основные принципы периодизации отечественной истории

История государства и права России. Ответы на экзаменационные билеты

основные принципы периодизации отечественной истории. Смотреть фото основные принципы периодизации отечественной истории. Смотреть картинку основные принципы периодизации отечественной истории. Картинка про основные принципы периодизации отечественной истории. Фото основные принципы периодизации отечественной истории

В настоящее пособие включены краткие ответы на вопросы по истории государства и права России. Пособие составлено в соответствии с программой курса «История государства и права России». Целью настоящего пособия является оказание помощи в изучении истории государства и права, подготовке к сдаче курсовых экзаменов. Книга предназначена для студентов всех форм обучения высших и средних специальных учебных заведений юридического профиля.

Оглавление

Приведённый ознакомительный фрагмент книги История государства и права России. Ответы на экзаменационные билеты предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

2. Периодизация отечественной истории государства и права

Периодизация истории государства и права России представляет собой разделение истории отечественного государства и права на определенные периоды и этапы. Изучение истории государства и права осуществляется в хронологической последовательности.

Периодизация позволяет подробнее проследить динамику изменений основных институтов государства и права при смене различных исторических эпох. На осуществление периодизации влияют многие явления и факторы, от которых зависит выделение определенного исторического этапа.

Выделяют следующие факторы, влияющие на процесс периодизации:

1) социальное развитие общества (классовая структура общества, наличие разногласий между различными слоями населения);

2) экономическое и технологическое развитие общества (развитие экономики, степень технического прогресса, соотношение ручного и машинного производства);

3) развитие государства (политический режим, форма правления, тип государства);

4) развитие права (появление и развитие отраслей права, изменение правовых институтов, появление новых институтов права);

5) внешнеполитическую обстановку.

Критериями периодизации являются форма государственного устройства, форма правления и правовая система.

Периодизация истории государства и права представляет собой специфический метод изучения предмета науки, познавая историю путем деления ее на отдельные периоды для наиболее полного рассмотрения изучения особенностей состояния институтов права и государства в тот или иной отрезок времени их существования.

Единообразной и однозначной периодизации государства и права России не существует, т. к. периодизация зависит от восприятия исследователя, который ее осуществляет.

В настоящее время различают следующие периоды истории отечественного государства и права:

1) Древняя Русь (X — середина XII вв.);

2) период распада Древнерусского государства и феодальной раздробленности (вторая половина XII — первая половина XIV вв.);

3) период образования централизованного государства, возникновение и развитие русского права (вторая половина XIV — первая половина XVI вв.);

4) период сословно-представительной монархии (середина XVI — середина XVII вв.);

5) период абсолютизма (вторая половина XVII–XVIII вв.);

6) буржуазная монархия, период разложения крепостнического строя и роста капиталистических отношений (первая половина XIX — начало XX вв.);

7) период буржуазно-демократической республики (февраль — октябрь 1917 г.);

8) период создания советского государства и права (октябрь 1917 г. — июль 1918 г.);

9) советское государство и право в годы иностранной военной интервенции и Гражданской войны (1918–1920 гг.);

10) советское государство и право в годы НЭПа (1921 г. — конец 1920-х гг.);

11) советское государство и право в годы ломки общественных отношений (конец 1920-х гг. — июнь 1941 г.);

12) советское государство и право в период Великой Отечественной войны (июнь 1941 — май 1945 гг.);

13) советское государство и право в период восстановления и развития народного хозяйства в первые послевоенные годы (1945 — середина 1950-х гг.);

14) советское государство и право в годы либерализации общественных отношений (середина 1950-х — середина 1960-х гг.);

15) советское государство и право в период кризиса социализма (середина 1960-х — середина 1980-х гг.);

16) период перестройки (1985–1991 гг.);

17) развитие государства и права Российской Федерации на современном этапе. Выделяют также периодизацию истории государства и права, в основе которой лежит тип государства и права. В связи с этим различают рабовладельческий, феодальный, капиталистический и социалистический периоды государства и права.

Источник

Отечественная история. Основные периодизации отечественной истории

основные принципы периодизации отечественной истории. Смотреть фото основные принципы периодизации отечественной истории. Смотреть картинку основные принципы периодизации отечественной истории. Картинка про основные принципы периодизации отечественной истории. Фото основные принципы периодизации отечественной истории основные принципы периодизации отечественной истории. Смотреть фото основные принципы периодизации отечественной истории. Смотреть картинку основные принципы периодизации отечественной истории. Картинка про основные принципы периодизации отечественной истории. Фото основные принципы периодизации отечественной истории основные принципы периодизации отечественной истории. Смотреть фото основные принципы периодизации отечественной истории. Смотреть картинку основные принципы периодизации отечественной истории. Картинка про основные принципы периодизации отечественной истории. Фото основные принципы периодизации отечественной истории основные принципы периодизации отечественной истории. Смотреть фото основные принципы периодизации отечественной истории. Смотреть картинку основные принципы периодизации отечественной истории. Картинка про основные принципы периодизации отечественной истории. Фото основные принципы периодизации отечественной истории

основные принципы периодизации отечественной истории. Смотреть фото основные принципы периодизации отечественной истории. Смотреть картинку основные принципы периодизации отечественной истории. Картинка про основные принципы периодизации отечественной истории. Фото основные принципы периодизации отечественной истории

основные принципы периодизации отечественной истории. Смотреть фото основные принципы периодизации отечественной истории. Смотреть картинку основные принципы периодизации отечественной истории. Картинка про основные принципы периодизации отечественной истории. Фото основные принципы периодизации отечественной истории

В истор. периодизация – это членение или разделение истор. действительности на определенные временные промежутки с характерным специфическим набором качеств, признаков, сохраняющих свою действенность на протяжении всего периода. Естественно, что каждый историк творит собственную периодизацию, в первую очередь периодиз. зависит от философских взглядов историка, под каким углом он смотрит.

Н.М. Карамзин в основу периодизации кладет ведущую роль государства, движущую силу истор. процесса – власть, гос-во, правитель, гос-во сосредотачивает в себе все усилие народа и является двигателем истор. процесса, именно поэтому историю он излагает по правителям, весь русский истор. процесс – это борьба гос-ва с антигос-ными началами, либо с народоправством, либо с аристократией, либо с попытками разделения гос-ва на части, становление единовластия, а затем самодержавия, является тем стержнем, на который нанизывалась вся общественная жизнь России.

Вся история России делится на три периода:

1. Древнейшая история (от Рюрика до Ивана 3).

2. Средняя (от Ивана 3 до Петра 1).

3. Новая (от Петра 1 до Александра 1).

Основная черта первого периода – борьба гос-ва с уделами, чертой второго – установление единовластия, чертой третьего – изменение гражданских обычаев. Сегодня гос. фактор мы наблюдаем в такой степени, как это было при Карамзине.

С.М. Соловьев пытался проследить всю истор. через борьбу двух начал: родового и гос-ного. Представить истор. России как единый процесс ему помогли ранние идеи, на основании кот. переход родовых отношений в гос-ые явл-ся ключевым моментом в русской истор. По мнению Соловьева, истор. России прошла следующие этапы:

1. С 9 в. до второй половины 12 в. (господство родовых между княжеских отношений).

2. Со второй половины 12 в. до конца 16 в. (родовые отношения м/д князьями переходят в гос-ые). Этап завершается смертью Федора Иоанавича, означавшей пресечение династии Рюриковичей.

3. Начало 17 в. (смутное время, кот. грозит юному гос-ву разрушением).

4. С 1613 г. до середины 18 в. (период пребывания России в среде европейских гос-в).

5. Вторая половина 18 в. – первая половина 19 в. (заимствование плодов европейской цивилизации стало необходимым не только для материального благосостояния России, но и для нравственного просвещения).

Соловьев огромное внимание уделяет возникновению структур на основании кот. формируются гос-ва. Среди главных условий – природа страны (или географич. среда), потом быт народов, заселявших Россию, на третьем месте – состояние соседних гос-в и народов. Т.е. Соловьев был гегельянтом.

В.О. Ключевский считает основным фактом истор. России колонизацию. Истор. России – это истор. страны, кот. колонизируется. Со своим философским взглядом Ключевский был позитивистом. Необходимо учитывать множество факторов русской истор. Основные факторы: географический, экономический, политический. В итоге получается четыре периода русской истор.:

1. 8 – 13 в. (Русь Днепровская, городовая, торговая). Это период, когда масса русского населения сосредотачивается на верхнем и среднем Днепре. Русь была тогда разбита на отдельные области, во главе каждой стоял город, как политический и экономический центр. Господствующий полит. фактор – полит. деление земли под руководством города. Главный фактор эк. жизни – внешняя торговля, хлебные промышл., звероводство, бортничество.

2. 13 – середина 15 в. (Русь Верхневолжская, удельно-княжеская, вольно-земледельческая). Главная масса русского населения после общего разрыва, связанного с татарским нашествием передвигается на верхнюю Волгу с притоками. Эта масса остается раздробленной, но не на городовые области, а на удельные княжества. Отсюда господство полит. фактора – удельное деление верхневолжской земли под властью князей. Господств. эк. фактор периода – вольный крестьянский земледельческий труд на верхневолжском суглинке.

3. Со второй половины 15 в. до второго десятилетия 17 в. (Русь Великая, Московская, царско-боярская, военно-земледельческая). Главная масса русского населения растекается на юг и восток по донскому и средне волжскому Черноземью, образуя собой особую ветвь народа Великороссии, кот. вместе с местным населением распространяется за пределы Поволжья. Полит. фактор – объединение Великороссии под властью московского государя, кот. правит теперь с боярской аристократией, кот. образовалась из бывших удельных князей и бояр. Эк. фактор – с/х труд на старом суглинке и на новом средне волжском черноземе. Крестьянский труд еще вольный, но постепенно стесняется военным сословием, кот. вербуется гос-вом для своей обороны.

основные принципы периодизации отечественной истории. Смотреть фото основные принципы периодизации отечественной истории. Смотреть картинку основные принципы периодизации отечественной истории. Картинка про основные принципы периодизации отечественной истории. Фото основные принципы периодизации отечественной истории

4. С начала 18 в. до середины 19 в. (Период всероссийский, императорско-дворянский, период крепостного хоз-ва, земледельческого и фабрично-заводского хоз-ва). Русский народ распространяется по всей равнине от морей Балтийского и Белого до Черного, Кавказского хребта, Каспия и Урала. К Великороссии примыкают Малороссия, Белороссия, Новороссия, образуя Всероссийскую империю. Эта соединяющая власть действует теперь не с боярством, а с дворянством – это и есть главный полит. фактор периода. Основной эк. фактор – земледельческий труд, окончательно ставший крепостническим. Теперь присоединяются обрабатывающая пром-ть, фабричная и заводская.

Советская историография основывалась на марксизме. Марксизм предполагает эк. детерминизм. Эк. фактор считается главным фактором истор. развития (на ряду с соц.-полит. фактором). В соответствии с этим вся истор. человечества делится на 5 периодов, или формаций. В основе формаций лежат производственные силы и отношения.

2. Рабовладельческая формация.

3. Феодальная формация.

Ленин делил коммунистическую формацию еще на 2 периода: социалистический и коммунистический.

История России с точки зрения сов. историков:

1. До 9 в. первобытность с эл-тами рабовладения.

2. С 9 в. до 19 в. феодализм.

3. Середина 19 в. – первое десятилетие 20 в. капитализм перерастает в империализм.

4. С 1917 г. строительство социализма.

5. С 60 г. 20 в. начало строительства коммунизма.

Сегодня в методологическом поле истор. науки нет единой стержневой периодизации. Сегодня “рабочими” могут признаваться любые периодизации рос. истории, кот. не противоречат логике и здравому смыслу. Марксистская схема до сих пор остается рабочей, но с определенными эл-тами модернизации.

Источник

Основные принципы периодизации отечественной истории

Общая периодизация в истории России (в основу положена государственная эволюция России).

Основные процессы и явления.Основные событияVI-VIII векаскладываются предпосылки образования государства у восточных славянIX-XII века- образование и расцвет раннефеодального государства Киевская Русь

2.объединение восточных славян;

3.установление отношений с соседними государствами и народами;

XI-XII века. Расцвет Древнерусского государства:

1. появление первого письменного закона на Руси;

2.разворачивание каменного строительства в Киеве и Новгороде;

3.расширение территории государства;

4.рост влияния христианской церкви.

Образование централизованного государства:

1. присоединение территорий бывших удельных княжеств в Москве;

2. появление титула «Государя всея Руси», названия государства «Россия», двуглавого византийского орла в гербе России;

4.начало закрепощения крестьян, установление Юрьева дня.

1. окончательное прекращение уплаты дани, прекращение ордынского ига.

Завершение создания централизованного государства:

1. борьба с государствами-наследниками Золотой Орды и расширение территорий Российского государства;

2. укрепление государственной системы, реформы центрального и местного управления; военная реформа;

3. укрепление положения церкви;

4. продолжение закрепощения крестьян;

5. борьба с боярами и удельными князьями и насильственная централизация власти.

Источник

Периодизация отечественной истории

ТЕМА № 2: «ДРЕВНЕЙШАЯ ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВА».

1. Периодизация отечественной истории. 4

2. Первобытное общество на территории России. 9

3. Древнейшие государства на территории нашей страны и их воздействие на славянские этнические образования. 15

Введение.

Проблема зарождения русского этноса, истоки и исторические корни древнерусской цивилизации являются сложной и отчасти нерешённой проблемой. В отечественной историографии по этому вопросу высказываются различные точки зрения. Однако историки сходятся во мнении, что реальными предшественниками русских людей были восточные славяне, принадлежавшие к группе индоевропейских народов.

Академик Б. А. Рыбаков выделяет четыре основных этапа жизни славянских племён, последовательное развитие которых привело к формированию русского этноса:

1. Развитие протославянских племён в недрах индоевропейского единства, в стороне от центров развития.

2. Обособление праславян в бронзовом веке, развитие внутренних контактов, первые встречи со степными кочевниками, освоение железа. Здесь происходит выдвижение славян среднего Поднепровья (VI – IV вв. до н. э.).

3. В результате разгрома сарматами славяне продвигаются на север в лесную зону, ассимилируя литовско-латышские и финно-угорские племена. Таким образом, образовались две зоны расселения славян: южная (лесостепная), продолжавшая традиции прародины славян и северная, где происходило их соприкосновение с иными племенами и развитие славянского этноса протекало в более суровых условиях, чем на юге. С расширением границ территории проживания славян значительно расширились и их контакты с другими народами.

4. В период образования и развития национальной государственности славянство вышло на европейскую и мировую арену[1].

Периодизация отечественной истории

Существуют различные периодизации отечественной истории. Первый обобщающий труд по истории России (“История Российская с самых древнейших времён”) был написан Василием Никитичем Татищевым в первой половине XVIII в., в котором была сформулирована “государственная схема” отечественной истории. Исходя из политического идеала сильной монархической власти, Татищев выделил в российской истории несколько этапов: от “совершенного единовластительства” (от Рюрика до Мстислава, 862 – 1132 гг.), через “аристократию удельного периода” (1132 – 1462 гг.) к “восстановлению монархии” при Иоанне Великом III (1462 – 1505 гг.) и укреплению её при Петре I в начале XVIII в.

Николай Михайлович Карамзин в начале XIX в. отождествлял историю России с историей самодержавия. В работе “История государства Российского” он выделил 6 периодов:

1. “введение монархической власти” от призвания князей варяжских до Святополка Владимировича (862 – 1015);

2. “угасание самодержавия” – от Святополка Владимировича до Ярослава II Всеволодовича (1015 – 1238 гг.)

3. “гибель Русского государства и постепенное государственное возрождение России” – от Ярослава II Всеволодовича до Ивана III (1238 – 1462 гг.)

4. “утверждение самодержавия” – от Ивана III до Ивана IV (1462 – 1533 гг.);

5. “восстановление единовластия царского и превращение самодержавия в тиранию” – от Ивана IV до Бориса Годунова (1533 – 1598 гг.);

6. “Смутное время” – от Бориса Годунова до Михаила Романова (1598 – 1613 гг.).

С позиций теории “органического развития” дал периодизацию российской истории Сергей Михайлович Соловьёв. В своём фундаментальном труде “История России с древнейших времён” он выделяет органически связанные между собой этапы российской истории. Первый этап (с древнейших времён до XVI в. включительно) – переход от “родового начала” через “вотчинные отношения” к “государственному быту”. Второй этап (XVII – середина XVIII в.) – “приуготовление к новому порядку вещей и эпоха Петра I”, эпоха преобразований. Третий этап (вторая половина XVIII – вторая половина XIX в.) – завершение эпохи преобразований.

Крупнейшим историком конца XIX в. был Василий Осипович Ключевский. Он выделял “три основные силы, которые строят людское общежитие”: человеческая личность, людское общество, природа страны. Двигателями исторического прогресса он считал “умственный труд и нравственный подвиг”. В истории России В. О. Ключевский большое значение придавал процессу колонизации (природный фактор), торговле (экономический фактор) и признавал огромную роль государства в развитии России (политический фактор). В “Курсе русской истории” он дал её периодизацию, положив в основу географический, хозяйственный и социальный критерии. В отечественной истории он выделил четыре периода:

1) Русь Днепровская, городовая, торговая (с VIII по XIII в.);

2) Русь Верхневолжская, удельно-княжеская, вольно-земледельческая (XIII – середина XV в.);

3) Русь Великая, Московская, царско-боярская, военно-земледельческая (XV – начало XVII в.);

4) Всероссийский, императорский, дворянский период крепостного хозяйства – земледельческого и фабрично-заводского (XVII – середина XIX в.)[2].

В советской историографии в основу периодизации был положен формационный подход, в соответствии с которым в отечественной истории выделяли:

1) первобытнообщинный строй (до IX в.);

2) феодализм (IX – середина XIX в.);

3) капитализм (вторая половина XIX в. – 1917 г.);

4) социализм (с 1917 г.).

В рамках этих периодов отечественной истории выделялись этапы, раскрывающие процесс зарождения и развития общественно-экономической формации. Феодальный период делили на три этапа: ранний феодализм (Киевская Русь), развитой феодализм (феодальная раздробленность и образование Российского централизованного государства), поздний феодализм (новый период русской истории, разложение и кризис феодально-крепостнических отношений). Период капитализма распадался на два этапа – домонополистический капитализм и империализм. В советской истории выделяли этапы военного коммунизма, новой экономической политики, строительства основ социализма (индустриализация и коллективизация), полной и окончательной победы социализма, развития социализма на собственной основе[3].

В постперестроечный период в связи с переходом к плюралистической интерпретации отечественной истории произошла переоценка как отдельных её событий, так и целых периодов и этапов. Поэтому наблюдается, с одной стороны, возврат к дореволюционным периодизациям, а с другой, – предпринимаются попытки дать периодизацию в соответствии с новыми ценностями и методологическими подходами. Современные историки (Л. М. Лященко, М. М. Горинов, Л. Г. Косулина и др.) предлагают выделить в отечественной истории четыре периода:

1. от древней Руси к императорской России (IX – XVIII вв.)

2. расцвет и закат Российской империи (XIX – XX вв.)

3. советский период истории России (1917 – 1991 г.)

4. период выбора модели общественного развития (90-е гг. ХХ в.)[4].

Периодизация истории цивилизации в России. Существуют разные точки зрения по поводу того, сколько было цивилизаций и какова периодизация истории цивилизации в том ареале, который именуется Россией[5].

Первая точка зрения (частично её придерживалась советская историография) состоит в том что, что с IX в. с образования древнерусского государства и по настоящее время существует одна цивилизация, в развитии которой можно выделить несколько этапов, различающихся особыми типологическими чертами, что позволяет квалифицировать их как самостоятельные исторические субцивилизации.

Существовало три такие субцивилизации:

1. Киевская Русь (примерно с IX по XIII в., включая этапы как киевского, так и владимиро-суздальского и галицко-волынского политического приоритета)

2. Московская Русь (с начала XIV по конец XVII в.)

3. Имперская Россия (с начала XVIII и по сей день).

В качестве особого субцивилизационного этапа иногда выделяют советский период (1917 – 1991 гг.).

Вторая точка зрения (например, Л. Н. Гумилёв) заключается в том, что в ареале, который сейчас называется Россией, существовала не одна, а две цивилизации. С VI по конец XIII в. существовала “русско-европейская” или славянская цивилизация, а с начала XIV в. – “евразийская” или российская (Московская).

Советский период в отечественной истории рассматривается как становление особого типа цивилизации.

В рамках древнерусской (русско-европейской, славянской) цивилизации можно выделить несколько субцивилизаций: киевскую, новгородскую, северо-восточную и юго-западную. Киевская субцивилизация прекратила своё существование в XIII в. в результате татаро-монгольского нашествия. Новгородская субцивилизация – в XV в. в ходе подчинения Новгорода Москве. Юго-западная субцивилизация явилась основой создания в XIV в. Литовской Руси, которая после объединения с Польшей вошла в состав западноевропейской цивилизации. На основе северо-восточной субцивилизации стала складываться Московская Русь, ставшая основой российской цивилизации.

В рамках российской цивилизации можно выделить в качестве субцивилизаций Московское царство, императорскую Россию, СССР. После распада СССР начался новый, постсоциалистический этап развития России.

Источник

Какова периодизация отечественной истории?

основные принципы периодизации отечественной истории. Смотреть фото основные принципы периодизации отечественной истории. Смотреть картинку основные принципы периодизации отечественной истории. Картинка про основные принципы периодизации отечественной истории. Фото основные принципы периодизации отечественной истории основные принципы периодизации отечественной истории. Смотреть фото основные принципы периодизации отечественной истории. Смотреть картинку основные принципы периодизации отечественной истории. Картинка про основные принципы периодизации отечественной истории. Фото основные принципы периодизации отечественной истории основные принципы периодизации отечественной истории. Смотреть фото основные принципы периодизации отечественной истории. Смотреть картинку основные принципы периодизации отечественной истории. Картинка про основные принципы периодизации отечественной истории. Фото основные принципы периодизации отечественной истории основные принципы периодизации отечественной истории. Смотреть фото основные принципы периодизации отечественной истории. Смотреть картинку основные принципы периодизации отечественной истории. Картинка про основные принципы периодизации отечественной истории. Фото основные принципы периодизации отечественной истории

основные принципы периодизации отечественной истории. Смотреть фото основные принципы периодизации отечественной истории. Смотреть картинку основные принципы периодизации отечественной истории. Картинка про основные принципы периодизации отечественной истории. Фото основные принципы периодизации отечественной истории

основные принципы периодизации отечественной истории. Смотреть фото основные принципы периодизации отечественной истории. Смотреть картинку основные принципы периодизации отечественной истории. Картинка про основные принципы периодизации отечественной истории. Фото основные принципы периодизации отечественной истории

Существуют различные периодизации отечественной ис­тории. Это обусловлено прежде всего методологическими ориентациями и выбором в их рамках критериев периодиза­ции.

Первый обобщающий труд по истории России был напи­сан В. Татищевым в первой половине XVIII в. («История Российская с самых древнейших времен»), в котором была сформулирована «государственная схема» отечественной ис­тории. Исходя из политического идеала сильной монархи­ческой власти, Татищев в российской истории выделил не­сколько этапов: от «совершенного единовластительства» (от Рюрика до Мстислава, 862 — 1132 гг.), через «аристокра­тию удельного периода» (1132—1462 гг.) к «восстановле­нию монархии при Иоанне Великом III» (1462— 1505 гг.) и укреплению ее при Петре I в начале XVIII столетия.

Н. Карамзин в начале XIX в., занявшись историей Рос­сии, свои философско-исторические взгляды изложил в «уте­шительной системе», суть которой заключалась в утвержде­нии, что история человечества есть история всемирного прогресса как духовного его совершенствования, а историю делают великие люди. Считая, что жизнь этих людей и «есть история народов», Карамзин отождествлял историю России с историей самодержавия. Посвящая свою работу «История государства Российского» Александру I, автор писал, что «история народа принадлежит царю!». Идею о том, что «Рос­сия основалась победами и единоначалием, гибла от разно­властия, а спаслась мудрым самодержавием», Карамзин по­ложил в основу периодизации отечественной истории. В ней он выделил шесть периодов: 1) «введение монархической власти» — от «призвания князей варяжских» до Святопол­ка Владимировича (862—1015 гг.); 2) «угасание самодер­жавия» — от Святополка Владимировича до Ярослава II Всеволодовича (1015 — 1238 гг.); 3) «гибель» Русского го­сударства и постепенное «государственное возрождение» Рос­сии — от Ярослава II Всеволодовича до Ивана Hi (1238 — 1462 гг.); 4) «утверждение самодержавия» — от Ивана III до Ивана IV (1462 — 1533 гг.); 5) восстановление «едино­властия царского» и превращение самодержавия в тиранию — от Ивана VI (Грозного) до Бориса Годунова (1533 — 1598 гг.); 6) «смутное время» — от Бориса Годунова до Михаила Романова (1598—1613 гг.).

С позиций теории «органического развития» дал перио­дизацию российской истории С. Соловьев (1820—1879 гг.). В фундаментальном труде «История России с древнейших времен» он попытался выявить «внутреннюю связь» исто­рических событий в России, определить закономерности ис­торического процесса, обусловленного «природой страны», «природой племени» и «ходом внешних событий». Соловь­ев не сводит историю России ни к истории государства, ни к истории самодержавия. Признавая огромную роль и госу­дарства, и личности в истории, Соловьев рассматривал вместе с тем государство как «необходимую форму для народа», а правительство как «произведение исторической жизни из­вестного народа». «Великий человек» также является, по мнению историка, «сыном своего времени, своего народа». Придерживаясь принципа «не делить, не дробить русскую историю на отдельные части, периоды, но соединять их, следить преимущественно за связью явлений», Соловьев лишь обозначает органически связанные между собой этапы российской истории. Первый этап ( с древнейших времен до XVI в. включительно) — переход от «родового начала» через «вотчинные отношения» к «государственному быту». Второй этап (XVII — середина XVIII в.) — «приуготовле­ние» к новому порядку вещей и «эпоха Петра I», «эпоха преобразований». Третий этап (вторая половина XVIII — вторая половина XIX в.) — «завершение эпохи преобразо­ваний».

Крупнейшим историком конца XIX в. был В. Ключев­ский, который, придерживаясь позитивистской «теории фак­торов», выделял «три основные силы, которые строят люд­ское общежитие»: человеческая личность, людское общество, природа страны. Двигателями исторического прогресса Клю­чевский считал «умственный труд и нравственный подвиг». В истории России Ключевский большое значение придавал процессу колонизации (природный фактор), торговле (эко­номический фактор) и признавал огромную роль государст­ва в ее развитии (политический фактор). В «Курсе русской истории» Ключевский дал ее периодизацию, положив в ос­нову географический, хозяйственный и социальный крите­рии. В отечественной истории он выделил четыре периода: 1) «Русь днепровская, городовая, торговая» (с VIII по XIII-в.); 2) «Русь Верхневолжская, удельно-княжеская, воль­но-земледельческая» (XIII — середина XV в.); 3) «Русь Великая, Московская, царско-боярская, военно-земледель­ческая» (XV — начало XVII в.); 4) «всероссийский, импе­раторский, дворянский» период крепостного хозяйства — земледельческого и фабрично-заводского (XVII — середина XIX в.).

основные принципы периодизации отечественной истории. Смотреть фото основные принципы периодизации отечественной истории. Смотреть картинку основные принципы периодизации отечественной истории. Картинка про основные принципы периодизации отечественной истории. Фото основные принципы периодизации отечественной истории

В советской историографии в основу периодизации был положен формационный подход, в соответствии с которым в отечественной истории выделяли: 1) «первобытнообщин­ный строй» (до IX в.); 2) «феодализм» (lX — середина XIX в.); 3) «капитализм» (вторая половина XIX в. — 1917 г.); 4) «социализм» (с 1917 г.). В рамках этих фор­мационных периодов отечественной истории выделяли оп­ределенные этапы, раскрывающие процесс зарождения и развития общественно-экономической формации. Так, «фе­одальный» период делили на три этапа: «ранний феодализм» (Киевская Русь), «развитой феодализм» (феодальная раз­дробленность и образование Российского централизованного государства); «поздний феодализм» («новый период русской истории», разложение и кризис феодально-крепостнических отношений). Период капитализма распадался на два этапа — «домонополистический капитализм» и «империализм». В со­ветской истории выделяли этапы «военного коммунизма», «новой экономической политики», «строительства основ со­циализма», «полной и окончательной победы социализма», «развития социализма на собственной основе».

В постперестроечный период в связи с переходом к плю­ралистической интерпретации отечественной истории про­изошла переоценка как отдельных ее событий, так и целых периодов и этапов. В связи с этим наблюдается, с одной стороны, возврат к периодизациям Соловьева, Ключевско­го, Платонова и др. дореволюционных историков, а с дру­гой, предпринимаются попытки дать периодизацию в соот­ветствии с новыми ценностями и методологическими подходами. Так появились периодизации отечественной ис­тории с точки зрения альтернативности исторического ее раз­вития, рассмотренного в контексте мировой истории. Неко­торые историки предлагают выделить в отечественной истории два периода: 1) «от древней Руси к императорской России» (IX —XVIII вв.) и 2) «расцвет и закат Российской империи» (XIX—XX вв.).

Историки, разделяющие идеи «пассионарной концепции» Л. Гумилева, выделяют в истории России этапы в соответ­ствии со стадиями жизни славянского и российского супер­этносов. Л. Гумилев придерживался теории мутагенеза, со­гласно которой каждый новый вид, в том числе и этнос, возникает в результате мутации — внезапного изменения генофонда живых существ, наступающего под воздействием внешних условий в определенном месте и в определенное время. Вследствие мутации под воздействием биохимичес­кой энергии живого вещества биосферы возникает такой эт­нический признак, как пассионарность, образующий внутри популяции некоторое количество людей, обладающее повы­шенной тягой к действию («пассионарный толчок»).

Уровень пассирнарности в этносе не остается неизмен­ным, поэтому этнос, возникнув в результате пассинарного толчка проходит ряд фаз развития: l) пассионарный подъ­ем (образование нового этноса — около 300 лет); 2) акма­тическая фаза (образование суперэтноса — 300 лет; 3) над­лом (резкое снижение пассионарности сурерэтноса — 200 лет; 4) инерционная фаза (плавное снижение пассионарнос­ти — 300 лет; 5) обскурация (разрушение этнических свя­зей — 200 лет); 6) мемориальная фаза (полное уничтоже­ние этнических реликтов — 200 лет). Тем самым продолжительность жизни этноса Гумилев определял при­мерно в 1500 лет.

Л. Гумилев считал, что пассионарный толчок, привед­ший к образованию собственно русского народа, произошел на Руси около 1200 г. В течение 1200 — 1380 гг. на основе слияния славян, татар, литовцев, финно-угорских народов возник новый, русский этнос. В 1380—1500 гг. начался про­цесс формирования российского суперэтноса. Фаза пассио­нарного подъема завершилась созданием Великого княжества Московского и освобождением от татаро-монгольской за­висимости. Этой фазе хронологически соответствовали об­скурационная и мемориальная фазы в истории славянского суперэтноса, сопровождавшиеся распадом древнерусского государства, его разделом между Ордой и Литвой и, нако­нец, разрушением последнего этнического осколка Киевской Руси — Новгорода. В 1500—1800 г. (акматическая фаза) российский суперэтнос распространился в пределах Евразии, произошло объединение под властью Москвы народов, жив­ших от Прибалтики до Тихого океана. После 1800 г. нача­лась фаза надлома, которая сопровождается огромным рас­сеиванием энергии, кристаллизующейся в памятниках культуры и искусства (расцвет культуры), утратой единст­ва суперэтнической принадлежности, нарастанием внутрен­них конфликтов, выливающихся время от времени в граж­данские войны. Исходя из «пассионарной теории» Гумилева, в начале XXI в. должна начаться инерционная фаза, кото­рая характеризуется тем, что, благодаря приобретенным цен­ностям, суперэтнос живет как бы «по инерции», вновь идет взаимное подчинение людей друг другу, происходит образо­вание больших государств, создаются и накапливаются ма­териальные блага.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *