оловянишников н и история колоколов и колокололитейное искусство
Колокололитейный завод Оловянишниковых в Ярославле
Колокололитейный завод Оловянишниковых в Ярославле
В XVIII веке получили широкую известность колокола, отливаемые в Ярославской губернии. Общепризнано, что первым был основан колокололитейный завод Д. М. Затрапезнова, сына известного фабриканта, купца Гостиной гильдии, владельца «Ярославской мануфактуры Максима Затрапезнова». Литейное производство было налажено в 1736 году; об этом мы узнаём из «Перечня фабрик и заводов» (СПб., 1897), но неизвестно, когда и почему оно прекратило свое существование. А вот колокола сохранились, и на них можно прочитать послания.
На колоколе из Соборной колокольни:
«1754 году ноября в 5 день вылит сей колокол в граде Ярославле к соборной церкви Успения Пресвятыя Богородицы при державе благочестивейшия и самодержавнейшия великия государыни нашея императрицы Елизаветы Петровны всея России и при наследнике Ея внуке Петра Перваго благоверном государе великом князе Петре Феодоровиче и при супруге его благоверной государыне великой княгине Екатерине Алексеевне и благоверном государе великом князе Павле Петровиче благословением С. П. С. Ч. преосвященнаго Арсения митрополита Ростовскаго и Ярославскаго тщанием Ярославской мануфактуры содержателя Дмитрия Максимовича и сына его Ивана Затрапезновых. Весу в нем 700 пудов. Лил мастер московский первой гильдии купец Константин Слизов».
И второй колокол — для церкви Николы Мокрого — был отлит в тот же день:
«1754 году ноября в 5 день вылит сей колокол в граде Ярославле на фабрике Ярославской полотняной и других мануфактур содержателя Дмитрия Затрапезнова. Весу в нем 40 пудов. Лил мастер Константин Михайлович Слизов».
Эти сведения приведены в книге Н. И. Оловянишникова «История колоколов и колокололитейное искусство» (М., 1912). То, что в один день были отлиты два колокола, позволяет сделать вывод, что производство было хорошо налажено, здесь могли отливать колокола такого огромного веса (700 пудов); а то, что они способны были служить более ста пятидесяти лет, говорит об их отменном качестве.
Первый колокол на Ярославском колокололитейном заводе Григория Оловянишникова был отлит 15 июня 1766 года (во время правления императрицы Екатерины II) для Спасо-Яковлевского монастыря в Ростове Великом. Вес его — 163 пуда. Это время и принято считать началом завода. Однако едва ли столь крупный колокол был самым первым изделием — колокололитейное дело весьма сложное, и по всей видимости, сначала «тренировались», налаживая производство, на более «скромных» колоколах.
Завод возвели около Спасского монастыря, но уже скоро он так разросся, что ему перестало хватать территории. Да и центр города страдал от шума, дыма его печей, поэтому производство перевели на городскую окраину к Оборонительному городскому валу. Но и там завод не задержался — городское строительство шло такими темпами, что и оттуда его попросили, предоставив недалеко пустырь, на котором он вполне мог развернуть свою деятельность. Плавильных печей теперь было построено четыре, возведен целый комплекс производственных цехов, складских помещений. Завод резко увеличил ассортимент, количество и улучшил качество своей продукции. На этом месте он просуществовал до закрытия — до 1917 года.
Завод Товарищества Оловянишниковых славился по всей России. Его колокола звонили в храмах и монастырях губернских городов, в городах, селах, деревнях центра, юга, севера и Дальнего Востока.
Завод всегда отвечал за качество своей продукции и очень внимательно относился к заказчику, предоставляя ему дополнительные услуги по поднятию колоколов на колокольни. Вот что говорится в заводской рекламе:
«Колокололитейный завод товарищества «П. И. Оловянишникова с сыновьями» в Ярославле принимает заказы на отливку колоколов до 2000 пудов включительно. Для подъема на колокольню купленных или заказанных колоколов от 100-пудового веса и выше завод посылает мастера, канаты и блоки бесплатно. Для поднятия колоколов менее 100-пудового веса мастер посылается с платой 3 руб. в сутки. Срок исполнения заказов со дня получения 6–8 недель. Провоз за счет заказчиков, упаковка за счет магазина».
Их полюбили за благозвучность и мелодичность. Особо знамениты были оловянишниковские Большие колокола — они издают мощные, стройные, громкие и одновременно необычайно чистые звуки, а еще они удивительно красиво украшались. Внешние колокольные поверхности были с богатым орнаментом, рисунки разнообразны и привлекательны, это тоже нравилось заказчикам, ведь каждый колокол представлял собой единственное в своем роде произведение колокололитейного искусства.
Владеть колоколами Оловянишникова стало престижно, особенно когда пошли заказы на них для придворных церквей, и не только в России, но и из зарубежья.
Из книги Н. И. Оловянишникова узнаём: «Высочайшие особы, прибывая в Ярославль, всегда посещали колокололитейный завод Товарищества Оловянишникова. Так, в 1823 году 24 августа завод посетил император Александр Павлович; в 1831 г. 13 ноября — принц Петр Георгиевич Ольденбургский; в 1834 г. 7 октября и 1841 году 11 мая — император Николай Павлович; в 1837 г. 10 мая — государь цесаревич, великий князь Александр Николаевич; в 1850 г. 7 августа — великие князья Николай Николаевич и Михаил Николаевич; в 1858 г. 15 января — император Александр II, а в 1868 г. 14 мая — великий князь Алексей Александрович».
Самое удивительное — завод всегда был доступен для посещения любому желающему, а ярославские путеводители настойчиво рекомендовали приезжим заранее поинтересоваться временем плавки, чтобы не пропустить столь захватывающего зрелища.
Со второй половины XIX столетия продукция завода активно выставляется на Всероссийских и Международных выставках. В 1889 году сразу две международные награды — серебряная медаль в Новом Орлеане и золотая — в Париже. В 1893 году колокола завода удостоены серебряной медали на промышленной выставке в Чикаго. С 1886 года литое изображение Государственного герба России украшает все колокола завода — это высшая награда страны получена на Московской Всероссийской выставке и подтверждена через десять лет на Нижегородской Всероссийской выставке 1896 года.
В начале 80-х годов XIX века завод стал поставлять свою продукцию и в виде наборов колоколов определенного тона; по камертону подбирались целые ансамбли из двадцати-тридцати колоколов. Настоящую сенсацию произвели на Всемирной выставке в Париже в 1889 году двадцать два колокола завода, звон которых составил две октавы. Но особо привлекало посетителей выставки то, что каждый владеющий нотной грамотой мог свободно «поиграть» на русских колоколах с помощью специально устроенных клавишей.
Предприятие постоянно расширялось, и об этом ярче всего говорят сухие цифры. В 1861 году на заводе было 20 рабочих, сумма выработки продукции — 47 600 рублей; в 1912-м — 50 рабочих, сумма выработки — 258 тысяч рублей; в 1915-м —50 рабочих, сумма выработки — 320 тысяч рублей.
В 1913 году Оловянишниковы получают особо почетный заказ. В Северной столице возводился храм-памятник 300-летию царствующего Дома Романовых. В Ярославль поступил заказ сделать ансамбль колоколов для храма. Точное количество изготовленных колоколов неизвестно, но установлено, что каждый колокол был посвящен одному из членов царской династии. На колоколах — литые барельефы в виде медальона с портретом. С противоположной стороны — изображение герба Дома Романовых. На всех колоколах — единый декоративный орнамент на оплечье и по краю юбки.
В конце XIX — начале XX века завод достиг наивысшего расцвета благодаря высочайшей квалификации и таланту своих колокололитейщиков и всех, кто принимал участие в подготовке форм, разработке рисунков оформления и их воплощении в натуре. С 1868 года главным мастером на заводе был Игнатий Веревкин, который передал в 1905 году весь свой опыт и профессиональные тайны сыну Ивану Веревкину.
И все же прежде всего надо отметить огромный вклад нескольких поколений семьи Оловянишниковых в становление и организацию колокололитейного производства в Ярославле, да и вообще в России. Своеобразным «обобщением опыта» династии явилась книга Николая Ивановича Оловянишникова «История колоколов и колокололитейное искусство», выпущенная в 1906 году и переизданная с дополнениями в 1912 году.
Н. И. Оловянишников родился 12 октября 1875 года в семье Ивана Порфирьевича Оловянишникова — ярославского 1-й гильдии купеческого сына, владельца одного из лучших колокололитейных заводов России. По окончании императорского Высшего инженерно-технического училища (в настоящее время имени Н. Э. Баумана) он получил звание инженера-технолога и продолжил образование в Германии. Еще студентом он увлекся изучением особенностей технологии литья из бронзы и технологиями литья больших колоколов. Одновременно он собирал материалы по истории колоколов (отечественных и зарубежных), их месте в мифологии и фольклоре, в русской культуре.
Все собранные материалы и стали основой для написания энциклопедии «История колоколов и колокололитейное искусство».
С 1901 года семнадцать лет (за исключением службы в армии во время Русско-японской войны) работал Николай Иванович в семейной фирме, и большую часть директором. При нем завод окреп, отстроился, стал применять новейшие технологии в производстве.
Н. И. Оловянишников увлекался также архитектурой и искусством. В его доме была прекрасная коллекция гравюр, живописи и огромная библиотека. Пользуясь своими связями в мире литературы и искусства, он приглашал в Ярославль на концерты и встречи известных артистов, певцов, писателей.
Еще одна сфера его деятельности — благотворительность: он щедро помогал нуждающимся учащимся ярославских учебных заведений. Впрочем, это тоже продолжение семейных традиций: щедрые вклады от семьи Оловянишниковых постоянно поступали на благоустройство города и в ярославские храмы. В 1866 году «заботливостью и коштом» Порфирия Ивановича Оловянишникова возведена трехпролетная звонница при церкви Святого Власия, а для нее отлит ансамбль колоколов, в котором басовый колокол превосходил по весу любой из ярославских колоколов — 1008 пудов.
Судьба Николая Ивановича сложилась трагично, и о последнем периоде его жизни практически ничего не известно. Вот что написал в биографическом очерке его внук Н. Е. Прянишников, ставший хранителем истории и традиций замечательной ярославской семьи Оловянишниковых.
«Ссылаясь на воспоминания И. К. Хохлова, в книге по истории Волкушинского завода приводятся сведения о смерти Николая Ивановича при переходе границы. Из семейных преданий известно, что после разгрома Ярославского восстания, когда начались жестокие репрессии в городе и расстреливали офицеров и состоятельных горожан (а Николай Иванович относился и к тем, и к другим, да к тому же был гласным городской Думы), он сумел вернуться в Москву, откуда был послан дирекцией фирмы в харьковский филиал (Харьков в то время находился в составе независимой Украины, однако о границе можно говорить с известной натяжкой, скорее, это была линия фронта). Впрочем, подробные обстоятельства смерти Николая Ивановича так и не выяснены. Известно только, что это был 1918 год».
Сестра Николая Ивановича, Мария Ивановна, была замужем за известным поэтом Юрисом Балтрушайтисом. Строки его стихотворения звучат как реквием делу колокольной династии Оловянишниковых:
История колоколов и колокололитейное искусство
Краткое содежание:
История колоколов.
В поисках гармонии.
Занимательные истории о колоколах.
Колокололитейное искусство.
Приложения.
А. Ф. Бондаренко. Н. И. Оловянишников и его «История колоколов»
В поисках гармонии
Форма и звуки
Музыка звонов
Конкурс звонарей в Брюгге
Звонарь Карэ из романа «Бездна»
Общества звонарей в Англии
Звонарь А.В. Смагин
Протоиерей А. А. Израилев и настройка колоколов
Гармонически настроенные колокола в с. Ваулове
Карильоны и куранты
Куранты в Московском Кремле
Куранты Петропавловской крепости
Занимательные истории о колоколах
Наказание новгородского колокола
Ссылка угличского колокола
Пленные колокола
самозвоны
Пленные колокола (окончание)
Набатные, осадные и сторожевые колокола
Кремлевский набатный колокол
Случай со снятым набатным колоколом
Сторожевые морские колокола
О значении колоколов для русского человека
Писатели о колокольном звоне
Колокола в музыкальном искусстве
Колокола в изобразительном искусстве
Колокола в фольклоре
Обычаи, связанные с колоколами
Путешествие русских колоколов в Сербию
О любви звонить в колокола
Царские колокола
Тифлисская история
Падение Реута
Коллекция «отлитых» историй
Знак об освобождении Москвы
Русский колокол на Афоне
Колокололитейное искусство
Колокольный металл
Форма колоколов. Профили
Немецкий, французский и русский профили
Форма колоколов: добиваясь совершенства
Колокольные уши
Изготовление формы для отливки колокола
Отливка
Теофиловы колокола
Колокольные языки
Ремонт колоколов
Доставка и подъем колоколов
Подвеска колоколов
Колокололитейные заводы
Сохранение и правильная эксплуатация колоколов
вес, диаметр, высота колоколов и вес языков к ним
Подбор колоколов для цельного звона
Примечания и комментарии
Н. Е. Прянишников. Николай Иванович Оловянишников (биографический очерк)
Система мер и весов в дореволюционной России
Библиография (дополняющая)
Именной указатель
Географический указатель
История колоколов и колокололитейное искусство
Цена: 128 000 руб.
Наш оператор свяжется с Вами и оформит заказ за пару минут.
Автор | Оловянишников Н. |
Год издания | 1912 |
Место издания, издательство, год | 2-е изд., доп. М.: Издание Т-ва П.И. Оловянишникова С-вей, 1912. 435 с.: ил. |
Размер | Размер издания 26х19,5 см, в футляре – 27,2х21,2 см |
Состояние | отличное |
Переплёт | В издательской обложке и современном составном футляре. Корешок поновлен. |
Купить История колоколов и колокололитейное искусство
Книга Николая Ивановича Оловянишникова посвящена наиболее знаменитым колоколам и звонарям России, в ней даны подробные описания кремлевских колоколов Ивана Великого, Ростовской звонницы, знаменитых колоколов древнерусских городов Ярославля и Углича.
Оловянишников приводит историю Царя-Колокола, рассказывает о жизни знаменитого звонаря А.В. Смагина, знакомит читателя с «отражением» колокола в русской литературе и поэзии, устном народном творчестве, преданиях и суевериях и многом другом.
Обширные разделы книги посвящены технологии отливки и укрепления колоколов на колокольнях, их музыкальным особенностям.
А семья Оловянишниковых содержала колокололитейное производство без малого 200 лет. Принадлежащий автору «колокольной энциклопедии» завод был основан в Ярославле еще в 30-е годы XVIII века ярославским купцом Григорием Фёдоровичем Оловянишниковым. Предприятие, переходя по наследству сыновьям и внукам, просуществовало вплоть до 1918 г.
К началу XX века завод выпускал колокола от 0,5 пуда до 1000 и более пудов. Ярославские колокола всегда ценились за хорошее звучание и красивое оформление. К концу XIX века завод выдвинулся на третье место в России после московских заводов Финляндского и Самгина по объёму производимой продукции.
Стоит отметить, что Н.И. Оловянишников был известен в среде творческой интеллигенции не только своей производственной деятельностью. Он активно занимался благотворительностью и исследовательской работой.
Еще во время учебы Николай Иванович Оловянишников увлекся историей колоколов, связанной с ними мифологией, фольклором, отражающими значение колокола в русской культуре, особенностями технологии литья колокольной бронзы. Разыскания Николая Ивановича как раз и нашли отражение в его обширном труде.
Варианты оплаты
Букинистический интернет-магазин «KnigAnt» предлагает купить книгу «История колоколов и колокололитейное искусство» с оплатой следующими способами.
Варианты доставки
По Москве
Антикварное издание 1912 года печати, курьер бесплатно привезет по указанному адресу в удобное для Вас время. Доставка возможна даже в день принятия заказа. Жители Москвы могут выбрать несколько изданий, для просмотра и подбора наиболее подходящего варианта. Оплата принимается только в рублях!
В Санкт-Петербург
Выбранное антикварное издание будет доставлено нашему представителю в Санкт-Петербург, у которого Вы сможете оформить покупку.
Или оформить доставку после полной оплаты заказа одним из способов указанных в пункте «доставки в города России».
В города России
Только после полной предоплаты и получения денежных средств магазином.
Доставка по России осуществляется за наш счет!
При удаленной покупке, мы можем осуществить показ издания по видеосвязи, чтобы оценить его отличное состояние!
Оловянишников н и история колоколов и колокололитейное искусство
История колоколов и колокололитейное искусство
Ниже публикуются фрагменты из втором издания книги Н. И. Оловянишникова “История колоколов и колокололитейное искусство” (М., 1912). В них содержится история Царя-Колокола, рассказывается о жизни, знаменитого звонаря А. В. Смагина, отражении колокола в русской литературе и поэзии, устном народном творчестве, преданиях и суевериях и т. д.
Не публикуются части книги, повествующие об истории колоколов Западной Европы, подробные описания колоколов Ивана Великого, Ростовской звонницы, Ярославля, Углича. Часть сведений об этом можно найти в работе М. И. Пыляева. Опущены также обширные разделы книги Н. И. Оловянишникова, посвященные технологии отливки и укрепления колоколов на колокольнях, музыкальным их особенностям и проч.
В общей сложности публикуется сравнительно небольшая часть труда Н. Оловянишникова, посвященная наиболее интересным колоколам и звонарям России. Названия глав даны издательством. Ссылки и примечания сделаны автором и приводятся без изменения. Непубликуемые части текста книги отмечены отточием (. ).
Иностранные путешественники о Царь-Колоколе
Из колоколов всего света огромнейший и единственный по своей величине есть московский Царь-Колокол. Он был перелит в 1733 г. из колокола в 8000 пуд., отлитого при Алексее Михайловиче. В свою очередь, этот колокол был перелит в 1654 г. из разбитого Годуновского колокола.
Адам Олеарий, бывший в Москве в 1636 г., вот что говорит про этот колокол: “на самой середине площади в Кремле стоит чрезвычайно высокая колокольня, называемая Иван Великий (Gross Hans), глава которой обита золоченой жестью, а на самой колокольне множество колоколов”.
“Рядом с этой стоит другая колокольня, на которой вылит самый большой колокол, весом в 356 центнеров при великом князе Борисе Годунове (Boris Gudenow).
“В этот колокол звонят только во время больших торжеств, или в праздники (Prasnick), как называют их русские, а также при встрече великих послов и при шествии их на торжественное представление.
Для звона употребляются двадцать четыре человека и даже более, которые стоят на площади внизу и, ухватившись за небольшие веревки, привязанные к двум длинным канатам, висящим по обеим сторонам колокольни, звонят таким образом все вместе, то с одной стороны, то с другой стороны:
“Но при этом нужно звонить осторожно, чтобы избегнуть сильного сотрясения колокольни и возможной опасности от ее падения; для этого наверху, у самого колокола, тоже стоят несколько человек, которые помогают приводить в движение язык колокола”.
На колокольнях у них много колоколов, иногда по пяти и шести, и самый большой весит обыкновенно не более двух центнеров; в колокола те звонят, когда созывают в церковь, и когда, во время уже обедни, священник возносит чашу с дарами. В Москве, по множеству церквей и часовен несколько тысяч колоколов, которые, во время Богослужения, производят такой разнообразный звон и гул, что не привыкший к нему, не может слышать его без особого удивления. Один человек может зараз звонить в три или четыре колокола; веревки, за которые звонят, привязываются у них не за колокола, а за языки, и одну из этих веревок звонарь берёт в руки, другие же наматывает на локоть и, таким образом, подергивает их то одну, то другую;
при этом звонари, разумеется, должны иметь особый навык, чтобы звонить, как следует. Колокольный звон русские также считают делом необходимым при их Богослужении, полагая, что это последнее не полно без звона. Поэтому русский пристав очень удивился однажды, услыхав, что Шведские Господа Послы, в Михайлов день, говорили, что они также хотели справить свой праздник. “Возможно ли, — заметил пристав, — чтобы они могли справлять в Москве праздник, не взявши с собою колоколов при отъезде в такое далекое путешествие” (Адам Олеарий. — Подробное описание голштинского посольства в Московию и Персию в 1633, 1636, 1639 годах. Моек ва, 1870г., стр. 109, 228. 345).
“Царь Алексей Михайлович для литья колокола в 8000 пудов вызвал мастеров из Австрии и поручил им сделать колокол. Они попросили у него пять лет сроку, чтобы его изготовить, ибо, как потом нам пришлось видеть, труды по его изготовлению и приспособлению, для этого требующиеся, весьма велики и безсчетны.
“Рассказывают, что явился русский мастер, человек малого роста, невидный собою, слабосильный, о котором никому и в ум не приходило, и просил царя дать ему только год сроку. Говорят, что царь очень обрадовался и дал ему в помощь целые отряды стрельцов. Он сдержал свое слово и исполнил обещание, изготовив колокол ранее истечения года.
“Царь еще более остался им доволен и в награду дал ему во владение пятьсот крестьянских семейств, но тот отказался, говоря: “я бедный человек и не имею сил справляться с рабами: для меня достаточно ежедневной милостыни царя”. Тогда царь пожаловал ему по динару ежедневно до конца его жизни, а после него его детям. Когда он умер, и эта редкостная вещь осталась испорченною, явился еще один мастер из переживших моровую язву, молодой человек малорослый, тщедушный, худой, моложе двадцати лет, совсем еще безбородый, как мы его видели потом, дивясь милостям всевышнего Бога, коими Он осыпает свои создания.
“Этот человек, явившись к царю, взялся сделать колокол больше, тяжеловеснее и лучше, чем он был прежде, и кончить (работу) в один год.
“Огромная яма была вырыта на этой площадке (Вероятно, на Ивановской площади), и в настоящее время, то есть с начала сего месяца февраля, мастер приступил к изготовлению колокола.
“Упомянутая яма, по глубине и ширине, вдвое больше печи для обжигания извести. Всю ее, сверху донизу, выложили кирпичом и приступили к устройству внутри ее печи, которую топят со стороны, под землею, ночью и днем.
“Замешав глину, выложили из нее род купола, то есть составили сердцевину колокола, и обжигали глину огнем, который сделал ее твердой, как железо; при этом пламя поднималось выше купола.
Это (обжигание) продолжали до тех пор, пока не окончили форму, а мы все время ходили на них смотреть. Потом наложили на купол второй слой, соразмерно с первой формой, то есть такой же толщины и такого же объема, около локтя или больше, и затем приступили к устройству верхней формы, окружающей колокол. Именно, привезли железные прутья кривые, согнутые, как лук, с крючками на концах, которыми их сплели между собою вокруг всей формы, наподобие того, как ткут цыновки. Потом их тщательно обмазали глиной снаружи и внутри и подвергали продолжительное время действию огня, так что все обратилось в одну (плотную) массу. После того форму крепко привязали сверху толстыми веревками к большим медным блокам на самом верху четырех столбов из крепкого дубового дерева, называемого по-гречески дранис.
Каждый столб, по толщине, вышине и соразмерности, подобен минарету. Для этих четырех столбов копали землю очень глубоко, а затем в нижней их части просверлили по большому отверстию, в которое вставили большие бревна крест-накрест, и засыпали их землею, чтобы столбы ни малейше не колебались.
Их поставили не совсем прямо, а немного наклонно над ямой, дабы они не покачнулись. Между каждыми двумя столбами поставили еще по два бревна, подобных им, уперев в перекладину, находящуюся наверху. Затем, просверлив те длинные, большие столбы, внутрь каждого вложили очень массивный медный блок, укрепив его с обеих сторон длинным и весьма толстым гвоздем. От веревок, прикрепленных к форме, протянули кверху четыре конца и продели их в блоки, что внутри столбов над землею. Множество людей вытянули
веревки за дворцовую площадку (Так как автор часто называет дворцом весь Кремль, то под именем “Дворцовой площадки” надо, скорее, разуметь Ивановскую площадь) туда, где было устроено шестнадцать колес (Т. е. Воротов) из упомянутого толстого дерева, нижняя часть их была глубоко впущена в землю и имела поперечные бревна, дабы колеса не раскачались. Привязали те веревки к этим колесам.
Когда опустили крышку, на месте слоя образовалась пустота, куда можно было впустить расплавленную медь. Затем как форму внизу, так и внутренность крышки, намазали обильно салом и жиром, дабы медь текла по ним быстро. Когда опустили (крышку) вниз, сошли (в яму) каменщики и сложили кругом формы, снизу доверху, прочную стенку из кирпичей в несколько рядов, дабы форма не поколебалась от тяжести и стремительного тока меди и таким образом эта последняя не пропала, вытекая наружу.
Приступили к постройке на краях ямы пяти печей из кирпича, весьма прочных, связанных железом снаружи и снутри, обмазали их салом и сделали у них дверцы, опускающиеся и поднимающиеся посредством особого снаряда; дверцы эти железные; их обмазали с обеих сторон глиной, которую потом обожгли наподобие кирпича. Внизу каждой печи сделали отверстие, направленное к яме, дабы когда расплавится медь внутри печей, вся она, по открытии отверстий, быстро потекла по пяти канавкам.
Все это было устроено в течение нынешнего лета после праздника Пасхи, но мы рассказали об этом здесь и, Бог даст, докончим рассказ этот в своем месте.
Что касается кусков меди от старого колокола, то, как мы видели, каждый кусок тащили веревками, при помощи снарядов, сорок — пятьдесят стрельцов с большим трудом, клали на весы и свешивали, а потом вкладывали в печь, пока не наполнили всех печей.
В каждую печь положили 2500 пудов, а всего 12.500 пудов, и замазали печи глиной. Развели сильный огонь и поддерживали его непрерывно ночью и днем, пока не расплавилась вся медь и не стала подобна воде. Ее мешали через отверстия печных дверец железными прутьями, которые накалялись от сильного кипения и жара”.