основные этапы в истории древнего египта общественный и государственный строй
Основные этапы в истории Древнего Египта. Общественный и государственный строй.
В Египте раньше, чем в других странах, сложилось классовое рабовладельческое общество и впервые в мире возникло государство. Ко времени образования единого египетского царства на его территории было примерно 40 отдельных областей – номов, во главе которых стояли правители – номархи.
1. Раннее царство. Египетское государство напоминает древний, достаточно примитивный племенной союз. Общины фактически владели землей на основе общинного землевладения. Население состояло главным образом из свободных крестьян-общинников. Покорение Нижнего Египта Верхним, образование двуединого царства. Во главе государства стоит царь. Одной из основных задач государства была организация оросительного дела в Нильской долине. Постоянное войско только формируется, хотя государство ведет войны с соседними племенами.
2. Древнее царство. Охватывает период около 2700-2400 гг. до н. э. Жизненный уровень различных слоев населения четко определен. В этот период образовалось первое сильное централизованное рабовладельческое государство. На верху стоит крупная рабовладельческая знать. Особую роль в обществе играют жрецы. Основной рабочей силой в государстве были крестьяне-общинники. Государственный строй характеризуется централизацией управления. Значительного развития достигло военное дело. Создаются важнейшие ведомства государства: военное, общественных работ, финансово-податное, судебное.
3. Среднее царство. Эпоха продолжается с конца 3-го тыс. до 1600 г. до н. э. Общественные отношения отмечены двумя важными чертами: значительный рост рабовладения в частных хозяйствах, расслоение сельских общин приводит к образованию слоя мелких собственников – неджесов.
4. Новое царство. Продолжается около 500 лет (1575-1087 гг. до н. э. ), началось с поражения и изгнания гиксосов. Государственный строй характеризуется укреплением системы централизованного бюрократического управления. Страна разделена на два административных округа: Верхний и Нижний Египет. Города и крепости возглавляют начальники, назначенные фараоном. Первым и высшим сановником был везир. Завоевательная политика фараонов наложила особый отпечаток на всю систему государственного управления Египта, придав ему военный характер, усилив роль воинских начальников в сфере хозяйственного управления. В XII-XI вв. до н. э. приходит в упадок.
5. Позднее царство. Начинается в 7 в. до н. э. и продолжается до 6 в. до н. э. Обозначилось деление общества на свободных и рабов. Рост обнищания широких слоев свободных людей. Ухудшилось положение ремесленников. Привилегированным сословием наряду со жречеством становится воинское.
Источником права в Древнем Египте первоначально был обычай. С развитием государства активной становится законодательная деятельность фараонов.
1. Основные этапы в истории Древнего Египта. Общественный и государственный строй.
В Египте впервые сложилось классовое общество и возникло государство.
Изначально Египет состоял из 40 отдельных областей – номов. Во главе номархи.
ПЕРИОДИЗАЦИЯ ИСТОРИИ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА
I Раннее царство(3200-2700 до н.э.). Складывание одного государства (Верхний Египет и Нижний Египет) во главе с фараоном Минесом.
II Древнее царство(2700-2400 до н.э.). Сложилось государство восточной деспотии.
III Среднее царство(2160 – 1600 до н.э.). Функционирование единого государства.
IV Новое царство(1585-1087 до н.э.). Централизованное государство. Полосы упадка.
V Позднее царство(1087 – 525 до н.э.). Кризис. Государство пало под ударами Рима.
В древности социальная организация была представлена общиной.
1) Первобытная (родовая)
В древности все население было разделено на сословия.
Сословие– это замкнутая социальная группа, чьи права и обязанности закреплены законом или обычаем и передаются по наследству. Сословие пожизненно и определяется происхождением.
Большинство населения. Были налогоплательщиками и привлекались к общественным работам.
Мелкие производители, которые жили за счет своего труда. Были лично свободными.
Бесправная часть населения. Находились в полной собственности своих владельцев (объекты права). Рабы использовались только в домашнем хозяйстве. Рабский труд в экономике не был определяющим (велось сложное строительство, что требовало особых знаний и умений).
3) Долговое рабство
4) Рождение от раба (естественно)
5) Раб в силу наказания
1) Придворная и служилая аристократия
2) Командный состав армии
3) Состоятельная верхушка земледельческих общин
3 основных звена:центральное, областное (номовое), местное (общинное)
1. Фараон (царь).Обожествлялся. Стоял во главе государства. В его руках сосредотачивалась все законодательная, исполнительная и судебная власть. Все осуществлялось по приказам царя.
2. Верховный сановник (джати)
— направлял деятельность верховных судебных органов
— ведал местным самоуправлением
— управлял разными государственными мастерскими
— руководил всеми работами царя
— ведал государственными хранилищами
3. Чиновники во главе ведомств(«большие послушные призыву царя»)
— финансовое (сбор налогов в денежном и натуральном виде)
— ведомство общественных работ (надзор за каналами и за порядком выполнения общинниками общественных работ)
4. Номарх. Стоял во главе областей (номов). Осуществлял хозяйственное управление областью и отдавал приказания о подготовке полей к посеву, возведении новых плотин, прокладке каналов, следил за сбором урожая и распределением его среди населения.
5. Советы общин. Члены этих советов со временем превратились в низших чиновников. В крупные города для управления назначались градоначальнки.
Жрецыиграли особую роль:
— почитались т.к. считалось, что они обладают знаниями о загробном мире
— владели искусством врачевания
— возведением сложных архитектурных сооружений
— умели вычислять площади земельных участков
— служили опорой царской власти, прославляли фараонов
2. Коллегия тридцати
Армия состояла из 2 частей:
1) Небольшого отряда специально обученных и хорошо подготовленных солдат
2) Большого ополчения из крестьян, набиравшихся на несколько месяцев и временно освобождавшихся от полевых работ.
Полицейскиефункции выполняли специальные отряды.
Тут вы можете оставить комментарий к выбранному абзацу или сообщить об ошибке.
ИГП все ответы,кроме 53. 1. Основные этапы в истории Древнего Египта. Общественный и государственный строй. Государство Древнего
1. Основные этапы в истории Древнего Египта. Общественный и государственный строй.
Государственный строй Древнего Египта 1. Основные черты государственного строя в период Раннего царства В период Раннего царства начинает формироваться государственный аппарат. В данный период во главе государства стоял царь, которого окружал многочисленный двор, состоявший из придворных чинов и прислужников. Значение царской власти подчеркивалось обожествлением ее носителей. В период Раннего царства в руках государства находилось верховное руководство работами по организации оросительного дела в Нильской долине.
6. Судебная система Суд в Древнем Египте не был отделен от администрации. В Древнем царстве в качестве местного суда выступали общинные органы самоуправления. К их компетенции относились споры о земле и воде, семейные и наследственные отношения. Царскими судьями в номах являлись номархи. Высшие надзорные функции над их деятельностью осуществлял сам фараон или везир, которые могли пересмотреть решение любого суда. Некоторые судебные функции имели храмы, причем решение жреца-оракула в силу огромного религиозного авторитета не могло быть оспорено царским чиновником. Тюрьмы в Египте представляли собой административные и хозяйственные поселения преступников. Специальное царское бюро занималось распределением различных категорий бесправного населения на тяжелые принудительные работы.
2. Образование государственности в Месопотамии.Усиление Вавилона.Гос.строй Вавилона. Нововавилонское царство.
3. Законы царя Хаммурапи: общественный строй; земельная собственность; обязательственное право; уголовное право; судебный процесс.
Общественный строй Вавилонского государства
Для обозначения рабского состояния на рабов налагались особые знаки, вырезаемые или выжигаемые на теле. Рабы рассматривались законом как вещь, находящаяся в полной собственности хозяина; рабов могли продать, заложить и т. д. Повреждение здоровья или лишение жизни раба считалось не более как повреждением имущества его господина, которому виновный обязан возместить ущерб. Рабы не имели права собственности. С разрешения господина они могли владеть имуществом, но оно считалось частью собственности господина и переходило к нему после смерти раба.
2. Свободное население Вавилона делилось на: полноправных (авилум); неполноправных (мушкену).
Источниками при составлении сборника послужили: обычное право; шумерские судебники; новое законодательство.
2. Собственность При царе Хаммурапи частная собственность на землю достигла наивысшего уровня развития. В Вавилоне существовали следующие виды земельной собственности: царские; храмовые; общинные; частные.
Царским и храмовым хозяйством управлял царь. С развитием частной собственности на землю сокращались общинные земли, происходил упадок общины. Поэтому земли могли свободно продаваться, сдаваться в аренду, передаваться по наследству, каких-либо ограничений на подобные сделки со стороны общины не существовало. Крупные землевладельцы использовали труд рабов и наемных рабочих, мелкие землевладельцы обрабатывали свою землю сами. Земельные наделы воинов, а также имущество солдат подчинялись особому правовому режиму.
3. Виды обязательств Законодательству Хаммурапи известны договоры: аренды; имущественного найма; личного найма; займа; купли-продажи; хранения; товарищества; мены; поручения.
Договор купли-продажи также был очень распространен ввиду существования частной собственности на движимое и недвижимое имущество. Купля-продажа регламентировалась следующими положениями: продажа ценных предметов (земли, построек, рабов, скота) осуществлялась в письменной форме при свидетелях; продавцом мог быть только собственник вещи; продажа имущества, изъятого из оборота, считалась недействительной.
4. Брачно-семейные отношения Брак заключался на основе письменного договора между будущим мужем и отцом невесты и был действительным только при наличии этого договора. Главой семьи был муж. Замужняя женщина обладала некоторой правоспособностью: она могла иметь свое имущество, сохраняла право на принесенное ею приданое, имела» право на развод, могла наследовать после мужа вместе с детьми. Однако права жены были ограничены: за неверность (определяемую в законе как прелюбодеяние) она подвергалась суровому наказанию; если была бесплодна, то мужу разрешалось иметь побочную жену. Будучи главой семьи, отец имел над детьми сильную власть: он мог продавать детей, отдавать их в качестве заложников за свои долги, отрезать язык за злословие на родителей. Хотя закон и признает наследование по завещанию, преимущественным способом наследования является наследование по закону. В качестве наследников выступали: дети; усыновленные дети (Законы Хаммурапи разрешают усыновление детей); внуки; дети от рабыни-наложницы, если отец признавал их своими. Отец не имел права лишить наследства сына, не совершившего преступления.
5. Виды преступлений и наказаний Общего понятия преступления и перечня всех деяний, которые признаются преступными, Законы Хаммурапи не дают. Из содержания кодификации можно выделить три вида преступлений. против личности; имущественные; против семьи.
6. Процесс Ведение процессов по уголовным и гражданским делам осуществлялось одинаково и начиналось по жалобе потерпевшей стороны. Доказательствами служили свидетельские показания, клятвы, а также ордалии (например, испытание водой, регламентированное законодателем). Согласно нормам процессуального права судья обязан был лично исследовать дело. Изменить свое решение судья не мог под угрозой крупного штрафа и лишения должности без права возвращения к ней.
Билет № 1.Основные этапы в истории Древнего Египта. Общественный и государственный строй
Билет № 1.Основные этапы в истории Древнего Египта. Общественный и государственный строй
В Египте раньше, чем в других странах, сложилось классовое рабовладельческое общество и впервые в мире возникло государство. Когда там появились первые государственные образования, достоверно не известно, но уже к 3-му тыс. до н. э. государство в Египте существовало. Ко времени образования единого египетского царства на его территории было примерно 40 отдельных областей (номов), во главе которых стояли правители — номархи. Номархи пытались распространить свою власть над всей страной, ведя ожесточенные войны со своими соседями.
Первоначально номы объединились в два самостоятельных государства — Верхний Египет и Нижний Египет. Первое объединение Египта произошло в период Раннего царства и было осуществлено фараоном Менесом. История древнеегипетского государства делится на несколько периодов: Раннее, Древнее, Среднее, Новое и Позднее царства.
Египетское государство этого периода еще напоминает древний достаточно примитивный племенной союз. Общины фактически владели землей на основе общинного землевладения, однако государственная власть считала себя верховным собственником всей земли и взимала в свою пользу часть доходов свободного населения общин. В период Раннего царства произошло покорение Нижнего Египта Верхним, и в результате образовалось двуединое царство. Во главе государства стоял царь. Рабовладельческая знать обладала важными должностями в самом царском хозяйстве. Данный период характеризуется формированием государственного аппарата.
Древнее царство охватывает период около 2700—2400 гг. до н. э. В это время в Египте образовалось первое сильное централизованное рабовладельческое государство. Древнее царство отличалось высоким уровнем развития хозяйства. Хорошо организованная армия работников обеспечивала население страны всем необходимым. Жизненный уровень различных слоев населения уже был четко определен. На верху общественной лестницы стояла крупная рабовладельческая знать, обладавшая огромными земельными владениями. Крупные землевладельцы занимали важные должности при дворе и в государственном управлении. Особую роль в египетском обществе играли жрецы. Жрецы служили опорой царской власти, прославляя фараонов. Основной рабочей силой в государстве были крестьяне-общинники. В эпоху Древнего царства рабов было еще мало, хотя существовал рабский рынок, людей покупали и продавали. Рабы использовались, как правило, для работы в домашнем хозяйстве.
Государственный строй Древнего царства характеризуется централизацией управления. При помощи религиозной идеологии обоготворения царя и его деяний укреплялся авторитет фараона. В его руках сосредоточилась вся законодательная, исполнительная и судебная власть. Важнейшие должности в государстве — верховных сановников, военачальников, хранителей сокровищ, начальников работ, верховных жрецов — занимали, как правило, члены царского дома. Первым лицом в государственном управлении после царя был верховный сановник (джати). Он направлял деятельность верховных судебных органов, ведал местным управлением, управлял разными государственными мастерскими, руководил всеми работами царя, в его ведении находились различные государственные хранилища. Значительного развития в Древнем царстве достигло военное дело. Известен ряд званий военачальников. В этот период создаются важнейшие ведомства государства: военное, ведомство общественных работ, финансово-податное, судебное.
Форма социально-политического устройства, при которой глава государства, обладающий всей полнотой власти, обожествляется, управление осуществляется с помощью бюрократического аппарата, а свободное население страны обременено различными государственными повинностями, называется восточной деспотией.
С конца 3-го тыс. до 1600 г. до н. э. продолжается эпоха Среднего царства. На местах стали выдвигаться номовые владетельные роды. К концу этой эпохи значение местной знати усиливается. Ее поддерживают широкие круги населения. В результате страна распадается на полунезависимые области.
Общественные отношения в эпоху расцвета Среднего царства (XVIII в. до н. э.) отмечены двумя важными чертами: с одной стороны, происходит значительный рост рабовладения в частных хозяйствах и изменяется положение землевладельцев, с другой стороны, расслоение сельских общин приводит к образованию слоя мелких собственников — неджесов («маленьких»). Среди неджесов выделялись зажиточные хозяева и мелкие крестьяне. Растет значение средних слоев горожан в жизни общества. Город представляет собой общину, которая являлась юридическим лицом, владевшим рабами и землей.
Начало эпохи Среднего царства ознаменовано почти неограниченной властью номархов. Главной опорой царя были придворная, служилая знать, а также воинство, охранявшее царя. завоеванию Египта под конец Среднего царства гиксосами.
С поражения и изгнания гиксосов начинается период Нового царства, который продолжается около 500 лет (1575—1087 гг. до н. э.). Рабовладельческие отношения в Египте в период Нового царства сравнительно глубоко проникли в общество. Развитие рабства можно объяснить возросшей потребностью небольших хозяйств в рабском труде, который использовался уже не только в домашнем хозяйстве. Из среды рабов выходили каменотесы, перевозчики камня, кузнецы, ткачи, строители и другие ремесленники.
Особенностью общественных отношений в Новом царстве является возвышение жречества. С ростом богатства высшего жречества происходит его освобождение от зависимости по отношению к центральной власти. Жречество превращается в замкнутую наследственную касту.
Государственный строй характеризуется укреплением системы централизованного бюрократического управления. Страна была разделена на два административных округа: Верхний и Нижний Египет, которые, в свою очередь, делились на области (номы). Во главе каждого округа стоял особый наместник фараона, что еще более способствовало централизации управления. Города и крепости возглавляли начальники, назначенные фараоном. Отличительной чертой государственного строя данного периода является тот факт, что фараон покровительствует сановникам, вышедшим из низов, в противовес тем, кто унаследовал ранг и богатство от предков. Таким образом, служилая знать отодвигает на второй план знать аристократическую. Первым и высшим сановником был везир. Он ведал установлением придворного церемониала во дворце, всеми канцеляриями, управлением столицы, распоряжался всем земельным фондом страны и всей системой водоснабжения; в его руках была высшая военная власть, сосредоточены верховный судебный надзор и контроль за всем податным и местным управлением. Важными чиновниками были главный казначей и начальник всех царских работ.
В XII—XI вв. до н. э. Новое царство приходит в упадок.
История Позднего царства начинается в VII в. до н. э. и продолжается до VI в. до н. э. резче, чем прежде, обозначилось деление общества на свободных и рабов. Получили распространение сделки по самопродаже в рабство. Росло обнищание широких слоев свободных людей. Привилегированным сословием наряду со жречеством становится воинское. Военную опору фараонов составляли иноземные наемники. Костяк местной знати, как и ранее, составляли номархи и городские правители.
Билет № 2. Образование государственности в Месопотамии. Усиление Вавилона. Государственный строй Вавилона. Нововавилонское царство.
Вавилонское государство располагалось в Азиатском Междуречье (между реками Тигр и Евфрат). Первые государства на этой территории возникли в начале 3-го тыс. до н. э. Это были небольшие города-государства, в общественном и государственном строе которых длительное время сохранялись пережитки родоплеменной организации. Древнейшим населением страны, заложившим основы цивилизации в Междуречье, были шумеры.
Около 2000 г. до н. э. Междуречье было захвачено кочевниками-амореями, победившими Шумеро-Аккадское царство и широко расселившимися на его территории. Одним из их опорных пунктов стал Вавилон. Удобное географическое положение обеспечивало возвышение Вавилона. Он становится столицей небольшого царства. При шестом царе, Хаммурапи, Вавилон стал столицей огромного государства, включавшего большую часть Междуречья. Созданное Хаммурапи государство, получившее название Вавилония по имени его столицы, было большим, но не сильным.
Новый подъем Вавилон переживает в VII—VI вв. до н. э. Период с 626 по 539 г. до н. э. определяется как время существования Ново-Вавилонского, или Халдейского, царства. При Навуходоносоре II Ново-Вавилонское царство превратилось в могущественную державу. Это было время роста крупного землевладения, расцвета рабовладельческих отношений. Большое развитие получили ремесло и торговля, осуществлялось строительство грандиозных храмовых, оборонительных и ирригационных сооружений. Опорой сильной царской власти служило жречество, бывшее выразителем интересов торгово-рабовладельческой верхушки общества.
Древневавилонское царство представляло собой централизованное государство. В руках царя была сосредоточена законодательная, исполнительная и судебная власть. Вместе с тем царская власть не была сильной. Царь рассматривался как наместник и служитель бога на земле. Снизу царская власть ограничивалась сильным духовенством и богатыми городами. Три священных города Вавилонии — Ниппур, Сиппар и Вавилон — имели льготные грамоты, ставившие их в привилегированное положение. Царь не имел права сажать в тюрьму граждан этих городов, требовать с них солдат, заставлять работать в храмовых хозяйствах. Блюстителями неприкосновенности прав городов выступали жрецы. Древневавилонские правители создали отлаженный механизм управления. Достигнуто это было путем личного внимания ко всем, даже мельчайшим делам своего государства. Служилая знать вытеснила родовую. Все управление было сосредоточено в царском дворце. Дворцовая система управления отличалась тем, что лица, управлявшие царским хозяйством, занимали высшие должности в государстве; четкого разграничения функций между ними не было. Среди высших сановников государства — визирь, дворецкий, начальник финансов, кравчий, главный военачальник. Очень высоко ценились писцы. В системе государственных органов управления различались центральные и местные. Большими городами управляли наместники царя. Судебные функции выполняли чиновники, назначаемые царем: наместники и правители местности. Высшей судебной инстанцией был царь. Общинные и храмовые суды все больше теряли свое значение. В Вавилоне существовала постоянная армия.
Законы Ману
Главное в законах Ману — закрепление существующего варнового устройства. Здесь подробно описывается происхождение варн согласно религиозному учению, указывается на наследственно-профессиональный их характер, определяются назначение каждой варны, привилегии высших варн.
Законы указывают семь возможных способов возникновения права собственности: наследование, получение в виде дара или находка, покупка, завоевание, ростовщичество, исполнение работы, а также получение милостыни. Древней Индии был известен и такой способ приобретения права собственности, как давность владения (10 лет). Среди основных видов собственности законы называют землю. Земельный фонд страны составляли земли царские, общинные, частных лиц. В законах Ману упоминается о рассмотрении судебных споров о границах между общинами, об общинных колодцах, каналах. При рассмотрении этих споров прежде всего учитывалось мнение родственников и соседей. Они же имели право преимущественного приобретения земли. Таким образом, община, игравшая значительную роль в общественных отношениях, стремилась ограничить частное землевладение.
Обязательственные отношения получили в законах Ману довольно тщательную разработку. В основном в законах говорится об обязательствах из договоров. Наиболее подробно описывается один из древнейших договоров — договор займа. В Маурийскую эпоху широко применялся труд свободных наемных работников (кармакаров), поэтому законы Ману уделяют значительное внимание этому виду договора. Условия заключения договора зависели от работодателей. Неисполнение договора влекло штраф, и жалованье виновному не выплачивалось. В Древней Индии был известен и договор аренды земли. Договор купли-продажи также упоминается в законах Ману. Договор считался действительным, если совершался в присутствии свидетелей, а в качестве продавца выступал собственник вещи. Особенность этого договора для Индии заключалась в том, что здесь существовало ограничение торговлей людьми и торговля рассматривалась как занятие, недостойное высших каст. Упоминается в законах Ману договор дарения. Законам Ману известны были и обязательства из причинения вреда. В качестве основания для возникновения такого обязательства указывались порча имущества, вред, причиненный движением повозки по городу. При этом виновный должен был возместить причиненный ущерб и уплатить штраф царю.
Для Древней Индии характерна большая патриархальная семья. Глава семьи — муж. Женщина полностью зависела от своего супруга и сыновей. Брак представлял собой имущественную сделку, в результате которой муж покупал себе жену и она становилась его собственностью. Хотя законы Ману как высшую дхарму между мужем и женой провозглашают «взаимную верность до смерти», муж мог иметь несколько жен, развестись с женой. Все имущество семьи было ее общим достоянием, но управлялось главой семьи. После смерти родителей имущество либо делилось между сыновьями, либо оставалось у старшего сына, который становился опекуном живших в доме младших братьев. Дочери от наследования устранялись, но братья должны были выделить им по 1/4 своей доли для приданого.
Уголовное право и процесс
Билет № 5. Образование и развитие государства Древнего Китая.
Государство Древнего Китая образовалось на территории среднего и нижнего течения реки Хуан-Хе (Желтая река) и равнины, расположенной в заливе Бохай. Начиная с 3-го тысячелетия до нашей эры формировалось древнекитайская народность. В 3 веке до нашей эры образовался общий древнекитайский язык, язык народности хань. Изучение истории Китая в Европе начинается с 13 века (с путешествия Марко Поло). Буржуазные историки собрали огромный материал по истории Китая, хотя в некотором плане искаженный. Большое значение для изучения истории Китая имеет труды Бигурино, Васильева, Пржевальского, китайских ученых и советских востоковедов.
Периодизация истории государства и права Древнего Китая. Она связана с имевшимися существенными изменениями, которые происходили в общественном строе.
· Период Шан (Инь)- 18—12 в.в. до нашей эры;
· Период усиления царства Цинь- 246 г. до нашей эры- 207 г. до нашей эры;
· Период Хань (206—220г. г. до нашей эры).
В первые три периода государство Древнего Китая было рабовладельческим, в четвертом- оно начинает перерастать в феодальное.
Шань-Инское государство
Господствующий класс инского общества складывается в основном из потомков родовой знати, возглавляемый семейством вана (правителя), из жреческой аристократии, из чиновников и военачальников. Светской аристократии присваивались титулы в зависимости от занимаемой должности, при этом решающее значение имела близость к царю. Титулы «бо» (дед) и «цзы» (сын) присваивались ближайшим родственникам царя, назначенным на государственные должности.
Отличительной чертой древнекитайского общества при династии Шан (инь) было то, что рабы жили семьями. Рабовладение носило патриархальный характер. Рабами владеет не только государство, но и частные лица. Рабов клеймили, безнаказанно убивали, сжигали в качестве искупительной жертвы. В могильниках Шан-инской династии царей обнаружены сотни скелетов заживо погребенных людей (или умерщвленных).
Шан-инское государство имело форму деспотии. Политическая власть находилась в руках царей-воинов. Признанных «силой неба», т. е. обожествленных, они был и верховными жрецами государства. Управителями областей были родственники царя, более мелкие должности занимали мелкие профессиональные чиновники.
Право государства Шан-инь
В китайских источниках сообщается, что в Шан-инском государстве имелись «Книги со сводами законов», а также разработанные правила ведения судебных дел. Книги не сохранились, сведения от них отрывочны. Тем не менее, из них прослеживается, что государство жестоко подавляло свободных общинников и рабов. Смертная казнь применялась в целях откровенного устрашения: смерти придавался не только сам виновник, но и три поколения его ближайших родственников. Смертная казнь была, как правило, квалифицированной, сожжение, четвертование, закапывание живьем в землю.
Часто применялись членовредительские наказания в виде вырезания носа, выкалывания глаз, отрубания рук и ног. Тюремное заключение было сопряжено с заковыванием осужденного в колодки. Однако богатый и знатный мог откупиться от заключения в тюрьму. Семейное право характеризуется полным господством мужа над женой. В богатых семьях имеет место многоженство, имеются наложницы- рабыни. Шан-инское государство просуществовало около 3 веков. В 1122 году до нашей эры племена Чжоу нанесли Шан-инской империи решительное поражение и завоевали страну.
Государство Чжоу
Правовое положение основных сословий было несколько иным, чем в предшествующем Шан-инском государстве. Политическое преобладание находилось в руках чжоунской аристократии, которая юридически закрепляет за собой обширные захваченные земли. Часть Шан-инской аристократии была привлечена на службу, получила поместье и вошла в состав господствующего класса. Существенно ухудшилось положение мелких общинников. Раздача земель чжоунской аристократии превратила их в безземельных арендаторов, работающих на землевладельцев. Их наравне с рабами привлекают на полевые работы, на строительство укреплений, заставляют отбывать воинскую повинность.
Широкие размеры приобретает использование рабского труда. Рабов было много, об этом свидетельствуют надписи о покупке и дарении сотен тысяч рабов. 5 рабов стоили столько же, сколько одна лошадь, с добавление 1 мотка шелка.
При царе в период Чжоу состоял его ближайший помощник (Сян) в достаточно широкой компетенции, подобно арабскому визирю. Затем шли «3 Старца»- три ближайших советника и помощника царя, каждый из которых руководил одним из трех ведомств. Этим 3 сановникам были подчинены 6 чиновников более низкого ранга. Чиновникам были подчинены 9 правителей областей.
Местное управление осуществлялось огромным чиновническим аппаратом, формируемым из местной знати.
Государством управляли 3 ведомства:
А) финансовое, которым управлял «сыту» (один из старцев);
Б) военное ведомство, во главе которого стоял «сыму»(один из старцев);
В) общественных работ — во главе с «сыкуном».
Важное значение имело ведомство, управлявшее делами религиозного культа, к которому принадлежали Верховный жрец культа царских предков, «верховный гадатель».
Государство Чжоу состояло, помимо основной территории, из обширных завоеванных земель. Во главе которых стояли наместники в большинстве своем члены царствующего дома. Удаленные от столицы они имели широкие полномочия, свои вооруженные силы.
Центральная власть требовала от наместников, по крайней мере, двух обязанностей:
а) ежегодной явки ко двору для выражения верности сану;
б) уплаты налогов, накладываемых на провинцию.
Общинное самоуправление было заменено административным управлением. Административное деление было следующим:
•5 семейств составляли пятидворку, во главе со старостой;
•5 пятидворок организовывались в «ли» (деревня);
•4 «ли» объединялись в «цзу» (клан);
•5 «цзу»- в «дан» (группу), и так вплоть до округа и области.
Основные направления развития права
Государство периода Инь
В результате долгой междоусобной войны, начавшейся в 8 веке до нашей эры, победителем выходит Цинское княжество. В 3 век до нашей эры формируется новое Цинское царство.
За пять столетий в экономической и политической жизни Китая произошли существенные изменения:
•осваиваются новые земли в широких масштабах, т. к. появляются железные орудия, развивается ирригация, применяются удобрения;
•увеличивается число крупных городов, развивается ремесло и торговля, строительство, текстильная промышленность;
•происходит разложение сельских общин, налоги начинают взиматься с отдельной семьи.
Соответственно происходят изменения в социальной структуре общества, появляются новые сословия.
Возвышение Циньского государства было связано с реформами главы княжества Цинь Шан Яна (358—342 гг. до нашей эры). Административная реформа заключалась в том, что:
а) страна была разбита на 4 десятка уездов (41) во главе с начальниками;
б) все население было организовано по принципу 5—10 дворок, причем принадлежавшие к этим единицам крестьяне были связаны круговой порукой.
В случае суда члены 5 (10) дворок выступали как соучастники, за преступление одного члена отвечали все. Если раньше налог взимался с урожая в размере 1/10 части урожая, то по реформе устанавливался поземельный налог.
Суть военной реформы Шан Яна заключалась в перенесении принципа «пятерок» на армию. Солдаты были связаны, как и население, круговой порукой. Реформа открывала доступ в аристократическое сословие лицам незнатного происхождения за военные заслуги. Звание аристократа можно было купить за деньги. Деньги стали играть большую роль, чем знатное происхождение.
Финансовая реформа заключалась в замене налога с урожая поземельным налогом, вследствие чего взималось от 1/3 до 2/3 урожая. Помимо этого были введены многие другие натуральные и денежные налоги и повинности.
После этих реформ княжество Цинь стало захватывать соседние земли и в 3 веке до нашей эры стало централизованным государством, с этого времени историки называют Китай империей. Эти нововведения были запрещены при династиях Цинь и Хань. В 221 г. до нашей эры царь княжества Цинь Ин Чжен принял титул императора Цинь Ши-Хуанди (первый циньский император).
Император запретил местной провинциальной знати иметь войска и отправлять публично-правовые функции. Старые аристократические титулы были отменены.
Территория страны была разбита на 36 областей или провинций (Цзюнь) во главе с правителем, подчиненным непосредственно царю. Их назначал и смещал император.
Т. о., прекращались сепаратистские устремления. За деятельностью правителей надзирали инспекторы императора, личность которых была неприкосновенна. Области были разделены на округа (сянь), во главе с их начальниками. Была проведена военная реформа, установлена единая для всей страны монета, единые меры и вес, реформирована письменность, расширена строительная сеть, строятся дороги. Хуанди централизовал работы по возведению пограничных укреплений, известных под названием Великой Китайской стены.
Период Хань
В начальный период, получивший власть из рук народа, Лю Бен осуществил некоторые реформы, облегчающие положение крестьян и рабов. Много рабов было освобождено, отменено обращение в государственное рабство целыми семьями, уменьшен поземельный налог, смягчен уголовный кодекс, общинам было возвращено право выбирать себе старшин. Впоследствии усилился союз Ли Бана с земельной аристократией. Положение населения со временем ухудшилось. В начале 1 века нашей эры (15 г.) в Китае началось одно из самых массовых крестьянских восстаний, известное как восстание «красных бровей». Была разбита императорская армия и захвачена столица. Хотя восстание потерпело поражение, оно ускорило разложение рабовладельческой системы. В 184 г. нашей эры в Китае вспыхнуло крупное восстание крестьян и рабов (восстание «желтых повязок») продолжавшееся около 20 лет. Восстание было с трудом подавлено, несмотря на это, оно привело к крушению Ханьской империи.
В государственном строе Ханьского государства не произошло существенных изменений. Следует отметить, следующее:
а) установилась практика продажи должностей;
б) была введена продержавшаяся в течение многих веков система замещения должностей после сдачи экзамена.
В центральном аппарате существует строгая иерархия чинов. Высшим должностным лицом был сановник, занимающий положение «визиря» или «канцлера». Кроме того, упоминаются начальник канцелярии, начальник департамента юстиции, начальник полиции, управляющий императорским дворцом, начальник тайной казны и т. д.
Суд не был отделен от администрации. Правитель области имел всю полноту судебной власти, имел право выносить смертный приговор. Главным помощником правителя области был начальник полиции, имевший специальные военные силы. Была хорошо развита агентурная сеть.
Высшей судебной инстанцией был император.
В период Циньской и Ханьской империй отмечена законодательная активность. В 5—4 вв. до нашей эры возникает своеобразная философско-правовая школа законников (легистов) «фацзя». Сторонников школы отличала слепая вера в силу государственного предписания, которое они стремились распространить на все случаи жизни. Они стояли на позициях неограниченной частной собственности, настаивали на кодификации законов, выступали за сильное централизованное государство. Кодификация права проводилась неоднократно. Наиболее известной являлась кодификация, проведенная выдающимся юристом 5—4 вв. до нашей эры Ли Куем, одним из представителей школы легистов. Он собрал и систематизировал законы всех царств, написал «Книгу законов».
Уголовное право характеризуется террористическим характером наказания. В основе наказания лежала идея устрашения. Тело казненного выставлялось на показ, казнь проводилась публично. За преступления несло ответственность три поколения родственников виновных, в т. ч. отец, мать, дети, братья, сестры не зависимо от возраста.
Применялись членовредительские наказания:
•перелом коленей и т. д.
Широкое распространение получило наказание в виде обращение в государственных рабов, в т. ч. как правило, трех поколений родственников виновного. Существовали каторжные работы на определенные сроки. Осуждению на каторжные работы сопровождалось татуировкой осужденного (зеленой чертой вокруг глаз), бритьем головы и одеванием железного обруча на шею. Битье производилось бамбуковыми палками определенной длины и толщины. Среди наказаний упоминаются ссылка, отстранение от должности, палочные удары, штрафы. Штрафом можно было откупиться от физического наказания. За выкуп можно было освободиться от трудовой и военной повинностей.
Предварительное расследование и суд находились в одних руках.
Билет № 15. Образование и развитие феодального государства в Германии. «Священная Римская империя германской нации». Золотая булла 1356 года