откуда пришли вятичи на русь
ВЯТИЧИ – согласно официальной истории, племя Вятичей произошло от первородного имени Вятко, вождя всех Вятичей, чьим отцом был Лях. Исходя из этого, миграция древнего Словянского межплеменного объединения Вятичей, якобы, началась с Польского Поморья. И что изначально, принадлежали они к племени Поморян. Учитывая этот фактор, обратимся к корню «Вят», с точки зрения современного Польского языка, ведь Поляки также являются потомками Поморян.
В Польском языке есть слово с корнем «Вят» – Вятр, означающее – Ветер. Соответственно, Словяно-Арийский корень «Вят» мог быть древней формой современного слова «Вятр». В таком случае, основа «Вят(р)» в слове Вятичи, может быть результатом существования у этого племени культа Бога Ветра – Стрибога. Что тоже может лежать в основе происхождения слова – Вятичи-Вятричи.
Стрибог действительно присутствует в культовом пантеоне Вятичей, как поклонение – «Всем Ветрам» (стихиям природы, коими они могли управлять). Об этом «Поклонении Стихиям» есть упоминания у многих Средневековых авторов. Так кто же Они – эти Вятичи?
Поморянская ветвь Вятичей-Венедов, в период насаждения в Европе Христианства и возникновения Рыцарских Орденов, стало постепенно перемещаться на Восток, к своим древним Сородичам, отвоёвывая у природы право на жизнь, в лесах Белой Руси. Затем, под давлением других Словянских племён, и прежде всего Лютичей-Литов-Вильцев, Вятичи, от границ Белоруссии, пошли на Восток двумя потоками: Первый (Северный) вдоль левого берега Волги на Каму, и далее на Урал, Второй (Южный) через Минск и Москву в бассейн Средней Оки, а потом на верховья Дона и к Воронежу. Родовым гнездом в Центральной Руси для Вятичей-Венедов считался город Козельск. А период заселения упомянутых земель относится к VI – IX векам. В дальнейшем, ощущая на себе сильное давление Хазарского Каганата, некоторые из свободолюбивых родов Вятичей ушли ещё дальше на Север, за Урал, в Сибирь.
На Оке западные Вятичи влились в состав своих более Древних Сородичей, обитавших на этих землях из покон веков, и имевших традиции и веру своих Великих Предков. Вятичи позднее всех приняли Христианство на Руси, и даже формально приняв «Веру Христову», продолжали придерживаться Ведической традиции Триглава, поклоняясь Своим Богам. Хоть и говорится в летописях, что Святой Владимир Красно Солнышко: «Всея Земли наше Крестилъ… и Вятичи…», тем не менее, «Вятшие Мужи» ещё Триста лет после этого отстаивали свою Веру.
В XII веке особо рьяно Христианство Вятичам пытался проповедовать некий Святой Кукша, но его убили. И даже позднее, некоторые летописцы, говоря о Языческих обрядах и верованиях Вятичей, всегда прибавляют: «Еже творятъ непристойное Вятичи и ныне…». Родственными с племенами Вятичей были – Радимичи, Кривичи, и Северяне.
Нестор в летописи говорит следующее: «Радимичи, Вятичи и Северо одни обычаи имаху».
И всё это есть древнейшие Русо-Арийские Рода, жившие на земле своих ещё более древних Пращуров – многие и многие тысячелетия. Просто одни дети шли открывать «новые земли» на Запад, а другие на Восток, а некоторые «заблудшие» возвращались к своим корням. Рассмотрим ещё одну версию происхождения древнего Русо-Арийского Рода, происходящего от слова – «Вечшый» (высокий, величественный, превосходный). Отсюда уже происходит слово – «Вятший» (знатный, родовитый). Отсюда и название племени – «Вятичи-Русичи». Имеют место быть оби версии, ибо Вятичи, как самое Родовитое племя из Рода Белой Расы, никуда из своих Священных мест и не уходило. И те земли, которые сегодня учёные приписывают мифическим «угро-финам», всегда принадлежали Родовитым Вятшим Мужам, а тот археологический пласт культуры, который не очень вписывается в общепринятую концепцию истории, принято не замечать вовсе, или же опять списывать на дикие племена «угро-финов» (даже самих Вятичей некоторые учёные относят к этим племенам). Однако возвращаясь к перемещениям Родов по так называемой Европе, стоит заметить, что в своё время, семьи, что уходили жить на Запад, затем, под давлением Христианства – вновь возвращались обратно.
Так к IX веку, основу Муромо-Рязанской земли как раз и составляли – Вятичи (Вятшие мужи – знатные и родовитые). Сами же Вятичи, как и Радимичи, Кривичи, Северяне и другие Расены из Рода Белой Расы, есть потомки древней Руси-Артании. Вдальнейшем первоприемницей Артании стало Муромо-Рязанское княжество. Об этом в Древнерусских летописях так и говорится: «Вятичи и до сего дне еже есть Резанци…».
Та же «Повесть временных лет» сообщает нам о якобы имевшем место военном столкновении в 964 году князя Святослава с Вятичами:
«Вятичи победи Святослав и дань на ня възложи…».
На самом деле никакой войны не было, просто молодой князь Святослав, под предлогом «покорения Священной земли Арты», подготовил с помощью Вятичей нападение на Хазар. Всю зиму тайно собирали армию из преданных людей, ковали мечи и строили ладьи, а уже по весне прозвучало его устрашающее выражение: «Иду на Вы!».
Кстати, эта традиция объявлять войну своим врагам, принадлежит древним Воинам-Русам, которые вначале посылали к «провинившимся» врагам своих Вестунов, с предупреждением, что на их головы скоро обрушиться «Праведный Меч», как Божья Кара, и лишь потом, чаще всего ночью, приходили Карабы (которых называли – Воины Ночи или Летучие Мыши). Если это не помогало вразумить глупых «тёмных», то в дело вступала Арийская Армия.
Именно Арта, как Духовный центр Рязанской земли, стала оплотом побед храброго Святослава, где он, заручившись поддержкой Волхвов, и получив от них Арийские знания и высшее посвящение Воина-Руса: «Аки Пардусъ кинулся на враги своя».
После коварного убийства Святослава у Днепровских порогов, Вятичи не признали власть предателя Свенельда, который не пришёл со своей дружиной на выручку Русскому князю.
О новом покорении Киевом Арийской Руси, в 981 году князем Владимиром, говорит всё та же летопись: «Вятичи победи и възложи на ня дань отъ плуга, яко же отець его имаше…».
Ещё летописи упоминают и о том, что через год князю Владимиру пришлось усмирять Вятичей вторично: «Заратишася Вятичи и идя на ня Володимир и победи Я второе…».
Похоже, что и тут, было не просто возмущение одних только Вятичей, но и их сородичей – Северян и Радимичей. Про поражение Радимичей в 984 году, так же есть упоминание в той летописи: «Иде Володимир на Радимичи. Бе у него воевода Волъчий Хвост и посла Володимир передъ собою Волъчья Хвоста, сърете я на реце Пищане, и победи Радимиче Волъчий Хвост. Тем и Русь корятся Радимичей, глаголюще: «Пищаньцы волъчья хвоста бегаютъ». Быша же Радимичи от рода Ляхов, пришедъше ту ся вселиша и платя дань Руси…».
Столкновения, описанные в летописи, не являлись какой-то войной Киевского князя Владимира с родами Вятичей, Радимичей и Северян, а были лишь приграничные конфликты, которые случались меж соседями, тем более, что Киевская земля «Русью» не являлась по сути, и уж тем более так не называлась.
Понятие «Киевская Русь» родилось в «научных кругах» гораздо позднее, где-то в XVIII веке, благодаря «немецким учёным», составлявшим историю Руси и России. Земля Волго-Окско-Донского бассейна была Артанской Русью, которая на западе, в верховьях Днепра, своими границами упираясь в земли Словен-Новгородцев, а на востоке раскинулась до Рипейских гор (Урала). Это и есть земли – Вятичей, Северцев, Радимичей и Кривичей (впоследствии это: Черниговское, Смоленское, Тверское и Рязанское княжества). Во время междоусобиц за Черниговский стол (1146 – 1155 годы), между князьями Ольговичами и Маномаховичами, в летописях упоминаются следующие города, что в землях Вятичей: Воротынск, Вщиж, Блове, Брынь, Дедославль, Девягорск, Домагощ, Ижеславль, Исады, Карачев, Козельск, Коломна, Корьдно, Колтеск, Кромы, Лобыньск, Лопасна, Москва, Мценск, Мосальск, Можайск, Зарайск, Неринск, Новосиль, Ольгов, Перемышль, Пронск, Свирельск, Серенск, Слободка, Спашь, Тешилов, Трубеч, Ярышев.
Таким образом, в XII веке Вятичи имели 36 городов, не считая Старую Рязань и Переяславль Рязанский (Новая Рязань).
Тут стоит вспомнить ещё и о том, что понятия «Вятичи» (Род, Родовитые) и понятие «Русичи» (Воины-Волхвы Рода) имеют Родственную Основу Духовного Истока для всех Словяно-Арийских Родов. Тут будет уместно сказать, что Финское название России – «Страна Вяйне», а в «Калевале» земля Русичей-Вятичей именуется – «Вяйнела». Один из персонажей этого эпоса имеет вполне конкретное имя – «Руотус» (Роус, Рус). Этот Руотус, единственный в финской деревне имеет баню и живёт в достатке: «За столом сидит в рубашке из льняной отличной ткани…». Отсюда и более позднее название всех Русских – «Руотси». Так же в «Калевале» говорится, что страной Суоми (Финляндией) долгое время правил Знатный Муж из Страны Вяйне – «Вяйнемейнен». Но, после того, как его вероломно отстранили от власти, он с обидой ушёл, уведя с собой много «Руотси» (Русичей).
Ваны, Вяйне, Вятичи, и есть те самые «Вятьшие Мужи», которые являются истотным пластом всего генетического фонда Рода Расенов-Русичей. Память о Вятах-Вентах-Вантах осталась и в Древнегреческом эпосе, где они именуются – «Антами». В Немецкой же койности они называются – «Венты» (Венеды). Тут стоит заметить, что и в Индо-Арийской традиции: «Арии», «Венты», «Ванитас», имеют единое определение, как – Родовитые, Почтенные, Любезные. Сами «Арии-Венты» про себя говорили: «Мы к сородичам Мужи Вятые (добрые, радушные), а к врагам – Лютые».
И до сих пор в среде Словяно-Арийских Родов сохранилось отношение к «Вятичам-Вентам-Ванитас», как к самым – Великим, Родовитым, Добрым, Душевным, Мудрым старшим братьям. Вот почему после распада Державы Артании, её первоприемницей стала Рязанская земля, а Рязанское княжество получило статус – «Великого Княжества». Современные «цивилизованные» Европейцы считают себя самыми Родовитыми и Великими представителями Рода Белой Расы, и когда они хотят укорить Русского Человека за «родовитый деревенский примитивизм», то говорят ему – «У тебя Рязанская рожа»!
Даже на подсознательном уровне они понимают – Кто Есть Кто.
У наших Предков называть самих себя «Великими» было непристойно, и такой титул можно было заслужить только лишь Великими делами своих Предков и Подвигами живших на этой земле героев. Такие герои нам известны до сих пор – Илья Муромец, Добрыня Никитич, Евпатий Коловрат, много было и других Светлых Воинов на Рязанской земле. Вот почему на гербе Рязани изображён – Воин с мечом. В Великой Отечественной Войне (1941 – 1945 годов) в числе «Героев Советского Союза» было более всего именно Воинов с земли Рязанской.
И именно к Вятичам, в разное время возвращались, не сумев прижиться на чужбине или гонимые другими народами, Родственные Словяно-Арийские племена, привнося в их размеренный уклад жизни новые веяния и традиции.
На Латыни «Vates» – это поэт, прорицатель, провидец, учитель, «Venator» – охотник, зверолов, «Ventrium» – материнская утроба, «Venia» – милость, снисхождение, «Venero» – чтить, почитать, уважать, молить, «Veneratio» – культ, почитание, уважение, «Vendo» – продавать, торговать, а «Ventus» – ветер. На Санскрите «Ванча» – дом, род, поколение, «Ваньяуа» – торговля, «Ванья» – купец, «Ватсала» – нежный, полный любви, преданный от души, «Вьянана» – сознание, познание, понимание, знание, уразумение, умение, «Вяша» – желание, воля, власть, а «Ванд» – славить, приветствовать.
ВЯТКО – старший, главный. Считается что Вятко – родоначальник Словянского племени Вятичей. Однако образ этого эпического вождя Словяно-Арийского Рода – мифологически собирательный, как символ. Понятие «Вятко» является – титулом Старейшины Рода (именем сакральным). В буквальном смысле с Древнерусского «ВЯТ-КО» – это Старейшина Рода, определённый Божественной Судьбой (где древний Арийский корень «КО» обозначает – Божественность Судьбы, как Предназначение в виде Коша). Эту «Божественность» определяли Жрецы Рода, выбирая достойных кандидатов из касты Воинов-Русов имеющих статус Волхва-Кудесника.
У Словяно-Галло-Кельтов такой Сратейшина именовался – Кудбел (Великий Светлый Кудесник). Один из Русских былинный героев – Волх Всеславьевич (рождённый Марфой Всеславовной), как раз и был одним из таких – Волхвов-Богатырей, с раннего детства постигший мудрость Воина-Кудесника. О том, что былинный Волх Всеславьевич был Волхвом, говорит его имя и особая способность оборачиваться то в Серого Волка, то в Ясного Сокола.
ВЯТЫЕ – душевные, добрые. Вятый – это большой Души Человек (Человечище). Отсюда древняя поговорка – «Лютичи – люди Лютые, а Вятичи – Вятые».
ВЯТШИЙ – знатный, родовитый, статный, большой. У Словян это слово звучало, как – Вячший. В летописях есть упоминания о том, что: «Вячшее купьце приглашаются князьями на поряды вместе съ огнещанами и дружинниками…». Отсюда более позднее понятие – «Вятьможа» (Велеможа, Вельможа).
ВЯТШИЕ МУЖИКИ – родовитые, знатные, зажиточные.
ВЯЧШИЕ ЛЮДИ – лучшие, возвышающиеся надо всеми остальными (умом, знаниями, мышлением, статью, силою, мудростью).
ВЯЧАСТЫЙ – высокий, величественный, великолепный.
ВЯЩЕ – более, больше, выше, великолепнее.
ВЯЩИЙ – старший, высший, более знатный по положению, более сильный, более привлекательный, родовитый.
ВЯТ (ВЯД) – древний Арийский корень, определяющий – Светлую Силу Творца, ВЯДущую за собой по Пути Прави. А те, кто идут по этому Пути в Первых рядах, ВЯТшие Мужи – ПраВЯТ всеми остальными, идя ПраВЯТной поступью к своей цели, и ВЯДя за собой остальные народы. Отсюда слова: ПраВядники (Праведники), Вятити, Вятичи. Отсюда же и слово: Вятикан (Высший престол, Высшее слово).
ВЯТИКАН – высший престол, высшее слово (как пророчество или как предупреждение того, кто стоит Выше всех по значимости в Роду). У Этруссков-Расенов слово «Vatican» определяло – Божество, которое отвечало за формирование у младенцев членораздельной связной речи (алтарь в честь этого Божества был на одном из лесистых Римских холмов, на правом берегу Тибра), а «Vaticanо» – пророчествовать, предсказывать будущее, предупреждать. На Латыни «Vaticinator» – пророк, прорицатель, предсказатель, «Vaticinor» – предсказывать, пророчить, «Vaticanus» – один из семи холмов Рима, на правом берегу Тибра, а так же – Ватиканская долина между холмами Ватикан и Яникул. На Английском языке «Vatic» – пророчество, «Vaticinate» – предсказывать, пророчествовать, «Vatican» – это Высший Папский престол, а так же – город-государство на территории Рима (как центр Христианской религии), есть ещё в Английском язые понятие «Vade mecum» обозначающее – путеводитель. На Старофранцузском языке «Vade» – это первый среди равных, действующий «Pour sa Vade» – в своих интересах. На Санскрите «Вад» – руководить, водить за собой, а так же – говорить (имеющий право голоса), «Вадитар» – оратор (умеющий хорошо говорить, и увлечь за собой народ).
ВЯТИТИ – знать что-либо точно, без всяких сомнение и размышлений, на подсознательном уровне, понимая искренность данного Знания, как заложенного в глубине Души. В буквальном смысле с Древнерусского «ВЯ-ТИ-ТИ» – это Знание, как Сила, заложенная в Родовой Памяти Человека Белой Расы (где «Вя» – знание, опыт, разумность, а двойной знак «ТИ-ТИ» определяет – удвоенную Силу энергии Жизни, несущей в сознании Человека информацию Родовых Знаний, заложенных в Силе Слова, через Родовую Память).
Племена восточных славян. Кто такие вятичи и где они жили?
Сегодня мне захотелось пройти по вехам истории, заглянуть в стародавние времена и рассказать о наших предках – славянах. Как они жили, во что верили и так далее.
Племена восточных славян делятся на несколько племенных союзов, но я остановлюсь лишь на одном – на вятичах. Именно они ко мне ближе =) территориально. Весьма примечательный народ, но об этом ниже.
Меня всегда интересовало прошлое, быт, нравы, обычаи наших предков. Так вот на днях я занялась чтением разных заметок в сети, книг, учебников (слишком далеко, правда, еще не заглядывала).
Среди прочитанного, было несколько книг, но выделю я две:
Кто такие вятичи
Вятичи – одно из племен восточных славян, которые жили на территории современных Тульской, Орловской, Рязанской, Калужской, Московской, Липецкой и Смоленской областей в период между 8 и 13 веками.
Само слово «вятичи» восходит к имени родоначальника племени – Вятко (Вячеслав):
«Были ведь два брата у ляхов — Радим, а другой — Вятко… А Вятко седе с родом своим по Оце (Оке), от него прозвашася вятичи»
Есть и другие версии:
Вантит – земля вятичей?
Арабские летописи повествуют о том, что в 9-11 века, в бассейне Оки существовало независимое от Киева государство, которое именовалось Вантит. И жили в нем воинственные люди, и имя им было — Вятичи. Конечно, все могло быть и не так, но теория интересная.
Государство славян-вятичей – Вантит являлось крупным территориально-племенным объединением. В нем была четкая структура и иерархия: небольшими племенами управляли «светлые князья», которые, в свою очередь, подчинялись единому правителю – «Князю князей».
«И упомянутый глава их, которого они называют «главою глав», зовется у них «свиет-малик». Владыка этот имеет верховых лошадей и не имеет иной пищи, кроме кобыльего молока. Есть у него прекрасные прочные и драгоценные кольчуги. » (Ибн-Русте)
Но пусть вас это не смущает, так как жили наши предки общинно-родовым строем, а «князя» выбирали на советах общины (вече).
Из всех племен восточных славян, вятичи — самое выдающееся (по ряду причин), отчасти, они действительно Великий народ. Нет, конечно, усыпальниц под небеса наши предки не сооружали, странных письмен, над которыми ломали бы свои светлые головы историки и криптографы, они нам тоже не оставили, однако.
Как жили наши предки
Хочется напомнить, что территория, на которой когда-то жили вятичи, в 12 веке была покрыта непроходимыми лесами. Существует даже такая история:
В 1175 году, во время княжеской распри, два войска, шедших друг против друга (одно из Москвы, другое из Владимира), заблудились в чащобах и разминулись без битвы.
Так вот, среди этих густых лесов и поселились наши с вами предки. Не в самой чащобе, конечно, а вблизи рек. И на это есть, как минимум, несколько причин:
Вятичи, впрочем, как и другие славянские племена, для жилья строили небольшие (как правило, 4 на 4 метра) полуземлянки (вырытое в земле жилище, выложенное изнутри деревом и имеющее двускатную крышу, которая слегка возвышалась над землей и была покрыта дерном).
Немного позже, славяне начали строить дома-срубы (иногда даже в два этажа), которые, помимо своей основной, выполняли еще и защитную функцию. Во дворах таких домов располагались хозяйственные постройки (сараи, погреба, амбары), и, конечно же, загоны для скота. Все дома в поселении были обращены «лицом к воде».
Если говорить о ремеслах, то стоит упомянуть, что у вятичей было хорошо развито кузнечное дело. Этому способствовали залежи древесного угля и наличие железной руды (болотного железа). Из железа изготавливались:
Помимо кузнечного ремесла, у наших предков были хорошо развиты ювелирное дело,гончарное ремесло и земледелие.
Земледелие и славяне — это, по хорошему, отдельная история, в которой нужно рассматривать все «от и до», начиная с того, как люди возделывали землю. В рамках этой статьи я не стану так далеко углубляться в данную тему, отмечу просто те культуры, которым в прошлом отдавалось предпочтение. А именно:
А если еще учесть то, что вятичи применяли железные орудия труда, да в качестве тягловой силы использовали лошадь, то и урожаи они имели фантастические. Все это помогало сытно жить, да еще и с Новгородскими землями торговать.
Ко всему прочему, не стоит забывать о таких вещах, как животноводство, охота (пушниной выплачивалась дань хазарам) и рыбная ловля. Поймы рек, вблизи которых селились славяне – идеальные пастбища для крупного рогатого скота, овец и лошадей. А раз есть крупные животные, то и птица тоже само собой: утки, гуси, куры. Ну и свиней тоже нужно упомянуть.
На основе всего вышесказанного можно смело делать вывод о том, что у вятичей и торговля была неплохо развита. Чему, в общем-то, есть подтверждения: историки утверждают, что помимо соседних земель (таких как Новгородское княжество), наши предки торговали еще и с мусульманскими странами.
Кстати говоря, арабы считали вятичских купцов одними из самых богатых.Этому есть и археологические подтверждения: клады, найденные в этих землях составляют половину всех кладов, когда-либо найденных на территориях в прошлом заселенных славянами.
Гордое и свободолюбивое племя славян-вятичей
Вятичи поселились в благодатном краю, достигли определенных успехов в ремесле и сельском хозяйстве, активно торговали с соседями, и все это, естественно, способствовало росту населения.
Но, вот ведь, что забавно: до 12 столетия, летописи не упоминали их города. Это, конечно, не такая уж и загадка — вятичи жили очень и очень обособленно. Но, вернемся к 12 столетию.
1146-1147 годы – очередной виток в истории междоусобиц. На этот раз спор между собой вели две княжеские династии: Мономаховичи и Святославичи. Естественно, война не миновала территории, на которых жили вятичи. А там, где князья и войны, там и летописцы. Вот и начали в летописях мелькать названия древних славянских городов (перечислять их тут не стану, на эту тему уже была статья). Все перечислять не стану, а вот Дедославль упомяну (почти родное село для меня).
Вятичи – одно из самых богатых и успешных племен восточных славян, и, естественно, соседние князья хотели пополнить свою казну за их счет.
Первым был князь Святослав, пришедший со своей дружиной к вятичам в 996 году. В итоге, летопись сообщает нам следующее:
«Победи Вятиче Святослав, и дань на ня возложи»
Да, вятичи были повержены и обложены данью, вот только платить они ничего захватчику не собирались. Как только войско Святослава покинуло вятические земли, их жители перестали подчиняться князю.
Следующим, кто решил выступить в поход на эти земли, был Владимир Красное Солнышко. Он пришел в 981 году:
«Вятичи победи, и возложи на ня дань от плуга, якоже и отецъ его имаше»
Действительно, князь победил, но история повторилась: вятичи и не собирались ничего ему платить. Пришлось, идти войной второй раз, что, впрочем, не дало особых результатов.
Подведем итог: долгое время до конца покорить вятичей не удавалось никому, возможно, их даже побаивались киевские князья.
Вспомните Илью Муромца, он ведь говорил князю Владимиру, что приехал прямой дорогой из Мурома в Киев, то есть по землям вятичей. А ему даже и не поверили, мол, «завирается детина».
Что же получается: проехать по вятичским землям подвигом считалось? Проверкой на смелость и силу? Возможно и так. Но несмотря на все это, сами вятичи захватчиками не являлись (хоть и помогали в войнах другим князьям).
Нестор в своей Повести Временных лет тоже очень даже неласково о вятичах отзывается, впрочем, это и понятно, непокорные многим не нравятся.
Теперь, что касается религии, тоже показательный пример. Племя вятичей дольше всех славянских племен придерживалось язычества. Так, в 1113 году в вятичские земли приходит миссионер – монах Киево-Печёрского монастыря Кукша. Проповедовать христианство не получилось… Кукша был убит. Однако, уже в конце 12 века христианская вера постепенно начинает распространяться и среди вятичей.
И, в оканцовке статьи, хочу отметить. Да, чему быть, того не миновать, конечно же, обособленность племени вятичей рухнула (так и должно было случиться, скорее всего), но они дольше всех сохраняли свою независимость, дольше всех славянских племен, упоминались в летописях Вятичи.
Древние славянские народы. Вятичи
Вятичи — один из племенных союзов восточных славян, существовавший по официальным данным в период между 8 и 13 веками нашей эры в верхнем и среднем течении Оки. Теперь это территории современных Тульской, Орловской, Рязанской, Калужской, Московской, Липецкой и Смоленской областей.
Большинство источников сходятся в том, что название союза произошло от имени родоначальника племени — Вятко.
В VIII-IX веках племена во главе со старейшиной Вятко пришли в междуречье Волги и Оки и на верхний Дон. Летопись «Повесть временных лет» пишет по этому поводу: «А Вятко седе с родом своим по Оце, от него прозвашася вятичи». Карту расселения вятичей в XI веке можно посмотреть на карте.
Быт вятичей
Территория, на которой когда-то жили вятичи, в 12 веке была покрыта непроходимыми лесами. Существует даже такая история:
В 1175 году, во время княжеской распри, два войска, шедших друг против друга (одно из Москвы, другое из Владимира), заблудились в чащобах и разминулись без битвы.
Так вот, среди этих густых лесов и поселились вятичи. Селились вблизи рек. И на это есть, как минимум, несколько причин:
Вятичи, впрочем, как и другие славянские племена, для жилья строили небольшие (как правило, 4 на 4 метра) полуземлянки (вырытое в земле жилище, выложенное изнутри деревом и имеющее двускатную крышу, которая слегка возвышалась над землей и была покрыта дерном).
Немного позже, славяне начали строить дома-срубы (иногда даже в два этажа), которые, помимо своей основной, выполняли еще и защитную функцию. Во дворах таких домов располагались хозяйственные постройки (сараи, погреба, амбары), и, конечно же, загоны для скота. Все дома в поселении были обращены «лицом к воде».
Археологические раскопки в земле вятичей открыли многочисленные ремесленные мастерские металлургов, кузнецов, слесарей, ювелиров, гончаров, камнерезов. Металлургия основывалась на местном сырье — болотных и луговых рудах, как везде на Руси. Обрабатывалось железо в кузницах, где применялись специальные горны диаметром около 60 см. Высокого уровня у вятичей достигло ювелирное дело. Коллекция литейных форм, найденных в наших местах, уступает только Киеву: найдено 19 литейных форм в одном местечке Серенск. Мастера изготовляли браслеты, перстни, височные кольца, крестики, амулеты и т.д.
Перстни, найденные в Воротынском селище на реке Ресса
Родовым гнездом Вятичей на Руси считался город Козельск.
Вятичи вели оживленную торговлю. Были установлены торговые связи с арабским миром, они шли по Оке и Волге, а также по Дону и далее по Волге и Каспийскому морю. В начале XI века налаживается торговля с Западной Европой, откуда поступали предметы художественного ремесла.
Свободолюбивое племя вятичей
Вятичи поселились в благодатном краю, достигли определенных успехов в ремесле и сельском хозяйстве, активно торговали с соседями, и все это, естественно, способствовало росту населения.
До 12 столетия в летописях не встречается упоминание их города. Это, конечно, не такая уж и загадка — вятичи жили очень и очень обособленно. Но, вернемся к 12 столетию.
1146-1147 годы – очередной виток в истории междоусобиц. На этот раз спор между собой вели две княжеские династии: Мономаховичи и Святославичи. Естественно, война не миновала территории, на которых жили вятичи. А там, где князья и войны, там и летописцы. Вот и начали в летописях мелькать названия древних славянских городов
«Повесть временных лет» сообщает нам о, якобы имевшем место, военном столкновении в 964 году князя Святослава с Вятичами: «Вятичи победи Святослав и дань на ня възложи…».
На самом деле никакой войны не было, просто Святослав готовил нападение на Хазар, всю зиму тайно собирая армию из преданных племён, откуда по весне прозвучало его устрашающее выражение: «Иду на Вы!». Именно Рязанская земля стала оплотом Святославовых побед, где он заручился поддержкой Волхвов, получив от них древние Арийские знания и высшее посвящение.
После коварного убийства Святослава у Днепровских порогов, Вятичи не признали власть предателя Свенельда. О новом покорении Киевом Арийской Руси, в 981 году князем Владимиром, говорит всё та же летопись: «Вятичи победи и възложи на ня дань отъ плуга, яко же отець его имаше…».
Ещё летописи упоминают и о том, что через год князю Владимиру пришлось усмирять Вятичей вторично: «Заратишася Вятичи и идя на ня Володимир и победи я второе…».
И тут похоже, что было не просто возмущение одних только Вятичей, но и сородичей их – Северян и Радимичей. О поражении Радимичей, в 984 году, так же есть упоминание в летописи: «Иде Володимир на Радимичи. Бе у него воевода Волъчий Хвост и посла Володимир передъ собою Волъчья Хвоста, сърете я на реце Пищане, и победи Радимиче Волъчий Хвост. Тем и Русь корятся Радимичей, глаголюще: «Пищаньцы волъчья хвоста бегаютъ». Быша же Радимичи от рода Ляхов, пришедъше ту ся вселиша и платя дань Руси…».
Данные столкновения, описанные в летописи, не являлись какой-либо войной Киевского князя с Вятичами, Радимичами и Северцами, а есть лишь приграничные конфликты, которые случались между соседями, тем более, что Киевская земля «Русью» не являлась и уж тем более так не называлась. Понятие «Киевская Русь» родилось в научных кругах гораздо позднее, где-то в XVIII веке (благодаря «нашим немецким учёным», составлявшим историю России).
Религия
Вятичи были язычниками и долго сохраняли старинную веру. У вятичей главным богом был Стрибог («Старый Бог»), который создал вселенную, Землю, всех богов, людей, растительный и животный мир. Именно он подарил людям кузнечные клещи, научил выплавлять медь и железо, а также установил первые законы.
Кроме того, они поклонялись Яриле — богу Солнца, который ездит по небу на чудесной колеснице, запряженной четверкой белых златогривых коней с золотыми крыльями.
Каждый год 23 июня отмечался праздник Купалы — бога земных плодов, когда солнце дает наибольшую силу растениям и собирались лекарственные травы. Вятичи верили, что в ночь Купалы деревья переходят с места на место и разговаривают между собой шумом ветвей, и кто имеет при себе папоротник, тот может понимать язык каждого творения.
У молодежи особым почитанием пользовался Лель — бог любви, который являлся в мир каждую весну, чтобы своими ключами-цветами отомкнуть земные недра для буйного роста трав, кустов и деревьев, для торжества всепобеждающей силы Любви. Воспевалась вятичами богиня Лада — покровительница брака и семьи.
Кроме того, вятичи поклонялись силам природы. Так, они верили в лешего — хозяина леса, существо дикого вида, который был выше всякого высокого дерева.
Археологические свидетельства о вятичах
На тульской земле, как и в соседних областях — Орловской, Калужской, Московской, Рязанской — известны, а в ряде случаев и исследованы группы курганов — остатки языческих кладбищ древних вятичей. Наиболее подробно изучены у нас курганы близ д. Западной и с. Доброго Суворовского района, у д. Тризново Щекинского района.
При раскопках были обнаружены остатки трупосожжений, иногда нескольких разновременных. В некоторых случаях они помещены в глиняный сосуд-урну, в других сложены на расчищенной площадке с кольцевым ровиком. В ряде курганов найдены погребальные камеры — деревянные срубы с дощатым полом и покрытием из расколотых члах. Вход в такую домовину — коллективную усыпальницу — закладывался камнями или досками, а следовательно, мог открываться для последующих захоронений. В других же курганах, в том числе и рядом расположенных, таких сооружений нет.
Установление особенностей погребального обряда, керамики и вещей, обнаруженных в ходе раскопок, их сопоставление с другими материалами помогает хоть в какой-то мере восполнить крайнюю скудость дошедших до нас письменных сведений о местном населении той далекой поры, о древней истории нашего края. Археологические материалы подтверждают сведения летописи о связях местного вятического, славянского племени с другими родственными племенами и союзами племен, о длительном сохранении в быту и культуре местного населения старых племенных традиций и обычаев.
Святилища вятичей
п.Дедилово (бывшая Дедиловская слобода) — остатки священного города вятичей Дедославля на реке Шиворонь (приток Упы), в 30 км. к Юго-Востоку от Тулы. [Б.А.Рыбаков, Киевская Русь и русские княжества 12-13 вв, М., 1993]
Веневский топонимический узел — 10-15 км от Венева в Юго-Восточном секторе; п.Дедиловские выселки, п.Теребуш, п.Городенец.
Как закончилась история племени Вятичей
Племена Вятичей долго оказывали сопротивление вторжению киевских князей и самое главное — новой религии, которую они несли. Известно о восстании Ходоты с сыном, происшедшем в 1066 году. На их усмирение идет Владимир Мономах. Первые два его похода закончились ничем. Дружина прошла сквозь леса, так и не встретив неприятеля. Лишь во время третьего похода Мономах настиг и разгромил лесное войско Ходоты, но его предводитель сумел скрыться.
С XII века территория вятичей оказалась в составе Черниговского, Ростово-Суздальского и Рязанского княжеств. До конца XIII века вятичи сохраняли многие языческие обряды и традиции, в частности, кремировали умерших, возводя над местом погребения небольшие курганные насыпи. После укоренения среди вятичей христианства обряд кремации постепенно ушёл из обихода.
В дальнейшем, ощущая на себе давление Киева, некоторые свободолюбивые роды Вятичей ушли далее на Север, за Урал, в Сибирь. Нестор в своей летописи говорит следующее: «Радимичи и Вятичи, и Северо одни обычаи имаху…».
Вятичи дольше других славян сохраняли своё племенное имя. Они жили без князей, общественное устройство характеризовалось самоуправлением и народовластием. В последний раз вятичи упоминаются летописью под таким племенным именем в 1197 г.