оправдание социального неравенства крещение руси

Глав 4. Последствия «крещения Руси»

Поскольку христианизация древнерусского общества была идеологической акцией, предпринятой великокняжеской властью в целях освящения феодальных отношений, которые складывались в Киевской Руси, то и привела она прежде всего к созданию организации, призванной обеспечить успех этой акции. Такой организацией явилась русская православная церковь, считающая (вполне обоснованно) 988 год временем своего основания. Именно церковь стала тем инструментом, с помощью которого сначала княжеская, а затем царская и императорская власть достигала важнейших социально-политических целей: укрепляла феодальный строй, помогала эксплуататорским классам сохранять свое господство над эксплуатируемыми, держала под контролем народные массы, стараясь отвлечь их от активных форм социального протеста.

Это была точка зрения, рассматривавшая и оценивавшая «крещение Руси» с позиций эксплуататорских классов самодержавно-крепостнической России, и выражали ее промонархистски настроенные идеологи государственной церкви, стоявшие на тех же позициях. Сейчас ее разделяют и всячески пропагандируют реакционные деятели русской церковной эмиграции, рассматривающие христианизацию древнерусского общества через призму монархизма и в откровенно антисоветском ракурсе.

Богословы Московской патриархии, воспринимающие прошлое своей страны глазами верующих советских граждан, не могли принять такую классово чуждую трудящимся интерпретацию существа и последствий «крещения Руси». Но и научный подход к оценке данного явления их не устраивает, поскольку он исключает присутствие в историческом процессе мистических начал и отвергает принцип провиденциализма. Поэтому они стали избегать рассмотрения социальных аспектов христианизации Руси, а сконцентрировали внимание на чисто религиозных последствиях акции князя Владимира и его преемников.

Авторы богословских статей и церковные проповедники объявили самым важным и наиболее значительным результатом «крещения Руси» утверждение в нашей стране «истинной веры» и создание «подлинно христианской церкви». Ни о чем другом они даже не упоминали, словно им неизвестны такие последствия христианизации Руси и России, как обоготворение княжеской и царской власти, освящение социального неравенства, оправдание авторитетом бога эксплуатации человека человеком и т. п., то есть все то, что предосудительно с точки зрения верующих трудящихся нашей страны.

Однако такая избирательная интерпретация последствий «крещения Руси», выделяющая лишь сугубо религиозные аспекты данного процесса, импонирует только верующим, а их в нашем обществе значительно меньше, чем неверующих. Между тем богословско-церковным кругам Московской патриархии хочется, чтобы это явление воспринималось как выдающееся не одними религиозными согражданами, но и соотечественииками-атеистами. Поэтому в преддверии тысячелетия крещения киевлян они перенесли упор на социально-культурные последствия этого события, фактически поставив их на первое место и охарактеризовав как свидетельство прогрессивности всего процесса христианизации древнерусского общества. В ряде современных богословских работ само принятие христианства в качестве государственной религии Древнерусской державы стало рассматриваться всего лишь как средство переноса из Византии на Русь передовых по тому времени достижений материальной и духовной культуры.

Показательна в этом отношении статья архимандрита Палладия (Шимана) «Духовное наследие святого князя Владимира в русской православной церкви». Прогрессивность «крещения Руси» автор статьи усматривает в том, что оно «приобщило Древнерусское государство к духовным ценностям тогдашней мировой культуры». По его мнению, «христианство было тем руслом, по которому пришла на Русскую землю высокая византийская культура» (ПВ, 1982, № 8, с. 32).

Поступая таким образом, идеологи русской православной церкви формально ссылаются на выводы исторической науки (в том числе и советской), но по существу искажают их в целях апологии православия.

Действительно, «крещение Руси», понимаемое как официальное введение христианства в качестве государственной религии древнерусского общества, имело (и это повсеместно отмечается советской исторической наукой) определенные прогрессивные хозяйственно-экономические и социально-культурные последствия, и притом немалые. Укажем лишь на некоторые из них.

В частности, введение христианского поста, предусматривающего многодневные запреты на потребление мясной и молочной пищи, стимулировало развитие огородничества, расширение ассортимента овощей в меню не только монахов и духовенства, но и остальной части населения Древней Руси.

Под влиянием христианства произошел скачок в развитии строительного дела, поскольку надо было сооружать сначала деревянные, а затем каменные храмы, для чего требовались опытные мастера, а также надлежащие материалы, архитектурное искусство, мастерство интерьера. Все это вначале перенималось у Византии, а затем развивалось на собственной, русской почве.

С христианством пришли на Русь и получили здесь дальнейшее развитие искусство фрески и мозаики, иконопись, церковное пение без музыкального сопровождения.

Потребность в грамотном духовенстве и епископате дала толчок развитию просвещения, привела к появлению церковных школ, а нужда в богослужебных книгах стимулировала развитие книжного искусства, сделала необходимым появление библиотек.

Поэтому ни один советский историк, анализирующий последствия христианизации Древней Руси, не преминул отметить наличие у данного процесса социальнопрогрессивных аспектов, высказываясь на этот счет вполне определенно. Вот лишь два из таких высказываний, типичных для советской научной литературы.

1 ( Религия и церковь в истории России. М., 1975, с. 19)

Что характерно для научной оценки социально-культурных последствий христианизации древнерусского общества, лишь частично отраженной в приведенных выше высказываниях советских историков?

Во-первых, признание того, что приобщение Древней Руси к христианству стимулировало социально-культурное развитие наших предков не прямо и непосредственно, а косвенно и опосредованно, без заранее поставленной цели и как бы непреднамеренно. В этом убеждают все приведенные выше примеры такого стимулирования. Действительно, те, кто насаждал в Киевской Руси христианство в качестве государственной религии, не ставили перед собой ни одной из перечисленных задач и целей: не собирались развивать культуру земледелия, строительства и ремесла, не намеревались поощрять развитие живописи и музыки, не тревожились по поводу повышения образовательного уровня новокрещенных. Все это возникло как побочный результат процесса насаждения и утверждения христианства в Древнерусском государстве.

Во-вторых, констатирование непродолжительности такого стимулирования: оно имело место только в рамках русского средневековья с его феодальным укладом общественной, государственной и личной жизни. В более позднее время строительство, ремесла, живопись и другие виды производственной и художественной деятельности развивались не только без поддержки поборников христианства, но нередко и вопреки их усилиям.

В-третьих, подчеркивание того обстоятельства, что стимулирование процессом христианизации одних видов социально-культурной деятельности сопровождалось одновременным противодействием по отношению к другим. Например, поощряя живопись (фрески и иконы нужны были для культовых целей), новоутвердившаяся церковь осуждала ваяние (скульптуре в православном храме места нет). Культивируя пение а капелла, которым сопровождается православное богослужение, она порицала инструментальную музыку, которой не находилось богослужебного применения. Преследовался народный театр (скоморошество), подвергалось осуждению устное народное творчество, истреблялись как «языческое наследие» памятники дохристианской славянской культуры.

В-четвертых, единодушный вывод о том, что прогрессивность одних последствий христианизации Древней Руси не делает прогрессивными остальные, равно как и все это явление, взятое как одно целое. В частности, лишены прогрессивности все те аспекты христианизации древнерусского общества, в которых отразился узкоклассовый характер вводимой религиозной идеологии. Речь идет о таких результатах «крещения Руси», как укрепление позиции антинародных сил, оправдание социального неравенства, содействие усилению эксплуатации трудящихся масс, навязывание народу такого образа действий, который был ему во вред: смирения, покорности, сознания своей греховности и т. п.

Источник

Крещение Руси: причины и последствия

Краткие факты о сути и значении.

Крещение Руси Владимиром I Святославичем произошло в 988 году и стало причиной, по которой великому князю впоследствии были даны прозвища «Святой» и «Креститель». Братоубийство, многочисленные пороки описываемые в летописях — всё это «как рукой сняло», стоило только креститься и попытаться распространить христианство среди своих подданных, согласно условиям заключения брака с византийской царевной Анной.

оправдание социального неравенства крещение руси. Смотреть фото оправдание социального неравенства крещение руси. Смотреть картинку оправдание социального неравенства крещение руси. Картинка про оправдание социального неравенства крещение руси. Фото оправдание социального неравенства крещение руси

Введение Христианства на Руси проходило в несколько этапов:

-на первом в херсонесе князь с частью дружины крестился сам;

-на втором — крестил проживающих в Киеве и приказал сокрушить в городе пантеон славянских богов;

-на третьем по приказу Владимира его воевода Добрыня «огнём и мечом» крестил Новгород.

Несмотря на утверждение летописи, что «крестилась вся земля русская» — многие племена отказались оставлять веру предков и долгое время поднимали восстания (напр. Вятичи).

Предпосылки.

Князь Владимир I не был первым среди рюриковичей, кто пытался продвигать христианство на Руси. До него эту задачу пыталась выполнить его бабка, княгиня Ольга.

Вернувшись из Константинополя крещенной в 957 году, она начала призывать подданных сменить веру, но встретила сильное сопротивление как среди простого народа, так и со стороны собственного сына Святослава Игоревича. Тем не менее, христиане присутствовали в Киеве как до Ольги, так и после неё — в договоре с византией 945-го года они давали отдельную клятву в собственной церкви, а в правление Владимира описывается легенда о мученической смерти двух христиан от рук «язычников».

Продвижения Христианства

Согласно летописям, Владимир сначала попытался оформить разрозненные верования племен в единый языческий пантеон и таким образом консолидировать государство вокруг Киева: на одном из холмов города были установлены статуи славянских богов, среди которых выделялся Перун-громовержец, т.к. именно он был покровителем воинов. Провал этого мероприятия, вызванный нежеланием разных племён уступать первенство поклонения уже полюбившихся им богов другому, называется историками одной из причин принятия великим князем Христианства.

оправдание социального неравенства крещение руси. Смотреть фото оправдание социального неравенства крещение руси. Смотреть картинку оправдание социального неравенства крещение руси. Картинка про оправдание социального неравенства крещение руси. Фото оправдание социального неравенства крещение руси

Причины принятия христианства.

Согласно «Повести временных лет», до крещения князя Владимира имело место «испытание вер».

В 986 году к князю Владимиру прибыли послы от волжских булгар-мусульман, немцы (иностранцы) из Рима, посланные Римским папой, и хазарские иудеи. Все три делегации не произвели должного впечатления на князя.

Затем на Русь прибыл византиец, которого русский летописец за мудрость назвал Философом. Он рассказал русскому князю о библейской истории и христианской вере. Однако Владимир ещё не принял окончательного решения и по совету с ближайшими боярами отправил посольство в Константинополь, которое вернулось под большим впечатлением от христианских обрядов.

Наконец, еще одной причиной принятия христианства было условие византийских императоров, у которых Владимир потребовал сестру себе в жёны — великий князь обязывался креститься сам и распространить христианство среди своих подданных, только в этом случае царевна Анна становилась его женой.

оправдание социального неравенства крещение руси. Смотреть фото оправдание социального неравенства крещение руси. Смотреть картинку оправдание социального неравенства крещение руси. Картинка про оправдание социального неравенства крещение руси. Фото оправдание социального неравенства крещение руси

Таким образом можно перечислить следующие общепринятые причины принятия Христианства на Руси:

-Владимиру требовалась объединяющая разные племена религия, старая вера, по его мнению, не могла выполнить эту задачу.

-Из мусульманских, католических, иудейских и греческих религиозных посольств его впечатлило только последнее.

-Христианство позволяло выстроить жесткую вертикаль власти, постулирующую «божественное» происхождение княжеской власти и необходимость подчинения ей, в то время как славянская вера подразумевала равное родство к богам у всех представителей народа.

-Переход князя в новую веру и последующее Крещение Руси было обязательным условием заключения брака между Владимиром I Святославичем и царевной Анной.

Крещение Владимира в Корсуни (Херсонесе).

оправдание социального неравенства крещение руси. Смотреть фото оправдание социального неравенства крещение руси. Смотреть картинку оправдание социального неравенства крещение руси. Картинка про оправдание социального неравенства крещение руси. Фото оправдание социального неравенства крещение руси

После захвата византийского города Корсунь в 988 году, Владимир направил императорам Василию и Константину требование:

«Вот взял уже ваш город славный; слышал же, что имеете сестру девицу; если не отдадите ее за меня, то сделаю столице вашей то же, что и этому городу»

(из Повести Временных Лет)

Повелители Константинополя выдвинули встречное требование о крещении Владимира, его дружины и всех подданных, на которое великий князь согласился. В результате долгих уговоров царевна Анна согласилась на брак ради избавления Византии от постоянных набегов русов и направилась морем в сторону Херсонеса.

оправдание социального неравенства крещение руси. Смотреть фото оправдание социального неравенства крещение руси. Смотреть картинку оправдание социального неравенства крещение руси. Картинка про оправдание социального неравенства крещение руси. Фото оправдание социального неравенства крещение руси

По прибытии Анны Владимир ослеп ввиду неизвестной болезни, и царевна посоветовала ему немедленно креститься для исцеления. По изложению летописи прозревший после крещения князь воскликнул:

(из Повести Временных Лет).

Вслед за князем крестилась большая часть его дружины.

После этого Владимир вернул Корсунь грекам и вместе с новой женой отправился в Киев. Летописец отдельно замечает, что князь вывез из Корсуни мощи святых и иконы, а также прочие трофеи, включая всякую утварь и медные статуи.

Крещение киевлян.

оправдание социального неравенства крещение руси. Смотреть фото оправдание социального неравенства крещение руси. Смотреть картинку оправдание социального неравенства крещение руси. Картинка про оправдание социального неравенства крещение руси. Фото оправдание социального неравенства крещение руси

Прибыв в Киев Владимир приказал свалить установленную ранее по его же приказу статую Перуна, а затем подвергнуть славянского бога поруганию.

Капища других богов постигла та же участь — они были разорены, статуи сожжены. Вскоре на холме, где ранее находился славянский пантеон Владимир приказал построить церковь.

Под крики возмущенных попранием веры предков горожан статуя Перуна была сброшена в реку Днепр и по приказу великого князя несколько человек с шестами не давали ей прибиться к берегу вплоть до прохождения порогов. В городе же Владимир велел ходить глашатаям озвучивать его приказ:

«Если не придет кто завтра на реку — будь то богатый, или бедный, или нищий, или раб, — будет мне врагом»

(из Повести Временных Лет)

Некоторые, по свидетельству летописи, уходили из города в леса, не желая принимать новую религию, однако большая часть горожан на следующий день пришла на берег Днепра для прохождения обряда крещения.

оправдание социального неравенства крещение руси. Смотреть фото оправдание социального неравенства крещение руси. Смотреть картинку оправдание социального неравенства крещение руси. Картинка про оправдание социального неравенства крещение руси. Фото оправдание социального неравенства крещение руси

Крещение Новгорода.

В конце X века Новгород был одним из важнейших городов Руси, главным политическим, ремесленным и торговым центром Русского Севера, оплотом славянской языческой религии. Новгородская земля представляла собой обширный край, богатый пушниной, лесом, рыбой, залежами железной руды. Её население выплачивало дани и поставляло великим русским князьям воинов для походов. Ответственную задачу крещения новгородских земель Владимир Святославич поручил своему ближайшему советнику — воеводе Добрыне, а также приставленному к нему для усиления воеводе Путяте.

У большинства новгородцев проповедь новой религии не вызвала сочувствия. Ко времени прибытия в Новгород епископа Иоакима обстановка там была накалена до предела. Узнав о приближении Добрыни со значительными силами к городу, язычники собрали вече, на котором постановили — не пускать христианское войско в город и «не дать идолов опровергнуть».

В связи с численным перевесом новгородцы имели хороший шанс прогнать Добрыню из города, но в определённый момент противостояния Добрыня приказал поджечь дома на западной стороне Новгорода. Пламя быстро расходилось по деревянному городу и затронуло жилища многих жителей. Большая часть новгородцев бросилось спасать своё имущество, семью, где ещё можно было — дома.

Согласившиеся на прекращение боевых действий под угрозой новых поджогов, новгородцы разрешили проповедовать христианство и строить церкви в городе, но креститься упорно не желали. Последовал категорический приказ Добрыни крестить насильно..

оправдание социального неравенства крещение руси. Смотреть фото оправдание социального неравенства крещение руси. Смотреть картинку оправдание социального неравенства крещение руси. Картинка про оправдание социального неравенства крещение руси. Фото оправдание социального неравенства крещение руси

Кроме того, для полного искоренения язычества и создания условий, чтобы новая вера прижилась, необходимо было разрушить капища, и прежде всего главную святыню новгородцев — храм Перуна. Воины киевского воеводы подвергли капище разорению, а статую Перуна, так же как в Киеве, сняли со своего места и поволокли к реке, при этом ударяя палками. Участь главного места поклонения Перуну разделили и другие языческие святилища.

Позже киевляне, гордившиеся тем, что введение христианства прошло у них более или менее гладко, злорадно напоминали новгородцам: «Путята крестил вас мечом, а Добрыня огнём».

Дальнейшее распространение христианства на Руси

На части территорий христианство насаждалось силой; при этом уничтожались культовые сооружения язычников, сопротивлявшиеся подвергались репрессиям.

В Ростове и Муроме сопротивление введению христианства, согласно традиционной церковной истории, продолжалось до XII века: два первых епископа, посланные в Ростов, были изгнаны. Сопротивление крещению было также одним из факторов, усиливающих славянскую колонизацию Северо-Восточной Руси, в которую переселялись стойкие приверженцы язычества.

оправдание социального неравенства крещение руси. Смотреть фото оправдание социального неравенства крещение руси. Смотреть картинку оправдание социального неравенства крещение руси. Картинка про оправдание социального неравенства крещение руси. Фото оправдание социального неравенства крещение руси

Итоги и результаты.

Значение Крещения Руси князем Владимиром I Святославичем было огромным:

-Укрепление власти князя, являющегося лидером объединенных новой религией подданных.

-Конфликты с не желающими забывать веру предков привели к миграции славян в северные и северо-восточные менее заселенные земли.

-Угроза для Византии со стороны языческой Руси была практически ликвидирована.

-Вместе с христианской культурой началось строительство многочисленных мест правлений новой религии — монастырей, церквей и т.д.

-Входя в число христианских государств Русь преодолевала цивилизационную изоляцию.

Источник

оправдание социального неравенства крещение руси. Смотреть фото оправдание социального неравенства крещение руси. Смотреть картинку оправдание социального неравенства крещение руси. Картинка про оправдание социального неравенства крещение руси. Фото оправдание социального неравенства крещение руси

Причины необходимости христианизации

Перед тем как перейти к анализу последствий христианизации, необходимо выяснить, каковы были предпосылки для принятия столь важного решения.

До X века на территории Киевской Руси повсеместно было распространено идолопоклонство. Множество племен, входивших в состав государства поклонялись разным божествам и придерживалось собственных религиозных законов. В источниках, дошедших до современности, перечислены Перун, Даждьбог, Хорс, Симаргл, Ярило, Мокошь и др. Поклонение некоторым из них предполагало кровавые жертвоприношения.

оправдание социального неравенства крещение руси. Смотреть фото оправдание социального неравенства крещение руси. Смотреть картинку оправдание социального неравенства крещение руси. Картинка про оправдание социального неравенства крещение руси. Фото оправдание социального неравенства крещение руси

В 980 году Владимир попытался создать религиозный языческий центр в Киеве. Для этого было сооружено огромное капище, где разместились идолы шести наиболее почитаемых богов. Но проведенная реформа не принесла желаемого результата: племена продолжали поклоняться своим божествам. Принятие веры в единого бога стало необходимостью.

Немаловажную роль в решении о христианизации Киевской Руси сыграло международное положение. Для того чтобы создавать и укреплять экономические связи с государствами-соседями, необходимо иметь с этими странами общие мировоззренческие и религиозные взгляды. А большинство Европейских стран исповедовало монотеизм (вера в одного бога). В Европе существовало несколько направлений монотеизма:

Вадимир понимал, что если в скором времени он не установит на территории государства единую религию, то Киевская Русь раздробится по вероисповеданию на несколько частей, и это может спровоцировать распад державы.

Немаловажное значение для расширения территориальных границ, укрепления политических и экономических отношений имели династические браки с представителями других стран. Это была еще одна весомая причина необходимости христианизации Киевской Руси.

Выбор вероисповедания

Древние русы познакомились с христианством задолго до правления Владимира. Еще в IX в. глава Константинопольской церкви патриарх Фотий с целью расширения границ влияния Византии направлял в воинственные государства миссионеров. Таким образом, были христианизированы Моравия и Болгария. В 860 г. Киевская Русь совершила нападение на Константинополь. Поэтому патриарх посчитал нужным заслать на земли росов христианских проповедников.

оправдание социального неравенства крещение руси. Смотреть фото оправдание социального неравенства крещение руси. Смотреть картинку оправдание социального неравенства крещение руси. Картинка про оправдание социального неравенства крещение руси. Фото оправдание социального неравенства крещение руси

«Повесть временных лет» свидетельствует о том, что благодаря миссионерству, князья Аскольд и Дир, а также некоторые бояре крестились. Это малочисленное крещение в истории называется Аскольдовым или Фотиевым. Следующей, но уже официально, в 957 г. приняла крещение княгиня Ольга и добивалась, чтобы Византия воспринимала Киевскую Русь не как варварское государство, а как равнозначную державу.

Приняв решение о крещении, Владимир колебался в выборе вероисповедания. Поскольку граничащие государства исповедовали и ислам, и иудаизм, князь решил выслушать всех религиозных представителей и на основании анализа их убеждений определиться с выбором. Это событие историки называют «Испытанием вер».

В 986 г. к князю Владимиру прибывают миссионеры от волжских булгар. Они проповедуют князю ислам, выслушав послов, Владимир отказывается от такой веры. Причиной отказа явился запрет на принятие алкоголя и употребление в пищу свиного мяса. В то время ни одни переговоры не обходились без выпивки и ломящихся от снеди столов. Но ислам разрешал многоженство, что привлекало любвеобильного князя (он имел около 800 наложниц в разных пунктах страны). Взвесив за и против, Владимир отказался от ислама.

оправдание социального неравенства крещение руси. Смотреть фото оправдание социального неравенства крещение руси. Смотреть картинку оправдание социального неравенства крещение руси. Картинка про оправдание социального неравенства крещение руси. Фото оправдание социального неравенства крещение руси

Следующими посетителями были немцы, направленные Папой Римским. Но в тот период отношения с Германией были натянутыми, поэтому Владимир, долго не думая, отправил послов восвояси. После германцев на аудиенцию пришли хазары. Но эта народность переживала не лучшие свои времена: недавно отцом Владимира Святославом был разгромлен Хазарский каганат. А поскольку князь преследовал в первую очередь политические и экономические цели, то расселенные по другим государствам хазары не представляли для него интереса. Князь отказался и от иудаизма.

Последним к правителю Руси прибыл посол из Византии. Он поведал о Боге, его сыне Иисусе Христе и Святом духе, рассказал о Евангелии. И Владимир вынес предварительное решение в пользу христианства.

Позже в религиозные центры были отправлены русские послы, которые присутствовали на службах в качестве наблюдателей. По результатам их поездки было принятое твердое решение о принятии христианской веры.

Ход крещения Руси

В 987 г. Константинополь попросил военной помощи у Руси для ликвидации вспыхнувшего мятежа под предводительством Варды Фоки. Владимир согласился при условии, что Византия разрешит ему жениться на сестре императоров Василия и Константина, царевне Анне. Императоры, в свою очередь, выдвинули требование о принятии христианской веры князем. И в 987 г. Владимир Красное Солнышко был крещен в Константинопольской церкви.

По приезде великого князя первыми приняли крещение его родственники и приближенные ко двору: слуги, воеводы, советники. Капище, которые было сооружено в честь богов-идолов, разрушено и сожжено вместе со статуями. А главное божество Перуна демонстративно привязали к хвосту лошади и пустили по городам и селам.

оправдание социального неравенства крещение руси. Смотреть фото оправдание социального неравенства крещение руси. Смотреть картинку оправдание социального неравенства крещение руси. Картинка про оправдание социального неравенства крещение руси. Фото оправдание социального неравенства крещение руси

Затем великий князь отдал приказ о всеобщем собрании жителей Киева на берегу Днепра. Люди входили в воду и принимали крещение по подобию Христа от византийских священников, посланных с этой миссией патриархом Константинопольской церкви.

Но далеко не все племена Киевской Руси согласились отказаться от язычества. Новгород отчаянно сопротивлялся. В подавлении народного мятежа главную роль исполнял дядька Владимира по матери Добрыня Никитич. Именно его мы знаем по многочисленным сказаниям и былинам Древней Руси.

Хотя официально Русь была крещена в 988 г., но еще очень долго пережитки язычества сохранялись среди населения. Заядлые приверженцы язычества подпольно агитировали народ за отречение от единого Бога. Чтобы ослабить их влияние, ко многим языческим праздникам были прикреплены библейские. Например, день поклонения богу летнего солнца Купале был назначен днем поминания Иоанна Крестителя. Постепенно люди привыкли и стали относится к Ивану-Купала как к христианскому празднику.

Последствия христианства

Последствия принятия христианства на Руси можно разделить на две категории: положительные и отрицательные. Необходимо привести вначале положительные изменения в жизни государства, поскольку их было гораздо больше:

оправдание социального неравенства крещение руси. Смотреть фото оправдание социального неравенства крещение руси. Смотреть картинку оправдание социального неравенства крещение руси. Картинка про оправдание социального неравенства крещение руси. Фото оправдание социального неравенства крещение руси

оправдание социального неравенства крещение руси. Смотреть фото оправдание социального неравенства крещение руси. Смотреть картинку оправдание социального неравенства крещение руси. Картинка про оправдание социального неравенства крещение руси. Фото оправдание социального неравенства крещение руси

Каково же отрицательное воздействие христианства? В XV веке произошло падение Византии, и Киевское государство оказалось в «религиозной изоляции», которая продолжалась до XVIII века.

Изучив кратко причины и последствия крещения Руси, можно сделать вывод: X век стал самым насыщенным прогрессивными изменениями периодом в истории великого государства.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *