основные факторы школьного процесса обучения истории

Предмет, задачи и основные факторыметодики обучения истории

Предмет и задачи методики обучения истории. «Методика» в переводе с древнегреческого — «способ познания», «путь исследования». Метод — это способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи.

Как отмечал выдающийся методист начала XX в. К.А. Иванов, важнейшие задачи методики — выявление, описание и оценка способов обучения, которые ведут к лучшей постановке данной науки как учебного предмета (109, с. 6[*]). Методика рассматривает и изучает вопросы о том, как надо преподавать историю. Таким образом, предметом методики является педагогический процесс обучения — преподавание учителем и изучение учениками истории. Объектом же будут содержание, организация, формы и методы обучения.

Процесс учебной работы учителя и учащихся сложен и многогранен. Его эффективность определяется характером деятельно

сти учащихся. Как бы учитель ни знал свой предмет, но если он не сумел вызвать интерес и организовать творческую деятельность учащихся, большого успеха он не добьется.

Один из старейших российских методистов С.П. Сингалевич писал: «В жизни часто приходится встречать плохих учителей и учительниц; появление последних чаще всего объясняется не тем, что они не знают своего предмета, а главным образом тем, что они не умеют в доступной форме передать свои знания другим, так как недостаточно знакомы с методическими основами сообщения исторического материала учащимся и вообще не вполне овладели методикой предмета» (127, с. 1). Методика предмета дает ответы на вопросы: зачем учить? Чему учить? Как учить?

Основные факторы обучения истории связаны с ответами на эти вопросы:

цели, определяемые государством и обществом;

содержание и структура исторического образования, закрепленные в стандартах и программах и на основе их изложенные в школьных учебниках;

научно-методическая организация процесса обучения (формы, методы, методические приемы, средства преподавания и учения);

познавательные возможности учащихся;

В наше время тоже определены цели исторического образования (8, с. 6):

овладение учащимися основами знаний об историческом пути человечества с древнейших времен до наших дней;

развитие способности осмысливать события и явления действительности на основе исторического знания;

формирование ценностных ориентиров и убеждений учащихся на основе идей гуманизма, опыта истории, патриотизма;

развитие интереса и уважения к истории и культуре народов.

Разработка целей обучения истории продолжается. К ним можно отнести:

воспитывать человека — патриота своей страны, уважающего национальные и общечеловеческие ценности, осознающего ценность культуры, природы и необходимость защиты окружающей среды;

знакомить учащихся с жизнью общества и человечества как в прошлом, так и в настоящем, способствовать осмыслению ими социального, нравственного опыта предшествующих поколений;

формировать человека, интегрированного в современном обществе и нацеленного на его совершенствование;

способствовать интеграции личности в национальную и мировую культуру;

отстаивать право учащихся на свободный выбор мнений и убеждений с учетом разнообразия мировоззренческих подходов, ориентировать их на гуманистические и демократические ценности;

выработать умения применять исторические знания и приемы, аналитически и критически оценивать информацию, анализировать новые источники общественной мысли, аргументировать свою позицию (178, с. 41—42).

Основные факторы обучения истории в учебном процессе проявляются комплексно, в системе. Система — это целое, состоящее из частей, «совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях между собой и образующих определенную целостность, единство» (91, с. 212). Свойство внутренней целостности факторов обучения ведет к возникновению новых качеств, положительно влияющих на процесс обучения. Содержание обучения истории в школе. Оно меняется с развитием исторической науки. Методика помогает отобрать основные факты, важнейшие события и явления отечественной и всеобщей истории; теоретические определения и обобщения. Содержание истории, отобранное для изучения в школе, оформляется в виде госстандарта, программ и учебников. Оно усваивается учениками посредством определенной методической организации обучения, включающей в себя классные, внеклассные и внешкольные занятия. Методы (способы деятельности) могут быть, например, словесными, печатно-рукописными (в работе с текстами), наглядными, практическими. Суть их заключается в том, что они дают ответ на вопрос, как учить, определяют двухстороннюю деятельность учителя и ученика. Хорошо продуманная методическая организация обучения позволяет наиболее эффективно формировать у учащихся исторические знания и познавательные умения, научные взгляды и убеждения, развивать их способности.

С методами и приемами тесно связаны формы обучения (общеклассная, групповая, индивидуальная), типы уроков (повторитель- но-обобщающий, семинар, лабораторное занятие, урок-экскурсия), средства учебной работы учителя и учащихся на уроке. К средствам учебной работы относится все то, что обеспечивает учебный процесс. Это учебники, рабочие тетради, исторические карты, учебные картины, диафильмы, диапозитивы, учебные фильмы и т. д.

На основе единства содержания учебного материала, организации соответствующих методов обучения и форм познавательной деятельности учащихся достигаются цели обучения. Познавательные возможности учащихся связаны с возрастом ученика и соответствующим уровнем исторических знаний и умений.

Что же такое способности? Это индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определенного рода деятельности, в данном случае — изучения истории. Они выражаются в быстроте, глубине и прочности овладения методами и приемами деятельности. Результаты обучения напрямую связаны с реализацией поставленных целей и отражают достигнутый уровень знаний и умений учащихся, их интеллектуальный, мотивационно-волевой и эмоциональный уровни развития. Знания выражаются в умении доказывать и обосновывать, выделять существенное, выявлять причинно-следственные связи, использовать нужцые знания для разрешения возникших проблем.

Результаты обучения измеряются уровнем: 1) исторического образования, достигнутым на одном уроке, на многих уроках при изучении темы, раздела, учебного курса, всех курсов истории в 5—11 классах; 2) сформированности научного мировоззрения; воспитания учащихся в процессе изучения истории; 4) развития познавательных возможностей учащихся. Таким образом, результаты обучения показывают, реализованы ли поставленные цели или они остались только в замыслах.

Качество обучения в последнее время оценивается при помощи тестов. Реже используются задания, позволяющие оценить способность ученика применять полученные знания и умения в практической деятельности. На уроках истории такие задания связаны с проведением лабораторных занятий по простейшему исследованию источников и документов. Во внеурочное время ученики готовят доклады, рефераты, научные статьи на основе работы в музеях и архивах.

Источник

Основные факторы обучения

основные факторы школьного процесса обучения истории. Смотреть фото основные факторы школьного процесса обучения истории. Смотреть картинку основные факторы школьного процесса обучения истории. Картинка про основные факторы школьного процесса обучения истории. Фото основные факторы школьного процесса обучения истории основные факторы школьного процесса обучения истории. Смотреть фото основные факторы школьного процесса обучения истории. Смотреть картинку основные факторы школьного процесса обучения истории. Картинка про основные факторы школьного процесса обучения истории. Фото основные факторы школьного процесса обучения истории основные факторы школьного процесса обучения истории. Смотреть фото основные факторы школьного процесса обучения истории. Смотреть картинку основные факторы школьного процесса обучения истории. Картинка про основные факторы школьного процесса обучения истории. Фото основные факторы школьного процесса обучения истории основные факторы школьного процесса обучения истории. Смотреть фото основные факторы школьного процесса обучения истории. Смотреть картинку основные факторы школьного процесса обучения истории. Картинка про основные факторы школьного процесса обучения истории. Фото основные факторы школьного процесса обучения истории

основные факторы школьного процесса обучения истории. Смотреть фото основные факторы школьного процесса обучения истории. Смотреть картинку основные факторы школьного процесса обучения истории. Картинка про основные факторы школьного процесса обучения истории. Фото основные факторы школьного процесса обучения истории

основные факторы школьного процесса обучения истории. Смотреть фото основные факторы школьного процесса обучения истории. Смотреть картинку основные факторы школьного процесса обучения истории. Картинка про основные факторы школьного процесса обучения истории. Фото основные факторы школьного процесса обучения истории

Предмет и задачи методики обучения истории.

Предмет и задачи методики обучения истории. «Методика» в переводе с древнегреческого — «способ познания», «путь исследования». Метод — это способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи. Методика обучения истории — это педагогическая наука о задачах, содержании и методах обучения истории. Она изучает и исследует закономерности процесса обучения истории в целях повышения его эффективности и качества. Таким образом, методика призвана совершенствовать процесс обучения, его организацию и основные факторы.

