основные структурные компоненты учебника истории

Основные структурные компоненты учебника истории

Учебник – основной источник знаний и основное средство обучения, на которое опирается учитель. В нем излагаются основы науки в соответствии с возрастом учащихся, уровнем их подготовки, познавательными возможностями. Основное назначение учебника заключаются в том, чтобы обеспечивать целостность научных знаний по предмету, систематизацию основных положений науки, органическую связь теории с практикой.

Учебник должен соответствовать школьной программе по предмету, т. к. он обеспечивает ее реализацию в учебном процессе. Для специальной (коррекционной) школы VIII вида нет «своего» учебника истории, поэтому преподавание предмета строится на основе учебника истории для 5 класса общеобразовательной школы.

Ученики с нарушением интеллекта изучают историю по учебнику для 5 класса общеобразовательной школы «Рассказы по родной истории» (авторы Н.И. Ворожейкина, В.М. Соловьев, М.Т. Студеникин).

Учебник истории состоит из ряда компонентов:

а) текст: основной (тексты параграфов), дополнительный (отрывки из литературных произведений, тексты под рубрикой « Это интересно », небольшие тексты к некоторым иллюстрациям), пояснительный (сноски, названия иллюстраций);

б) внетекстовые компоненты: аппарат организации усвоения (система вопросов и заданий после каждого параграфа и после каждой темы), иллюстративный материал (картины, портреты, фотографии, рисунки, карты, схемы, хронологическая таблица), аппарат ориентировки (оглавление, заголовки тем, номера и названия параграфов, условные обозначения; выделенные в тексте даты и понятия).

Структура учебника определяется системой отбора фактов. Учебник делится на главы и параграфы. Каждый параграф имеет целостный законченный сюжет, они одинаковы по объему (примерно три страницы) число их соответствует урокам за год (56). В специальной (коррекционной) школе материал учебника изучается в течение трех лет, значит иногда параграф разбивается на 2–3 урока, а в случае отсутствия материала в учебнике, учитель выполняя программу использует другие источники знаний.

Источник

Тема 9. Учебники и учебно-методические комплексы. Отечественная и всеобщая история в концентрической и линейных системах обучения

Современные учебники истории основной школы. 5-9 классы. Учебники «нового поколения».

Основные структурные компоненты учебника истории. Взаимосвязь текстовых и иллюстративных компонентов учебника истории и их виды.

Приемы работы учащихся с текстовым и иллюстративным материалом учебника.

Функциональная роль учебника истории.

Виды вопросов по тексту учебника, организация работы с историческими документами, иллюстрациями в учебнике.

Школьный учебник по истории является источником знаний и средством обучения. Учебник содержит систематическое изложение материала по истории, предусмотренного программой и подлежащего усвоению.

В дореволюционной школе учебник служил для заучивания материала заданного на дом.

Представление об учебнике истории как пособии, служащем в основном для закрепления материала учащимися дома, господствовало в советской школе в 1930-1940-е гг. Лишь немногие учителя в те годы вели системную работу на уроке над текстом учебника истории. Этому, помимо перегрузки уроков программным материалом способствовал и характер учебников того времени: в них отсутствовали вопросы и задания по тексту, вопросы для повторения и обобщения, пояснительный текст под иллюстрациями и т.п.

В 60-90-е гг. взгляд на место и роль учебника в процессе обучения значительно изменился. Учителя используют учебник истории как пособие и для обучения на самом уроке, и для выполнения домашнего задания. Задачи классной работы с текстом учебника понимаются значительно шире, чем в прежние годы: не только облегчить сознательное закрепление учебного материала, но обеспечить в какой-то степени его усвоение на уроке, а главное — научить самостоятельно работать с книгой, самостоятельно извлекать исторические знания из книги, оперировать материалом, содержащимся в учебнике.

Учебник имеет структурные компоненты:

Пакет основной:

· отрывки художественной литературы;

· подписи к иллюстрациям;

· пояснения в скобках.

· выделения в тексте;

Иллюстрации: фотографии, репродукции, картосхемы, схемы, таблицы. Аппарат ориентировки: оглавление, рубрикации, сигналы-символы, указатели, рекомендуемая литература.

Основные требования к учебнику истории:

1. научность в освещении исторического прошлого и исторической периодизации;

2. доступность для учащихся данного возраста, научные данные должны излагаться просто, ясно, способствовать развитию речи и исторического мышления;

3. обеспечивать организацию процесса познания учащимися исторических явлений;

4. наличие преемственности между учебниками последовательных возрастных групп учащихся;

5. содержание методического аппарата: исторические карты, иллюстрации, справочный материал: оглавление, хронологические таблицы.

Перечень учебных изданий утверждается Министерством образования Российской Федерации. Он включает по 270 наименований учебников и учебных пособий и носит рекомендательный характер, позволяет учителю выбрать из этого обилия учебников и учебных пособий, выпускаемые издательствами «Просвещение» и «Дрофа», то которые наиболее близки учителю. Но вместе с тем, наиболее часто применяемы следующие учебники:

Класс

Ворожейкина Н.И. Рассказы по родной истории. М., 1998.

Вигалин А.А. История Древнего мира. М., 1995.

Класс

Агибалова Е.В., Донской Т.М. История Средних веков. М., 1996.

Преображенский А.А. История Отечества с древних времен до конца ХVIII в. М., 1996.

Класс

Нарочницкий А.А. Новая история (1640-1870). М., 1994.

Пунский В.О. Юдовская А.Я. «Новая история (1640-1870). М., 1994.

Преображенский А.А. и др. История России. М., 1996.

Кацва А.А., Юрганов А.П. История России.

Класс

Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России в ХIХ в. М., 1994.

Зырянов П.Н. История России в ХIХ в. М., 1994.

Юдовская А.Я., Баранов П.А. Новая история. М., 1994.

Класс

Алексашкина Л.Н. Новейшая история. М., 1996.

Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России в ХХ в. М., 1995.

Класс

Островский В.П., Уткин А.И. История России. М., 1992.

Сорока-Цюпа О.С. Новейшая история. М., 1994.

Класс

Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России в ХХ в. М., 1995.

Сороко-Цюпа О.С. Мир в ХХ в. М., 1992.

В современный период появляются компьютерные версии учебников, авторами одного из первых стали Данилов А.А., Косулина Л.Г., Харитонов А.А. «История России в ХХ в.».

В настоящее время существует множество школьных учебников, имеющих самую разную структуру. Идет процесс создания многоуровневых учебников, учитывающих дифференциацию процесса обучения.

Вопросы для самоконтроля

1. Как определялась роль школьного учебника истории и обществознания в различные периоды?

2. Какие структурные компоненты должен содержать учебник?

3. Перечислите основные требования к учебнику истории.

4. Назовите авторов и названия современных учебников по истории.

Тема 10. Учебный план школы и календарно-тематическое планирование преподавания истории.

Программа — основополагающий документ, определяющий принципы построения курса, задачи данного предмета.

Определение последовательности изучения тем, событий, фактов, понятийного аппарата.

Количество часов на изучение раздела, темы.

Роль и место урока в теме, разделе, курсе.

Переход от прежних унифицированных программ к примерным, «рамочным», от некогда единого комплекта стабильных учебников к многообразию новых пособий способствует расширению возможностей творческой работы учителя, и вместе с тем породил ряд проблем. Современные учебники отличаются не только новой структурой, отбором и изложением исторического материала, но часто и не соответствием возрастным возможностям учащихся, объему времени, отводимого на изучение курса. В некоторых из них явно преобладает авторский монолог при невнимании к познавательной деятельности школьников. В этой ситуации к учителю, прежде чем приступить к преподаванию, необходимо приложить значительные усилия для создания педагогически продуманной, целостной и последовательной модели учебного процесса.

В основу учебного плана школы и календарно-тематического планирования преподавания истории должны быть положены следующие дидактико-методические подходы:

1. Планирование отражает как содержательные, так и деятельностные компоненты обучения. В нем представлены и последовательность изучения материала, формы и приемы деятельности учителя и учащихся.

2. В качестве основной единицы планирования рассматривается не отдельный урок, хотя он является важным звеном в учебном процессе, а учебная тема, группа уроков, это помогает выделить основное содержание курсов, преодолеть дробность в отборе учебного материала.

3. Основой при отборе исторического материала служат нормативные документы: обязательный минимум содержания образовательной области «Обществознание» (история), содержание аналогичной темы в программе по предмету, учебный материал в учебнике, Федеральный и региональный компоненты программ.

4. Планирование должно быть ориентировано на использование учебников и пособий, рекомендованных Министерством образования РФ (см.перечень учебников и пособий на 2002/2003 учебный год, в журнале «Обществознание в школе» 2002 г. № и др. изданиях.

Рекомендуемая последовательность изучения курсов отечественной и всеобщей истории в V-IХ классах:

V классИстория древнего мира68 час.
VI классИстория средних веков (V-ХV вв.)28 час.
VII классНовая история (ХVI-ХVIII вв.) История России (ХVII-ХVIII вв.)26 час. 42 час.
VIII классНовая история (ХIХ в.) История России (ХIХ в.)24 час. 44 час.
IХ классИстория России (ХХ в.) Новейшая история (ХХ в.)68 час. 34 час.

Календарно-тематический план имеет следующие разделы:

№ п/пНазвание раздела, темыДомаш. Зад., пункты, стр.Дата изучение материала

Более сложный календарно-тематический план предлагают авторы Е.Е. Вяземский и О.Ю. Стрелова.

Тема и дата занятияОсновные вопросыОсновные понятияУчебники, пункты, стр.параграфыСредства обученияПрограмма развития уч-ся
Межпредметные связиФорма учебного занятияФормы текущего и итогового контроля

Календарно-тематическое планирование разрабатывается учителем на весь учебный год из расчета изучения материала в обычных классах:

в V кл. — 68 часов годовых — 2 часа в неделю;

в VI кл. — 68 часов годовых — 2 часа в неделю;

в VII, VIII кл. — 68 часов годовых — 2 часа в неделю;

в IХ кл. — 102 часа — 3 часа в неделю.

Весь программный материал должен быть изучен за 34 учебных недели (с 1 сентября по 25 мая). При планировании необходимо учесть деление учебных занятий по четвертям и полугодиям. Необходимо, чтобы изучение раздела, темы было логически завершено при завершении четверти, следует предусмотреть урок обобщения изученного материла.

Определение последовательности изучения тем, событий, фактов, понятийного аппарата напрямую зависят от учебных программ и логики построения учебного материала в школьном учебнике. Последовательность изучения определяется линейностью и динамикой развития исторических событий.

Программа — основополагающий документ, определяющих принципы построения курса, задачи данного предмета, основные знания, умения и навыки необходимые для развития учащихся в данном школьном возрасте.

В зависимости от специализации школы, от уровня дифференциации внутри параллели к основному учебному времени, выделенному в программе, в учебном плане школы из вариативной части плана может быть выделено до 10% дополнительного времени в классах с углубленным изучением предмета, соответственно в V-VIII классах это дополнительно 6-7 уроков. Учителю предоставляется право самому определить темя для углубленного изучения, определить литературу для самостоятельного изучения учащимися в ходе подготовки домашнего задания. Дополнительные уроки должны быть внесены в календарно-тематическое планирование учителя и утверждены педагогическим советом и администрацией школы.

Вопросы для самоконтроля

1. Какими документами руководствуется учитель при составлении календарно-тематического плана?

2. Какие разделы включает план и почему?

3. Чем могут быть вызваны изменения календарно-тематического плана при работе в одной параллели? Охарактеризуйте эти изменения.

Источник

Теория и методика обучения истории и обществознания в школе (стр. 18 )

основные структурные компоненты учебника истории. Смотреть фото основные структурные компоненты учебника истории. Смотреть картинку основные структурные компоненты учебника истории. Картинка про основные структурные компоненты учебника истории. Фото основные структурные компоненты учебника историиИз за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29

основные структурные компоненты учебника истории. Смотреть фото основные структурные компоненты учебника истории. Смотреть картинку основные структурные компоненты учебника истории. Картинка про основные структурные компоненты учебника истории. Фото основные структурные компоненты учебника истории

На основе государственного стандарта разрабатываются программы и учебники, которые представляют учебный материал по истории в хронологической последовательности событий, явлений, процессов. Учебные программы содержат объяснительную записку о целях изучения истории и обществознания, основные требования, объём знаний, подлежащих усвоению. В них последовательно представлена тематика учебного предмета, указан главный фактический материал, основные теоретические положения, умения и навыки, которые формируются у учащихся в процессе обучения, указана рекомендуемая литература.

Программы по истории и обществознанию для основной и средней школы определяют содержание обучения истории и обществознания.

На этом этапе рассмотрения программ необходимо отметить существование альтернативных вариантов (авторских программ).

Важно подчеркнуть, что в любом учебном заведении могут применяться одновременно несколько вариантов программ по истории и обществознанию. Решение о введении дифференцированных программ принимают школьные советы.

Подробно нужно остановиться на исследовании содержания современных программ и изучить их структурные компоненты, характерные особенности, достоинства и недостатки образовательных документов.

3. При изучении данного вопроса следует назвать и дать характеристику основных структурных компонентов учебника истории и обществознания, также на основе представленной схемы проанализировать современные учебники.

Итак, основными структурными компонентами учебника истории и обществознания являются:

В соответствии с представленными структурными компонентами студентам необходимо охарактеризовать все действующие учебники истории и обществознания.

Для выполнения данного задания рекомендуется разделить студентов на группы либо индивидуально.

4. Практическая часть:

1) рассмотреть способы применения учителем программ при подготовке к урокам (на примере любого курса);

2) на лабораторном занятии студентам необходимо дать характеристику действующим школьным учебникам истории и обществознания по основным структурным компонентам.

Учебно-методический комплекс по истории

и обществознанию. Планирование учебного материала

1.Учебный комплекс по истории:

б) методическая литература для учителя;

в) литература научная, популярная, художественная;

г) наглядные средства обучения.

2. Виды и структура планирования учебного материала.

1. Представьте характеристику учебных пособий и методической литературы по курсам «История» и «Обществознание» (на выбор);

2. Подберите учебно-методический комплекс к историческому и обществоведческому курсу (на выбор).

3. Составьте четыре вида планирования на основе учебной программы по истории и обществознанию (любой курс на выбор).

6. Годер для самостоятельной работы по истории (5 кл.). – М., 1995.

12. Из истории русской гуманистической мысли: Хрестоматия / Сост. и др. – М., 1993.

16. Гевуркова для самостоятельной работы по истории Отечества (10-11 кл.). – М., 1996.

19. Плоткин и познавательные задания по отечественной истории (10-11 кл.). – М., 1985.

20. Примерное планирование курсом истории и предметов образовательной области «Общественный дисциплины». – М., 1996.

При изучении данной темы необходимо определить, какие элементы составляют учебно-методический комплекс и дать их характеристику. Важно также представить виды учебного планирования и раскрыть их содержание, структуру.

1. Школьная теория и практика преподавания истории и обществознания находится в состоянии поиска. Многие аспекты познания прошлого, соотношение фактов и авторских интерпретаций в школьных программах и учебниках, оптимальное соотношение локальных, региональных, мировых компонентов содержания отражаются в учебно-методическом комплексе (УМК) по истории.

— учебных пособий для учащихся (учебники, хрестоматии, книги для чтения, рабочие тетради);

— методической литературы для учителя (методические пособия, литература, статьи, методические рекомендации, сборники заданий);

— литературы научной, популярной, художественной (монографии, книги для учителя, пособия для учащихся, художественная литература);

— наглядных средств обучения (печатные, объёмные, экранные и экранно-звуковые).

После представления классификации УМК следует остановиться на подробном анализе и характеристике каждого элемента методического комплекса.

В процессе обсуждения необходимо подчеркнуть, что основным компонентом УМК по истории считается учебник как пособие, сосредотачивающее в себе все компоненты учебно-методического комплекса. Важно также отметить, что содержание учебника является обязательным минимумом, уровень которого необходимо повышать дополнением сведений из разнообразных элементов методических комплексов.

Таким образом, преподавание и обучение истории не должно ограничиваться рамками учебника, так как эффективное обучение предполагает изучение всех компонентов УМК.

В целях сохранения единого образовательного пространства, обеспечения преемственности государственных образовательных стандартов на всех уровнях и ступенях образования каждый год утверждается перечень учебников и пособий, рекомендуемых Министерством образования.

В новых учебниках по отечественной и всеобщей истории наметились существенные и позитивные изменения. Вместе с тем в работе с учебниками учителям следует обратить внимание на то, что новое поколение учебной литературы, не прошедшее длительной экспериментальной проверки, имеет ещё ряд существенных недостатков.

2. Базисный учебный план определяет минимальное количество часов на изучение образовательных областей, устанавливает максимальную учебную нагрузку обучающихся по классам.

Инвариантная часть Базисного учебного плана реализует федеральный и частично региональный компоненты Государственного образовательного стандарта.

Федеральный компонент Государственного образовательного стандарта полностью реализуется в инвариантной части Базисного учебного плана, обеспечивает единство образовательного пространства Российской Федерации и обязателен для выполнения в общеобразовательных учреждениях.

Региональный компонент государственных образовательных стандартов реализуется в инвариантной и вариативной частях Базисного учебного плана, отражает национальные и региональные особенности конкретного субъекта Российской Федерации.

В каждой образовательной области инвариантной части может быть выделено 10-15 % на региональный компонент содержания образования.

Вариативная часть Базисного учебного плана обеспечивает реализацию регионального и школьного компонентов.

Школьный компонент реализует содержание образования, определяемое образовательным учреждением самостоятельно. Часы вариативной части используются для изучения предметов, обозначенных в образовательных областях Базисного учебного плана (в том числе для углублённого изучения), для изучения курсов по выбору, факультативов, проведения индивидуальных и групповых занятий.

Источник

Тема 9. Учебники и учебно-методические комплексы. Отечественная и всеобщая история в концентрической и линейных системах обучения.

Современные учебники истории основной школы. 5-9 классы. Учебники «нового поколения».

Основные структурные компоненты учебника истории. Взаимосвязь текстовых и иллюстративных компонентов учебника истории и их виды.

Приемы работы учащихся с текстовым и иллюстративным материалом учебника.

Функциональная роль учебника истории.

Виды вопросов по тексту учебника, организация работы с историческими документами, иллюстрациями в учебнике.

Школьный учебник по истории является источником знаний и средством обучения. Учебник содержит систематическое изложение материала по истории, предусмотренного программой и подлежащего усвоению.

В дореволюционной школе учебник служил для заучивания материала заданного на дом.

Представление об учебнике истории как пособии, служащем в основном для закрепления материала учащимися дома, господствовало в советской школе в 1930-1940-е гг. Лишь немногие учителя в те годы вели системную работу на уроке над текстом учебника истории. Этому, помимо перегрузки уроков программным материалом способствовал и характер учебников того времени: в них отсутствовали вопросы и задания по тексту, вопросы для повторения и обобщения, пояснительный текст под иллюстрациями и т.п.

В 60-90-е гг. взгляд на место и роль учебника в процессе обучения значительно изменился. Учителя используют учебник истории как пособие и для обучения на самом уроке, и для выполнения домашнего задания. Задачи классной работы с текстом учебника понимаются значительно шире, чем в прежние годы: не только облегчить сознательное закрепление учебного материала, но обеспечить в какой-то степени его усвоение на уроке, а главное — научить самостоятельно работать с книгой, самостоятельно извлекать исторические знания из книги, оперировать материалом, содержащимся в учебнике.

Учебник имеет структурные компоненты:

Пакет основной:

· отрывки художественной литературы;

· подписи к иллюстрациям;

· пояснения в скобках.

· выделения в тексте;

Иллюстрации: фотографии, репродукции, картосхемы, схемы, таблицы. Аппарат ориентировки: оглавление, рубрикации, сигналы-символы, указатели, рекомендуемая литература.

Основные требования к учебнику истории:

1. научность в освещении исторического прошлого и исторической периодизации;

2. доступность для учащихся данного возраста, научные данные должны излагаться просто, ясно, способствовать развитию речи и исторического мышления;

3. обеспечивать организацию процесса познания учащимися исторических явлений;

4. наличие преемственности между учебниками последовательных возрастных групп учащихся;

5. содержание методического аппарата: исторические карты, иллюстрации, справочный материал: оглавление, хронологические таблицы.

Перечень учебных изданий утверждается Министерством образования Российской Федерации. Он включает по 270 наименований учебников и учебных пособий и носит рекомендательный характер, позволяет учителю выбрать из этого обилия учебников и учебных пособий, выпускаемые издательствами «Просвещение» и «Дрофа», то которые наиболее близки учителю. Но вместе с тем, наиболее часто применяемы следующие учебники:

Класс

Ворожейкина Н.И. Рассказы по родной истории. М., 1998.

Вигалин А.А. История Древнего мира. М., 1995.

Класс

Агибалова Е.В., Донской Т.М. История Средних веков. М., 1996.

Преображенский А.А. История Отечества с древних времен до конца ХVIII в. М., 1996.

Класс

Нарочницкий А.А. Новая история (1640-1870). М., 1994.

Пунский В.О. Юдовская А.Я. «Новая история (1640-1870). М., 1994.

Преображенский А.А. и др. История России. М., 1996.

Кацва А.А., Юрганов А.П. История России.

Класс

Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России в ХIХ в. М., 1994.

Зырянов П.Н. История России в ХIХ в. М., 1994.

Юдовская А.Я., Баранов П.А. Новая история. М., 1994.

Класс

Алексашкина Л.Н. Новейшая история. М., 1996.

Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России в ХХ в. М., 1995.

Класс

Островский В.П., Уткин А.И. История России. М., 1992.

Сорока-Цюпа О.С. Новейшая история. М., 1994.

Класс

Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России в ХХ в. М., 1995.

Сороко-Цюпа О.С. Мир в ХХ в. М., 1992.

В современный период появляются компьютерные версии учебников, авторами одного из первых стали Данилов А.А., Косулина Л.Г., Харитонов А.А. «История России в ХХ в.».

В настоящее время существует множество школьных учебников, имеющих самую разную структуру. Идет процесс создания многоуровневых учебников, учитывающих дифференциацию процесса обучения.

Вопросы для самоконтроля

1. Как определялась роль школьного учебника истории и обществознания в различные периоды?

2. Какие структурные компоненты должен содержать учебник?

3. Перечислите основные требования к учебнику истории.

4. Назовите авторов и названия современных учебников по истории.

Тема 10. Учебный план школы и календарно-тематическое планирование преподавания истории.

Программа — основополагающий документ, определяющий принципы построения курса, задачи данного предмета.

Определение последовательности изучения тем, событий, фактов, понятийного аппарата.

Количество часов на изучение раздела, темы.

Роль и место урока в теме, разделе, курсе.

Переход от прежних унифицированных программ к примерным, «рамочным», от некогда единого комплекта стабильных учебников к многообразию новых пособий способствует расширению возможностей творческой работы учителя, и вместе с тем породил ряд проблем. Современные учебники отличаются не только новой структурой, отбором и изложением исторического материала, но часто и не соответствием возрастным возможностям учащихся, объему времени, отводимого на изучение курса. В некоторых из них явно преобладает авторский монолог при невнимании к познавательной деятельности школьников. В этой ситуации к учителю, прежде чем приступить к преподаванию, необходимо приложить значительные усилия для создания педагогически продуманной, целостной и последовательной модели учебного процесса.

В основу учебного плана школы и календарно-тематического планирования преподавания истории должны быть положены следующие дидактико-методические подходы:

1. Планирование отражает как содержательные, так и деятельностные компоненты обучения. В нем представлены и последовательность изучения материала, формы и приемы деятельности учителя и учащихся.

2. В качестве основной единицы планирования рассматривается не отдельный урок, хотя он является важным звеном в учебном процессе, а учебная тема, группа уроков, это помогает выделить основное содержание курсов, преодолеть дробность в отборе учебного материала.

3. Основой при отборе исторического материала служат нормативные документы: обязательный минимум содержания образовательной области «Обществознание» (история), содержание аналогичной темы в программе по предмету, учебный материал в учебнике, Федеральный и региональный компоненты программ.

4. Планирование должно быть ориентировано на использование учебников и пособий, рекомендованных Министерством образования РФ (см.перечень учебников и пособий на 2002/2003 учебный год, в журнале «Обществознание в школе» 2002 г. № и др. изданиях.

Рекомендуемая последовательность изучения курсов отечественной и всеобщей истории в V-IХ классах:

V классИстория древнего мира68 час.
VI классИстория средних веков (V-ХV вв.)28 час.
VII классНовая история (ХVI-ХVIII вв.) История России (ХVII-ХVIII вв.)26 час. 42 час.
VIII классНовая история (ХIХ в.) История России (ХIХ в.)24 час. 44 час.
IХ классИстория России (ХХ в.) Новейшая история (ХХ в.)68 час. 34 час.

Календарно-тематический план имеет следующие разделы:

№ п/пНазвание раздела, темыДомаш. Зад., пункты, стр.Дата изучение материала

Более сложный календарно-тематический план предлагают авторы Е.Е. Вяземский и О.Ю. Стрелова.

Тема и дата занятияОсновные вопросыОсновные понятияУчебники, пункты, стр.параграфыСредства обученияПрограмма развития уч-ся
Межпредметные связиФорма учебного занятияФормы текущего и итогового контроля

Календарно-тематическое планирование разрабатывается учителем на весь учебный год из расчета изучения материала в обычных классах:

в V кл. — 68 часов годовых — 2 часа в неделю;

в VI кл. — 68 часов годовых — 2 часа в неделю;

в VII, VIII кл. — 68 часов годовых — 2 часа в неделю;

в IХ кл. — 102 часа — 3 часа в неделю.

Весь программный материал должен быть изучен за 34 учебных недели (с 1 сентября по 25 мая). При планировании необходимо учесть деление учебных занятий по четвертям и полугодиям. Необходимо, чтобы изучение раздела, темы было логически завершено при завершении четверти, следует предусмотреть урок обобщения изученного материла.

Определение последовательности изучения тем, событий, фактов, понятийного аппарата напрямую зависят от учебных программ и логики построения учебного материала в школьном учебнике. Последовательность изучения определяется линейностью и динамикой развития исторических событий.

Программа — основополагающий документ, определяющих принципы построения курса, задачи данного предмета, основные знания, умения и навыки необходимые для развития учащихся в данном школьном возрасте.

В зависимости от специализации школы, от уровня дифференциации внутри параллели к основному учебному времени, выделенному в программе, в учебном плане школы из вариативной части плана может быть выделено до 10% дополнительного времени в классах с углубленным изучением предмета, соответственно в V-VIII классах это дополнительно 6-7 уроков. Учителю предоставляется право самому определить темя для углубленного изучения, определить литературу для самостоятельного изучения учащимися в ходе подготовки домашнего задания. Дополнительные уроки должны быть внесены в календарно-тематическое планирование учителя и утверждены педагогическим советом и администрацией школы.

Вопросы для самоконтроля

1. Какими документами руководствуется учитель при составлении календарно-тематического плана?

2. Какие разделы включает план и почему?

3. Чем могут быть вызваны изменения календарно-тематического плана при работе в одной параллели? Охарактеризуйте эти изменения.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *