основные подходы периодизации истории

Периодизация истории: основные подходы

основные подходы периодизации истории. Смотреть фото основные подходы периодизации истории. Смотреть картинку основные подходы периодизации истории. Картинка про основные подходы периодизации истории. Фото основные подходы периодизации истории основные подходы периодизации истории. Смотреть фото основные подходы периодизации истории. Смотреть картинку основные подходы периодизации истории. Картинка про основные подходы периодизации истории. Фото основные подходы периодизации истории основные подходы периодизации истории. Смотреть фото основные подходы периодизации истории. Смотреть картинку основные подходы периодизации истории. Картинка про основные подходы периодизации истории. Фото основные подходы периодизации истории основные подходы периодизации истории. Смотреть фото основные подходы периодизации истории. Смотреть картинку основные подходы периодизации истории. Картинка про основные подходы периодизации истории. Фото основные подходы периодизации истории

основные подходы периодизации истории. Смотреть фото основные подходы периодизации истории. Смотреть картинку основные подходы периодизации истории. Картинка про основные подходы периодизации истории. Фото основные подходы периодизации истории

основные подходы периодизации истории. Смотреть фото основные подходы периодизации истории. Смотреть картинку основные подходы периодизации истории. Картинка про основные подходы периодизации истории. Фото основные подходы периодизации истории

Одной из важных проблем исторической науки является проблема периодизации исторического развития человеческого общества.

Периодизация – это установление хронологически последовательных этапов в общественном развитии. В основу выделения этапов должны быть положены решающие факторы, общие для всех стран или для ведущих стран. Со времени развития исторической науки учеными-историками разработано множество различных вариантов периодизации общественного развития.

1. древнегреческий поэт Гесиод (VIII-VII вв. до н.э.) делил историю народов на пять периодов

утверждая, что от века к веку люди живут все хуже.

2.Древнегреческий мыслитель Пифагор (VI в. до н.э.) в понимании истории руководствовался теорией круга, в соответствии с которой развитие идет по одной и той же колее: зарождение, расцвет, гибель. При этом вектор истории практически отсутствует. Такой взгляд на историю идет по аналогии с жизнью человека, с кругами цивилизации.

3.Свой вариант периодизации по типу хозяйства предложил немецкий ученый Бруно Гильдебранд (1812-1878), который делил историю на три периода: натуральное хозяйство, денежное хозяйство, кредитное хозяйство.

4.Русский ученный Л.И. Мечников (1838-1888) установил периодизацию истории по степени развития водных путей сообщения: речной период (древние цивилизации), средиземноморский (средние века), океанический (новое и новейшее время).

5.Маркс исходя из принципа материалистического понимания истории разработал вариант периодизации, положив в ее основу способ производства или формационную концепцию. В соответствии с этой теорией история человечества предстает как последовательная смена общественно-экономических формаций (первобытнообщинной, рабовладельческой, феодальной, капиталистической, коммунистической). Способ производства – исторически конкретное единство производительных сил и производственных отношений.

5.В отличие от Маркса западные ученые XX в. рассматривали исторический процесс как чередование одних и тех же «циклов» круговорота локальных цивилизаций. Крупнейший представитель этой теории – англичанин А. Тойнби. Несмотря на то, что выделенные им 13 основных цивилизаций развиваются независимо друг от друга, все они проходят в своем развитии одни и те же стадии: зарождение, расцвет, гибель.

Подходы:

1) Цивилизационный подход в поиске общих закономерностей исторического процесса основан на выявлении общности черт в политической, духовной, бытовой, материальной культуре, общественном сознании, сходных путях развития. Кроме того, здесь учитываются различия, порожденные географической средой обитания, историческими особенностями.

Источник

Периодизация истории

Периодизация истории — особого рода систематизация, которая заключается в условном делении исторического процесса на определённые хронологические периоды. Эти периоды имеют те или иные отличительные особенности, которые определяются в зависимости от избранного основания (критерия) периодизации. Для периодизации могут избираться самые разные основания: от смены типа мышления (О. Конт, К. Ясперс) до смены способов коммуникации (М. Маклюэн) и экологических трансформаций (Й. Гудсблом). Многие учёные для создания периодизации используют экономико-производственные критерии: это как социально-экономические отношения и средства производства (марксистская теория формаций), так и основная сфера производства (теория индустриального и постиндустриального общества; периодизация по принципам производства Л. Е. Гринина).

Содержание

Наиболее известные подходы

Формационный подход

В советской исторической науке наибольшее распространение получила схема пяти формаций (так называемая «пятичленка»), которая была разработана советскими учёными на основе произведений Маркса и Энгельса, в частности работы «Происхождение семьи, частной собственности и государства» Фридриха Энгельса. Суть концепции заключалась в том, что любое человеческое общество проходит в своём развитии пять последовательных этапов — первобытно-общинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую формации. Данная схема в качестве непререкаемой догмы вошла во все учебные и справочные марксистские издания, а советские историки прикладывали значительные усилия, чтобы найти последовательную смену формаций в истории любого общества.

Так называемые «творческие марксисты» воспринимали пятичленную схему как главный ошибочный конструкт марксистской теории и именно против нее были направлены их основные критические высказывания. В очень высокой степени развитие творческого марксизма в СССР следует связывать с дискуссией об азиатском способе производства — шестой формации, существование которой постулировал Маркс, но отвергали советские учёные.

Исходя из озвученных в ходе дискуссии новых идей сформировались новые формационные схемы, отличные от схемы пяти формаций. В одних концепциях формаций шесть — между первобытностью и рабовладением исследователи располагают «азиатский (политарный) способ производства» (Семенов; Коранашвили; Капустин; Нуреев и др.). В других формаций четыре — вместо рабовладения и феодализма «большая феодальная формация» (Кобищанов) или единая докапиталистическая формация — «сословно-классовое общество» (Илюшечкин). Кроме однолинейных формационных схем, появились многолинейные, фиксирующие отличия развития западной цивилизации и незападных обществ. Многолинейный подход к всемирной истории наиболее последовательно отстаивал Л. С. Васильев.

В настоящее время (2011 год) один из наиболее последовательных сторонников формационной теории остаётся Ю. И. Семёнов. Он создал глобальную формационную (эстафетно-формационную) концепцию мировой истории, согласно которой, ни одно общество не обязано проходить все формации, на чём настаивала советская историческая наука. Последние общества не проходят той стадии, на которой находились первые, не повторяют их движение. Выходя на магистраль человеческой истории, они сразу начинают движение с того места, на котором остановились ранее некогда передовые общества.

Цивилизационный подход

В отличие от стадиальных теорий, в том числе марксистской, цивилизационный подход рассматривает исторический процесс в другой плоскости, не в диахронной «вертикали», а в пространственном «горизонтальном» измерении. Сторонники такого подхода полагают, что выделение равноценных цивилизаций позволяет избежать вопроса о прогрессе в истории, а значит — избежать градации развитых, развивающихся и не развитых народов.

Считается, что основные идеи циклического понимания истории были сформулированы еще в работах Джамбаттисты Вико. Однако наиболее четко данный подход впервые был изложен в книге Н. И. Данилевского «Россия и Европа». В зарубежной науке безусловный приоритет принадлежит книге О. Шпенглера «Закат Европы». Однако наиболее обстоятельно цивилизационная теория была сформулирована в 12-томном сочинении А. Тойнби «Постижение истории». Тойнби выделил около 30 цивилизаций, отличающихся уникальными неповторимыми чертами. Причинами возникновения цивилизаций служили «вызовы» внешней среды. Каждая из цивилизаций проходила в своем развитии стадии возникновения, роста, надлома и распада. Внутренняя структура цивилизаций основывалась на функциональном членении на «творческое меньшинство», массы, «пролетариат».

Уже давно обнаружились слабые стороны цивилизационного подхода. Во-первых, не удалось выявить объективных критериев, по которым выделяются цивилизации. По этой причине их число сильно отличается у разных авторов, и возможны различные спекуляции (вплоть до сведения любого народа к особой цивилизации). Во-вторых, не верно отождествление цивилизаций с живыми организмами. Время существования цивилизаций различно, периоды взлета и упадка могут случаться неоднократно. В-третьих, причины генезиса и упадка разных цивилизаций различны.

Цивилизационная теория была популярна в мировой науке полвека назад, ныне она находится в кризисном состоянии. Зарубежные ученые предпочитают обращаться к изучению локальных сообществ, проблематике исторической антропологии, истории повседневности. Теория цивилизаций наиболее активно разрабатывается в последние десятилетия (как альтернатива евроцентризму) в развивающихся и постсоциалистических странах. За этот период количество выделенных цивилизаций резко возросло — вплоть до придания цивилизационного статуса едва ли не любой этнической группе. И. Валлерстайн охарактеризовал цивилизационный подход как «идеологию слабых», как форму протеста этнического национализма против развитых стран «ядра» современной мир-системы.

Теории модернизации

Неоэволюционизм

Мир-системный

Мир-системный анализ исследует социальную эволюцию систем обществ,но не отдельных социумов, в отличие от предшествующих социологических подходов, в рамках которых теории социальной эволюции рассматривали развитие прежде всего отдельных обществ, а не их систем. В этом мир-системный подход сходен с цивилизационным, но идет несколько дальше, исследуя не только эволюцию социальных систем, охватывающих одну цивилизацию, но и такие системы, которые охватывают более одной цивилизации или даже все цивилизации мира. Этот подход был разработан в 1970-е гг. А. Г. Франком, И. Валлерстайном, С. Амином, Дж. Арриги и Т. дос Сантосом. В качестве важнейшего предшественника мир-системного подхода, заложившего его основы, обычно рассматривается Ф. Бродель. Поэтому не случайно, что главный мировой центр мир-системного анализа (в г. Бингхэмптон, при Университете штата Нью-Йорк) носит имя Фернана Броделя.

Литература

Ссылки

Первобытное общество · Древний мир (до 476 года) · Средние века (476—середина XVII века) · Новое время (середина XVII века—1918 год) · Новейшее время (с 1918 года)

Источник

Периодизация истории: сущность и подходы

Вы будете перенаправлены на Автор24

Периодизация истории – это систематизация и условное деление человеческой истории на ряд определённых временных промежутков. Каждый из промежутков отличается от другого теми особенностями, которые были выбраны в качестве основания периодизации.

В исторической науке сложилось несколько самых разных подходов, так или иначе делящих историю человечества по тем или иным признакам. Некоторые из них, как например марксистский (формационный) подход, сыграли большую роль не только в развитии социально-экономической истории, но и жизни целого ряда государств, идеологии которых были основаны на марксизме.

Формационный подход

Формационный подход представляет собою схему исторического развития человечества, возникшую в рамках марксисткой философии и парадигмы исторического материализма.

К. Маркс и Ф. Энгельс в своих работах пришли к выводу о наличии в истории человечества пяти социально-экономических формаций, каждая из которых была более высокого уровня развития по сравнению с предыдущей.

Основными критериями формации стали социально-экономические признаки, такие как способ производства, господствующий и подчиненный класс, принадлежность собственности средств производства.

Так были выделены формации:

В России установившаяся советская власть внедряла идеи марксисткой идеологии и философии в научную жизнь. В результате в советской исторической науке установилось четкое деление мировой истории на пять формайий, что приводило к поиску таковых в обществах, где данные условия отсутствовали. Например, общество Древней Руси не знало рабовладельческой формации.

Падение Советского Союза привело к переменам и в исторической науке. Марксистская философия перестала быть единственно верной и правильной.

Готовые работы на аналогичную тему

В российской науке стали развиваться новые подходы к периодизации истории человечества. При этом формационный подход не был предан полному забвению и остается одной из наиболее четких и последовательных схем развития всемирной истории.

Цивилизационный подход

Цивилизационный подход основывается на делении человеческой истории на ряд цивилизаций, каждая из которых проходила и проходит ряд стадий развития.

Сторонниками цивилизационного подхода считается, что, выделяя полноправные и равноправные цивилизации можно избежать проблемы развитых, развивающихся и неразвитых культур и народов.

Идеи цивилизационного подхода во второй половине XIX в. развивала Культурно-историческая школа. Стоит сказать, что одним из её основателей былрусский ученый Н. Данилевский (1822-1885. Главной его книгой стала «Россия и Европа», вышедшая в 1869 г.

Крупными, ззнаковыми авторами, которые выражали идеи цивилизационного подхода былитакже О. Шпенглер («Закат Европы») и А. Тойнби («Постижение истории»).

Большинство специалистов и представителей этой школы считали, что каждой из цивилизаций присущи некие духовные предпосылки, символы и ценности вокруг которых и происходит формирование сложных духовных схем. Причем, каждый из специалистов делил человеческую историю на свой «набор» цивилизаций, которые существовали в прошлом или же дожили и до нашего времени.

Н. Данилевский пришел к выводу о существовании десяти цивилизаций

Немецкий специалист О. Шпенглер называл восемь великих культур.

Теоретики цивилизационного подхода считали, что каждая из цивилизаций основана на некой сакральной священной идее, вокруг которой и происходи развитие самой цивилизации. Особая роль в формировании цивилизаций отводилась религии, которая способствовала формированию уникальной идентичности каждой из историко-культурных сообществ.

Британский исследователь Арнольд Тойнби в своём более обстоятельном труде пришел к выводу о существовании 37 цивилизаций.

К слабым сторонам цивилизационного подхода относят отсутствие четкого критерия, по которому выделяется та или иная цивилизация, что к приводит к отличающимся друг от друга спискам цивилизаций у различных авторов. Вторым его недостатком является ошибочное соотнесение цивилизации и живого организма. Все цивилизации существуют по-разному, упадок и расцвет может чередоваться вне зависимости от предложенной теории. Третьим недостатком является то, что причины упадка и расцвета разных цивилизаций совершенно различны и зачастую несопоставимы.

Мир-системный анализ

Мир-системный анализ сложился в 1970- х года ХХ века. Данный анализ представляет собою сочетание исторических, экономических, социально-философских исследований и практик, которые направлены на исследование истории человечества и развития современного более совершенного социального порядка как глобальной интегрированной иерархической системы.

Мир-системный подход был разработан в 1970-е гг. А. Г. Франком, И. Валлерстайном, С. Амином, Дж. Арриги и Т. дос Сантосом.

Согласно И. Валлерстайну мир-система представляет собою иную возможность организации окружающего мира. Его основу составляют не общества или национальные государств, а особая единица анализа горизонтальных связей между историческими сообществами в целом, и между историко-географическими регионами, этносами, экономиками.

Выделяются три основных структурных типа социальной организации мир-систем:

Источник

Периодизация истории. Проблемы, периоды, источники.

Периодизация всемирной истории

Периодизация является весьма эффективным способом упорядочения материала и его анализа, благодаря которому можно гораздо лучше понять основные механизмы исторических процессов, происходящих как во всем мире, так и в отдельном социуме. Периодизация общей истории невозможна без установления хронологических рамок общественного развития. Для этого используют факторы, оказавшие большое влияние на все ведущие страны мира. С помощью периодизации можно найти ответы на многие вопросы, она придает стройность и обоснованность теории, структурирует и, самое главное, дает ей измерительную шкалу. Проще говоря, это систематизация, которая заключается в условном делении исторического процесса на определённые хронологические периоды. Эти периоды имеют те или иные отличительные особенности, которые определяются в зависимости от избранного основания (критерия) периодизации. Для периодизации могут избираться самые разные основания: от смены типа мышления (О. Конт, К. Ясперс) до смены способов коммуникации (М. Маклюэн) и экологических трансформаций (Й. Гудсблом). Многие учёные для создания периодизации используют экономико-производственные критерии: это как социально-экономические отношения и средства производства (марксистская теория формаций), так и основная сфера производства (теория индустриального и постиндустриального общества).

основные подходы периодизации истории. Смотреть фото основные подходы периодизации истории. Смотреть картинку основные подходы периодизации истории. Картинка про основные подходы периодизации истории. Фото основные подходы периодизации истории

Читайте также:
Периодизация всемирной истории
Периодизация древнейшей истории
Периодизация Новейшей истории
Периодизация Нового времени

Подходы к периодизации истории

Существуют разные подходы, но не все они считаются состоятельными и перспективными в наше время. Основными из них являются формационный и цивилизационный, которые мы кратко и рассмотрим.

Формационный

Формационный подход представляет собою схему исторического развития человечества, возникшую в рамках марксисткой философии и парадигмы исторического материализма. Карл Маркс и Фридрих Энгельс в своих работах пришли к выводу о наличии в истории человечества пяти социально-экономических формаций, каждая из которых была более высокого уровня развития по сравнению с предыдущей. Формационный подход рассматривает последовательные этапы в развитии человечества – ​формации. Фактически это объяснение линейного развития истории человечества этап за этапом, или, в данном случае, формация за формацией. Смену формаций, по мнению сторонников такого подхода, определяет смена социально-­экономических отношений, зависящих от конкретного способа производства. Выделяют последовательно сменяющие друг друга формации: первобытно-­общинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую, которая должна была наступить после «всеобщего наступления коммунизма». Однако, после распада СССР и падения коммунистических режимов формационный подход претерпел ряд изменений, теперь формации в нём считают несколько иначе – коммунистическая формация исключена, капиталистическую формацию называют Новым временем, а после него идёт Новейшее время.

Цивилизационный

Цивилизационный подход дает возможность взглянуть на историю через его базовое понятие — ​цивилизация (от лат. civilis — гражданский, государственный). «Цивилизация» — ​многозначный термин, его можно понимать по-разному:
• как уровень развития всего человечества, который противопоставляется варварству (в этом значении цивилизация — ​синоним культурного развития);
• как самостоятельное общество (или крупное государство), которое характеризуется совокупностью политических, государственных, религиозных, экономических, культурных и социальных традиций, морали, ценностей и мировоззрения (такие цивилизации называют локальными).

основные подходы периодизации истории. Смотреть фото основные подходы периодизации истории. Смотреть картинку основные подходы периодизации истории. Картинка про основные подходы периодизации истории. Фото основные подходы периодизации истории

30 интересных фактов про Новый год

основные подходы периодизации истории. Смотреть фото основные подходы периодизации истории. Смотреть картинку основные подходы периодизации истории. Картинка про основные подходы периодизации истории. Фото основные подходы периодизации истории

Причины поражения восстания Степана Разина кратко в таблице

Цивилизационный подход предусматривает изучение локальных цивилизаций во всей совокупности их важных черт. Разные ученые насчитывают различное количество локальных цивилизаций, традиционно их принято выделять несколько десятков. Локальные цивилизации занимали и занимают большие культурные регионы с несколькими государствами. Важную роль в формировании цивилизаций сыграли религии (такие как христианство, ислам и др.).
Цивилизационный подход делает упор на изучение специфики локальных цивилизаций, подчеркивая многообразие форм исторического процесса. Это своеобразная многоцветная картина, где все элементы дополняют друг друга. Вместе с тем изучение цивилизаций также не дает нам исчерпывающего ответа на вопрос о закономерностях развития всего человеческого общества. Поэтому многие историки ­считают цивилизационный и формационный подходы не взаимо­исключающими, а скорее дополняющими друг друга.

Основные периоды истории

Доисторический

Начался он в эпоху палеолита, около 2 млн лет назад, когда древние люди стояли ещё на гораздо более низкой ступени развития. Несмотря на определённые достижения палеолита, развитие в доисторический период шло очень медленно. Этот период начал сменяться другим, античным, или рабовладельческим, примерно 5 тысяч лет назад, когда по планете уже вовсю шагала неолитическая революция, а на Ближнем Востоке и в Средиземноморье зарождались первые цивилизации Древнего мира. Доисторический период характеризуется основными занятиями людей – охотой и собирательством. Однако, в переходный период (то есть перед зарождением Античности) охота и собирательство начали постепенно сменяться земледелием и скотоводством, а структура общества начала усложняться. Были изобретены первые языки общения, религия и различные ремёсла.

Античный

Античность продлилась с начала III тысячелетия до н. э. и закончилась во второй половине V века нашей эры. Это была эпоха первых могучих государств, таких, как Древний Египет, Древний Рим и Древняя Греция. В античности обычно выделяют следующие периоды:

Характеристика античного периода: активное развитие искусств, поэзии, науки. Появились театры, была изобретена демократия. Также появились первые представления о правах человека.

Средневековый

Продлились Средние века около тысячи лет, с V по XV век. Средневековье началось после падения Римской империи, которое погрузило Европу в тёмный и мрачный период истории, когда очаги цивилизации практически угасли. А закончилось оно в эпоху Великих географических открытий, которые раздвинули для человечества границы известного мира и позволили взглянуть на него по-новому. Средневековый феодализм делится на три основных периода:

Основные характерные черты Средневековья – феодальный строй, значительное влияние Церкви на общество и вообще на всё на свете, абсолютная монархия, инквизиция, подавляющая все ростки инакомыслия.

Источник

ПОДХОДЫ К ПЕРИОДИЗАЦИИ ИСТОРИИ

ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА — деятельность органов государственной власти и управления по регуляции социально-экономических отношений, гармонизации всех сфер общества, достижению баланса интересов основных социальных групп, обеспечению стабильности и гражданского согласия.

Уровень жизни населения — представляет собой экономическую категорию. Это уровень обеспеченности населения необходимыми материальными благами и услугами

Основными показателями качества жизни населения являются:

§ доходы населения (среднедушевые номинальные и реальные доходы, показатели дифференциации доходов, номинальная и реальная начисленная средняя заработная плата, средний и реальный размер назначенной пенсии, величина прожиточного минимума и доля населения с доходами ниже прожиточного уровня, минимальные размеры заработной платы и пенсии и пр.);

§ качество питания(калорийность, состав продуктов);

§ качество и модность одежды;

§ комфорт жилища (общая площадь занимаемого жилья на одного жителя);

§ качество здравоохранения(число больничных коек на 1000 жителей);

§ качество социальных услуг (отдых и сфера услуг);

§ качество образования (число вузов и средних специальных учебных заведений, удельная доля студентов в численности населения);

§ качество культуры (издание книг, брошюр, журналов);

§ качество сферы обслуживания;

§ качество окружающей среды, структура досуга;

§ демографические тенденции (показатели ожидаемой продолжительности жизни, рождаемости, смертности, брачности, разводимости);

§ безопасность (число зарегистрированных преступлений).

Проблема измерения бедности основана в конечном счете на том круге потребностей, удовлетворение которых признается общественно необходимым. Различают абсолютную бедность и альтернативные ее определения, учитывающие моральный ущерб от восприятия бедности.

Я лекция

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИСТОРИИ РОССИИ

Периодизация истории России и её летоисчисление

ПЕРИОДИЗАЦИЯ ИСТОРИИ

Доисторическая эпоха До V тыс. до н. э.
Древний мир V тыс. до н. э. – V в. н. э.
Средние века V-XV вв. н. э.
Новое время XV-XX вв. н. э.
Новейшее время XX в. н. э.

ПОДХОДЫ К ПЕРИОДИЗАЦИИ ИСТОРИИ

Формационный (марксистский) подход:

Общественно-экономическая формация – исторический тип общества, являющийся определенной ступенью поступательного развития человечества, основывающийся на определенном способе производства со своим базисом и надстройкой.

Первобытная община (первобытный коммунизм) – бесклассовое общество, основанное на присвоении или примитивном производстве, при котором все его члены находятся в одинаковом отношении к средствам производства, отсутствует частная собственность, общественная и политическая иерархия, и соответственно единым для всех является способ получения доли общественного продукта.

Древневосточный (азиатский) строй – ранне-классовое закрытое общество, основанное на сельскохозяйственном ирригационном производстве азиатского типа, при котором землепользователи (свободные общинники) зависимы от государства, и характеризующееся централизованной натуральной экономикой, слабым разделением труда, самообеспечиваемостью общин, неразвитой торговлей, ранговым землевладением, обусловленным несением службы, и восточной деспотией.

Рабовладельческий строй – ранне-классовое закрытое общество, основанное на сельскохозяйственном производстве, использующем рабский труд, при котором непосредственные производители (рабы) являются частной или общественной собственностью владельцев производства (рабовладельцев), и характеризующееся рыночной экономикой и западной деспотией.

Феодализм – закрытое классовое общество, основанное на сельскохозяйственном производстве, использующем крепостной труд, при котором землепользователи (крепостные) прикреплены к земле и зависимы от землевладельцев (феодалов), и характеризующееся натуральной экономикой, служебным вассально-ленным землевладением и существованием жёсткой иерархии политической власти, основанной на договорных правах и обязанностях. В России – до нач. XVIII в.

Капитализм – открытое классовое общество, основанное на промышленном производстве, капитале, использующем наёмный труд, при котором наёмные работники (пролетариат) работают на средствах производства, принадлежащих частным владельцам (буржуазии (капиталистам)), и характеризующееся рыночной экономикой, стремлением к максимизации прибыли. В России – в нач. XVIII – нач. XX вв. и с кон. XX в.

Социализм – открытое полуклассовое общество, основанное на промышленном производстве, использующем наёмный труд, общественной собственности на орудия и средства производства, власти трудящихся, при котором отсутствует социальное угнетение и эксплуатация человека человеком, и характеризующееся диктатурой одного класса. В России – в XX в.

Цивилизационный подход:

Цивилизация (от латинского «гражданский, государственный») – 1) синоним культуры, в марксистской литературе употребляется также для обозначения материальной культуры; 2) уровень, ступень общественного развития, материальной и духовной культуры; 3) определённая стадия исторического процесса, следующая за дикостью и варварством.

Стадии развития цивилизаций:

дикость – по появления зачатков письменности;

варварство – с появления зачатков письменности до её развития;

цивилизация – с появления развитой письменности.

Согласно современным общепринятым представлениям возраст Земли оценивается в 4,5-5 млрд лет.

Общепринятой является хронология на основе христианской эры («наша эра» и «до нашей эры»).

Существуют разные точки зрения по поводу того, сколько было цивилизаций в том ареале, который именуется Россией. Одни историки считают, что с IX в. (образование древнерусского государства) по настоящее время существует одна цивилизация, в развитии которой можно выделить несколько этапов, различающихся особыми типологическими чертами, что позволяет квалифицировать их как самостоятельные «исторические субцивилизации».

Одни исследователи выделяют три субцивилизации:

1) Киевская Русь (примерно с кон. Х по кон. XIII вв., включая этапы как киевского, так и владимиро-суздальского и галицко-волынского политического приоритета);

2) Московская Русь (с нач. XIV по кон. XVII вв.);

3) имперская Россия (с начала XVIII в. по сей день).

Другие – становление киевской субцивилизации связывают не с образованием древнерусского государства, а с принятием христианста (кон. Х в.).

По мнению других учёных, в том ареале, который называется Россией, существовали две цивилизации:

1) Русско-Европейская (Славянско-Европейская) – с IX (или VI) по кон. XIII вв.,

2) Евразийская (Российская) – с нач. XIV в. по сей день — «. Наконец,

Третьи историки в качестве особого субцивилизационного этапа выделяют советский период (с 1917 г.), а некоторые рассматривают советский период в отечественной истории как становление особого типа цивилизации.

Технократический подход

Традиционное (сельскохозяйственно-ремесленное, допромышленное, примитивное) общество – закрытое общество, характеризующееся слабым разделением руда, неразвитостью средств массовых сообщений и низкой урбанизированностью, в котором приоритетом является производство натуральных продуктов, господствует коллективизм, общинность, кастовое или сословное деление, религиозное мировоззрение, гражданские идеалы отсутствуют или слабы, характерна сильная авторитарная власть. В России – до нач. XVIII в.

Промышленное общество – открытое общество, характеризующееся высоким разделением труда, развитием средств массовых сообщений и мощным процессом урбанизации, в котором приоритетом является производство товаров, формируется индивидуализм, экономическое классовое деление, светское мировоззрение, происходит развитие гражданского общества, характерна борьба между демократией и тоталитаризмом. В России – в нач. XVIII – нач. XXI вв.

Информационное (постпромышленное) цивилизация – сверхоткрытое общество, характеризующееся высоким разделением труда, крайним развитием средств массовых сообщений и высоким уровнем урбанизации, в котором приоритетом является производство услуг, научные разработки, господствует индивидуализм, профессиональное стратификационное деление, светское мировоззрение, существует развитое гражданское общество, характерна сильная демократическая власть. В России – с нач. XXI в.

Мир-системный подход

Мир-система – имеющая системные характеристики предельная совокупность обществ, заметным образом прямо или опосредованно связанных между собой, при том, что за границами данной совокупности уже не имеется значимых контактов и взаимодействий между обществами, входящими в эту совокупность, и обществами, в неё не входящими.

Минимир-системы – характерны для первобытных обществ и основаны на отношениях взаимообмена.

Мир-экономики – системы обществ, объединённых тесными экономическими связями, выступающие в качестве определённых эволюционирующих единиц, но не объединённые в единое политическое образование. В России – до сер. XVI в.

Мир-империи – системы обществ, объединённых в единое политическое образование и характеризующихся взиманием налогов (дани) с провинций и колоний. В России – в сер. XVI – нач. XXI вв.

Планетарная цивилизация (XVI-XVIII вв. – и по сей день); состоит из ядра (Капиталистический мир), полупериферии (Некапиталистический мир) и периферии (Третий мир). В России – с нач. XXI в.

Подход Системы трёх веков

Каменный век (1,8-2,4 млн. – 2 тыс. лет назад) – эпоха до использования металлов:

древний каменный век (палеолит) (2,4 млн. лет назад – X тыс. до н. э.) – присваивающее хозяйство, использование кремниевых орудий, изобретение искусственной добычи огня, метательных копий;

средний каменный век (мезолит) (XV-VI тыс. до н. э.) – переход к производящему хозяйству, использование сложных, составных каменных орудий, а также лука и стрел, приручение животных;

эпипалеолит (XV-VI тыс. до н. э.) – пережитки палеолита в эпоху мезолита, сохранение присваивающего хозяйства, использование сложных, составных каменных орудий, а также лука и стрел, приручение животных;

новый каменный век (неолит) (IX-II тыс. до н. э.) – неолитическая революция, использование сложных каменных, деревянных и костяных орудий, изобретение керамики;

субнеолит (IX-II тыс. до н. э.) – пережитки мезолита в эпоху неолита, контактирование с обществами производящего хозяйства при сохранении своего присваивающего;

медный (медно-каменный) век (энеолит, халколит) (VIII-III тыс. до н. э.) – был только у некоторых человеческих обществ, развитие производящего хозяйства, использование как каменных, так и медных орудий;

Бронзовый век (XXXV-XI вв. до н. э.) – использование бронзовых орудий;

Железный век (XIII в. до н. э. – по сей день) – использование железных орудий.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *