пантюркская теория создания руси
История государства и права России
Студенту без шпаргалки никуда! Удобное и красивое оформление, ответы на все экзаменационные вопросы ведущих вузов России. Информативные ответы на все вопросы курса «История государства и права России» в соответствии с Государственным образовательным стандартом.
Оглавление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги История государства и права России предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
2. Возникновение государства у восточных славян. Образование Древнерусского государства. Теории происхождения Древнерусского государства
Сведения о прославянах (предках славян) упоминаются в археологических источниках на протяжении двух тысячелетий. Со временем они создали почву для образования трех ветвей славянства — западных, южных и восточных славян.
Сведения об общественном и политическом строе восточных славян до IX в. крайне скудны. Западные и восточные источники отмечают уже в IV—VI вв. наличие сильных вождей у восточных славян, напоминающих собой монархов. Также отмечается единство законов, т. е. определенного правопорядка. Источники VII в. говорят о существовании трех восточнославянских объединений: Куявии — в районе Киевской земли, Славии — в районе озера Ильмень, Артании — либо Тмутаракань на Таманском полуострове, либо местность в бассейне Волги. Государственность у восточных славян периода формирования феодализма была весьма примитивной, однако она создала фундамент для возникновения позднее Древнерусского государства.
Момент возникновения Древнерусского государства нельзя определить с достаточной точностью, разными историками это событие датируется по-разному, однако большинство авторов сходятся на том, что возникновение Древнерусского государства следует относить к IX в. В германских хрониках с 839 г. упоминаются русские князья — хаканами.
Согласно «Повести временных лет» в 862 г. в Новгород был призван на княжение Рюрик с братьями. С этой даты традиция начинает отсчет русской государственности. Варяжские князья пришли на Русь и сели на престолы: Рюрик — в Новгороде, Трувор — в Изборске (недалеко от Пскова), Синеус — в Белоозере. Через некоторое время Рюрик объединил земли братьев под своей властью.
В 882 г. новгородский князь Олег захватил Киев и объединил две важнейшие группы русских земель; затем ему удалось присоединить и остальные русские земли. С этого времени восточнославянские земли объединяются в огромное по тем временам государство.
Теории происхождения Древнерусского государства.
Норманнская — государство организовали варяги, призванные на княжение — Рюрик, Синеус и Трувор. Основа теории — «Повесть временных лет» Нестора, где упоминается призвание в Новгород на княжение Рюрика и его братьев. Такое решение было якобы вызвано тем, что славяне перессорились между собой и решили для установления порядка обратиться к иноземным князьям. Варяги и установили на Руси государственный строй.
Антинорманнская — Древнерусское государство образовалось под влиянием объективных причин. Ряд других источников говорит о том, что государственность у восточных славян существовала еще до варягов. Норманны в тот исторический период находились на более низком уровне экономического и политического развития, чем славяне. Кроме того, государство не может организовать один человек или несколько даже самых выдающихся мужей, это есть результат сложного и долгого развития социальной структуры общества.
Основные теории происхождения русского государства
Момент возникновения государства нельзя точно датировать, так как имело место постепенное перерастание политических образований в феодальное государство. Большинство историков сходятся на том, что возникновение государства следует относить к IX веку: 862 год – год призвания Рюрика или 882 год – год объединения Киева и Новгорода. Хотя неизвестно когда и как возникли первые княжества, но, во всяком случае, они уже существовали до 862 года. В некоторых германских хрониках уже с 839 года русские князья именуются каганами. Это значит, что не варяжские предводители организовали Русское государство, а уже существовавшее государство дало им государственные посты.
1. Теория завоевания.
Наиболее сильные и крупные племена восточных славян стремились к расширению своей территории (судя по летописям, восточные славяне были воинственным народом). В результате военных походов славяне получали добычу, что вело к имущественному расслоению (при этом формируются органы управления – для походов нужен князь и дружина). Постепенно при завоевании формируются политические объединения. К VIII веку сложились – Славия, Ортания, Куявия.
Таким образом, наиболее сильное племя накладывает дань на другие племена, это ведет к необходимости управлять, в результате возникает государство. Процесс завоевания новых территорий совершался с помощью военных походов, в результате которых племена укрепляли и расширяли свои территории. В 882 году князь Олег захватил Киев, и объединил его с Новгородом, затем завоевал кривичей, мурому, полочан, в 883 году – древлян, в 884 году – северян, в 886 – радимичей, хорватов, тиверцев, дулебов. На завоеванные племена князь накладывал дань – внутригосударственный налог.
2. Договорная теория.
Государство возникло не путем завоевания, а путем заключения договоры между князем и вече, когда князь, приглашался на княжение для защиты. Князь формировал аппарат, дружину, руководил походами. Рюрик стал первым князем, заключившим договор с Вече.
3. Налоговая теория.
Наличие налоговой системы является неотъемлемым признаком государства (если нет налоговой системы, то нет и государства). Установление налоговой системы произошло после завоеваний соседних племен первыми киевскими князьями, они облагали захваченные территории данью, но сборы дани были не систематизированы. В 945 году Игорь был убит древлянами при попытке собрать дань вторично. После его смерти Ольга реформировала систему налогообложения, что способствовало усилению власти князя. Некоторые ученые считают преобразования Ольги Налоговой реформой, потому что были определены границы территорий племен, с которых собирали дань, должностные лица, регламентирован порядок сбора дани (полюдье или повоза), размер. Таким образом, государство возникает в Х веке.
4. Городовая теория (торговая).
При развитии городов образовались союзы городов, союзы племен, (в конечном итоге – государство, при объединении Новгорода и Киева в 882 году) в результате появились вождь союза (князь князей) и вожди племен. Зарождается иерархия. Князья относились к общинной знати и постепенно у славян зарождаются классы – знать, горожане, общинники – земледельцы, ремесленники и рабы. При этом в процессе формирования государства наблюдается борьба между знатью и князьями.
5. Христианская теория.
Ее основа – принятие христианства на Руси. Наличие общей идеологии – признак государства (если нет идеологии, нет и государства). Христианство – объединяющий фактор. О Древнерусском государстве можно говорить только после 988 года.
7. Патриархальная теория.
В основе этой теории лежат имущественные отношения: где есть имущественные отношения, там должно быть государство (Энгельс). Со временем семьи начинают объединяться по родоплеменному признаку, образуются племена, далее происходит расширение по территориальному признаку. В связи с этим увеличивается производство труда, это ведет к обмену имуществом – возникают имущественные отношения и частная собственность, создается неравенство, это ведет к расслоению населения, в результате формируются классы. Имущественные отношения нуждаются в регулировании и защите, появляется необходимость в создании специальных органов власти, регулирующих имущественные отношения и защищающие частную собственность.
Пути возникновения государства: классический путь (рабовладельческое, феодальное, капиталистическое, социалистическое, коммунистическое); рабство возникает там, где существует классовое неравенство. Путь, связанный с минованием стадии рабовладения: от первобытности переход к феодальному государству. Существование стадии предфеодального государства.
Рабство возникает из-за войн и долговой кабалы. При рабовладельческом строе, раб по статусу приравнен к вещи (не имеет никаких прав и является основным производителем материальных благ). При феодальном строе рабы отсутствуют, вместо них формируются феодально-зависимые земледельцы. В отличие от рабов феодально-зависимые обладали правами, могли иметь средства производства, они были заинтересованы в производительности своего труда.
8. Норманнская и Антинорманнская теории.
Норманнская теория возникла в XVIII веке (Август Людвиг Шлецер (1735-1800), Герард Фридрих Миллер (1705-1783), Готлиб Зигфрид Байер (1694-1738)). Байер и Миллер попытались доказать, что Русское государство было создано норманнами.
Норманисты единодушны в 2 принципиальных вопросах: норманы добились господства над славянами путем военного захвата или приглашения княжить; слово «Русь» норманского происхождения (название племени, откуда был Рюрик).
Советские исследователи Тихомиров, Лихачев считают, что запись о призвании варягов появилась в летописи позже, чтобы противопоставить Русь и Византию. Автору для этого потребовалось указать иностранное происхождение династии. Шахматов считал, что варяжские дружины стали называться Русью после того, как перешли на юг. А в Скандинавии нельзя узнать о племени русь.
Обе концепции оказались тупиковыми. Кроме того, существуют еще и другие мнения. Мокшин доказывает греческое происхождение названия «Русь». О существовании Руси как Тмутараканского княжества в ΙХ веке пишет А.Н. Насонов, М.В. Левченко. А А.Т. Фоменко, С.И. Валянский считают, что вся история с призванием варягов это поздняя вставка, сделанная по политическим соображениям, и в подтверждение этой версии приводят доказательства о фальсификации нумерации летописей.
Научные результаты двухсотлетних дискуссий состоят в том, что ни одна из школ не может объяснить, что такое «русь»; если это этнос, то где он локализовался, в силу каких причин усилился и куда впоследствии исчез. Однако Норманнская теория не объясняет причины возникновения государства. Норманнский элемент не мог внести и не внёс государственную идею в славянский мир. Древнерусское государство возникло как результат социально-экономических процессов перехода общества от первобытнообщинного к феодальному строю.
Русь было не первым государственным образованием у славян. Славяне прошли длительный путь государственного развития. Образование Новгородского и Киевского княжеств было подготовлено развитием многих государственных образований славян в период разложения первобытнообщинного строя и становления феодализма.
Теории происхождения Древнерусского государства
Вопрос появления и развития государственности на Руси является актуальным во все времена. Именно на эту тему написано и опубликовано огромное количество научных трудов. Хотя вопросов, на которых дать ответы еще много, например, определить точную дату появления государственности на территории России невозможно. Мнения ученых здесь разделились, но большинство считают, что объединение произошло в IX веке, а вот на тему как это произошло, до сих пор ведутся активные споры.
Основными факторами способствующему данному процессу является:
— более совершенное развитие ремесла, складывания торговых отношений;
— укрепление внутренних связей в обществе;
— складывания внешних торговых связей;
Признаками образования государственности были:
— разрушение родовой общины и переход либо к соседской, либо к территориальной;
— появление властвующих и подчиняющихся лиц, становления аппарата власти;
— появление четкой налоговой системы.
1) Норманнская (или варяжская) теория. Популярной в России она стала примерно в 30 -40 годы XVIII века, благодаря таким известным личностям, как Иоганн Байер, Герардт Миллер и др. Главная идея этой теории состоит в том, что государственность на Руси возникла только благодаря варягам, а именно призванию Рюрика. По мнению продолжателей, славяне в силу своей сильной отсталости не могли сами создать государственность, за них это сделали варяги. Кстати варяги это те же норманны, у них одна земля – Скандинавия. Вождем варягов стал Рюрик, которого и считают основателем первой правящей династии. Общий итог этой теории в том, что именно чужеземцы не только создали государственность славянам, но и оказали значительное влияние на их культурные ценности.
2) Антинорманская (или автохтонная) теория. Основателем этой теории считается М.Ломоносов. Продолжателями – Н.Костомаров, М Грушевский. Михаил Ломоносов долгое время изучал норманнскую теорию и пришел к выводу, что да, факт призвания варягов отрицать невозможно, но вот самих варягов он рассматривал в другом ключе. Он их относил к племенам прибалтийских славян, из чего получается, новгородцы обратились к своим же за помощью. Последователи данной теории предположили, что норманны (истинные скандинавы) в этот период сами переживали не лучшие времена, их уровень развития был не достаточен, чтобы создать государственность на своих территориях, а тем более на других. Было установлено, что процесс формирования Древнерусского государства неумолимо связан с резким экономически – социальным подъемом в веке.
Основные аргументы:
— Термин «Русь» связано с Украинской территорией, а название, скорее всего, пошло от рек, которые там протекают это – Руса, Рось.
— На Скандинавских землях не обитали племена «Русь», нет ни одного упоминания о таковых в сохранившихся письменных источниках.
— Имена на скандинавский манер не говорят о том, что русы имели отношения к шведам, дипломаты – норманны скорее всего были лишь некими временными представителями русских князей.
— Известный исламский писатель, творивший в это время, в одном из своих произведений точно упомянул, что славяне это и есть русы.
— Археологические раскопки не подтверждают варяжского присутствия.
3) Ирано – славянская теория. Эта теория предполагает существование двух видов руссов – русы – ободриты (прибалтийские племена) и русы – жители Причерноморья. Так вот ильменские племена в один момент пригласили руссов – ободритов, произошло их слияние и в результате чего появилось государственное объединение и получившие название Русь, что в переводе и есть сближение руссов. Данной гипотезой вплотную занимались – А. Рогов, Б. Флоря.
4) Кельтско – славянская теория. В этом варианте вмешательство норманнов полностью не отрицается, правда факт признания варягов подвергается ложности. Приверженцы данной теории историки предполагают, что жители Новгорода в один момент обратились за поддержкой к варягам, но к варягам славянского происхождения. Само название Русы,по их мнению имеют кельтские корни.
5) Компромиссная теория. Есть еще одна теория, которая попыталась связать два противоположных мнения норманистов и антинорманистов, она получила название – компромиссионной. Основоположником ее стал Ключевский, он доказал, что варяги, и славяне сыграли большую роль, но так же он высказал предположение, что на территории Руси в девятом веке были так называемые «городовые области», то есть некие торговые места, которые управлялись укрепленным городом. Норманнскими образованиями ученый считал – варяжские княжества. В определенный процесс округа и княжества слились в единое целое, и отсюда пошла третья сила – Великое единое княжество.
Итог.
Несмотря на современные технологии и разработки прийти к единому знаменателю по вопросу – как образовалось Древнерусское государство? у современных ученых, историков, профессоров не получается, каждая теория имеет основания иметь место быть.
История России
Именная карта банка для детей
с крутым дизайном, +200 бонусов
Закажи свою собственную карту банка и получи бонусы
План урока:
Восточные славяне в древности. Предпосылки образования государства
После появления первых племенных союзов появились предпосылки (условия) образования государства у славян. Кратко предпосылки образования государства у восточных славян можно поделить на внешние и внутренние.
К внешним предпосылкам относят:
Образование Древнерусского государства, города, походы князя Олега на Византию
К внутренним предпосылкам образования государства у славян относятся:
Распад родовой общины, растущее неравенство, появление сословий (военного, ремесленного, крестьянского), внешняя угроза и обретение единого Бога (принятие христианства) привело к тому, что на рубеже IX-X веков на Руси формируется единое государство. Центром его становятся города Новгород и Киев.
Основные теории образования Древнерусского государства
Историки расходятся во мнении по поводу того, какая же из предпосылок образования Древнерусского государства у восточных славян имела решающее значение. По этому поводу имеется несколько теорий (мнений), успешно опровергаемых или же наоборот, поддерживаемых на протяжении многих десятилетий. Наиболее популярны следующие теории образования (происхождения) древнерусского государства:
Норманнская теория
В основу норманнской теории образования Руси легла усовершенствованная договорная теория. Согласно норманнской теории образования Древнерусского государства на княжение пригласили не просто князя из особо отличившихся представителей восточных славян, а чужака – варяга (норманна). Впервые эту теорию представили и поддержали немецкие историки Г. З. Байер, А. Л. Шлецер и Г. Ф. Миллер. На княжение прибыли три варяжских князя – Трувор, Рюрик и Синеус. Они установили собственные законы, привели свои армии для защиты русских земель и фактически способствовали тому, что у славян появилась централизованная власть. Сторонники норманнской теории образования государства Киевская Русь полагают, что без поддержки со стороны государство образоваться не могло.
Изображение Рюрика и его братьев Трувора и Синеуса
Антинорманская теория
Противниками норманнской теории являются историки, поддерживающие славянскую и центристскую теории. Одним из представителей славянской теории является М. В. Ломоносов. Он полагал, что славяне имели более развитый уровень социального и экономического развития, чем варяги, поэтому существенного значения их призвание на княжение для образования государства не имело. Норманнская и славянская теории образования Руси противопоставляются друг другу.
Изображение М.В. Ломоносова
Большинство современных историков придерживаются центристской теории возникновения государства. Основоположники центристской теории полагают, что первые русские княжества уже существовали до призвания Рюрика. Призванные князья заняли уже имеющиеся посты, потому политические предпосылки образования государства у восточных славян считаются менее значимыми, нежели экономические (рост городов, развитие торговли).
Все теории образования Древнерусского государства кратко можно поделить на те, которые исходят из исторической необходимости в государстве и те, которые предполагают, что образование государства является естественным процессом.
Центры Древней Руси
В рассматриваемый период времени на Руси существовало 2 больших городища (города), ставших основными центрами Древней Руси. Это были Новгород и Киев. Оба города находились на пересечении торговых путей, были надежно защищены от внешних угроз и потому развивались быстрее остальных поселений. Некоторые историки полагают, что аналогичными размерами и значением обладала Рязань, но именно Новгороду и Киеву отводилась решающая роль.
Примерная реконструкция Древнего Новгорода
Поддерживающие норманнскую теорию историки полагают, что именно в место, ставшее позже Новгородом, были призваны варяги. Пришедший со стороны Ладоги, Рюрик выбрал поселение, в качестве столицы будущего княжества. Город стоял на пересечении водных путей (Балтика). Начиная с 10 века (уже после смерти Рюрика), он являлся крупнейшим торговым, экономическим и политическим центром северо-запада Древней Руси. Археологические раскопки показывают, что образовался он путем слияния трех славянских городищ. Князь жил вне города, что символично подчеркивало его призыв извне. Традиция призывать на княжение чужеземцев сохранялась в Новгороде свыше 2 столетий подряд. В Ипатьевской летописи (письменный источник) сказано, что пришедшие на Русь варяги срубили (построили или восстановили после пожара) город Новгород под Волховом, а затем Полоцк, Белоозеро и Ростов. Эти города стали основными политическими центрами Древней Руси.
Киев, как удельный центр Древней Руси, основали трое предводителей племени полян – братья Кий, Щек и Хорив и их сестра Лыбедь. Пришли они с Дуная, откуда были вытеснены местными племенами. В «Повести временных лет» отмечено, что у Киева были прямые связи с Византийской империей. Предполагается, что в Киеве собирались войска под предводительством Аскольда и Дира для совершения первого большого похода славян на Царьград. Странствие из Новгорода в Киев через Волхов и Днепр позволяло попасть из Скандинавии в Царьград (Византия), а оттуда и в Европу («путь из варяг в греки»). Аскольд и Дир стали первыми варяжскими князьями в Киеве. Столицей город становится в 882 году, но значительные по размеру поселения существовали на этом месте еще в VI веке.
Возрастание княжеской власти
В середине IX веке роль князя на Руси постепенно возросла. Предводитель местной племенной дружины властвовал над ней и своими соплеменниками лишь во время ведения боевых действий. В остальное время он ничем не отличался от других, обладал равными с ними правами и статусом. В период формирования государства положение вещей меняется. Князь перестает быть исключительно военным предводителем, структура княжеской власти усложняется. На князя возлагаются:
Сильная княжеская власть обеспечивала закон и порядок в государстве. Князь полностью содержал дружину. Соответственно, только он мог контролировать ее действия и направлять на защиту рубежей государства. Дружинники постоянно находятся при князе, поддерживают его, защищают. Являясь наиболее преданными его сторонниками, дружинники способствовали развитию и усилению княжеской власти на Руси, от которой напрямую зависело их положение в обществе.
Первые князья: Рюрик, Олег, Игорь
Рюрик – новгородский князь, родоначальник династии Рюриковичей. Точное происхождение его историкам неизвестно. По одной из теорий он был варяжским конунгом, а по другой предводителем славянского племени ободритов. Призвание князя Рюрика произошло в 862 году. Вскоре после этого призванные вместе с ним братья погибли или умерли (точно неизвестно) и Рюрик стал единоличным правителем. Рюрик пытался отвоевать датский престол, подчинил Новгороду кривичей, мери и мурома с городами Полоцк, Ростов и Муром.
Умирает Рюрик в 879 году, ему наследует сын Игорь. Наместником при Игоре был назначен родственник Рюрика – князь Олег. Еще при жизни Рюрика покоренные племена, в том числе и сами новгородцы, пытались восстать против единоличной княжеской власти. Олегу пришлось бороться не только с внешними, но и с внутренними врагами. В 882 году он собирает войско для похода на Смоленск (кривичи). Взяв город штурмом, он направил войско на Любеч и далее пошел с походом на Киев, где в это время княжили Аскольд и Дир. Обманом выманив князей за укрепленные стены, Олег казнил их и покорил Киев. В дальнейшем Олег покоряет древлян, северян и радимичей. При Олеге Киев становится центральным градом (городом, столицей) Руси. Это помогает укрепить границы и окончательно разгромить кочевые хазарские племена и временно обезопасить страну от набегов печенегов.
Князь продолжает политику своих предшественников на Киевском престоле и неоднократно собирает войска для похода на Византию. Военная кампания, затеянная Олегом, была столь успешна, что греки согласились выплачивать дань. В 907 году Олег заключил мир с Константинополем, подтвердив мирное соглашение в 912 году. Олега в летописях называют «вещим». После него княжеский престол занимает Игорь сын Рюрика. Он был не столь успешен во внешней политике, но смог подтвердить мир с Византией в 945 году и удержать власть над строптивыми племенами. В 945 году Игорь погибает. По легенде он пришел с дружиной в земли древлян для повторного сбора дани. Разъяренные нарушением договоренностей, древляне убили Игоря. Княжеский престол перешел к княгине Ольге и сыну Игоря Святославу.
Территория Древней Руси, походы Игоря
Повесть временных лет о становлении государственности на Руси
Первые летописи появляются на Руси не ранее, чем спустя 150-200 лет после призвания варягов, поэтому сведений об образовании государства в них немного. «Повесть временных лет» официально датируется началом XII века. Автор ее монах Нестор.
Нестор в своей келье
Летописца интересовали не только происходящие вокруг него события, но и историческое прошлое. Именно в труде Нестора появилось упоминание о приглашении Рюрика на княжение, становлении государственности Древней Руси. Он отмечает, что у славян были собственные князья, передававшие власть по наследству. Но одновременно он утверждает, что та власть, которой были наделены Рюрик и его потомки, не была узурпирована. Нестор пишет, что ильменские словене «быша в усобице» и «почаща воевати сами на ся», пошли «за море» к «варягам, к руси» и пригласили их «княжить и володеть ими по правде», поскольку земля славян «велика и обильна, а наряду в ней нет». Согласно «Повести временных лет» Русь находилась в усобице и только приглашение стороннего князя помогло сохранению государства.
Смена власти, переход ее от славян к варягам, произошла на законных основаниях путем обычной передачи, а не узурпирования (захвата). В документе нет сведений о государстве до призыва норманнов, но подробно рассказывается о совершаемых первыми князьями военных походах и внутренней политики. Рассматриваемый документ является ценнейшим источником по истории раннего периода существования Древнерусского государства. Автор его первым из летописцев попытался выявить объективные предпосылки образования государства у восточных славян.