одесские истории машков яблоки
«Это в чистом виде авантюра»: как снимали «Одесский пароход»
В первый день Нового года — первая большая премьера телеканала «Россия 1». «Одесский пароход» — комедия по мотивам произведений знаменитого и очень любимого Михаила Жванецкого. За экранизацию звездного автора взялся звездный режиссер Сергей Урсуляк. Актерский состав тоже не скромный: Ирина Муравьева и Чулпан Хаматова, Владимир Машков, Сергей Маковецкий, Сергей Гармаш. Имена. Не пропустите. 1 января в 18:30 на телеканале «Россия 1». Почему это кино нужно смотреть обязательно?
Одесса. Жванецкий. Урсуляк. И целое созвездие артистов. Это кино — просто праздник какой-то!
«Это в чистом виде авантюра, и мне нравится, что и канал не юный, и я не молодой, но мы еще способны тряхнуть уже не знаю чем», — признается Сергей Урсуляк.
Артисты – потрясающие. Сергей Маковецкий — в белоснежном кителе и трогательных сандалиях. Владимир Машков — с русалкой на плече и в растянутой тельняшке. Чулпан Хаматова — в кокетливом халатике.
«Это мой дебют в руках Сергея Урсуляка, — говорит Чулпан Хаматова. — Меня переполняют радость и счастье, я сама себе завидую. Это наслаждение».
«Это кино делается с любовью людьми, которые любят кино, Жванецкого и свою большую страну, даже если разговор идет о той стране, которой уже нет. Но все мы родом оттуда», — сказал Владимир Машков.
Действие фильма происходит в 70-х годах прошлого века, когда мы жили плохо, но хорошо. Сергей Урсуляк бережно переносит на экран 13 миниатюр Михаила Жванецкого — впервые в жизни снимает стопроцентную комедию.
Невероятный калейдоскоп сюжетов, интригующее сплетение судеб. Муж внезапно вернется из командировки, буфетчица встанет за штурвал парохода, а начальник транспортного цеха, наконец, расскажет об изыскании внутренних резервов.
«Все же знают интонацию Жванецкого, и страшно быть хуже этой интонации или не попасть в нее», — сказал Игорь Золотовицкий.
«Это текст не из головы, а из настоящей Одессы, с настоящей улицы, из ресторана, конструкторского бюро», — отметил Сергей Гармаш.
Гармаш с оркестром на «Запорожце» лихо зарулят в арку, чтобы разыграть невероятно смешную сцену.
Одесса — конечно, еще один главный герой фильма. Место действия даже в декорации определяется безошибочно. Это город-сказка, город, сотканный из снов и воспоминаний, такой родной и узнаваемый в мельчайших деталях, и тот самый уютный одесский дворик, в котором хотелось бы прожить хоть денек.
Здесь на жарком солнце сушатся яблоки, а милые сердцу таблички рекомендуют уважать труд дворника и не стирать под краном. А какие соседи!
«У меня текста нет, поэтому здесь все хорошо получилось. В этом и есть фокус большого режиссера: даже в маленькой истории такая штучка, а придумана жизнь», — отметил Михаил Пореченков.
Ирина Муравьева продает семечки, Павел Деревянко прыгает с крыши. Нина Усатова звонит Бабе Яге: «Одесский пароход» — тот редкий случай, когда на съемках комедии и площадке было ну очень весело.
Гомерически смешно, ностальгически грустно. А сколько в фильме будет музыки! «Одесский пароход» поплывет по волнам памяти. Слово Жванецкого подхватит песня.
Солирует неузнаваемый Тимофей Трибунцев, но будет в фильме и целый хор — 60 человек. А уж на свадьбе запоют все без исключения: и народные, и заслуженные.
«Сергей Урсуляк умеет собирать артистов. Мы с радостью будем играть для зрителей, и я верю, что нас посмотрит вся страна. И не один раз», — сказала Светлана Крючкова.
«Это получилось грандиознее, чем я думал, — признался Михаил Жванецкий. – Я даже не знаю сценария и не хочу. Я хочу это все увидеть в свободной позе в темном зале, чтобы рядом — жена и мой товарищ. Я им буду жаловаться: невозможно, смотри, что они сделали!»
Михаил Жванецкий играет автора, и ему, конечно этот фильм признается в любви.
А еще «Одесский пароход» споет гимн великой иллюзии кино, поклонится гениям комедий, прославит талант артистов. Фильм Сергея Урсуляка — настоящее произведение искусства: от начальных титров — а таких в нашем кино не было со времен «Бриллиантовой руки» — и до финальной песни.
Урсуляк опозорил Машкова и Хаматову
Режиссер-одессит снял фильм по произведениям одессита Михаила Жванецкого и с участием влюбленных в Одессу звезд: Владимира Машкова, Чулпан Хаматовой, Романа Мадянова, Федора Добронравова и других.
Но, по мнению журналиста Елены Ситниковой, из этой затеи получился пшик.
— Посмотрела широко разрекламированный фильм «Одесский пароход» по каналу Россия. И реклама была такая симпатичная, забавная даже.
В результате — грандиозный, громкий, постыдный, эпохальный провал.
Лучший режиссер современности Урсуляк («Ликвидация», «Тихий Дон») при помощи лучших актеров современности попытался снять фильм по произведениям лучшего сатирика всех времен и народов Жванецкого.
Получился не просто пшик, а какой-то особо постыдный пшик.
Владимир Машков. Фото: globallookpress.com
Напомнило ситуацию, когда плохой рассказчик пытается рассказать анекдот, путает в нем начало и конец, забывает ключевые слова и сам же от души смеется. При гробовом молчании всех остальных.
В общем, зря Машков с хрустом жрал грязную морковь, а Хаматова танцевала эротические танцы. Получилось совсем не смешно, а в чем-то даже противно.
Это надо умудриться, чтобы при пересказе выдающимися актерами, можно сказать, цветом нашего актерского цеха, хорошо известных и когда-то смешных реприз у зрителя не появилось даже отдаленного желания улыбнуться. Это ж как надо стараться, чтобы Добронравов и Мадянов не смогли разыграть сценку про «начальника транспортного цеха»!
Чулпан Хаматова. Фото: globallookpress.com
Актеры хлопочут лицом и прочими частями тел, говорят с еврейским акцентом, кричат и хихикают, ходят в нелепых костюмах и париках, цыкают зубом и подмигивают, и все это улетает в космос, не задев зрителя.
Можно было бы списать эту работу как неудачную да и забыть о ней, если бы не одно обстоятельство.
Ведь снят-то он не просто, чтобы анекдоты Жванецкого порассказывать, а с целью постебаться над нашей юностью, над 70-ми, — возмущается журналистка.
Тем временем на сына Михаила Жванецкого, Дмитрия, в Москве напали хулиганы и отобрали у него деньги. Грабители оказались студентами престижного МГИМО. Это уже суровая действительность.
Два яблока
В Одессе отец зажал сына в углу.
– У тебя два яблока. Я одно выбросил. Сколько у тебя осталось?
– У тебя было два яблока. Я одно порезал на куски. Сколько у тебя осталось?
Скулеж, тычки, прижатие к стене.
– У тебя было два яблока. Я одно сожрал. Я! Я сожрал. Сколько у тебя осталось?!
– Ты держал в своих грязных руках два немытых яблока. Я вырвал у тебя одно и сожрал. Сколько у тебя осталось?
– Нет надо! У тебя было два яблока. Я у тебя вырвал и растоптал одно. Одно из двух я растоптал ногами. Сколько у тебя осталось?!
Дрожание, вой, крики, визг мамы.
– Он идиот. Я меняю условие. У тебя было два яблока. Одно сожрал ты! Ты сам сожрал одно! Сколько яблок, идиот, у тебя осталось, болван?
– Никакого зоопарка. Никаких гостей. У тебя никогда не будет дня рождения. Весь праздник я проведу с этим идиотом… У тебя было два яблока. Зина, у нас есть яблоки? А что? Давай морковки… У тебя было две морковки, сукин ты сын. Я отнял… Дай! Дай! Идиот. Это арифметика. Я отнял у тебя одну и сожрал… Вот… Хря-хря… На, смотри…
– Ничего. Пусть он видит. Я сожрал с землей одну морковку. Сколько у тебя осталось?
– Посмотри. Сколько грязных морковок осталось в твоих грязных руках?
– Правильно, сынок… А теперь возвращаемся к яблокам.
– Не реветь! Отвечать! У тебя было два яблока.
– Надо! Этот идиот с морковками ответил правильно, значит, есть надежда. Я развиваю у него абстрактное мышление. У тебя было два яблока.
– Или он не будет идиотом, или он не вырастет вообще. У тебя было два яблока.
– Тишина! Весь дом молчит. Не подсказывать. Я, твой папа, отнял у тебя…
– …одно яблоко из двух. (Перекрикивая рев.) Я твой отец, подкрался и из твоих двух яблок отнял у тебя одно… (Рев стал таким, что в стены застучали: «Что там у ваc?») Ну, хорошо… Ты мне сам дал одно… Сколько у тебя осталось?
– Значит, теперь у меня сколько яблок?
– У тебя сколько яблок?
– Но яблок нет! Жрать нечего! Это и есть абстрактное мышление!