патита павана прабху биография
Патита павана прабху биография
Сегодня мы поговорим о 27 имени (из 108) Абсолютной Истины, которое звучит как Трибханги-мадхуракритих, и переводится: «Обладающий очаровательной формой, изогнутой в трех местах». А для начала повторим соответствующую мантру:
Ом Трибханги-мадхуракритайе Намаха
Ом Трибханги-мадхуракритайе Намаха
Ом Трибханги-мадхуракритайе Намаха
Второй изгиб Кришны находится в Его многозначительной улыбке. Улыбка Кришны олицетворяет Говинду, или практику преданного служения. Мы должны понять, каким образом Абсолютная Истина находится в своем Святом Имени, в форме божества, в преданных, которые нас окружают. И понять все это совсем не просто, поэтому Кришна многозначительно улыбается. Он ждет, когда же мы раскроем эту его тайну. Когда увидим Его повсюду вокруг себя и станем по-настоящему счастливыми. Кришна смотрит на нас через свои энергии, Он находится в каждом атоме, но современному человеку трудно его увидеть, просто потому что он не понял его первый изгиб, не стал слугой Бога. Так слуга хозяина дома видит энергии своего хозяина в каждом предмете дома.
А третий изгиб Кришны находится прямо в Его сердце. Он олицетворяет Гопиджанаваллабху, саму цель духовного развития и преданного служения. Чтобы увидеть этот изгиб надо понять, зачем мы пришли к духовному развитию, зачем медитируем, зачем служим Богу? Куда мы попадем в результате всей этой деятельности, что нас ждет в будущем, каков он духовный мир, который мы сейчас не можем увидеть нашими материальными глазами? Какова она чистая и непрерывная любовь к Богу. И если Кришна со всеми этими изгибами войдет в сердце живого существа, Он навсегда останется там. В этом секрет йоги, стоит Абсолютную Истину однажды пустить в свое сердце, и она сама остается там навсегда.
Преподаватели
Чайтанья Чандра Чаран прабху
Духовный учитель – инициирующий гуру ИСККОН. Член Джи-Би-Си – Руководящего совета ИСККОН. Член Руководящего совета ЦРО ЦОСКР – Центра обществ сознания Кришны в России. Представитель GBC в регионе Урал.
Когда мы видим духовные качества в других? Когда сами обретаем их! Мы же видим себе подобных. Если я думаю, что я – тело, то на других смотрю, как на тело. Если я думаю, что я – ум, на других смотрю так же, как на ум. Но, если я знаю, что я – душа, слуга Бога, то я вижу, что все живые существа, слуги Бога, все служат Богу, но одни осознанно, другие неосознанно, одни по доброй воле, а другие подневольно.
Путь к счастью идет через самоосознание. Необходимо привести ум в правильное равновесие, правильно установить сознание по отношению к живым существам, к природе, к самому себе. Понять самого себя. Можно быть счастливым даже в этом мире, но изнутри себя. Извне счастье получить невозможно, ни за какие деньги, ни за какие ресурсы.
Бхакти Бхагаватамрита Кешава Свами
Санньяси, Член Руководящего совета ЦРО ЦОСКР – Центра обществ сознания Кришны в России. Региональный секретарь в Ростовская обл., Волгоградская обл., Астраханская обл., Республика Калмыкия, Республика Дагестан.
Всё живое и неживое во вселенной находится во власти Господа и принадлежит Ему. Поэтому каждый должен пользоваться только тем, что ему необходимо и выделено ему как его доля и не посягать ни на что другое, хорошо понимая, кому всё принадлежит.
Кришна говорит что те, кто открывает тайну истинного духовного знания моим преданным и помогает им возвысится, тот очень дорог Мне. Таким образом, Господь пытается пробудить живые существа к истинной духовной жизни, Истинная духовная жизнь – это соединение с одной стороны индивидуальности человека, а с другой стороны понимания духовного смысла и социального настроения, когда карма и гьяна соединяются в творчестве человека.
Ватсала прабху
Лектор, философ, специалист по Ведической культуре.
Я готов принять твою волю и жить только твоей волей – это духовный принцип. Вот такая жажда ученика. Ученик хочет принять, что ему надо делать, и он готов посвятить этому всю жизнь. Потому что без милости Бога, без Его Божественной милости, она приходит в форме Гуру. И ученик, он кричит туда наверх – я хочу твоей милости. Потому что без твоей милости, если я не пойму, что мне делатья, как я смогу жить духовной жизнью. Духовная жизнь это не звёздочки в сознании, ни какие-то мистические непонятные откровения. Духовная жизнь это как душа, это есть духовная жизнь. А душа это значит делать то, что хочет Кришна.
Бхакти Расаяна Сагар Свами
Санньяси, лектор, специалист по Ведической культуре. Организатор межконфессионального сотрудничества на уровне ООН.
Жизнь даёт много тем для размышлений, но мало времени. Будьте самоучками, не ждите, когда вас научит жизнь. Мы все приговорены к жизни, только сроки разные. Жизнь, как супермаркет. Бери, что хочешь, но не забывай — касса впереди. За все придется платить!
Жизнь — это такой театр, сцена которого на земле, а зрительный зал – на небесах.
Жизнь хороша тогда, когда редко приходится просить Бога и часто – благодарить.
Ачьютатма прабху
Президент Центра обществ сознания Кришны в России (ЦРО ЦОСКР), лидер общины г. Санкт-Петербурга.
Окончив школу, я почувствовал потребность понять, зачем я живу? Зачем мне это образование? Неужели я, как все, окончу институт, женюсь, буду работать по восемь часов в день, а потом меня положат в ящик и закопают.
Нет! Меня это не устраивало. Используя мое желание что-то познать, Кришна привел меня к Себе. Как же Он любит всех нас и заботится. Только одна беда – мы не любим Его.
За последние годы жизни было очень много ярких и трогательных моментов. С тех пор я не перестаю распространять книги Шрилы Прабхупады. И скажу, что, чем дальше, тем интереснее.
Нитьянанда Чаран Прабху
Известный проповедник и знаток Бхагавад-гиты. Преподаватель Вайшнавской Академии во Вриндаване.
Нитьянанда Чаран Прабху – удивительнейшая личность, прекрасный преподаватель, который практикует сознание Кришны более 25 лет, и уже более 20 лет преподает Бхакти-шастри, а также другие образовательные курсы и программы для преданных, занимал руководящие должности в разных ятрах. На данный момент Нитьянанда Чаран прабху является одним из лидеров ятры в Ростове-на-Дону, занимается развитием системы наставничества и заботы о преданных в этом регионе, сам ведет наставническую группу. Особое внимание в своей жизни и на лекциях он уделяет построению глубоких доверительных отношений с преданными. Его лекции о том, как на практике жить в соответствии с наставлениями Шрилы Прабхупады, они полны наглядных примеров и искрометного юмора, они вдохновляют к переменам и показывают реальные шаги для самосовершенствования.
Патита Павана прабху
Член Руководящего совета ЦРО ЦОСКР – Центра обществ сознания Кришны в России. Входит в Семейный комитет, ведущий Проекта «Наша Семья».
Мудрецы говорят, что приблизиться к Абсолютной Истине очень и очень трудно. Но если Истина все-таки войдет в наше сердце, то оттуда Она уже никогда не выйдет. И все это, потому что Она изогнута в трех местах.
Первый изгиб формы Кришны находится в Его лотосных стопах. Этот изгиб олицетворяет Мадана Мохана.
Второй изгиб Кришны находится в Его многозначительной улыбке. Улыбка Кришны олицетворяет Говинду, или практику преданного служения.
А третий изгиб Кришны находится прямо в Его сердце. Он олицетворяет Гопиджанаваллабху, саму цель духовного развития и преданного служения. Три изгиба Кришны – это самбандха, абхидейа и прайоджана. Информация о вечных взаимоотношениях живого существа с Кришной, что называется самбандха. Понимание живым существом этих взаимоотношений и действие на основе этого понимания называется абхидейа. Возвращение домой, обратно к Богу, – это конечная цель жизни и она называется прайоджана.
Радха Према матаджи
Преподаватель сертифицированных курсов повышения квалификации преподавателей (VTE ТТК, Шри Дхам Маяпур, Индия).
Господь непостижим. И если говорить о непостижимых энергиях Господа, то еще в начале Шримад Бхагаватам Царица Кунти говорит, как же мы женщины можем понять тебя Господь? И этот вопрос остается открытым. Хотя Шрила Прабхупада отвечает на него далее в комментариях: если вы читаете Шримад Бхагаватам страница за страницой, глава за главой, песня за песней, последовательно и систематично, под руководством, то в конце концов вы увидите Господа лицом к лицу.
Иногда, также Шрила Прабхупада говорит, что вместо того, чтобы попытаться понять Господа во всех деталях – нужно просто принести Ему поклоны. Это все что от нас требуется и все что мы можем сделать, ничего понять не можем, но можем просто склониться перед Господом.
Паломничества. Манали читать онлайн бесплатно
Лекции Рузова В.О. (Е.М. Патита Паваны прабху)
Манали – места для посещения
АРДЖУНА ГУПХА (ДЕОТИББА)
Считается, что Вьясадева совершал здесь аскезу во время событий, описанных в Махабхарате. Из этого озера берет своё начало река Бис, протекающая вдоль Рахтанга.
Считается, что Бхригу Муни совершал здесь аскезу. Чтобы оказаться в этом замечательном месте вам придется преодолеть пяти или шести часовой переход.
Джагатсук расположен в шести километрах к югу от Манали. Здесь находиться два древних храма: храм Господа Шивы и храм Садхи Гая Брахмы. Местные жители утверждают, что Пандавы посещали эти храмы.
Наггар расположен в тринадцати километрах к югу от Манали, недалеко от Джагатсукх. Дворец Наггар является замечательным зданием с поразительно красивым садом. Не так давно дворец превратили в отель. На территории дворца находиться храм Джагти Патт, внутри которого находиться каменная плита 2х3 метра. На стене храма приводиться история, из которой следует, что Нагар был создан для того, чтобы здесь могли отдыхать все боги. Потому эти боги превратились в пчёл, обладающих необычайным могуществом. Они отломили кусок скалы Деотибы и перенесли её по воздуху для того, чтобы установить во дворце Наггар.
Чтобы дойти до храма Кришны, вам придётся преодолеть тяжёлое двадцатиминутное восхождение. Храм открыт с утра до 12.00, затем после обеда ворота открываются вновь.
Храм Господа Вишну расположен справа от главной дороги. Здесь вы увидите прекрасное четырёхрукое, высокое божество Господа Вишну, установленное в этом храме.
Храм Трипуна Сундри расположен на территории храма Дурги. Этот храм Шивы, где установлены божества Шивы и Парвати.
ХРАМЫ ВАСИШТХИ И РАМЫ
Рядом с храмом Васиштхи находиться храм Сита-Рамы.
Город известен своим фестивалем Дусехра и красивыми шалями. Кулу расположен на высоте 1 219 метров над уровнем моря.
ХРАМ РАГХУНАТХАДЖИ (РАМА)
В этом храме установлено Божество Шри Рамы, которое было изначально перенесено сюда Раджой Джагат Сингхой из Айодхьи в 1651 году. Это покровительствовавшее божество долины Кула. Храм расположен на холме, с вершины которого открывается вид на город. Чтобы попасть туда вам придётся забираться на холм по узкой тропинке, начинающейся напротив кинотеатра «Kailash», расположенного рядом с автостанцией. Храм расположен позади дворца Кулу Раджи Рупии и открыт по утрам и после 17.00.
ХРАМ БИДЖЛИ МАХАДЕВЫ
Этот храм расположен в восьми километрах к востоку от Кулу. Когда свет Солнца падает на 65-футовый флагшток, считается, что в это божественное благословление. Когда во флагшток попадает молния, Шива Линга, расположенная внутри храма, распадается на части. Затем кусочки Шива Линги собирают вместе с помощью пасты сату, замешанной на порошке, изготовленного из бобов, муки и масла. Храм расположен на высоте 2 438 метров и попасть туда вы сможете, лишь преодолев шестикилометровое восхождение по крутому склону.
Храм Вайшно Деви расположен в трёх километрах от Кулу по дороге в Манали. Это небольшая пещера с божеством богини Вайшно.
Храм Джаганатхи Деви расположен в трёх километрах от Кулу, в деревне Бхекхли. Чтобы попасть туда, вам придётся преодолеть крутое схождение, однако вы будете с лихвой вознаграждены замечательным видом, открывающимся с площадки перед храмом.
Храм Башешар Махадевы расположен в пятнадцати километрах к югу от Кулу, в Баджауле. Здесь вы увидите пять каменных скульптур.
Манали — это не просто курортное место, Манали — это место, где медитировал Ману, тот самый Ману, который причалил именно здесь на своем корабле после всемирного потопа и заново возобновил цивилизацию. И мы сейчас находимся рядом с единственным храмом махараджи Ману на этой планете. Манали буквально так и переводится — Дом Ману, который по некоторым мнениям является прототипом Ноя, но он не только спас мир, он ещё и автор морального и гражданского законодательства мира — законов Ману, которые изучают до сих в юридических институтах. И так как история долины Кулу особенно знаменита именно своей связью с великим потопом, сегодня мы с вами поговорим именно об этом. Наша история будет называться историей о золотой рыбке, которая так или иначе повторяется в различных культурах и преданиях.
Господь нисходит в этот материальный мир, принимая облик разнообразных воплощений, и первым его воплощением как раз и была огромная рыба. Так что мы с вами находимся в том месте, где Господь в первый раз проявил свою трансцендентную форму в этом мире, форму чудо-рыбы, одну из десяти форм основных воплощений Верховной Личности Бога. И мудрецы задались вопросом, который может взволновать и нас: зачем Верховный Господь явил Себя в столь необычном и даже слегка грустном облике — облике рыбы? Веды говорят, что жизнь в теле рыбы считается презренной и полной жестоких страданий. В чём же смысл этого воплощения? И в основе вопроса, который Махараджа Парикшит задал Шукадеве Госвами, лежит истина, которую Сам Господь провозгласил в «Бхагавад-гите» (4.7):
Патита павана прабху биография
Патита-павана Спаситель самых падших
Ом Вишнупад Шри Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Махарадж
Редакция Шрипада Бхакти Судхир Госвами Махараджа
Перевод: Триданди Б.В. Нарасимха
Хотя справедливость обязана опираться на заслуги, милость не ведает подобных ограничений. Божественная Милость не заботится о достоинствах и заслугах, но всегда готова восполнить слабость и непригодность. Требуется только одно: наше искреннее желание получить эту милость. В Чайтанья-чаритамрите говорится:
кришна-бхакти-раса-бхавита-матих
крийатам йади куто ’пи лабхйате
татра лаулйам апи мулйам экалам
джанма-коти-сукритаир на лабхйате»1
“Чистое преданное служение Кришне невозможно обрести, совершая благочестивые поступки пусть даже миллионы рождений подряд. Приобрести его можно только одной ценой: глубоким желанием. Где бы оно ни было доступно, следует приобрести его без промедления.” Никакие заслуги с прошлой жизни не помогут обрести сознание Кришны, здесь важны только стремление и вера.
А что влечет за собой сознание Кришны?
бхидйате хридайа-грантхиш
чхидйанте сарвва-самшайах
кшийанте часйа карммани
майи дриште ’кхилатмани»2
“Наше внутренняя устремленность к расе, экстазу, похоронена в сердце, закованное в цепи и замки. Но слушание и воспевание славы Кришны сбивает оковы с сердца, и оно пробуждается, оно открывается, чтобы принять Кришну обитель наслаждения, Олицетворенный Экстаз (расо ваи сах»3, акхила расамрита мурттих»4).”
Наше сердце влечет к экстазу, очарованию, сладости. Все это ощущается сердцем, а не мозгом, поэтому сердцу придается первостепенное значение. После сердца сознание Кришны затрагивает область знания. Когда приходит вкус божественной сладости, все подозрения проходят (раса-варджджам расо ’пй асйа парам дриштва ниварттате»5). Когда к нам приходит вкус подлинного экстаза (расы), все сомнения рассеиваются. Сердце пленяется вкусом сознания Кришны, и когда сердце в плену, начинается течение Премы, экстаза любви к Богу. Удовлетворенное, сердце скажет: “Вот то, что я искало!” За сердцем последует мозг, думая: “Да, не может быть сомнений, вот высочайшая цель наших исканий. Прекратите все остальное.” Сердце скажет: “Я достигло Премы, Божественной Любви нет ничего выше! Пусть прекратятся любые работы.” Тогда карма закроет свои мастерские. Первое, что происходит в соприкосновении с сознанием Кришны, это пробуждение сердца. Когда сердце в плену, мозг приходит с одобрением со своей стороны, и наша карма перестает работать: наши силы больше не расходуются на ложные цели. Сознание Кришны подлинное сокровище сердца.
Природа Божественной Милости распространять себя, не думая о законах. Наше искреннее стремление принять ее это все, что принимается в расчет. “Ты хочешь этого?” так предлагается милость. Если мы просто согласимся: “Да, это удивительно, это нектарно”, то мы получим ее. Не требуется ничего другого, если наша молитва неподдельна. Сделка очень проста. Если мы желаем, мы получим. Сознание Кришны очень просто. Не имеет значения, пригоден кто-то или нет. Сознание Кришны получит любой, кто просто его желает.
А как же те, кто не хочет получить этот божественный дар? Для них Шри Чайтанья Махапрабху раздавал особую милость через Своего самого великодушного ходатая Шрипада Нитйананду Прабху. Нитйананда Прабху не позволит ускользнуть даже тем, кто хотел бы избежать сознания Кришны. Если кто-то говорит: “Я не хочу этого”, Нитйананда Прабху не позволит. Он скажет: “Нет! Ты должен желать сознания Кришны. Я очень прошу тебя прими его! Воспользуйся им, и ты почувствуешь ценность сознания Кришны.”
Чтобы завоевать рынок сбыта, дальновидный торговец может раздавать своим покупателям бесплатные образцы товара, говоря: “Возьмите-ка вот это бесплатно! И не думайте о деньгах сейчас ничего платить не надо. Я даю вам так. Попользуйтесь, и если вы почувствуете ценность, пользу от моего товара приходите и покупайте.” Тогда через некоторое время все будут покупать.
Так же и Нитйананда Прабху странствовал по всему Бенгалу, обращаясь ко всем со смиренной просьбой. Он стучался у двери и падал к стопам Своих покупателей, плача: “Пожалуйста, примите то, что я даю вам! Не отворачивайтесь от меня, не гоните меня прочь. Пожалуйста, делайте то, что я скажу. Обратите все свое внимание к Гауранге, и вы не представляете, какое благо вы обретете. Вот моя просьба.” Он плакал, Он катался по земле у их дверей и говорил: “Вы колеблетесь, принимать или нет, но, пожалуйста, не сомневайтесь. Умоляю вас, примите! Поверьте мне. Примите Гаурангу!” Так Нитйананда Прабху бродил по обоим берегам Ганги и проповедовал о Шри Чаитанйе Махапрабху.
Нитйананда Прабху не знает ничего, кроме Гауранги. В Кришна-лиле он Баладева. Внешне Баладева провел раса-лилу, но в сердце Он только готовил раса-лилу Кришны: знатокам преданности Его природа показывает, что все, что Он ни делает, Он делает ради Кришны. В противном случае Он не был бы Баладевой. Он не думает о Собственном наслаждении: каждый атом Его тела постоянно стремится приготовлять наслаждение Кришны. Точно так же, каждый атом тела Нитйананды Прабху это сознательная трансцендентная сущность. И каждый атом Его тела предназначен только для служения Шри Чаитанйе Махапрабху, только для удовлетворения Шри Чайтаньи Махапрабху.
Однажды матери Махапрабху, Шачидеви, приснился сон, что Кришна и Баларама сидят на троне, и Нитйананда Прабху говорит Баладеве: “Спускайся с трона! Твои дни закончились. Теперь будет воцарен мой Господь Гауранга.” Баладев отказался: “Нет. У меня есть свой Господь Кришна.” Была схватка, но Нитйананда Прабху оказался сильнее и стащил Баладеву с трона, со словами: “Твои дни прошли. Пришло время моего Господа, Гауранги. Ты посягнул на чужое место тебе придется уступить.” И Баладева не смог справиться с Нитйанандой, Который стащил Его с трона.
Такие чувства испытывает Шри Нитйананда Прабху по отношению к Шри Чаитанйе Махапрабху. У Него нет ничего своего; и все для Него это Шри Чайтанья Махапрабху. Для Шри Чайтаньи Махапрабху Нитйананда Прабху является Тем же, Кем и Баладева для Кришны. Шриман Махапрабху низошел, чтобы с огромной щедростью распространять вриндаванское преданное служение. А Нитйананда Прабху пел так : “Бхаджа Гауранга, каха Гауранга, лаха Гаурангера нам, джеи джана Гауранга бхадже, сеи амара пран Поклоняйтесь Гауранге, говорите о Гауранге, пойте Имя Гауранги. Любой, кто поклоняется Гауранге, дороже мне, чем жизнь.” Всеми силами Нитйананда Прабху старался побудить людей принять Шри Чайтанью Махапрабху. Что Он говорит? “Присоединяйтесь прямо к походу Шри Чайтаньи, и вы благополучно достигнете Вриндаваны.”
Конечно, Навадвипа, обитель Шри Чайтаньи Махапрабху, ничуть не менее драгоценна, чем Вриндаван, обитель Кришны. Та же самая вриндаванская раса присутствует в Навадвипе в другой своей ипостаси. Некоторые преданные чувствуют особое влечение к Вриндавана-лиле, некоторые к Навадвипа-лиле, третьи и к Вриндавану, и к Навадвипе, но Навадвипа великодушнее всех. Во Вриндаване игры Кришны проходят в узком приближенном кругу, но в Навадвипе те же игры раздаются всем. Гаура-лила великодушнее Кришна-лилы.
В Чайтанья-чаритамрите Кришнадас Кавираджа Госвами так объясняет свои взгляды на различие между Гаура-лилой и Кришна-лилой:
кришналила амрита-сара, тара шата шата дхара,
даша-дике бахе джаха хоите
се чоитанйа-лила хай, саробара акшай,
мано-хамса чараха тахате»6
Он говорит: “Нет сомнения, в Кришна-лиле мы находим расу высочайшего нектарного вкуса. Но что такое Гаура-лила? В Гаура-лиле нектар Кришна-лилы доступен не только ограниченному кругу преданных, но раздается во всех направлениях. Словно из нектарного озера Кришна-лилы сотни ручьев текут на все десять сторон света.”
Наше высшее устремление обрести служение Шримати Радхарани, но в начале мы должны обращаться к Шри Нитйананде Прабху через Его проявление, Гуру. Нитйананда Прабху делает прочным и устойчивым то основание, которое поможет нам двигаться вперед. Скорый прогресс без прочного основания повлечет отрицательные последствия, поэтому милость Нитйананды Прабху наша первая необходимость. Такой подход достигает кульминации в служении Шримати Радхариани (нитаийер каруна хабе, брадже радха кришна пабе»7).
Снова стать слугой слуги, до крайней степени, такова философия Гаудия Ваишнавизма. Мы не стремимся стать едиными с Кришной принимать служение мы желаем служить. Господствуемая Половина Абсолютной Истины является негативной Энергией Служащей Энергией а Господствующая Половина принимает Ее служение. Совершенства своего существования мы достигнем тогда, когда, согласно своей конституциональной природе, мы обретем место в линии слуг Негативной, Господствуемой Части Абсолюта, и никогда считая себя едиными с Позитивной, Господствующей Половиной.
По милости Шри Нитйананды Прабху в нас развивается влечение к Шри Гауранге. Получив милость Шри Гауранги, до высочайшей степени мы получим все. Таков самый безопасный подход к Радхе-Говинде. Если мы попытаемся достичь Радхи-Говинды каким-то иным путем, наши усилия неизбежно будут искусственными и ущербными; если мы пойдем к Радхе-Говинде напрямую, в обход Шри Гауранги, нас ожидают великие сложности.
Поэтому всю свою энергию мы должны вложить в служение Шри Гауранге. Тогда мы увидим, что, не прилагая отдельных усилий, мы подняты в высочайший мир. Вот молитва Прабходананды Сарасвати Тхакура:
йатха йатха гаурападаравинде
виндета бхактим крита-пунйа-раших
татха тахотсарпати-хридй акасмад-
радха-падамбходжа-судхамбураших»8
Насколько мы посвящаем себя лотосным стопам Шри Гауранги, настолько, без отдельных на то усилий, мы достигаем нектарного служения Шримати Радхарани во Вриндаване. Вклад в Навадвипа Дхаму автоматически приводит во Вриндаван. Какая сила переносит преданного во Вриндаван это ему неизвестно. Но те, кому выпала такая удача, вкладывают все в служение Гауранге. И поступая так, они обнаружат, что неведомым образом все уже предложено божественным стопам Шримати Радхарани. Она примет их и удостоит их приближенным служением Себе: “У тебя есть хорошие рекомендации из Навадвипы? Я немедленно назначаю тебя на это служение.” Гауранга это Шримати Радхарани с добавлением особого великодушия.
Никакая своекорыстная чувственность не может найти себе места в наших суждениях об играх Шри Гауранги, потому что Он ведет Себя в них как саннйаси и как преданный. Конечно, если мы всмотримся в Шри Чайтанью Махапрабху, мы увидим Кришну в облачении Радхарани. Согласно имперсональным философам, когда негативное и позитивное объединяются, они становятся однородным целым, но ваишнавская философия говорит, что когда объединяются Позитивный и Негативный аспекты Бога, личность не пропадает. Скорее, в облачении Негативного, Позитивный преображается и начинает искать Себя в духе наивысшего искателя. Согласно Ваишнавизму, соединение позитивного и негативного не приводит к равновесию: их динамический характер сохраняется всегда. Радха и Говинда в одном Лице это Шри Гауранга, а влечение к Шри Гауранге может родиться в нас по милости Нитйананды Прабху.
Милость Нитйананды Прабху порой превосходит милость Шри Чайтаньи Махапрабху. Чтобы не создавать нежелательных прецедентов, Махапрабху не может иногда принять некоторые падшие души Ему приходится принимать во внимание их общественное положение и многое другое. Однако милости Нитйананды Прабху нет дела ни до каких неблагоприятных обстоятельств; Его милость не знает никакой меры и практически слепа. Он не смотрит, кто более грешен, кто менее грешен. Его милость охватывает все и вся. И Шри Чайтанья Махапрабху не может пренебречь Его рекомендациями. Нитйананда Прабху дал прибежище даже тем, кого отверг Шри Чайтанья Махапрабху, и постепенно Махапрабху пришлось принять и их. Ничто не в состоянии сравниться с милостью Нитйананды Прабху, ни в щедрости, ни в охвате, и в этом наше утешение, ибо по Его милости даже самая падшая душа может достичь наивысшей цели.
Однажды Шри Чайтанья Махапрабху сказал своим последователям: “Даже если вы увидите Нитйананду Прабху пьющим вино в кабаке, в обществе самой опустившейся женщины, знайте, что Он выше всего этого. Хотя вам может показаться, что Он занимается чем-то низким, такая деятельность никогда не связывает Его. Может показаться, что Он соприкасается с греховными делами, но вы должны знать, что творец вселенной Господь Брахма и другие возвышенные преданные всегда благоговеют перед Ним. Милость Нитйананды Прабху настолько могущественна, что тот, кто просто с почтением носит на своем теле кусочек Его каупины, спасается ото всех беспокойств, причиняемых материальными чувствами.” Поэтому мы молимся: “Пусть мой ум никогда не оставляет Его святых стоп; мои поклоны Шри Нитйананде Прабху.”
Шри Чайтанья Махапрабху принял саннйасу для блага душ, поглощенных Майей. Он гнался за падшими душами, чтобы избавить их от иллюзии, дав им Святое Имя Кришны, а Нитйананда Прабху бежал за Ним, как тень, куда бы Тот ни шел. Он без остатка отдал Себя Махапрабху, и дело Махапрабху было Его жизнью. Потому мы должны пасть ниц к стопам Нитйананды Прабху. Шри Чайтанья Махапрабху, поглощенный вкушением сладости Радха-Говинда-лилы, глубоко погрузившийся в реальность этих игр, в то же время желал освободить все души, терзаемые ложными идеями отречения и эксплуатации. Он велел Нитйананде Прабху: “Отправляйся в Бенгал и постарайся спасти их: дай им Божественную Любовь к Радхе и Кришне”.
Он велел Нитйананде Прабху распространять Божественную Любовь к Радхе-Говинде, но вместо этого Нитйананда начал проповедовать о Шри Гауранге. Он думал: “Для них будет лучше поклоняться Шри Гауранге. Это поможет им избавиться от их теперешних оскорблений и, без отдельных на то усилий, дарует им положение в лиле Радхи-Говинды.” Он получил указание проповедовать Имя Кришны, но вместо этого стал проповедовать Имя Гауранги. Поэтому, ради собственного блага, мы со всем смирением склоняемся перед Нитйанандой Прабху.
“О Нитйананда Прабху, о Гурудева, будь милостив, дай мне каплю твердой веры в Шри Гаурангу, Который есть Радха и Говинда в Едином Лице, вкушающий божественную сладость нектара вриндаванских игр. Дай мне каплю веры, чтобы однажды я смог обрести Божественную Любовь и вступить в это царство.”
Если мы пренебрегаем Нитйанандой Прабху и Шри Чаитанйей Махапрабху, наше стремление служить Радхе-Говинде будет просто сном, абстрактной игрой воображения. Нитйананда Прабху прибежище всех падших душ. Он самое великодушное проявление Гуру-таттвы; мы должны склонить перед Ним свою голову, принять Его святые стопы и предаться Ему.
В духовном царстве Ваикунтхи Нитйананда Прабху распространяет Себя как Санкаршана, Всевышний Господь, почитаемый как Основа всего сущего. Его энергия поддерживает все, что только есть. Нитйананда Прабху изначальный Баладева, Личность Бога. Поэтому мы должны смотреть на игры Нитйананды Прабху с полным сознанием Его божественного положения, хотя что Он делал? Скитался повсюду, катаясь в пыли со слезами на глазах: “Примите имя Гауранги, и я буду продан вам.” Невзирая на то, что Он ставил Себя в такое низкое положение, мы должны относиться к Нему в свете Его действительного божественного положения. Мы должны предаться Ему в полном сознании Его величия.
В различных частях духовного мира Баларама представлен в разных ипостасях. Как Нитйананда Прабху Он пришел сюда со Шри Чаитанйей Махапрабху. Истина о Нитйананде Прабху досконально изложена в Чайтанья-чаритамрите и Чайтанья-бхагавате. Там описывается, что Он наслаждается Своей жизнью и играми со Своим младшим братом. Перед таким Нитйанандой мы должны преклонить свои головы.
Шри Кришна-према, Божественная Любовь непостижимая сущность, блаженная и экстатическая. Великие святые, почувствовав вкус Кришна-премы, отбрасывают все другие стремления, в том числе и стремление к освобождению, в избытке прославляемое Ведами. Поэтому Нитйананда Прабху, хотя и не Кто Иной, как Баладева, более велик, чем Он. Почему? Он раздает Божественную Любовь.
Что такое Божественная Любовь? Она настолько важна и драгоценна, настолько выше любых других достижений, что тот, кто может дать Божественную Любовь, несравненно выше дающих долг, процветание, наслаждение и даже освобождение (дхарма, артха, кама, мокша). Если мы воспринимаем Шри Чайтанью Махапрабху, как стоящего выше Кришны, тогда, конечно же, Нитйананда Прабху будет выше Баларамы. Во всех других отношениях между Ними нет никаких различий, но когда к Балараме прибавляется великодушие, Он становится Нитйанандой Прабху.
Прежде всего необходимо установить высоту Божественной Любви: великие святые отказываются от освобождения и всего остального, уловив слабейшее благоухание Божественной Любви. Установив положение Божественной Любви, мы сможем понять: тот, кто может дать ее безусловно выше дающих что-либо другое.
Потому Нитйананда Баларама стоит выше, чем Каранадакашайи Вишну, Верховная Душа совокупных вселенных, Гарбходакашайи Вишну, Верховная Душа этой вселенной, и Кширодакашайи Вишну, Верховная Душа всех живых существ. И этот Баларама пришел сюда как Нитйананда Прабху не во власти, могуществе и великолепии, но в человеческом облике чтобы раздавать Божественную Любовь. И доказательство Его величия в том, что Он дает Гаурангу. Мы можем глубже понять это, шаг за шагом изучив подробности Его жизни.
Нитйананда Прабху родился в Экачакре и провел там Свои детство и юность. Своими сладкими детскими играми Он переполнял экстатической радостью Своих родителей, друзей и соседей. С самого Своего рождения Он был источником блаженства для всей Экачакры. В такой радостной атмосфере прошло Его детство.
Однажды, когда Он был все еще очень юн, один саннйаси, обходивший святые места, пришел к Нему домой и попросил Его в милостыню у Его родителей. Саннйаси взял Его с собой, и, сопровождая саннйаси, Нитйананда Прабху посетил почти все святые места. Говорится, что этим саннйаси был Мадхавендра Пури.
Затем, однажды, внутренне почувствовав в Своем сердце ликование, Нитйананда Прабху догадался, что Шри Гауранга начал Свои игры Санкиртаны в Навадвипе. Воодушевленный, Нитйананда пришел в Навадвипа Дхаму.
В тот день Махапрабху сказал Своим последователям: “Мне приснилось, что необыкновенный великий человек, в колеснице под флагом пальмы флагом Баларамы подъехал к Моей двери и сказал: „Где дом Нимая Панмита?” Дважды, трижды, четырежды спрашивал он не переставая: „Где дом Нимая Панмита?” Должно быть, этот великий человек пришел прошлой ночью в Навадвипу. Постарайтесь найти его.” Они искали и искали, но нигде не могли найти.
Тогда Махапрабху сказал им: “ Я попробую сам”. Он повел их прямо в дом Нанданачарйи, и когда Шри Чайтанья Махапрабху неожиданно пришел туда со Своими спутниками, они обнаружили Нитйананду Прабху сидящим на веранде. Увидев Шри Чайтанью Махапрабху, Нитйананда Прабху некоторое время пристально смотрел на Него, полностью погрузился в Него и потерял сознание. Так, в один день, Он стал самым приближенным спутником Шри Чайтаньи Махапрабху. Когда Шри Чайтанья Махапрабху велел Ему давать сознание Кришны каждому, Нитйананда Прабху начал распространять сознание Гауранги, Божественную Любовь к Шри Гауранге. Нитйананда Прабху спаситель всех падших душ, независимо от степени их греховности, поэтому мы падаем ниц к Его святым стопам.
Однажды, в Джаганнатха Пури, между Шри Чаитанйей Махапрабху и Нитйанандой Прабху был тайный разговор. Когда Нитйананда Прабху пошел в Бенгал и женился, некоторые говорят, что Он сделал это по просьбе Махапрабху. По нашему мнению, поскольку так называемые “высшие слои общества” были проникнуты высокомерием, Шри Чайтанья Махапрабху попросил Нитйананду Прабху обращаться к массам. Тогда для Него возникла необходимость жениться, чтобы очень тесно общаться с ними в проповеднических целях. В противном случае, Его близкое общение с семейными людьми повлекло бы нападки на чистоту Его отречения. Чтобы избежать этого, Он женился. Этот шаг был вызван необходимостью. И, скорее всего, Сам Шри Чайтанья Махапрабху велел Ему принять такой жизненный уклад; это не было Его самостоятельным решением. Естественно, жениться или не жениться для Него это ничто.
То, как Он встретился со Своей вечной супругой, Джахнавадеви, описывается в Бхакти-ратнакаре. Похоже, что во время Его проповеди по всему Бенгалу, Он проповедовал и в доме отца Джахнавадеви, Сурйадаса Панмита, брата Гауридаса Панмита, бывшего уже последователем Гаура-Нитйананды. Сурйадас оказывал Ему ценную помощь в проповеднической деятельности, а его дом был хорошей базой. И Сурйадас, отец двух дочерей, предложил Нитйананде Прабху руку своей дочери. В конечном итоге, связь между Нитйанандой Прабху и Джахнавадеви вечна, и хотя внешне Их брак состоялся по необходимости, в действительности он был частью Их вечной лилы.
Конечно, так называемые саннйаси пользуются этим, чтобы оставить свой обет безбрачия и жениться. Как оправданием, они прикрываются браком Нитйананды Прабху. Но то, что Нитйананда Прабху был саннйаси далеко не доказанный факт. На самом деле, имя Нитйананда это имя брахмачари. ананда суффикс, добавляемый к имени брахмачари. ананда, Сварупа, Пракаша и Чайтанья различные виды имен брахмачари. Имя ананда можно найти и среди саннйаси, но, в случае с Нитйанандой Прабху, титул саннйаси не упоминается нигде. Также нет нигде упоминаний и о саннйаса-гуру Нитйананды Прабху, хотя мы знаем, что Его Дикша-гуру был Мадхавендра Пури, Гуру Адваиты Прабху и Ишвары Пури.
Нитйананда Прабху известен как авадхута. Авадхута означает не саннйаси, но тот, кто не очень заботится о своей внешней практике и иногда делает вещи, которых делать не следовало бы. Когда возвышенная личность совершает поступки далеко, казалось бы, не возвышенные, его считают авадхутой. Это значит, что он выше своего внешнего недостойного поведения. Ава означает “низкий”, а дхута означает, что он может либо избавить, либо очистить.
Нитйананда Прабху сломал одинарный посох саннйасы (эка-данду) натрое; тем самым Он показал, что, принимая саннйасу, отреченный уклад жизни, мы должны принимать не одну, но три данды, символизирующие тело, ум и слова, отданные на служение Господу. Эта лила Нитйананды Прабху вдохновила Шрилу Бхакти Сиддханту Сарасвати Тхакура Прабхупаду давать своим последователям триданда-саннйасу, по контрасту с экадандой, привычной для Бенгала того времени. Триданда-саннйаса бытовала в Южной Индии, среди Ваишнавов, следовавших Рамануджачарйе, а Шрила Бхакти Сиддханта представил ее для современной эпохи.
Подход Нитйананды Прабху был весьма особым. Его первостепенной задачей было возвысить самых падших. Как Наполеон, чьей стратегией было атаковать самые сильные позиции противника, Нитйананда Прабху хотел взять в плен самых греховных. Как правило, мы думаем, что святой спасается бегством из мира Майи и отправляется в уединенное место, где он может схорониться в пещере и погрузиться в медитацию. В основном, индийские святые проповедуют: “Оставьте все, отправляйтесь в уединенное место в джунглях, найдите пещеру и посвятите себя постижению Бога.” Но не таким был наш Гуру Махарадж. Как Махапрабху и Нитйананда Прабху, он хотел атаковать Майу и, как великий генерал, он объявил тотальную войну иллюзии и даже всем остальным существующим концепциям религии. “Почему существуют ложные идеи и представления? думал он. Все принадлежит Кришне: ишавасйам идам сарввам. В этом сладость и простота. Как можем мы думать: „Это для меня, это для Него”? Почему мы вообще позволяем заблуждениям находиться здесь? На них, в атаку и сокрушить их до последнего!”
Он сказал нам: “Киртан означает проповедь против заблуждений. Как солдаты, вы должны ходить от двери к двери и проповедовать сознание Кришны интересы Кришны концепцию Кришны. Если они поймут, что все ради Кришны, они будут спасены. Это простая истина. Почему им не понять этого? Постарайтесь увлечь их, спасти их из мира иллюзии и заблуждений, где они страдают сейчас от возмездия.”
Так что мы не боимся ничего. Ваишнав, любивший уединенную жизнь, спросил однажды у Гуру Махараджа: “Почему вы живете в Калькутте? Это место Сатаны, где идут такие жестокие схватки ради корыстных целей. Оставьте ее поезжайте в святую дхаму.” Но Шрила Бхакти Сиддханта Сарасвати Тхакура намеренно избрал это место, сказав: “Я предпочитаю представлять убеждения Шри Чайтаньи Махапрабху в максимально оскверненном месте.” По этой причине, он хотел послать людей на Запад. “Восток прельщен блеском западной цивилизации, говорил он, поэтому первой необходимо повергнуть ее. Тогда ее блеск исчезнет, и весь мир присоединится к походу Божественной Любви, к походу Шри Чайтаньи Махапрабху.” Это тот же дух, с каким Нитйананда Прабху уговаривал падшие души этого мира, в своем стремлении поднести их лотосным стопам Шри Чайтаньи Махапрабху.
1 Чайтанья-чаритамрита, Мадхйа, 8.70
2 Шримад-Бхагаватам, 11.20.30
3 Таиттирийа Упанишад 2.7
4 Бхакти-расамрита-синдху 1.1.1
5 Бхагавад-гита, 2.59
6 Чайтанья-чаритамрита, Мадхйа, 25.264 (271)
7 Прартхана, 37
8 Чайтанья-чандрамрита, 88