оршанский л г игрушки статьи по истории этнографии и психологии игрушек
Оршанский Лев Григорьевич
( 1866 — 1937 )
Место рождения
Образование
Учителя
Годы работы в университете
Этапы карьеры в университете
Должность | Подразделение | Факультет | |
---|---|---|---|
1929 | 1930 | профессор | Географический |
Основные вехи жизни, карьера вне университета
Два с половиной года учился на юридическом факультете Харьковского университета, откуда был отчислен в связи со студенческими беспорядками.
В 1890 г. поступил на первый курс медицинского факультета в Берлине, где в 1894 г. окончил курс с отличием и званием доктора медицины, в следующем году сдал экзамены в Юрьевском университете на лекаря. Занимался в течение шести месяцев психиатрией в психиатрической клинике профессора Эмиля Крепелина в Гейдельберге. Затем врач-экстерн в больнице Св. Николая Чудотворца, в 1897 году перешел на службу в Смоленскую губернскую земскую психиатрическую больницу, где работал до 1899 г. В 1899-1902 гг. ординатор больницы Св. Пантелеймона.
Врач-эксперт при особом суде для малолетних, преподаватель Психоневрологического института, лектор педагогических курсов комиссариата народного просвещения.
В 1918 г. ректор Педагогической академии.
С осени 1918 г. главный врач диагностического института судебной неврологии и психиатрии для нервных и психических больных Петроградских мест заключения.
В 1918-1920е гг. также профессор Педагогического института дошкольного образования (с 1921 г. Петроградский педагогический институт социального воспитания нормального и дефективного ребенка при Психоневрологической академии, с 1924 г. Институт педологии и дефектологии. В 1918-1925 гг. О. также заведующий кафедрой антропологии Педагогического института социального воспитания нормального и дефективного ребенка, в 1921-1937 гг. профессор Третьего петроградского педагогического института (с 1923 г. Ленинградский педагогический институт им. А.И. Герцена).
Кроме того, О. преподавал на судебно-медицинских курсах при Институте усовершенствования врачей, был зав. научной частью криминологического кабинета при Ленинградском областном суде и действительным членом государственного института по изучению преступности и преступника при НКВД.
С 1930 г. заведующий института нервно-психиатрической экспертизы заключенных имени тов. Ленина.
Область научных интересов, значение в науке
Врач-психиатр. Переводчик – переводил фундаментальные труды западных исследователей по нервным болезням, детской психологии, социально-опасным действиям душевнобольных. Игрушковед, специалист по прикладному искусству и детским рисункам. Педагог, один из методологов при разработке высшего дефектологического образования в России. Специалист по педагогической и криминальной антропологии.
Основные труды
Криминальная антропология и судебная медицина. СПб., [1903] 47 c.
Очерк основ нервных и душевных болезней. СПб., [1903] 135 c.
Основные задачи профессионального образования в России в связи с новым прикладным искусством на Западе. СПб.,1912. 15 с.
Игрушки: Ст. по истории, этнографии и психологии игрушек. М.; Пг.: Гос. изд., 1923. 155 с.
Половые преступления. Л.: Рабочий суд, 1927. (в соавторстве с А.А. Жижиленко)
Художественная и кустарная промышленность СССР. 1917-1927. Л.: издание Академии художеств, 1927.
ИССЛЕДОВАНИЯ ИГР И ИГРУШЕК
Выдающийся детский психолог Д. Б. Эльконин (1904—1984) рассматривал игрушку в качестве средства передачи общественного опыта. Центральная проблема его исследований — природа детства и глубинные законы психического развития ребенка. О себе Д.Б. Эльконин писал, что интерес к психологии детской игры возник у него в самом начале 1930-х гг. в ходе наблюдений над игрой дочурок и в связи с чтением лекций по детской психологии. Записи наблюдений, к сожалению, затерялись во время войны в блокадном Ленинграде. В тот период экспериментальные факты и теоретические взгляды на игру обобщала ленинградская группа психологов —
27 Оршанский Л.Г. Игрушки. Статьи по истории, этнографии и психологии игрушек. М.; Петроград,
1923.
28 См.: Игрушка Горьковского края. Загорск, 1933.
29 Аркин Е.А. Ребенок и его игрушка в условиях первобытной культуры. М.. 1935.
О.Н. Варшавская, Е.А. Гершензон, Т.Е. Конникова, Ф.И. Фрадкина. Важные экспериментальные исследования в Харькове проводил Г.Д. Луков (1937—1941). Итоги довоенных исследований советских ученых были подведены в статье А.Н. Леонтьева «Психологические основы дошкольной игры» (1944).
Игрушка из ила, сделанная детьми (диаметр 6 см). Древний Египет, XII династия Petrie Museum
Под руководством А.Н. Леонтьева и А.В. Запорожца в послевоенный период был проведен ряд важных экспериментальных исследований Л.С. Славиной (1948), З.В. Мануйленко (1948), Я.З. Неверович (1948), А.В. Черко-вым (1949), З.М. Богуславской (1955), которые дальше продвинули понимание детской игры. Внимание ученых сосредоточилось на раскрытии социального содержания игры как ведущего типа деятельности детей дошкольного возраста. Значительный вклад в разработку психологической теории детской игры внесли работы Л.С. Выготского (1896-1934). Проблемы детской игры интересовали его в связи с работами по психологии искусства и исследованиями развития знаковой функции. В самом начале 1933 г. он прочитал в Ленинградском педагогическом институте им. А.И. Герцена ряд лекций по психологии детей дошкольного возраста, среди них и лекцию по игре.
В 1950-е гг. в практической работе советских педагогов и детских учреждений была принята следующая рабочая группировка игр и игрушек:
1) игрушки для творческих сюжетных игр (например, куклы);
2) игрушки-занятия (настольные игры, полуфабрикаты, стройматериалы, конструкторы и др.);
3) технические игрушки (машины, трактора и т.д.);
4) игрушки для подвижных и спортивных игр;
30 См.: Байковская О.Ф. Просмотр массовой продукции артелей // Игрушка. М., 1950. С. 37.
Для социолога игрушка выступает средством:
а) солидаризации детского сообщества («тусовки» в песочнице, борьба за обладание любимой игрушкой, передача игрушки в дар другому и т.д.);
|
б) аккумуляции культурного опыта,
квалификации и знаний предшествую
щих поколений, накопитель традиций,
а потому и элемент интеллектуального
капитала;
в) средство трансакции культурно
го и социального опыта — норм, цен
ностей и стереотипов поведения — от
старшего поколения к младшему;
г) средство управления поведением
детей со стороны взрослых, их воспи
тания и социализации.
Связанную с обществом область изучения игрушки Е.Г. Овечкин 34 предлагает условно разделить на два аспекта: «игрушка в обществе» (социологический аспект) и «общество в игрушке» (социо-лого-искусствоведческий аспект).
ИСТОРИЯ ИГРУШКИ
Некоторые ученые считают, что детские игры и игрушки возникли одновременно с появлением человечества. Уже в могильниках первобытной эпохи были обнаружены детские игрушки.
31 Бартрам Н.Д. Избр. статьи. Воспоминания о художнике. М., 1979.
32 Флерина Е.А. Игра и игрушка. М, 1973. С. 23.
33 Павлинская Л.Р. Игрушка и мир ребенка в традиционных культурах Сибири // Традиционное вос
питание детей у народов Сибири. Л., 1988. С. 222-252.
34 Овечкин Е.Г. Игрушка и общество: о социологическом изучении игрушек советского общества
(http://polit.spb.ru).
находили в детских захоронениях 1360 г. до н.э. Глиняные погремушки без острых частей, раскрашенные в голубой цвет, радовали глаз младенцев три тысячи лет назад. Йо-йо — самая старая игрушка в мире после куклы. Греческие йо-йо сделаны из терракоты — их можно увидеть в музеях, на картинах, на росписях. Ею развлекались Наполеон и Дюк Веллингтон.
Древнегреческий краснофигурный сосуд с изображением ребенка, держащего игрушку.
V в. до н.э. Детская гравировка
От Древнего Китая (III в. до н.э.) до нас дошли глиняные игрушки: домик, ручная мельница, плита и посуда для приготовления пищи. В развалинах древнего перуанского города была найдена мумия ребенка, а рядом с ней — погремушка, сделанная из морской раковины. Известны специально изготовленные игрушки, найденные при раскопках древних городов Египта, Вавилона, Древней Греции и Римской империи. В античных государствах — Древней Греции и Древнем Риме появились многие игрушки, которыми так любят играть современные дети, — мячи, волчки, серсо, скакалки, куклы и др.
Археологические раскопки свидетельствуют, что 5 тыс. лет назад местные жители в долине Инда делали фигурки быков с качающимися головами, обезьянок, спускающихся по веревочке, тележки с вращающимися колесиками, свистульки в форме птиц и животных, — последние до сих пор встречаются в индийских деревнях.
Много детских игрушек ученые нашли в Италии, раскапывая несчастный город Помпеи, засыпанный пеплом после извержения вулкана Везувия в 79 г. Немецкий археолог Шлиман, отыскавший легендарную Трою, раскопал вместе с ней и древние детские игрушки: погремушку с металлическими частицами внутри, игрушечную посуду, куколок из глины.
Археологические находки подтверждают, что уже в Древнем Египте дети играли глиняными фигурками пехотинцев, а свинцовыми солдатиками — дети Древней Греции и Рима. Греческие дети забавлялись и троянским конем, начиненным солдатами и офицерами.
Древнейшие глиняные игрушки, найденные археологами на территории нашей страны (в древности ее населяли самые разные народы), относятся к эпохе бронзы. Это маленькие глиняные топорики, погремушки и маленькие горшочки грубой лепки, которые относятся к фатьяновской культуре и датируются II тысячелетием до н.э. Вероятно, они служили культовыми предметами. Много игрушек было обнаружено в могилах времен бронзового века, расположенных на территории Европы и Кавказа, в скифских курганах. Обобщенные, простые скульптурные изображения утвари, животных находят при раскопках на территории России и сопредельных государств. Чаще всего древнейшие игрушки выполнены из глины, дерева, сплетены из растительных волокон. Так, излюбленной игрушкой детей могли быть вырезанные из дерева условные изображения птиц, типичные для деревянной пермской культуры конца XII—XIII вв.
Самые древние в мире игрушки — детская деревянная лодка и трещотка в виде зверя. Древний Египет додинастического периода (5500-3100 гг. до н.э.)
У древних славян, которые пришли на эти земли только в IV в. н.э., игрушки появились сравнительно недавно — всего тысячу лет назад. На месте поселений и городищ, где жили славяне и их предки, археологи в большом количестве находят бытовые и культовые предметы, изделия ремесленников и художников давно минувших времен, в том числе и игрушки. Древнейшие из них найдены в славянских погребениях VI—VIII вв. Сохранились в основном только глиняные, реже из кости. При раскопках древнерусских городов обнаруживают (иногда прямо в обжиговых печах) глиняные шары-погремушки, свистульки в форме лошадок, баранов и птиц, кукольная посуда, фигурки людей и фантастических существ. Находили глиняную игрушку и в раскопках X—XVII вв. (Москва, Рязань) — свистульки (кони, птицы, фигурки людей). Они вылеплены из глины, обожжены, иногда украшались росписью и глазурью. Игрушки издавна были чаще всего домашними поделками. Их мастерили между делом из того, что имелось под рукой: тряпок, соломы, глины, дерева. Так, глиняные игрушки производились повсюду, где имелось горшечное или гончарное дело. Игрушечное производство в XVII—XVIII вв. достигает большой высоты. Богатые семьи заказывали дорогие игрушки, их покупали
и в царскую семью. В XVIII—XIX вв. производство глиняной игрушки достигло невиданного расцвета, главными покупателями были простые люди.
В своем шедевре 1560 г. «Детские игры» фламандский живописец Питер Брейгель-старший изобразил детей с хула-хупами, пирогами из грязи, метанием ножиков, одеванием кукол, хождением на ходулях и игрой в бабки. У средневековых детей игрушек было немного, потому что жизнь была тяжелая.
Питер Брейгель Старший. Детские игры. 1560 г.
В Средние века в Европе большую роль играли карнавалы, и некоторые исследователи (М. Бахтин) прямо называют Средневековье «карнавальной культурой». Другие (Й. Хейзинга) утверждают, что культура жива, покуда в ней сохраняются игровые формы (они могут быть разными — потлач, рыцарский турнир, состязание риторов, адвоката и прокурора, «игровая», «несерьезная» мода — ношение париков, например, — «испытание огнем» как форма правосудия, и многое другое).
Сегодня изменения в субкультуре детства связаны с влиянием аудио- и видеосредств массовой информации, компьютеров. Своеобразным символом детской субкультуры начала XXI в. в России стал образ «телепузика». Игрушечные магазины буквально завалены куклами телепузиков (мягкими и твердыми, большими и маленькими, говорящими и молчащими). Детские шапочки, костюмчики, рюкзачки — все строится по образу и подобию телепузиков. Любимая игра наших дошкольников — опятьже «в телепузиков», где они подражают их движениям, повторяют их интонации, воспроизводят сюжеты любимой передачи. Смешные пластиковые инопланетяне предстают перед детьми как группа товарищей по играм. Это дети без семьи, без папы и мамы, без бабушки и дедушки. Отсутствие семьи и родителей прин-
Сегодня американцы обеспокоены тем, что на рынке игрушек появляется все больше страшных игрушек. К. Роуз, священник из Коннектикута, еще
|
1 Смирнова Е. О., Быкова М.В. Телепузик как герой нашего времени //Дошкольное образование. 2001.
сяти газетных листов. При попадании в открытые участки кожи остаются кровоточащие гематомы — т.е. не просто синяки, а настоящие повреждения кожи, ссадины. Психологи считают, что мы уже получили поколение, воспитанное на жестоких фильмах, Интернете и недетских играх.
Оршанский л г игрушки статьи по истории этнографии и психологии игрушек
Оставить заочный бид
Уважаемые коллекционеры! Для подачи заочного бида Вам необходимо зарегистрироваться на нашем сайте. После этого на странице интересующего Вас лота станет доступна форма заочных бидов.
Если вы уже зарегистрированы, Войдите на сайт.
Правила торгов и наши гарантии
Устроителем аукциона является ООО “Аукционный Дом “Империя”.
Вы можете ознакомиться с полными правилами торгов по ссылке.
ООО “Аукционный дом “Империя” гарантирует тайну сведений об именах и местонахождении клиентов, приобретенных ими лотах и их стоимости.
Согласно принимаемым на себя обязательствам, устроитель не несёт ответственности за точность заявлений его сотрудников или агентов, а также владельца предмета касательно авторства, даты изготовления, размеров, принадлежности, подлинности и за другие ошибки, в том числе в описании дефектов любого предмета, выставляемого на аукцион.
Единственным источником официальной информации такого рода являются каталоги аукционов.
Уважаемые покупатели! Вы можете забрать и оплатить приобретенные предметы в нашем офисе (г.Москва, ул. Трубная, д29 с1, м. Цветной Бульвар).
Возможна доставка по России курьерскими службами. Уточняйте информацию у наших менеджеров по тел. +7 (495) 608-3056 или e-mail: info@auction-imperia.ru
Уважаемые покупатели, вы можете оплатить выигранные лоты наличными в нашем офисе (г.Москва, ул. Трубная, д29 с1, м. Цветной Бульвар).
Игрушка и общество: о социологическом изучении игрушек советского общества
Образные и сюжетно-ролевые игрушки, функционирующие в играх и развлечениях людей, являются предметами культуры, носителями определенной социально-культурной информации. Они специфически отражают мир: природу, социум, объекты культуры, технические достижения и фантазии общества. Отражая духовный мир, игрушки воплощают персонажей народных сказок, детской литературы, мультфильмов.
Интерес к изучению игрушки известен с древности до наших дней. В России накоплен ценный научный опыт, являющийся во многом базовым для изучения игрушек. Один из первых российских игрушковедов Л.Г.Оршанский справедливо отмечал: «Нельзя в игрушке интересоваться только элементом обучения, педагогической стороной; недостаточно также психологической стороны, потому что здесь есть и первое, и второе, и еще много иных сторон» (Оршанский Л.Г. Игрушки. Статьи по истории, этнографии и психологии игрушек. М.- Петроград, 1923. С.101). Одной из таких сторон является социологическое рассмотрение игры и игрушки.
Социологическое изучение игрушек и игр дополняет педагогическое, психологическое, искусствоведческое и обладает спецификой. Связанную с обществом область изучения игрушки можно условно разделить на два аспекта: «игрушка в обществе» (социологический аспект) и «общество в игрушке» (социолого-искусствоведческий аспект).
Первый аспект связан с изучением функционирования игрушки в обществе. В этом аспекте игрушки могут изучаться как средство социализации личности в структуре того или иного общества, его подсистем. Как писал игрушковед Н.Д.Бартрам, «каждая из этих игрушек есть одно из звеньев, хотя бы и мельчайших, закономерного построения различных культур» (Бартрам Н.Д. Избранные статьи. Воспоминания о художнике. М., 1979. С.51). К первому же аспекту относится вопрос, связанный с влиянием общества на развитие игрушек, т.е. изучение социальных факторов, влияющих на появление новых и исчезновение старых образцов игрушек и развитие их тем и образов.
Второй аспект невозможно считать чисто социологическими. Его рассмотрение находится на стыке социологии и искусствоведения. Он связан с вопросом, как и почему то или иное общество отражено в игрушке, какие элементы социальной системы находят выражение в темах и образах игрушек. Бартрам считал, что «каждая страна выражается в своей игрушке по-своему, характеризуя ту или иную эпоху» (Бартрам Н.Д. Избранные статьи. С.50).
Взгляды Д.Б.Эльконина позволяют рассматривать игрушку в качестве средства передачи общественного опыта (См.: Пряхин В.П. История советской игрушки за 60 лет (педагогический, художественный и производственно-товарный аспекты). Автореферат кандидатской диссертации. М., 1979. С.15). Различные типы игрушек способствуют передаче разнообразного культурного, социального и общественного опыта.
В 50-е гг. в практической работе советских педагогов и детских учреждений была принята следующая рабочая группировка игр и игрушек: 1) игрушки для творческих сюжетных игр (например, куклы); 2) игрушки-занятия (настольные игры, полуфабрикаты, стройматериалы, конструкторы и др.); 3) технические игрушки (машины, трактора и т.д.); 4) игрушки для подвижных и спортивных игр; 5) декоративные карнавально-праздничные игрушки (См.: Байковская О.Ф. Просмотр массовой продукции артелей. // Игрушка. М., 1950. С.37). Мы видим, что игрушки обладают различными функциями и нацелены на трансляцию различного опыта: ценностей, норм и стереотипов поведения.
Многие из вышеперечисленных игрушек имеют общие признаки: они образны и сюжетны. К ним относятся куклы, технические игрушки, декоративно-праздничные игрушки. Образные и сюжетные игрушки содействуют «творческой подражательной игре, через которую ребенок выявляет, закрепляет и углубляет свой социальный опыт, расширяет его. Они направляют внимание ребенка на те или иные явления окружающей жизни, определяют содержание игры, дают направленность интересам, переживаниям» (Флерина Е.А. Игра и игрушка. М., 1973. С.23).
Из многообразного мира игрушек необходимо выбрать игрушки, которые являются объектом социологического изучения, т.е. представляют интерес с точки зрения социологии. На наш взгляд, объектом социологического изучения являются образные, сюжетные и сюжетно-ролевые игрушки, способствующие передаче социального (социокультурного, общественного) опыта.
В 1948 году в СССР был проведен республиканский конкурс на новые образцы игрушек. Он был организован Управлением промышленной кооперации при Совете Министров РСФСР. Артель имени 8 марта (г. Москва) подготовила серию кукол (размером 40 и 25 см) по образцам художников Е.Е.Борисовой и М.Н.Бартрам. Авторы воспроизвели в моделях игровых кукол образы советских людей разных специальностей, профессий и занятий. Куклы-мальчики и куклы-девочки одеты в различные костюмы и снабжены ролевыми и профессиональными атрибутами. Они представляют нахимовца, суворовца, летчика, пограничника, врача, шахтера, рабочего, милиционера, школьницу, дежурную по станции, санитарку, физкультурников и колхозников. Куклы названы соответственно: «Физкультурница», «Суворовец», «Врач», «Пограничник», «Школьница», «Нахимовец» и др.
Игрушка и общество: о социологическом изучении игрушек советского общества
доклад: Культура и искусство
Игрушка и общество: о социологическом изучении игрушек советского общества
Образные и сюжетно-ролевые игрушки, функционирующие в играх и развлечениях людей, являются предметами культуры, носителями определенной социально-культурной информации. Они специфически отражают мир: природу, социум, объекты культуры, технические достижения и фантазии общества. Отражая духовный мир, игрушки воплощают персонажей народных сказок, детской литературы, мультфильмов.
Интерес к изучению игрушки известен с древности до наших дней. В России накоплен ценный научный опыт, являющийся во многом базовым для изучения игрушек. Один из первых российских игрушковедов Л.Г.Оршанский справедливо отмечал: «Нельзя в игрушке интересоваться только элементом обучения, педагогической стороной; недостаточно также психологической стороны, потому что здесь есть и первое, и второе, и еще много иных сторон» (Оршанский Л.Г. Игрушки. Статьи по истории, этнографии и психологии игрушек. М.- Петроград, 1923. С.101). Одной из таких сторон является социологическое рассмотрение игры и игрушки.
Социологическое изучение игрушек и игр дополняет педагогическое, психологическое, искусствоведческое и обладает спецификой. Связанную с обществом область изучения игрушки можно условно разделить на два аспекта: «игрушка в обществе» (социологический аспект) и «общество в игрушке» (социолого-искусствоведческий аспект).
Первый аспект связан с изучением функционирования игрушки в обществе. В этом аспекте игрушки могут изучаться как средство социализации личности в структуре того или иного общества, его подсистем. Как писал игрушковед Н.Д.Бартрам, «каждая из этих игрушек есть одно из звеньев, хотя бы и мельчайших, закономерного построения различных культур» (Бартрам Н.Д. Избранные статьи. Воспоминания о художнике. М., 1979. С.51). К первому же аспекту относится вопрос, связанный с влиянием общества на развитие игрушек, т.е. изучение социальных факторов, влияющих на появление новых и исчезновение старых образцов игрушек и развитие их тем и образов.
Второй аспект невозможно считать чисто социологическими. Его рассмотрение находится на стыке социологии и искусствоведения. Он связан с вопросом, как и почему то или иное общество отражено в игрушке, какие элементы социальной системы находят выражение в темах и образах игрушек. Бартрам считал, что «каждая страна выражается в своей игрушке по-своему, характеризуя ту или иную эпоху» (Бартрам Н.Д. Избранные статьи. С.50).
Взгляды Д.Б.Эльконина позволяют рассматривать игрушку в качестве средства передачи общественного опыта (См.: Пряхин В.П. История советской игрушки за 60 лет (педагогический, художественный и производственно-товарный аспекты). Автореферат кандидатской диссертации. М., 1979. С.15). Различные типы игрушек способствуют передаче разнообразного культурного, социального и общественного опыта.
В 50-е гг. в практической работе советских педагогов и детских учреждений была принята следующая рабочая группировка игр и игрушек: 1) игрушки для творческих сюжетных игр (например, куклы); 2) игрушки-занятия (настольные игры, полуфабрикаты, стройматериалы, конструкторы и др.); 3) технические игрушки (машины, трактора и т.д.); 4) игрушки для подвижных и спортивных игр; 5) декоративные карнавально-праздничные игрушки (См.: Байковская О.Ф. Просмотр массовой продукции артелей. // Игрушка. М., 1950. С.37). Мы видим, что игрушки обладают различными функциями и нацелены на трансляцию различного опыта: ценностей, норм и стереотипов поведения.
Многие из вышеперечисленных игрушек имеют общие признаки: они образны и сюжетны. К ним относятся куклы, технические игрушки, декоративно-праздничные игрушки. Образные и сюжетные игрушки содействуют «творческой подражательной игре, через которую ребенок выявляет, закрепляет и углубляет свой социальный опыт, расширяет его. Они направляют внимание ребенка на те или иные явления окружающей жизни, определяют содержание игры, дают направленность интересам, переживаниям» (Флерина Е.А. Игра и игрушка. М., 1973. С.23).
Из многообразного мира игрушек необходимо выбрать игрушки, которые являются объектом социологического изучения, т.е. представляют интерес с точки зрения социологии. На наш взгляд, объектом социологического изучения являются образные, сюжетные и сюжетно-ролевые игрушки, способствующие передаче социального (социокультурного, общественного) опыта.
В 1948 году в СССР был проведен республиканский конкурс на новые образцы игрушек. Он был организован Управлением промышленной кооперации при Совете Министров РСФСР. Артель имени 8 марта (г. Москва) подготовила серию кукол (размером 40 и 25 см) по образцам художников Е.Е.Борисовой и М.Н.Бартрам. Авторы воспроизвели в моделях игровых кукол образы советских людей разных специальностей, профессий и занятий. Куклы-мальчики и куклы-девочки одеты в различные костюмы и снабжены ролевыми и профессиональными атрибутами. Они представляют нахимовца, суворовца, летчика, пограничника, врача, шахтера, рабочего, милиционера, школьницу, дежурную по станции, санитарку, физкультурников и колхозников. Куклы названы соответственно: «Физкультурница», «Суворовец», «Врач», «Пограничник», «Школьница», «Нахимовец» и др.