Как отмечал выдающийся методист начала XX в. К.А. Иванов, важнейшие задачи методики — выявление, описание и оценка способов обучения, которые ведут к лучшей постановке данной науки как учебного предмета. Методика рассматривает и изучает вопросы о том, как надо преподавать историю. Таким образом, предметом методики является педагогический процесс обучения — преподавание учителем и изучение учениками истории. Объектом же будут содержание, организация, формы и методы обучения.

Значение методики для студента, школьного учителя истории состоит в том, что она позволяет:

· выявить уровень знаний и умений по истории у учеников конкретного возраста;

· конкретизировать цели обучения по классам, курсам, разделам и темам;

· ставить конкретные задачи обучения и определять эффективность работы на разных этапах;

· отбирать содержание в соответствии с целями и задачами обучения, познавательными возможностями учащихся;

· соотносить содержание обучения с применяемыми приемами и методами;

· разрабатывать тесты, логические задания и задачи, конспекты с опорными сигналами;

· применять наиболее эффективные методы, формы и средства обучения;

· предвидеть и выявлять результаты обучения, вносить коррективы в педагогическую деятельность.

1) конкретизировать цели по классам, темам, урокам;

2) отбирать содержание в соответствии с целями и познавательными возможностями учащихся;

3) моделировать способы, формы и средства обучения с учётом содержания и познавательных возможностей. Программировать результаты обучения.

Одной из задач является раскрытие методических условий успешного решения единстве основных целей воспитания, образования и развития при обучении истории. Разрабатывая систему обучения истории, методика решает ряд практических вопросов: а) какие цели (намечаемые результаты) нужно и можно ставить перед обучением истории?; б) чему учить? (структура курса и отбор материала); в) какая учебная деятельность школьников необходима?; г) какие виды учебных пособий и какое их методическое построение способствует достижению оптимальных результатов в обучении?; д) как преподавать?; е) как учитывать результат обучения и использовать полученные сведения для его совершенствования?; ж) какие межкурсовые и межпредметные связи устанавливаются в обучении?

Обогатить и усовершенствовать память учащихся знанием основных исторических фактов — вот одна из важнейших задач обучения истории в школе.

Основные факторы обучения

основные факторы школьного процесса обучения истории. Смотреть фото основные факторы школьного процесса обучения истории. Смотреть картинку основные факторы школьного процесса обучения истории. Картинка про основные факторы школьного процесса обучения истории. Фото основные факторы школьного процесса обучения историиосновные факторы школьного процесса обучения истории. Смотреть фото основные факторы школьного процесса обучения истории. Смотреть картинку основные факторы школьного процесса обучения истории. Картинка про основные факторы школьного процесса обучения истории. Фото основные факторы школьного процесса обучения истории

Определение основных факторов процесса обучения является основной темой всего курса. Процесс обучения представлен пятью основными факторами:

2. Содержание обучения – программа, система исторических знаний и умений учащихся.

волевой и эмоциональной сфер.

Цели обучения, исторические и социально обусловленные, определяют содержание школьного образования. В то же время они могут быть реализованы только на основе этого содержания, конкретизированы им и разработаны применительно к отдельным курсам и урокам истории. Поэтому связь между первым и вторым фактором обучения носит двусторонний характер.

основные факторы школьного процесса обучения истории. Смотреть фото основные факторы школьного процесса обучения истории. Смотреть картинку основные факторы школьного процесса обучения истории. Картинка про основные факторы школьного процесса обучения истории. Фото основные факторы школьного процесса обучения истории

Так же взаимосвязаны второй и третий факторы обучения истории: содержание исторического образования формируется с учетом возрастных познавательных возможностей школьников, в свою очередь, их развитие происходит в процессе усвоения этого содержания.

В совокупности три первых, исходных фактора процесса обучения истории определяют соотношение способов преподавания и учения, характер познавательной деятельности учеников. В частности, если в цели доминирует идея передачи учащимися знаний, умений и навыков, а в содержании учебного предмета их круг жестко очерчен, то в соотношении «деятельность учителя – деятельность ученика» ученик выступает объектом педагогического воздействия, а весь процесс обучения нацелен на методы и средства организации познавательной деятельности репродуктивного характера.

В зависимости от используемых в обучении форм, методических приемов и средств преподавания и учения более или менее успешно происходит развитие познавательных способностей учащихся, раскрытие и поощрение их индивидуальных склонностей и интересов.

Наконец, результаты обучения определяются взаимодействием четырех предыдущих факторов. Если учитель и ученики в процессе изучения истории пользовались не случайными приемами и средствами учебной работы, а выбирали их в соответствии с целями обучения и особенностями содержания учебного материала, согласованно с познавательными возможностями учащихся, то есть объективные основания полагать, что они достигнут высоких результатов.

Знание основных факторов и закономерностей процесса обучения помогает учителю видеть и моделировать его целостно, осознанно ставить цели конкретных уроков, определять их содержание, изучать познавательные возможности своих учащихся, подбирать эффективные формы и методы совместной работы, объективно оценивать ее результаты.

Источник

Предмет, задачи и основные факторы методики обучения истории

Методика школьного обучения истории как педагогическая наука

С.5-10.

Предмет и задачи методики обучения истории. «Методика» в переводе с древнегреческого — «способ познания», «путь иссле­дования». Метод — это способ достижения какой-либо цели, ре­шения конкретной задачи. Методика обучения истории — это педагогическая наука о задачах, содержании и методах обучения истории. Она изучает и исследует закономерности процесса обу­чения истории в целях повышения его эффективности и качества. Таким образом, методика призвана совершенствовать процесс обучения, его организацию и основные факторы.

Как отмечал выдающийся методист начала XX в. К.А. Иванов, важнейшие задачи методики — выявление, описание и оценка способов обучения, которые ведут к лучшей постановке данной науки как учебного предмета (109, с. 6*). Методика рассматривает и изучает вопросы о том, как надо преподавать историю. Таким образом, предметом методики является педагогический процесс обучения — преподавание учителем и изучение учениками исто­рии. Объектом же будут содержание, организация, формы и мето­ды обучения.

Процесс учебной работы учителя и учащихся сложен и много­гранен. Его эффективность определяется характером деятельно-

сти учащихся. Как бы учитель ни знал свой предмет, но если он не сумел вызвать интерес и организовать творческую деятельность учащихся, большого успеха он не добьется.

Один из старейших российских методистов СП. Сингалевич писал: «В жизни часто приходится встречать плохих учителей и учительниц; появление последних чаще всего объясняется не тем, что они не знают своего предмета, а главным образом тем, что они не умеют в доступной форме передать свои знания другим, так как недостаточно знакомы с методическими основами сообщения исторического материала учащимся и вообще не вполне овладели методикой предмета» (127, с. 1). Методика предмета дает ответы на вопросы: зачем учить? Чему учить? Как учить?

Основные факторы обучения истории связаны с ответами на

цели, определяемые государством и обществом;

содержание и структура исторического образования, закреплен­ные в стандартах и программах и на основе их изложенные в школьных учебниках;

научно-методическая организация процесса обучения (фор­мы, методы, методические приемы, средства преподавания и учения);

познавательные возможности учащихся; результаты обучения.

1. Цели обучения истории менялись на разных этапах развития российского государства. В дореволюционной школе это были: формирование полноценного исторического сознания учащихся; изучение истории в процессе развития, эволюции общества; усво­ение демократических ценностей и институтов; знакомство с про­шлым, чтобы понять настоящее и предвидеть будущее; изучение культурного наследия наших предков и человечества в целом; воспитание в процессе обучения, формирование гражданских на­выков (законопослушного подданного) и основ патриотизма; раз­витие интереса к истории как к науке и к предмету обучения.

В наше время тоже определены цели исторического образова­ния (8, с. 6):

овладение учащимися основами знаний об историческом пути человечества с древнейших времен до наших дней;

развитие способности осмысливать события и явления действи­тельности на основе исторического знания;

формирование ценностных ориентиров и убеждений учащихся на основе идей гуманизма, опыта истории, патриотизма;

развитие интереса и уважения к истории и культуре народов.

Разработка целей обучения истории продолжается. К ним мож­но отнести:

воспитывать человека — патриота своей страны, уважающего национальные и общечеловеческие ценности, осознающего цен­ность культуры, природы и необходимость защиты окружающей среды;

знакомить учащихся с жизнью общества и человечества как в прошлом, так и в настоящем, способствовать осмыслению ими социального, нравственного опыта предшествующих поколений;

формировать человека, интегрированного в современном об­ществе и нацеленного на его совершенствование;

способствовать интеграции личности в национальную и миро­вую культуру;

отстаивать право учащихся на свободный выбор мнений и убеж­дений с учетом разнообразия мировоззренческих подходов, ори­ентировать их на гуманистические и демократические ценности;

выработать умения применять исторические знания и приемы, аналитически и критически оценивать информацию, анализиро­вать новые источники общественной мысли, аргументировать свою позицию (178, с. 41—42).

Основные факторы обучения истории в учебном процессе про­являются комплексно, в системе. Система — это целое, состоящее из частей, «совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях между собой и образующих определенную целостность, единство» (91, с. 212). Свойство внутренней целостности факто­ров обучения ведет к возникновению новых качеств, положитель­но влияющих на процесс обучения.

2. Содержание обучения истории в школе. Оно меняется с раз­витием исторической науки. Методика помогает отобрать основ­ные факты, важнейшие события и явления отечественной и всеоб­щей истории; теоретические определения и обобщения. Содержа­ние истории, отобранное для изучения в школе, оформляется в виде госстандарта, программ и учебников. Оно усваивается учениками посредством определенной методической организации обучения, включающей в себя классные, внеклассные и внешкольные занятия.

3. Методы (способы деятельности) могут быть, например, сло : весными, печатно-рукописными (в работе с текстами), наглядны­ми, практическими. Суть их заключается в том, что они дают от­вет на вопрос, как учить, определяют двухстороннюю деятельность учителя и ученика. Хорошо продуманная методическая организа­ция обучения позволяет наиболее эффективно формировать у учащихся исторические знания и познавательные умения, науч­ные взгляды и убеждения, развивать их способности.

основные факторы школьного процесса обучения истории. Смотреть фото основные факторы школьного процесса обучения истории. Смотреть картинку основные факторы школьного процесса обучения истории. Картинка про основные факторы школьного процесса обучения истории. Фото основные факторы школьного процесса обучения истории
С методами и приемами тесно связаны формы обучения (обще­классная, групповая, индивидуальная), типы уроков (повторитель-но-обобщающий, семинар, лабораторное занятие, урок-экскурсия), средства учебной работы учителя и учащихся на уроке. К средствам учебной работы относится все то, что обеспечивает учебный про­цесс. Это учебники, рабочие тетради, исторические карты, учебные картины, диафильмы, диапозитивы, учебные фильмы и’ т. д.

основные факторы школьного процесса обучения истории. Смотреть фото основные факторы школьного процесса обучения истории. Смотреть картинку основные факторы школьного процесса обучения истории. Картинка про основные факторы школьного процесса обучения истории. Фото основные факторы школьного процесса обучения истории

На основе единства содержания учебного материала, организа­ции соответствующих методов обучения и форм познавательной деятельности учащихся достигаются цели обучения.

4. Познавательные возможности учащихся связаны с возрас-
том ученика и соответствующим уровнем исторических знаний и
умений. Посильное познание в наибольшей степени способствует
развитию мышления, воображения, мотивационно-волевой и эмо-
циональной сфер личности. В процессе обучения развиваются
способности учащихся понимать, усваивать и применять истори-
ческие знания.

Что же такое способности? Это индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осу­ществления определенного рода деятельности, в данном случае — изучения истории. Они выражаются в быстроте, глубине и проч­ности овладения методами и приемами деятельности.

5. Результаты обучения напрямую связаны с реализацией по-
ставленных целей и отражают достигнутый уровень знаний и уме-
ний учащихся, их интеллектуальный, мотивационно-волевой и
эмоциональный уровни развития. Знания выражаются в умении
доказывать и обосновывать, выделять существенное, выявлять при-
чинно-следственные связи, использовать нужные знания для раз-
решения возникших проблем.

Результаты обучения измеряются уровнем: 1) исторического образования, достигнутым на одном уроке, на многих уроках при изучении темы, раздела, учебного курса, всех курсов истории в 5—11 классах; 2) сформированности научного мировоззрения; 3) воспитания учащихся в процессе изучения истории; 4) разви­тия познавательных возможностей учащихся. Таким образом, ре­зультаты обучения показывают, реализованы ли поставленные цели или они остались только в замыслах.

Качество обучения в последнее время оценивается при помо­щи тестов. Реже используются задания, позволяющие оценить способность ученика применять полученные знания и умения в практической деятельности. На уроках истории такие задания связаны с проведением лабораторных занятий по простейшему исследованию источников и документов. Во внеурочное время ученики готовят доклады, рефераты, научные статьи на основе работы в музеях и архивах.

Роль и место методики в школьном обучении истории

Значение методики для студента, школьного учителя истории состоит в том, что она позволяет:

выявить уровень знаний и умений по истории у учеников кон­кретного возраста;

конкретизировать цели обучения по классам, курсам, разделам и темам;

ставить конкретные задачи обучения и определять эффектив-
ность работы на разных этапах; Г

отбирать содержание в соответствии с целями и задачами обу­чения, познавательными возможностями учащихся;

соотносить содержание обучения с применяемыми приемами и методами;

разрабатывать тесты, логические задания и задачи, конспекты с опорными сигналами;

применять наиболее эффективные методы, формы и средства обучения;

предвидеть и выявлять результаты обучения, вносить коррек­тивы в педагогическую деятельность.

Методика обучения истории тесно связана с другими науками, и прежде всего с историей, ее базовой дисциплиной, позволяю­щей разработать содержание обучения. Цель методики — отобрать основные данные исторической науки и, дидактически обработав и адаптировав их, включить в содержание школьных курсов.

Содержание отбирается с учетом познавательных возможно­стей учащихся. В их выявлении неоценима роль психологии. Эта наука раскрывает особенности познания учащихся, их познава­тельные действия. Кроме того, при анализе процесса обучения истории применяются некоторые методы психологических и пе­дагогических исследований.

Методика тесно связана с педагогикой, поскольку является ее отраслью. Педагогика определяет методы обучения, цели воспи­тания, методы научного исследования. Взяв за основу эти методы и цели, методика вносит как в учебный процесс, так и в научные исследования конкретное историческое содержание.

Методы научного исследования — определение рабочей гипо­тезы, целей, задач исследования, педагогическое наблюдение и формирующий эксперимент (экспериментальные уроки). Латин­ское слово «экспериментум» означает «проба», «опыт». Такой опыт приходит в результате действия определенных факторов и усло­вий обучения.

Педагогическое наблюдение — это изучение практики препода­вания истории без воздействия на процесс обучения. Исследова­тель посещает и анализирует уроки истории, изучает результаты тестирования и анкетирования учащихся, конспекты и протоколы открытых уроков учителей, знакомится с передовым опытом по материалам школьных методообъединений. Однако если исследо­ватель проводит тестирование и анкетирование учащихся по сво­им материалам, то это уже будет констатирующий эксперимент.

Формирующий эксперимент предполагает активное вмешатель­ство экспериментатора в процесс обучения. Обязательный эле­мент такого эксперимента — его гипотеза, аргументированное, но требующее проверки предположение о прогнозируемых результа­тах. Гипотеза формулируется по схеме: можно добиться положи­тельного результата, если: а) изменить содержание, последователь­ность изложения материала; б) использовать новые средства обу­чения; применить иные способы изложения материала; внедрить иную организацию познавательной деятельности. Гипотеза про­веряется при соответствующих условиях и методах на практике.

На основе поставленной цели и задач исследования экспери­ментатор сначала готовит методические разработки, а затем про­веряет их эффективность в ходе обучения. Чаще всего проверяет­ся организация обучения. В экспериментальных классах она иная, чем в контрольных. Например, метод единства (единственного) различия в обучении, когда все одинаково, кроме организации; противоположный метод — единство сходства.

Перед учеными, методистами и педагогами стоят важнейшие задачи: разработка концепции обучения истории в школе и вузе; дальнейшая разработка научно-педагогических основ построения содержания обучения и системы взаимосвязанных курсов исто­рии; устранение перегрузки содержания обучения и его дублиро­вания; дальнейшее исследование научно обоснованной организа­ции обучения; определение оптимальной организации познаватель­ной деятельности учащихся; разработка критериев оценки дости­гаемых рзультатов в обучении или эталонов проверки качества знаний, выявление объективных результатов обученности.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *