опора на собственные силы это в истории
Опора на собственные силы
Опора на собственные силы
Лозунг, выдвинутый лидером Китайской компартии Мао Цзэдуиом (1893—1976) в речи (10 января 1945 г.): «Мы за опору на собственные силы». В речи от 13 августа 1945 г. он повторил этот тезис: «Нужно опираться на свои собственные силы».
Смотреть что такое «Опора на собственные силы» в других словарях:
опора на собственные силы — (кит. цзыли, яп. дзирики) достижение просветления собственными силами без помощи будды Амида (см. Амитабха). Понятие О. н. с. с. ввел кит. теоретик амидаизма Даочо, противопоставив ему учение об опоре на силу другого. А. Н. Игнатович … Буддизм
опора на силу другого — (кит. тали, яп. тарики) одно из важнейших положений амидаизма, согласно к рому возрождение человека в «чистой земле» будды Амида (см. Амитибха), своеобразном будд. раю, возможно только при помощи спасительной силы этого будды. О. н. с. д. как… … Буддизм
Мартин Риггс — Martin Riggs (англ.) … Википедия
ЭКСТЕРНАЛИЗАЦИЯ — – один из механизмов защиты, проявляющийся в стремлении человека воспринимать внутрипсихические процессы, силы и конфликты, как протекающие вне его и являющиеся внешними по отношению к нему. Понятие «экстернализация» было использовано немецко… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
буддизм в японии — Согласно офиц. яп. хроникам, будд. учение впервые было принесено в Японию в 552 кор. проповедниками из Пэкче, но совр. исследователи склоняются к более ранней дате 538. Новая вера нашла в Японии и страстных приверженцев (род Сога) и отчаянных… … Буддизм
Перонизм — Проверить нейтральность. На странице обсуждения должны быть подробности. Перонизм (исп. Movimiento Nacional Justicialista, исп. … Википедия
уджамаа — уджамаа, 1) термин, означающий взаимную поддержку и взаимопомощь членов большой семьи в родо племенной общине Танзании. 2) Официальная идеологическая концепция партии (ЧЧМ). У. отвергает принципы общественного устройства и идеологию капитализма,… … Энциклопедический справочник «Африка»
Экономическая комиссия ООН для Африки — (ЭКА), создана в 1958. Штаб квартира в г. Аддис Абеба (Эфиопия). Комиссия объединяет 50 стран Африки (ЮАР формально является также её членом, но с 1963 отстранена от участия в работе ЭКА из за проводимой ею политики расизма и апартхейда;… … Энциклопедический справочник «Африка»
Сонгун — Хангыль 선군정치 Ханча 先軍政治 Маккьюн Райшауэр Sŏn gun chŏngch i Новая романизация Seon( )gun jeongchi Политика Пор … Википедия
История Северной Кореи — Эта статья описывает историю Северной Кореи с конца Второй мировой войны до сегодняшних дней. Смотрите статью История Кореи об истории Кореи до 1948 года. История Кореи Кочосон, Чингук Ранние королевства: Пуё, Окчо, Тонъе Самхан Конфедерация… … Википедия
Опора на собственные силы это в истории
Самообеспечение — пример Албании
В статье рассматривается стратегия самообеспечения и опоры на собственные силы, реализуемая в социалистической Албании. Албания известна как пример государства, где наблюдается экстремально высокий уровень самообеспечения в экономике; чтобы выяснить, насколько правдив подобный образ страны, автор анализирует информацию об экономическом развитии Албании в послевоенный период. Вывод таков: самообеспечение в полном смысле этого слова не было единственным путём развития в Албании, следует учитывать также поддержку со стороны других социалистических стран, особенно Китая. Тем не менее, Албания на 1982 год является уникальным примером достижения своей цели с опорой на собственные силы.
Основное внимание в этой статье уделено албанской модели развития как частному случаю самообеспечения; в частности, автор выясняет смысл термина «самообеспечение» в албанской терминологии и определяет, до какой степени «опора на собственные силы» была внедрена в качестве стратегии развития.
«Самообеспечение» стало модным в семидесятые годы, но его основные принципы не были чётко сформулированы. Юхан Гальтунг, норвежский социолог, учёный и практик, основоположник дисциплины «исследования проблем мира и урегулирования конфликтов», один из сторонников принципа самостоятельности, писал:
«Одним из преимуществ термина „самообеспечение“ является его открытость и незавершённость. Термин имеет определённое содержательное ядро, но только от всех нас зависит, какие более точные коннотации мы можем ему дать (фактически это было бы единственным самостоятельным способом определения термина „самообеспечение“)» 2 (1980, с. 19).
«Опора на собственные силы» продолжала оставаться скорее абстрактным идеалом, чем выверенной и продуманной до мелочей стратегией развития. Как именно достичь желаемых целей при помощи этой модели, обсуждалось мало. Впрочем, сами сторонники модели отвечали на подобные претензии: «нельзя проложить путь к самообеспечению — самообеспечение и есть сам путь». Но объединять средства и цели подобным образом, на наш взгляд, слишком поспешно для любой практической глобальной задачи. Мы рассмотрим опыт реализации этой концепции в Албании, чтобы подчеркнуть: взаимосвязь между целью и стратегией сложнее.
Албания в целом использует классическую марксистско-ленинскую модель, основанную на довоенных советских принципах социалистической экономики с центральным планированием. Свободного рынка практически нет, основа для принятия экономических решений — пятилетние планы. «Закон стоимости», то есть влияние рыночных механизмов на ценообразование, предусматривает воздействие на экономику, но в контексте Албании этот принцип не считается решающим. Все промышленные, финансовые и торгово-коммерческие организации принадлежат государству, сельское хозяйство организовано по принципу совхозов и колхозов.
В начале семидесятых, вопреки устоявшемуся в то время мнению, Албания не являлась форпостом Китая в Европе. Официальный же разрыв между двумя странами произошёл в июне 1978 года, что подкрепилось прекращением поставки помощи из Китая, и 1979 стал первым годом, когда Албания полностью обошлась без внешней экономической помощи. Соответственно, намерения Албании рассчитывать на саму себя не меняются.
Эти аспекты, пусть и определённые здесь только в общих чертах, и представляют собой то, чем албанская экономическая доктрина отличается от классической социалистической модели. Далее мы будем обсуждать, в основном, первые 3 пункта, потому что они охватывают основные экономические элементы национальной политики самообеспечения: внутреннюю структуру экономики, роли торговли и помощи.
Экономические показатели Албании
Учитывая всё вышесказанное, уже можно предположить, что Албания является «развивающейся» страной. Так оно и есть. Албания вышла из Второй мировой войны, будучи одной из самых маленьких и бедных стран Европы. Так, ни гроша не имея за душой, эта страна и вступила на путь социалистического строительства — уже в 1946 году, за четыре года до Китая и за пятнадцать лет до Кубы.
Немного предыстории
По результатам успешной партизанской войны против итальянцев, а затем и немцев, 29 ноября 1944 года к власти пришла Народно-освободительная армия. Подобно Тито в Югославии, Энвер Ходжа и его соратники возглавляли эту борьбу, не прибегая к помощи внешних военных сил. Однако НОА получила в управление страну, в которой сохранялась полуфеодальная экономика, а власть находилась в руках союза помещиков и торговых капиталистов.
Целью НОА в этих условиях было построение современного индустриального государства с централизованным планированием.
С тех пор Албания прошла через шесть пятилетних планов и завершила первый этап своей промышленной революции. Результат — довольно сильно диверсифицированная промышленность и эффективное сельское хозяйство. Население пользуется широким спектром социальных и экономических благ, таких, как бесплатное образование и медицинские услуги. Во всех деревнях есть электричество, и уровень жизни медленно, но неуклонно растёт примерно в равной степени для всех.
Какими бы репрезентативными ни были цифры, обе оценки указывают на то, что страна является относительно бедной, что с первого взгляда понимают посещающие страну иностранцы.
Опора на собственные силы как экономическая политика Албании
В этой части мы расскажем в основном о том, как албанская экономическая политика адаптировалась к историческим и географическим особенностям этой страны; оценка политики самообеспечения же будет дана в заключительном разделе статьи.
Сперва стоит сказать, что Албания находится на уровне развития, сравнимом с первой промышленной революцией. Кроме того, это крошечная страна, по размерам сопоставимая, например, с Бельгией, ⅔ территории страны занято горами и холмами, а её население — всего 2,7 миллиона человек.
Албания называет себя «аграрно-индустриальной» страной, и её граждане надеются, что к 1985 году такое название будет оправданным. К этому же году планируется запустить крупное металлургическое производство, завершив строительство большого промышленного комплекса «Сталь Партии». Предполагается, что на этом заводе будет трудоустроено 10 000 рабочих, что на нём будет производиться высококачественная сталь для производства средств производства и что завод мог бы стать основой для растущей машиностроительной промышленности.
Учитывая всё это, коснёмся одного из главных аспектов того, что албанцы имеют в виду под «внутренними факторами» как определяющими в процессе развития.
В Албании «определяющая роль внутренних факторов» также обозначает преобладание внутреннего рынка над интеграцией в мировой рынок. Предполагается, что торговля на внутреннем рынке является основным связующим звеном между различными отраслями, которые требуют развития других секторов, чтобы такой обмен реализовывался. В Албании настаивают на приоритете тяжёлой промышленности, но при этом стремятся к одновременному развитию и других секторов экономики:
«Приоритет отдаётся развитию тяжёлой промышленности без пренебрежения лёгкой и потребительской промышленностью…» 20 ;
Относительный вклад различных отраслей в валовой общественный продукт (ВОП) по сравнению с национальным доходом (НД) указывает на источник получения и накопления дополнительных средств. Можно утверждать, что до недавнего времени сельское хозяйство, дополненное лёгкой промышленностью, было доминирующей профицитной экономической деятельностью. Тяжёлая промышленность, вернее, «производство средств производства», получала инвестиции, а не служила их источником.
Оставим на время в стороне внутреннюю структуру промышленности и проанализируем относительный вклад сельского хозяйства в сравнении с промышленностью. Албанцы настаивают на том, что сельское хозяйство имело решающее значение для накопления до 1960 года, после чего «ведущим сектором» стала промышленность. На графике 1 показано, какие изменения в балансе произошли между этими двумя секторами в период с 1960 по 1977 год.
На самом деле эта простая таблица процентных долей иллюстрирует сложные обстоятельства, которые нужно объяснить. Её данные говорят о том, что, несмотря на сильное расширение и модернизацию албанской промышленности, сельское хозяйство является важным источником накопления.
Во-первых, не стоит уделять большого внимания итоговой общей сумме. Сельское хозяйство и промышленность составляют около 80% ВОП как в 1960, так и в 1977 году. Остальное приходится на строительство и транспорт, но это нам малоинтересно. Следует отметить, что торговля и услуги не учитываются при расчёте ни ВОП, ни в национального дохода, потому что народнохозяйственные балансы в Восточной Европе учитывают только материальное производство, т. е. экономическую деятельность, при которой создаётся вещественный продукт.
В показателях национального дохода изменения менее радикальны. В 1977 году эти два сектора были почти равны по вкладу в национальный доход: 42 % и 39 % для промышленности и сельского хозяйства соответственно. В 1960 году же сельское хозяйство имело явное превосходство: его доля в национальном доходе составляла 44%, тогда как доля промышленности — только 33 %.
Относительное положение этих отраслей в двух таблицах заметно различается. В западных народнохозяйственных балансах разница между национальным доходом и валовым внутренним продуктом несущественна, и эти два показателя часто используются для одной и той же цели. Но в случае с Албанией всё не так просто. Чтобы оценить значение и причину этого различия, необходимо знать, каким образом определяются валовой общественный продукт и национальный доход.
Более того, показатель национального дохода даёт полную и исчерпывающую информацию.
Национальный доход рассматривается как показатель накопления и расширенного воспроизводства. Если сопоставить состав этих двух показателей путём вычитания доли национального дохода из доли ВОП, мы получим ещё один показатель (график 2). (Следует подчеркнуть, что эта таблица не даёт точных цифр, а иллюстрирует принципиальные изменения. Оговорки относительно обоснованности интерпретации сделаны из-за отсутствия абсолютных значений).
Разница между этими двумя показателями примерно отражает материальные затраты на производство. Они отражают капиталоёмкость каждой отрасли, измеряемую при той или иной ценности, которую албанцы обозначили для различных факторов, в их национальной валюте — леках.
Данные приведённой выше таблицы свидетельствуют о том, что, хотя в 1960 году сельское хозяйство играло чрезвычайно важную роль в общей экономической деятельности, к 1977 году его роль в экономике несколько сократилась как таковая. Однако после 1977 года сельское хозяйство стало основным источником накопления, из него поступали деньги в экономику, так как затрат на него приходилось относительно меньше, чем на промышленность. С другой стороны, хотя промышленность стала играть важную роль в общей экономической деятельности, цена производственных ресурсов, кроме рабочей силы, в ней высока, поэтому бо́льшая часть прибавочного продукта возвращается в процесс промышленного производства. Построенные в Албании современные капиталоёмкие производства пока не являются важным источником дальнейшего экономического роста, что, согласно албанским экономистам, иллюстрируется затратами на инвестиции в промышленность в расчёте на одного работника. Предположительно, в фиксированных ценах создать одно рабочее место в этих отраслях стоило 35.000 леков в период 1951-1960-х годов и 100.000 леков в период 1971-1980-х годов.
Сельское хозяйство всегда делало важный, хотя и не важнейший, вклад в накопление капитала в Албании. Следует отметить, что в последующие годы этот вклад стал ещё более значительным в связи с тем, что Албания модернизировала своё сельское хозяйство, но оно всё ещё требует больших трудозатрат, если не принимать во внимание базовую механизацию. Модернизация, приведшая к небывалым урожаям, прошла в рамках стратегии «зелёной революции», то есть интенсификации за счёт внедрения агрохимии. В Албании дают хорошее образование и делятся новыми умениями, и знания о «научном культивировании» распространяются и обсуждаются даже обычными членами кооператива. Урожаи сельскохозяйственных культур высоки, хотя они отстают в мясомолочном производстве, улучшение показателей которого является главной целью в течение 1980-х годов.
Выпуск продукции сектора II подразделяется на производство орудий труда (машин и станков) и производство предметов труда (переработка сырья). Последняя категория включает в себя производство предметов труда для производства средств производства и для производства предметов потребления. В албанских реалиях первая категория включает сырьё для обрабатывающей промышленности, получаемое в горнодобывающей и нефтяной отраслях, а вторая — сельскохозяйственную продукцию, которая на следующем этапе будет преобразована в предметы потребления.
Данный способ классификации экономической деятельности помогут понять два примера. Возьмём хлопок: до тех пор, пока он выращивается в поле, включая сбор урожая, его стоимость вообще не включается в показатели промышленной деятельности, а регистрируется в разделе «сельское хозяйство». После сбора урожая государственные предприятия транспортируют его на хлопкопрядильную фабрику в ближайший город, где он очищается, из него удаляются семена и т. д. Доставка и транспортировка относятся к категории «транспорт», работа хлопкопрядильной фабрики — к категории «производство предметов труда для производства предметов потребления». С хлопкопрядильной фабрики он поступает на текстильный комбинат в город Берат, где хлопок превращается в ткань или одежду, и его стоимость регистрируется как часть сектора I (предметы потребления). В народнохозяйственных балансах хлопок как таковой регистрируется четыре раза в четырёх различных категориях.
В случае с хромом производство предмета труда несколько отличается. Уже его добыча регистрируется, как промышленное производство, вернее, как производство предметов труда для производства средств производства. После добычи хром может также пойти на экспорт, но в нашем случае он транспортируется в Эльбасан и поступает в производство стали, и здесь его использование вновь классифицируется как производство орудий труда для производства средств производства. Затем сталь обрабатывается, из неё делают инструменты, и обработка стали регистрируется в категории производства орудий труда.
Таким образом, один товар может регистрироваться несколько раз в рамках различных отраслей сектора II. Поскольку переработка хлопка и другого сельскохозяйственного сырья являются его частью, сектор II не эквивалентен ни тяжёлой промышленности, ни, строго говоря, какой-либо из отраслей, производящих товары. Но рост этого сектора служит показателем уровня капиталообразования.
Графически структура промышленности в процентном отношении к валовому промышленному производству показана на графике 3.
Доля группы С, которая на практике означает переработку сельскохозяйственного сырья, оставалась практически неизменной, отмечается увеличение доли сектора добычи нефти и полезных ископаемых (B), в то время как доля производства предметов потребления (D) сокращалась. Производство средств производства (А) по-прежнему является наименее значимой отраслью, однако здесь мы видим самый высокий относительный рост.
Важной частью производства в секторе II было производство предметов труда, т. е. переработка сырья, которая составляла 96% этого сектора в 1960 году и 89% в 1979 году. В этом же году 60% из этих 89% приходилось на производство предметов труда для производства средств производства, то есть на горнодобывающую и нефтяную отрасли на стадиях добычи и переработки. Был построен нефтеперерабатывающий завод, также в Албании обогащаются руды цветных металлов, например, меди, и производится их выплавка. Однако в 1960 году «недра» составляли лишь 38% объёма производства сектора II, а это означает, что 58% его в то время приходилось на лёгкую промышленность, например, переработку сельскохозяйственного сырья (из того же источника). Однако, хотя в 1960 году добыча полезных ископаемых не являлась основным источником накопления для Албании, как и сельское хозяйство, она начинает приобретать здесь всё большее значение. По состоянию на 1982 год за счёт открытия большого количества шахт и разработки недр Албания является одним из крупнейших в мире производителей высококачественного хрома.
Подводя итоги, можно сделать вывод, что основой экономики Албании в 1960 году было сельское хозяйство, дополненное лёгкой промышленностью. Однако вклад промышленности в экономический рост в то время был сравнительно больше, чем вклад сельского хозяйства. Можно предположить, что большая часть сельскохозяйственной продукции была буквально съедена сельским населением, которое составляло около 70%. Тем не менее, сельское хозяйство могло вносить определенный вклад в формирование национального капитала, поскольку инвестиции в начале 1960-х годов были менее амбициозными, чем в 1970-е.
Сегодня добыча и переработка полезных ископаемых, которые идут на экспорт, играют важную роль для приобретения Албанией средств производства из-за рубежа. На этом мы заострим внимание в следующем разделе. В прежние же времена сырьевая отрасль была не столь важна для албанской экономики, хотя и раньше это была «твердая валюта» для внешней торговли.
Можно сделать вывод, что картина внутреннего накопления достаточно сбалансирована, поскольку свою роль сыграли сельское хозяйство, лёгкая промышленность и переработка полезных ископаемых. В этом смысле Шнюцер (Schnytzer) был прав: приоритет средств производства был просто экономической целью.
Итак, вышеприведенные количественные изменения говорят нам прежде всего о том, с чего начинала страна в 1960 году и куда вкладывались инвестиционные ресурсы, что отражено в народнохозяйственных балансах 1977-1979 годов. Развитие тяжёлой промышленности и производство средств производства было целью экономического развития. Откуда на самом деле поступали финансовые и технологические ресурсы – другой вопрос, который будет рассмотрен в следующем разделе.
При обсуждении стратегии развития необходимо проводить различие между тем, откуда берутся инвестиционные ресурсы и тем, для какой цели они выделяются. Едва ли албанцы подразумевали под своим «принципом приоритета средств производства», что преимущественно сельскохозяйственная экономика должна быть способна в одночасье превратиться в экономику, где «наибольшие урожаи» даёт тяжёлая промышленность. Более вероятно, что имелось в виду следующее: инвестиции должны быть направлены на «производство средств производства», что включает в себя в том числе и некоторое развитие машиностроения. Какое оборудование они намерены производить, похоже, останется тайной, однако логично было бы предположить, что в том числе это могут быть станки для оружейной промышленности. В Албании не питают иллюзий по поводу выпуска полного спектра оборудования, необходимого для различных отраслей их промышленности. Это можно увидеть на примере комментариев албанских экономистов: «На данный момент мы развиваем наши гидроэлектростанции. Для этого мы устанавливаем турбины мощностью не менее 600 000 кВт. Было бы абсурдно строить целый завод для производства тех нескольких турбин, которые нам нужны».
Албанцы достаточно трезво смотрят на свою экономику, чтобы иметь возможность планировать её будущую промышленную структуру, которая будет основываться на переработке собственного сырья с постепенным переходом к преобладанию машиностроения. Они не питают иллюзий о том, что смогут сразу выйти на мировой рынок в качестве сильных конкурентов в производстве передовой техники. Такую технику, считают они, необходимо в первую очередь закупить (информация получена из личной беседы). На уровне инвестиций мы видим, что никакого противоречия между наблюдениями Шнюцера и реальной политикой Албании не наблюдается.
Что же касается возражений Хиршмана по поводу политики сбалансированного роста, т. е. распределения инвестиционных ресурсов, то албанцы лишь в некоторой степени следовали направлению его мыслей. Конечно, у них были свои приоритеты, но сельское хозяйство развивалось на всем пути становления экономики. В заключение можно лишь сказать, что это кажется разумным, хотя албанцы, возможно, изначально не предвидели возможностей для увеличения сельскохозяйственного производства, которые открыла им стратегия «зеленой революции». В каком-то смысле они, похоже, руководствовались скорее тем, что в этот период, к их удаче, произошло бурное развитие техники, чем своими глубокими прогнозами в начале шестидесятых. Однако, их терпимое и гибкое отношение к работе сельскохозяйственного сектора и положительный результат от инвестиций привели к развитию (своими силами) собственных гибридов и высокоурожайных сортов. В Албании не зависят от транснациональных компаний в отношении семян, удобрений и других с/х технологий, поэтому сельское хозяйство сегодня, вероятно, составляет чистую валовую прибыль в процесс накопления.
Ресурсы от внешней торговли и помощи
До настоящего времени албанская экономика описывалась как закрытая система, в которой статистика народнохозяйственных балансов отражает внутреннюю экономическую деятельность. Что действительно было представлено, так это то, каким образом использовались имевшиеся ресурсы и какие это давало результаты. Экономический профицит рассматривался как средство покрытия некоторых расходов, в то время как происхождение этих избыточных ресурсов в основном оставалось в стороне.
Изменение экономического профиля Албании, отражённое в долях секторов промышленности и сельского хозяйства, свидетельствует об огромных инвестициях в период с 1960 по 1977/79 годы. В стране меньше чем за двадцать лет произошла промышленная революция. Несмотря на то, что сельское хозяйство, лёгкая промышленность и добыча полезных ископаемых обеспечили средства для реализации промышленной революции, некоторый объём инвестиций и расходов остаётся неучтённым. Дополнительные средства, позволившие стране осуществить такое превращение, пришли из-за рубежа.
Самым важным источником инвестиций для Албании является Китайская Народная Республика. Интересно отметить, что данным Казера лучше соответствует албанские, а не китайские данные о поставках (источник – “Албания сегодня” 4/78). Шнюцер попытался провести и дополнительную оценку эффекта от помощи. Его данные представлены на графике 5.
График 5 37 .
Албанцы были недовольны тем, что китайская помощь была недостаточной и неполноценной: техника была устаревшей, поставки задерживались, условия выплаты не были выполнены в соответствии с договором и т. д. Такое отношение выразил, например, инженер с завода тракторов и запасных частей: «Когда китайцы ушли, мы вздохнули с облегчением. Мы никогда не знали, когда прибудет техника и будут ли вообще поставки содержать то, что было заказано. Сейчас ресурсов, может быть, и меньше, но, по крайней мере, мы можем заранее составить план. Мы докладываем в Министерство тяжёлой промышленности, что нам необходимо и быстро получаем ответ, одобрено ли это. Если одобрено, обработка запроса и поступление ресурсов происходит достаточно быстро». В общем, в среде албанцев, по-видимому, царит облегчение. В конце концов, чувствовать себя зависимым психологически тяжело, особенно в их случае. И албанцы имеют все основания жаловаться: китайская помощь оказалась неудовлетворительной; однако это не отменяет важности того, что помощь вообще была получена.
Следует помнить, что ещё в 1976 году была принята новая Конституция, в которой было прямо заявлено о запрете брать кредиты, займы или создавать совместные предприятия с буржуазными и «ревизионистскими» компаниями или странами. Поскольку, согласно албанским определениям, кроме Албании, подлинно революционных стран в мире не осталось, этот пункт исключает любую дальнейшую внешнюю помощь.
Наша оценка ситуации такова: внешняя помощь была слишком важна для Албании, чтобы её стратегию можно было назвать полностью ориентированной на самообеспечение. Другой вопрос, были ли у страны альтернативы.
Албания, вероятно, является наиболее самообеспеченной в мире страной на 1982 год. И то, что даже ей не удалось обеспечить себе полностью внутреннее «первоначальное накопление», заставляет задаться серьёзным вопросом: может ли политика самообеспечения быть успешно реализована в других странах, в которых руководство часто менее решительно, чем режим Энвера Ходжи?