено (№ 7) ее му­зыкальная характеристика приобретает народно-песенные черты.

В целом, арии Тамино и Памины лишены виртуозного блеска, написаны в скромных, зингшпильных формах, близки к народной песенной лирике. Примером может служить «ария с портретом» (№ 3).

Что касается Моностатоса, то это – типичный для комической оперы восточный злодей, и его характеристика вполне буффонная. Его музыкальную речь отличает стремительная скороговорка.

В соответствии с жанровой спецификой «Волшебной флейты» три указанные сферы не вступают в конфликт, как в «Дон Жуане», они мирно сосуществуют (как это бывает в сказке). В основе оперы – не дра­матическое столкновение антагонистов и не комедийное стремительное «раскручивание» интриги, а эпическое развертывание; не конфликт, а со­поставление, не поступательный, целенаправленный процесс тематических изменений, взаимовлияний, а драматургия параллельных пластов.

Увертюра (торжественное вступительное Adagio и сонатное Allegro, Es-dur) внешне опирается на французские традиции. французской увертюры – медленное вступление и фугато. Adagio – мощное и торжественное. Allegro на живой, легкой теме (из сонаты Клементи).

[1] нем. Singspiel, от singen – петь и Spiel – игра

Источник

LiveInternetLiveInternet

Метки

Рубрики

Цитатник

Kalns un Laime, Гора и Счастье В 1911 году в Риге, в Гризинькалнсе родилс.

=Еврейские мальчики= 110 лет назад родился мальчик, которому суждено было стать одним из сам.

✨Выдающийся портретист Савелий Сорин Его имя, к сожалению, почти неизвестно мног.

✨ 1925-й год. Знаменитый танцевальный зал Монпарнаса «Бюлье». П.

«Турандот» Пуччини в постановке Пражской оперы. Л.

Музыка

Кнопки рейтинга «Яндекс.блоги»

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Статистика

Вольфганг Амадей Моцарт. «Волшебная Флейта»

По моему глубокому убеждению, Моцарт есть высшая, кульминационная точка, до которой красота досягала в сфере музыки.

образ царицы ночи в опере волшебная флейта. Смотреть фото образ царицы ночи в опере волшебная флейта. Смотреть картинку образ царицы ночи в опере волшебная флейта. Картинка про образ царицы ночи в опере волшебная флейта. Фото образ царицы ночи в опере волшебная флейта «Какая глубина! Какая смелость и какая стройность!»

Так гениально выразил Пушкин сущность гениального искусства Моцарта. Действительно, подобного сочетания классического совершенства с дерзновенностью мысли, такой бесконечности индивидуальных решений на основе четких и ясных закономерностей композиции мы не найдем, наверное, ни у одного из творцов музыкального искусства. Солнечно ясным и непостижимо загадочным, простым и безмерно сложным, глубоко человечным и вселенским, космическим предстает мир моцартовской музыки.

Эта опера завершила творческий путь Моцарта. Ее премьера состоялась 30 сентября 1791, за 2 месяца до смерти композитора, в одном из народных театров в предместье Вены. Опера, которой дирижировал сам Моцарт, имела огромный успех у критиков и публики (в числе ее восхищенных поклонников был Сальери).

С руководителем театра, превосходным актером и драматургом Иоганном-Эммануэлем Шиканедером, композитор был хорошо знаком еще с зальцбургских времен. Шиканедер, как и Моцарт, мечтал о создании национальной оперы на немецком языке (на премьере он исполнял партию Первого жреца, его сын – партию Папагено).


В музыке оперы легко выделяются три ведущие образные сферы: Зарастро, Царицы Но­чи и Папагено. С каждым из этих героев связан определенный комплекс жанровых и тематических элементов.

Моцартовский Зарастро воплощает очень популярную в XVIII веке идею просвещенного монарха. Он стоит во главе совершенного государства, народ любит и славит его. Зарастро справедлив, однако, ради благих целей прибегает к насилию: наказывает Моностатоса за то, что он преследует Памину; Памину же насильственно содержит в своем царстве, дабы уберечь ее от дурного влияния Царицы Ночи.


Его царство рисуется в светлых, спокойных, величавых тонах. Таковы обе арии Зарастро, хоры и марши жрецов, терцет Мальчиков, дуэт латников. Основу их музыки составляют мелодии в духе полифонии строгого стиля, близкие масонским песням Моцарта и его современников, торжественные марши, напоминающие о генделевских ораториях или оркестровых увертюрах Баха. Таким образом, сфера Зарастро – это соединение песенности с гимничностью и хоральностью. Моцарт всячески подчеркивает ее благородство, духовность, лучезарность.


Злое, темное начало в «Волшебной флейте» кажется не слишком страшным, воспринимается не очень уж всерьез, с некоторой долей иронии. Эту сферу представляет мстительная Царица ночи и ее прислужник Моностатос.

Партия Царицы Ночи восходит к стилю seria, хотя и с присущими комической опере элементами пародии. Моцарт характеризует ее средствами виртуозной колоратуры, очень сложной в техническом отношении (яркий пример – «ария мести» из II действия).


Сфера Папагено – комедийная, игровая. Ее жанровая основа – австрийская бытовая песенно-танцевальная музыка. Через образ Папагено «Волшебная флейта» больше, чем любая другая опера Моцарта, связана с австрийским народным театром. Этот забавный персонаж – прямой потомок национального комического героя Гансвурста, хотя он имеет иной внешний облик (порождение сказочной стихии, «человек-птица», Папагено олицетворяет природное, естественное начало в жизни). Фольклорные элементы явно чувствуются в обеих ариях Папагено («Я всем известный птицелов…», «Девчонку или женушку…») и ярко комических дуэтах (например, Папагено–Моностатос, пугающиеся друг друга, или Папагено–Папагена «Па-па-па»). В их музыке оживает гайдновская традиция, но опоэтизированная.

«Волшебная флейта» — один из ярчайших примеров моцартовского художественного синтеза. Под покровом волшебной сказки с запутанным сюжетом скрываются утопические идеи мудрости, добра и всеобщей справедливости, характерные для эпохи Просвещения (здесь сказалось и влияние масонства — Моцарт был членом «братства свободных каменщиков»). Арии «человека-птицы» Папагено в духе народных песен чередуются со строгими хоральными напевами в партии мудрого Зорастро, проникновенная лирика арий влюбленных Тамино и Памины — с колоратурами Царицы ночи, почти пародирующими виртуозное пение в итальянской опере, сочетание арий и ансамблей с разговорными диалогами (в традиции зингшпиля) сменяется сквозным развитием в развернутых финалах. Все это объединяется тоже «волшебным» по мастерству инструментовки звучанием моцартовского оркестра, (с солирующими флейтой и колокольчиками). Универсальность музыки Моцарта позволила ей стать идеалом искусства для Пушкина и Глинки, Шопена и Чайковского, Бизе и Стравинского, Прокофьева и Шостаковича.

Рубрики:композиторы и дирижёры/Моцарт

Метки: Моцарт

Процитировано 1 раз
Понравилось: 10 пользователям

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *