памятники царям в ссср

«Имперские истуканы», или Как большевики с памятниками воевали и уничтожали следы царской власти

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

памятники царям в ссср. Смотреть фото памятники царям в ссср. Смотреть картинку памятники царям в ссср. Картинка про памятники царям в ссср. Фото памятники царям в ссср

У каждой эпохи свои памятники. Являясь воплощением духа времени, его главных идей и эстетических приоритетов, они о многом могут поведать потомкам. Однако история знает немало примеров, когда пришедшие поколения пытались напрочь стереть с лица земли вещественные символы прежней власти, а вместе с ними – память о своих предшественниках. Именно так поступили большевики после революции 1917 года – советская власть признала памятники царизму «уродливыми истуканами».

Каким памятникам «проклятого царизма» досталось больше всех и вне очереди

памятники царям в ссср. Смотреть фото памятники царям в ссср. Смотреть картинку памятники царям в ссср. Картинка про памятники царям в ссср. Фото памятники царям в ссср

По замыслу советского правительства, ничто не должно было напоминать о государстве, которое прекратило своё существование и никогда уже не возродится. Такая позиция была утверждена законодательно – декретом Совнаркома «О памятниках Республики», в котором монументы в честь российских монархов и их сподвижников объявлялись не имевшими ни исторической, ни художественной ценности и подлежащими демонтажу и утилизации. Одним из первых пострадал уникальный монумент, первый московский конный памятник – герою Русско-турецкой войны генералу Михаилу Скобелеву, вошедшему в историю как «Белый генерал». Варварское мероприятие было приурочено к пролетарскому празднику – 1 мая. Масштабную композицию с изображением батальных сцен и подвигов русских воинов без сожаления отправили на переплавку.

По одной из версий, аналогичная судьба постигла в Костроме памятник юному государю Михаилу Фёдоровичу и спасшему его Ивану Сусанину, чья судьба стала ярким примером жизни за царя. Срочной ликвидации подлежал также один из главных памятников страны – мемориальный комплекс в Кремле, посвящённый Александру II. Память царя-освободителя, ставшего жертвой террористов, очень чтили в России. Во многих городах стояли его скульптурные изображения, и практически все они были уничтожены революционной властью.

Как имперские памятники превращались в трибуны и теряли ценность

памятники царям в ссср. Смотреть фото памятники царям в ссср. Смотреть картинку памятники царям в ссср. Картинка про памятники царям в ссср. Фото памятники царям в ссср

Кампания по борьбе с монументами носила характер явного вандализма. Складывалось впечатление, что пролетариям недостаточно было просто уничтожить памятники. В их действиях просматривалось желание надругаться над монументами, осквернить их. Так, например, в Москве памятник героям Плевны был превращён в туалет, а Черниговской губернии скульптуру генерала Скобелева сбросили в выгребную яму.

Чудовищно циничное применение большевики нашли для остатков вышеупомянутого мемориального комплекса Александра II: пустоты, образовавшиеся в основании памятника, превратили в захоронения для расстрелянных врагов революции. Весьма распространённым актом стало использование памятников венценосным особам в качестве трибун для митингов. Взбираться на статуи бывших самодержцев, попирать их ногами – что может быть символичнее?!

Сохранились заметки в большевистских газетах о том, как революционно настроенные рабочие обращались к толпе с колен бронзовой фигуры Александра III у храма Христа Спасителя. Похожие случаи были зафиксированы в Петрограде – с памятником этому же монарху возле Николаевского вокзала и Екатерине II на Невском проспекте. Нередко ораторы не ограничивались пламенными речами и размахиванием знамёнами, а норовили закрепить красный флаг в руке царственной особы, о чем тоже немало свидетельств прессы.

Ещё один шаг в обесценивании скульптурного наследия царской России – принятие решения вычеркнуть имперские памятники из категории объектов государственной важности.

Новое время – новые памятники

памятники царям в ссср. Смотреть фото памятники царям в ссср. Смотреть картинку памятники царям в ссср. Картинка про памятники царям в ссср. Фото памятники царям в ссср

Как говорится, свято место пусто не бывает. На смену старым обелискам – «царям и их слугам» – пришли новые, как того требовал декрет «О памятниках Республики». Сей документ предписывал организацию масштабного конкурса по разработке проектов монументов, знаменующих величие революционных достижений. Осенью 1918 года первой жертвой «монументальной пропаганды» стала небольшая стела в Александровском саду, возведённая к 300-летию правления династии Романовых. Не мудрствуя лукаво, пролетарские деятели искусств спилили венчающего монумент двуглавого орла, а вместо изображения Георгия Победоносца и памятной надписи поместили список выдающихся революционеров.

Чуть позже высокой чести быть увековеченным в Стране Советов удостоился Максимилиан Робеспьер. Однако лидер Французской революции продержался в Александровском саду недолго: известного политического деятеля изваяли из бетона и гипса, которые не выдержали первых же заморозков. Спешка, с которой большевики сооружали монументы, не позволяла скульпторам сосредоточиться на задании и основательно проработать художественную идею каждого творения. Поэтому вместо героических, по-настоящему интересных образов нередко возникали банальные изделия, не выдерживающие никакой критики. Справедливости ради нужно отметить, что откровенно неудачные, примитивные памятники вскорости были демонтированы. Среди них – памятник Марксу и Энгельсу, который в своё время открывал лично Ленин.

Как волна сноса монументов «царям и их слугам» прокатилась по всей России

памятники царям в ссср. Смотреть фото памятники царям в ссср. Смотреть картинку памятники царям в ссср. Картинка про памятники царям в ссср. Фото памятники царям в ссср

Ураган борьбы с монументальным наследием царского режима пронёсся по всей стране. В Киеве демонтировали установленный на народные пожертвования памятник Александру ІІ и на его месте водрузили фигуру, символизирующую нового советского человека. В Екатеринбурге бронзовое изображение этого императора последовательно сменяли так называемая Статуя свободы, бюст Маркса и скульптура человека освобождённого труда. А в Саратове статую Александра ІІ заменили на гипсовый бюст Чернышевского.

Ещё один символ свободы – разбивающий на земном шаре цепи пролетарий – оказался в Симферополе на месте памятника императрице Екатерине ІІ. Небольшой уральский городок Кушва был известен памятником в честь спасения императора Александра ІІІ после покушения на него на железной дороге под Харьковом. После того, как статуя государя была уничтожена, на постаменте появился символ мировой революции – деревянный глобус на шпиле. В Киеве волна гнева украинского пролетариата распространилась даже на династию Рюриковичей: с пьедестала свергли княгиню Ольгу, а на её место водрузили памятник Тарасу Шевченко, простоявший, правда, недолго из-за некачественных материалов.

Позже памятники стали ставить уже советской разведчице в Польше.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Источник

4 памятника царской России, которые Москва потеряла 100 лет назад

Кто стоял на месте Юрия Долгорукого на Тверской площади, какой памятник лично сносил Ленин и что было раньше на месте вертолетной площадки Кремля

Приблизительное время чтения: 5 мин.

100 лет назад (12 апреля 1918 года) Совет народных комиссаров РСФСР принял декрет о сносе памятников, воздвигнутых «в честь царей и их слуг». Согласно ему, в Москве уничтожили 4 уникальных монумента. Кому они были воздвигнуты и чем интересны — в нашем материале.

Памятник императору Александру II в Кремле

Основание: 1898 год

Снос: 1918 год

памятники царям в ссср. Смотреть фото памятники царям в ссср. Смотреть картинку памятники царям в ссср. Картинка про памятники царям в ссср. Фото памятники царям в ссср

Фото Владимира Ештокина. Сейчас на месте памятника находится вертолетная площадка.

Памятник представлял собой мемориальный комплекс со статуей императора в полный рост в военном мундире, порфире и со скипетром. С трех сторон находилась арочная галерея, на сводах которой изобразили 33 портрета русских правителей: от святого Владимира до императора Николая I. Сейчас на месте памятника находится вертолетная площадка.

памятники царям в ссср. Смотреть фото памятники царям в ссср. Смотреть картинку памятники царям в ссср. Картинка про памятники царям в ссср. Фото памятники царям в ссср

Памятник Александру II в Кремле (мемориальный комплекс на склоне Кремлевского холма), 1898 год. Источник: pastvu.com

Справка:

Создавали памятник скульптор А. М. Опекушин, художник П. В. Жуковский, архитектор Н. В. Султанов. Надзор за сооружением памятника осуществлял архитектор В. П. Загорский.

Авторы нового памятника — скульптор Александр Рукавишников, архитектор Игорь Воскресенский и художник Сергей Шаров.

Памятник на месте гибели великого князя Сергея Александровича

Основание: 1908 год

Снос: 1918 год

памятники царям в ссср. Смотреть фото памятники царям в ссср. Смотреть картинку памятники царям в ссср. Картинка про памятники царям в ссср. Фото памятники царям в ссср

Памятный крест был восстановлен в 2017 году. Использовано фото www.patriarchia.ru

Памятник представлял собой бронзовый крест с Распятием, который стоял на территории Московского Кремля. На подножье надпись: «Отче, отпусти им, не ведают бо, что творят» (Лк. 23: 34). Проект креста создал выдающийся русский художник Виктор Васнецов. 1 мая 1918 года во время Всероссийского субботника памятный крест снесли. В этом лично участвовал Владимир Ленин.

Из воспоминаний коменданта Кремля П. Д. Малькова:

— Когда я подошёл, Ильич приветливо поздоровался со мной, поздравил с праздником, а потом внезапно шутливо погрозил пальцем: — Хорошо, батенька, всё хорошо, а вот это безобразие так и не убрали. Это нехорошо. И указал на памятник. Я сокрушённо вздохнул: — Правильно, — говорю, — Владимир Ильич, не убрал, не успел, рабочих рук не хватило. — Ишь ты, нашёл причину! Так, говорите, рабочих рук не хватило? Ну для этого дела рабочие руки найдутся хоть сейчас. Как, товарищи? — обратился Ильич к окружающим. Со всех сторон его поддержали дружные голоса. — Видите? А вы говорите, рабочих рук нет. Ну-ка, пока есть время до демонстрации, тащите верёвки. Я мигом сбегал в комендатуру и принёс верёвки. Владимир Ильич ловко сделал петлю и накинул на памятник. Взялись за дело все, и вскоре памятник был опутан верёвками со всех сторон. — А ну, дружно! — задорно командовал Владимир Ильич. Ленин, Свердлов, Аванесов, Смидович, другие члены ВЦИК и Совнаркома и сотрудники немногочисленного правительственного аппарата впряглись в верёвки, налегли, дёрнули, и памятник рухнул на булыжник. — Долой его с глаз, на свалку! — продолжал распоряжаться Владимир Ильич. Десятки рук подхватили верёвки, и памятник загремел по булыжнику к Тайницкому саду. Владимир Ильич вообще терпеть не мог памятников царям, великим князьям, всяким прославленным при царе генералам.

памятники царям в ссср. Смотреть фото памятники царям в ссср. Смотреть картинку памятники царям в ссср. Картинка про памятники царям в ссср. Фото памятники царям в ссср

Памятный крест на месте убийства великого князя Сергея Александровича на территории Кремля. Панихида по великому князю

Памятный крест восстановили в 2017 году по инициативе президента России Владимира Путина на прежнем месте — возле Никольской башни, между зданиями Сената и Арсенала. 4 мая его торжественно освятил Святейший патриарх Кирилл.

Памятник генералу Михаилу Скобелеву

Основание: 1912 год

Снос: 1918 год

памятники царям в ссср. Смотреть фото памятники царям в ссср. Смотреть картинку памятники царям в ссср. Картинка про памятники царям в ссср. Фото памятники царям в ссср

Фото Владимира Ештокина. Сейчас на месте памятника Скобелеву стоит памятник Юрию Долгорукому.

Первый конный памятник в Москве. Выполнен из бронзы по проекту отставного офицера Петра Самонова, который был скульптором-любителем. На огромном постаменте кроме самой фигуры всадника были барельефы с изображением Русско-турецкой войны 1877-1878гг. Площадь, на которой стоял памятник, стала называться Скобелевской.

памятники царям в ссср. Смотреть фото памятники царям в ссср. Смотреть картинку памятники царям в ссср. Картинка про памятники царям в ссср. Фото памятники царям в ссср

После сноса памятника площадь переименовали в Советскую, а на его месте поставили монумент Советской Конституции. Сейчас там находится памятник основателю Москвы Юрию Долгорукому, а площадь называется Тверской.

Новый памятник генералу Скобелеву в Москве установили в 2014 году в парке «Никулино».

Справка:

Проект памятника был создан отставным подполковником П. А. Самоновым, скульптором-любителем.

Памятник императору Александру III

Основание: 1912 год

Снос: 1918 год

памятники царям в ссср. Смотреть фото памятники царям в ссср. Смотреть картинку памятники царям в ссср. Картинка про памятники царям в ссср. Фото памятники царям в ссср

Фото Владимира Ештокина. Сейчас на месте памятника Александру III стоит памятник «Воссоединение», изображающий патриарха Алексия II и митрополита Лавра

Памятник из бронзы изображал сидящего императора со всеми регалиями: корона, скипетр, держава, мантия и порфира. На четырех углах постамента были коронованные двуглавые орлы. Скульптор — Алексей Опекушин, автор памятника Пушкину в Москве. Главный архитектор — Александр Померанцев, автор Верхних торговых рядов (нынешний ГУМ). На строительство памятника ушло 12 лет и 2,5 миллиона рублей, которые собирали по всей стране.

памятники царям в ссср. Смотреть фото памятники царям в ссср. Смотреть картинку памятники царям в ссср. Картинка про памятники царям в ссср. Фото памятники царям в ссср

Памятник императору Александру III возле Храма Христа Спасителя

Сейчас приблизительно на том же месте стоит памятник «Воссоединение». Его установили в 2017 году на десятилетия подписания акта о каноническом общении между Русской Православной Церковью и Русской Православной Церковью Зарубежом. В композиции изображены первоиерархи, которые подписали документ: патриарх Алексий II и митрополит Лавр. Храм Христа Спасителя, возле которого стоял памятник императору, взорвали в 1931 году и восстановили только в 2000-м.

Справка:

Скульптор А. М. Опекушин, автор памятника Пушкину в Москве. Главный архитектор — А. Н. Померанцев, производитель работ — инженер-архитектор К. А. Грейнерт, участие в строительстве принимали архитекторы Ф. А. Когновицкий и Ф. О. Богданович-Дворжецкий.

Под декретом о сносе памятников подписались 4 человека: председатель Совета Народных Комиссаров В. Ульянов (Ленин); народные комиссары: А. Луначарский; Сталин; секретарь Совета Горбунов. Впоследствии Ленину и Сталину поставили гораздо больше памятников, чем всем «царям и их слугам».

Источник

Как большевики уничтожали следы российской империи

памятники царям в ссср. Смотреть фото памятники царям в ссср. Смотреть картинку памятники царям в ссср. Картинка про памятники царям в ссср. Фото памятники царям в ссср

Разборка памятника Александру II в Кремле. Москва, 1918 год

Мы новый мир построим

После Октябрьской революции 1917 года большевики решили, что в России необходимо уничтожить все памятники «царям и их слугам». Спустя полгода, 12 апреля 1918 года они выпустили законное основание для сноса монументов. Им стал декрет Совета народных комиссаров РСФСР «О памятниках Республики». Документ подписали Владимир Ленин, Анатолий Луначарский, Иосиф Сталин и секретарь СНК Николай Горбунов.

«Памятники, воздвигнутые в честь царей и их слуг и не представляющие интереса ни с исторической, ни с художественной стороны, подлежат снятию с площадей и улиц и частью перенесению в склады, частью использованию утилитарного характера»,

— говорится в первом пункте декрета.

В 1918 году памятники эпохи «проклятого царизма» уничтожали и быстро заменяли на революционные. Первым снесенным монументом стал крест на месте убийства московского генерал-губернатора, великого князя Сергея Александровича. Участие в его уничтожении 1 мая принимали члены большевистского правительства.

Следующей жертвой майского вандализма стала на тот момент единственная конная статуя — памятник герою русско-турецкой войны генералу Михаилу Скобелеву. Ее уничтожение инициировали рабочие завода Гужона (позднее — «Серп и Молот»).

Власти тоже не могли спокойно смотреть на монумент «белому генералу» и решили не препятствовать его разрушению.

Впоследствии на месте снесенного Скобелева возвели монумент первой советской конституции со статуей свободы. Его пришлось открывать дважды: к первой годовщине Октябрьской революции в 1918 году, хотя тогда не была установлена статуя, и в 1919 году, когда она уже была готова.

Досталось и мемориальному комплексу Александра II, который располагался на склоне Кремлевского холма (сейчас — Боровицкий). Вокруг статуи императора тянулась величественная арочная галерея — на ее сводах находились 33 мозаики с изображениями русских государей. Рабочие сбросили монумент императора в 1918 году, а остальные элементы снесли десять лет спустя.

Примечательно, что в годы военного коммунизма пустоты в основании памятника использовались в качестве могил для расстрелянных врагов революции.

Некоторым памятникам империи все-таки удалось выжить: уцелели Медный всадник в Петрограде, Николай I, а также Минин и Пожарский. Последний большевики лишь сдвинули с центра Красной площади к собору Василия Блаженного, чтобы тот не мешал проведению парадов.

Досталось всей России

Эстафета сноса монументов «царям и их слугам» постепенно перешла из Москвы в другие части страны. В Костроме неугодным оказался памятник царю Михаилу Федоровичу и крестьянину Ивану Сусанину, установленный в 1851 году. При этом большевики еще 10 лет использовали оставшийся от памятника постамент в качестве трибуны. Полностью снос был завершен лишь в 1930-е годы.

Под раздачу большевиков попали и памятники героям Отечественной войны 1812 года. Так, был уничтожен монумент и могила генерал-лейтенанта Ивана Дорохова в подмосковной Верее, которую партизанский отряд Дорохова во время войны отбил у французов. Памятник открыли в 1913 году недалеко от Рождественского собора, где находились генеральские останки, однако простоял он недолго.

Спустя пять лет в собор, где был захоронен герой, пришла группа людей в военной одежде, вооруженная винтовками, револьверами и гранатами. Они разворошили могилу героя, чтобы найти там драгоценности, саблю и ордена.

Замена царским памятникам

Декрет «О памятниках Республики» предписывал не только уничтожать «памятники царям и их слугам», но и как можно скорее установить им на смену революционные.

«Той же комиссии поручается мобилизовать художественные силы и организовать широкий конкурс по выработке проектов памятников, долженствующих ознаменовать великие дни Российской социалистической революции», — сообщалось в документе.

Благодаря этому пункту позже историки назвали весь декрет «Планом монументальной пропаганды». Первым ее продуктом стал памятный обелиск в Александровском саду. Изначально его открыли в 1913 году в честь 300-летней годовщины восшествия на русский престол династии Романовых. Он представлял собой небольшую стелу с перечислением всех правителей царского дома.

В сентябре 1918 года обелиск радикально переделали: сбили с верхушки двуглавого орла, со стелы удалили надписи и барельеф Георгия Победоносца, а взамен поместили список 19 революционных деятелей.

Так обелиск династии Романовых стал «памятником-обелиском выдающимся мыслителям и деятелям борьбы за освобождение трудящихся».

На годовщину Октябрьского переворота был установлен памятник французскому революционеру Максимилиану Робеспьеру в том же Александровском саду. Однако простоял он лишь несколько суток.

По официальной версии, памятник был уничтожен деятельностью подрывников-контрреволюционеров. На деле же все было намного прозаичнее: скульпторы при выполнении «соцзаказов» пользовались недолговечными материалами — бетоном и гипсом.

Поэтому бетонный Робеспьер банально не выдержал ночных заморозков и развалился.

Большевики спешили как можно быстрее соорудить новые памятники. Без конца подгоняемые скульпторы не могли тщательно продумать идею каждого монумента и создать интересный образ. Поэтому подавляющее большинство обелисков вскоре было убрано из-за плачевного состояния. Часть из них сняли «по многочисленным просьбам трудящихся» и революционных заказчиков.

По этому принципу быстро исчез памятник двум отцам-основателям марксизма Карлу Марксу и Фридриху Энгельсу, который Владимир Ленин открывал лично. Из-за его нелепости народ даже окрестил монумент — «Двое в ванной».

Подобная участь постигла и памятник видному деятелю французской революции Жоржу Жаку Дантону — он был открыт в 1919 году на площади Революции. На постаменте лежала, будто только после гильотины, огромная голова с выпученными глазами, которую тоже вскоре поспешили убрать.

Особая история у памятника императору Александру III в Санкт-Петербурге, который возвел князь Павел Трубецкой. Члены императорской семьи по-разному относились к монументу.

Император Николай II, к примеру, считал работу Трубецкого карикатурой на покойного отца. Зато скульптура очень пришлась по вкусу вдовствующей императрице Марии Федоровне — она нашла в ней поразительное сходство с покойным супругом.

Памятник все же открыли 23 мая 1909 года, но перешептывания только усилились. Многие были убеждены, что Трубецкой нарочно издевался над императорским домом. На это в какой-то мере намекал и сам скульптор в частных беседах: «Я не занимаюсь политикой. Я изобразил одно животное на другом».

Скандальная слава монумента спасла его от демонтажа после революции. Большевики считали, что Александр III в таком виде, наоборот, сгодится — так еще будет смешить граждан и пугать детей.

До наших дней от «монументальной пропаганды» первых лет советской власти остались считанные единицы — в частности, бетонные Александр Герцен и Николай Огарев во дворике одного из факультетов МГУ на Охотном ряду, а также памятник Марксу в Ульяновске.

Источник

Они развалились: 7 памятников советской власти, которые мы не застали

С 19 по 26 апреля в Москве в третий раз пройдёт ежегодный фестиваль «Дни авангарда». Одним из его главных событий станет пешеходная экскурсия по местам, где когда-то стояли пропагандистские памятники ранней советской власти. Strelka Mag рассказывает о семи таких монументах и их непростых судьбах.

Весной 1918 года Совет народных депутатов РСФСР выпустил декрет «О памятниках Республики». В этом документе Владимир Ленин, Иосиф Сталин и Анатолий Луначарский потребовали избавить города от памятников царской эпохи, «не представляющих интереса ни с исторической, ни с художественной стороны», и подготовить проекты новых монументов в честь Октябрьской революции. Этот декрет и последовавшая за ним кампания получили название «План монументальной пропаганды».

Летом того же года большевики составили список личностей, которых собирались увековечить на улицах советских городов. Он состоял из 66 имен революционеров, мыслителей, поэтов, художников, артистов и композиторов. В перечень попали «демократические герои» из разных исторических эпох: от Спартака до Бакунина, от Брута до Салтыкова-Щедрина, от Сковороды до Врубеля.

Установка памятников началась уже осенью 1918. За пять лет в соответствии с Планом монументальной пропаганды в Москве появилось около 30 скульптур, барельефов и мемориальных досок. По воспоминаниям участников и свидетелей тех событий, они не произвели на москвичей положительного впечатления. К тому же памятники были изготовлены из дешевых материалов и потому были недолговечными. Большинство из них быстро исчезло с улиц.

Карл Маркс и Фридрих Энгельс

В ноябре 1918 года москвичам представили первые двенадцать пропагандистских монументов. Среди них была скульптурная композиция в честь Маркса и Энгельса, которую установили напротив Большого театра. На её открытии с торжественной речью выступил Ленин.

Уже после смерти вождя народный комиссар просвещения Анатолий Луначарский вспоминал: «В Москве, где памятники как раз мог видеть Владимир Ильич, они были неудачны. Маркс и Энгельс изображены были в каком–то бассейне и получили прозвище “бородатых купальщиков”».

Уже через месяц после открытия власти распорядились убрать монумент как антихудожественный. В 1961 году на той же площади появился новый памятник Карлу Марксу скульптора Льва Кербеля, сохранившийся до наших дней.

Максимилиан Робеспьер

Памятник Робеспьеру стал первой серьезной работой скульптора Беатрисы Сандомирской. Четырёхметровая бетонная фигура французского революционера появилась 3 ноября 1918 года у грота в Александровском саду. Реакция на скульптуру была неоднозначной. Хотя Ленин и отозвался о ней благосклонно, профильная комиссия назвала работу неудовлетворительной.

Монумент не простоял и пяти дней. Утром 7 ноября — в годовщину Октябрьской революции — москвичи увидели на его месте пустой постамент и груду мелких осколков. По одной из версий, во время дождя некачественный бетон пропитался водой, а ночью не выдержал заморозков и лопнул от давления льда изнутри. Позже Сандомирская предлагала восстановить свой памятник, но её идея никого не заинтересовала.

Алексей Кольцов

Молодой скульптор Сергей Сырейщиков решил изваять фигуру поэта Кольцова по личным причинам: они оба родились в Воронеже. Памятник установили около Китайгородской стены 3 ноября 1918 года. Сергей Есенин читал на его открытии стихи.

«К сожалению, как и другие монументы того времени, памятник был выполнен в гипсе и, конечно, долго не мог простоять. Но фотографические снимки его сохранились. Поэт сидит, задумавшись, склонив голову. Раздумье, но и сила; поэтичность и душевная чистота», — написано в одном из номеров советского журнала «Октябрь» за 1975 год.

В 1919 году памятник демонтировали и отвезли в подсобное помещение Первого пролетарского музея. Сырейщиков получил задание сделать копию монумента из более крепких и качественных материалов. В конце марта скульптор приостановил работу и уехал в Воронеж на похороны родственника. Там он заразился тифом и умер, а «Кольцов» так и остался незавершенным.

Михаил Бакунин

В 1919 году скульптор Борис Королев создал в наркомате просвещения РСФСР Комиссию живописно-скульптурно-архитектурного синтеза — Синскульптарх. Визуальным воплощением идей Королева стал памятник анархисту Михаилу Бакунину у Мясницких ворот. Восьмиметровая фигура, выполненная в духе кубофутуризма, имела форму нескольких разнонаправленных объемов, которые сталкивались друг с другом и образовывали динамическую пространственную композицию.

«В течение долгого времени люди и лошади, ходившие и ездившие по Мясницкой, пугливо косились на какую–то взбесившуюся фигуру, закрытую из предосторожности досками. Это был Бакунин в трактовке уважаемого художника», — вспоминал Луначарский.

Жорж Жак Дантон

Один из самых необычных памятников эпохи монументальной пропаганды был установлен в честь героя Великой французской революции Дантона. Фактически это была огромная квадратная голова без тела или хотя бы шеи, которая лежала на постаменте с надписью DANTON.

«Колоссальных размеров, квадратная голова Дантона, сложенная из плоскостей, скорее напоминала монстра и распугивала прохожих, пока Моссовет не снял и это чудовище», — пишет наша современница, историк Елена Лебедева.

Проект скульптора Николая Андреева оказался для советской России слишком радикальным, а горожане в шутку сравнивали памятник с говорящей богатырской головой из поэмы Пушкина «Руслан и Людмила». По решению Моссовета, Дантона всё-таки пришлось убрать.

Монумент советской Конституции

Обелиск в честь первой советской Конституции считался главным объектом Плана монументальной пропаганды. Осенью 1918 года его водрузили на старый постамент напротив здания Моссовета, оставшийся от снесенного памятника генералу Скобелеву.

Каркас монумента был выложен из кирпича, а его поверхность покрывала смесь цемента и гранитной крошки, которая имитировала мрамор. Обелиск украшали фанерные картуши с текстом советской Конституции. Позже их заменили на бронзовые.

27 июля 1919 года обелиск был торжественно открыт во второй раз. Тогда к нему добавили бетонную статую Свободы скульптора Николая Андреева. Её голова напоминала неоклассическую маску, как у статуи Свободы в Нью-Йорке. Весной 1941 года памятник взорвали по решению московских властей. Уже после разрушения на площадь прибыли сотрудники Третьяковской галереи, которым удалось найти и сохранить лицо статуи Свободы. Вскоре на месте обелиска благоустроили сквер, а в 1954 году здесь появился памятник основателю Москвы Юрию Долгорукому.

Степан Разин с ватагой

План монументальной пропаганды изначально был максимально демократичен и не ограничивал скульпторов в выборе места, концепции и материалов.

Например, Сергей Коненков создал на Красной площади целую композицию в память о казаке Степане Разине. Скульптор выполнил фигуру Разина и головы участников его ватаги из дерева и расставил их на площади. Идея заключалась в своего рода художественной «интервенции». Разин со своим отрядом захватывает Лобное место. Именно там он был казнён в 1671 году.

Достичь желанного эффекта Коненкову не удалось. Фигуры были слишком маленькими, терялись на фоне огромного пространства Красной площади и походили на детские народные игрушки. Композицию пришлось убрать. Сейчас она хранится в Государственном Русском музее, а её варианты — в Третьяковской галерее.

Любопытно, что уже в 1923 году, когда Москва выбирала личностей для наименования скверов и парков, имя Степана Разина в соответствующий список не попало. Разин был разбойником, а по мнению архитекторов, грабёж и аналогичные преступления едва ли сочетались с образом новой интернациональной пролетарской столицы.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *