оршанский л г игрушки статьи по истории этнографии и психологии игрушек

Оршанский Лев Григорьевич

( 1866 — 1937 )

Место рождения

Образование

Учителя

Годы работы в университете

Этапы карьеры в университете

ДолжностьПодразделениеФакультет
19291930профессорГеографический

Основные вехи жизни, карьера вне университета

Два с половиной года учился на юридическом факультете Харьковского университета, откуда был отчислен в связи со студенческими беспорядками.

В 1890 г. поступил на первый курс медицинского факультета в Берлине, где в 1894 г. окончил курс с отличием и званием доктора медицины, в следующем году сдал экзамены в Юрьевском университете на лекаря. Занимался в течение шести месяцев психиатрией в психиатрической клинике профессора Эмиля Крепелина в Гейдельберге. Затем врач-экстерн в больнице Св. Николая Чудотворца, в 1897 году перешел на службу в Смоленскую губернскую земскую психиатрическую больницу, где работал до 1899 г. В 1899-1902 гг. ординатор больницы Св. Пантелеймона.

Врач-эксперт при особом суде для малолетних, преподаватель Психоневрологического института, лектор педагогических курсов комиссариата народного просвещения.

В 1918 г. ректор Педагогической академии.

С осени 1918 г. главный врач диагностического института судебной неврологии и психиатрии для нервных и психических больных Петроградских мест заключения.

В 1918-1920е гг. также профессор Педагогического института дошкольного образования (с 1921 г. Петроградский педагогический институт социального воспитания нормального и дефективного ребенка при Психоневрологической академии, с 1924 г. Институт педологии и дефектологии. В 1918-1925 гг. О. также заведующий кафедрой антропологии Педагогического института социального воспитания нормального и дефективного ребенка, в 1921-1937 гг. профессор Третьего петроградского педагогического института (с 1923 г. Ленинградский педагогический институт им. А.И. Герцена).

Кроме того, О. преподавал на судебно-медицинских курсах при Институте усовершенствования врачей, был зав. научной частью криминологического кабинета при Ленинградском областном суде и действительным членом государственного института по изучению преступности и преступника при НКВД.

С 1930 г. заведующий института нервно-психиатрической экспертизы заключенных имени тов. Ленина.

Область научных интересов, значение в науке

Врач-психиатр. Переводчик – переводил фундаментальные труды западных исследователей по нервным болезням, детской психологии, социально-опасным действиям душевнобольных. Игрушковед, специалист по прикладному искусству и детским рисункам. Педагог, один из методологов при разработке высшего дефектологического образования в России. Специалист по педагогической и криминальной антропологии.

Основные труды

Криминальная антропология и судебная медицина. СПб., [1903] 47 c.

Очерк основ нервных и душевных болезней. СПб., [1903] 135 c.

Основные задачи профессионального образования в России в связи с новым прикладным искусством на Западе. СПб.,1912. 15 с.

Игрушки: Ст. по истории, этнографии и психологии игрушек. М.; Пг.: Гос. изд., 1923. 155 с.

Половые преступления. Л.: Рабочий суд, 1927. (в соавторстве с А.А. Жижиленко)

Художественная и кустарная промышленность СССР. 1917-1927. Л.: издание Академии художеств, 1927.

Источник

ИССЛЕДОВАНИЯ ИГР И ИГРУШЕК

Выдающийся детский психолог Д. Б. Эльконин (1904—1984) рассматри­вал игрушку в качестве средства передачи общественного опыта. Централь­ная проблема его исследований — природа детства и глубинные законы психического развития ребенка. О себе Д.Б. Эльконин писал, что интерес к психологии детской игры возник у него в самом начале 1930-х гг. в ходе наблюдений над игрой дочурок и в связи с чтением лекций по детской пси­хологии. Записи наблюдений, к сожалению, затерялись во время войны в блокадном Ленинграде. В тот период экспериментальные факты и теоре­тические взгляды на игру обобщала ленинградская группа психологов —

27 Оршанский Л.Г. Игрушки. Статьи по истории, этнографии и психологии игрушек. М.; Петроград,
1923.

28 См.: Игрушка Горьковского края. Загорск, 1933.

29 Аркин Е.А. Ребенок и его игрушка в условиях первобытной культуры. М.. 1935.

О.Н. Варшавская, Е.А. Гершензон, Т.Е. Конникова, Ф.И. Фрадкина. Важ­ные экспериментальные исследования в Харькове проводил Г.Д. Луков (1937—1941). Итоги довоенных исследований советских ученых были под­ведены в статье А.Н. Леонтьева «Психологические основы дошкольной игры» (1944).

оршанский л г игрушки статьи по истории этнографии и психологии игрушек. Смотреть фото оршанский л г игрушки статьи по истории этнографии и психологии игрушек. Смотреть картинку оршанский л г игрушки статьи по истории этнографии и психологии игрушек. Картинка про оршанский л г игрушки статьи по истории этнографии и психологии игрушек. Фото оршанский л г игрушки статьи по истории этнографии и психологии игрушек

Игрушка из ила, сделанная детьми (диаметр 6 см). Древний Египет, XII династия Petrie Museum

Под руководством А.Н. Леонтьева и А.В. Запорожца в послевоенный пе­риод был проведен ряд важных экспериментальных исследований Л.С. Сла­виной (1948), З.В. Мануйленко (1948), Я.З. Неверович (1948), А.В. Черко-вым (1949), З.М. Богуславской (1955), которые дальше продвинули понима­ние детской игры. Внимание ученых сосредоточилось на раскрытии социального содержания игры как ведущего типа деятельности детей дош­кольного возраста. Значительный вклад в разработку психологической тео­рии детской игры внесли работы Л.С. Выготского (1896-1934). Проблемы детской игры интересовали его в связи с работами по психологии искусства и исследованиями развития знаковой функции. В самом начале 1933 г. он прочитал в Ленинградском педагогическом институте им. А.И. Герцена ряд лекций по психологии детей дошкольного возраста, среди них и лекцию по игре.

В 1950-е гг. в практической работе советских педагогов и детских учреж­дений была принята следующая рабочая группировка игр и игрушек:

1) игрушки для творческих сюжетных игр (например, куклы);

2) игрушки-занятия (настольные игры, полуфабрикаты, стройматериа­лы, конструкторы и др.);

3) технические игрушки (машины, трактора и т.д.);

4) игрушки для подвижных и спортивных игр;

30 См.: Байковская О.Ф. Просмотр массовой продукции артелей // Игрушка. М., 1950. С. 37.

Для социолога игрушка выступает средством:

а) солидаризации детского сообщества («тусовки» в песочнице, борьба за обладание любимой игрушкой, передача игрушки в дар другому и т.д.);

оршанский л г игрушки статьи по истории этнографии и психологии игрушек. Смотреть фото оршанский л г игрушки статьи по истории этнографии и психологии игрушек. Смотреть картинку оршанский л г игрушки статьи по истории этнографии и психологии игрушек. Картинка про оршанский л г игрушки статьи по истории этнографии и психологии игрушек. Фото оршанский л г игрушки статьи по истории этнографии и психологии игрушек

б) аккумуляции культурного опыта,
квалификации и знаний предшествую­
щих поколений, накопитель традиций,
а потому и элемент интеллектуального
капитала;

в) средство трансакции культурно­
го и социального опыта — норм, цен­
ностей и стереотипов поведения — от
старшего поколения к младшему;

г) средство управления поведением
детей со стороны взрослых, их воспи­
тания и социализации.

Связанную с обществом область изу­чения игрушки Е.Г. Овечкин 34 предлага­ет условно разделить на два аспекта: «иг­рушка в обществе» (социологический аспект) и «общество в игрушке» (социо-лого-искусствоведческий аспект).

ИСТОРИЯ ИГРУШКИ

Некоторые ученые считают, что детские игры и игрушки возникли одно­временно с появлением человечества. Уже в могильниках первобытной эпо­хи были обнаружены детские игрушки.

31 Бартрам Н.Д. Избр. статьи. Воспоминания о художнике. М., 1979.

32 Флерина Е.А. Игра и игрушка. М, 1973. С. 23.

33 Павлинская Л.Р. Игрушка и мир ребенка в традиционных культурах Сибири // Традиционное вос­
питание детей у народов Сибири. Л., 1988. С. 222-252.

34 Овечкин Е.Г. Игрушка и общество: о социологическом изучении игрушек советского общества
(http://polit.spb.ru).

находили в детских захоронениях 1360 г. до н.э. Глиняные погремушки без острых частей, раскрашенные в голубой цвет, радовали глаз младенцев три тысячи лет назад. Йо-йо — самая старая игрушка в мире после куклы. Гречес­кие йо-йо сделаны из терракоты — их можно увидеть в музеях, на картинах, на росписях. Ею развлекались Наполеон и Дюк Веллингтон.

оршанский л г игрушки статьи по истории этнографии и психологии игрушек. Смотреть фото оршанский л г игрушки статьи по истории этнографии и психологии игрушек. Смотреть картинку оршанский л г игрушки статьи по истории этнографии и психологии игрушек. Картинка про оршанский л г игрушки статьи по истории этнографии и психологии игрушек. Фото оршанский л г игрушки статьи по истории этнографии и психологии игрушек

Древнегреческий краснофигурный сосуд с изображением ребенка, держащего игрушку.

V в. до н.э. Детская гравировка

От Древнего Китая (III в. до н.э.) до нас дошли глиняные игрушки: домик, ручная мельница, плита и посуда для приготовления пищи. В развалинах древ­него перуанского города была найдена мумия ребенка, а рядом с ней — по­гремушка, сделанная из морской раковины. Известны специально изготов­ленные игрушки, найденные при раскопках древних городов Египта, Вави­лона, Древней Греции и Римской империи. В античных государствах — Древней Греции и Древнем Риме появились многие игрушки, которыми так любят играть современные дети, — мячи, волчки, серсо, скакалки, куклы и др.

Археологические раскопки свидетельствуют, что 5 тыс. лет назад местные жители в долине Инда делали фигурки быков с качающимися головами, обезьянок, спускающихся по веревочке, тележки с вращающимися колеси­ками, свистульки в форме птиц и животных, — последние до сих пор встре­чаются в индийских деревнях.

Много детских игрушек ученые нашли в Италии, раскапывая несчастный город Помпеи, засыпанный пеплом после извержения вулкана Везувия в 79 г. Немецкий археолог Шлиман, отыскавший легендарную Трою, раско­пал вместе с ней и древние детские игрушки: погремушку с металлически­ми частицами внутри, игрушечную посуду, куколок из глины.

Археологические находки подтверждают, что уже в Древнем Египте дети играли глиняными фигурками пехотинцев, а свинцовыми солдатиками — дети Древней Греции и Рима. Греческие дети забавлялись и троянским ко­нем, начиненным солдатами и офицерами.

Древнейшие глиняные игрушки, найденные археологами на территории нашей страны (в древности ее населяли самые разные народы), относятся к эпохе бронзы. Это маленькие глиняные топорики, погремушки и малень­кие горшочки грубой лепки, которые относятся к фатьяновской культуре и датируются II тысячелетием до н.э. Вероятно, они служили культовыми предметами. Много игрушек было обнаружено в могилах времен бронзово­го века, расположенных на территории Европы и Кавказа, в скифских кур­ганах. Обобщенные, простые скульптурные изображения утвари, животных находят при раскопках на территории России и сопредельных государств. Чаще всего древнейшие игрушки выполнены из глины, дерева, сплетены из растительных волокон. Так, излюбленной игрушкой детей могли быть вы­резанные из дерева условные изображения птиц, типичные для деревянной пермской культуры конца XII—XIII вв.

оршанский л г игрушки статьи по истории этнографии и психологии игрушек. Смотреть фото оршанский л г игрушки статьи по истории этнографии и психологии игрушек. Смотреть картинку оршанский л г игрушки статьи по истории этнографии и психологии игрушек. Картинка про оршанский л г игрушки статьи по истории этнографии и психологии игрушек. Фото оршанский л г игрушки статьи по истории этнографии и психологии игрушек

Самые древние в мире игрушки — детская деревянная лодка и трещотка в виде зверя. Древний Египет додинастического периода (5500-3100 гг. до н.э.)

У древних славян, которые пришли на эти земли только в IV в. н.э., игруш­ки появились сравнительно недавно — всего тысячу лет назад. На месте по­селений и городищ, где жили славяне и их предки, археологи в большом ко­личестве находят бытовые и культовые предметы, изделия ремесленников и художников давно минувших времен, в том числе и игрушки. Древнейшие из них найдены в славянских погребениях VI—VIII вв. Сохранились в основном только глиняные, реже из кости. При раскопках древнерусских городов об­наруживают (иногда прямо в обжиговых печах) глиняные шары-погремуш­ки, свистульки в форме лошадок, баранов и птиц, кукольная посуда, фигур­ки людей и фантастических существ. Находили глиняную игрушку и в раскоп­ках X—XVII вв. (Москва, Рязань) — свистульки (кони, птицы, фигурки людей). Они вылеплены из глины, обожжены, иногда украшались росписью и глазу­рью. Игрушки издавна были чаще всего домашними поделками. Их мастери­ли между делом из того, что имелось под рукой: тряпок, соломы, глины, де­рева. Так, глиняные игрушки производились повсюду, где имелось горшеч­ное или гончарное дело. Игрушечное производство в XVII—XVIII вв. достигает большой высоты. Богатые семьи заказывали дорогие игрушки, их покупали

и в царскую семью. В XVIII—XIX вв. производство глиняной игрушки достиг­ло невиданного расцвета, главными покупателями были простые люди.

В своем шедевре 1560 г. «Детские игры» фламандский живописец Питер Брейгель-старший изобразил детей с хула-хупами, пирогами из грязи, мета­нием ножиков, одеванием кукол, хождением на ходулях и игрой в бабки. У средневековых детей игрушек было немного, потому что жизнь была тяжелая.

оршанский л г игрушки статьи по истории этнографии и психологии игрушек. Смотреть фото оршанский л г игрушки статьи по истории этнографии и психологии игрушек. Смотреть картинку оршанский л г игрушки статьи по истории этнографии и психологии игрушек. Картинка про оршанский л г игрушки статьи по истории этнографии и психологии игрушек. Фото оршанский л г игрушки статьи по истории этнографии и психологии игрушек

Питер Брейгель Старший. Детские игры. 1560 г.

В Средние века в Европе большую роль играли карнавалы, и некоторые исследователи (М. Бахтин) прямо называют Средневековье «карнавальной культурой». Другие (Й. Хейзинга) утверждают, что культура жива, покуда в ней сохраняются игровые формы (они могут быть разными — потлач, ры­царский турнир, состязание риторов, адвоката и прокурора, «игровая», «не­серьезная» мода — ношение париков, например, — «испытание огнем» как форма правосудия, и многое другое).

Сегодня изменения в субкультуре детства связаны с влиянием аудио- и видеосредств массовой информации, компьютеров. Своеобразным симво­лом детской субкультуры начала XXI в. в России стал образ «телепузика». Игрушечные магазины буквально завалены куклами телепузиков (мягкими и твердыми, большими и маленькими, говорящими и молчащими). Детские шапочки, костюмчики, рюкзачки — все строится по образу и подобию те­лепузиков. Любимая игра наших дошкольников — опятьже «в телепузиков», где они подражают их движениям, повторяют их интонации, воспроизво­дят сюжеты любимой передачи. Смешные пластиковые инопланетяне пред­стают перед детьми как группа товарищей по играм. Это дети без семьи, без папы и мамы, без бабушки и дедушки. Отсутствие семьи и родителей прин-

Сегодня американцы обеспокоены тем, что на рынке игрушек появляется все больше страшных игрушек. К. Роуз, священник из Коннектикута, еще

оршанский л г игрушки статьи по истории этнографии и психологии игрушек. Смотреть фото оршанский л г игрушки статьи по истории этнографии и психологии игрушек. Смотреть картинку оршанский л г игрушки статьи по истории этнографии и психологии игрушек. Картинка про оршанский л г игрушки статьи по истории этнографии и психологии игрушек. Фото оршанский л г игрушки статьи по истории этнографии и психологии игрушек

1 Смирнова Е. О., Быкова М.В. Телепузик как герой нашего времени //Дошкольное образование. 2001.

сяти газетных листов. При попадании в открытые участки кожи остаются кровоточащие гематомы — т.е. не просто синяки, а настоящие повреждения кожи, ссадины. Психологи считают, что мы уже получили поколение, вос­питанное на жестоких фильмах, Интернете и недетских играх.

Источник

Оршанский л г игрушки статьи по истории этнографии и психологии игрушек

Оставить заочный бид

Уважаемые коллекционеры! Для подачи заочного бида Вам необходимо зарегистрироваться на нашем сайте. После этого на странице интересующего Вас лота станет доступна форма заочных бидов.

Если вы уже зарегистрированы, Войдите на сайт.

Правила торгов и наши гарантии

Устроителем аукциона является ООО “Аукционный Дом “Империя”.

Вы можете ознакомиться с полными правилами торгов по ссылке.

ООО “Аукционный дом “Империя” гарантирует тайну сведений об именах и местонахождении клиентов, приобретенных ими лотах и их стоимости.

Согласно принимаемым на себя обязательствам, устроитель не несёт ответственности за точность заявлений его сотрудников или агентов, а также владельца предмета касательно авторства, даты изготовления, размеров, принадлежности, подлинности и за другие ошибки, в том числе в описании дефектов любого предмета, выставляемого на аукцион.

Единственным источником официальной информации такого рода являются каталоги аукционов.

Уважаемые покупатели! Вы можете забрать и оплатить приобретенные предметы в нашем офисе (г.Москва, ул. Трубная, д29 с1, м. Цветной Бульвар).

Возможна доставка по России курьерскими службами. Уточняйте информацию у наших менеджеров по тел. +7 (495) 608-3056 или e-mail: info@auction-imperia.ru

Уважаемые покупатели, вы можете оплатить выигранные лоты наличными в нашем офисе (г.Москва, ул. Трубная, д29 с1, м. Цветной Бульвар).

Источник

Игрушка и общество: о социологическом изучении игрушек советского общества

Образные и сюжетно-ролевые игрушки, функционирующие в играх и развлечениях людей, являются предметами культуры, носителями определенной социально-культурной информации. Они специфически отражают мир: природу, социум, объекты культуры, технические достижения и фантазии общества. Отражая духовный мир, игрушки воплощают персонажей народных сказок, детской литературы, мультфильмов.

Интерес к изучению игрушки известен с древности до наших дней. В России накоплен ценный научный опыт, являющийся во многом базовым для изучения игрушек. Один из первых российских игрушковедов Л.Г.Оршанский справедливо отмечал: «Нельзя в игрушке интересоваться только элементом обучения, педагогической стороной; недостаточно также психологической стороны, потому что здесь есть и первое, и второе, и еще много иных сторон» (Оршанский Л.Г. Игрушки. Статьи по истории, этнографии и психологии игрушек. М.- Петроград, 1923. С.101). Одной из таких сторон является социологическое рассмотрение игры и игрушки.

Социологическое изучение игрушек и игр дополняет педагогическое, психологическое, искусствоведческое и обладает спецификой. Связанную с обществом область изучения игрушки можно условно разделить на два аспекта: «игрушка в обществе» (социологический аспект) и «общество в игрушке» (социолого-искусствоведческий аспект).

Первый аспект связан с изучением функционирования игрушки в обществе. В этом аспекте игрушки могут изучаться как средство социализации личности в структуре того или иного общества, его подсистем. Как писал игрушковед Н.Д.Бартрам, «каждая из этих игрушек есть одно из звеньев, хотя бы и мельчайших, закономерного построения различных культур» (Бартрам Н.Д. Избранные статьи. Воспоминания о художнике. М., 1979. С.51). К первому же аспекту относится вопрос, связанный с влиянием общества на развитие игрушек, т.е. изучение социальных факторов, влияющих на появление новых и исчезновение старых образцов игрушек и развитие их тем и образов.

Второй аспект невозможно считать чисто социологическими. Его рассмотрение находится на стыке социологии и искусствоведения. Он связан с вопросом, как и почему то или иное общество отражено в игрушке, какие элементы социальной системы находят выражение в темах и образах игрушек. Бартрам считал, что «каждая страна выражается в своей игрушке по-своему, характеризуя ту или иную эпоху» (Бартрам Н.Д. Избранные статьи. С.50).

Взгляды Д.Б.Эльконина позволяют рассматривать игрушку в качестве средства передачи общественного опыта (См.: Пряхин В.П. История советской игрушки за 60 лет (педагогический, художественный и производственно-товарный аспекты). Автореферат кандидатской диссертации. М., 1979. С.15). Различные типы игрушек способствуют передаче разнообразного культурного, социального и общественного опыта.

В 50-е гг. в практической работе советских педагогов и детских учреждений была принята следующая рабочая группировка игр и игрушек: 1) игрушки для творческих сюжетных игр (например, куклы); 2) игрушки-занятия (настольные игры, полуфабрикаты, стройматериалы, конструкторы и др.); 3) технические игрушки (машины, трактора и т.д.); 4) игрушки для подвижных и спортивных игр; 5) декоративные карнавально-праздничные игрушки (См.: Байковская О.Ф. Просмотр массовой продукции артелей. // Игрушка. М., 1950. С.37). Мы видим, что игрушки обладают различными функциями и нацелены на трансляцию различного опыта: ценностей, норм и стереотипов поведения.

Многие из вышеперечисленных игрушек имеют общие признаки: они образны и сюжетны. К ним относятся куклы, технические игрушки, декоративно-праздничные игрушки. Образные и сюжетные игрушки содействуют «творческой подражательной игре, через которую ребенок выявляет, закрепляет и углубляет свой социальный опыт, расширяет его. Они направляют внимание ребенка на те или иные явления окружающей жизни, определяют содержание игры, дают направленность интересам, переживаниям» (Флерина Е.А. Игра и игрушка. М., 1973. С.23).

Из многообразного мира игрушек необходимо выбрать игрушки, которые являются объектом социологического изучения, т.е. представляют интерес с точки зрения социологии. На наш взгляд, объектом социологического изучения являются образные, сюжетные и сюжетно-ролевые игрушки, способствующие передаче социального (социокультурного, общественного) опыта.

В 1948 году в СССР был проведен республиканский конкурс на новые образцы игрушек. Он был организован Управлением промышленной кооперации при Совете Министров РСФСР. Артель имени 8 марта (г. Москва) подготовила серию кукол (размером 40 и 25 см) по образцам художников Е.Е.Борисовой и М.Н.Бартрам. Авторы воспроизвели в моделях игровых кукол образы советских людей разных специальностей, профессий и занятий. Куклы-мальчики и куклы-девочки одеты в различные костюмы и снабжены ролевыми и профессиональными атрибутами. Они представляют нахимовца, суворовца, летчика, пограничника, врача, шахтера, рабочего, милиционера, школьницу, дежурную по станции, санитарку, физкультурников и колхозников. Куклы названы соответственно: «Физкультурница», «Суворовец», «Врач», «Пограничник», «Школьница», «Нахимовец» и др.

Источник

Игрушка и общество: о социологическом изучении игрушек советского общества

доклад: Культура и искусство

Игрушка и общество: о социологическом изучении игрушек советского общества

Образные и сюжетно-ролевые игрушки, функционирующие в играх и развлечениях людей, являются предметами культуры, носителями определенной социально-культурной информации. Они специфически отражают мир: природу, социум, объекты культуры, технические достижения и фантазии общества. Отражая духовный мир, игрушки воплощают персонажей народных сказок, детской литературы, мультфильмов.

Интерес к изучению игрушки известен с древности до наших дней. В России накоплен ценный научный опыт, являющийся во многом базовым для изучения игрушек. Один из первых российских игрушковедов Л.Г.Оршанский справедливо отмечал: «Нельзя в игрушке интересоваться только элементом обучения, педагогической стороной; недостаточно также психологической стороны, потому что здесь есть и первое, и второе, и еще много иных сторон» (Оршанский Л.Г. Игрушки. Статьи по истории, этнографии и психологии игрушек. М.- Петроград, 1923. С.101). Одной из таких сторон является социологическое рассмотрение игры и игрушки.

Социологическое изучение игрушек и игр дополняет педагогическое, психологическое, искусствоведческое и обладает спецификой. Связанную с обществом область изучения игрушки можно условно разделить на два аспекта: «игрушка в обществе» (социологический аспект) и «общество в игрушке» (социолого-искусствоведческий аспект).

Первый аспект связан с изучением функционирования игрушки в обществе. В этом аспекте игрушки могут изучаться как средство социализации личности в структуре того или иного общества, его подсистем. Как писал игрушковед Н.Д.Бартрам, «каждая из этих игрушек есть одно из звеньев, хотя бы и мельчайших, закономерного построения различных культур» (Бартрам Н.Д. Избранные статьи. Воспоминания о художнике. М., 1979. С.51). К первому же аспекту относится вопрос, связанный с влиянием общества на развитие игрушек, т.е. изучение социальных факторов, влияющих на появление новых и исчезновение старых образцов игрушек и развитие их тем и образов.

Второй аспект невозможно считать чисто социологическими. Его рассмотрение находится на стыке социологии и искусствоведения. Он связан с вопросом, как и почему то или иное общество отражено в игрушке, какие элементы социальной системы находят выражение в темах и образах игрушек. Бартрам считал, что «каждая страна выражается в своей игрушке по-своему, характеризуя ту или иную эпоху» (Бартрам Н.Д. Избранные статьи. С.50).

Взгляды Д.Б.Эльконина позволяют рассматривать игрушку в качестве средства передачи общественного опыта (См.: Пряхин В.П. История советской игрушки за 60 лет (педагогический, художественный и производственно-товарный аспекты). Автореферат кандидатской диссертации. М., 1979. С.15). Различные типы игрушек способствуют передаче разнообразного культурного, социального и общественного опыта.

В 50-е гг. в практической работе советских педагогов и детских учреждений была принята следующая рабочая группировка игр и игрушек: 1) игрушки для творческих сюжетных игр (например, куклы); 2) игрушки-занятия (настольные игры, полуфабрикаты, стройматериалы, конструкторы и др.); 3) технические игрушки (машины, трактора и т.д.); 4) игрушки для подвижных и спортивных игр; 5) декоративные карнавально-праздничные игрушки (См.: Байковская О.Ф. Просмотр массовой продукции артелей. // Игрушка. М., 1950. С.37). Мы видим, что игрушки обладают различными функциями и нацелены на трансляцию различного опыта: ценностей, норм и стереотипов поведения.

Многие из вышеперечисленных игрушек имеют общие признаки: они образны и сюжетны. К ним относятся куклы, технические игрушки, декоративно-праздничные игрушки. Образные и сюжетные игрушки содействуют «творческой подражательной игре, через которую ребенок выявляет, закрепляет и углубляет свой социальный опыт, расширяет его. Они направляют внимание ребенка на те или иные явления окружающей жизни, определяют содержание игры, дают направленность интересам, переживаниям» (Флерина Е.А. Игра и игрушка. М., 1973. С.23).

Из многообразного мира игрушек необходимо выбрать игрушки, которые являются объектом социологического изучения, т.е. представляют интерес с точки зрения социологии. На наш взгляд, объектом социологического изучения являются образные, сюжетные и сюжетно-ролевые игрушки, способствующие передаче социального (социокультурного, общественного) опыта.

В 1948 году в СССР был проведен республиканский конкурс на новые образцы игрушек. Он был организован Управлением промышленной кооперации при Совете Министров РСФСР. Артель имени 8 марта (г. Москва) подготовила серию кукол (размером 40 и 25 см) по образцам художников Е.Е.Борисовой и М.Н.Бартрам. Авторы воспроизвели в моделях игровых кукол образы советских людей разных специальностей, профессий и занятий. Куклы-мальчики и куклы-девочки одеты в различные костюмы и снабжены ролевыми и профессиональными атрибутами. Они представляют нахимовца, суворовца, летчика, пограничника, врача, шахтера, рабочего, милиционера, школьницу, дежурную по станции, санитарку, физкультурников и колхозников. Куклы названы соответственно: «Физкультурница», «Суворовец», «Врач», «Пограничник», «Школьница», «Нахимовец» и др.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *