памятник пушкин стихотворение история создания
Памятник (Пушкин) — история создания
После роковой дуэли и гибели русского поэта Александра Сергеевича Пушкина 29 января 1837 года в его документах был найден черновик стихотворения «Я памятник воздвиг себе нерукотворный», на котором стояла дата 21 августа 1836 года. Этот период был сложным у поэта, поскольку цензура тщательно проверяла все его произведения, критики отрицательно отзывались о его творчестве и семейная жизнь разладилась. Находку отдали поэту Василию Жуковскому, который подкорректировал стих и впоследствии опубликовал его в посмертном сборнике произведений А.С. Пушкина, выпущенного в 1841 году.
История создания стихотворения имеет несколько гипотез. Одной из версий является подражание известным стихотворениям-памятникам мировой литературы, таких как «Памятники» Г. Державина, М. Ломоносова, В. Капниста и иных поэтов XVII столетия (см. сравнение «Памятников» Пушкина и Державина). Однако многие исследователи считают, что источником идеи для стихотворения Пушкина стала ода Горация «Exegi monumentum».
Современники поэта холодно восприняли это произведение, считая восхваление собственных заслуг и талантов по крайней мере некорректным. Совершенно противоположную точку зрения выказывали его близкие друзья, они считали это стихотворение выражением самоиронии поэта и эпиграммой себе самому. Он хотел донести до современников, что его творчество заслуживает уважения, ведь была общеизвестна неприязнь представителей высшего света к Пушкину. Это удостоверяют и мемуары Петра Вяземского, из которых видно, что поэт при жизни получил всенародное признание, однако это не помогло ему заработать средства на жизнь. Пушкин регулярно закладывал имущество, чтобы семья его могла достойно жить. Когда поэт погиб, император Николай I распорядился оплатить из казны все его долговые обязательства и назначил содержание для семьи Пушкина суммой в 10000 рублей.
Еще одна гипотеза истории написания «Я памятник себе воздвиг нерукотворный» из разряда мистики. Сторонники мистической гипотезы уверены, что поэт находился в предчувствии близкой смерти. Поэтому за пять месяцев до кончины оставил потомкам свое духовное завещание, если не брать в учет иронический подтекст стихотворения.
А.С. Пушкин был убежден, что его произведения станут образцом во всемирной литературе.
Также широкое распространение получила легенда, согласно которой гибель поэту предсказала гадалка от руки красивого блондина из высшего общества. Причем поэт доподлинно знал и день, и час своей кончины и в виде стихотворного произведения подвел итоги своей жизни.
В общем, история создания «Памятника» по сей день остается загадкой для исследователей пушкинского творчества, и неизвестно сможет ли кто-то когда-нибудь ее разгадать.
Краткий анализ стихотворения «Я памятник себе воздвиг…» по плану
1. История создания
История создания пушкинского «Памятника» полна трагизма. Стихотворение считают пророческим: буквально через несколько месяцев после его создания великий автор погиб от ранения, которое получил на дуэли с Дантесом.
Произведение написано в тяжелейших для Пушкина условиях.
Во-первых, ему было больше тридцати лет (это конец 1836 года), и не исключено, что писатель вошел в так называемый «кризис среднего возраста», когда начинается тяжелейшая, фундаментальная переоценка ценностей и перестановка приоритетов.
Идет некий анализ прожитой жизни, а у творческих личностей он нередко выливается в глубокую депрессию.
В стихотворении слышится отчаянная попытка остаться в веках, запомниться людям и звучать через столетия. Как показывает жизнь, Пушкин оказался прав.
Во-вторых, поэта притесняли и не давали спокойно творить. Со стороны властей и цензуры постоянно падали запреты на печатание новых произведений.
Великий поэт не раз побывал в ссылках именно за свои свободолюбивые, либеральные взгляды.
Со стороны читающей публики тоже слышалось недовольство. Многие считали: Александр Сергеевич зазнался, вознесся выше всех вокруг. Писателю так же завидовали и соратники по литературному цеху, что тоже негативно влияло на вспыльчивого гения.
И, наконец, была еще одна причина сложнейшего психологического состояния автора на момент создания «Памятника». В обществе ходили слухи: молодая жена изменяет поэту, у нее интрига с Дантесом.
И хотя соперник к тому времени уже женился на сестре Натальи Гончаровой, недоброжелатели только усмехались: специально так сделал, чтобы быть ближе к избраннице. Слухи разжигали ревность Пушкина и отравляли его жизнь.
Вот в таких условиях родилось величайшее стихотворение, своеобразный творческий итог всему написанному. Опубликовано оно было только посмертно: в 1841 году с несущественными правками Жуковского.
2. Литературное направление
Стихотворение восходит к античным истокам, поэтому его можно отнести к классицизму. Однако есть и признаки романтизма.
3. Род
По роду литературы это гражданская лирика.
4. Жанр
Жанровая принадлежность творения – ода.
Однако просматриваются и черты лирического стихотворения на тему предназначения поэта и поэзии.
5. Проблематика
Автор затрагивает животрепещущую и невероятно важную для него в тот период проблему творческого бессмертия.
Он искренне надеется, что несмотря ни на что, останется в памяти потомков, даже если сейчас его гонят и запрещают.
6. Тематика
Темы стихотворения – значение поэта и его творчества, божественная природа настоящего гения.
7. Идея
Я думаю, что автор написал это стихотворение, желая выразить свое собственное отношение к тому, что он создал.
«Памятник» можно смело считать художественным итогом всего пушкинского творчества в целом, который он сам же и подвел незадолго до трагической смерти.
8. Пафос
Великое стихотворение пронизано разнообразными эмоциями. Здесь и отчаянная надежда на бессмертие в своих текстах, и смирение, и отчаянье, и даже тоска.
Несмотря на позитивный посыл, творение наполнено мрачными мыслями. В нем точно улавливается тревога.
Возможно, автор предчувствовал свое скорое будущее и невольно отразил негативное внутреннее состояние в гениальных стихах.
9. Система образов
Центральный образ произведения – «нерукотворный памятник». Это и есть творчество, все то, что успел создать гений.
К своему наследию поэт относится трепетно, искренне надеясь, что такая память останется в веках и будет жить спустя сотни лет после смерти собственного создателя.
Что ж, он оказался стопроцентно прав.
Кроме того, Пушкин вводит образ Музы, которая послушна только Богу и говорит от его лица. Она не боится гонений, равнодушна к похвалам или ругани.
Тема богоизбранности поэта одна из знаковых в творчестве Пушкина. Она красной нитью проходит по многим его произведениям. По его мнению, любой творец – это пророк, транслирующий божий глас в народ.
10. Центральные персонажи
Как таковых, центральных персонажей тут нет, можно выделить только самого лирического героя – поэта-пророка, который воздвиг себе «нерукотворный памятник».
Кроме него, есть еще Муза, верная подруга писателя, всегда готовая творить. Без нее не получится произведения, она становится единым целым с творцом.
11. Лирический герой
Лирическим героем «Памятника» можно назвать самого Александра Сергеевича, а точнее, его художественную проекцию.
Стихотворение написано от первого лица и передает непосредственно те чувства, которые испытывал сам автор в момент его создания.
12. Сюжет
Мы говорим о творческом подведении итогов, стихотворном результате всего того, что успел сделать автор на нелегком литературном поприще. Соответственно, выраженного сюжета тут нет.
Пушкин просто освещает основные мысли, которые были у него, и говорит о предназначении поэта и поэзии, о свободе, о природе музы и гения.
Благодаря этому шедевру, мы можем постичь тонкую философию Александра Сергеевича и понять его внутреннее состояние.
13. Композиция
Композиция развивается плавно и четко. Ее можно было бы назвать линейной, но нет сюжета, поэтому нет и выраженных точек действия.
В целом, стихотворение похоже на изложение своих мыслей – четкое, последовательное и точное. Каждая строфа напоминает тезис и его раскрытие. Очень интересное и необычное решение!
В первой строфе автор говорит о памятнике и надеется, что народ никогда не забудет его наследие.
Тут же есть одна интересная деталь: Александрийский столп – это памятник Александру I. Пушкин пишет, что его «нерукотворный памятник» вознесся еще выше.
Проницательный читатель видит завуалированный вызов власти, с которой у великого поэта никогда не складывались отношения. И глава у памятника «непокорная», что еще раз подчеркивает свободолюбивость, искренность пушкинского творчества.
Вторая строфа выражает надежду, даже уверенность в том, что имя гения останется в веках. Память переживает своего творца и сохранится в бессмертных текстах до тех пор, пока «жив будет хоть один пиит».
Третья строфа посвящена славе, ее быстрому распространению по всей стране, а затем и миру.
Четвертая рассуждает о свободе. О том, что лирический герой даже в такой «жестокий век» стал ее певцом, призывающий быть милостивым к падшим. Тема свободы вообще была очень болезненной для гонимого поэта.
Наконец, пятая строфа – своеобразное обращение к Музе. Здесь автор полностью раскрывает свои взгляды на божественную природу творчества.
Каждая строфа – логичное развитие и завершение какой-то одной конкретной мысли. В этом своем аспекте произведение максимально приближается к ораторскому, недаром оно восходит к Exegi monumentum Горация.
14. Художественное своеобразие произведения
Так как рассматриваемое творение принадлежит классицизму, оно написано возвышенным языком.
Нередко автор употребляет старославянские, церковные слова: «глава», «столп», «доколь», «пиит» и т.д.
Благодаря таким лексическим единицам текст становится торжественным и образным.
15. Средства художественной выразительности
Вообще, все стихотворение можно назвать большой, развернутой метафорой. Ведь речь тут идет не о настоящем памятнике, а о литературном наследии, благодаря которому имя Пушкина останется в веках.
Кстати, говоря, что у «памятника» «непокорная голова», автор олицетворяет его. Следовательно, Александр Сергеевич оживляет и все свое творчество в целом, наделяет тексты душой. Весьма непокорной, какая была и у их создателя.
Пушкин использует множество эпитетов: «памятник нерукотворный», «заветная лира», «непокорная глава» и т.д.
Кроме того, в стихотворении встречается инверсия («я памятник воздвиг себе нерукотворный», «главой непокорной»), а также есть анафора:
…Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я свободу…
16. Размер, рифма, строфика
«Памятник» состоит из пяти катренов (четырехстиший).
Произведение написано ямбом. Причем в первых стрех стихах каждого четверостишия он трехстопный, а в четвертом – четырехстопный. Так автор подводит итог, обозначает мысль, высказанную в строфе.
Рифма перекрестная по типу АБАБ.
17. Значение произведения
Произведение является творческим подведением итогов всего, что успел создать Пушкин. Его значение невозможно переоценить.
18. Актуальность
«Памятник» – это ода свободе, воспевание поэзии и роли поэта. Оно актуально и в наши дни, потому что раскрывает взгляд на природу творчества.
19. Моё отношение
Мне очень нравится стихотворение глубиной, чистотой и ясностью пушкинской мысли. Удивительно, насколько точно поэт смог прочувствовать и описать значение своего творчества для всей российской литературы.
20. Чему учит
Оно учит следовать зову своего сердца и творить, не оглядываясь на реакцию публики.
Анализ стихотворения «Памятник» (А. С. Пушкин)
Автор: Самый Зелёный · Опубликовано 16.11.2019 · Обновлено 16.11.2019
А. С. Пушкина живо интересовала тема поэзии и места поэта в мире и обществе – одна из классических тем искусства, впервые поднятая в текстах древнегреческих поэтов. В ранних стихотворениях о поэзии Пушкин следовал романтической традиции, однако со временем его позиция становилась более глубокой, он размышлял о взаимоотношениях поэта с читателем, о природе поэтического дара и его назначении. Эти размышления нашли отражение в лирике Пушкина, а своеобразным подведением итогов стал гордый, написанный всего за несколько месяцев до смерти «Памятник».
Многомудрый Литрекон предлагает Вам подробный разбор стихотворения «Памятник» по плану.
История создания
Стихотворение А. С. Пушкина «Памятник» по теме восходит к оде Горация «К Мельпомене», именно из нее взят эпиграф, помещенный поэтом перед текстом. Первый перевод оды Горация на русский язык принадлежит М. В. Ломоносову, позже свой вариант представил Г. Р. Державин. Каждый поэт не просто переводил древний текст, а пытался выразить, как он понимает и видит роль поэта и значение поэтического дара.
Свой вариант такого осмысления предлагает и Пушкин. Стихотворение «Памятник» он пишет в 1836 году, за несколько месяцев до своей трагической гибели, находясь в тяжелейших условиях: произведения поэта запрещаются и подвергаются жесткой цензуре, публика выражает недовольство его творчеством, недоброжелатели распускают слухи о неверности его молодой жены. Поэт переживает глубокий кризис, появляется необходимость подведения некоторых итогов. Он черпает идеи из текстов своих предшественников, но при этом создает оригинальное произведение, в котором находят выражение его личные поэтические и философские размышления.
Оригинал стихотворения был найден уже после смерти Пушкина, а впервые опубликовано с незначительными правками В. А. Жуковского оно было в 1841 году.
Жанр, направление, размер
По жанровой принадлежности «Памятник» ближе всего к оде. Торжественный пафос, воодушевление и возвышенная лексика, свойственные данному жанру, создают яркий текст, который позволяет автору выразить свою поэтическую позицию.
Художественное направление «Памятника» больше всего походит на классицизм. В нем мы видим многочисленные отсылки к античной культуре и торжественный настрой.
Как и подобает оде, текст написан ямбом, но можно отметить интересную деталь. В каждой строфе первые три строки написаны шестистопным ямбом, а последняя – четырехстопным, что позволяет сделать на ней смысловой акцент.
Рифмовка в стихотворении перекрестная, при этом мужская и женская рифма чередуются.
Композиция
Стихотворение «Памятник» состоит из 5 строф, каждая из которых последовательно развивает определенную мысль.
Образы и символы
Темы, настроение и проблемы
Тематика «Памятника» интересна даже сегодняшнему читателю:
Основная идея
Главная мысль стихотворения «Памятник» – признание божественной природы поэзии и ее высокого гуманистического значения. Пушкин в этой мысли продолжает традицию поэтов предшествующих эпох, но добавляет собственные размышления на эту тему.
Пушкин демонстрирует величие поэзии, помещая ее славу выше славы императоров и полководцев, ведь его памятник «вознесся выше Александрийского столпа».
Смысл стихотворения «Памятник» заключается в том, что поэзия таким образом возносится над всеми земными ориентирами, утверждается ее божественное происхождение. Поэт и его муза послушны лишь «веленью божию», они беспристрастны к похвале и осуждении «подлунного мира», но воспевают свободу и добро, и именно поэтому оказываются достойны бессмертия.
Средства выразительности
Ода Пушкина, согласно традиции Классицизма, написана возвышенным языком, что усиливает пафос произведения. Для этого автор использует старославянские, церковные слова: «глава», «столп», «пиит».
Стихотворение «Памятник» становится подведением итогов и своеобразным поэтическим завещанием Пушкина. В нем поэт не только утверждает величие и значимость поэзии как таковой, но оценивает роль своего поэтического вклада и уверенно предрекает, что продолжит жить в культуре страны и памяти потомков.
«Я памятник себе воздвиг нерукотворный.» (А. Пушкин)
История создания
Это стихотворение было написано Пушкиным 21 августа 1836 г., за несколько месяцев до смерти. Поэт тогда пребывал в критическом состоянии: цензура запретила ряд его произведений, критики, словно сговорившись, выступали против него, а в светском обществе распускали сплетни о его семейных делах. Ему нужно было осмыслить всю свою жизнь, миссию поэта в этом мире. И результатом такого осмысления стало стихотворение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный. ».
Современники неоднозначно прочли это стихотворение: многие не поняли Пушкина и восприняли его рассуждения как попытки самовозвеличивания.
Этим стихотворением Пушкин продолжил традицию поэтических «памятников», которую основал своим одноимённым стихотворением Гавриил Романович Державин.
Литературное направление: классицизм; реализм.
Литературный жанр: ода.
Вид лирики: философская.
Поэт сравнивает своё творчество с созданием памятника — «выше. Александрийского столпа». Этот памятник обеспечит его бессмертие, ведь и после физической кончины его будут вспоминать.
Поэт предрекает, что его поэзия будет интересна всем — в том числе и другим народам. Он резюмирует своё творчество как прославление свободы и милосердное отношение к ближнему.
Исходя из вышесказанного, поэт призывает свою музу (то есть своё поэтическое дарование) прислушиваться к своему высшему назначению, не бояться обиды, не стремиться к славе и не спорить с глупостями (то есть отсутствие признания в окружении не должно смущать поэта). Метрика
Размер: шестистопный ямб.
Рифма: перекрёстная (абаб).
Тропы и фигуры речи
Эпитеты: «памятник нерукотворный», «главою непокорной», «гордый внук», «жестокий век».
Метафора: «Я памятник себе воздвиг нерукотворный». Инверсия: «Я памятник себе воздвиг», «вознёсся выше он главою непокорной / Александрийского столпа».
Задания для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ
Дайте жанровое определение стихотворения «Памятник». Что оно декларирует?
Ответ. Ода. Это торжественное стихотворение декларирует завершение поэтом этапа своей миссии.
Чью поэтическую традицию продолжил Пушкин этим стихотворением?
Ответ. Пушкин продолжил традицию Г. Р. Державина и М. В. Ломоносова. Оба эти поэта написали стихотворения, которые назывались «Пророк» и были посвящены месту и роли поэта в жизни общества. Необходимо вспомнить, что в творческом наследии А. С. Пушкина также есть стихотворение «Пророк».
Какая тема объединяет стихотворения Пушкина «Пророк» и «Я памятник себе воздвиг нерукотворный. »?
Ответ. Поэт и его место в обществе.
Анализ стихотворения «Я памятник себе воздвиг нерукотворный» Пушкина
Всего получено оценок: 239.
Всего получено оценок: 239.
Стихотворение “Я памятник себе воздвиг нерукотворный…” примечательно тем, что написано оно всего за несколько месяцев до трагической гибели Пушкина. Его называют духовным завещанием поэта и краткий анализ “Я памятник себе воздвиг нерукотворный” по плану поможет понять, почему. Его можно использовать на уроках литературы в 8 классе.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Я памятник себе воздвиг нерукотворный.
История создания – стих написан в 1836 году и опубликовано в первом посмертном сборнике пушкинских стихов в 1841 году. Небольшие правки в него внёс Жуковский.
Тема стихотворения – роль поэта и его произведений в общественной жизни, их важное предназначение.
Композиция – классическая пятистрофная. Первая строфа возносит поэта над обществом и временем, последняя – говорит о его божественном предназначении, таким образом, мысль развивается последовательно.
Жанр – ода.
Стихотворный размер – ямб, но ритмика строится также на анафорах.
Метафоры – “ не зарастет народная тропа “.
Эпитеты – “ памятник нерукотворный “, народная тропа “, “ гордый внук славян “.
Инверсии – “ главою непокорной “, “ и славен буду я… “.
Анафора – “ что чувства добрые я лирой пробуждал, что в мой жестокий век восславил я свободу “.
История создания
Это произведение, с одной стороны, перекликается с “Памятником” Гавриила Романовича Державина, с другой, – является ответом на стихотворение, написанное Дельвигом, другом Пушкина ещё со времён лицея. Спустя год после его написания поэт умрёт от раны, полученной на дуэли с Дантесом, поэтому данное стихотворение называют духовным завещанием “солнца русской поэзии”. Считается, что он предчувствовал гибель и знал, что этот момент наступит скоро, так что изложил свои взгляды на поэзию, какими они были на тот момент.
При жизни Пушкина стихотворение так и не было опубликовано – оно увидело свет только в 1841 году, отредактированное Василием Андреевичем Жуковским. Напечатали его не в журнале, а в сборнике стихов – первом, изданном уже после гибели поэта.
Главная проблема, которую поставил поэт, – это роль творца и поэзии в общественной жизни, то, как слово влияет на людей и вытекающая из этого ответственность поэта. Пушкин считал, что творец должен быть гражданином, потому что он может и должен изменять мир к лучшему.
Такова основная идея произведения, тема которого – предназначение поэта и поэзии.
Композиция
Мысль в стихотворении логично развивается от первой до последней строфы, причём для дополнительного выделения последней строки в строфе Пушкин использовал интересный прием: первые три строки в строфе написаны шестистопным ямбом, четвёртая же – четырёхстопным.
Это ода, наполненная торжественностью и высоким пафосом, что ещё больше подчеркивается использованием разнообразных славянизмов. Поэт-гражданин произносит свою торжественную речь, демонстрируя твёрдую творческую и человеческую позицию, поэтому такой жанр подходит лучше всего.
Средства выразительности
Четвертая строфа, очень важная для понимания того, какую роль в русской поэзии отводил себе Пушкин, выделяется именно за счёт анафоры, в то время как последняя выделяется с помощью обращения “о муза” – на самом деле поэт обращается не к самой музе, а к тем, кто творит с её помощью. Он показывает, какой видит идеальную поэзию: свободной от человеческих слабостей и повинующейся только высшему суду, то есть Богу.