паниковский имя и отчество персонажа
Паниковский имя и отчество персонажа
Прототип Паниковского.
Литературные истории.
Предыстория Михаила Самюэлевича Паниковского.
Памятник Паниковскому в Киеве, на Прорезной
Это не случайно. Дело в том, что у Паниковского был реальный прототип, которого что Ильф, что Петров искренне терпеть не могли – хотя и по разным причинам.
Бессмертный образ Михаила Самуэлевича Паниковского был списан авторами с… женщины.
При этом они учли, например, историю со слепотой.Помните, как Паниковский говорит Шуре Балаганову: «Поезжайте в Киев и спросите, кем был Паниковский до революции! До революции Паниковский был слепым. И то, что «человек без паспорта» практиковался на краже гусей.
Зиновий Гердт в образе
Напомним, что знаменитые советские фельетонисты родились и выросли в Одессе – своего рода криминальной столице Российской Империи. Особую роль в криминальном мире портового города играли польские банды. А самой крупной, известной и удачливой была группировка, возглавляемая Микалиной Ковской. Да–да, вы уже все поняли. Пани Ковская, гроза Одессы.
Налетчики пани Ковской гордо называли себя на польский манер «корсажи» (korsarze, то есть «корсары»), и хотя шутка напрашивается здесь сама собой, желающих поострить было очень немного. «Корсажи» были известны своим лихим поведением и, как сказали бы сейчас, «отмороженностью». За двадцать лет существования банды, польские налетчики совершили более трех сотен ограблений: они обчищали почтовые составы, банки, страховые общества, не боялись нападать на инкассаторов, а один раз даже сумели захватить часть казны Черноморского флота, фактически взяв на абордаж эсминец «Честный». Любопытная деталь – отец Микалины, Войцех Ковский, скончавшийся, когда будущей налетчице еще не исполнилось и двенадцати лет, служил лейтенантом на Черноморском флоте.
Как любые преступники, гангстеры Ковской активно использовали сленг и тайный язык. Цель будущего ограбления они называли gęś («гусь»), а сам процесс – oskubane gęsi («ощипать гуся»). Успешно освободив банковское хранилище, или почтовый вагон от материальных ценностей, «корсажи» оставляли на месте визитную карточку – живого гуся с нацепленным на него галстуком. Гусиную ферму пани Ковская возглавляла, кстати, лично. Любила это дело.
Окончательно черту под жизнью бывшей королевы одесской преступности подвела Октябрьская революция. Ослепшая Ковская закономерно лишилась и дома и гусей. Чудом пережив гражданскую войну, она умерла в 1924 году в дешевой гостинице города. Собственно, почти подробное описание ее смерти и приведено в «Золотом теленке»:
Однажды, когда вы вернетесь в пустой, холодный номер гостиницы «Марсель» (это будет где–нибудь в уездном городе, куда занесет вас профессия), вы почувствуете себя плохо. У вас отнимется нога. Голодный и небритый, вы будете лежать на деревянном топчане, и никто к вам не придет. Паниковский, никто вас не пожалеет. Детей вы не родили из экономии, а жен бросали. Вы будете мучиться целую неделю. Агония ваша будет ужасна. Вы будете умирать долго, и это всем надоест. Вы еще не совсем умрете, а бюрократ, заведующий гостиницей, уже напишет отношение в отдел коммунального хозяйства о выдаче бесплатного гроба…
Финальный вопрос: откуда Ильф и Петров знали Ковскую, и почему они так глумятся над ней в «Золотом теленке», выводя ее в виде склочного и жадного старика?
Петров (тогда еще Катаев) не мог простить ей смерти сестры, ставшей случайной жертвой перестрелки при ограблении банка купца первой гильдии Ерохова.
А с Ильфом история случилась скорее комичная. В 1913 году он будучи шестнадцатилетним подростком, пришел лично к Ковской просить, чтобы его взяли в банду. Ильфа тогда пленяла вся эта гангстерская романтика, и больше всего на свете он хотел стать дерзким и независимым героем–налетчиком. Но одним из требований было знание польского языка, на чем будущий фельетонист и срезался. Ковская собственноручно отвесила страждущему юноше подзатыльник и выставила на улицу. Оскорбленный в лучших чувствах Ильф тогда пообещал ей: «Вы не знаете меня. Я вас всех еще продам и куплю». И в 1931 году вместе с Петровым исполнил свою клятву.
Памятник Зиновию Гердту.Себеж (Псковская область)
Паниковский
История персонажа
В 1931 году Илья Ильф и Евгений Петров завершили работу над романом «Золотой теленок», который продолжил сюжетную линию о талантливом махинаторе Остапе Бендере. Книга повествовала о событиях 30-ых годов ХХ века. Критики характеризовали жанр произведения как фельетон и плутовской роман. Реакция рецензентов не заставила себя ждать. Многие осуждали образы действующих лиц, в числе которых был Михаил Самуэлевич Паниковский. Первое отечественное издание романа увидело свет в 1933 году. За два года до этого «Золотого теленка» опубликовали в журнале «30 дней» и в парижском «Сатириконе».
История создания
В произведении Паниковский предстает мелким жуликом. Читатель не ощущает привычного сочувствия авторов к герою, в отличие от других действующих лиц. Эмоциональный, вздорный, сварливый Паниковский украл гуся, нечестно делит деньги Корейко, прикидывается слепым. Даже тот факт, что герой умер, Ильф и Петров преподносят в комическом свете, не сожалея о произошедшем.
Илья Ильф и Евгений Петров
Всему в романе есть объяснение, и предвзятое отношение авторов к вымышленному персонажу оправдано наличием прототипа, которого они ненавидели.
Родиной прозаиков была Одесса, криминальный город на юге Российской Империи. Польские банды слыли здесь авторитетами. Одной из группировок, наводящих ужас на одесситов, была банда Микалины Ковской, а точнее – пани Ковской. Участники преступной группировки называли себя корсажами и отличались отсутствием принципов и ограничений в поведении. Лихачи умудрились провернуть больше трех сотен ограблений за двадцать лет существования банды. Они грабили почтовые поезда, банковские отделения, инкассаторов. Однажды преступники даже напали на эсминец «Честный» и отвоевали деньги, принадлежавшие Черноморской флотилии.
Иллюстрация к книге «Золотой теленок»
Ильф и Петров испытывали неприязнь к пани Ковской, возглавлявшей банду, и даже использовали литературного героя, чтобы увековечить свое отношение. Сестра Петрова была убита в ходе ограбления банка в перестрелке бандитов. Ильф же, мечтавший о лихих приключениях, в шестнадцатилетнем возрасте имел личное знакомство с гражданкой Ковской. Будущий писатель хотел стать участником банды, но не знал польского языка, за что был высмеян преступниками. Оскорбленные в разных смыслах, писатели отомстили Ковской, выведя карикатурный образ в литературном произведении.
Биография
Плут и хулиган, Паниковский работал карманником до революции. Его любимым трюком было изображение слепого. Пока его переводили через дорогу, жулик обворовывал добрых граждан. За пособничество городовой Небаба получал от героя комиссию в виде пяти рублей. После революции Паниковский решил прикинуться ребенком лейтенанта Шмидта, но потерпел неудачу и был избит. Афера с гусем также не принесла успеха. Господин Паниковский, встреченный Бендером, стал его курьером. Герой пил, отличался вредным характером и был ворчуном.
Паниковский
Персонаж демонстрировал мелочность и узость кругозора. Мысли Бендера не восторгали его, а мотивировали на пренебрежение и обман подельников. Попытка «кинуть» товарищей на деньги, украденные у Корейко, воровство гирь ярко характеризуют натуру Паниковского.
Несмотря на отрицательные черты, которыми его наделили авторы, герой – не плохой человек. Старик без имущества и перспектив вынужден спасать себя в мире, где никому не нужен. Его озлобленность в большей степени спровоцирована невозможностью перемен в жизни и самостоятельного материального обеспечения.
Паниковский с гусем
Экранизации, актеры и роли
Первый фильм по книге Ильфа и Петрова снят в СССР в 1968 году. Режиссер Михаил Швейцер пригласил на роль Бендера Сергея Юрского, а Паниковского в картине изобразил Зиновий Гердт. Артист произвел фурор в образе жулика и до сих пор считается самым подходящим исполнителем роли.
Зиновий Гердт
В 1969 году в Чехословакии Ярослав Мах снял фильм под названием «Командовать парадом буду я», а в 1974 году Миклош Синетар представил вниманию венгерских зрителей картину под названием «Золотой теленок». Перечень экранизаций продолжила совместная лента России и Франции «Мечты идиота» под руководством Василия Пичула. Паниковского сыграл Станислав Любшин.
Станислав Любшин
В 2006 году «Первый канал» транслировал многосерийный фильм под названием «Золотой теленок». В образе Паниковского предстал Леонид Окунев.
Несмотря на многочисленные телевизионные постановки, в памяти зрителей Паниковский ассоциируется с Зиновием Гердтом. Сергей Юрский, комментируя выбор режиссера, говорил, что Гердт как будто рожден для этой роли. Любопытно, что первоначально исполнителем назначили Ролана Быкова.
Ролан Быков
Поразивший всех на съемочной площадке, режиссер был утвержден на роль. Но худсовет был убежден, что Паниковский должен выглядеть старше и печальнее. Молодому и задорному Быкову начали искать замену. Актер сам предложил ее в лице актера театра кукол Образцова. Зиновий Гердт стал идеальным Паниковским в первой экранизации романа и снискал любовь зрителей.
Цитаты
«Золотой теленок» богат на афоризмы и крылатые фразы. Цитаты из литературного произведения Ильфа и Петрова используются на протяжении нескольких десятилетий в разнообразных ситуациях.
В случаях, когда очевидно, что надежды оппонента не оправдаются используется известная реплика, брошенная Паниковским после кражи гирь, которые должны были оказаться золотыми:
К должникам нередко применяют афоризм:
«Заплатите за кефир, Шура, потом сочтемся».
Идеальной фразой для словесной характеристики личности героя стала реплика:
«Я всех вас переживу. Вы не знаете Паниковского. Паниковский вас всех продаст, купит и снова продаст, но уже дороже».
Персонаж из романа Ильфа и Петрова «Золотой теленок» (1931)
Михаил Самуэлевич Паниковский был мелким жуликом, до революции работавший карманником (притворившись слепым, просил людей перевести его через дорогу и обворовывал их). По словам самого Паниковского, работать помогал ему городовой по фамилии Небаба (Паниковский платил ему 5 рублей в месяц).
После революции Паниковский решил пойти в дети лейтенанта Шмидта, но, по причине своего сварливого и склочного характера, не смог договориться с другими «детьми» и стал промышлять на участке Шуры Балаганова. Из-за несогласованности действий (в тот день он стал третьим сыном Шмидта, обратившимся к пердседателю) его побили и выбросили.
Затем он погорел на краже гуся и был подобран Остапом Бендером. Толку от Паниковского было не много, но Бендеру, по-видимому, нравилось командовать стариком и подшучивать над ним. За его вредный нрав и пьянство (пропил деньги, данные ему для дела) Бендер назначил его на позорную должность курьера.
Паниковский, благодаря мелочности и приземленности своего мышления, не мог осознать всю глубину замыслов великого комбинатора и все время ругал (за глаза) его и норовил обмануть своих товарищей. Его хорошо характеризуют две сцены: кража гирь, когда он подбил Балаганова самим добыть сокровище и «кинуть» Бендера, а также дележка денег, отобранных у Корейко, при которой Паниковский решил обделить Козлевича. Хорошая сцена, украшающая образ Паниковского, получилась, когда он убедил Балаганова позволить ему переодеться слепым и вытащить деньги из кармана Корейко.
Несмотря на свои недостатки, Паниковский был не совсем плохой человек. Очень сильная сцена в фильме, когда Бендер забрал деньги Корейко себе (для того, чтобы вернуть их подпольному миллионеру) и Паниковский зарыдал, умоляя выдать ему его долю, заставляет пожалеть старика. А момент, когда жулики потерпели фиаско и пришли с мольбой о помощи к Козлевичу, показывает, что Паниковскому не чужды и светлые чувства.
«. Паниковский плакал, закрывая лицо кулачками и шепча: Какое сердце! Честное, благородное слово! Какое сердце. «
Умер Паниковский вскоре после гибели «Антилопы». Он украл гуся, испортив очередную аферу Бендера (он собирался дать спектакль в деревне), и получил поленом по хребту от его хозяйки. Через некоторое время, не выдержав трудного пути, он упал и больше не встал.
На его могиле Бендер написал эпитафию: «Здесь лежит Михаил Самуэлевич Паниковский, человек без паспорта».
Вот надгробная речь Бендера:
«Я часто был несправедлив к покойному. Но был ли покойный нравственным человеком? Нет, он не был нравственным человеком. Это был бывший слепой, самозванец и гусекрад. Все свои силы он положил на то, чтобы жить за счет общества. Но общество не хотело, чтобы он жил за его счет. А вынести этого противоречия во взглядах Михаил Самуэлевич не мог, потому что имел вспыльчивый характер. И поэтому он умер. Все.»
Цитаты
Паниковский, который вообще не любил большого скопления честных людей в одном месте, опасливо присел на корточки, так что глазам селян представилась только лишь грязная соломенная крыша его шляпы.
Паниковский расстегнул пиджак и почесал голую грудь под грязным шелковым галстуком.
— Вы жалкий, ничтожный человек!
— Я всех вас переживу. Вы не знаете Паниковского. Паниковский вас всех продаст, купит и снова продаст, но уже дороже.
— Остап Ибрагимович, когда мы будем делить наши деньги?
— Кто такой Козлевич?! Я не знаю никакого Козлевича!
— Вы знаете, Шура, — зашептал Паниковский, — я очень уважаю Бендера, но я вам должен сказать: Бендер — осел! Ей-богу, жалкая, ничтожная личность!
— Заплатите за кефир, Шура, потом сочтемся.
— Пилите, Шура, пилите, они золотые.
— Шура, я вставлю себе золотые зубы и женюсь, ей-богу женюсь, честное, благородное слово!
— Поезжайте в Киев, Шура, и всё!
— Сразу видно человека с раньшего времени! Таких теперь уже нету и скоро совсем не будет!
Остап Бендер служил в ЧК, а Паниковский был женщиной
Любопытные факты из жизни героев «Золотого теленка»
Этот год богат на круглые даты. Именно в 2016 мы отмечаем 85-летие «Золотого теленка» Ильи Ильфа и Евгения Петрова.
Известно, что в первой части этой легендарной дилогии есть много невыдуманных персонажей. Так под халтурщиком Ляписом-Трубецким называют Маяковского, а Авессалом Изнуренков — это журналист газеты «Гудок» Михаил Глушков, зарабатывавший тем, что он придумывал шутки и темы для карикатур. И так далее. Но это все герои эпизодов. А есть же и глыбищи!
Например, Остап Бендер и Михаил Самуэлевич Паниковский. Люди с поистине удивительными биографиями.
Остапа звали Осип
Остап-Сулейман-Берта-Мария-Бендер-бей (так его звали в «Двенадцати стульях»), он же Бендер-Задунайский или Остап Ибрагимович (уже в «Золотом телёнке») не зря носит имя Остап, потому что того, с кого его списали Илья Ильф и Евгений Петров звали Осипом или просто Осей.
Фамилия у Осипа была Шор и родился он на Украине в Никополе в семье дочери банкира Екатерины Бергер и Беньямина Шора, который вполне себе торговал колониальными товарами. Так что не бедствовали.
У Осипа была сводная сестра Эльза и старший брат Натан, мы еще к нему вернемся.
В 1901 году папа умер и семья перебралась в Одессу, где мама Катя познакомилась с питерским купцом Давидом Раппопортом и уехала жить в столицу. А дети остались на попечении дедушки.
Дедушка был заводной. Учитывая страсть внуков к авантюрным романам, он пристроил их к себе в лавку, где они не только помогали торговать, но и малость прикипели к контрабанде.
У деда частенько собирался и цвет Одессы бандитской и мошеннической, так что Осип окунулся в этот мир рано и с головой. Как ни странно, именно поэтому в гимназии его любимым предметом было правоведение. Это потом пригодится Остапу Бендеру, знавшему, как известно, примерно четыреста сравнительно честных способов отъема денег.
Но главное! Именно Осип, а не Остап Бендер, всю жизнь мечтал уехать в Рио-Де-Жанейро или в Аргентину. Так что у него Бендер «слизал» капитанскую фуражку, шарф и, конечно же, белые штаны.
Он пытался учиться. В 1916 году хотел поступить в питерский императорский Технологический институт, но тут грянула гражданская война. Не до уроков, так сказать.
Дальше пошла биография, которую мы легко находим в «12 стульях» и «Золотом теленке»: Осип за кусок хлеба выдавал себя то за гроссмейстера, то за художника, а однажды женился на застоявшейся невесте, чтобы просто перезимовать у нее и даже собирал деньги как посланец подпольной белогвардейской организации.
Но главной в его жизни стала работа в угрозыске и в ЧК Одессы. Тут он схлестнулся не с кем-нибудь, а с самим Мишкой Япончиком. И с точки зрения литературы прототип сошелся с прототипом, ведь именно Япончик был прообразом Бени Крика — Бени Короля из «Одесских рассказов» Бабеля.
И тогда Осип пришел к Япончику на сходку, выложил свой наган на стол. Всю ночь они с бандитами пили самогон и оплакивали Натана. А утром Осип сгреб со стола револьвер и объявил бандитам смертельную войну.
В какой-то интерпретации этот эпизод, кстати, вошел в фильм «Ликвидация», но там это уже начальник одесского угро Давид Маркович Гоцман в исполнении Владимира Машкова.
В 1922 году Осип уволился из угрозыска и уехал в Москву. Виделись ли Ильф и Петров с Шором? Похоже, что да. Уже вышли об романа, прославившие Остапа Бендера, когда в 1934 году Осип и авторы бестселлера пересеклись. Шор после этого решил изменить жизнь и по объявлению нашел работу снабженцем на Челябинском тракторном заводе и даже «присел» за махинации.
Во время войны он просился на фронт, но не попал, перебрался опять в Москву, где жил у Юрия Олеши. А после войны 15 лет работал проводником поезда Москва — Ташкент.
Он умер пенсионером в Москве в 1978 году и покоится на Востряковском кладбище.
Но, как и Остапу Бендеру, Осипу Шору поставлен памятник в Никополе, у него на родине. Шор сидит верхом на стуле. А на постаменте написано: «Никопольчанин Осип Шор. Он же сын турецкоподанного Остап-Сулейман-Берта-Мария-Бендер-бей, он же Остап Ибрагимович, он же прототип великого комбинатора Остапа Бендера (И. Ильф и Е. Петров)».
Человек без паспорта
Бессмертный образ Михаила Самуэлевича Паниковского был списан авторами с… женщины.
При этом они учли, например, историю со слепотой (помните, как Паниковский говорит Шуре Балаганову: «Поезжайте в Киев и спросите, кем был Паниковский до революции! До революции Паниковский был слепым. ), и то, что «человек без паспорта» практиковался в краже гусей.
Дело в том, что и Ильф, и Петров прототип склочного старика знали лично. Оба журналиста и фельетониста газеты «Гудок» родились и выросли в Одессе. Про Одессу ходит легенд немало, но основные, конечно, про одесских бандитов. Как ни странно, в этом украинско-еврейском городе до революции заправляли всем польские банды. И одну из крупнейших возглавляла Микалина Ковская.
Проще говоря — пани Ковская. Она считала себя вообще пираткой, а ее джентльмены удачи так себя и называли: корсары.
На счету пани Ковской и ее молодцев за пару десятков лет было три сотни знатных ограблений и нападений на банки, почтовые поезда, конвои с деньгами и даже на казну Черноморского флота. Тогда пираты и показали себя особенно: они взяли на абордаж эсминец «Честный».
Где-то в это время пересеклись биографии пани Ковской и писателей.
Евгений Катаев (Петровым он станет позже) не мог простить ей смерти сестры, в которую попала шальная пуля, когда молодцы пани Ковской грабили банк.
А Илья Ильф погорел на своей наглости, когда посмел романтическим шестнадцатилетним подростком потребовать от пани Ковской взять его в банду. Ковская лично выгнала его взашей. Говорят, именно тогда Ильф пообещал ей фразой, которую в романе вложил в уста Паниковского: «Вы не знаете меня! Я вас всех еще продам и куплю!»
Теперь о гусях. Объект ограбления пани Ковская называла «гусем». И, подобно будущей мифической «Черной кошке» из повести братьев Вайнеров, бандиты всегда оставляли на месте грабежа косолапящего гуся, надев на него галстук.
Это засаленный черный галстук стал потом и неотъемлемым аксессуаром гардероба Михаила Самюэльевича Паниковского.
Гусиную ферму пани Ковская возглавляла, кстати, лично. Любила это дело.
Все закончилось весной 1916 года. При ограбления товарняка под в Одессой налетчики застрелили машиниста, и грузовой состав протаранил цистерны с хлором.
Почти все сухопутные пираты умерли от отравления.
И оставшуюся без бойцов, слепую к тому времени пани Ковскую просто выкинули с рынка криминала. К тому же — и вот еще строка будущей биографии Паниковского — гордая полячка отказалась в 1911 году подписать бандитскую конвенцию о разделе сфер влияния, как и сам Паниковский — знаменитую Сухаревскую конвенцию детей лейтенанта Шмидта, за что и был неоднократно бит.
В общем, пани Ковская смирилась и переехала под Киев, где продолжила разводить гусей.
«Однажды, когда вы вернетесь в пустой, холодный номер гостиницы „Марсель“ (это будет где-нибудь в уездном городе, куда занесет вас профессия), вы почувствуете себя плохо. У вас отнимется нога. Голодный и небритый, вы будете лежать на деревянном топчане, и никто к вам не придет… Вы будете мучиться целую неделю. Агония ваша будет ужасна. Вы будете умирать долго, и это всем надоест. Вы еще не совсем умрете, а бюрократ, заведующий гостиницей, уже напишет отношение в отдел коммунального хозяйства о выдаче бесплатного гроба…»
Примерно так же скончалась в год смерти Ленина (1924-й) в Ямполе в гостинице и легендарная пани Ковская…
Паниковскому тоже, как и Осипу Шору, поставили памятник. В Киеве. Памятники есть и Шуре Балаганову, и шоферу «Антилопы-Гну» Адаму Казимировичу Козлевичу. Есть в Харькове даже бронзовая Людоедка Эллочка. А в Пятигорске — монументальный Киса Воробьянинов.
Памятники есть, но вот людей таких, увы, не было. Или все-таки были? А.
История штука авантюрная…
Читайте новости «Свободной Прессы» в Google.News и Яндекс.Новостях, а так же подписывайтесь на наши каналы в Яндекс.Дзен, Telegram и MediaMetrics.
Операции по пересадке органов в основном делаются в Москве и в нескольких мегаполисах
Сталин был не вездесущ, и войну чиновной «гидре» проиграл в марте 1953 года
80 лет назад дивизия генерал-майора Ивана Панфилова приняла бой