очерки по истории и технике гравюры
Очерки по истории и технике гравюры
Art Traffic. Культура. Искусство запись закреплена
Очерки по истории и технике гравюры
1 часть
1. «Очерки по истории и технике гравюры»
Настоящее издание посвящено гравюре — западноевропейской, японской, русской и советской. Сразу же скажем, что это не систематическая история, это лишь очерки по истории гравюры. Такая форма изложения материала позволила авторам, как нам кажется, выделить в почти шестисотлетней истории особого и очень разветвленного вида изобразительного искусства наиболее важные периоды, самые существенные явления, остановиться на творчестве крупнейших мастеров, не растворяясь в обилии фактов и тысячах имен, за которыми подчас теряется смысл и суть самого развития искусства. Книга эта написана в основном сотрудниками Отдела гравюры и рисунка Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина.
Существующий около 125 лет Гравюрный кабинет (как он назывался много десятилетий и как его до сих пор называют все, пользующиеся его коллекциями) является в настоящее время обширным собранием гравюры. Однако отличительное свойство Гравюрного кабинета не только в богатстве его коллекций — собрание западноевропейской гравюры Государственного Эрмитажа, к примеру, гораздо больше и значительнее. Особенность Гравюрного кабинета ГМИИ в том, что это единственный в нашей стране музей графики, где на равных основаниях представлена гравюра как европейская, так и русская, как классическая японская, так и молодая американская, как советская, так и гравюра социалистических стран. Именно эта широта собрания Гравюрного кабинета позволяет воспринимать и изучать историю гравюры во всей ее целостности. И нам кажется, что как раз это его отличительное свойство послужило главным импульсом к написанию настоящих очерков.
2. «Очерки по истории и технике гравюры». Тетрадь 02. Немецкая гравюра 15-16 веков.
История гравюры в Европе начинается в 15 веке одновременно в нескольких странах. Однако развитие ее шло по-разному. Различна была и роль гравюры в искусстве той или иной страны. На севере в творчестве каждого немецкого художника, особенно первой половины 16 века, она занимала значительное, подчас главное место.
В истории немецкого искусства гравюра наряду с живописью определяет стиль Возрождения. Знаменитый «Апокалипсис» Дюрера по эмоциональной силе, страстности и философской глубине стоит в одном ряду с крупнейшими творениями мастеров Северного Возрождения. Причины интенсивного развития гравюры в Германии в 15—16 веках и большого интереса, который появился к ней в самых разных слоях общества, были обусловлены изменениями в социальной, экономической, политической и духовной жизни страны.
Развитие капитализма и возникновение буржуазных отношений пришли в резкое столкновение со старыми традициями. В Германии это проявилось во всех сферах деятельности человека и носило характер острой борьбы, в которой переплелись различные формы антифеодальных и классовых выступлений с борьбой за обновление церкви и религии, за создание единого немецкого государства, за освобождение человека от феодального гнета и пут средневекового мышления. Движение Реформации способствовало подъему прогрессивных сил в стране и в то же время оказало решающее влияние на развитие искусства. Потребность в гравюре, ее широком распространении возникает в Германии на рубеже 15 — ι6 веков, когда участие народных масс в Реформации становится наиболее активным.
3. «Очерки по истории и технике гравюры». Тетрадь 03. Нидерландская гравюра 15-16 веков.
В 15 — 16 веках Нидерланды были одной из самых передовых в экономическом, социальном и культурном отношении стран Европы.
Особенностью нидерландской культуры уже в эту эпоху был блестящий расцвет живописи; значительный и своеобразный вклад внесли Нидерланды и в историю гравюры.
В отличие от картин и миниатюр в дорогостоящих манускриптах, гравюра предназначена для широкого круга зрителей. Древнейшие ксилографии конца 14— начала 15 века носят обобщенный, примитивный характер. Благодаря ярким пятнам раскраски, заполняющей узор из коричневато-черных линий в оттиске, они напоминают витражи в свинцовой сетке обрамления. Их содержание было часто связано с народными верованиями, а манера исполнения предвещала развитие народной картинки — лубка. В первой половине 15 века нидерландская живопись и миниатюра переживают коренной переворот, что с наибольшей силой проявилось в творчестве Яна ван Эйка: художественное произведение начинает строиться как аналогия реального мира. В графике иллюзия реальности вообще более относительна, чем в живописи, к тому же мастера ранней ксилографии не ставили перед собой этой задачи.
4. «Очерки по истории и технике гравюры». Тетрадь 04. Итальянская гравюра 15-18 веков.
Около середины 15 века в Италии возникает искусство резцовой гравюры на металле, и почти одновременно приобретает художественную ценность ремесленная гравюра на дереве. Появившаяся на свет несколько позднее, чем в Северной Европе, итальянская гравюра при этом развивается полностью самостоятельно. Ее мастера, родившиеся и сформировавшиеся в культурном климате раннего Возрождения, хотя и не обладали с первых шагов технической виртуозностью своих немецких и нидерландских товарищей по профессии, зато сразу же обратились к самым передовым художественным проблемам, обусловленным исканиями итальянского гуманизма и высоким уровнем развития живописи и скульптуры в Италии 15 века. Двойная связь нового нарождающегося искусства с народным творчеством и художественной культурой раннего Ренессанса, переживающей в это время свой первый яркий расцвет, предопределили его высокое качество. Связь гравюры (и прежде всего гравюры на меди) с искусством живописи и скульптуры проявляет себя как в претворении сюжетов и композиций станковых и монументальных произведений в маленьких ранних гравюрах, известных под названием «ниелло», так и в живой заинтересованности в новом искусстве крупнейших мастеров 15 века, в их непосредственном участии в формировании приемов и стиля гравюры.
5. «Очерки по истории и технике гравюры». Тетрадь 05. Французская гравюра 15-17 веков.
В истории западноевропейской гравюры Франции принадлежит одно из ведущих мест. В своем развитии французская школа выдвинула целый ряд художников-граверов мирового значения. Однако на отдельных этапах истории развития печатной графики значение Франции среди других стран различно. В эпоху Возрождения в 15 — 16 веках, когда западноевропейская гравюра достигает высокого расцвета в Италии, Германии и Нидерландах, Франции на этом поприще принадлежит скромное место. Гравюра во Франции появилась сравнительно рано, в конце 14 — начале 15 века. Ее рождение было связано с целым рядом причин, характерных и для других стран: развитием просвещения, книжного дела и необходимостью упростить труд миниатюристов. Гравюра существует в виде книжной иллюстрации либо в виде отдельных листов с изображениями святых, евангельских и библейских сцен из различного рода календарей, а также картинок исторического и морализирующего содержания. Колыбелью французской графики были монастыри герцогства Бургундского, расположенного на северо-востоке страны.
6. «Очерки по истории и технике гравюры». Тетрадь 06. Французская гравюра 18 века.
7. «Очерки по истории и технике гравюры». Тетрадь 07. Голландский офорт 17 века.
Седьмая тетрадь сборника «Очерки по истории и технике гравюры» посвящена голландской гравюре 17 века. Особое внимание уделено работам таких мастеров, как Рембрандт, Сегерс, Эвердинген, Рейсдаль, Остаде и др. Β 1612 году в гарлемскую Гильдию св. Луки вступили одновременно три художника, творчество которых открывает собой все дальнейшее развитие голландского офорта: Эсайас ван де Вельде, Биллем Бейтевег и Геркулес Сегерс. Их роль в сложении пейзажа в офорте далеко не равноценна, так же, как и их художественная одаренность, но в отличие от многих позднейших голландских граверов место каждого из них в истории графики особое и очень индивидуальное. Немногочисленные офорты Эсайаса ван де Вельде — это, собственно, начало всего голландского пейзажа в графике. Для гравюры Голландии Э. ван де Вельде сыграл примерно ту же роль, что Х. Аверкамп в живописи: при всей своей простоте, даже наивности, его офорты определили основную линию офортного пейзажа в Голландии.
Проект «Очерки по истории и технике гравюры» выполнен авторским коллективом научных сотрудников Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. Авторы статей: Н.И. Александрова, В.А. Алексеева, Н.Н. Водо, Б.Г. Воронова, О.А. Гасанова, К.С. Егорова, Г.С. Кислых, Н.Н. Ковалдина, О.И. Лаврова, Е.С. Левитин, К.И. Панас, Н.Н. Розанова, А.Г. Сакович. Именной указатель составлен В.В. Ашкенази. Художник Ю.А. Марков.
Очерки по истории и технике гравюры
Нидерландская гравюра 15-16 вв
Итальянская гравюра 15-18 вв
Французская гравюра 15-17 вв
Русская гравюра 18-нач. 20 в.
Русская гравюра 16-17 в.
Японская гравюра 17-19 в.
Государственный музей изобразительных искусств имени А.С.Пушкина. Москва «Изобразительное искусство» 1987
Французская гравюра 18 в.
Голландский офорт 17 в.
Английская гравюра 18 в.
Офорты Гойи и западноевропейская гравюра 19 в.
Гравюра 20 в. стран Западной Европы и Америки
Очерки по истории и технике гравюры
Нидерландская гравюра 15-16 вв
Итальянская гравюра 15-18 вв
Французская гравюра 15-17 вв
Русская гравюра 18-нач. 20 в.
Русская гравюра 16-17 в.
Японская гравюра 17-19 в.
Государственный музей изобразительных искусств имени А.С.Пушкина. Москва «Изобразительное искусство» 1987
Французская гравюра 18 в.
Голландский офорт 17 в.
Английская гравюра 18 в.
Офорты Гойи и западноевропейская гравюра 19 в.
Гравюра 20 в. стран Западной Европы и Америки
Гравюра и литография, очерки истории и техники, Леман И.И., 2004
К сожалению, на данный момент у нас невозможно бесплатно скачать полный вариант книги.
Но вы можете попробовать скачать полный вариант, купив у наших партнеров электронную книгу здесь, если она у них есть наличии в данный момент.
Также можно купить бумажную версию книги здесь.
Гравюра и литография, очерки истории и техники, Леман И.И., 2004.
В уникальном всеобъемлющем издании подробно рассказано о разновидностях произведений графического искусства, приведены отличительные признаки основных техник — гравюры на дереве, меди и литографии, а также каждой манеры исполнения. Издание обогащает знаниями и практическими навыками, необходимыми для умения отличать одну манеру от другой, подлинник от подделки, знакомит с признаками фальсификации, правилами обращения и хранения, основами реставрации репродукций. Дан исторический обзор зарубежного графического искусства и отечественной школы на основе классического труда Д.А. Ровинского. Текст дополняют великолепные репродукции. Книга будет интересна коллекционерам, искусствоведам, учащимся художественных специальностей, библиофилам и всем истинным ценителям искусства. Печатается по изданию 1913 года.
ПРЕДИСЛОВИЕ.
Составляя, по поручению Кружка любителей русских изящных изданий, такое руководство для начинающих собирателей произведений графических искусств, которое дало бы им возможность разобраться в разнородных техниках гравюры и литографии, я счел невозможным отказаться от изложения исторического их развития. Таким образом, получились краткие очерки по истории и технике каждой отрасли гравюры и литографии в отдельности. Эти отдельные очерки ни в коем случае не могут считаться работой научной; в них, равным образом, нельзя искать исчерпывающей полноты, чему особенно препятствовали как рамки, поставленные настоящему изданию, так и обусловленный срок его выхода в свет. Главная задача настоящего труда — ввиду пробуждающегося ныне особого интереса нашего общества к графике — ознакомить более широкие его круги с разновидностями граверного и литографского искусства и с развитием их различных техник.
ОГЛАВЛЕНИЕ.
Посвящение.
Предисловие.
Ксилография — рельефная печать
Гравюра на дереве.
Цветная ксилография.
Гравюра на меди — углубленная печать
Гравюра резцом.
Гравюра крепкой водкой.
Черная манера.
Карандашный способ.
Пунктирная манера.
Лавис и акватинта.
Литография — плоская печать.
Эстамп и внешний его вид.
Источники.
Перечень иллюстраций.
Указатель имен.
По кнопкам выше и ниже «Купить бумажную книгу» и по ссылке «Купить» можно купить эту книгу с доставкой по всей России и похожие книги по самой лучшей цене в бумажном виде на сайтах официальных интернет магазинов Лабиринт, Озон, Буквоед, Читай-город, Литрес, My-shop, Book24, Books.ru.
По кнопке «Найти похожие материалы на других сайтах» можно найти похожие материалы на других сайтах.
On the buttons above and below you can buy the book in official online stores Labirint, Ozon and others. Also you can search related and similar materials on other sites.