опыт истории гражданского общества фергюсон

Адам Фергюсон. О развитии и пределах деспотизма (1767)

опыт истории гражданского общества фергюсон. Смотреть фото опыт истории гражданского общества фергюсон. Смотреть картинку опыт истории гражданского общества фергюсон. Картинка про опыт истории гражданского общества фергюсон. Фото опыт истории гражданского общества фергюсон

О РАЗВИТИИ И ПРЕДЕЛАХ ДЕСПОТИЗМА

Человечество, всякий раз когда его охватывает процесс вырождения, упадка, а также и в периоды прогрессирующего развития, достижения преимуществ, часто снижает темпы развития до медленных, едва заметных шажков. Если, в столетия бурной деятельности, люди достигают такого величия, о котором и не помышляла вся человеческая мудрость, то в периоды слабости и бездеятельности они навлекают на себя столько зол, что не снилось им и в страшном сне — подобное представлялось им совершенно невозможным на фоне недавних успехов и процветания. Мы уже отмечали, что там, где люди грешат нерадивостью или испорченностью, добродетельность их вождей или благие намерения магистрата не всегда способны сохранить за ними политическую свободу. Безоговорочность подчинения любому лидеру или бесконтрольное осуществления любых полномочий, даже если все это направлено на благо человечества, нередко заканчивается подрывом институтов права. Данная роковая революция, какими бы средствами она ни осуществлялась, оканчивается правлением военных; последнее, несмотря на то, что является простейшим из всех видов правления, постепенно получает свое окончательное оформление.

На первой стадии осуществления такого правления над людьми, выступавших ранее в качестве членов свободного сообщества, оно может лишь заложить основы, не насаждая всех составляющих деспотической политики. Узурпатор, с помощью армии получивший во владение центральную часть великой империи, возможно, видит вокруг себя разрозненные остатки того, что некогда было конституцией, слышит ропот людей, подчиняющихся ему лениво и с неохотой; возможно, он даже ощущает опасность, исходящую от тех, из чьих рук он выбил меч, но чьи сердца не покорились ему и не смирились с его властью. Сохраняющееся в определенных слоях общества представление о своих правах, равно как и претензии на привилегии и почести, являют собой серьезные препятствия на пути узурпации. Если они не исчезают со временем сами собой и не теряют силу по мере усугубления развращенности общества, их приходится искоренять силой; так что каждый новый шаг в деле завоевания власти оставляет за собой кровавые следы.

Результаты же, даже в подобном случае, приходят с некоторым запозданием. Дух Рима, как нам известно, не смогла полностью истребить ни череда властителей, ни многократные кровопролития и отравления. Благородные и респектабельные семьи продолжали желать возвращения себе изначальных почестей: и в уединении души их не уставали искать отраду в изучении истории республики, в писаниях былых времен, созерцании памятников знаменитых людей и обращениях к урокам философии, проникнутых героическими представлениями; все это порождало на свет тех выдающихся личностей, чья возвышенность и сама судьба которых составляет, пожалуй, самую волнующую тему человеческой истории. Будучи не в силах противостоять общей склонности к раболепию, они, благодаря своим личным особенностям, стали объектами недоверия и антипатии; и цену чувств, молчаливо вынашиваемых в их груди, им пришлось заплатить кровью.

Чем руководствуется суверен при выборе мер по утверждению собственного правления при нарастающей угрозе деспотизма? Он руководствуется ошибочными представлениями о собственном благе, а иногда также и о благе своего народа; кроме того, он руководствуется желанием устранять — по мере их появления — препятствия, стоящие на пути его воли. Коль скоро он принял решение, всякий, кто выступает против него, становится его врагом; если он вынашивает возвышенные замыслы, то всякий, кто претендует на высокое положение и намерен действовать самостоятельно, является его соперником. Он не оставляет государству никакого достоинства, кроме того, которым обладает сам, никакой действенной силы, кроме той, что несет на себе отпечаток его мимолетного удовольствия. Руководствуясь впечатлениями, обладающими безошибочностью инстинкта, он никогда не ошибается в выборе объектов своих симпатий и антипатий. Дух независимости отталкивает его, дух раболепия привлекает. Его правление нацелено на подавление всякого неукрощенного духа и на средоточение в своих руках всех руководящих функций. Если власть верна себе до конца, она так же хорошо функционирует в руках тех, кто не сознает подобного исхода, как и тех, кто вполне способен его предвидеть: полномочия как тех, так и других не обсуждаются — если они подлинные; если же это ложные или полученные по недоразумению полномочия, они сохраняются силой.

Угнетение и жестокость не всегда присущи деспотическому правлению; но и там, где они есть, они составляют лишь часть зла. Такое правление зиждется на испорченности и попрании всех гражданских и политических добродетелей; оно заставляет своих подданных действовать исходя из чувства страха; оно потворствует страстям немногих за счет многих и устанавливает мир в обществе на руинах свободы и доверия, которые одни способны обеспечить дееспособность, силу и возвышенность человеческого духа. В условиях действия свободной конституции, при которой каждый индивид занимает определенное положение, пользуется определенными привилегиями и имеет представление о своих личных правах, члены сообщества являются друг для друга объектами внимания и уважения; решение проблем гражданского общества предполагает не только использование власти, но и талантов, мудрости, силы убеждения. Но при деспотическом правлении высшая доблесть состоит в том. чтобы править исключительно посредством приказов, отвергая все способы, кроме принудительных. Поэтому вследствие этой политики постепенно становятся невостребованными способности человека к пониманию и чувствованию, равно как и его воображение; и так же гладко и постепенно, как происходило ранее накопление достижений человечества, действовавшего в обществе на принципах свободы, происходит вырождение его под влиянием вышеописанных злоключений.

Когда мы слышим рассказы о том, какая тишина стоит в серале, создается впечатление, что там просто отсутствует потребность в речевом общении: для выполнения приказаний правителей достаточно и тех знаков, которыми пользуются немые. Никаких умений не требуется для сохранения власти там, где силе противостоит лишь страх, где полномочия суверена целиком делегируются любому подчиненному ему чиновнику; никакое занимаемое положение не обеспечивает свободомыслия в обстановке молчания и подавленности, когда сердца наполнены ревностью и опаской и ничто, кроме плотских удовольствий, не может ослабить страданий ни самого суверена, ни его подданных. В других государствах совершенствование способностей людей иногда бывает связано с принадлежностью его к высшим слоям общества. Но в рассматриваемом случае мы имеем дело с положением, когда сам владыка является едва ли не самым грубым и некультурным представителем общества; он ниже того раба, которого сам он возвысил из его жалкого состояния до звания своего доверенного лица. Первобытная простота, лежащая в основе уз дружбы и близости, связующих суверена с пастырем его стада, кажется повторенной в ситуации, исключающей всяческие привязанности; точнее, здесь мы имеем дело с имитацией этой простоты в условиях невежества и грубости, в равной мере присущих всем слоям общества, а точнее, стирающих различия в положении и личных качествах людей вследствие деспотического правления.

Правление государя построено на капризе и страсти. В том же духе должен действовать и каждый, кому тот делегирует полномочия, отвечая ударом на провокацию и одолжением на доставленное удовольствие. Во всем, что касается доходов, права или полиции, каждый провинциальный правитель действует как вождь в тылу врага: является вооруженный такими средствами устрашения, как огонь и меч, и вместе того чтобы собирать налоги назначает принудительные контрибуции; он готов и разорить, и пощадить — смотря по тому, что ему будет выгодно в данный момент. Конечно, когда до ушей суверена доходят стоны угнетенных или слава о богатствах, накопленных за счет данной местности, стяжатель обычно наказывается за лихоимство, лишаясь части или всего награбленного; но потерпевшим ущерб не возмещается — отнюдь: преступления наместника используются как предлог для ограбления народа и наказания его наполнением казны суверена.

Примечательно, что в данной обстановке полного забвения принципов справедливого правления и национальной политики даже ремесло солдата переживает упадок. Невежество и бездарность принцепса компенсируются его недоверчивостью и ревностью. И то, и другое в совокупности подрывает то основание, на котором зиждется его власть. Армией начинают называть любую вооруженную толпу, а ослабленный, разрозненный и невооруженный народ становится жертвой беспорядка в армии или обрекается на гибель перед лицом неприятеля, влекомого к границам деспотии желанием наживы или завоеваний. Римляне расширяли свою империю до тех пор, пока не осталось не завоеванных ими просвещенных наций, и натолкнулись на границу, за которой их со всех сторон окружали свирепые варварские племена; они даже прошли через дикую пустыню с целью отдалить от себя столь беспокойных соседей и с создать коридоры, с помощью которых они могли грозить бы им нападением. Но данная политика оказалась последней каплей внутреннего распада государства, нескольких спокойных лет оказалось достаточно для того, чтобы даже правительство забыло об опасности, оставив культурную провинцию в виде легкой добычи и соблазнительного подарка врагу.

Когда покорением и аннексией всех богатых и культурных провинций завершается формование империи, весь народ начинает распадаться всего лишь на две категории: людей мирных и богатых, живущих в границах империи, и людей бедных, свирепых, грабительски настроенных, привыкших к набегам и войнам. Между первыми и вторыми царят отношения овец и волков; естественно, они враждебно настроены в отношении друг друга. Между тем, получи деспотическая империя возможность — в отсутствие внешней угрозы — безмятежно продолжать существовать в течение неопределенного времени, то до тех пор пока не была бы устранена лежащая в ее основании испорченность, государство это не подавало бы признаков зарождения новой жизни, воскрешения свободы и политической деятельности. Семена, посеянные владыкой-деспотом, не прорастут, пока не иссохнут; они должны чахнуть и терять силу под тяжестью собственной порочности — до тех пор, пока не воспрянет дух человеческий, пока не принесет он плодов, составляющих честь и счастье человеческой природы. Конечно, и во времена величайших унижений не все замирает вокруг; но сохраняющиеся движения духа ничем не напоминают его проявления у свободных людей: они являют собой либо агонию естества, раздавленного человеческими страданиями, либо приступы смятения, охватывающие вооруженных слуг принца, которые устройством заговоров, покушений и убийств лишь повергают мирного жителя в еще больший ужас и отчаяние.

Люди, разбросанные по отдаленным провинциям, безоружные, не знакомые с благородными чувствами единения и сплоченности, ослабленные условиями разрухи и влачащие жалкое существование на тех крохах, которые остаются после правительственных вымогательств, — эти люди не способны, в данных обстоятельствах, ни выработать духа единства, ни осуществить свободного объединения с целью организации самообороны. Пострадавший волен жаловаться — и, не получая милостей от правительства, он вправе взывать к состраданию сограждан. Но сограждане рады и тому, что самих их миновала печальная участь жалующегося: каждый заботится о себе самом, стремясь урвать доступную ему долю удовольствий, ловя рыбу в мутной воде неопределенности и скрытности.

Коммерческие профессии, не нуждающиеся в ином основании, кроме человеческого эгоизма, и не требующие иных стимулов, кроме надежды нажиться и сохранять в неприкосновенности свою собственность, в зыбких условиях рабства (при которых богатым быть опасно) оказываются обреченными на исчезновение. Между тем, нищета народа и подавление коммерции являются пагубными для него самого аспектами деспотизма. Там, где более не остается ни прибылей, способных оказывать развращающее воздействие, ни страхов, способных умерять вожделения, чары господства оказываются подорванными, и опомнившийся от них нагой раб с изумлением обнаруживает, что свободен. При сломанном заборе перед стадом открывается безбрежный простор, и оно вырывается на волю. Культурное пастбище не влечет его, если есть доступ к пустынным равнинам. Страдалец охотно устремляется туда, где не может достать его алчная длань правительства; туда, где даже смиренные и раболепные способны вспомнить о том, что они — люди; где грозящий тиран есть лишь один из соплеменников, который ничего не может отнять у тебя — разве что жизнь, да и ту с риском утраты своей собственной.

Вот так происходит частая смена картин человеческой жизни. Чувство безопасности и самонадеянность людей не дают им воспользоваться плодами процветания; с другой стороны, решительное и праведное поведение противостоят превратностям судьбы; люди, оказавшись в положении, когда им не на что надеяться, кроме как на собственные добродетели, обретают способность добиваться любых преимуществ; когда же они более всего склонны полагаться на судьбу, та чаще всего поворачивается к ним своей оборотной стороной. В подобном ходе вещей мы склонны усматривать закономерность: утрачивая желание защищать интересы своей страны, мы прячем собственные слабость и безрассудство за ссылками на роковые стечения обстоятельств. Человеческие установления действительно имеют начало и конец — но долговечность их не есть нечто предначертанное. Внутренний распад наций всегда происходит не иначе как в силу порочности ее членов.

Порой мы охотно признаем этот грех за своими соплеменниками; но кто и когда был готов признать его за самим собой? Похоже, однако, что мы куда как склонны признаваться в этом грехе самим себе всякий раз, когда перестаем бороться с его последствиями и начинаем взывать к судьбе, — тогда как в глубине души каждый из нас понимает, что сам является ее вершителем. Люди способные, обладающие истинной силой духа и ценящие свое достоинство, не теряются в любой ситуации; они способны всюду проявить себя надлежащим образом; они — истинные орудия провидения, направленного на благо людей; или, говоря иначе, везде, где они есть, государству уготована жизнь и процветание.

Источник

Фергюсон Опыт истории гражданского общества

В шести частях сочинения Фергюсона трактуются все основные проблемы природы человека и его общественного бытия. Он рассуждает об общих характеристиках человеческой природы и об истории первобытных народов, об истории политики и о последствиях, вытекающих из развития гражданских и коммерческих профессий, об упадке наций, о коррупции и политическом рабстве.

Все основные проблемы природы человека и его общественного бытия обсуждаются в труде Фергюсона. Изначальная общежительность человека рассматривается автором Опыта. в терминах прогресса как переход от грубого, первобытного общественного состояния к цивилизации, причем выявляется несовпадение этого процесса с совершенствованием моральных качеств людей, т.е. ставится вопрос о регрессе общественного процесса.

Цивилизационный процесс, рафинируя общественные отношения и институты, увеличивая богатство наций, создает возможность обособления людей от общества, они теряют чувство гражданственности. Такое попятное движение называется коррупцией.

Нестандартность подхода шотландского социолога и моралиста проявляются в трактовке традиционного для политической литературы того времени вопроса о естественном состоянии. Как известно, существовало представление о первобытном или естественном, природном состоянии как асоциальном, разобщенном бытии человека, в крайнем случае допускалось существование семьи, которая жила сама по себе, с тенденцией постепенного объединения с другими родственными семьями.

Конец естественного состояния наступает тогда, когда разросшееся племя или род заключают общественный договор, учреждающий ту или иную форму государственного правления со взаимными правами и обязанностями правителя и подданных.

Выбор читателей

Я уже изложил свою точку зрения?

Лидеры подвергают себя риску

Ранее я уже упоминал, что если вы хотите вести вверх, то должны постараться выделиться в своем коллективе. Как же это сделать, в особенности если приходится платить по счетам или работать.

Каким образом карьерный рост помогает вам вести за собой других вверх по карьерной лестнице

Я встречал многих людей, больных должностной болезнью. Они считают, что достигли конечной цели, заняв некую должность или поднявшись до определенного должностного уровня в организации. Но стоит им достичь.

Отстаивайте то, что правильно, а не только то, что популярно

Несмотря на мою убежденность в том, что мудрые лидеры знают, когда надо сидеть и молча слушать, я глубоко убежден и в том, что мудрые лидеры обязаны встаиать на защиту того.

Лидеры защищают творческих людей и их идеи

Лидеры предпочитают находиться в авангарде организации, а не в ее среднем звене

Когда были запущены печатные станки для выпуска трех миллионов копий речи Теодора Рузвельта, произнесенной в 1912 году, издатель вдруг обнаружил, что у него нет разрешения на печать фотографий Рузвельта и.

Принимайте комплименты тех, кто находится в среднем звене организации вместе с вами

Нет более приятного комплимента, чем признание и уважение людей, чьи обстоятельства, положение или опыт аналогичны вашим. Разве не так? Музыканту льстит комплимент поклонника, но похвала другого музыканта значит для него.

Вид спереди привлекательнее

Однажды мне довелось посмотреть интервью с одним выдающимся скалолазом. Журналист спросил его: Зачем вы лазаете по горам? Что заставляет вас тратить столько сил и времени на подготовку, тренировку, идти.

Чем вы лучше, тем более высока ваша ценность

Хорошие лидеры в среднем звене организации дают возможность топ-руководителям сконцентрироваться на …

Чем выше по иерархической лестнице вы поднимаетесь как лидер, тем более широким становится ваш обзор, но тем меньше свобода действий. Невозможно подняться на самый верх и продолжать выполнять прежние обязанности.

Передавайте людям свой лидерский опыт

Не бойтесь переработать

Принципы, благодаря которым лидер ведет вдоль

Содействие доказывает, что вы командный игрок

Ваша рабочая этика определяет производительность

Лидер-политик

Лидеры-политики очень похожи на лидеров-хамелеонов. Их также сложно припереть к стенке. Но если проблемы лидеров-хамелеонов, как правило, связаны с эмоциональными вопросами, то лидерами-политиками движет желание преуспеть. Очень сложно следовать за.

Не готовы к планированию

Мне очень нравится комикс покойного Джеффа Макнелли, лауреата Пулитцеровской премии, карикатуриста и автора комикса Ботинок ( Shoe ). К сожалению, некоторые люди не готовы эмоционально, интеллектуально или профессионально.

Переходите сразу к делу

Лидеры делают больше, чем от них ожидают

От тех, кто находится в верхнем звене организации, всегда ожидают многого. И, к сожалению, к людям, работающим в ее нижних звеньях, предъявляются слишком низкие требования. В среднем звене организации требования.

Не жалейте десяти минут

Посвятите себя созданию команды лидеров

Когда я только начинал свою карьеру лидера, то пытался все делать самостоятельно. Лет до сорока мне казалось, что я со всем могу справиться сам. Но затем я наконец осознал, что.

Как совершенствовать своих людей

Перед тем как перейти непосредственно к рекомендациям, мне хотелось бы провести четкую границу между оснащением и совершенствованием. Когда вы оснащаете сотрудников, вы учите их выполнять работу. Если вы показываете работнику.

Командная работа не бывает успешной, если нет дружбы

Установка планирования

Хотя планирование указывает людям, куда идти, установка объясняет, почему они должны идти именно туда. Это не только придает смысл тому, что они должны делать, но и помогает им не сбиться.

Слушайте!

Ричард Эксли, писатель, однажды сказал: Истинный друг внимательно выслушает вас и поймет ваши самые сокровенные мысли. Он поддержит вас, когда вам трудно, если вы ошибетесь, поправит вас и поймет.

Должностной миф:

Не заставляйте босса думать вместо вас

Не все боссы такие уж неприступные. Как лидер вы можете проводить политику открытых дверей, благодаря чему ваши люди могут без проволочек приходить к вам, чтобы задать любой вопрос. Но разве.

Ваш характер определяет доверие

Доверяют ли вам люди? Быстро ли ваши сотрудники начинают верить в то, что вами движет забота об их интересах? Или они ставят под сомнение ваши намерения и подозрительно оценивают мотивы.

Люди, которые находятся на нижних ступенях корпоративной лестницы

Когда люди начинают свою карьеру на нижних ступенях корпоративной лестницы, количество заданий, которые им поручают, как правило, ограничено. Они могут быть довольно сложными, связанными с физическими или умственными усилиями, с.

Связывать прошлое, настоящее и будущее

Я заметил, что большинство людей, создающих планирование, практически полностью сосредоточено на будущем. На одном уровне это имеет смысл. В конце концов, планирование по самой своей природе нацелено на будущее. Но любой лидер, который работает над планированием и отказывается связывать его с прошлым и настоящим, упускает очень важную возможность. Разговоры только…

Теоретик в области политики Томас Пейн сказал: Мне правятся люди, умеющие улыбаться, когда у них неприятности, черпающие силы в проблемах, и которые становятся только крепче от критики. Скудные умы усыхают, но тот, чье сердце твердо и чья совесть одобряет его поведение, будет неотступно бороться за свои принципы до самой…

Вспомните учителей, которых вы встречали на своем жизненном пути. Какие из них были самыми любимыми? Почему вы любили их больше, чем других? Вы преклонялись перед ними потому, что те поддерживали вас и помогали повысить свою самооценку. Мало что подбадривает человека так, как поддержка. Согласно словарю Webster’s New World Dictionary…

Почувствуйте себя комфортно в среднем звене организации

Поручайте людям ту работу, которая соответствует их сильным качествам

Лидеры учатся полагаться на интуицию

Ясность планирования

Сталкиваясь с проблемой, предлагайте решение

Будьте готовы учиться у других

Вы когда-нибудь встречали человека, который считал, что должен постоянно изображать эксперта? Общение с такими людьми не доставляет большого удовольствия, поскольку единственный вклад, который они признают, их собственный. И, как гласит поговорка, люди никогда не пойдут за вами, если вы их не зацепите. Мне нравится, как президент Авраам Линкольн поставил на…

Ставьте интересы команды выше собственного успеха

Ваши вложения определяют отдачу

совершенствования и оснащения сотрудников,…

Пусть победит лучшая идея

Представьте, что вы собираетесь на важную встречу, на которой будет ваш босс и несколько человек, стоящих на одной с вами ступени корпоративной лестницы. Предположим, ваш босс выбрал вас из всех сотрудников вести эту встречу, и вы рассматриваете его предложение как возможность блеснуть и показать себя с лучшей стороны. Вы долго…

Цели планирования

Рассматривайте вопрос со всех сторон

Мне очень нравится этот совет: прежде чем вступать в спор с боссом, постарайтесь оценить ситуацию с его точки зрения и со стороны. Несмотря на то что, когда вы рассматриваете ситуацию под множеством углов, при общении с коллегами это не будет иметь таких серьезных последствий, чем когда рассматриваете ситуацию с точки…

Источник

Фергюсон Адам. Книги онлайн

опыт истории гражданского общества фергюсон. Смотреть фото опыт истории гражданского общества фергюсон. Смотреть картинку опыт истории гражданского общества фергюсон. Картинка про опыт истории гражданского общества фергюсон. Фото опыт истории гражданского общества фергюсон

Адам Фергюсон (Adam Ferguson, 20 июня 1723, Шотландия — 22 февраля 1816, Шотландия) — философ и историк, профессор моральной философии в Эдинбургском университете. Друг Адама Смита.

Свой главный труд «Essay on the history of the civil society» Фергюсон опубликовал в 1766 году. С точки зрения литературной формы он страдал многословием, некоторыми тривиальными длиннотами и большой тяжеловесностью. Но на фоне тяжелого изложения выделялись некоторые сильные и плодотворные идеи. Фергюсон — один из родоначальников позитивистских и социологических попыток эмпирического и в то же время конструктивного понимания того развития, которое проходят формы человеческого общества от примитивной ступени к более высокой культуре под действием общих законов.

Он пытался поступить таким образом, следуя при этом не только побуждениям, исходившим от Монтескьё, но и двигаясь по следам Юма, ибо Фергюсон подчеркивал значение инстинкта в возникновении общества. Затем он, под сильным влиянием метода Лафито, сопоставил этот материал с сообщениями Тацита о древних германцах и с античными рассказами о раннем Риме и Спарте. Он продемонстрировал особое понимание изменения форм общества в результате растущей социальной дифференциации.

Наряду с позитивистскими тенденциями Фергюсон высказывал значимые идеи, которые вели к историзму. Испытав благотворное воздействие учения Юма об инстинктах, он энергично выступил против обычного прагматизма, склонного объяснять возникновение и изменение государственных образований осознанными мотивами людей. Происхождение общественных институтов, говорил он, лежит в темном и далеком прошлом. Они возникают из естественных влечений, а не из умозрительных построений людей. Как во тьме, люди нащупывали институты, которые были не предусмотрены, а возникали как последствия их деятельности.

При этом Фергюсон напоминал слова Кромвеля, что человек никогда не поднимается выше, чем тогда, когда не знает, куда идёт. Таким образом, учение о возникновении государства в результате заключения договора рухнуло и в глазах Фергюсона. Строй Рима и Спарты, этот излюбленный объект прагматического наблюдения над государством, основывался, с его точки зрения, не на планах отдельных личностей, а на ситуации, в которой находился народ и его гении.

Книги (1)

Адам Фергюсон — представитель блестящей плеяды шотландских мыслителей века Просвещения.

Его главная книга «Опыт истории гражданского общества» вышла в свет в 1767 и быстро получила европейскую известность, выдержав при жизни автора 7 изданий. В 1817-1819 гг. появился неполный русский перевод книги Фергюсона. Ныне впервые публикуется полный текст книги с некоторыми дополнениями, сделанными автором в последнем прижизненном издании 1814 года.

Для преподавателей и студентов высших учебных заведений, для всех интересующихся историей общественной мысли.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *