оценка практических навыков на медицинскую сестру
Подготовка медицинских сестер процедурных и прививочных кабинетов амбулаторных и стационарных медицинских учреждений
Вид образования | Специальность | Кафедра | Кол-во часов | Стоимость | Форма обучения | Выпускной документ |
---|---|---|---|---|---|---|
Повышение квалификации | Сестринское дело, Лечебное дело, Акушерское дело | Сестринского дела | 72 ак.ч. | 12900 руб. | Очная | Удостоверение о повышении квалификации |
Учебная программа реализуется в форме лекций, семинарских и практических занятий. Теоретическая часть курса представляет собой лекции с использованием электронных технологий: компьютерных презентаций, учебных CD и DVD дисков. Практические занятия проводятся в виде освоения работы в процедурных и прививочных кабинетах.
Все амбулаторные и стационарные лечебно-профилактические учреждения (ЛПУ), вне зависимости от их профиля, имеют в своем составе процедурные и прививочные кабинеты, поэтому потребность в подготовке специалиста по выполнению процедур и вакцинаций на современном уровне является актуальной.
Практические занятия со слушателями проводятся на клинических базах РУДН: Филиал №2 федерального государственного казенного учреждения «Главный военный клинический госпиталь имени академика Н.Н. Бурденко» Министерства обороны Российской Федерации (Московская область, г. Пушкино, ул. Лесная, д. 67), Государственное автономное учреждение здравоохранения Московской области «Химкинская центральная клиническая больница» (Московская область, г. Химки, Куркинское ш., вл.11), Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральный научно-клинический центр детской гематологии, онкологии и иммунологии имени Дмитрия Рогачева» Министерства здравоохранения Российской Федерации (г. Москва, ул. Саморы Машела, д.1), Федеральное государственное бюджетное учреждение «Научный центр акушерства, гинекологии и перинатологии имени академика В.И. Кулакова» Министерства здравоохранения Российской Федерации (г. Москва, ул. Академика Опарина, д. 4), Федеральное государственное учреждение «Медико-санитарная часть № 95 ЦМСЧ № 119 ФМБА России» (г. Москва, ул. Авиамоторная, д.55), Муниципальное учреждение здравоохранения «Городская поликлиника № 25 Департамента здравоохранения города Москвы» (г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, д.10), Государственное бюджетное учреждение здравоохранения города Москвы «Городская клиническая больница № 17 Департамента здравоохранения города Москвы» (Москва, улица Волынская, дом 7).
Получение слушателем практических навыков включает в себя: умение выполнять назначенные лечащим врачом процедуры, разрешенные к выполнению средним медицинским персоналом; умение помогать при проведении манипуляций, которые имеет право выполнять только врач; умение производить взятие крови из вены для исследования и отправлять ее в лабораторию; умение обеспечивать учет и хранение лекарств группы А и Б в специальных шкафах; умение обеспечивать соблюдение правил асептики и антисептики в процедурном и прививочном кабинетах при проведении процедур; умение стерилизовать инструментарий и материал; умение составлять требования на получение инструментария, оборудования, медикаментов и перевязочного материала и получать их в установленном порядке; умение вести учетно-отчетную документацию; умение контролировать санитарно-гигиеническое содержание процедурного и прививочного кабинетов; умение осуществлять сбор и утилизацию медицинских отходов; умение осуществлять мероприятия по соблюдению санитарно-гигиенического режима в помещении, правил асептики и антисептики, условий стерилизации инструментов и материалов, предупреждению постинъекционных осложнений, гепатита, ВИЧ-инфекции.
Оценка практических навыков на медицинскую сестру
Главное меню
Перечень практических навыков манипуляций
За период работы медицинской сестры процедурного кабинета усовершенствовала свои профессиональные навыки.
· основы законодательства и права в здравоохранении;
· основами медицинского страхования;
· организацию сестринского ухода за больными на основе этапов сестринского процесса; хомутовые строительные леса купить дешевле в России
· психологию профессионального общения;
· медицинскую этику и деонтологию;
· основные лекарственные группы, показаниям и противопоказания к применению, характер взаимодействия, осложнения при применении;
· организацию лекарственного обеспечения и нормативные документы, регламентирующие фармацевтический порядок в медицинском учреждении;
· систему инфекционного контроля, инфекционной безопасности пациентов и персонала;
· основные виды документации;
· охрану труда и пожарную безопасность в медицинском учреждении.
· анализирую сложившуюся ситуацию и принимаю решение в пределах своей профессиональной компетенции и полномочий;
· умею оценить тяжесть состояния больного, определить объем и последовательность реанимационных мероприятий, определить показания к госпитализации в пределах своей компетенции;
· соблюдаю фармацевтический порядок получения, хранения и использования лекарственных средств;
· соблюдаю правила техники безопасности и охраны труда;
· выполняю требования инфекционной безопасности пациентов и медицинского персонала.
· знаю функциональные обязанности, права и ответственность сестринского и младшего персонала;
· основные синдромы острых нарушений функций систем и органов;
· реанимационные мероприятия: искусственной вентиляцией легких «рот в рот», «рот в нос», при помощи дыхательной аппаратуры АМБУ, наружного массажа сердца;
· выполняю требования инфекционной безопасности пациентов и персонала;
· провожу санитарно-просветительную работу;
· выполняю профилактические, лечебные мероприятия, назначаемые врачом;
· осуществляю обеспечение кабинета необходимыми медикаментами, перевязочными материалами, спецодеждой;
· веду учетно-отчетную документацию;
· провожу контроль за сохранностью и исправностью медицинской мебели, оборудования.
Владею техникой сестринских манипуляций:
· санитарной обработкой больного;
· дезинфекцией предметов ухода за больным;
· измерением температуры тела;
· измерением пульса, А.Д.;
· постановкой банок, горчичников;
· применением грелки и пузыря со льдом;
· приготовлением лечебной ванны;
· применением мазей, пластырей, присыпок;
· закапыванием капель в глаза, уши, нос;
· проведением всех видов инъекций;
· остановкой кровотечения из поверхностно – расположенных сосудов;
· постановкой пробы Манту;
· извлечением инородных тел, не требующих применения сложных приемов;
· набором инсулина в шприц;
· сбором мочи для определения сахара;
· определением наличия отеков;
· измерением пульса, артериального давления, частоты дыхательных движений;
· катетеризацией мочевого пузыря мягким уретральным катетером.
Как подготовить медсестер к аккредитации!
Как подготовить медсестер к аккредитации
Светлана Палевская, доктор медицинских наук, ведущий научный сотрудник Центра высшего и дополнительного образования ФГБНУ «Национальный научно-исследовательский институт общественного здоровья имени Н.А. Семашко»
Медсестры, которые не вступят в ближайшие месяцы в систему НМО, не смогут пройти аккредитацию, когда закончится действие сертификата. Тогда их отстранят от работы. Мы подготовили инструкцию, которая поможет медсестрам зарегистрироваться в системе НМО и вовремя получить допуск к аккредитации.
Чем отличается аккредитация от аттестации и сертификации
Вместо сертификата специалиста с 1 января 2016 года медсестры могут получить свидетельство об аккредитации. Оно подтверждает знания и квалификацию медсестер. Если у сотрудника несколько специальностей, он может подтверждать их все, но для каждой аккредитацию придется проходить отдельно.
До 2021 года включительно медсестры имеют право продлевать сертификат специалиста. Действовать он будет до 2026 года. Это правило устанавливают статьи 69 и 100 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
Сертификация – процедура, которая позволяет получить допуск к осуществлению медицинской деятельности.
Условия выдачи сертификата специалиста медработникам: наличие диплома о получении медицинского или фармацевтического образовании; сдача сертификационного экзамена либо прохождение государственной итоговой аттестации.
Аттестация медицинских работников – это добровольная процедура, связанная с присвоением квалификационной категории (второй, первой и высшей) на основании имеющейся специальности, которая подтверждается сертификатом специалиста.
Аккредитация специалиста – процедура определения готовности лица, получившего высшее или среднее медицинское или фармацевтическое образование, к осуществлению медицинской деятельности по определенной медицинской специальности в соответствии с установленными порядками оказания медицинской помощи и стандартами медицинской помощи или фармацевтической деятельности.
Аккредитация – это по сути процедура, аналогичная процедуре получения и подтверждения сертификата специалиста, и это процедура обязательная.
Для медсестер существует три вида аккредитации:
· первичная – проходят медицинские сестры, впервые завершившие обучение в образовательной организации по какой-либо специальности;
· первичная специализированная – ее предстоит пройти медсестрам, которые завершили обучение программ по профессиональной переподготовке или получили образование на территории иностранного государства;
· периодическая – будут проходить медсестры каждые пять лет по специальности, по которой у них уже есть допуск к профессиональной медицинской деятельности.
Ситуация
Этапы внедрения процедуры аккредитации
С 2016 года происходит поэтапный переход от процедуры сертификации к процедуре аккредитации специалистов (приказ Минздрава от 22.12.2017 № 1043н).
В 2019 году аккредитацию прошли выпускники:
· получившие высшее образование по основным образовательным программам «Здравоохранение и медицинские науки»;
· получившие среднее профессиональное образование;
· получившие высшее образование по основным образовательным программам – уровень ординатуры – и дополнительное профессиональное образование по программам профессиональной переподготовки по специальностям: «неврология», «кардиология», «общая врачебная практика (семейная медицина)», «онкология», «педиатрия», «терапия».
