обучение детей с аутизмом социально бытовым навыкам должно быть

Развитие навыков самообслуживания у детей с детским аутизмом.

Рождение ребенка с нарушениями в развитии является стрессом для семьи. Он ограничен в свободе и социальной значимости. У него очень высока степень зависимости от семьи, ограничены навыки взаимодействия в социуме.

Проблема воспитания и развития “особого” ребенка становится непосильной для семьи, родители оказываются в сложной ситуации. Таким семьям необходима комплексная психолого-педагогическая помощь.

Дети с ограниченными возможностями здоровья, как правило,в силу своих психических особенностей не могут посещать специальные образовательные учреждения: в связи с этим на родителей возлагается большая ответственность по организации и проведению коррекционной работы с ребенком в домашних условиях.

Особенности психического развития у детей с ранним аутизмом обуславливают трудности в организации их поведения, формировании навыков самообслуживания.

При контакте с аутичным ребенком часто возникают большие трудности, особенно в тех случаях, когда взрослые (родители) прямо принуждают его к выполнению тех или иных действий. Поэтому прямой принудительный подход должен быть исключен из системы воспитания этих детей.

Многие аутичные дети с большим трудом усваивают гигиенические навыки. Родители совершают ошибку, если сами выполняют процедуры умывания, одевания ребенка. Следует помочь ребенку, взяв его в руки в свои и мягко, ненавязчиво обучая движениям. Взрослым надо позаботиться о создании таких условий, при которых у аутичных детей легче закрепляются воспитываемые навыки. У ребенка может вызвать страх высокий порожек у двери, ведущий в ванную, скользкий пол. Например, ребенок боится войти в ванную комнату, так как там пол имеет небольшой наклон и на нем, как ему кажется, легко поскользнуться. Тут определенную роль сыграла тревога родителей за ребенка, которая ему передалась. Ребенка несколько раз искупали в более горячей воде, чем следовало. С тех пор мальчика трудно не только купать, но и ввести в ванную комнату. Все процедуры умывания и купания приходится проводить на кухне. У ребенка закрепилась боязнь не только ванной комнаты и горячей воды, но и человека, который допустил оплошность. Многие страхи детей основаны на их сверхчувствительности и на отрицательном опыте взаимодействия с родными или с кем-то из окружающих. Подобное может случиться и со здоровыми детьми, но у них эти состояния менее стойки и легче преодолеваются.

У многих аутичных детей вызывает страх шум воды, гул труб, шум стиральной машины, пылесоса, кофемолки, дрели. Родители должны установить причину страхов ребенка и по возможности устранить пугающие предметы, препятствующие обучению детей тем или иным гигиеническим навыкам. Кроме того, родители должны сделать так, чтобы ребенка заинтересовали водные процедуры. Например, можно поставить необычные, красивые предметы для умывания, “получить” посылку от Мойдодыра или от кого-либо из близких с необходимыми для туалета принадлежностями.

С ребенком надо ежедневно проговаривать все моменты его жизни. Говорить с ним теплым, ровным тоном, “воркуя”, голосом, интонациями регулируя поведение ребенка (говорить быстрее, когда нужно поторопить, медленнее, как бы распевая, при медленных, неловких действиях ребенка, когда важно не обострять ситуацию).Радуясь его пробуждению нужно произнести: “Проснулся, мой милый, выспался, ручки и ножки отдохнули, головка отдохнула, глазки открылись. Пойдем-ка скорее умываться…. Посмотри, что нам прислал Мойдодыр! Ой, какое красивое и пушистое полотенце, какое мягкое! Посмотри, что на нем нарисовано! Давай скорее умоемся. Сейчас красивым мылом намылим руки, сделаем белые перчатки из мыльной пены. Затем смоем пену водой – вот руки и чистые. Теперь умоем лицо, чтобы оно тоже было чистое”. Так “воркуя”, приговаривая, родители должны помочь ребенку преодолеть его негативизм, нежелание участвовать в повседневных бытовых процедурах, показать, что они интересны, приятны. Кроме того, все красивые, привлекательные умывальные принадлежности должны быть расположены так, чтобы ребенок мог их брать сам. Как бы не спешили родители, они не должны показывать этого, и тон во время всех процедур должен быть неизменно спокойным и ласковым. Пережитые во время умывания или купания неприятности остаются надолго в памяти аутичного ребенка, и это препятствует дальнейшему развитию навыков. При ласковом побуждении и поощрении, в благоприятных условиях ребенок охотнее будет выполнять необходимые действия, у него скорее проявится стремление к самостоятельности.

Привлечь ребенка к купанию поможет игра с водой. Можно вместе с ним пускать кораблики, выдувать мыльные пузыри, можно дать ему красивые фигурные мочалочки, моющиеся книжки, подкрасить воду, используя различные экстракты, искупать сначала в этой красивой воде резиновую игрушку – зверюшку или куклу. Разговаривая с ребенком, не следует упоминать о боязни даже в такой, например, форме,как: “Мишка не боится купаться”, лучше возбудить ощущение смелости, силы, храбрости,приговаривая: “Вот какой смелый мишка, как хорошо плавает. Давай вместе с ним и ты поплаваешь”. Часто дети преодолевают страх воды, если они пытаются достать затонувший кораблик, лодку.

Аутичные дети далеко не каждому взрослому позволяют участвовать в гигиенических процедурах. Ребенок доверяет искупать себя только маме.

Родители должны помнить, что процесс воспитания навыков опрятности длителен. И у здорового ребенка он может быть разрушен при изменении привычной обстановки, под влиянием эмоциональных переживаний, болезни, простуды. Тем более закономерны такие срывы у аутичных детей.

Обучение навыкам самостоятельного раздевания и одевания – еще одна из важных задач, которые решают родители. Ребенок сначала учится снимать одежду, которую можно просто стянуть с себя вниз, освобождается от ботинок, шнурки которых уже развязаны, затем можно переходить к обучению более приемам раздевания с помощью более сложных движений. Так, взрослый помогает ребенку вытаскивать руки из рукавов, остальное ребенок снимает сам. Надо постараться, чтобы ребенок осознал момент достижения цели, почувствовал успех, тогда у него появится стремление к самостоятельности.

Дав ребенку чистый ботинок в руки, можно научить его шнуровать, застегивать, затем он сможет это преодолеть на себе. Легче научить застегивать сначала крупные пуговицы, а потом более мелкие. Когда ребенок освоит необходимые навыки одевания и раздевания, родители должны свести свое участие в этих процедурах до минимума, давая ребенку только речевую инструкцию, побуждая и поощрая его.

Большие трудности испытывают родители в привитии детям навыков приема пищи. Многие из них даже в 6-7 лет не умеют есть самостоятельно, не используют столовые приборы, едят руками, плохо пережевывают пищу или не умеют жевать вообще и т. д. Прежде всего нужно соблюдать режим питания, давать ребенку пищу в одни и те же часы, за одним и тем же столом, использовать любимую ребенком посуду. Прием пищи должен быть приятным занятием.

Обычно ребенка трудно бывает приучить к новому блюду, делать это надо без принуждения. Можно поставить новое блюдо подальше от ребенка и самому с аппетитом есть, не предлагая ребенку. Склонность детей к необычному, новому сыграет свою роль.

Следующим моментом режима дня является помощь на дому.В семье возникает много поводов приобщить ребенка к труду: мама чистит овощи – ребенок моет их, бабушка убирает квартиру – ребенок несет веник, совок, протирает влажной тряпкой пыль, поливает цветы, убирает игрушки. Так постепенно, в естественной ситуации ребенок привыкает выполнять некоторые обязанности, осознает себя помощником в семье.

Задачи, которые стоят перед родителями, трудны, но видеть продвижение ребенка – это большая радость. Даже во время полосы неудач может неожиданно появиться что-то новое – и родители должны чувствовать, что их усилия не пропали даром.

Источник

Вопрос-ответ. Как учить детей с аутизмом бытовым навыкам?

Поведенческий аналитик об основных методах при обучении ребенка с РАС бытовым навыкам, состоящим из нескольких шагов

обучение детей с аутизмом социально бытовым навыкам должно быть. Смотреть фото обучение детей с аутизмом социально бытовым навыкам должно быть. Смотреть картинку обучение детей с аутизмом социально бытовым навыкам должно быть. Картинка про обучение детей с аутизмом социально бытовым навыкам должно быть. Фото обучение детей с аутизмом социально бытовым навыкам должно быть

У детей с аутизмом часто возникают проблемы с обучением навыкам самообслуживания и бытовым навыкам. Одна из причин – такие навыки, как правило, требуют выполнения длинной последовательности из разнообразных действий, и ребенку трудно понять, что это за последовательность и как с ней справиться. Для обучения такому типу навыков можно использовать такие методы как анализ задачи и обучение «цепочкой». Ниже приводится краткое описание этих методов.

Когда я объясняю обучение цепочкой, я часто сравниваю его с кулинарией. Я сама любительница рецептов. Даже если я готовила что-то много раз, я все равно раскрываю рецепт, прежде чем готовить. Представьте, что я говорю вам приготовить овсяное печенье с изюмом. Но я не дала вам никаких инструкций и рецепта у вас нет. Каким должен быть изюм? Я люблю добавлять корицу или ванилин? Я предпочитаю мягкое или хрустящее печенье? Возможно, вы и выполните цепочку для приготовления печенья, но вы можете пропустить какие-то шаги или допустить ошибки. Для ребенка с аутизмом инструкция «заправь кровать» может звучать примерно так же. Ему может быть нужен рецепт, которому надо следовать, и в котором четко указаны ваши ожидания.

Независимо от того, какую стратегию обучения вы выберете, очень важно, чтобы вы записывали на бумаге данные о прогрессе ребенка и убедились, что ребенок полностью самостоятельно выполняет каждый отдельный шаг.

Анализ задачи для конкретного навыка

Анализ задачи – это разделение сложного задания на последовательность маленьких шагов или действий. Для некоторых детей в спектре аутизма даже самые простые бытовые задачи могут быть сложной проблемой. Так что прежде всего вам самим важно понять все, даже мельчайшие шаги, которые нужны для выполнения задачи, и расположить их в логической последовательности. Так вы поймете, с какими шагами ребенок справляется, а с какими у него возникают трудности. Существует три способа провести анализ задачи.

1. Вы наблюдаете за компетентным человеком, выполняющим ту или иную задачу, и записываете каждый шаг, который он выполняет.

2. Вы проговариваете с другим человеком, какие шаги включает та или иная задача.

3. Вы сами выполняете задачу и отмечаете, из каких действий она состоит.

Важно: не пытайтесь написать анализ задачи просто по памяти. Даже самые простые задачи, например, приготовление бутерброда, могут включать маленькие шаги, которые вы будете бессознательно пропускать. А если вы не будете учить ребенка какому-то шагу, то не его вина, если он его пропустит. Если у вас возникнут трудности в анализе задачи, вы можете поговорить со специалистом или попробовать поискать разные варианты готовых анализов задач в Интернете.

После проведения анализа задачи важно просмотреть записанные вами шаги и принять во внимание возраст, уровень коммуникации, способности и прошлый опыт конкретного ребенка и адаптировать описания шагов так, чтобы они подходили для его уровня развития.

Также запишите, как вы будете называть каждый шаг, обращаясь к ребенку. При этом важно учесть, насколько хорошо ребенок понимает устную речь. Кроме того, ребенок с аутизмом может понимать речь очень буквально. Например, если вы скажете «Теперь намажь хлеб вареньем», он может попытаться сделать это самой банкой варенья. Ниже приводятся два примера анализа задачи.

Анализ задачи «Надеть куртку»

1. Взять куртку за воротник (внутренняя часть куртки должна быть обращена к вам).

2. Расположить правую руку у отверстия правого рукава.

3. Просунуть правую руку в правый рукав, пока вы не увидите свою руку с другого конца.

4. Протянуть левую руку за спину.

5. Нащупать отверстие левого рукава.

6. Просунуть руку в отверстие рукава.

7. Убедиться, что вы видите левую руку с другого конца рукава.

9. Застегнуть молнию.

Анализ задачи «Мыть руки»

1. Включить правый кран.

2. Включить левый кран.

4. Выдавить жидкое мыло в одну руку.

5. Потереть руки друг о друга и досчитать до пяти.

6. Потереть левую руку под струей воды и досчитать до пяти.

7. Потереть правую руку под струей воды и досчитать до пяти.

9. Оторвать одно бумажное полотенце.

10. Протирать руки полотенцем и досчитать до пяти.

11. Выбросить полотенце в мусорное ведро.

Количество шагов и их описания зависят от конкретного человека. После составления анализа задачи важно собрать первичные данные – попросите ребенка выполнить эту задачу и отметьте в списке шагов, может ли он выполнить какие-то или все из них, и какие шаги он пропускает или не знает, как сделать. После сбора первичных данных вы, возможно, должны будете адаптировать и заново написать анализ задачи.

Очень важно, чтобы у каждого шага, которому вы будете учить, было конкретное и четкое определение – поначалу очень просто забыть или пропустить какой-то шаг. Полезный совет: написав анализ задачи, попробуйте выполнить ее точно по вашему списку шагов, не делая никаких действий кроме тех, что есть в вашем описании. С большой вероятностью окажется, что вы упустили какое-то действие.

«Прямая цепочка» и «обратная цепочка»

Обучение цепочкой – это метод обучения сложным навыкам, состоящим из множества шагов. Часто метод цепочки применяется в рамках обучения детей с аутизмом на основе прикладного анализа поведения, но на самом деле он подходит для обучения любого человека сложному навыку. В данном случае «сложный навык» означает, что навык складывается из разных реакций, которые объединяются в «цепочку», и только выполнение всей цепочки позволяет добиться конечной цели. Практически все бытовые навыки являются именно такими, например, чтобы протереть стол, нужно не просто проводить тряпкой по столу, нужно найти тряпку, намочить ее и так далее.

Обучение цепочкой нужно тогда, когда ребенок может выполнить отдельные шаги, но он не может выполнить всю цепочку, если вы не будете «стоять у него над душой» и поправлять. Например, ребенок чистит зубы, но без ваших подсказок он не помоет зубную щетку и просто оставит ее в раковине, не убрав на место. Это хорошая ситуация для обучения цепочкой. Или если ребенок пользуется туалетом, но постоянно забывает застегнуть после этого штаны, то ему тоже может помочь программа на основе обучения цепочкой.

Существует три вида обучения цепочкой: обратная цепочка, прямая цепочка и тотальная цепочка.

Обратная цепочка

Обратная цепочка означает, что вы в первую очередь будете учить самому последнему шагу цепочки. Для этого вы подсказываете ребенку все шаги цепочки за исключением последнего действия. Например, если вы учите чистить зубы, вы подсказываете каждый шаг, и ребенок только должен самостоятельно положить зубную щетку на место в стакан.

Обратная цепочка рекомендуется в том случае, если ваши первичные данные показали, что ребенок успешнее справляется с действиями в конце поведенческой цепочки. Обратная цепочка также наиболее удобна для поощрения ребенка – между последним шагом и получением награды за выполнение цепочки есть непосредственная связь. Например, если я учу ребенка готовить себе французский тост с помощью обратной цепочки, то я буду подсказывать каждый шаг за исключением последнего – снять тост со сковородки с помощью лопатки и положить его на тарелку. А потом его можно съесть! Так что получится, что наибольшая работа (независимый шаг) приводит к наибольшей награде (еде).

После того, как ребенок начал каждый раз успешно выполнять последний шаг без вашей помощи, вы переходите к предыдущему действию, и теперь он уже должен самостоятельно выполнить два последних шага, чтобы получить поощрение. Затем он должен выполнять самостоятельно 3 последних шага и так далее.

Прямая цепочка

Прямая цепочка означает, что вы начинаете обучение с первого шага – ребенок самостоятельно выполняет первый шаг, а затем вы подсказываете все остальные шаги. В примере с чисткой зубов это означает, что ребенок самостоятельно возьмет свою зубную щетку в руку, а затем дальнейшие действия будут совершаться с подсказкой. Прямая цепочка рекомендуется в тех случаях, когда ребенок изначально может выполнить больше действий в начале цепочки.

Преимущество прямой цепочки в том, что она позволяет использовать «поведенческий импульс», когда первый шаг самый простой и ребенку проще всего его выполнить. Если я учу ребенка готовить французский тост с помощью прямой цепочки, то он должен сам достать хлеб, а все следующие шаги я буду подсказывать.

Как только ребенок полностью овладел первым шагом, он должен будет самостоятельно выполнить первые два шага, затем первые 3 шага и так далее.

Тотальная цепочка

Как подразумевает название, вы учите сразу всей цепочке. Интуитивно педагоги и родители чаще всего используют именно тотальную цепочку. Например: «Хорошо, включи воду… теперь намыль руки… хорошо, теперь смой мыло» и так далее. Взрослый проходит с ребенком все шаги подряд и подсказывает ребенку, если тот не сможет выполнить тот или иной шаг самостоятельно.

Тем не менее, для детей с аутизмом такой стиль обучения очень часто не подходит и может вызывать у них затруднения. По этой причине, с такими детьми, как правило, рекомендуется использовать прямую или обратную цепочку.

Также смотрите:

Надеемся, информация на нашем сайте окажется полезной или интересной для вас. Вы можете поддержать людей с аутизмом в России и внести свой вклад в работу Фонда, нажав на кнопку «Помочь».

Источник

Формирование бытовых навыков и навыков самообслуживания у детей с РАС в условиях семьи

Подготовить детей к самостоятельной жизни – важная и очевидная задача и для родителей, и для школы. Это касается и детей с типичным развитием, и детей с ОВЗ, в том числе с РАС.

Для повышения качества жизни ребенка с РАС первостепенное значение приобретают жизненные навыки.

К жизненным навыкам относятся:

-навыки личной безопасности

Формирование социально-бытовых навыков у ребёнка с РАС очень важно, иногда более важно, чем учить ребёнка писать и считать, и зачастую становится основной целью обучения, особенно у детей с низким уровнем функционирования, но даже дети с высокофункциональным аутизмом или с синдромом Аспергера также нередко демонстрируют определенные проблемы в этой сфере. Например, начав одеваться,ребенок не всегда может довести начатое до конца: он надевает только часть одежды или начинает ее снимать, вместо того чтобы продолжать одеваться. Потому перед педагогом и родителями стоит нелёгкая задача длительного каждодневного труда научить ребёнка зачастую элементарным навыкам самообслуживания.

Самообслуживание включает в себя: навык приема пищи, одевания и раздевания, туалетные навыки, гигиенические навыки (чистить зубы, умываться, причесываться, пользоваться носовым платком, навыки заботы о здоровье (сообщает о том, что плохо себя чувствует, адекватно реагирует на медицинские процедуры).

Бытовые навыки: домашние дела (пролив цветов, выносить мусор, вытирать пыль и т. д., мыть посуду, накрывать на стол, ждать своей очереди, звонить по телефону идентифицировать грязную посуду, грязное белье, адекватным образом обращаться с продуктами, готовить простую еду, определять различные отделы в магазине

Сложность состоит в том, что у детей с РАС нет мотивации к овладению социальными навыками, они не понимают, зачем одеваться, если ему и раздетому не плохо и даже лучше чем в одежде, зачем нужно мыться, зачем есть ложкой, он наестся и руками, в результате всё равно сыт будет. И, как правило, отсутствие мотивации делает обучение трудным и медленным.

Чтобы освоить один конкретный навык – требуется сотня повторений.

Таким образом, формирование социально-бытовых навыков у детей с РАС очень важно как для ребёнка, так и для его родителей, которые в будущем будут затрачивать меньше сил и энергии при уходе за таким ребёнком. Поэтому длительное, поэтапное, и целенаправленное обучение социально-бытовым навыкам ребёнка с РАС способствует их полному или частичному освоению, а тесное сотрудничество педагога и родителей даст наиболее положительный результат.

обучение детей с аутизмом социально бытовым навыкам должно быть. Смотреть фото обучение детей с аутизмом социально бытовым навыкам должно быть. Смотреть картинку обучение детей с аутизмом социально бытовым навыкам должно быть. Картинка про обучение детей с аутизмом социально бытовым навыкам должно быть. Фото обучение детей с аутизмом социально бытовым навыкам должно бытьПособие для развития навыков самообслуживания у детей раннего возраста Современному ребенку необходимо не столько много знать, сколько последовательно и доказательно мыслить, проявлять умственное напряжение.

обучение детей с аутизмом социально бытовым навыкам должно быть. Смотреть фото обучение детей с аутизмом социально бытовым навыкам должно быть. Смотреть картинку обучение детей с аутизмом социально бытовым навыкам должно быть. Картинка про обучение детей с аутизмом социально бытовым навыкам должно быть. Фото обучение детей с аутизмом социально бытовым навыкам должно быть«В гостях у повара». Открытая НОД по развитию социально-бытовых навыков «В гостях у повара» Образовательная область: «Социализация» Цель: расширить представления детей о профессии повара, формировать познавательную.

Дидактические игры по формированию навыков самообслуживания для детей с нарушением зрения младшего дошкольного возраста Дидактические игры по формированию навыков самообслуживания для детей с ОВЗ (нарушение зрения) младшего дошкольного возраста «Перелей».

обучение детей с аутизмом социально бытовым навыкам должно быть. Смотреть фото обучение детей с аутизмом социально бытовым навыкам должно быть. Смотреть картинку обучение детей с аутизмом социально бытовым навыкам должно быть. Картинка про обучение детей с аутизмом социально бытовым навыкам должно быть. Фото обучение детей с аутизмом социально бытовым навыкам должно бытьФормирование навыков самообслуживания у детей раннего возраста Ранний возраст (1 – 3 лет) является сложным для ребенка и очень насыщенным. У маленького человечка появляется стремление к самостоятельности.

Источник

Коррекционная работа по развитию социально-бытовых навыков у аутичных дошкольников

обучение детей с аутизмом социально бытовым навыкам должно быть. Смотреть фото обучение детей с аутизмом социально бытовым навыкам должно быть. Смотреть картинку обучение детей с аутизмом социально бытовым навыкам должно быть. Картинка про обучение детей с аутизмом социально бытовым навыкам должно быть. Фото обучение детей с аутизмом социально бытовым навыкам должно быть Гульнара Воробьева
Коррекционная работа по развитию социально-бытовых навыков у аутичных дошкольников

Коррекционная работа по развитию социально-бытовых

навыков у аутичных дошкольников

Существует несколько коррекционных направлений, имеющие собственную теоретическую и методическую базу для коррекционной работы. Мы остановимся на трех подходах, которые зарекомендовали себя как достаточно эффективные при работе с детьми, страдающими аутизмом и близкими к аутизму нарушениями (расстройствами аутистического спектра): ТЕАССН-программа, поведенческий и

эмоционально-уровневый подход. [1]

Данные подходы рассчитаны на изменение всех сфер жизни ребенка на длительный срок, поэтому необходима совместная работа специалиста и семьи аутичного ребенка. Результаты нашего исследования являются основанием для разработки индивидуальных программ развития для каждого ребенка. Как отмечалось раньше, процесс обучения и воспитания ребенка построен продуманно и систематично, что, во многом, служит залогом его эффективности. Поэтому коррекционная работа по развитию социально-бытовых навыковстроится в два этапа:

— основной (обучающий) этап. [60]

1. Выбор навыков, которые необходимо формировать – это первый шаг к

практической коррекционной работе. Он осуществляется на основании данных,

полученных в ходе исследования детей,и ориентируются на следующие факторы:

а) возрастную норму — мы можем сделать вывод, что уровень развития

социально-бытовых навыков у детей соответствует 2-3 годам;

б) запросы родителей — потребности родителей заключаются в обогащении

знаний о диагнозе детей, а также в развитии социально-бытовых навыков их

детей: одевания и раздевания, навыка туалета, приема пищи; в) социальную значимость навыков — данные навыки являются

необходимыми для будущей жизнедеятельности ребенка;

г) интересы и предпочтения ребенка. [49]

2. Построение индивидуальной программы. Она состоит из нескольких

частей: название программы; определение формируемого навыка; способ фиксации

количественных данных; описание процедуры обучения и переноса навыка. [8]

3. Подбор материалов для работы и организация среды.

Учебный материал (предметы, картинки) подбирается из повседневной

— одежда ребенка: футболка, колготки, носки, штаны, кофта, кепка (косынка,

— столовые приборы: тарелка, ложка, кружка;

— предметы туалета: горшок, мыло, полотенце.

Деление помещения на несколько «зон»по функциональному критерию:

место, где проходит занятие; место, где ребенок играет и отдыхает; место, где

хранятся все самостоятельные задания. [5]

4. Использование подкрепления.

Подкрепляющими стимулами являются предметы, виды активности, формы

общения, приятные ребенку. Подкрепление увеличивает частоту поведенческих

реакций, подбирается индивидуально, предоставляется сразу после той

поведенческой реакции, которую пытаются сформировать, и должно соотноситься

Подкрепляющие стимулы детей:

— у Владика Ш. катание по ладоням массажным мячом, т. к. мальчик всегда

проводит руками по всем предметам, попадающимся на пути;

— у Гоши Л. шуршание его черным пакетом, т. к. мальчик всегда приходит в

детский сад и уходит с ним;

— у Насти К. покачивание ее на руках, т. к. установив зрительный контакт со

взрослым, требует тактильно контакта с ним. 5. Формирование учебного поведения – адекватной реакции ребенка на

предъявляемые ему требования, используя предлагаемые игрушки и пособия. Это

требует умения концентрировать внимание, что в свою очередь содержит

взрослый сидит перед ребенком лицом к лицу на расстоянии вытянутой

произносит короткую и четкую инструкцию;

физически помогает ребенку повторить действие и поощряет словами;

подкрепляет попытки ребенка выполнить действие самостоятельно. [49]

Отклик на свое имя. Держите то, что вы выбрали в качестве вознаграждения,

у своего лица, направьте рукой голову малыша так, чтобы он посмотрел в вашу

сторону,позовите по имени и скажите: «Посмотри на меня!» Похвалите его и

Положите свою руку ребенку на плечо, потяните его к себе и одновременно

скажите: «Иди сюда!». Повторите, легко касаясь плеча; затем протяните к нему

руки. Поощрите ребенка. Постепенно увеличивайте дистанцию. [8]

Узнавание предметов. Поднимите предмет так, чтобы ребенок мог видеть

его.Затем отчетливо произнесите: «Ложка. Посмотри на ложку!» Потом положите

ложку на стол и попросите: «Дай мне ложку!» Возьмите его руки, помогите

поднять его и дать вам в руки. Вознаградите малыша похвалой. [8]

Подражание. Четко назовите действие,например: «Хлопни в ладоши» – и

хлопните в ладоши сами, чтобы показать ему, как это делается. Возьмите его руки

и хлопните ладошкой о ладошку. После этого поощрите словами и любимым

действием ребенка. Постепенно уменьшайте свою помощь ребенку, побуждая его к

самостоятельным действиям. [49]

6. Обучение самостоятельной деятельности.

Использование средств планирования, организации и контроля.

— выбор деятельности, в которой ребенок успешен;

развитие в данных условиях;

— уменьшение помощи взрослого;

— перенос в домашние условия;

7. Коррекция поведения.

Подкрепление поведения: несовместимого с проблемным; подкрепление

отсутствия проблемного поведения. Лишение подкрепления в ответ на проблемное

Наказания. После эпизода проблемного поведения в ситуацию привносится

неприятный ребенку стимул: повторяющиеся инструкции; физические

упражнения; повторение ситуации до тех пор, пока она пройдет без проблемного

8. Коррекция стереотипий.

Переключение — стереотипию прерывают, предлагая ребенку другую,

знакомую, не вызывающую негативизма деятельность.

Замещение стереотипии другими, более адекватными, близкими по характеру

Трансформация — замещение, при котором меняется смысл действия.

Прерывание – создание условий, в которых реализация стереотипии

Наработка гибкости — введение новых видов стереотипов, которые

постепенно изменяются, и взаимодействуют со старыми стереотипиями.

Таким образом, когда стереотип становится разветвленным и гибким, он

утрачивает само качество стереотипа, трансформируется в более адаптивные виды

Основной (обучающий) этап.

Как мы уже выяснили, наиболее значимыми в жизни аутичных детей

являются потребности в культурно-гигиенических и бытовых навыках: одевании и раздевания, приеме пищи, туалете. Коррекционную программу мы строим на

основе разработок Б. Л. Бейкера и С. С. Морозовой.

Навык одевания и раздевания.

Цель: научить ребенка самостоятельно одеваться и раздеваться без помощи

взрослого, в различных ситуациях.

Оборудование: стульчик, шкаф с одеждой, колготки, футболка, свитер,

носки, штаны, сандали (туфли, кепка (косынка).

Организация среды. На стенке шкафа двусторонняя схема-расписание, с

одной стороны схема одевания, с другой стороны схема раздевания. Одежда

располагается по порядку – на верхней полке предмет одежды, который надевается

в первую очередь, на второй – во вторую и т. д. [8]

Навык одевания:

1) взять с полки колготки и надеть их;

2) снять с крючка футболку, надеть ее;

3) взять с полки свитер и надеть его;

4) взять с полки носки и надеть их;

5) снять с крючка штаны и надеть их;

6) взять с полки кепку (косынку) и надеть ее;

7) взять с полки сандали и надеть их.

Навык раздевания:

1) снять сандалии и поставить их на полку;

2) снять кепку и положить ее на полку;

4) снять носки и положить их на полку;

5) снять свитер и положить его на полку;

7) снять колготки и положить их на полку.

Педагог направляет ребенка, чтобы он после выполнения каждого действия

возвращался к расписанию, которое расположено на шкафу. Каждый успех ребенка взрослый подкрепляет приятными ребенку стимулами. Постепенно физическая

помощь должна уменьшаться, взрослый находясь позади ребенка, позволяет

создать и закрепить пошаговый стереотип одевания. Степень физической помощи

должна быть уменьшена как можно быстрее, чтобы ребенок мог самостоятельно,

ориентируясь на расписание, переодеваться. [49]

Развитие данного навыка закрепляется в условиях семейного воспитания,

полученные умения переносятся в домашнюю обстановку, где организацию

(расписание, обучение, закрепление (поощрение) и контроль осуществляют

Навык приема пищи.

Цель: научить ребенка самостоятельно кушать без помощи взрослого

разнообразную еду, в различных условиях.

Оборудование: стол, стул, миска, ложка, чашка, продукты питания.

Организация среды: схема-расписание с наглядной демонстрацией

последовательности действий, выбор продуктов питания в соответствии с

пристрастиями ребенка; главное условие – ребенок должен быть голодным. [8]

3) сесть на стул (придвинув его к столу);

5) наполнить ложку пищей, зачерпывающим движением;

6) поднести ложку ко рту (позволить съесть);

7) опустить ложку в миску (дать проглотить);

8) повторить пункты 2-4, пока ребенок не насытиться, положит ложку;

10) поднести ко рту (позволить сделать глоток);

11) поставить чашку на стол.

Педагог сначала делает сам, а потом направляет руки ребенка, возвращаясь к

расписанию после осуществления каждого этапа. Каждый успех ребенка подкрепляется вкусовыми стимулами. Постепенно физическая помощь

уменьшается, создав и закрепив пошаговый стереотип приема пищи, ребенок

учится делать это самостоятельно, ориентируясь на расписание. [49]

Развитие данного навыка закрепляется в условиях семейного воспитания,

полученные умения переносятся в домашнюю обстановку, где организацию

(расписание, обучение (дозированная помощь взрослых, закрепление

(поощрение) и контроль осуществляют родители.

Навык туалета.

Цель: научить ребенка самостоятельно ходить в туалет, справлять нужды, без

помощи взрослого, и приводить себя в порядок после этого.

Взрослый должен знать точное время справления нужд ребенка, сколько раз

в день, и как он их справляет.

Оборудование: туалетная комната (унитаз, раковина, туалетная бумага,

Организация среды: расписание последовательности действий рядом с

унитазом и раковиной.

1) распознать момент, когда нужно идти в туалет;

2) суметь сдержаться;

6) сделать «свои дела» в унитаз;

7) использовать туалетную бумагу по назначению;

Педагог кратко и четко говорит ребенку последовательность действий, по

возможности опираясь на карточки, каждый успех ребенка немедленно подкрепляется стимулами, выбранными ребенком. Постепенно физическая помощь

уменьшается. Когда ваш ребенок научится самостоятельно проделывать в туалете

распознавать моменты, когда туда нужно пойти и сдерживаться, пока не сядет на

Развитие данного навыка закрепляется в условиях семейного воспитания,

полученные умения переносятся в домашнюю обстановку, где организацию

(расписание, обучение (дозированная помощь взрослых, закрепление

(поощрение) и контроль осуществляют родители.

Таким образом, мы оказывали коррекционно-развивающее воздействие на

детей в течение 3 месяцев (январь, февраль, март).Обучение проходило в 2 этапа:

обучение подготовительным навыкам и основным. Учитывая индивидуальные

особенности каждого ребенка и неравномерность его развития, мы разработали

индивидуальную программу развития для каждого ребенка. С учетом программы,

мы проводили контроль уровня развития навыков на начало коррекционного

процесса и на его окончание. [Приложение 6,7,8]

Мы можем сделать вывод, что для достижения наилучшего результата в

обучении социально-бытовым навыкам, необходимо учитывать индивидуальные

особенности ребенка, грамотно и четко спланировать программу обучения, и

следовать этой программе всем участникам коррекционного процесса:

дефектологу, воспитателю, родителям и близким родственникам (бабушкам,

дедушкам). Так как однажды освоенные навыки, станут гигантским шагом на пути

к успешной адаптации и социализации ребенка в обществе.

Коррекционная работа по развитию социально-бытовых навыков у аутичных дошкольников Существует несколько коррекционных направлений, имеющие собственную теоретическую и методическую базу для коррекционной работы. Мы остановимся.

Развитие мелкой моторики в школе раннего развития «Дошкольник». Презентация. Школа раннего развития «Дошкольник» в нашем Доме детского творчества существует уже около 20 лет. Создана она была для детей, не посещающих.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *