основы формирования двигательного навыка кратко

Основы формирования двигательного навыка кратко

основы формирования двигательного навыка кратко. Смотреть фото основы формирования двигательного навыка кратко. Смотреть картинку основы формирования двигательного навыка кратко. Картинка про основы формирования двигательного навыка кратко. Фото основы формирования двигательного навыка кратко

основы формирования двигательного навыка кратко. Смотреть фото основы формирования двигательного навыка кратко. Смотреть картинку основы формирования двигательного навыка кратко. Картинка про основы формирования двигательного навыка кратко. Фото основы формирования двигательного навыка кратко

Екатерина Лапинская запись закреплена

формирование двигательного навыка протекает в соответствии с рядом законов:
закон изменения скорости в развитии навыка, закон «плато» (задержки) в
развитии навыка, закон отсутствия предела в развитии навыка, закон угасания,
закон переноса навыка и др.

1. Закон изменения скорости в развитии навыка. Навык формируется не
только постепенно, но и неравномерно, что выражается в разной мере
качественного прироста в отдельные моменты его становления. Неравномерность
имеет две разновидности:
а) в начале обучения происходит сравнительно быстрое овладение действием, а
затем качественный прирост навыка замедля­ется. Подобная неравномерность
характерна для обучения сравнительно легких действий, когда ученик быстро
схватывает основу действия и долго осваивает его детали;
б) в начале обучения качественный прирост навыка незначителен, а затем он
резко возрастает. Подобная неравномерность характерна для обучения

относительно сложным действиям, когда внешне незаметные качественные
накопления только с течением времени могут проявить себя в виде повышения
уровня владения действием.

2. Закон «плато» (задержки) в развитии навыка. Длительность задержки в
развитии навыка может быть самой разнообразной. Она обусловлена двумя
причинами:
а) внутренней, которая характеризуется протеканием незаметных
приспособительных изменений в организме, которые лишь с течением времени
переходят в заметные качественные улучшения навыка;
б) внешней, вызванной неправильной методикой обучения или недостаточным
уровнем развития физических качеств.
Если причина появления задержки в развитии навыка определена правильно, то
для ее преодоления потребуется только время (внутренняя причина) или
существенное изменение средств, методов и методических приемов обучения
(внешняя причина).

3. Закон угасания навыка. Он проявляется, когда длительное время не
повторяется действие. Угасание навыка происходит постепенно. Вначале навык
не претерпевает качественных изменений, но ученик начинает испытывать
неуверенность в своих силах, что иногда приводит к срывам в исполнении
действия. Затем теряется способность к точной дифференцировке движений,
нарушаются сложные координационные отношения между движениями, и, в
конечном счете, ученик теряет способность выполнять некоторые сложные
действия. Однако полностью навык не исче­зает, его основа сохраняется
сравнительно долго, и после повторений он быстро восстанавливается.

4. Закон отсутствия предела в развитии двигательного навыка.
Совершенствование двигательного действия практически продолжается на
протяжении всего времени занятий в избранном направлении физического
воспитания.

5. Закон переноса двигательного навыка. В физическом воспитании и спорте
проявляется положительный и отрицательный перенос навыков.
Положительный перенос – это такое взаимодействие навыков, когда ранее
сформированный навык способствует, облегчает и ускоряет процесс становления
нового навыка. Основным условием положительного переноса навыка является
наличие структурного сходства в главных фазах (отдельных звеньях) этих
двигательных действий.
Отрицательный перенос – это такое взаимодействие навыков, когда,
наоборот, уже имеющийся навык затрудняет образование нового двигательного
навыка. Это происходит при сходстве в подготовительных фазах движений и в его
отсутствие в основном звене.
Отрицательный перенос вызывается распространением возбуждения по коре
головного мозга, недостаточно развитым дифференцировочным торможением в
центральной нервной системе.
Отрицательное взаимодействие навыков можно в значительной мере снизить или
вообще устранить, если преподаватель ука­зывает ученику те основные опорные
точки (ООТ), в которых нежелателен перенос, а ученик осознанно их
отрабатывает.
Закономерности переноса двигательных навыков следует строго учитывать при
определении последовательности (очереднос­ти) освоения техники разнообразных
движений, особенно в таких видах, как легкая атлетика, гимнастика,
акробатика и др.

Источник

ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДВИГАТЕЛЬНОГО НАВЫКА

основы формирования двигательного навыка кратко. Смотреть фото основы формирования двигательного навыка кратко. Смотреть картинку основы формирования двигательного навыка кратко. Картинка про основы формирования двигательного навыка кратко. Фото основы формирования двигательного навыка кратко основы формирования двигательного навыка кратко. Смотреть фото основы формирования двигательного навыка кратко. Смотреть картинку основы формирования двигательного навыка кратко. Картинка про основы формирования двигательного навыка кратко. Фото основы формирования двигательного навыка кратко основы формирования двигательного навыка кратко. Смотреть фото основы формирования двигательного навыка кратко. Смотреть картинку основы формирования двигательного навыка кратко. Картинка про основы формирования двигательного навыка кратко. Фото основы формирования двигательного навыка кратко основы формирования двигательного навыка кратко. Смотреть фото основы формирования двигательного навыка кратко. Смотреть картинку основы формирования двигательного навыка кратко. Картинка про основы формирования двигательного навыка кратко. Фото основы формирования двигательного навыка кратко

основы формирования двигательного навыка кратко. Смотреть фото основы формирования двигательного навыка кратко. Смотреть картинку основы формирования двигательного навыка кратко. Картинка про основы формирования двигательного навыка кратко. Фото основы формирования двигательного навыка кратко

основы формирования двигательного навыка кратко. Смотреть фото основы формирования двигательного навыка кратко. Смотреть картинку основы формирования двигательного навыка кратко. Картинка про основы формирования двигательного навыка кратко. Фото основы формирования двигательного навыка кратко

Деятельность обучающихся в процессе обучения двигательным действиям носит учебно-познавательный характер. Поэтому эффективность обучения в це­лом во многом определяется умением педагогов организовывать учебный про­цесс в соответствии с физиологическими, психологическими, педагогическими и структурными закономерностями, лежащими в основе современных теорий и концепций обучения (условно-рефлекторной, поэтапного формирования действий и понятий, алгоритмических предписаний, проблемнодеятельностного обучения, программированию обучения и др.).

Под теорией или концепцией обучения понимается совокупность обобщен­ных положений или система взглядов на понимание сущности, содержания, ме­тодики и организации учебного процесса, а также особенностей деятельности обучающих и обучаемых в ходе его осуществления.

Овладение двигательным действием осуществляется в следующей методи­ческой последовательности.

а) зрительный образ двигательного действия, возникаемый на основе опос­редованного или непосредственного наблюдения;

б) логический (смысловой) образ, основанный на знании, получаемом при рассказе, объяснении, комментарии, сравнении, анализе и т.д.;

в) двигательный (кинестетический) образ, создаваемый на основе уже име­ющегося у обучаемого двигательного опыта либо на тех ощущениях, которые у него возникают при выполнении подводящих упражнений;

г) освоение изучаемого двигательного действия в целом. К выполнению двигательного действия в целом приступают тогда, когда по каждой ООТ сформированы необходимые знания и представления.

Первые попытки выполнения обычно сопровождаются повышенным напря­жением всего двигательного аппарата, лишними движениями, замедленным и скованным выполнением. Это вполне нормальная ситуация, т.к. студенту необхо­димо держать под усиленным контролем все основные опорные точки, т.е. те эле­менты, фазы двигательного действия, которые определяют успешность самого действия и требуют концентрации внимания при исполнении. При первоначаль­ных попытках очень важно своевременно использовать методы и приемы обуче­ния, помогающие ориентироваться в управлении движениями. Выполнять дей­ствия следует в стандартных условиях, так как любые изменения могут ухудшать качество исполнения.

При завершении попытки выполнить действие следует анализ и оценка его выполнения, постановка задач по совершенствованию действия при следующей попытке.

основы формирования двигательного навыка кратко. Смотреть фото основы формирования двигательного навыка кратко. Смотреть картинку основы формирования двигательного навыка кратко. Картинка про основы формирования двигательного навыка кратко. Фото основы формирования двигательного навыка кратко

Для практического освоения техники двигательного действия нужны неоднок­ратные повторения движений с установкой на лучшее разрешение двигательной задачи, устранение допущенных ошибок, чтобы качественнее и быстрее осваи­вать движения.

Двигательное действие, сформированное путем многократного повторения и доведенное до автоматизма, переходит в двигательный навык. При формирова­нии двигательного навыка в центральной нервной системе последовательно сме­няются три фазы протекания нервных процессов (возбуждения и торможения).

Первая фаза, когда происходит объединение отдельных элементов движения в целостное действие, характеризуется иррадиацией нервных процессов с гене­рализацией ответных реакций и вовлечением в работу многих мышц. При первых попытках выполнить новое двигательное действие в коре головного мозга воз­буждаются одновременно нервные центры, обеспечивающие выполнение дан­ного движения, и соседние центры, не участвующие в работе. В этой ситуаций

мышцы-антагонисты препятствуют свободному выполнению движения, оно осу­ществляется закрепощенно.

Вторая фаза характеризуется концентрацией возбуждения, улучшением коор­динации, устранением излишних движений. После неоднократных повторений нервные процессы в коре головного мозга постепенно локализуются в тех цент­рах, которые непосредственно обеспечивают выполняемое движение, а соседние центры как бы «выключаются». Здесь уже можно говорить о сформированном двигательном умении.

Третья фаза характеризуется стабилизацией, высокой степенью координации и автоматизации движений. Фактически здесь в полной мере проявляются все признаки двигательного навыка.

Формирование двигательного навыка протекает в соответствии с рядом зако­нов: закон изменения скорости в развитии навыка, закон «плато» (задержки) в развитии навыка, закон отсутствия предела в развитии навыка, закон угасания, закон переноса навыка и др.

1.Закон изменения скорости в развитии навыка. Навык формируется не толь­ко постепенно, но и неравномерно, что выражается в разной мере каче­ственного прироста в отдельные моменты его становления. Неравномер­ность имеет две разновидности:

а)в начале обучения происходит сравнительно быстрое овладение действием, а затем качественный прирост навыка замедляется. Подобная неравномер­ность характерна для обучения сравнительно легких действий, когда уче­ник быстро схватывает основу действия и долго осваивает его детали;

б)в начале обучения качественный прирост навыка незначителен, а затем он резко возрастает. Подобная неравномерность характерна для обуче­ния относительно сложным действиям, когда внешне незаметные каче­ственные накопления только с течением времени могут проявить себя в виде повышения уровня владения действием.

2.Закон «плато» (задержки) в развитии навыка. Длительность задержки в развитии навыка может быть самой разнообразной. Она обусловлена дву­мя причинами:

а)внутренней, которая характеризуется протеканием незаметных приспо­собительных изменений в организме, которые лишь с течением времени переходят в заметные качественные улучшения навыка;

б)внешней, вызванной неправильной методикой обучения или недоста­точным уровнем развития физических качеств.

Если причина появления задержки в развитии навыка определена пра­вильно, то для ее преодоления потребуется только время (внутренняя причина) или существенное изменение средств, методов и методичес­ких приемов обучения (внешняя причина).

3.Закон угасания навыка. Он проявляется, когда длительное время не повторя­ется действие. Угасание навыка происходит постепенно. Вначале навык не претерпевает качественных изменений, но ученик начинает испытывать не­уверенность в своих силах, что иногда приводит к срывам в исполнении дей­ствия. Затем теряется способность к точной дифференцировке движений, нарушаются сложные координационные отношения между движениями, и, в конечном счете, ученик теряет способность выполнять некоторые слож­ные действия. Однако полностью навык не исчезает, его основа сохраняется сравнительно долго, и после повторений он быстро восстанавливается.

4.Закон отсутствия предела в развитии двигательного навыка. Совершенство­вание двигательного действия практически продолжается на протяжении все­го времени занятий в избранном направлении физического воспитания.

Отрицательное взаимодействие навыков можно в значительной мере снизить или вообще устранить, если преподаватель указывает ученику те основные опор­ные точки (ООТ), в которых нежелателен перенос, а ученик осознанно их отраба­тывает. Закономерности переноса двигательных навыков следует строго учиты­вать при определении последовательности (очередности) освоения техники раз­нообразных движений, особенно в таких видах, как легкая атлетика, гимнастика, акробатика и др.

Источник

Основы формирования двигательного навыка

Овладение двигательным действием осуществляется в следую­щей методической последовательности.

1. Формирование у занимающихся положительной учебной мотивации.

Мотивация — совокупность стойких мотивов, побуждений, определяющих содержание, направленность и характер деятель­ности личности, ее поведение.

Преподаватель дол­жен побудить учеников к сознательному, осмысленному отношению в предстоящем овладении новыми двигательными действиями.

2. Формирование знаний о сущности двигательного действия. Знания формируются на основе наблюдения за выполнением дей­ствия и прослушивания сопровождающего показ комментария, цель которого — выделить в этом действии те элементы, от кото­рых зависит успех его выполнения. Элементы двигательного действия и осо­бенности условий, требующие концентрации внимания для

ус­пешного выполнения действий называются основными опорными точками (ООТ). Сово­купность ООТ, составляющих программу действия, является ори­ентировочной основой действия (ООД).

3. Создание полноценного представления об изучаемом движении по каждой ООТ. Эти представления должны включать:

1) зрительный образ двигательного действия, возникаемый на основе наблюдения;

2) логический (смысловой) образ, основанный на знании, получаемом при рассказе, объяснении, анализе и т.д.;

3) двигательный (кинестезический) образ, создаваемый на ос­нове уже имеющегося у ученика двигательного опыта

4. Освоение изучаемого двигательного действия в целом. К выполнению двигательного действия в целом приступают тогда, когда по каждой ООТ сформированы необходимые знания и представ­ления.

Для практического освоения техники двигательного действия нужны неоднократные повторения движений с установкой на лучшее разрешение двигательной задачи, устранение допущен­ных ошибок, с тем чтобы качественнее и быстрее осваивать движения.

Двигательное действие, сформированное путем многократно­го повторения и доведенное до автоматизма, переходит в двига­тельный навык.

Весь процесс обучения двигательным действиям включает в себя три этапа, которые отличаются друг от друга как частными задачами, так и особенностями методики.

1. Этап начального разучивания.

Цель — сформировать у занимающихся основы техники изучаемого движения и добиться его выполне­ния в общих чертах.

1. Сформировать смысловое и зрительное представления о двигательном действии и способе его выполнения.

2. Создать двигательные представления по основным опорным точкам (элементам действия) путем освоения подводящих упраж­нений или структурных элементов изучаемого действия.

3. Добиться целостного выполнения двигательного действия в общих чертах (на уровне первоначального умения).

4. Предупредить или устранить значительные искажения в тех­нике двигательного действия.

Используемые средства и методы:

1. Словесные методы: объяснение, инструктирование, самопроговаривание ориентировочной основы действия, взаиморазъяснение.

2. Наглядные средства и методы: демонстрация действия преподавателем; демонстрация наглядных пособий (рисунки, схемы, видеозаписи и др.).

3. Практические методы: имитационные и подводящие упражнения; целостный и расчленено-конструктивный методы выполнения упражнений.

1) Лишние, ненужные движения.

2) Искажение пространственных параметров движения.

3) Отклонение от заданных временных и пространственно-временных параметров движений.

4) Излишние затраты мышечных усилий, скованность и закрепощенность движений.

5) Искажение общего ритма действий.

1) Недостаточная физическая, психологическая подготовленность к разучиванию действия.

2) Изъяны в информации, сообщаемой преподавателем.

3) Несовершенство методов передачи информации.

4) Искажение воспринятой информации обучающимися.

5) Неблагоприятные внешние условия выполнения действия.

6) Негативное влияние утомления.

7) Отрицательный перенос навыка.

2. Этап углубленного разучивания.

Цель — сформировать полноценное двигательное умение.

1. Уточнить действие во всех основных опорных точках как в основе, так и в деталях техники.

2. Добиться целостного выполнения двигательного действия на основе сознательного контроля пространственных, временных и динамических характеристик техники.

3. Устранить мелкие ошибки в технике, особенно в ее основ­ном звене.

Используемые средства и методы:

1) Практическое воспроизведение действия методом целостного выполнения упражнения (занимает доминирующее место).

2) Словесные методы передачи знаний (самостоятельная работа с текстовыми источниками, взаиморазъяснение, анализ-проговаривание, аналитический разбор правил выполнения движения).

3) Методы идеомоторного упражнения (прокручивание действия в голове).

4) Средства и методы обеспечения наглядности.

5) Технические средства обучения (тренажеры, специальные устройства).

1) Расхождения между сформированными представлениями о действии и индивидуальным двигательным опытом, приобретаемым в процессе практического выполнения действия.

2) Нарушение меры нагрузки в преемственности эффекта занятий.

3) Форсированное увеличение скорости движений и степени силовых напряжений.

3. Этап закрепления и дальнейшего совершенствования.

Цель — двигательное умение перевести в навык, обладающий возможно­стью его целевого использования.

1. Добиться стабильности и автоматизма выполнения двигатель­ного действия.

2. Довести до необходимой степени совершенства индивиду­альные черты техники.

3. Добиться выполнения двигательного действия в соответствии с требованиями его практического использования (максимальные усилия и скорости, экономичность, точность, рациональный ритм и т.д.).

4. Обеспечить вариативное использование действия в зависи­мости от конкретных практических обстоятельств.

Используемые средства и методы:

1) Методы стандартного упражнения.

2) Вариативные методы выполнения упражнений.

3) Комбинированные разновидности методов упражнения (переменно-непрерывный, переменно-интервальный).

4) Игровой и соревновательный методы.

1) Чрезмерная концентрация внимания обучаемого и обучающегося за деталями техники движения.

2) Нарушение меры в использовании метода стандартного упражнения, и как следствие – чрезмерная стереотипизация навыка.

3) Нарушение меры в варьировании упражнений и условий их выполнения, в результате чего формируется недостаточно устойчивый навык.

4) Нарушение соответствия между условием двигательного действия и степенью развития двигательных качеств.

Формирование двигательного навыка протекает в соответствии с рядом законов.

1. Закон изменения скорости в развитии навыка.

Навык формируется не только постепенно, но и неравномерно, что выражается в разной мере качественного прироста в отдельные моменты его ста­новления. Неравномерность имеет две разновидности:

а) в начале обучения происходит сравнительно быстрое овла­дение действием, а затем качественный прирост навыка замедля­ется. Это характерно при обучении легким действиям, когда ученик быстро схватывает основу действия и долго осваивает его детали;

б) в начале обучения качественный прирост навыка незначи­телен, а затем он резко возрастает. Это характерно при обучении сложным действиям, когда внешне незаметные качественные накопления только с тече­нием времени могут проявить себя в виде повышения уровня вла­дения действием.

2. Закон «плато» (задержки) в развитии навыка.

Длительность задержки в развитии навыка обусловлена двумя причинами:

а) внутренней, которая характеризуется протеканием незамет­ных приспособительных изменений в организме, которые лишь с течением времени переходят в заметные качественные улучшения навыка;

б) внешней, вызванной неправильной методикой обучения или недостаточным уровнем развития физических качеств.

Если причина появления задержки в развитии навыка опреде­лена правильно, то для ее преодоления потребуется только время (внутренняя причина) или существенное изменение средств, ме­тодов и методических приемов обучения (внешняя причина).

3. Закон угасания навыка.

Он проявляется, когда длительное время не повторяется действие. Угасание навыка происходит по­степенно. Вначале он не претерпевает качественных измене­ний. Затем теряется способность к точной дифференцировке движений, на­рушаются сложные координационные отношения между движе­ниями. Однако полностью навык не исче­зает, его основа сохраняется сравнительно долго, и после повто­рений он быстро восстанавливается.

4. Закон отсутствия предела в развитии двигательного навыка.

Совершенствование двигательного действия практически продолжается на протяжении всего времени занятий в избранном направлении физического воспитания.

В физическом воспита­нии и спорте проявляется положительный и отрицательный пе­ренос навыков.

Положительный перенос — это такое взаимодействие навыков, когда ранее сформированный навык способствует, облегчает и ускоряет процесс становления нового навыка. Основным услови­ем положительного переноса навыка является наличие структур­ного сходства в главных фазах (отдельных звеньях) этих двига­тельных действий (прыжок в высоту и прыжок в волейболе, баскетболе).

Отрицательный перенос — это такое взаимодействие навыков, когда, наоборот, уже имеющийся навык затрудняет образование нового двигательного навыка. Это происходит при сходстве в подго­товительных фазах движений и в его отсутствии в основном звене (разбег в гимнастике и легкой атлетике). Отрицательное взаимодействие навыков можно в значитель­ной мере снизить или вообще устранить, если указать основные опорные точки (ООТ), в которых нежелателен перенос.

Источник

Основы формирования двигательного навыка

Основы обучения двигательным действиям

В физкультурном образовании под термином «двигательное действие» понимается «системное освоение человеком рациональных способов управления своими движениями».

При овладении техникой какого-либо двигательного действия, вначале возникает умение его выполнять, затем, по мере дальнейшего углубления и совершенствования, умение постепенно переходит в навык.

Умение выполнять новое двигательное действие возникает на основе следующих предпосылок: минимума основных знаний о технике действия; наличия двигательного опыта; достаточного уровня физической подготовленности. Это и составляет сущность двигательного действия.

Двигательное умение – это степень владения двигательным действием, которая характеризуется сознательным управлением движением, неустойчивостью к действию сбиваю­щих факторов и нестабильностью итогов. В ряде случаев материал школьной программы по физической культуре должен быть усвоен именно на уровне умения.

Двигательный навык — это оптимальная степень владения тех­никой действия, характеризующаяся автоматизированным (т.е. при минимальном контроле со стороны сознания) управлением дви­жениями, высокой прочностью и надежностью исполнения.

При навыке сознание направлено главным образом на основные компоненты действия, восприятие изменяющейся обстановки и конечные результаты действия (в беге – контроль за скоростью, в лыжах – изменение рельефа местности).

Эффективность процесса обучения, продолжительность пере­хода от умения до уровня навыка зависят от:

1) двигательной одаренности (врожденные способности) и двигательного опыта обучающегося (чем богаче двигательный опыт, тем быстрее обра­зуются новые движения);

2) возраста обучающегося (дети осваи­вают движения быстрее, чем взрослые);

3) координационной слож­ности двигательного действия (чем сложнее техника движения, тем длительнее процесс обучения);

4) профессионального мас­терства преподавателя;

5) уровня мотивации, сознательности, активности обучающегося и др.

основы формирования двигательного навыка кратко. Смотреть фото основы формирования двигательного навыка кратко. Смотреть картинку основы формирования двигательного навыка кратко. Картинка про основы формирования двигательного навыка кратко. Фото основы формирования двигательного навыка кратко

Основы формирования двигательного навыка

Овладение двигательным действием осуществляется в следую­щей методической последовательности.

1. Формирование у занимающихся положительной учебной мотивации.

Мотивация — совокупность стойких мотивов, побуждений, определяющих содержание, направленность и характер деятель­ности личности, ее поведение.

Преподаватель дол­жен побудить учеников к сознательному, осмысленному отношению в предстоящем овладении новыми двигательными действиями.

2. Формирование знаний о сущности двигательного действия. Знания формируются на основе наблюдения за выполнением дей­ствия и прослушивания сопровождающего показ комментария, цель которого — выделить в этом действии те элементы, от кото­рых зависит успех его выполнения. Элементы двигательного действия и осо­бенности условий, требующие концентрации внимания для ус­пешного выполнения действий называются основными опорными точками (ООТ). Сово­купность ООТ, составляющих программу действия, является ори­ентировочной основой действия (ООД).

3. Создание полноценного представления об изучаемом движении по каждой ООТ. Эти представления должны включать:

1) зрительный образ двигательного действия, возникаемый на основе наблюдения;

2) логический (смысловой) образ, основанный на знании, получаемом при рассказе, объяснении, анализе и т.д.;

3) двигательный (кинестезический) образ, создаваемый на ос­нове уже имеющегося у ученика двигательного опыта

4. Освоение изучаемого двигательного действия в целом. К выполнению двигательного действия в целом приступают тогда, когда по каждой ООТ сформированы необходимые знания и представ­ления.

Для практического освоения техники двигательного действия нужны неоднократные повторения движений с установкой на лучшее разрешение двигательной задачи, устранение допущен­ных ошибок, с тем чтобы качественнее и быстрее осваивать движения.

Двигательное действие, сформированное путем многократно­го повторения и доведенное до автоматизма, переходит в двига­тельный навык.

Формирование двигательного навыка протекает в соответствии с рядом законов.

1. Закон изменения скорости в развитии навыка.

Навык формируется не только постепенно, но и неравномерно, что выражается в разной мере качественного прироста в отдельные моменты его ста­новления. Неравномерность имеет две разновидности:

а) в начале обучения происходит сравнительно быстрое овла­дение действием, а затем качественный прирост навыка замедля­ется. Это характерно при обучении легким действиям, когда ученик быстро схватывает основу действия и долго осваивает его детали;

б) в начале обучения качественный прирост навыка незначи­телен, а затем он резко возрастает. Это характерно при обучении сложным действиям, когда внешне незаметные качественные накопления только с тече­нием времени могут проявить себя в виде повышения уровня вла­дения действием.

2. Закон «плато» (задержки) в развитии навыка.

Длительность задержки в развитии навыка обусловлена двумя причинами:

а) внутренней, которая характеризуется протеканием незамет­ных приспособительных изменений в организме, которые лишь с течением времени переходят в заметные качественные улучшения навыка;

б) внешней, вызванной неправильной методикой обучения или недостаточным уровнем развития физических качеств.

Если причина появления задержки в развитии навыка опреде­лена правильно, то для ее преодоления потребуется только время (внутренняя причина) или существенное изменение средств, ме­тодов и методических приемов обучения (внешняя причина).

3. Закон угасания навыка.

Он проявляется, когда длительное время не повторяется действие. Угасание навыка происходит по­степенно. Вначале он не претерпевает качественных измене­ний. Затем теряется способность к точной дифференцировке движений, на­рушаются сложные координационные отношения между движе­ниями. Однако полностью навык не исче­зает, его основа сохраняется сравнительно долго, и после повто­рений он быстро восстанавливается.

4. Закон отсутствия предела в развитии двигательного навыка.

Совершенствование двигательного действия практически продолжается на протяжении всего времени занятий в избранном направлении физического воспитания.

5. Закон переноса двигательного навыка.

В физическом воспита­нии и спорте проявляется положительный и отрицательный пе­ренос навыков.

Положительный перенос — это такое взаимодействие навыков, когда ранее сформированный навык способствует, облегчает и ускоряет процесс становления нового навыка. Основным услови­ем положительного переноса навыка является наличие структур­ного сходства в главных фазах (отдельных звеньях) этих двига­тельных действий (прыжок в высоту и прыжок в волейболе, баскетболе).

Отрицательный перенос — это такое взаимодействие навыков, когда, наоборот, уже имеющийся навык затрудняет образование нового двигательного навыка. Это происходит при сходстве в подго­товительных фазах движений и в его отсутствии в основном звене (разбег в гимнастике и легкой атлетике).

Отрицательное взаимодействие навыков можно в значитель­ной мере снизить или вообще устранить, если указать основные опорные точки (ООТ), в которых нежелателен перенос.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *