паганини биография кратко самое важное
Никколо Паганини: биография, личная жизнь, творчество, интересные факты
Никколо Паганини был известным итальянским композитором и скрипачом 19-го века. Гений, нонконформист, эксцентричный, неуправляемый странник, он оставил заметный след в музыке.
Изучая исполнителей-виртуозов, нельзя не прочесть о музыканте, чье имя навсегда осталось в истории. Никколо Паганини был скрипачом, гитаристом и композитором и одним из самых выдающихся исполнителей своего времени. Мастерство и креативность музыканта ярко проявились в его композициях, которые сделали его одним из столпов современной скрипичной техники.
Несмотря на то, что Никколо Паганини страдал от болезней, которые преследовали его с рождения, и на его экстравагантный образ жизни, он оставался источником вдохновения и мотивации для многих композиторов и музыкантов, включая Иоганнеса Брамса, Фредерика Шопена, Ференца Листа и Роберта Шумана. Способность превращать свои минусы в плюсы иллюстрируется диапазоном в три октавы, в котором он играл на четырех струнах, используя свои длинные пальцы. Все это способствовало тому, что он получил постоянное место в истории музыки 19-го века.
Ранняя биография
Паганини родился 27 октября 1782 года в Генуе, которая в то время являлась столицей одноименной республики. Его отец Антонио Паганини был не очень успешным брокером, который занимался судоходным бизнесом. Его матерью была Тереза Боккардо. Они оба были музыкантами-любителями.
Никколо, родившийся третьим из шести детей, был крещен 28 октября в Кьеза-ди-Сан-Сальваторе, на площади Сарцано. Среди его выживших братьев и сестер были Бьяджо и Карло Паганини и Тереза Бонати. О других детях ничего не известно.
Антонио Паганини играл на мандолине в местном оркестре. Он быстро осознал потенциал Никколо и начал учить его этому инструменту, как только последнему исполнилось 5 с половиной лет. Его мать, хотя и была неграмотной, взращивала талант сына, как могла.
Когда Никколо исполнилось семь лет, его отец начал учить его игре на скрипке. Так как он играл на мандолине, у него не было ничего, чтобы предложить гению. Поэтому для дальнейших уроков он отправил его к скрипачу в местном оркестре, Джованни Серветто.
Учеба у Джакомо Косты
В 1793 году в течение шести месяцев он дал Никколо тридцать уроков. Довольный прогрессом своего ученика, Коста пригласил его играть в нескольких церквях в Генуе. Первое зарегистрированное публичное выступление Никколо Паганини состоялось в церкви Сан-Филиппо Нери 26 мая 1794 года.
Во второй раз он выступил 1 декабря 1794 года в соборной церкви Ностра Синьора делле Винье по случаю Дня святого Элигия. За это он был впервые упомянут в рукописном журнале Avviso.
Продолжая выступать публично, в мае 1795 года Паганини снова появился в церкви Сан-Филиппо Нери, и вновь был упомянут в выпуске Avviso от 30 мая 1795 года. В нем говорилось, что «гармоничный концерт в исполнении приятного 12-летнего мальчика, г-на Никколо Паганини, ученика профессора г-на Джакомо Косты, завершился всеобщим восхищением и одобрением».
Учеба в Парме
К началу 1795 года Никколо Паганини в своем родном городе зарекомендовал себя как известный музыкант, обычно играя на концертах свои собственные композиции. Местным музыкантам больше нечему было его научить. Поняв это, отец решил отвезти его в Парму к Алессандро Ролла.
Чтобы поехать и остаться в Парме, нужны были деньги, а у семьи их не было. Поэтому отец заставил его практиковаться еще больше, чтобы он мог собрать достаточно денег на благотворительном концерте, который состоялся в Театре Св. Агостино в июле 1795 года. Выступление прошло успешно, что позволило Антонио и Никколо Паганини уехать в Парму в 1796 году.
Добравшись до дома Ролла, они обнаружили, что хозяин болен и лежит в постели. Пока они ожидали его, мальчик заметил музыкальный инструмент и композицию, лежавшую рядом. Взяв скрипку, Никколо Паганини начал играть. Ролла, хотя и был очень болен, был поражен его игрой и сказал подростку, что ему нечего предложить. Однако он в течение нескольких месяцев давал ему уроки, а затем предложил изучать композицию у Фердинандо Паэра и контрапункт у Гаспаро Гиретти.
Никколо учился полгода. Под руководством Паэра написал 24 фигуры для четырех рук, а обучаясь у Гиретти, он написал огромное количество инструментальной музыки. Никколо также дал ряд концертов, как в Парме, так и в Колорно, зарабатывая себе славу и деньги.
Начало карьеры
Паганини вернулись в Геную в конце 1796 года. К тому времени город находился под французским контролем, и семья переехала в Ромэйрон. Паганини был вынужден вести тихую жизнь, сочиняя музыку и исполняя ее в местных церквях. Она была такой сложной, что только он мог ее исполнить.
Это был также период в биографии Паганини, когда он начал практиковаться игре на гитаре, предпочитая играть на инструменте в небольших помещениях, а не публично. В 1797 г. музыкант отправился в свой первый тур и дал около десяти концертов в Милане, Богоне, Флоренции, Пизе и Ливорно.
Несмотря на успех, отец продолжал контролировать его жизнь железной рукой, заставляя его практиковать свои сочинения часто по 10 часов в день. Очень скоро Паганини захотелось стать свободным. И он получил такой шанс, когда в 1801 г. посетил город Лукку, на этот раз со своим старшим братом Карло.
Первая скрипка
В Лукке он успешно играл на фестивале Санта-Кроче, который состоялся 14 сентября 1801 года. Он поселился там и в следующем году был назначен первой скрипкой Республики Лукка. Одновременно он продолжал посещать концерты, зарабатывая на них достаточное количество средств.
Паганини продолжал сочинять музыку, начав работу над «24 капризами для сольной скрипки» приблизительно в 1802 году. Но, несмотря на родительский контроль, у него развилось множество пороков – музыкант проводил свободное время за азартными играми, выпивкой и с женщинами. Считается, что в этот период произошел первый в биографии Паганини алкогольный срыв, потребовавший медицинской помощи.
В 1805 году княгиней Луккской стала сестра Наполеона Мария Анна Элиза Бонапарт Бачокки Левой. В том же году она назначила Никколо Паганини скрипачом Второго двора, а также наставником по игре на скрипке своего мужа Феличе Паскуале Бачокки Левоя.
Под покровительством княгини Луккской он сочинил много камерной музыки. Наиболее заметными среди его произведений были сонаты, особенно соната «Наполеон». Кроме того, он сочинил кварталы для струнных и гитары. Еще одной важной работой этого периода было произведение Duetto Amoroso.
В 1807 году, когда Мария Анна стала Великой княгиней Тосканской, она перенесла свой двор во Флоренцию. Паганини тоже переехал в город, где прожил как придворный скрипач около двух лет.
Международная слава
К концу 1809 года, после того как отношения с Великой княгиней осложнились, Никколо Паганини покинул Флоренцию, чтобы начать карьеру свободного музыканта. Теперь он путешествовал по Генуе и Парме и был признан местным зрителем виртуозом. Однако за их пределами он оставался неизвестным.
Первый большой прорыв в биографии Паганини произошел, когда 29 октября 1813 года он дал свой первый концерт в миланском театре «Ла Скала». Выступление было чрезвычайно успешным и привлекло внимание выдающихся музыкантов Европы. В течение десяти недель он выступал там же еще 6 раз.
Вскоре Паганини стали считать главным скрипачом в Европе. Он дал более ста концертов в разных городах Италии, таких как Генуя, Парма, Флоренция, Турин, Неаполь, Болонья, Венеция и Рим. Это был также период, когда из-за своего невоздержанного образа жизни он много болел.
Тур по Европе
В 1828 г. Паганини впервые отправился в тур по Европе. Начав с 14 концертов в Вене, он останавливался в каждом большом городе Германии, Польши и Богемии и в конце концов обосновался в Страсбурге, где оставался до 1831 года. Его успех привел к формированию культа подражания ему во всем.
В 1832 году он посетил Великобританию и совершил поездку по Англии и Шотландии, заработав огромное количество денег. В 1833 г. музыкант поселился в Париже, оставаясь там до сентября 1834 года. В этот период он снова начал страдать от различных недугов, что приводило к частым отменам его концертов и мешало его карьере.
Возвращение на родину
Паганини оставался в Генуе до 1836 года, после чего переехал в Париж, чтобы основать казино. Он потерпел неудачу, которая заставила его продать с аукциона его музыкальные инструменты. В декабре 1838 г. он покинул Париж, чтобы провести свои последние годы в Ницце.
Главные достижения
Композитора Никколо Паганини больше всего помнят за его «24 каприса для скрипки соло», которые он написал между 1802 и 1817 годами. Они представлены в виде этюдов, в каждом из которых исследуется один аспект скрипичной техники. Работа была впервые опубликована в 1982 году по заказу города Генуи по случаю двухсотлетия Паганини.
Награды
В 1827 году за свое творчество Никколо Паганини был награжден папой Львом XII орденом Золотой шпоры.
В 1828 году, находясь в Вене, он был удостоен императором почетного звания камерного виртуоза. Также был награжден медалью Святого Сальватора.
Интересные факты
Никколо Паганини страдал от генетических нарушений, таких как синдром Марфана или Элерса-Данлоса. Его внешность наряду с музыкальным опытом породила слух, что он был связан с дьяволом и мог играть так хорошо только потому, что у него был договор с Сатаной.
Хотя Паганини никогда не женился, у него было много романов. Среди них отношения с Анжелой Каванной, которая родила мертвую дочь. По слухам, в мае 1815 года он был арестован за соблазнение Каванны и был заключен в Торре Гримальдина в Генуе, пока не было достигнуто соглашение. Он всегда отрицал данное обвинение.
У Паганини также были длительные отношения с танцовщицей Антонией Бьянки. Они встретились в Милане в 1813 году и жили вместе, пока в 1828 году он не отправился в европейское турне.
Единственный ребенок Паганини и Бьянки, сын по имени Ахиллес Сайрус Александр, родился вне брака 23 июля 1825 года в Палермо. Виртуоз имел близкие отношения со своим сыном, брал его в европейские туры и сделал его своим главным наследником. О других детях Никколо Паганини ничего не известно.
Музыкант с детства страдал хроническим заболеванием, которое усугубилось из-за интенсивных упражнений, частых концертов и неумеренного образа жизни. Уже в 1822 году он заразился сифилисом. В 1834 году он заболел туберкулезом и потерял голос в 1838 году.
Смерть и захоронение
Последние годы жизни Никколо Паганини провел в Ницце, куда он переехал в 1838 году. Там его состояние еще больше ухудшилось. 20 мая 1840 года епископ Ниццы отправил местного приходского священника совершить причастие. Веря, что он будет жить, Паганини отказался. Но он внезапно умер от внутреннего кровотечения 27 мая 1840 года, не совершив последние обряды.
После его смерти церковь отказала его телу в католическом погребении из-за отказа принять причастие и предполагаемой связи с дьяволом. После неоднократных запросов сына четыре года спустя останки Никколо Паганини были перевезены в Геную, но не были захоронены.
Только в 1876 году его тело было погребено в Парме. В 1896 г. Паганини был перезахоронен на кладбище Ла Виллетта, также в Парме. Позже там был установлен памятник.
Николо Паганини был третьим ребенком в семье Антонио Паганини и Терезы Боччардо, имевших шестерых детей. Антонио в молодости работал грузчиком в порту, но чуть позднее открыл собственную лавочку. Его жена вела домашнее хозяйство. Однажды Терезе приснился ангел, который предрек ребенку, которого она должна была родить, блестящее музыкальное будущее. Когда женщина рассказала о сне супругу, тот невероятно обрадовался, ведь и сам очень любил музыку. Антонио постоянно музицировал на мандолине, чем сильно раздражал соседей и супругу.
Отец, уверовав в вещий сон, начал усиленно заниматься с Никколо уроками игры на скрипке. С первых занятий становится ясно, что ребенок одарен от природы тончайшим слухом. Поэтому детские годы малыша прошли в изнуряющих занятиях, от которых даже сбегал. Но отец применял крайние меры, закрывая сына в темном сарае и лишая куска хлеба. Все это впоследствии сказалось на его и без того слабом здоровье.
Однако Никколо сам все более увлекался инструментом и усердно работал, надеясь найти еще неизвестные сочетания звуков, которые удивили бы слушателей. Неизвестно, посещал ли Паганини школу. Возможно, читать и писать он научился позднее. В его письмах, написанных в зрелом возрасте, встречаются орфографические ошибки, однако он имел некоторые знания в литературе, истории, мифологии.
А вот первые собственные композиции Паганини начал создавать очень рано. Таким образом, уже в 8 лет он порадовал родственников скрипичной сонатой.
Первый публичный концерт музыкант дал 31 июля 1795 года в театре Сант-Агостино города Генуи. Вырученные средства пошли на то, чтобы мальчик (а Никколо в тот год исполнилось всего 13) отправился в Парму – обучаться у известного скрипача и педагога Алессандро Ролла. Когда семейство Паганини (отец и сын) приехали к Алессандро Ролла, тот отказался их принимать из-за болезни. Но рядом с комнатой преподавателя лежала скрипка и ноты только вчера написанного сочинения.Тогда Никколо взял инструмент и тут же сыграл произведение – удивленный педагог, услышав исполнение Паганини, вышел к гостям и сказал, что он уже не может ничему научить мальчика – тот и сам все умеет.
Никколо оттачивал свое мастерство по несколько часов в день, он занимался до полного изнеможения и постоянно придумывал себе новые упражнения. Один из его учителей, виолончелист Гаспаре Гиретти давал Паганини уроки гармонии и контрапункта. В пору этих занятий Никколо под его руководством сочинил, используя лишь перо и чернила, «24 четырехголосную фугу».
Осенью 1796 года Никколо возвратился в Геную.
В начале 1797 года Паганини со своим отцом начал первое концертное путешествие, в их маршрут были включены Милан, Болонья, Флоренция, Пиза, Ливорно. В городах собираются огромные залы, люди хотят посмотреть на юного скрипача. Каприсы Паганини совершили революцию в мире скрипичной музыки. Каждая миниатюра из них звучит бесподобно, вызывая у слушателя и смех, и слезы, и дикий ужас одновременно. В Ливорно Никколо дал немного концертов, остальное время он посвятил совершенствованию своей техники и занимался самостоятельно без преподавателей. Взяв на вооружение приемы мастеров прошлого, Паганини неустанно совершенствовался в исполнении переходов, стаккато, пиццикато, необычных аккордов, диссонансов, стремился к верному извлечению звуков при самой высокой скорости, занимаясь до полного изнеможения. Известность его как выдающегося скрипача росла необычайно.
В декабре 1801 года Паганини получил должность первой скрипки Луккской республики. В этом городе он провел несколько лет. Первой (а возможно, и самой сильной) любовью композитора стала знатная дама, чье имя он всегда скрывал и с которой он прожил 3 года в ее поместье в Тоскане. В те годы он открыл для себя гитару и написал для нее и скрипки 12 сонат, а также пристрастился к картам. Часто он проигрывал все, и, по его словам, «только мое собственное искусство могло спасти меня». Однако он нашел в себе силы отказаться от азартных игр и более никогда не прикасался к картам.
В 1808 году Паганини получил длительный отпуск и отправился с концертами по Италии. Постепенно у него сформировалась своя собственная, отличная от других скрипачей, исполнительская манера. Известность ему принесли его необычный вид и поведение во время концертов. Залы на его выступлениях заполняли не только ценители высокого искусства, но и публика, привлеченная внешними эффектами и невероятными приемами игры, которые демонстрировал Паганини. Маэстро мог исполнять произведения, даже если на скрипке не хватало одной или нескольких струн (например, когда на его концерте лопалася струна, он продолжал играть, не прерываясь). А ко Дню рождения императора Паганини написал сонату «Наполеон» для одной струны (соль).
Николо Паганини говорил, что у него были отношения с Элизой Бонапарт – старшей сестрой Наполеона. Музыкант был капитаном ее личной гвардии и имел титул «придворного виртуоза»: давал концерты и руководил спектаклями.
Во второй половине 1808 года Паганини по приглашению Элизы Бонапарт приехал во Флоренцию.
Итальянский гитарист и композитор Луиджи Пиккьянти рассказал первому биографу Паганини Конестабиле о случае, недавно произошедшем в пору пребывания музыканта во Флоренции, который в полной мере демонстрирует его исключительное мастерство. Паганини должен был исполнить в доме одного из придворных под аккомпанемент на рояле «Сонату» Гайдна. Музыкант сильно задержался, а когда пришел, чтобы не заставлять ждать слушателей, начал играть, не проверив настроена ли скрипка. Он играл великолепно, вводя по собственному усмотрению импровизации. После первой части произведения Паганини обнаружил, что «ля» на скрипке отличается от «ля» на рояле на целый тон. Пиккьянти, который прекрасно разбирался в музыке, по собственному признанию, был поражен: Паганини для верного исполнения «Сонаты» при таком произвольном настрое скрипки должен был мгновенно переделать всю аппликатуру, слушатели же ничего не заметили.
Далее его творческий путь продолжается уже в Милане. В театре «Ла Скала» Николо настолько очарован увиденным танцем ведьм из балета «Свадьба Беневенто», что за один вечер написал вариации для оркестровой скрипки на эту тему, ставших одними из самых знаменитых в его творчестве – «Ведьмы», вариации на тему балета «Орех Беневенто» для скрипки с оркестром (“Вариации на четвертой струне”). Премьера произведения состоялась на его сольном концерте в «Ла Скала» 29 октября 1813 года. Миланский корреспондент лейпцигской музыкальной газеты сообщил, что публика была глубоко потрясена: вариации на четвертой струне настолько изумили всех, что музыкант повторил их по настоятельному требованию публики. Вслед за тем Паганини в течение шести недель дал одиннадцать концертов, которые имели неизменно особый успех.
В 1821 году Паганини прерывает концертную деятельность по причине затяжной изнурительной болезни. Дела идут настолько плохо, что он просит приехать мать, чтобы успеть попрощаться. Николо терзают сразу несколько болезней: лихорадка, кашель, туберкулез, ревматизм и кишечные спазмы. Даже именитый врач не мог гарантировать выздоровление. Даже во время болезни талантливый музыкант не оставляет творчество и слабыми руками перебирает гитарные струны, обдумывая композиции. Молитвы матери не проходят даром, и Паганини выздоравливает, правда надрывный кашель остается на годы.
Окрепнув, Паганини дает 5 концертов в Павии и составляет 20 новых произведений. Последующие годы мужчина путешествует, выступая в Германии, Риме, Вестфалии, Франции. Теперь билеты на выступления Паганини стоят огромных денег, талантливый скрипач зарабатывает материальное положение и даже покупает себе титул барона.
27 декабря 1808 года в масонской ложе Великого Востока Паганини исполнил масонский гимн, написанный им на слова Ланчетти. В протоколах ложи подтверждено масонство Паганини.
В возрасте 34 лет Паганини увлекся 22-летней певицей Антонией Бьянки, которой он помогал с подготовкой сольного выступления.
Пара жила настолько странно, что неоднократно привлекала внимание окружающих. Антония любила Николо, но постоянно изменяла ему. Девушка объясняла это тем, что человек часто болел, а ей не хватало внимания. Собственные измены певица не скрывала. Паганини тоже в долгу не оставался и заводил интрижки с кем попало.
В 1825 году у пары рождается сын, которого назвали Ахилл. Скрипач, который мечтал о детях, безумно обрадовался этому факту. Чтобы создать ребенку условия и обеспечить дальнейшую жизнь, молодой отец погрузился в творчество и зарабатывание капитала. Не забывая при этом уделять внимание любимому Ахиллу. Супруги разошлись, когда ребенку исполнилось 3 года. Никколо добился единоличной опеки над малышом.
Несмотря на любовные приключения, по-настоящему привязан он был только к одной женщине – Элеоноре Де Лука. С юности и до зрелости мужчина посещал возлюбленную, которая покорно принимала блудного Николо.
Постоянные гастроли и частые выступления подорвали здоровье музыканта. В сентябре 1834 года Паганини решил закончить свою концертную карьеру и вернулся в Геную. Он постоянно болел, однако в конце декабря 1836 года выступил в Ницце с тремя концертами.
Осенью 1839 года Паганини приехал посетить Геную, но поездка далась нелегко. Великого виртуоза подкосил туберкулез, за который мужчину мучил изнуряющий кашель и отечность ног. Последние месяцы перед смертью он даже не выходил из дома.
В 1840 году болезнь поглотила Николо, который и на смертном одре пальцами перебирал струны любимой скрипки, не в силах поднять смычок. В этом же году великий музыкант умер.
По одной из версий, церковнослужители запретили предавать тело земле за то, что перед смертью человек не исповедовался. Паганини кремировали, а прах сохраняла Элеонора Де Лука. С другого источника следует, что Никколо похоронили в Валь-Польчевере, а через 19 лет Ахилл добился захоронения останков отца на Пармском кладбище.
смотрите также ноты произведений Паганини:
Имя Паганини всегда было окружено некой таинственностью, чему содействовал и он сам, говоря о каких-то необычайных секретах своей игры, которые он обещал обнародовать только после окончания своей карьеры. На самом деле, непревзойденный успех Паганини лежал не только в глубоком музыкальном даровании этого артиста, но и в необычайной технике, в безукоризненной чистоте, с которой он исполнял труднейшие пассажи, и в новых горизонтах скрипичной техники, открытой им.
Работая усердно над произведениями Корелли, Вивальди, Тартини, Виотти, он сознавал, что богатые средства скрипки не вполне еще угаданы этими авторами. Паганини был настоящим виртуозом, обладавшим чрезвычайно яркой индивидуальностью, основывая свою игру на оригинальных технических приемах, которые он исполнял с непогрешимой чистотой и уверенностью. Паганини обладал драгоценной коллекцией скрипок Страдивари, Гварнери, Амати, из которых свою замечательную и наиболее любимую и известную скрипку работы Гварнери завещал родному городу Генуе, не желая, чтобы какой-нибудь другой артист на ней играл.
Скрипка, на которой играл великий мастер, после его смерти получила имя «Вдова Паганини».
Биография Никколо Паганини
27 октября 1782 года родился Никколо Паганини (Niccol Paganini), итальянский скрипач и композитор.
Итальянский скрипач виртуоз и композитор Никколо Паганини (Niccolо Paganini) родился 27 октября 1782 года в городе Генуе (Италия) в семье мелкого торговца.
С четырех лет Паганини начал заниматься музыкой, обучался игре на скрипке, мандолине и гитаре. Учителями будущего композитора сначала был отец, большой любитель музыки, а затем Джакомо Коста – скрипач собора Сан Лоренцо.
Первый концерт Паганини состоялся в Генуе, когда ему было 11 лет. Среди исполняемых сочинений в нем прозвучали и собственные вариации юного музыканта на тему французской революционной песни Карманьола.
Благодаря маркизу Джанкарло ди Негро, генуэзскому аристократу и меломану, Никколо смог продолжить образование у виолончелиста Гаспаро Гиретти. Он заставлял сочинять музыку без инструмента, развивая способность слышать внутренним слухом. За несколько месяцев Никколо сочинил 24 фуги для фортепиано в четыре руки. Им были также написаны два скрипичных концерта и различные пьесы, которые не дошли до нашего времени.
В 1797 году, после краткого периода занятий в Парме со скрипачом и преподавателем Алессандро Роллой, Паганини совершил свое первое концертное турне.
Юный музыкант с большим успехом выступал в итальянских городах – Флоренции, Пизе, Ливорно, Болонье и Милане.С 1801 по 1804 год Паганини жил в Тоскане. Именно к этому периоду относится создание знаменитых каприччи для скрипки solo.
В 1805 году в расцвете исполнительской славы музыкант сменил концертную деятельность на придворную службу в Лукке камерным пианистом и дирижером оркестра, но в 1808 году вернулся к концертированию.
В 1811 году он сочинил Первый концерт ре мажор для скрипки с оркестром, в 1826 году – Второй концерт си минор для скрипки с оркестром.
Своеобразие манеры игры, легкость владения инструментом вскоре принесли ему известность в масштабах всей Италии. Паганини неоднократно выступал в театре «Ла Скала».
С 1828 по 1834 год он дал сотни концертов в крупнейших городах Европы, которые вызвали восторженную оценку композиторов Франца Шуберта, Роберта Шумана, Фредерика Шопена, Джоаккино Россини, поэта Генриха Гейне, писателей Иоганна Гете, Оноре Бальзака, Tеодора Гофмана. Феномен Паганини оказал сильнейшее воздействие на творчество композитора Ференца Листа, называвшего игру итальянского маэстро «сверхъестественным чудом».
Творческий путь Паганини был внезапно прерван в 1834 году, причинами чего стали пошатнувшееся здоровье музыканта и ряд публичных скандалов, возникших вокруг его фигуры. На родину в Геную он вернулся в 1837 году тяжело больным человеком.
В последние дни жизни Паганини мучили приступы сильного кашля, из-за которых музыкант не мог принимать пищу и говорить – писал свои просьбы на листках бумаги. Умер Паганини в Ницце 27 мая 1840 года. После смерти Паганини папская курия долго не давала разрешения на его погребение в Италии. Лишь много лет спустя, в 1876 году, прах музыканта был перевезен в Парму и захоронен там.
Паганини обладал драгоценной коллекцией скрипок работы Антонио Страдивари, семей Гварнери и Амати, из которых свою наиболее любимую и известную скрипку Джузеппе Гварнери завещал городу Генуе.
Имя Никколо Паганини стало символом наивысшей виртуозности в музыкальном исполнительстве, Он заложил основы современной скрипичной техники, оказал влияние на развитие пианизма и искусства инструментовки. Паганини был и крупнейшим композитором, одним из основоположников музыкального романтизма. Особенно популярны его 24 каприччи для скрипки solo, два концерта для скрипки с оркестром. Ему принадлежат также различные пьесы и вариации для скрипки, инструментальные ансамбли, многочисленные пьесы для гитары. Многие скрипичные произведения величайшего скрипача обработаны Ференцем Листом, Робертом Шуманом, Иоганнесом Брамсом, Сергеем Рахманиновым. Образ Никколо Паганини запечатлен Генрихом Гейне в повести «Флорентийские ночи».
Материал подготовлен на основе информации открытых источников