В 2020 года процедуру аккредитации пройдут лица:
· получившие медицинское и фармацевтическое образование в иностранных государствах;
· получившие высшее образование по основным образовательным программам;
· получившие высшее образование по основным образовательным программам в области образования «Здравоохранение и медицинские науки» – уровни бакалавриата, магистратуры, ординатуры;
· получившие дополнительное профессиональное образование по программам профессиональной переподготовки.
С 2021 года процедуру аккредитации будут проходить все медработники.
Ситуация
Минздрав отменил выдачу сертификатов специалистов и свидетельств об аккредитации до конца 2020 года
Минздрав установил мораторий на получение сертификатов специалистов и свидетельств об аккредитации до конца 2020 года (Приказ Минздрава от 14.04.2020 № 327н). Если действие сертификата врача, медсестры истекает в этом году, оно продлевается еще на 12 месяцев (Постановление Правительства от 03.04.2020 № 440).
Срок действия сертификатов, которые истекали после 6 апреля 2020 года, пролонгируется на год. Поскольку с 1 января 2021 года все медработники должны получать свидетельство об аккредитации, то те, кому продлили срок действия сертификатов, после его окончания должны будут проходить не сертификацию, а аккредитацию. Фактически с 26 апреля в России окончательно останавливается сертификация.
Выпускники, которые должны проходить первичную аккредитацию, сдадут экзамены на нее в этом году, получат справку, а свидетельство им выдадут в следующем году.
Как проходит аккредитация
Какие документы нужны для прохождения аккредитации
Для прохождения первичной аккредитации потребуется:
· копия документа, удостоверяющего личность;
· копия документов об образовании;
· копия страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования (при наличии).
Для прохождения первичной специализированной аккредитации или периодической аккредитации требуется представить:
· копию документа, удостоверяющего личность;
· портфолио – отчет за последние пять лет о профессиональной деятельности аккредитуемого, включающий сведения об индивидуальных профессиональных достижениях, освоении программ повышения квалификации, обеспечивающих непрерывное совершенствование профессиональных навыков и расширение квалификации;
· копию сертификата специалиста (при наличии) или свидетельства об аккредитации специалиста (при наличии);
· копии документов об образовании;
· копию трудовой книжки (при наличии);
· копию страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования (при наличии).
Медсестра лично предоставляет документы в аккредитационную комиссию. Если нет возможности передать лично, документы для аккредитации медсестер направляют заказным письмом по почте. К документам об образовании должны быть приложения, которые содержат оценки, полученные при ее обучении.
Подготовка необходимых документов обычно возлагается на кадровый отдел клиник. Его сотрудники должны подготовить, заверить и отсканировать необходимые документы.
Кто входит в состав аккредитационной комиссии
Состав комиссии прописан в положении об аккредитации (приказ Минздрава от 02.06.2016 № 334н).
· представители профессиональных некоммерческих организаций;
· представители органов исполнительной власти в сфере охраны здоровья или медицинских организаций и других организаций, осуществляющих медицинскую или фармацевтическую деятельность, или профессиональных союзов медицинских работников или их объединений (ассоциаций);
· представители образовательных или научных организаций, реализующие программы медицинского или фармацевтического образования.
Все члены комиссии должны иметь высшее или среднее профессиональное образование по специальности, по которой проходит процедура аккредитации, и стаж работы по специальности не менее пяти лет.
Процедура аккредитации
С 2 марта 2020 года периодическая аккредитация стала проще: теперь оценивают только портфолио медработника, проходить тестирование не нужно. Это сказано в приказе Минздрава от 20.01.2020 № 34н, который вносит изменения в положение об аккредитации специалистов.
Первичная, в том числе специализированная, аккредитация по-прежнему состоит из трех этапов: тестирование, оценка практических навыков в симуляционном центре, решение ситуационных задач. Последний этап распространяется на выпускников вузов по одной из специальностей укрупненной группы «Клиническая медицина», а также получивших среднее медицинское образование после 1 января 2020 года, на которых могут быть возложены отдельные функции лечащего врача.
При проведении тестирования автоматизированная система случайным образом формирует из единой федеральной базы индивидуальный перечень вопросов. Каждый тест содержит четыре варианта ответа, среди которых только один правильный. На выполнение теста отводится 90 минут, репетиционный набор состоит из 60 тестовых заданий. Проверка ответов также автоматизирована, что исключает вероятность постороннего влияния на результат.
На решение одной ситуационной задачи из 12 вопросов отводится 30 минут. Чтобы пройти этот этап успешно, аккредитуемому необходимо дать не мене 70 процентов правильных ответов.
Ситуация
Что делать, если аккредитация не пройдена
Медсестра не проходит аккредитацию, если: получила на каком-то из этапов негативную оценку; нарушила нормы положения по аккредитации; без уважительной причины пропустила какой-либо из этапов аккредитации.
Если такое произошло, медсестре нужно направить в комиссию заявление, где потребуется отметить пропущенный либо непройденный этап. Комиссия рассматривает его и решает, можно ли допускать медсестру на пересдачу непройденного этапа.
У медсестры есть три попытки прохождения аккредитации. Если все они оказались неудачными – повторная аккредитация медсестер возможна только через 11 месяцев.
После того как результаты аккредитации стали известны, у медсестры есть два дня на их обжалование, если она с ними не согласна. Она подает заявление в апелляционную комиссию, и в течение пяти дней комиссия удовлетворяет поданную жалобу специалиста или отказывает в этом.
Если решение принято не в пользу медсестры, она может пройти аккредитацию повторно через 11 месяцев или обжаловать решение апелляционной комиссии. Однако для повторного обжалования нужно обращаться в Минздрав.
Как подтверждать квалификацию
Чтобы медработники получили свидетельство об аккредитации, они должны участвовать в программе непрерывного медицинского образования (НМО). Проследите, чтобы они зарегистрировались на портале Координационного совета НМО и получали ежегодно 50 часов образовательной активности, они же баллы или кредиты.
Пример
какие законы регулируют НМО
НМО регулирует несколько федеральных законов и приказов Минздрава.
Статья 69 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ: «Работать в медорганизации имеют право только специалисты, которые получили медицинское образование и свидетельство об аккредитации».
Подзаконные акты, которые касаются аккредитации, разрабатывает Минздрав.
Федеральный закон от 29.12.2015 № 389-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ»: «Медработник может получить сертификат специалиста до 2021 года. Работать на основании сертификата – до 2026 года».
Приказ Минздрава от 11.11.2013 № 837 утверждает положение о модели отработки основных принципов НМО специалистов с высшим медицинским образованием.
Приказ Минздрава от 22.12.2017 № 1043н регулирует сроки и этапы аккредитации. Медсестры, которые оканчивают учебное заведение, с 1 февраля 2018 года обязаны получать свидетельство об аккредитации.
Приказ Минздрава от 06.06.2016 № 352н утверждает порядок выдачи свидетельства об аккредитации.
Приказ Минздрава от 10.02.2016 № 83н определяет квалификационные требования к медицинским и фармацевтическим работникам со средним медицинским и фармацевтическим образованием.
Чтобы пройти аккредитацию, нужно участвовать в программе непрерывного медицинского образования (НМО) и набрать 250 учебных баллов за пять лет. Баллы можно получить за учебные курсы – как очные, так и заочные – и за практические занятия. За год минимально нужно набрать 50 баллов. В год можно набрать 14 баллов за конференции, вебинары и семинары, а 36 нужно получить во время курсов повышения квалификации.
Ситуация
Модуль по коронавирусу на портале НМО
Медработники могут пройти образовательный модуль по профилактике, диагностике и лечению коронавирусной инфекции. За прохождение обучения начисляют 1 ЗЕТ.
Вариант итогового тестирования по коронавирусной инфекции
Чтобы пролистать, наведите курсор на документ и нажмите на стрелку.
Как зарегистрироваться и учиться на портале НМО
Чтобы вступить в НПР, нужно зарегистрироваться на официальном портале edu.rosminzdrav.ru и регулярно проходить обучение.
Минздрав рекомендует обучение с общим минимальным суммарным объемом различных компонентов непрерывного образования не менее 250 часов за пятилетний период – по 50 часов ежегодно. Из них не менее 180 часов – обучение по программам повышения квалификации и 70 часов – освоение интерактивных образовательных модулей и обучения на очных образовательных мероприятиях.
Можно либо обучиться по одной программе повышения квалификации с продолжительностью обучения не менее 180 часов, либо по программам продолжительностью не менее 16 часов и в сумме за пять лет набрать 180 часов – законодательство это не запрещает.
Технические средства портала позволяют формировать персональные рекомендации по обучению в соответствии с интересами специалиста, особенностями профессиональной деятельности, текущим состоянием профессиональных знаний и умений, а также с потребностями системы здравоохранения в целом.
Основа для формирования образовательных траекторий – созданные в автоматизированном режиме рекомендации по разделам и отдельным темам специальности с учетом значимости их освоения.
Однако не стоит забывать, что система НМО сегодня существует всего лишь как проект и как система непрерывного медицинского образования на Федеральном уровне для всех категорий медицинских работников еще не принята.
Посмотрите видеоинструкцию, как пройти регистрацию на портале.
Видеоинструкция: как зарегистрироваться на портале НМО
После регистрации специалист входит под своим логином и паролем на сайт и добавляет в свой учебный план нужные программы повышения квалификации, образовательные мероприятия, интерактивные образовательные модули.
Руководство МО оплачивает обучение и следит, чтобы у всех сотрудников были действующие документы об образовании, в частности сертификат или свидетельство об аккредитации.
Как проходит обучение в сестринском деле?
Функции медицинской сестры в настоящее время расширяются благодаря реформам в здравоохранении. При этом одной из важнейших составляющих профессиональной деятельности является сестринская педагогика — передача пациенту и его родственникам необходимых знаний, умений и навыков.
Эффективность сестринского процесса напрямую зависит от грамотности и профессионализма медицинской сестры. Когда пациент утрачивает способности к самообслуживанию, на помощь приходит медицинская сестра. Но не только для того, чтобы помочь произвести необходимые действия. Гораздо более важная задача медицинской сестры — обучить пациента в сложившихся условиях самому себя обслуживать.
Сестра
Таким образом, одна из основных функций медицинской сестры — обучение, проводящееся в различных жизненных сферах.
Сферы обучения пациента
Познавательная сфера — способность к восприятию нового, анализу и синтезу, абстрактному мышлению, способности отличать приоритетную информацию от второстепенной.
Эмоциональная сфера — ответственна за настроение пациента в измененных условиях жизни, проявляется в зависимости от свойств личности (добросердечия или злобности, впечатлительности или черствости и т.п.). При наблюдении за пациентом медицинская сестра отмечает изменения внешнего вида и поведения пациента.
Психомоторная сфера — способность пациента к обучению новым навыкам благодаря своей умственной и мышечной деятельности, психологическая, физическая и эмоциональная готовность к обучению.
Социально-психологическая сфера — сложившаяся гражданская позиция пациента, личностные и интеллектуальные способности, умение правильно оценить ситуацию и собственные силы, выносливость, отношение к процессу обучения.
В педагогической ситуации, т.е. при обучении пациента и/или его родственников, сами обучаемые моут выполнять следующие функции:
Содержание обучения
Основное направление в содержании обучения пациента — сохранение его здоровья и поддержание максимально комфортного качества жизни. Для медицинской сестры важно разбираться в новых технологиях обучения, уметь определять приоритетные задачи обучения, использовать понятные для пациента и его семьи термины. Исходя их всего этого, можно определяться, чему и как обучать.
В процессе обучения следует определить последовательность, систематичность, глубину подаваемых знаний соответственно способностям и возможностям обучаемых.
Основное содержание сестринской педагогики — формирование умений и навыков обращения с предметами ухода, помощь в овладении навыками самоухода и принципам оказания неотложной помощи. При этом пациенты должны активно вовлекаться в практическую деятельность. Такой подход способствует скорейшему формированию необходимых навыков и формирует новые потребности и интересы.
Планирование и оценка эффективности и качества обучения
Сестринская педагогика предполагает организацию процесса обучения медицинской сестрой. Весь процесс должен состоять из формулировки мотива обучения, построения его плана, реализации и контроля и оценки результата. Планирование процесса обучения проводится совместно с пациентом, исходя из его индивидуальных возможностей и наиболее приемлемого времени для обучения.
Задачи медицинской сестры:
Эффективность обучения пациента и его родственников определяется достижением поставленных в плане целей.
Важнейшим навыком для медицинской сестры в процессе сестринской педагогики считается коммуникативный. Большую роль играют знания в области психологии, а также такие личностные качества, как такт, терпение, оптимизм, настроенность на положительный результат.
Задачи и сферы обучения в сестринском деле
Задачами обучения в сестринском деле являются пропаганда здорового образа жизни, позволяющего сохранить и укрепить здоровье и подготовка пациента к максимальной адаптации в болезни. Обучение, как правило, происходит в трех сферах: познавательной, эмоциональной и психомоторной.
Познавательная сфера подразумевает, что человек получает информацию, узнает новые факты. Эту информацию он анализирует, отделяет важную, значимую для него, от второстепенной.
Например, человек узнает о сущности заболевания, его причинах, факторах риска, течении и возможных исходах, принципах организации здорового образа жизни, рациональном питании, диете, способах закаливании, профилактических мероприятиях.
Эмоциональная (чувственная) сфера заключается в том, что человек, получив информацию, реагирует на это чувствами (эмоциями), переживаниями, мыслями, мнениями. Он оценивает полученные знания и изменяет свое поведение.
Например, человек активно слушает и реагирует на новую информацию (удивляется, тревожится, задумывается) и меняет свое поведение: начинает соблюдать диету, рационально питаться, заниматься физической культурой, одеваться по сезону, соблюдать правила безопасности жизнедеятельности.
Психомоторная сфера означает, что человек, используя умственную и мышечную деятельность, обучается новым видам движений, уверенно выполнит необходимые действия, приобретает стойкие навыки, например чистит зубы, завязывает шнурки, передвигается с помощью костылей, вводит себе инсулин, определяет пульс и т.д.
Сестринское обучение требует от медицинской сестры специальных знаний и профессионализма. Она должна владеть методами и приемами обучения. Методами обучения являются:
Выделяют несколько видов учебных занятий:
Важным компонентом обучения являются средства обучения.
Учебно-наглядные пособия дополняют и иллюстрируют объяснение. Пособиями могут служить: — натуральные препараты (объекты живой и неживой природы); — средства обучения, являющиеся предметами профессиональной деятельности (медицинские инструменты, перевязочный материал, приборы и т.д.); — изобразительные средства (рисунки, плакаты, фотографии, слайды, таблицы, диаграммы, схемы, графики, планы, карты).
Вербальные средства включают в себя справочную, учебную и методическую литературу.
Технические средства обучения являются техническими устройствами. К ним относятся видеофильмы, аудиозаписи, компьютеры, мультимедийные системы. Таким образом, знание разнообразных методов, форм и способом обучения позволяет медицинской сестре выбрать оптимальный способ обучения пациента.
Формальное обучение пациента проводится в ЛПУ или домашней обстановке. Медицинская сестра обучает пациента, прививает навыки повседневных действий (введение инсулина, измерение АД) или закрепляет навыки, полученные у других специалистов: инструктора по лечебной физкультуре (ЛФК), массажиста, диетолога.
Неформальное обучение проводится, когда медицинская сестра, выполняя свои обязанности, беседует с пациентом о волнующих его проблемах: как правильно питаться, к чему приведет частое употребление алкоголя, какие побочные действия может оказать лекарство и т.д. Используя формальное и неформальное обучение, медицинская сестра может значительно увеличить объем знаний и умений пациента и ею родственников.
Кроме того, обучение может быть индивидуальным и коллективным (групповым). Групповое обучение больных имеет ряд преимуществ. Оно создает определенную атмосферу, помогает воспринять информацию в нужном свете, уменьшает чувство одиночества. Пациенты получают возможность обменяться опытом, получить поддержку, что способствует положительному восприятию процесса лечения.
Для более активного вовлечения пациентов в учебный процесс целесообразно применять активные методы обучения: анализ конкретных ситуаций, решение задач, дискуссии, деловые игры, которые активизируют мышление, повышают мотивацию к обучению. Деловая игра ставит участников в реальные жизненные ситуации, формирует умения и навыки решения конкретных проблем. Однако групповое обучение не всегда эффективно и напрямую зависит от количества обучаемых: чем больше группа, тем ниже эффективность. Лучше всего проводить обучение индивидуально или небольшой группой (2 — 3 чел.).
Лекции для студентов по ПМ04 МДК04.01. Педагогика в сестринском деле
Способность к обучению от стадии и уровня общения развития (ребёнок, престарелый и т. д.).
Прежде чем начать обучение, сестра должна оценить уровень развития познавательных способностей человека, чтобы выбрать способ обучения, соответствующий его уровню развития.
Важными критериями оценки способности к обучению являются возраст пациента, его физическое состояние (слабость, истощение и т. п.), при котором обучение может оказаться невозможным или неэффективным, расположенность к общению, объём движений, степень подвижности и. т. д.
Окружающая обстановка также является одним из важных условий успешного обучения. Начиная обучение, сестра должна оценить количество обучаемых (групповое обучение не всегда эффективно), необходимость в уединении, температуру воздуха, освещение, шум, вентиляция, мебель).
Сестра должна знать и понимать значимость каждого этапа учебного процесса:
Оценка исходного уровня
Оценка исходного уровня знаний и умений предусматривает определение уровня имеющихся у человека знаний и умений, а также его отношение к информации, которую ему предстоит узнать.
При проведении оценки следует учитывать такие факторы, как возраст, образование, нынешнее состояние здоровья, самочувствие и врачебный диагноз.
Проводя эту предварительную оценку, надо знать: пациенты, страдающие определенными заболеваниями, будут нуждаться в обучении специфическим навыкам, например, таким, как застёгивать пуговицы, надевание обуви, приём пищи и т. д.
Определение целей, планирование содержания и сферы обучения
Тема может преподаваться в любой сфере обучения. Формулировка целей в рамках осуществления сестринского процесса должна быть ориентирована на три сферы обучения. При этом цели, связанные с обучением, называются поведенческими. В формулировке цели отражается то, что пациенту необходимо сделать, чтобы достигнуть результата. Цели должны быть измеряемыми.
Правильно поставленная цель содержит три компонента:
Примером формулировки цели в психомоторной сфере обучения может быть: «Иван Петрович научится ходить на костылях через 5 дней самостоятельно». При формулировке целей обучения в психомоторной сфере применяют глаголы, определяющие умения и навыки: «Иван Петрович продемонстрирует умение пользоваться калоприемником сразу же после обучения»
При формировании целей обучения в познавательной сфере следует использовать глаголы, отражающие мыслительную деятельность: «Иван Петрович поймет, почему ему нужно ограничить углеводы, сладкое сразу же после моей беседы».
При определении целей в эмоциональной сфере обучения используют глаголы, ощущения, реакции и оценку пациентом тех или иных явлений и ощущений: «Иван Петрович адекватно будет реагировать на наличие у него колостомы после моих бесед через пять дней».
Определив цели обучения, следует запланировать содержание и методы обучения. В план включают время (утро, день и т. д.) и продолжительность обучения.
Если в результате обучения пациент должен научиться нескольким навыкам, нужно учесть оптимальную последовательность обучения не утомляющую пациента и не вызывающую у него отрицательных эмоций.
В первую очередь обучают человека не вызывающую у него отрицательные эмоции. В первую очередь обучают человека более простым навыкам, а затем уже более сложным.
Для каждого обучающего мотивация индивидуальна. Медицинская сестра тактично, уважительно, терпеливо, а иногда и настойчиво, выясняет мотивы к обучению и на них ориентируется в кропотливом, последовательном, порой очень сложном и трудном учебном процессе.
Устойчивую положительную мотивацию формируют двумя путями:
Сестре необходимо разработать индивидуальный план обучения для каждого пациента.
Например, сестра совместно с пациентом, перенесшим острое нарушение мозгового кровообращения, в связи с чем, его правая нога пока неустойчива, а правая рука не функционирует, планирует обучение так: «Иван Петрович будет одеваться самостоятельно через неделю».
При этом она планирует, что вначале он научиться надевать брюки, затем обувь и только в последнюю очередь – рубашку, поскольку пациент считает, что это для него самое трудное.
Выполняя составленный план, сестра должна выбрать правильно время для обучения, когда пациент наиболее способен воспринимать информацию.
Обучение проводится только в том случае, когда сестра располагает достаточным количеством времени, при этом пациент чувствует себя хорошо, спокоен и находится в комфортной обстановке. В противном случае обучение следует отложить.
Если пациент расстроен, что у него что-то не получается, чему его учит сестра, нужно предложить ему переждать, проявляя при этом терпение и спокойствие.
Обучая пациента можно использовать специальную литературу, изданную для них, составить алгоритмы действий манипуляций, которые он должен делать дома самостоятельно (например, ухода за трахеостомой в домашних условия, смена калоприемника и т. п.). Подчеркивая важную информацию, сестра помогает пациенту сосредоточиться на значимой для него информации.
Необходимо обучаемым задавать много вопросов. Вопросы должны быть открытыми, а не закрытыми. Очень важно, чтобы пациенты демонстрировали сестре те действия, которым их научили. При проверке указывать на ошибки и исправлять. Необходимо поддерживать у обучаемых интерес к материалу. Обучая нужно быть уверенным, что пациенты или их близкие правильно поняли передаваемую информацию.
В связи с этим сестра в процессе обучения периодически проверяет и оценивает, на сколько эффективно идёт обучение, задавая пациенту конкретные вопросы с открытым ответом. В том случае, когда сестре приходиться передавать большой объём информации, нужно разделить сообщение на несколько частей, периодически спрашивая пациента, понял ли он сестру.
В заключение вкратце можно повторить всю информацию.
Оценка результатов обучения
Оценивая результаты обучения, следует дать пациенту понять, что и у других людей также возникают вопросы, при этом можно ему сказать: «У многих людей возникают по этому поводу вопросы».
Для повышения интереса похвалите пациента, когда он задаёт вопрос, скажите: «Это хороший вопрос. Я рада, что Вы его задали!». Если пациент задаёт вам вопрос, на который вы не можете ответить, нужно сказать ему, что вам надо посоветоваться.
Очень важно не использовать специальных терминов, а если используете, то его надо объяснить так, чтобы пациент понял. Получив согласие пациента, попросите его продемонстрировать всё, чему вы его научили.
Следует обязательно сообщить пациенту результат сестринской оценки: он должен знать, насколько успешно справился с поставленной задачей, и можно ли считать обучение данным конкретным навыкам завершенным.
Теория поэтапного формирования умственных действий и психомоторных навыков П. Я. Гальперина
Пример использования сестринского процесса при обучении
Пациент Иван Петрович, по профессии инженер по сельхоз технике, находится на стационарном лечении в кардиологическом отделении. Врачебный диагноз: гипертоническая болезнь II степени. При опросе медсестра выяснила, что пациент периодически страдает сильными головными болями. Артериальное давление повышается до очень высоких цифр.
В результате лечения АД быстро снижается и пациент выписывается, ссылаясь на занятость и необходимость всегда быть на рабочем месте. Рекомендации врача принимать постоянно лекарства для поддержания необходимого уровня АД не выполняет. При последней госпитализации АД 200/120мм рт. ст., Р = 100 пульсовых волн в минуту.
Пациенту был рекомендован постельный режим, назначены гипотензивные средства, после чего АД быстро снизилось, исчезли головные боли, пациент почувствовал себя хорошо, повеселел, выглядит лучше, стал задавать медсестре много вопросов, и медсестра заметила, что Иван Петрович следит, как она измеряет давление ему и всем соседям по палате.
Оказалось, он и его родственники не могут измерять АД.
Приоритетная проблема: дефицит знаний и умения по технике измерения артериального давления.
Краткосрочная цель: пациент осознает необходимость самостоятельно измерять АД в течение 2 дней.
Долгосрочная цель: пациент будет самостоятельно измерять себе АД и оценивать полученные результаты через 10 дней.
Медсестра реализует выше изложенный план, согласованный с пациентом.
Через 10 дней пациент измеряет АД самостоятельно, не пользуясь записями или алгоритмом, и правильно оценивает результаты измерения.
Обучение в сестринском деле
Цели занятия, исходя из уровней усвоения учебной информации:
Оснащённость занятия, наглядность: согласно картотеке занятия Место проведения занятия: кабинет доклинической практики
Структура, содержание и режим СЕМИНАРСКОГО занятия (опроса на практическом занятии).
№ п/п время | Элементы занятия, учебные вопросы, формы и методы обучения | Реализация ПК | |||||||||||||
1. 2мин. | Организационный момент: — приветствие преподавателя, — проверка присутствующих, — проверка готовности студентов (внешний вид, рабочее место) и аудитории к занятию | ||||||||||||||
2. 3мин. | Изложение темы, целей занятия, мотивация темы. Студент должен знать: Структура, содержание и режим ПРАКТИЧЕСКОГО занятия
Задачи обучения в сестринском делеЗадачи обучения в сестринском деле — это: ОБУЧЕНИЕ В СЕСТРИНСКОМ ДЕЛЕ- это процесс целенаправленной деятельности медицинской сестры и пациента, обеспечивающий усвоение знаний и формирование навыков у пациента. Таким образом, СУЩНОСТЬ СЕСТРИНСКОЙ ПЕДАГОГИКИ состоит в передаче знаний, умений и навыков от медицинской сестры пациенту или его близким в процессе обучения. В результате пациент или его близкие усваивают и формируют навыки для удовлетворения прежде всего основных жизненно важных человеческих потребностей. От уровня профессиональной подготовки медсестры, ее знаний, опыта зависит процесс обучения пациента, а в случае необходимости и его близких. Обучение является одной из функций в деятельности медсестры. СЕСТРИНСКОЕ ОБУЧЕНИЕ — это та область сестринской деятельности, в которой медицинская сестра может проявить свой творческий потенциал, опираясь на профессионализм. Эта деятельность сталкивает медицинскую сестру с рядом проблем, требующих терпения,такта и специальных знаний. Медсестра должна владеть методами и приемами обучения. К МЕТОДАМ ОБУЧЕНИЯ ОТНОСЯТСЯ: Нужную информацию необходимо давать в процессе обучения небольшими блоками, идти от простого к сложному, при этом четко выделяя главное — то, что пациент должен усвоить обязательно: то есть, необходим путь поэтапного овладения знаниями, умениями с последующим формированием навыков. ПРИЕМ — это совокупность действий, направленных на достижение желаемого результата в обучении. К приемам относятся: ОБУЧЕНИЕ пациента в ЛПУ или дома относится к формальной обстановке, когда медицинская сестра обучает навыкам, приемам выполнения привычных (повседневных) действий, например: умывания, одевания, приема пищи. В некоторых случаях медицинская сестра помогает пациенту закрепить навыки, полученные им у других специалистов, например: инструктора ЛФК, массажиста, диетолога и т.д.). Процесс обучения должен быть мотивирован. Именно мотивация стимулирует отношение пациента к обучению, с целью сохранения, укрепления и восстановления своего здоровья.
|