откуда чай на руси
Пить по-русски: как проходили чаепития на Руси
Первое упоминание о чае на Руси содержится в описании посольства в Китае казачьих атаманов Ивана Петрова и Бурнаша Елычова (Ялышева) в 1567 году. Иногда даже встречаются упоминания, что они привезли немного жёлтого чая ко двору Ивана Грозного. Историки, впрочем, эту гипотезу обоснованной не считают.
Достоверно известно, что чай был уже довольно хорошо известен на Руси в первой половине XVII века — при Михаиле Фёдоровиче Романове. Во второй половине века его упоминают в медицинских трактатах. По информации исследователя XIX века Дмитрия Прозоровского, «чай считался тогда предохранительным средством против вредного влияния заразительного воздуха и лекарством от вина». Фронтовая каша. «Литературная кулинария» в гостях у ветеранов Советской армии
В 1679 году был заключён договор с Китаем о его регулярных поставках. Практически весь ввозимый из Китая чай поступал в Москву. Везли его через Монголию и пограничную станцию Кяхта.
Цены на него божескими отнюдь не были. Например, во время распродажи имущества казнённого в 1740 году по приказу императрицы Анны Иоанновны вельможи Артемия Волынского был продан запас кофе (5 пудов 31 фунт) за 29 рублей 74 копейки и десять фунтов чая за 15 рублей. Легко заметить, что цена кофе — 13 копеек за фунт, в то время как чая — 1,5 рубля. Правда, надо иметь в виду, что культ кофе навязывался централизованно дядей Анны — Петром I. Распространение же чая шло естественным путём, и действительно массовым его потребление стало при Екатерине II.
В 1821 году Александр I разрешил продавать чай в трактирах и ресторанах, тем самым спровоцировав рост объемов чайной торговли. Спрос был велик, купцы получали на этом продукте огромные прибыли. В 1840-1850 годах ввоз чая составлял до 95% всего китайского импорта в Россию и оценивался в 5-6 млн руб. в год. В Китае функционировали российские концессии с чаеразвесочными фабриками, например, в Ухани.
Параллельно с чайной торговлей развивались смежные отрасли: производство самоваров, фарфоровой посуды, сахара.
Ввозился в основном чёрный и «кирпичный» чай. Последний, как подсказывает энциклопедия Брокзауза и Ефрона, «низший сорт обыкновенного китайского чая, с помощью клея спрессованный в плитки, формой похожей на кирпичи. Кирпичный чай получается из северных провинций Китая, где, однако, не употребляется; у нас употребляется в Сибири, особенно же у калмыков и бурят. (…) Его не настаивают, а варят с солью, молоком, маслом или бараньим жиром; к густому крепкому отвару прибавляют даже несколько муки. Сваренный К. чай своим видом походит на шоколад». Доля зелёного и жёлтого чая постепенно сокращалась.
Чтобы сделать прибыль еще больше, бакалейщики добавляли в чай отходы чайного листа, стебли и сухие ветки других растений. За натуральный китайский продукт часто выдавали листья березы, рябины, земляники, иван-чая (последний производился в промышленных масштабах).
Современный читатель, наверное, удивится — почему же китайский? Почему не индийский и не цейлонский? Вы будете удивлены, но никакого индийского чая тогда не существовало — в Индию его завезли только в XIX веке, когда закупки чая в Китае были прерваны Опиумными войнами. Первая партия индийского чая (дикорастущего и не очень качественного) была завезена в Лондон только в 1838 году. Саженцы китайского чая попали в Индию в середине века… «Литературная кулинария» ревизует обозы войны 1812 года
В литературе самое «вкусное» описание чаепития мы встретили в «Богомолье» Ивана Шмелёва: «пьем чай в богомольном садике. Садик без травки, вытоптано, наставлены беседки из бузины, как кущи, и богомольцы пьют в них чаёк. (…) Бегают белые половые с чайниками, похожими на большие яйца: один с кипятком, другой, поменьше, с заварочкой. Называется — парочка. Брехунов (владелец знаменитого трактира «Отрада» в Мытищах — Авт.) велит заварить для нас особенного, который розаном пахнет. Говорит нам:
— Кому — вот те на, а для вас — господина Боткина! Кому пареного, а для вас — баринова! И приговаривает стишок:
Русский любит чай вприкуску
Да покруче кипяток! (…)
Горкин говорит: пропотеешь — облегчит, а чай на редкость. Они с Антипушкой все стучат крышечкой по чайнику, еще кипяточка требуют. Пиджак и поддевочку они сняли, у Антипушки течет с лысины, рубаха на плечах взмокла. И Горкин все утирается полотенцем, — а пьют и пьют. Я все спрашиваю: да когда же пойдем-то? А Горкин только и говорит: дай напьемся. Они сидят друг против дружки, молча, держат на пальцах блюдечки, отдувают парок и схлебывают живой-то кипяток».
Отметим, что в Мытищах самая мягкая в окрестностях Москвы вода. Именно из Мытищ в XVIII веке провели водопровод, проходивший по ряду акведуков (уцелел только один — в Ростокино, около ВДНХ). Чай на мытищинской воде считался со знаком качества.
Чай «господина Боткина» — от торговой марки «Товарищество чайной торговли «Петра Боткина Сыновья»». В 1907-8 годах дела фирмы пришли упадок, и её активы были распроданы, но события повести «Богомолье» относятся к 1879 году.
«Пареный» чай — вторая заварка.
Особенно интересная ситуация была с сахаром. Сахар тогда продавался в виде «сахарных голов» — слитков продолговатой конусовидной (назовём это так) формы, весом в 5-15 кг. Сахар этот был очень твёрдый и плохо растворялся. Читатели старшего поколения помнят советский «пилёный» сахар — очень твёрдый. Появление быстрорастворимого кускового сахара в 1980-х было настоящим прорывом.
Сахар пилили и кололи специальными щипцами. Кусок сахара клали сбоку блюдца и втягивали чай через него.
Интересна манера пить чай героев Шмелёва — такое впечатление, что чай им заменял баню. Интересно, что чай холодной водой не разбавляли — пили «живой кипяток». Ну и пили его много — 6-7, а то и 20 чашек (усреднённый объем — 200 мл).
Как на Руси появился чай — летопись времен
В древние времена популярными напитками на Руси были квас, сбитень, медовуха. Заваривали травяные чаи, пили копорский напиток, приготовленный из кипрея. О чае, в традиционном понимании, начали говорить на Руси еще в 16 веке, но попробовать чай смогли только в следующем столетии. Популярности же черный чай добился спустя триста лет.
Как все начиналось
Как на Руси появился чай? Об удивительной китайской траве Михаилу Федоровичу, русскому царю из Романовых, рассказали казачьи атаманы Ялышев и Петров. В 1618 году царю был передан подарок от китайского посла. Это было несколько сундуков чая. Заморская трава не пришлась ко двору, ее вкус не понравился, об этом вскоре и вовсе забыли.
Через 20 лет Василий Старков (русский посол) был с визитом у монгольского хана Алтана Кучкуна. В ответ на русские соболя, дикий мед, сукно и золото, которые в качестве подарков привез Старков, монгольский хан собрал ответный подарок — караван с дарами. Среди них было четыре пуда чая, хоть русские гости от них и отказывались. Царь, получив подарки, велел боярам отведать заморской травы. Те вынесли вердикт: трава жесткая, почти не жуется, на вкус горчит. Хорошо, что послы разъяснили, что листья нужно варить в воде. После приготовления напитка бояре снова попробовали чай. Теперь бодрящий и ароматный напиток пришелся всем по вкусу.
К сожалению, чай быстро закончился, и о нем вспомнили только при царе Алексее Михайловиче. Иван Перфильев, русский посол, привез чай из Китая, и когда царь занемог, предложил заварить чудо-напиток. Чай помог, слух о напитке, который исцеляет, быстро распространился. Чай стали заказывать в Китае для царского двора.
Поставки чая в Россию
Чай из Китая доставляли долго, его везли караваны верблюдов долгих 16 месяцев по Великому Чайному пути. Стоимость его была очень высокой, это объяснялось сложностью перевозки. Весь чай доставлялся в Москву. До 19 века его могли позволить себе только зажиточные люди. За чай давали золото, икру, меха.
В 19 веке на Руси чай стал доступнее. В Москве были открыты первые чайные лавки, где можно было приобрести чай. Он сразу стал популярным среди простых людей. Появилось выражение «чаи гонять», по вечерам все собирались у самовара, чтобы почаевничать, поговорить на душевные темы.
Чай для русского человека
В 20 веке Россия становится чайным государством, чайная церемония, пришедшая с Востока, была адаптирована под психологию и широту русской души. Если в Китае чаепитие — это ритуал медитации, «разговора с чаем», то в России чайная церемония была призвана объединять людей. Собираясь за круглым столом за чаем, родные и незнакомые друг другу люди получали новые знания, делились своими переживаниями, раскрывали душу за разговором.
За чашечкой чая решались не только семейные дела, но заключались торговые сделки. Главная отличительная черта русского чаепития — простота и сердечность. Атмосфера за столом всегда приятная и душевная. Национальная традиция чаепития сохранена до сих пор.
Если в Японии и Китае, чай пили отдельно от приема пищи, в России на чайный стол выставляли самые вкусные угощения: калачи, ватрушки, булочки, сладости, пряники. Чай пили с земляничным или малиновым вареньем, медом, молоком. Обязательно подавался колотый кусковой сахар.
День в любом доме всех сословий начинался с чая. В течение дня его пили несколько раз. В каждом доме был свой самовар, из которого чай разливался в чашки. В купеческих домах чай пили из глубоких блюдец. Дворяне устраивали чайные приемы на английский манер с умными беседами.
В Москве, которая долгое время считалась чайной столицей, чай пили густым, крепким, вприкуску. Во времена Петра Первого стали появляться аустерии, где чай с кренделями можно было отведать даром. Правда, касалось это только тех, кто читал «Ведомости». Ценителями и почитателями чая были Лев Толстой, Ф. М. Достоевский, А. С. Пушкин. Прошло несколько столетий, а чай до сих не знает социальных различий. Его любят все.
Великий чайный путь, история распространения чая в России и традиции русского чаепития
Сегодня наша жизнь немыслима без чая. Но так было не всегда. Когда чай появился в России? Как его везли тысячи километров? По какой причине долгое время этот напиток был более популярным в Москве, чем в Петербурге? Почему мы говорим «чай», а во многих странах Европы — «те»?
Листья чая
Как русские познакомились с чаем
В Древней Руси заваривали напитки из трав. Появление чая в России нередко связывают с именем Петра I, однако, в действительности, он появился в нашей стране раньше: в 1638 году русский посол Василий Старков привёз русскому царю Михаилу Фёдоровичу (правил в 1613-1645 годах) несколько ящиков чая, навязанных монгольским Алтын-ханом в обмен на меха, и поначалу царь не оценил какой-то «сушеной травы». Сведения о более раннем времени знакомства русских с чаем, в частности, о посольстве в Китай казачьих атаманов Петрова и Ялышева в 1567 году, авторитетными историческими источниками не подтверждаются.
Согласно статье Д.Прозоровского «Чай по старинным русским сведениям», первоначально чай считался «предохранительным средством против вредного влияния заразительного воздуха и лекарством от вина», лишь позднее его стали пить для удовольствия.
В 1675 году из Москвы в Китай был отправлен состоящий при посольском приказе грек Николай Гаврилович Спафарий (1636?-1708?), который по итогам своего путешествия написал «Путешествие через Сибирь до границ Китая», «Путевые заметки» и «Описание Китая». Там, в частности, рассказывается о выращивании чайного куста и производстве чая. По словам Спафария, в то время в нашей стране еще не умели заваривать чай и варили его, в результате чего уничтожался его «укусный» и «божественный» вкус. Полученный отвар использовали для «похмельных случаев». Вероятно, именно Спафарий дал русским первые уроки чаепития.
Более-менее регулярные поставки чая из Китая в Россию (главным образом, в Москву) начались после заключения в 1689 году Нерчинского договора — первого торгового договора между Россией и Китаем. Сначала торговля велась через Нерчинск, а после основания Кяхты в 1727 году — через нее.
Кяхтинский Гостиный двор
Кроме чая, из Китая в Россию ввозили шелковые и ткани, фарфор, сахар-леденец, золото, серебро, жемчуг, драгоценные камни. В обмен на чай русские купцы поставляли в Китай ткани, выделанные кожи, меха, изделия металлургии и другие подобные товары. Дорогие сорта зеленого и желтого чаев меняли исключительно на пушнину. Чаеторговля была весьма прибыльным делом, русские купцы сколачивали на чае фантастические состояния — прибыль от торговли чаем в России достигала 300%!
В 1762 году Екатерина II запретила деятельность казённых караванов, разрешив полную свободу торговли в Кяхте, что положительно отразилось на ней. В 1800 году были установлены фиксированные расценки товаров и разрешены только бартерные операции.
Янлоудун и Ханькоу — центры чайной торговли в Китае
Чай, который продавали в России, выращивали в основном в провинциях Хубэй и Хунань. Особенно славился чай с холмов на юго-западе нынешнего округа Сяньнин 咸宁. Центром чайной торговли с Россией долгое время был небольшой городок Янлоудун 羊楼洞 (ныне — в городском уезде Чиби 赤壁 городского округа Сяньнин), расположенный недалеко от нынешнего Уханя. Во времена правления династий Сун (960-1279) и Мин (1368-1644) чай оттуда поставляли в Монголию, где его меняли у степных кочевников на лошадей. Из Монголии чай и монгольская традиция чаепития распространились среди народов Сибири.
Главные пути русской чайной торговли. Источник: Субботин А.П. Чай и чайная торговля в России и других государствах. Производство, потребление и распределение чая. — Санкт-Петербург, 1892
Первоначально чайная торговля в Китае находилась в руках китайцев. После Второй Опиумной войны (1856-1860) для международной торговли был открыт город Ханькоу 汉口 (ныне — часть Уханя). В 1863 году русские купцы обосновались в Янлоудуне и Ханькоу, где наряду с британской, французской и немецкой торговыми концессиями появилась русская. В 1873 году Семён Васильевич Литвинов основал в Ханькоу фабрику кирпичного чая «С.В.Литвинов и Ко». Его основным конкурентом стала фабрика «Токмаков, Молотков и Ко». Вскоре здесь появились и другие чайные фабрики. Значение Янлоудуна начало постепенно снижаться. К концу XIX века европейские чаеторговцы переориентировались в основном на торговлю индийским и цейлонским чаем, и русская концессия процветала.
Русская концессия в Ханькоу, фото 1910 года
Между 1880 и 1882 годами в Ханькоу была построена церковь Святого Александра Невского, ставшая духовным центром русской концессии. В 1891 году цесаревич Николай во время своего Восточного путешествия посетил Ханькоу, где ему преподнесли хлеб на блюде из прессованного чая.
Церковь Александра Невского в Ханькоу
Великий чайный путь
Великий чайный путь, названный так по аналогии с Великим шелковым путем, просуществовал почти 300 лет. Его протяженность от заставы Чжанцзякоу 张家口 (прежде — Калган) Великой китайской стены до Москвы составляла около 9.000-11.000 км. Он представлял собой цепь сухопутных дорог, водных путей и волоков. На первых порах, чтобы доставить чай из Китая в Москву, требовалось полтора-два года: сначала караванами из Китая через Монголию до Кяхты, а дальше в период навигации летом по рекам Сибири и Европейской части России. Он проходил по территории трех стран, через 150 населенных пунктов.
Китайский караван с чаем в горах Монголии
Со строительством Сибирского тракта (1730-середина XIX века) время в пути сократилось до 2-3 месяцев. По Сибирскому тракту везли чай в основном зимой, связками по пять саней, которые объединялись в обозы. Чайным извозом занималось до 10% населения, проживавшего близ тракта.
Чайный обоз в Сибири
По пути следования чайных караванов возникали остроги, которые не только давали приют и защиту чайным караванам, но и превращались в центры торговли и опорные пункты для дальнейшего освоения Сибири.
Прибытие чайного каравана из Монголии в Кяхту, вторая половина XIX века
В населенных пунктах на чайном пути функционировали ярмарки. Наиболее большими были Кяхтинская, Верхнеудинская, Иркутская, Енисейская, Нерчинская, Мангазейская, Тарская, Сургутская, Туруханская, Ирбитская, Макарьевская (Нижегородская) и Московская ярмарки. Вплоть до середины XIX века чай был основным товаром на Макарьевской (Нижегородской) ярмарке, где специально для чайной торговли были построены Китайские ряды.
Китайские ряды на Нижегородской ярмарке
Перевозили чай в цыбиках — плетеных из травы или камыша корзинах. Чай заворачивали в тонкую китайскую бумагу, а более дорогие сорта — в цинковую фольгу. Цыбики покрывали коровьей или конской шкурой, шерстью внутрь. Вес такого цыбика был около 2 пудов (32,76 кг), в нем помещалось около 20 кг чая. Их опечатывали и грузили на караваны или сани.
Чайный караван в Монгольской степи
с 1862 года в Россию стали поставлять морским путем во Владивосток кантонский чай, который был хуже качеством. После того, как в 1880-х годах началось движение по Самаро-Уфимской и Екатеринбургско-Тюменской железным дорогам, а в начале XX века — по Транссибирской железной дороге и ее южному ответвлению — Китайско-Восточной железной дороге, чай стали перевозить по ним. Это еще более сократило время доставки чая из Китая и положило конец караванной торговле.
Начиная с 1870-х годов в Российскую империю также начали ввозить чай из Индии, с Цейлона, с Явы, из Японии. Его везли морем до Одессы, а оттуда развозили по другим городам страны. Однако объемы этих чаев не могли сравниться с китайским.
Чайная экономика
Расходы по доставке чая из Китая в Россию были чрезвычайно высокими: таможенные сборы (составлявшие 80-120% от покупной цены), оплата возчиков и охраны и т.п., поэтому чай, особенно на первых порах, был весьма дорогим. Однако по мере развития транспортных коммуникаций он становился все дешевле и доступнее для широких масс.
В 1787 году русский купец Алексей Иванович Перлов (1751-1813) основал в Москве первую чаеторгующую компанию «Перлов с сыновьями». Он пошел на рискованный в то время шаг: отказался от закупки чая у посредников и стал напрямую закупать его у китайцев, для чего открыл контору в Кяхте. Благодаря этому удалось снизить цену на чай и получить преимущества перед конкурентами. Перлов и его потомки также занимались популяризацией чая в России, что принесло свои плоды.
Чайный дом на Мясницкой (Чайный магазин Перлова). Источник: Википедия, A.Savin
К началу XIX века чай пили практически все слои населения, однако его потребление было крайне неравномерно распределено по регионам. До середины XIX века он был чрезвычайно популярен в Сибири и многих городах Европейской части России, однако его практически не знали на Украине, в Среднем Поволжье, на Дону и в Белоруссии.
В 1886 году чай был включен в состав армейского пищевого довольствия. С середины 1890-х годов часть заработной платы нередко выплачивали чаем. К началу XX века русские пили чай больше всех в мире, за исключением, вероятно, китайцев. Интересно, что в тех районах, где был распространен чай, уменьшалось пьянство.
Чаепитие в Нижегородской губернии
Объемы продажи чая удваивались практически каждые 20 лет. Так, например, с 1800 по 1850 годы поставки выросли с 75.000 пудов до 360.000 пудов в год. В 1840-1850 годах почти 95% всего китайского импорта в Россию составлял чай, который оценивался в 5-6 миллионов рублей в год. В первые годы XX века в Российскую империю ввозили 57.000 тонн чая в год, в последующие годы перед революцией объемы продолжали увеличиваться. Перед Первой мировой войной общий оборот российской чайной торговли достигал нескольких сотен миллионов рублей в год.
Часть чая, ввозимого в Российскую империю из Китая, дальше шла на экспорт в Европу, США и другие страны. Крупными реэкспортерами были фирмы Перловых, Поповых, Боткиных и др. Нередко они продавали чай в Европе под собственными брендами или с маркировкой «Русский чай».
До начала XIX века в нашу страну поставлялся черный и зеленый чай практически в равных объемах, а затем большую популярность завоевал черный чай. Также в нашу страну поставлялись элитные сорта зеленого и желтого чая. Широко был распространен кирпичный (плиточный) чай — низкосортный зеленый или черный чай, прессованный в форме кирпичей.
Благодаря развитию транспортной инфраструктуры и росту объемов продаж, цены на чай постоянно снижались. Стоимость чая зависела от сорта. Так, в 1830-х годах элитные белые чаи, которые называли «ханскими» или «императорскими», стоили от 12-15 рублей за фунт, отдельные сорта продавались за 200 рублей и выше за полфунта. Цена на зеленые чаи начиналась от 7 рублей, на черные чаи — от 4,5 рублей за фунт. Высоко ценились фамильные чаи, выращенные в Китае представителями определенной фамилии или фирмы.
Около трети всего ввозимого в Россию чая было контрабандным — напрямую из Китая в обход государства, через Среднюю Азию, из Великобритании через Финляндию и др. Также существовали многочисленные фальсификаты. Подделывали, как правило, дешевые сорта, путем смешивания чая с различными добавками: спитой заварки из трактиров, опилок, песка и даже мелкой дроби. Из растительных суррогатов чаще всего добавляли иван-чай (копорский чай).
Широкое распространение чая среди широких масс населения Российской империи, а также политические и экономические проблемы в Китае (Опиумные войны, Тайпинское восстание, западная экспансия и т.п.) привели к ухудшению качества чая начиная со второй половины XIX века.
Извозчики
Традиции чаепития в России
Потребление чая стимулировало развитие многих производств и ремесел. На фарфоровых заводах изготовляли чайные сервизы. Возникли многочисленные производства самоваров (которые, кстати, тоже имеют китайское происхождение), среди которых особую любовь завоевали Тульские самовары. Совершенствовались рецепты выпечки к чаю.
Со временем в России сложился свой «чайный ритуал». Воду грели в самоваре, в котором она потом долго оставалось горячей. Чай крепко заваривали в небольшом заварочном чайнике, который водружали на самовар, от которого шло тепло; сверху для лучшей заварки и сохранения температуры водружали «чайную бабу». Затем заварку в небольшом количестве разливали по чашкам (которые были с блюдцами) и разводили водой из самовара. Мужчины нередко пили чай из стеклянных стаканов, которые, чтобы не обжечься, ставили в подстаканники.
Фредерик де Ханен. Отдых в русской чайной. 1913 год
У разных сословий существовали свои чайные традиции. Так, дворяне следовали английской традиции чаепития, в которых чай был, скорее, поводом для светской беседы. Помимо китайского чая, в аристократических домах подавали английский ароматизированный чай. Все чайные принадлежности были изысканными.
Смеркалось; на столе, блистая,
Шипел вечерний самовар,
Китайский чайник нагревая;
Под ним клубился легкий пар.
Разлитый Ольгиной рукою,
По чашкам темною струею
Уже душистый чай бежал,
И сливки мальчик подавал…
— А. Пушкин. Евгений Онегин
Купеческое чаепитие стало олицетворением русского чаепития. Обязательным атрибутом на столе был большой пузатый самовар, на котором возвышался красивый фарфоровый чайник. В чай добавляли сахар, лимон или сливки. Чтобы не обжечься, чай пили из блюдца. К столу подавали выпечку, орехи, мед, варенье и другие сладости, а также фрукты. За раз купцы и их домочадцы выпивали несколько чашек чая, их число могло доходить до 20 и более.
Борис Кустодиев. Купчиха за чаем. 1918. Государственный русский музей, Санкт-Петербург
Крестьяне также любили пить чай, однако позволить себе китайский чай могли далеко не все. Поэтому чаще заваривали иван-чай, душицу, малину и другие растения. Твердый сахар часто ели «вприкуску», который, постепенно растворяясь во рту, придавал напитку сладость. Краем бедности считалось остаться без самовара.
И.С.Куликов. В крестьянской семье. 1902 год
Московское чаепитие
Наиболее заядлыми «чаеманами» в Российской империи были москвичи, которые потребляли около 60% всего чая, ввозимого в страну. Так, в 1847 году в Первопрестольной насчитывалось более ста специализированных чайных магазинов и более трехсот чайных и других заведений, где подавали готовый чай. В это же время в столице — Санкт-Петербурге, был всего один чайный магазин.
Чай москвичи пили утром, в полдень и обязательно в четыре часа. В это время в Москве в каждом доме кипели самовары. Чайные и трактиры были полны, и жизнь на время замирала. Пили его вечером; пили, когда взгрустнется; пили и от нечего делать, и «просто так». Пили с молоком, с лимоном, с вареньем, а главное — с удовольствием, причем москвич любил чай крепкий, настоистый и горячий, чтобы губы жег. От жидкого чая, «сквозь который Москву видать», москвич деликатно отказывался и терпеть не мог пить его из чайника… Если москвич, выпив десяток стаканов, отставлял стакан в сторону, это не значило еще, что он напился: так он делал передышку. А вот, когда он, опрокинув стакан вверх дном, клал на него остаток сахару и благодарил, это означало, что с чаепитием покончено и никакие уж тут уговоры не помогут. Во время чаепития москвич внимательно следил, как ему наливали чай. Если стакан наливали не доверху, гость тут же просил долить его, чтобы жизнь была полнее. Если самовар, потрескивая углями, «пел песни», суеверный москвич радовался: это к добру. Если же при прогоревших угольях самовар вдруг ни с того ни с сего начинал свистеть, москвич испуганно хватал крышку, прикрывал ею самовар и начинал трясти. Заглушив таким способом свист, москвич долго потом находился в тревоге и ожидании всяких неприятностей. Самой плохой приметой считалось, если самовар распаяется. В этом случае обязательно жди беды.
Москвичи часто ездили отведать чаю в подмосковное село Большие Мытищи, которые славились своими родниками с вкусной водой и откуда брал начало Московский водопровод. Кроме того, Мытищи стояли на древнем паломническом пути в Троице-Сергиев монастырь (Лавру) и Переславль-Залесский. Неудивительно, что вскоре здесь появились многочисленные чайные, ставшие к середине XIX века одной из основных статьей дохода местных жителей.
В.Г.Перов. Чаепитие в Мытищах, близ Москвы. Третьяковская галерея. 1862 год
Почему мы чай называем «чаем»?
Разные пути проникновения чая — сухопутный в Россию и морской в Европу (прежде всего, в Англию) нашли свое отражение в языке. Так, русское слово «чай» происходит от северокитайского чтения иероглифа 茶 (чай) — chá. В провинции Гуандун, откуда португальцы с XVI века везли чай в страны Европы, Южной Америки и т.д., иероглиф 茶 также читался как cha, поэтому на португальском языке «чай» звучит как chá.
В конце XVI века Китай и Япония ввели морское эмбарго, после чего испанские и голландские колонисты были вынуждены переселиться на Тайвань, в то время еще свободный от контроля внешней торговли. Население находящейся рядом на материке провинции Фуцзянь занялось контрабандой чаем. На диалекте амой (или сямэнь) слово «чай» произносится как te, и именно это произношение переняли испанские и голландские колонисты. От них оно вошло в испанский, итальянский, французский, немецкий, английский и другие европейские языки.
Какой чай мы пьем в наши дни?
Из-за дороговизны и трудностей транспортировки китайского чая, в Российской империи еще с начала XIX века были предприняты первые попытки выращивания чая: в Крыму, в Аджарии, в Западной Грузии, в Азербайджане. Чуть позже чайные плантации появились близ Сухума в Абхазии.
В 1900 году крестьянин, еврей по происхождению Иуда Антонович Кошман (1838-1935) заложил чайную плантацию в Солохауле близ Сочи, положив, тем самым, начало выращиванию русского чая, который мы сейчас знаем как краснодарский.
Иуда Кошман (1838-1935) — родоначальник краснодарского чая
После революции чай по-прежнему оставался популярным напитком среди всех слоев населения. В СССР пили как импортный чай — индийский, цейлонский, так и собственного производства — грузинский, азербайджанский, краснодарский. Многие помнят заветные желтые коробочки «со слоном» индийского чая.
Китай же из-за внутренних проблем XIX — первой половины XX века потерял свои позиции как основного поставщика чая на мировом рынке. После революции 1949 года ситуация начала было выправляться, однако в годы Культурной революции (1966-1976) чайные традиции были объявлены устаревшими излишествами. Возрождение производства чая началось с 1980-х годов. На поставках китайского чая в СССР также сказалось ухудшение отношений с КНР, начавшееся в конце 1950-х годов. В результате, сегодня в России в основном пьют индийский и цейлонский чай, а китайские чаи больше популярны среди немногочисленных ценителей этого древнего напитка.
Сегодня мы пьем разный чай. Кому-то по душе индийский или цейлонский чай, кто-то предпочитает китайский. Один пьет крепкий чай, а другой — слабый. Кто-то предпочитает чай с молоком, кто-то — с сахаром или с лимоном. Но ясно одно: наша жизнь немыслима без чая!
© Сайт «Дорогами Срединного Пути», 2009-2021. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта anashina.com в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.
Онлайн-сервисы, которые помогают мне путешествовать:
Дешевые авиабилеты: Aviasales
Гостиницы и базы отдыха: Booking
Туристическая страховка: Cherehapa
Экскурсии на русском языке: Tripster и Sputnik8
Хотите узнать больше о Китае?
Об этом я пишу в своем телеграм-канале «Срединный Путь»
Отличная, познавательная статья, главное очень емкая, читаешь с удовольствием. Мой дедушка до революции держал чайную в пригороде Москвы и там был в полный рост портрет царя Николая I…
Владимир, как интересно? А дедушка не рассказывал, где у него была чайная? В Мытищах, или в другом месте?
Очень интересный экскурс в историю распространения чая в России. Мария, а напиток из кипрея в России начали пить до появления китайского чая или после?
Напиток из иван-чая употребляли издревле. Листья кипрея просто вялили или сушили. В XVIII веке появился т.н. копорский чай, у которого листья подвергались процессу ферментации, аналогичному китайскому чаю. Он был очень популярен в монастырях, где было запрещено употребление китайского чая, в среде бедняков.
Спасибо, Мария, за очень интересную статью. Я люблю разный чай, и зелёный и черный, только без ароматизаторов. Пыталась ферментировать листья иван-чая, а потом и листья смородины, вишни, малины..Сейчас в продаже появился ещё и кенийский чай. А вы, Мария, чай любите?
Татьяна, спасибо за комментарий! Да, очень люблю, разные чаи.