обзор истории развития философской мысли

История развития философской мысли: общая характеристика и основные этапы.

Становление философии, этапы её исторического развития. Общая характеристика процесса развития мировой философии. Исторические типы философии: дихотомия Восток-Запад.

Специфика восточной философии: духовность, религиозность, традиционализм, холизм, интуитивность, космологичность.

Особенности духовной и социальной жизни Индии. Философия Древней Индии. Веды и Упанишады. Древнекитайская философия. «Книга перемен» и её роль в развитии философии. Конфуцианство, даосизм, легизм Духовная культура Китая и философские традиции.

Античная философия. Демифологизация античного мировоззрения. Периодизация и специфика античного мировоззрения. Натурфилософия античного периода. Школа Сократа. Философия Платона. Философская система Аристотеля.

Специфика развития философии средневековой Европы и её периодизация. Принципы средневековой философии. Философские основания теоцентризма, монотеизма. Средневековая герменевтика и символизм. Основные идеи средневековой философии.

Философия эпохи Возрождения и Нового времени. Основные принципы философии эпохи Возрождения: антропоцентризм, гуманизм и т.д. Натурфилософия эпохи Возрождения. Проблема метода познания в философии Нового времени. Эмпиризм и рационализм (Ф.Бэкон, Р.Декарт). Дискуссии о врожденности знания – Дж.Локк и Г.Лейбниц. Галилей и Ньютон: создание теоретической механики. Философия французского просвещения (Вольтер и Руссо) и французского материализма (Гольбах и Д.Дидро).

Немецкая классическая философия, её общие черты. Философия И.Канта: принцип трансцендентального идеализма, соотношение способностей души с познавательными способностями и априорными причинами. Основные формы человеческой деятельности и соответствующие им ценности, агностицизм И.Канта. Гегелевский идеализм. Диалектика философии Ф.Г.Гегеля. Антропологический материализм Л.Фейербаха. Диалектический материализм К.Маркса и Ф.Энгельса. Марксизм и проблема практики. Неомарксизм. Судьба марксизма в России.

Русская философия и её особенности. Возникновение философии на Руси. Формы существования философии в Древней Руси. Религиозные и нравственные проблемы в древнерусской философии. Преобразования Петра I и их влияния на философию XVIII века. Религиозная и светская философия XVIII философия славянофильства и западничества: истоки, основные идеи, представители. Основные направления в русской философии второй половины XIX века: материализм, позитивизм, религиозная философия. Славянофильство и философия Ф. Достоевского. Учение Достоевского о свободе и ответственности, о добре и зле. Учение Вл. Соловьева о всеединстве и цельном знании. Идея Софии. Этика Соловьёва и учение о Богочеловечестве. Русская философия “серебряного века” и её особенности. Философия свободы Н. Бердяева. Учение Бердяева о творчестве. Христианская философия П. Флоренского.

Особенности и основные направления развития современной философии.

ТЕМА 3.

Философская картина мира.

Категория бытия, её философский смысл и специфика. Монистические и плюралистические концепции бытия. Концепции бытия в истории философии. Бытие и небытие у Парменида. Противоположность атомов и пустоты (бытия и не­бытия, дискретного и неделимого, конечного и бесконечного) у Демокрита. Соотношение понятий «мир», «действительность», «реальность». Бытие вещей, роцесссов и состояний природы, бытие человека и общества (социальное бытие), бытие произведенных человеком вещей («второй природы»), бытие объективированного духа. Онтологическая картина мира.

Проблема субстанции. Представления о субстанции в истории науки и философии. Революция в естествознании на рубеже XIX – XX в. и философское понятие материи (В.И.Ленин). Методологическое значение философского понимания материи. Философия о многообразии и единстве мира.

Движение как способ существования материи. Задачи философии в освещении проблем движения. Устойчивость и изменчивость, прерывность и непрерывность как характеристики движения. Покой. Движение и развитие. Основные формы движения, их соотношение, качественная специфика, взаимосвязь. Современная наука и проблема классификации форм движения. Единство материи и движения. Направления, этапы развития и теория самоорганизации (синергетика).

Пространство и время. Субстанциональная концепция времени (Эпикур, Р.Декарт, И.Ньютон). Реляционная концепция времени (Аристотель, Лейбниц, Г.Гегель). И. Кант о пространстве и времени как апри­орных формах чувственного познания. Теория относительности А.Эйнштейна. Диалектический материализм о движении, времени и пространстве. Принцип единства пространства и времени как противоположных структурных характеристик единого процесса движения материи. Общие и специфические свойства пространства и времени. Специфика пространственно-временных отношений в природных и социальных процессах.

Основные понятия темы.

Категория, закон, принцип, бытие, небытие, формы бытия, субстанция, материя, движение, развитие, покой, объективная реальность, индивидуализированное духовное, объективированное духовное, пространство, время,

Вопросы для самоконтроля:

1. В чём смысл проблемы бытия?

2. Каковы основные свойства бытия?

3. Каковы основные формы бытия мира?

4. В чём отличие понимания бытия Парменидом и Гегелем?

5. В чем различие между бытием и небытием?

6. Можно ли поставить знак равенства между понятиями материя и вещество?

7. В чем состоит разница между философским и естественно-научным представлением о материи и её структуре?

8. В чем сущность субстанциальной и реляционной концепций пространства и времени?

Источник

Основные этапы исторического развития философской мысли. 1. Происхождение философии

обзор истории развития философской мысли. Смотреть фото обзор истории развития философской мысли. Смотреть картинку обзор истории развития философской мысли. Картинка про обзор истории развития философской мысли. Фото обзор истории развития философской мысли обзор истории развития философской мысли. Смотреть фото обзор истории развития философской мысли. Смотреть картинку обзор истории развития философской мысли. Картинка про обзор истории развития философской мысли. Фото обзор истории развития философской мысли обзор истории развития философской мысли. Смотреть фото обзор истории развития философской мысли. Смотреть картинку обзор истории развития философской мысли. Картинка про обзор истории развития философской мысли. Фото обзор истории развития философской мысли обзор истории развития философской мысли. Смотреть фото обзор истории развития философской мысли. Смотреть картинку обзор истории развития философской мысли. Картинка про обзор истории развития философской мысли. Фото обзор истории развития философской мысли

обзор истории развития философской мысли. Смотреть фото обзор истории развития философской мысли. Смотреть картинку обзор истории развития философской мысли. Картинка про обзор истории развития философской мысли. Фото обзор истории развития философской мысли

обзор истории развития философской мысли. Смотреть фото обзор истории развития философской мысли. Смотреть картинку обзор истории развития философской мысли. Картинка про обзор истории развития философской мысли. Фото обзор истории развития философской мысли

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ЕЁ ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ.

Вопросы лекции:

1. Происхождение философии.

2. Основные этапы исторического развития философской мысли.

3. Современная западная философия.

Происхождение философии.

Процесс возникновения и развития философских идей со­ставляет предмет особой науки — истории философии. Эта на­ука рассматривает историко-философский процесс в широком контексте культуры, в соотношении со сложными явлениями общественной жизни. Уже Л. Фейербах показал, что человек, философствуя, выступает от имени всего человеческого рода. Но это не значит, что все страны и народы в равной мере были причастны к зарождению и развитию философии.

В западной (среднеземноморской) культуре эту великую роль взяли на себя греки — граждане древних городов-поли­сов, населявших тогда бассейн Эгейского моря. Родина древ­невосточной философии — Индия и Китай. Интересно, что ста­новление и западной, и восточной философии происходило практически в одно и то же историческое время и независимо друг от друга. И на Западе, и на Востоке философия стала скла­дываться на той ступени истории, культуры, когда в связи с развитием общественных отношений начался необратимый про­цесс разложения сознания, господствовавшего в родовом и ран­нем классовом обществе. Вытеснение философским сознанием мифологического было вместе с тем рождением рациональ­ности — веры в разум как в самую надежную опору жизни и естественное средство познания.

