овсянников кому на руси жить хорошо характеристика
Кому на Руси жить хорошо Некрасов Н.А. — читательский дневник
Поэма «Кому на Руси жить хорошо» стала последним произведением Некрасова и его своеобразным завещанием, в котором он надеется на перемены к лучшему для народа. Читательский дневник выявляет главную художественную цель автора и средства выразительности в поэме.
Время создания — 1863-1877 годы.
Время в книге — 1860-е годы.
Место сюжета — вся Россия.
Семеро странников — собирательный образ главного героя.
Вольнообязанные крестьяне, которые ищут тех, кому на Руси живется счастливо. Ради цели надолго покидают дом.
Поп — священник, жалующийся странникам на тяжкий труд. Сетует, что покой, богатство и честь, в которых состоит счастье, остались в прошлом.
Гаврила Афанасьевич Оболт-Оболдуев — 60-летний помещик, противник перемен. Не может отвыкнуть от роскошной жизни и хочет вернуть былое. Любитель охоты, пиров и жизни за счет труда крестьян.
Матрёна Тимофеевна Корчагина — крестьянка, которую в народе считают «счастливой», хоть у нее и тяжелая судьба. Женщина 37 лет, мать шестерых детей, старший из которых трагически погиб. В родительской семье была счастлива, а выйдя замуж, терпит издевательства со стороны семьи мужа, изматывающий труд и лишения.
Савелий Корчагин — русский «богатырь», который смог вытерпеть тяжелый труд, издевательства, каторгу. Символ народного гнева. Осужден за убийство управляющего-немца, который угнетал крестьян. Единственная поддержка Матрены в семье мужа. Любил правнука Демушку, но недоглядел за ребенком, из-за чего тот погиб. Заканчивает жизнь монахом-отшельником.
Ермил Ильич Гирин — староста из народа, всеми уважаемый человек. Осужден за участие в народных восстаниях
Князь Утятин (Последыш) — жестокий старый помещик. На почве отмены крепостного права теряет рассудок, не верит в реформы. Ради его спокойствия семейство и бывшие крестьяне «изображают» возвращение старых порядков. Считает себя благодетелем, хотя постоянно наказывает крестьян или заставляет делать бессмысленную работу.
Елена Александровна — губернаторша, символ «доброго правителя». Возвращает Матрене мужа, незаконно призванного на военную службу. Становится крестной малыша, которого родила Матрена прямо у нее на глазах.
Григорий Трифонович Добросклонов — ученик духовной семинарии, верящий в светлое будущее русского народа. Хороший честный парень, слагающий песни о свободе, будущий революционер.
Семеро крестьян, недавно ставшие свободными, выясняют, кому в стране лучше всего живется. Не сойдясь во мнении, отправляются по Руси, чтоб расспросить людей о счастье. Повсюду ходят с волшебной скатертью-самобранкой, дающей им водку и хлеб.
Странствуя, встречают людей разных сословий. Больше всего на жизнь жалуются дворяне и священник, а народ по привычке терпит, пьет и не ждет ничего хорошего. Путники где-то помогают в работе, где-то пируют вместе с крестьянами. «Пьяная ночь» после ярмарки показывает, как много и горько пьет русский народ. На примере судьбы Матрены странники понимают, что среди женщин искать счастливых бессмысленно. Есть лишь один человек, верящий в счастье народа – Гриша Добросклонов. Этот юноша-семинарист видит силу, скрытую в народе, и готов положить жизнь для служения обществу.
Реформы и перемены даются обществу нелегко: все сословия тоскуют по прошлому укладу. Теперь крестьянам предстоит взрастить в своем сознании свободу, самосознание, умение распоряжаться своей жизнью. А помещикам необходимо престать рассчитывать на беспечную жизнь, построенную на угнетении народных масс. Поэма учит тому, что к счастью народ приведут единение и серьезный труд всех слоев общества.
Поэма навевает грустные мысли, так как поиск народного счастья оказывается безуспешным – нет ни одного героя, который жил бы на Руси хорошо. Но есть и надежда, что эта ситуация изменится: народ начинает осознавать, какие мощные силы в нем заложены, как много русский человек может вынести. Простой человек, не избалованный счастьем, пока просто мечтает об отсутствии бед и опасностей, но когда-то русский народ станет созидательным, свободным и счастливым.
✓Главный герой – русский народ, который представлен в образах мужиков-странников (Демьян, Роман, Иван и Митродор Губины, Лука, Пахом, Пров).
Персонажи отражают мировосприятие народа.
✓Эпизодические персонажи — играют важную роль, хотя и обрисованы схематично. Они создают широкую картину жизни народа в массовых сценах на ярмарке и во время пира (народный заступник Фомушка, лекарша Евфросинья, холоп Яков, старообрядец, разбойник Кудеяр и др.).
✓Герои с личной историей — более выразительные персонажи, трагическая судьба которых в то же время типична (Матрена Корчагина, богатырь Савелий, староста Ермила Гирин и т.д.)
✓ Образы людей из уходящего прошлого — те, кто противостоит народу (князь Утятин (Последыш), помещик Оболт–Оболдуев, поп и др.) Представлены в комичном, гротескном виде.
Дошлый — тот, который дошел, поспел, вызрел.
Божба — клятва с упоминанием бога (от слова «божиться»).
Офеня — торговец хозяйственными мелочами.
Шкалик — маленькая мера для водки (стопка или бутылочка).
Сполагоря — просто, без особых препятствий, легко.
Никшни — требование замолчать, эквивалент «закрой рот».
* Нет меры хмелю русскому.
А горе наше меряли?
Работе мера есть?
*Ты и убогая,
Ты и обильная,
Ты и могучая,
Ты и бессильная, Матушка-Русь!
* Умны крестьяне русские,
Одно нехорошо,
Что пьют до одурения,
Во рвы, в канавы валятся —
Обидно поглядеть!
* Ключи от счастья женского,
От нашей вольной волюшки
Заброшены, потеряны
У Бога самого!
Удивительное количество разных героев имеет поэма Николая Алексеевича Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Характеристика героев произведения показывает широкую палитру человеческих качеств.
Система образов очень скрупулезно продумана автором. Каждый герой имеет своё символическое значение.
Характеристика и анализ героев поэмы «Кому на Руси жить хорошо»
Главные и второстепенные герои с разных сторон своего социального положения показывают, как на них повлияла отмена крепостного права и какие испытания преподнесла.
Главные герои – это семь путешествующих крестьян. Среди них встает спор о том, кто на самом деле счастлив, в чем счастье заключается. Они решают объединиться и вместе найти ответ на этот волнующий вопрос.
Некрасов не дает подробного описания каждому главному персонажу, в отличие от второстепенных. Он дает общую на всех путников характеристику.
Возможно сделано это намеренно, чтобы показать, что у крестьян больше общего, нежели индивидуального.
Главные действующие лица
Основные герои поэмы – 7 путешествующих крестьян, они очень похожи общим портретом и судьбой.
При чтении «Кому на Руси Жить хорошо», кажется, что это и не семь человек, а один цельный герой. Он неприхотлив в еде, одежде, любит свою жену и детей, трудолюбив.
Главные персонажи поэмы, их характеристика и анализ:
Демьян – сам научился читать по слогам, простые слова ему даются легко, но «мудреные заглавия» ему не поддаются. Через персонажа автор показывает, что даже обычный крестьянский народ хочет получать образование и стремится к знаниям.
Лука – упрямый, много разговаривает, глуповат. Известно, что в недалеком прошлом он около трех лет работал у попа. Автор сравнивает его с мельницей: машет и жестикулирует руками, кажется, будто хочет взлететь, но не получается. В этом и заключается замкнутый круг, в котором живут крестьяне: им бы хотелось изменить свою жизнь, но слово потустороннего человека, выше их по статусу, закрывает для них двери. Возможно, теперь все изменится, с отменой крепостного права.
Роман – про него ничего неизвестно. Возможно он олицетворяет положение крестьян в обществе, где до их индивидуальности и личности никому нет дела. Они безликие.
Братья Иван и Митродор Губины – один назван обычным именем, другой – редким. Возможно, это прихоть и развлечение хозяев. Братья до полусмерти пьют, могут выпить каждый ведро алкоголя. Любят лошадей. В них показана черта крестьян – любителей выпить.
Пахом Онисимыч – старик, пчеловод. Автор сравнивает старика с умными пчелами. Есть среди крестьян много умных. Возраст Пахома указывает на его опытность, догадливость и мудрость.
Пров – серьезный, молчаливый, терпеливый и угрюмый. Настоящий богатырь, которого одолеть можно, только навалившись оравой. Представляет физическую силу и трудолюбие. Крестьянам приходится до смерти работать, чтобы жить.
В широком плане все семь героев имеют в себе черты, присущие всем крестьянам.
Второстепенные персонажи
Описание и нравственные качества характеризуют целое сословие в каждом персонаже.
Второстепенными героями поэмы «Кому на Руси жить хорошо» являются:
Ипат – один из старых преданных слуг князя Утятина. Даже после отмены крепостничества, остается холопом при барине. Как только князь не издевается над ним: запрягает вместо лошади, бросает в прорубь зимой, переезжает санями.
Влас – старик, крестьянин при Утятине. Именно он рассказывает странникам о странном князе и его преданном холопе Ипате. Чтобы помочь наследникам Утятина, притворяется с остальными крестьянами. Ради этого бросает работу мирским старостой.
Клим Лавин – крестьянин, хитрый, грамотный мужик. Другие крестьяне не любили его за то, что водил дружбу с цыганами, пил и любил бездельничать. Бывал в Москве, Сибири и Петербурге.
Яким Ногой – крестьянин, трудолюбивый, честный, всё понимает. В нем преобладает духовность, он понимает прекрасное, украшает дом красивыми картинками, которые при пожаре первым делом спасает. Может постоять за себя и других, справедливый.
Ермил Гирин – справедливый, понимающий и честный мужик, уважаем среди крестьян.
Дед Савелий – старый богатырь, добрый честный, справедливый. Ему 107 лет, из них 40 лет скитался по каторгам и ссылкам. Не ладит со своей семьей, считает себя виноватым за гибель правнука – сына Матрены Корчагиной.
Помещик Шалашников – военный. Злой. Когда крестьяне не платили ему оброк, силой выбивал его из них. Погиб в бою.
Гаврила Афанасьич Оболт-Оболдуев – дворянин. Не работает, живет за чужой счет. Жалеет о прошедшем времени. Любит выпить и вспоминать былые времена, когда крестьяне по праву принадлежали ему, а он ими командовал и чувствовал себя и богом, и царем в одном лице.
Поп – священнослужитель. Искренне считает, что человек счастлив, если он богат, не запятнана его честь и живет в покое. Мечтает о такой жизни. Его тяготит его положение, тем более, что народ не любит служителей церкви. Его доход зависит от уровня жизни крестьян, к его интересам, чтобы крестьяне жили богаче.
Пан Глуховский – богатый и знатный человек, очень злой. Извращенный грешник, любит мучить и пытать, одержим сластолюбием.
Гриша Добросклонов – молодой парень, крестьянин, семинарист. Родом из бедной семьи, человек мира и прогрессивного будущего. Работяга, любит сочинять песни о счастье, которые поет окружающим.
Павлуша Веретенников – собирает народный фольклор. Главные герои встречают его на сельской ярмарке.
Заключение
Некрасов приступил к созданию поэмы «Кому на Руси жить хорошо» спустя короткое время после отмены крепостного права. Целью написания поэмы было кратко показать, что дал закон об отмене крепостничества каждому слою населения. Но идея произведения осталась незавершенной.
Если бы не эти обстоятельства, возможно герои дошли бы и до царя в поисках счастливого человека. Несмотря на это, произведение актуально и любимо до сих пор, распалось на цитаты и распространилось в повседневной разговорной речи.
Н. А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо»: характеристики героев
Характеристики героев
Роман
Один из семи мужиков-странников, которые поспорили, кому лучше живётся на Руси. Роман утверждал, что помещику.
Демьян
Один из семи мужиков-странников, которые поспорили, кому лучше живётся на Руси. Демьян утверждал, что чиновнику. Был грамотный, умел читать.
Один из семи мужиков-странников, которые поспорили, кому лучше живётся на Руси. Лука утверждал, что попу. Однако, после встречи с попом, выяснилось, что ему живётся плохо, и он понял, что проспорил. Лука был упрямым, крепким мужиком с бородой. Любил много говорить, махая руками, но был глуп.
Братья Губины (Иван и Митродор)
Одни из семи мужиков-странников, которые поспорили, кому лучше живётся на Руси. Братья утверждали, что купчине толстопузому. Братья шли ловить коня в своё стадо, но заспорили с другими мужиками и пошли разрешать спор. Были большими любителями водки.
Пахом Онисимыч
Один из семи мужиков-странников, которые поспорили, кому лучше живётся на Руси. Пахом утверждал, что вельможному боярину, министру государеву. Старик, до встречи с мужиками нёс соты медовые на базар. Именно Пахом подобрал птенчика, мать которого потом рассказала мужикам про скатерть-самобранку.
Один из семи мужиков-странников, которые поспорили, кому лучше живётся на Руси. Пров утверждал, что царю. Был дюжим и угрюмым.
Первый встреченный кандидат на лучшую жизнь на Руси. Поговорив с ним, мужики выяснили, что живёт он не очень хорошо, и отругали Луку, который утверждал, что попы живут лучше всех.
Вавило
Старик, пообещал дома купить внучке башмачки на ярмарке, но все деньги пропил. Его выручил Павлуша Веретенников. Вавило так обрадовался, что даже забыл сказать Павлуше спасибо.
Павлуша Веретенников
Все его звали барином. Купил Вавиле башмачки за 2 двугривенных для внучки, так как тот все деньги пропил, а возвращаться без подарка любимой внучке было стыдно.
Яким Нагой
Убогий, пьющий, но работящий старик из деревни Басово. Когда-то, он жил в Санкт-Петербурге, но затеял он тяжбу с одним из купцов, и проиграл её, потеряв все свои деньги, да ещё и попал в тюрьму. После выхода из тюрьмы, вернулся в родную деревню, и начал работать в поле.
Бывший дьячок
Сильно худой, утверждал, что счастье не в богатстве, а в благодушие.
Старуха
Древняя бабка, рябая и одноглазая. Утверждала, что она счастлива, так как у неё выросло много репы в огороде.
Солдат
Старый солдат с медалями. Участвовал в двадцати сражениях, но остался живой, поэтому он счастлив в этой жизни.
Трофим
Бывший каменщик, который хвалясь силою в молодости, надорвал спину, после чего зачах.
Каменотес
Молодой и сильный каменщик, который говорил, что он счастлив, потому, что в день до пяти рублей может заработать своей силой.
Дворовый человек
Федосей
Крестьянин, рассказал мужикам историю про Ермила.
Алтынников
Купец, обманным путём, договорившись с подьячими, пытался купить мельницу на торгах у Ермила Гирина.
Ермил Ильич Гирин
Оболт-Оболдуев, Гаврила Афанасьич
Помещик, татарин, встретился мужикам при поиске самых счастливых людей. Они попросили его рассказать, счастливо ли он живёт? Гаврила Афанасьич начал рассказывать, что был древнего роду, есть записи 300 лет назад, как его предок пытался сжечь Москву, другой, 200 лет назад развлекал царицу дикими зверями, и однажды его даже помял медведь.
Влас Ильич
Утятин
Князь, богатый и знатный помещик. Несмотря на изменение законов, которые давали свободу крестьянам, продолжал над ними издеваться и не признавал этих законов. Не так давно его разбил паралич, но только он услышал, как сыновья хотели начать управлять его хозяйством, сразу поправился. Правда, стал он, как ребёнок. Подробнее>>>
Сидор
Мужик, попавший в острог, но продолжавший платить оброк своему помещику.
Клим Лавин
Фиктивный бурмистр у князя Утятина, пьяница, тунеядец и вор. Пошёл к нему в тот момент, когда он после удара стал несмышленым, и никто не хотел быть рядом с ним и терпеть его разные дурачества. Настоящим же бурмистром был Влас.
Агап Петров
Корчагина Матрена Тимофеевна
Филипп Корчагин
Муж Матрены Тимофеевны, печник. Был незаконно отправлен в солдаты, но жена поехала в город и смогла встретиться с губернаторшей, которая восстановила справедливость и вернула его домой.
Тихоныч
Свекор Матрены Тимофеевны, который не любил её.
Абрам Гордеич Ситников
Господский управляющий, приставал к Матрене Тимофеевне, но не смог добиться своего, так как умер от холеры.
Савелий
Дедушка, который жил в пристройке к дому Матрены Тимофеевны и единственный, кто к ней относился хорошо. Бывший богатырь, теперь уже старик с горбатой спиной. Был 20 лет на каторге за убийство злого немца-управляющего. Вернулся домой после каторги и ссылки, но был принят детьми плохо, они его не любили. После того, как не досмотрел за сыном Тимофеевны и тот погиб, ушёл на покаяние в Песочный монастырь. Перед самой смертью вернулся. Он прожил сто семь лет.
Шалашников
Барин при Савелии, который часто его порол. Был убит под Варною, после чего на его смену пришёл немец.
Макар Федосеич
Швейцар, помог Матрене Тимофеевне встретиться с губернатором и губернаторшей.
Елена Александровна
Губернаторша, помогла восстановить справедливость и вернуть мужа Филиппа, Матрене Тимофеевне. У неё не было детей, поэтому она с удовольствием общалась с родившимся ребёнком Тимофеевны.
Был верным холопом у барина Поливанова много лет. Даже когда у того отказали ноги, он всё равно ходил за ним примерно, всё для него делал. Когда у Якова вырос племянник Гриша, то бросился он в ноги к барину и попросил разрешения жениться. Но барин, узнав, что невеста Ариша, на которую он сам имел виды, отказал ему, да ещё к тому же отправил Гришу в солдаты.
Трифон
Саввушка
Сын Трифона, семинарист.
Гриша Добросклонов
Сын Трифона, семинарист. Ему посвящена последняя глава поэмы. Имеет бледное и худое лицо от недоедания, так как эконом кормит его плохо, а отец не помогает. Гриша твёрдо решил идти по честному пути, сделать родину свободной и счастливой. Он любит гулять по улицам и сочинять песни про Русь, про бурлаков. Именно в таких людях, как Гриша, автор видит будущее России.
«Кому на Руси жить хорошо»: краткое содержание и анализ
Портрет Н. А. Некрасова, 1872: Wikipedia / Н. Н. Ге
Жемчужина творчества великого русского писателя Николая Некрасова — поэма «Кому на Руси жить хорошо». Краткое содержание произведения в общих чертах описывает, как жили крестьяне после отмены крепостного права, раскрывает взгляды Некрасова на проблемы русского общества.
«Кому на Руси жить хорошо»: краткое содержание
Некрасов признавался, что на протяжении жизни слышал множество историй о судьбах обычных людей. Они в итоге легли в основу поэмы «Кому на Руси жить хорошо». О чем повествует произведение, узнаете из краткого пересказа:
«Кому на Руси жить хорошо»: пролог
Произведение начинается с безымянной главы, которая обрисовывает завязку истории. На столбовой дороге встречаются семь мужиков — бывших крепостных. Между ними завязывается спор: кому на Руси лучше всех живется? Каждый предлагает свой вариант: помещику, чиновнику, попу, купцу, боярину, министру или царю.
За активным обсуждением мужики не заметили, как прошли лишних тридцать верст, а домой идти уже поздно. Они разожгли костер и продолжили спор под водку. Началась драка, но и она не разрешила спор.
Волшебным образом в руки мужикам попадает скатерть-самобранка. Она может не только обеспечивать их едой и выпивкой, но и чистит, чинит вещи, — все, что нужно для путешествия. Мужики решают пойти по Руси и отыскать счастливого человека.
«Кому на Руси жить хорошо»: безуспешные поиски счастливца
Многих людей встречали мужики на пути: солдат, нищих, обычных работяг. Но какой толк расспрашивать их о счастливой жизни?
Первый, кто заинтересовал мужиков, был поп. Но и тот разочаровал путников: не владеет он благами, которые сделали бы его счастливым, — ни роскошной жизнью, ни покоем, ни почетом. И в праздники, и непогоду вынужден иметь дело с больными и умирающими крестьянами, на которых много не заработаешь. А богатые помещики разъехались за границу. Да и уважением попы перестали пользоваться: все их обходят стороной, а то и вовсе презирают. Мужики поняли — у попа счастья не сыскать.
Дорога привела путников в торговое село Кузьминское. Здесь есть все, что нужно людям:
На центральной площади — шумная ярмарка. В одном из рядов мужики увидели старика: он пропил все деньги и не может купить внучке обещанные башмачки. На помощь приходит Павлуша Веретенников и покупает заветную обувь. Он человек без звания, но почему-то все зовут его барином.
«Ярмарка», 1910: Wikipedia / И. С. Куликов
Напрасно пытались в Кузьминском мужики отыскать счастливого человека. Куда ни пойдут — все вокруг пьют до беспамятства и спорят, кому тяжелее живется. Тем временем Павлуша рассуждает, как умен русский народ, какие у него песни да пословицы, одна беда — пьет много. Но мужики перебивают его: не стоит Павлуше равнять себя, барина, с крестьянами. Если бы люди не пили, то не выдержали бы тяжелой судьбы.
В толпе мужики слышат историю о Ермиле Гирином, которого здесь все уважают. Когда ему понадобилось выкупить мельницу, все давали в долг без расписки, а уже через неделю он все вернул. Может, ему хорошо живется? Но оказалось, Ермила служил старостой, и после бунта его посадили в тюрьму. Разочарованные мужики идут искать дальше.
Странники встречают шестидесятилетнего помещика Гаврилу Оболт-Оболдуева. Он рассказывает, что когда-то его жизнь была роскошной и беззаботной. Поля и леса, богатые имения, крестьяне в подчинении — можно было жить и ни о чем не беспокоиться. Но после крестьянской реформы все пришло в упадок. Некому больше за него работать, а сам-то он этого не умел. Мужики поняли, что и помещик им не подходит.
«Кому на Руси жить хорошо»: кратко об истории Матрены Тимофеевны
Странники решают расспросить женщин: может, им хорошо живется? Их направляют к Матрене Тимофеевне Корчагиной: по слухам, «губернаторша» — та, кого они ищут. Но Матрена так не считает и в доказательство выкладывает свою историю:
Ее история убедила мужиков: для крестьянской женщины на Руси счастье невозможно.
Кто он — счастливый человек на Руси?
Во время сенокоса путники оказываются на берегах Волги, где видят странную картину: к берегу на лодках подплывает барское семейство, и косцы, которые только присели отдохнуть, тотчас вскочили и стали изображать усердную работу. Оказывается, дети выжившего из ума пана скрывают от отца отмену крепостного права, а крестьянам пообещали поделиться наследством. Однако после смерти барина никто не получает обещанного.
Еще много горьких историй слышали мужики. Одна из них — про верного холопа Якова. Всю жизнь он безропотно, терпя унижения, прислуживал барину: когда у того отказали ноги, то хлопотал, как о собственном ребенке. Племянник Якова захотел жениться на местной красавице, но вспыльчивый барин отдал парня в рекруты. Чтобы отомстить, Яков отвез хозяина в лес и перед ним повесился: наедине с трупом барин провел целую ночь.
Но в селе Вахлачине живет один дьячок Гриша Добросклонов. Он потерял мать, которую очень любил, и с ней ассоциирует всю Русь: о ней молится и за нее готов отдать жизнь. Знали бы мужики, как сильно Гриша любит родную землю, — вернулись бы домой, ведь наконец нашли бы счастливого человека.
Гриша Добросклонов: YouTube / MyBook
«Кому на Руси жить хорошо»: анализ произведения
Какие мысли вложил в произведение Некрасов? «Кому на Руси жить хорошо» (краткое содержание произведения дает это понять) — дневник крестьянской жизни в пореформенный период. Глубину авторского замысла поможет понять аналитическая справка:
История создания
Некрасов приступил к написанию произведения после реформы 1861 года. Народ освободили от крепостного права, что повлекло ряд других проблем в обществе. На создание произведения у автора ушли долгие годы — все из-за тяжелой болезни, которая заставляла писателя прерываться.
Незадолго до кончины Некрасов успел закончить лишь четвертую главу, хотя планировал семь или восемь. Перед смертью он сожалел, что так и не успел дописать поэму.
Кроме того, изначально Некрасов задумывал совершенно другой ход событий. Например, встреча с Гришей Добросклоновым должна была стать частью второй главы. Однако, понимая, что не успеет воплотить замысел, писатель переместил раскрытие образа героя в конец — таким образом подчеркнув главную идею поэмы.
Суть и проблематика поэмы
Главным героем произведения Некрасова является народ. Он получил долгожданное освобождение, и теперь перед ним новые вызовы:
Главный вопрос, затрагиваемый автором, — в чем человеческое счастье? Для большинства героев — это достаток, спокойная жизнь и уважение остальных. В попытках обрести эти так называемые маркеры счастья многие готовы на обман, убийства и подлость, они зациклены на собственной выгоде. Другие — предпочитают забыться в пьянстве и роптать на судьбу, заняты своей бедой.
Но Некрасов вводит персонажа, который по-настоящему счастлив. Гриша Добросклонов любит Родину, готов изменить ее к лучшему и трудиться на ее благо. Благодаря образу Гриши Некрасов раскрывает главную идею: счастье открывается тем, кто думает не только о себе, но и всеобщем благополучии.
Жанровая принадлежность поэмы «Кому на Руси жить хорошо»
В произведении «Кому на Руси жить хорошо» Некрасов объединил лирику с эпосом, поэтому его логично идентифицировать как поэму:
Написанная в традициях реализма, поэма дает достоверное понимание того, каким был послереформенный период в России, насколько непростой была жизнь крестьян.
Узнавайте обо всем первыми
Подпишитесь и узнавайте о свежих новостях Казахстана, фото, видео и других эксклюзивах.