Древние греки «изобрели» философию, но это изобретение стало возможным лишь потому, что еще раньше они же «изоб­рели» демократию, а еще раньше — осознали самоценность умственной деятельности, радость от свободного искания ис­тины.

Основные этапы исторического развития философской мысли

История философии — неотъемлемая часть истории куль­туры. Можно по-разному периодизировать путь, пройденный философией за две с половиной тысячи лет (от времен днев­ных греков и древних римлян). Но в самом общем плане круп­ные периоды, этапы исторического развития философии име­ют под собой своим основанием общественно-экономические формации, способы социального и духовного производства. Следуя такому взгляду, говорят об античной философии (фи­лософии рабовладельческого общества), средневековой фило­софии (философии эпохи феодализма), философии Нового вре­мени (философии буржуазной формации) и современной фи­лософии, имея в виду под ней философскую мысль XX в., иде­ологически и политически крайне не однозначную. Нельзя не­дооценивать и национального своеобразия философских идей. В этом контексте рассматривают как относительно самостоя­тельные духовные построения немецкую, французскую, рус­скую философию (что сопоставимо с национальным искусст­вом).

Первый исторически крупный этап в развитии философии античная философия (VI в. до н.э. — VI в. н.э.).

Ее творцы древние греки и древние римляне (последние — в позднюю
античность). Величайшим достижением этих философов была
сама постановка вечных, всегда сопутствующих человеку про­блем: о начале всех вещей, о бытии и небытии мира, о тожде­стве противоположностей, о свободе и необходимости, жизни и смерти, свободе и необходимости, месте и роли человека на земле и в космосе, о нравственном долге, о прекрасном и воз­вышенном, о мудрости и человеческим достоинстве, о любви, дружбе, счастье и многом другим, что не может не волновать ум и душу человека. У древних мыслителей было одно «ору­дие» познания — созерцание, наблюдение, тонкая умозритель­ность.

Античная философия возникла как стихийно-диалектичес­кая натурфилософия. Именно ей античная мысль обязана дву­мя замечательными идеями: идеей об универсальной, всеоб­щей связи всех вещей и явлений мира и идеей бесконечного, мирового развития. Уже в античной философии сложились два альтернативных гносеологических направления: материализм и идеализм. Материалист Демокрит, опережая века и тысяче­летия, выдвинул гениальную идею атома как мельчайшей час­тицы вещества. Идеалист Платон, опираясь не только на силу отвлеченной мысли, но и на удивительную художественную интуицию, блестяще разработал диалектику единичных вещей и общих понятий, что имеет непреходящее значение во всех областях человеческого творчества и поныне.

обзор истории развития философской мысли. Смотреть фото обзор истории развития философской мысли. Смотреть картинку обзор истории развития философской мысли. Картинка про обзор истории развития философской мысли. Фото обзор истории развития философской мысли

Нередко историки античной философии проводят границу между более ранними и более поздними античными филосо­фами, относя первых к «досократикам», а вторых — к сократи­ческим школам. Этим подчеркивается действительно ключе­вая роль Сократа (V в. до н.э.) как философа, переместившего центр философского знания с проблем натурфилософии в об­ласть человекознания, прежде всего этики. Идеи поздней ан­тичности (эпохи эллинизма) унаследовали гуманистическую мысль Сократа. Вместе с тем, глубоко переживая надвигающую­ся гибель античной культуры, философы этого периода сдела­ли несомненный шаг от сократовского рационализма в сторону иррационализма и мистики, что стало особенно заметно в фи­лософии последователей Платона — неоплатоников.

Второй этап в развитии европейской философиифилосо­фия средневековья (V—XV вв. н.э.).

По духу и содержанию своему это религиозная (христианская) философия, обосновы­вавшая и укреплявшая во всех странах Западной Европы христианскую (католическую) веру. На протяжении более тысячи лет ортодоксальная идеология христианства, опираясь на мо­гущество церкви, вела упорную борьбу с «ересями», «вольно­думством», т. е. с малейшими отступлениями от догм и кано­нов Ватикана. Хотя и в этих условиях философия отстаивала права разума, но при условии признания господства над разу­мом веры. Не согласных с этим ждали костры Инквизиции.

Философы и богословы, разрабатывавшие в первые века новой эры основные догматы христианской религии, в глазах своих продолжателей и последователей получили высшую меру признания — их стали почитать как «отцов» Церкви, а их твор­чество стали называть «патристикой». Одним из самых выда­ющихся «отцов церкви» был Августин Блаженный (IV—V вв. н.э.). Бог, по его мнению, — творец мира, и он же — творец, двигатель истории. Смысл и предначертание истории философ и богослов видел во всемирном переходе людей от язычества к христианству. Каждый человек несет полную меру ответствен­ности за свои дела и поступки, так как Бог дал человеку спо­собность свободно выбирать между добром и злом.

Если Августин — яркий представитель раннего средневе­ковья, то сложившаяся система христианской средневековой философии наиболее полно и значительно выражена в трудах Фомы Аквинского (XIII в.). Его философия — вершина схола­стики. (Так стали к этому времени называть философию, пре­подававшуюся в школах и университетах.) Ставя выше всех своих предшественников Аристотеля, Фома предпринял гран­диозную попытку соединить, органически связать между со­бой античную мудрость с догматикой и вероучением христиан­ства. С этих позиций разум (наука) и вера не противоречат друг другу, если только это «правильная» вера, т. е. вера христиан­ская.

В средневековой схоластике мы находим зародыши реаль­ных проблем. Одной из них была проблема диалектики, связи общего и единичного. Существует ли общее реально? Или же реально существует только единичное, а общее — лишь мыс­ленное отвлечение от единичных предметов и явлений? При­знававшие реальность общих понятий составили направление реалистов, считавшее же общее только «именем», а реально существующим только единичное, составили направление но­минализма. Номиналисты и реалисты — предшественники материалистов и идеалистов Нового времени.

Третьим, переходным этапом в истории западной филосо­фии является философия эпохи Возрождения.

Различают Ран­нее Возрождение (XIII—XIV вв.) и Позднее Возрождение (XV— XVI вв.). Очень красноречиво само название эпохи: речь идет о возрождении (после тысячелетнего перерыва) культуры, искус­ства, философии античного мира, достижения которого при­знаются образцом для современности. Великие представители этой эпохи были людьми всесторонне развитыми (Данте, Эразм Роттердамский, Леонардо да Винчи, Микельанджело, Монтень, Сервантес, Шекспир). Гениальные художники и мыслители выдвигали в своем творчестве уже не теологическую, а гума­нистическую систему ценностей. Социальные мыслители это­го времени — Макиавелли, Мор, Кампанелла — создавали про­екты идеального государства, выражавшие прежде всего инте-. ресы нового общественного класса — буржуазии.

В XVI—XVII вв. в странах Западной Европы стал утверж­даться капитализм. Великие географические открытия необык­новенно расширили горизонт человека, развитие производства потребовало серьезной постановки научных исследований. На­ука Нового времени все больше опиралась на эксперимент и математику. Молодая наука XVII—XVIII вв. добилась выдаю­щихся успехов прежде всего в механике и математике.

Философия Нового временичетвертый исторический этап в развитии европейской философии — не только опира­лась на данные естественных наук, но и сама выступала их опорой, вооружая науку логикой, методом исследования. Фи­лософским обоснованием экспериментального знания был эм-пирико-индуктивный метод Ф. Бэкона (1561—1626), тогда как математическая наука нашла свою философскую методологию в трудах Р. Декарта (1596—1650).

Философия XVII—XVIII вв. была преимущественно рационалистической. В XVIII в. сначала во Франции, потом и в дру­гих странах Западной Европы широко и мощно заявило о себе социально-философское движение Просвещение, сыгравшее выдающуюся роль в идеологической подготовке Французской революции 1789-1793 гг.

С последней четверти XVIII в. и до середины XIX в. на передний край в области философского творчества выходит Германия. Будучи отсталой в то время в экономическом и по­литическом отношениях, эта страна стала родиной великих художников и мыслителей: Канта, Гёте, Фихте, Гегеля, Бет­ховена, Шиллера, Шеллинга, Гейне, Фейербаха. Выдающей­ся теоретической заслугой классической немецкой философии были преодоление созерцательного, натуралистического взгля­да на мир, осознание человека как творческого, деятельного субъекта, углубленная разработка общей концепции разви­тия — диалектики.

В середине XIX в. там же (в Германии) возникает марк­сизм, философский наследник немецкой классики и европей­ского рационализма. Главный вклад Маркса в философию со­стоял в открытии и обосновании материалистического понима­ния истории и в углубленной разработке — на материале совре­менного ему буржуазного общества — материалистической диалектики. Однако в реальную социальную жизнь человече­ства (в XX в. в особенности) марксизм вошел главным обра­зом своей другой — не научно-философской, а идеологической стороной, как идеология открытого и жесткого классового про­тивостояния, оправдывающая (во имя отвлеченных классовых интересов) крайние формы классовой борьбы и насилия.

Европейский рационализм (от Бэкона до Маркса) в диалек­тике социального и индивидуального отдавал несомненный приоритет социальному (общему). Исследование классов, фор­маций, исторических эпох выдвигалось на передний край, тог­да как проблемы единичного — внутренней организации лич­ности — оставались в тени (в тени оставался и феномен бессоз­нательного). Но реальный опыт жизни убеждал, что разум не единственная сила, управляющая поведением человека и об­щества. На этой основе в XIX в. возникает иррационалистическая философия (А. Шопенгауэр, С. Кьеркегор, Ф. Ницше), которая ведущую роль в жизни и судьбах людей стала отводить не разуму, а страсти, воле, инстинктам. Философы-иррационалисты увидели и с большой силой выразили теневую сто­рону жизни, прогресса. Но из этого они сделали разные выво­ды. Идеал Шопенгауэра — нирвана, т. е. отрешенность от жиз­ни как безусловного зла. Кьеркегор требует признать, что выс­шие истины (к ним относятся глубоко интимные переживания страха и ожидания смерти) не могут быть высказаны, а могут лишь переживаться каждым человеком наедине с собой и по-своему. Волюнтаризм Ницше лишь внешне «оптимистичен», поскольку утверждает волю к власти как к полноте жизни. Но это слепая жизнь, без всякой разумной цели. Ницше не скры­вал своего крайне враждебного отношения к христианству.

Источник

История философии кратко

История философии как науки возникла одновременно со становлением человеческой цивилизации. Вопросы происхождения окружающего мира, жизни и человека имеют длительную предысторию и датируются периодом первобытнообщинного строя. Уже в то время человек задавал себе вопросы об устройстве окружающего мира, о смысле жизни на Земле. И этот интерес подвигнул его изучать свое окружение. Так возникла философия. Так из философии возникла наука. Так примитивные попытки раскрыть тайну бытия поставили человека на путь цивилизации.

Возникновение философии

Первобытный человек обладал очень ограниченным запасом знаний и умений, но бесконечной возможностью наблюдать за окружающим миром. Все, что происходило вокруг него, не поддавалось ни объяснению, ни управлению. Поэтому обособление человека сопровождалось магическими обрядами, природа и небеса одушевились, а естественные процессы начали объясняться божественным вмешательством. Сложную конструкцию устройства окружающего мира помогли выстроить с помощью развития языка – именно слова, обозначающие абстрактные понятия, положили начало примитивному познанию мира.

Уже в исторические времена хаотичные значения о природе претерпели изменения. Первые стройные теории мироздания известны со времен первых мировых цивилизаций. Отдельные регионы мира формировали свои представления об окружающем мире в зависимости от условий прогресса, развития прикладных навыков и формирования теоретической науки. Периоды истории философии неразрывно связаны с социально-экономическими изменениями, которые затронули все народы и государства на пути к современной цивилизации.

Философия Индии

История и философия науки с полным правом могли бы назвать местом своего рождения Древний Восток. На данных территориях преобладала земледельческий уклад жизни, активнее развивались новые принципы построения общества, имелись различные социальные классы, возникали города и цивилизации. Сумма знаний и опыта способствовала возникновению и развитию различных дисциплин, включая и философию.

обзор истории развития философской мысли. Смотреть фото обзор истории развития философской мысли. Смотреть картинку обзор истории развития философской мысли. Картинка про обзор истории развития философской мысли. Фото обзор истории развития философской мысли

Первые упоминания о жизни древнейших цивилизаций обнаружены в памятниках письменности Древней Индии. Найденные тексты еще не полностью расшифрованы, но они уже дают представление о быте и обычаях тех времен. Древнеиндийская (ведическая) литература включает в себя обширный набор текстов, самый древний из которых датируется 1500 г. до н. э. Найденный набор текстов составлялся и редактировался в течение девяти столетий и является поучениями и сведениями преимущественного культового и религиозного характера.

История развития философии не раз возвращается к древним индийским учениям. Несмотря на архаичность взглядов, учения о пране и карме по-прежнему пользуются известностью; принципы этих вед закладывают в фундамент новых религий и методов изучения мира.

Буддизм

Первое тысячелетие привнесло в староиндийское общество множество изменений. Развитие ремесел, усовершенствование сельского хозяйства и нарождающаяся власть монархий привнесли изменения в мировоззрение. Старая философия уже не отвечала требованиям времени, возникали новые школы, которые собирали своих учеников и объясняли мир со своей точки зрения. Одной из таких школ стал буддизм. Основателем этого учения был Сиддхартха Гаутама, сын аристократа и правителя из рода Шакья. В расцвете сил он ушел из дома и после многих лет скитаний постиг правильную жизнь и сформулировал правила, ведущие к просветлению. Его назвали Буддой (пробужденный, просветленный), а веру, которую он исповедовал, – буддизмом.

обзор истории развития философской мысли. Смотреть фото обзор истории развития философской мысли. Смотреть картинку обзор истории развития философской мысли. Картинка про обзор истории развития философской мысли. Фото обзор истории развития философской мысли

В течение долгого времени буддийские принципы существовали лишь в устном виде. Канонический буддизм сформировался после долгих лет устной традиции, окружив своего учителя множеством легенд и чудес. Основные понятия записывались и переосмысливались, и многие из законов Будды живы до сих пор.

Философы Древней Греции

История западной философии берет начало в Древней Греции. Именно эта страна стала основоположницей философской мысли на европейском континенте. История и философия науки у греческих мыслителей приобрела почти современные формы. Метод философствования, разработанный греками, является первой попыткой методологического постижения бытия.

История философии Древней Греции имеет четыре этапа развития. Первый период получил название досократовского. Он датируется 5-4 веком до н. э. Потребность в новом знании пришла вместе существенным преобразованием социально-общественных отношений. В Афинах появляются мыслители нового типа – софисты, которые концентрируют свое внимание на проблемах греческих полисов. В это время развивается учение Пифагора о числе как об основе всего бытия, о порядке и хаосе Гераклита, о мельчайших частичках вещества – атомах Демокрита.

обзор истории развития философской мысли. Смотреть фото обзор истории развития философской мысли. Смотреть картинку обзор истории развития философской мысли. Картинка про обзор истории развития философской мысли. Фото обзор истории развития философской мысли

Второй период датируется второй половиной 5 века, он получил название классического. Основные мыслители этого времени – Платон, Аристотель и Сократ. Современные концепции философии истории были разработаны на основании трудов. Такое внимание к мыслителям Афин продолжалось на протяжении сотни лет, до поражения Афин в Пелопоннесской войне. После этого события Афины теряют свое общественно-политическое значение, но все еще остаются центром политической и культурной жизни Древней Греции. Именно тогда возникает первая целостная картина мира, получившая название Аристотелевой: центром Вселенной названа Земля, основой всех наук – натурфилософия. Классическая греческая школа положила начало логике.

Третий этап начинается в конце 4 в до н. э. История философии называет его эллинистическим. В отличии от предыдущего этапа, в котором преобладали различные философские учения, эллинисты уделяли меньше внимания познанию законов мироздания. В основном они специализировались на открытии школ, в которых изучалась философия истории. Кратко этот период можно назвать не научным, а административным – уделялось больше внимания распространению научных открытий и философских взглядов, а не познанию законов мира.

Четвертый период тесно связан с Римом как с решающей силой в античном мире. История развития философии называет этот период римским. Римская философия четвертого этапа формируется под значительным влиянием греческих учений. Определенный импульс развитию философских идей дал приезд афинских мудрецов в Рим. С этого времени в Риме берут начало три философских направления – скептицизм, стоицизм и эпикуреизм. Также в этот период берет начало совершенно новое течение, которое оказало решающее влияние на ход европейской истории в целом.

Христианство

За основу христианства были взяты иудейские предания, которые сформировали основные принципы философии истории. Кратко формулировка христианства звучала как «искупление сына божьего за грехи всех народов». Постепенно структура христианской общины меняется, и на смену бедным и угнетенным приходят богатые и влиятельные люди. Возникает церковная иерархия. Время правления Константина Великого закрепляет христианство как основную религию государства.

обзор истории развития философской мысли. Смотреть фото обзор истории развития философской мысли. Смотреть картинку обзор истории развития философской мысли. Картинка про обзор истории развития философской мысли. Фото обзор истории развития философской мысли

Взгляды о том, что собой представляет бытие в истории философии христианства, базируются на учении Аристотеля. Представленная им картина мира отлично вписывалась в христианские каноны и почти полторы тысячи лет не подлежала обсуждению. Возникает схоластика, как попытка на основе умозаключений доказать существование Бога. Наука практически перестала развиваться, и прогресс в научных знаниях не существовал как понятие. История философии до этих пор не оказывала такого пагубного влияния на технический прогресс. Несмотря на некоторые изобретения, люди продолжали жить, как и в античные времена, ведь именно такая жизнь была угодна Богу.

Средние века

Проблемы философии истории в средневековье почти целиком были построены на принципах схоластики. Иоанн Златоуст и Фома Аквинский стали крупнейшими богословами и философами в области схоластики, их труды признают как западная, так и восточная ветвь христианства. В них приводятся многочисленные доказательства существования Бога и человека – как божественного творения. Учения богословов обычно основываются на Священном писании и на законах логики – например, теория двойственной истины разграничивает философию и богословие. Альтернативными течениями философского учения следует считать возникшие в то время гностицизм и манихейство. Постепенно основное философское учение дополняет и объясняет христианское богословие, а другие течения были признаны ересью и жестоко искоренялись.

Возрождение

Возрождение, или Ренессанс, было вызвано идейным и культурным развитием европейских государств. Активно развивались ремесла и торговля, сформировался новый класс горожан, делавших состояния на мануфактурах и торговле. Христианская религия уже не в состоянии объяснить все перемены, и на первый план выходят античные гуманистические учения. Игнорирование земной жизни ради небесной уже не актуально, общество начало стремиться к земным ценностям.

Ренессанс пробуждает интерес к античному философскому наследию, по иному воспринимаются труды Платона и Аристотеля – древние философы позиционируются как советчики, а не учителя. Так возникают новые философские течения, наиболее значительными из которых являются гуманизм и платонизм.

Гуманизм – течение, возникшее в средневековой Италии, ставит знак равенства между божественным и человеческим, не отвергая ни того, ни другого. Принципы гуманизма выражены в произведениях Данте, Петрарки, филолога Лоренцо Валла.

обзор истории развития философской мысли. Смотреть фото обзор истории развития философской мысли. Смотреть картинку обзор истории развития философской мысли. Картинка про обзор истории развития философской мысли. Фото обзор истории развития философской мысли

Платонизм считал единственно верным познание мира через философию как единственную надежную систему знаний о человеке и мире. Платоники считали религию всего лишь условной доктриной, приемлемой для большинства. Последователи платоновских учений основывали школы для развития и распространения своего понимания того, что значит человек в истории философии. Именно платоновская школа дала возможность открыть таланты Галилея, да Винчи и других ученых того времени.

Философия Нового времени

С течением времени возникают новые формы экономических взаимоотношений, ставшие началом капиталистической экономической системы. Новые взаимоотношения в обществе и новые взгляды породили новые философские школы и новые направления философской мысли. Основоположником нового направления стал Френсис Бэкон. Он жестко раскритиковал принципы схоластики и поставил опыт во главу всех систем изучения мира.

Рене Декарт и Девид Юм на основе философских знаний формируют новую науку, размышляя о влиянии ощущений на восприятие мира, работы Локка и Канта положили начало материалистическому восприятию мира.

Человек и мир. Теории разума

Развитие классической философии Нового времени достигает вершин в работах Георга Гегеля. На его мировоззрение оказали сильное влияние учения Платона, Руссо, Монтескье. Философия истории Гегеля впервые формирует понятие диалектики – исходного единства жизни, которое превращается в свою противоположность. Преодолевая раздвоенность, мир возвращается к единству, но становится богаче и насыщеннее.

обзор истории развития философской мысли. Смотреть фото обзор истории развития философской мысли. Смотреть картинку обзор истории развития философской мысли. Картинка про обзор истории развития философской мысли. Фото обзор истории развития философской мысли

В своих трактатах ученый развивает теорию, согласно которой начало вещей может быть понято с двух точек зрения. Философия истории Гегеля называет их трансцендентальной философией, предметом которой является личность, и натурфилософией, которая занимается окружающим миром. Ни одно из этих течений не является исчерпывающим, но вместе они в состоянии построить прозрачную и понятную картину мироздания.

Работы Гегеля привнесли в философию четкое обозначение основ реальности как своего рода понятие. История философии трактует этот термин не как форму человеческого мышления, а как наиболее истинную основу для всего бытия. Для Гегеля понятие является «сутью вещей», ее зародышевым состоянием, которое с течением времени трансформируется и реализовывается.

История русской философии во многом перекликается с учениями Гегеля. Российскими философами были предприняты попытки построить новую концепцию восприятия мира. В основном фундаментом для этого служит православная традиция почитания Бога и царя и тезисы непротивления власти. Ключевые труды русской философии принадлежат перу Чаадаева, Герцена, Вс. Соловьева, Л. Толстого.

Философия в работах К. Маркса

обзор истории развития философской мысли. Смотреть фото обзор истории развития философской мысли. Смотреть картинку обзор истории развития философской мысли. Картинка про обзор истории развития философской мысли. Фото обзор истории развития философской мысли

Основой для развития всех общественных и экономических отношений Маркс считал труд, таким образом снимая вопрос о смысле существования богов и природы. Человек в работах Маркса – лишь некая квинтэссенция социальной жизни, способная к труду. Таким образом, значение личности, семьи и государства нивелируется, основополагающими становятся общество и этап его экономического развития. Неудивительно, что марксизм стал философским знаменем, под знаменем которого и до настоящего времени возникают различные радикальные партии и социальные течения.

Заключение

Огромный фундамент знаний прошлого лежит в основе современной философской науки. История философии продолжает свое развитие и обогащает следующие поколения знаниями об устройстве вселенной и о месте человека в окружающем мире.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *