павел 1 в гатчине история кратко
Гатчинский дворец: краткая история
Пригородный Эрмитаж, Замок русского Гамлета. Как только ни называют Гатчинский дворец, находящийся на самой высокой точке холма у Серебряного озера. В свое время им владели почти все российские императоры, замок пережил сильное разрушение и был восстановлен. Сегодня это музей, который радует посетителей не только великолепным интерьером и пейзажным парком, но и разнообразными экскурсиями и концертами
Кто здесь правил?
История загородной резиденции, напоминающей средневековый замок, берет свое начало с небольшого поместья, когда-то принадлежавшего Петру I. Расцвет усадьбы пришелся на правление Екатерины II, которая в 1766 году подарила ее графу Григорию Орлову. Именно тогда по проекту архитектора Антонио Ринальди и начал зарождаться огромный дворец, изначально задуманный как охотничий. Примечательно, что он стал одним из первых зданий, чьи фасады отделаны натуральным известняком, отличающимся своей прочностью. Уже тогда замок обещал просуществовать долгие годы. Строение, выполненное в духе классицизма и напоминавшее итальянский особняк, было закончено только спустя пятнадцать лет.
После смерти Орлова дворец попал во владения Павла I. При нем Гатчина стала императорской резиденцией. В соответствии со своими склонностями государь превратил город в военный лагерь, что сказалось и на замке: в те времена он выглядел как неприступная крепость, окруженная рвами.
Свой современный облик дворец приобрел в годы правления Николая I. После перестройки изменениям, хоть и незначительным, подверглись даже покои Павла I: был заменен паркет, появилась новая мебель. Впрочем, правитель нечасто проводил время в замке, изредка приезжая с семьей на приемы и балы.
Чего не скажешь об Александре III, который, в отличие от своего деда, сделал из Гатчинского дворца постоянную резиденцию, куда перевез из Северной столицы всю семью. За это его даже нарекли «гатчинским узником». В здании провели электричество, телефон, осуществили так называемое калориферное отопление.
Но дворец недолго пробыл уютным и гостеприимным домом. Через год после Октябрьской революции резиденция превратилась в государственный музей. Все тайны замка, хранившиеся несколько веков вдали от посторонних глаз, стали доступны широкой публике. Ценные коллекции, которые мог увидеть каждый, имели мировое значение и насчитывали более пятидесяти тысяч экземпляров.
Призраки и орлы
Так бы и стоял Гатчинский дворец еще долгие годы, не зная бед и горестей и радуя всех своей красотой, но Великая Отечественная война оказалась беспощадной даже по отношению к таким значимым достояниям общества. Конечно, благодаря усилиям работников музея удалось сохранить некоторую часть фондов и экспозиций: что-то перевезли в Ленинград, что-то разместили в подвалах Гатчинского замка. Но это была лишь капля в море. Авиабомбы и артобстрелы разрушили былое великолепие музея-дворца, оставив на его месте обгорелое здание без крыши. После войны по сохранившимся чертежам и фотографиям началось медленное, но верное восстановление замка. С 1985 года он вновь распахнул свои двери перед посетителями.
Одна из этих легенд повествует о выстреле Павла I в орла, летевшего в небе. Она объединяет два парковых сооружения дворца — беломраморную колонну с изображением орла и павильон, на колоннаде которого также запечатлен бесстрашный царь птиц. Согласно сказанию, первая постройка возведена там, где он упал, а вторая — где был сделан тот самый удачный выпал.
Однако если внимательно проследить историю замка, колонна была подарена Екатериной II ее фавориту, а изображение орла было скорее выражением признательности, так как эта птица входила в фамильный герб семьи Орловых. Павильон, в свою очередь, появился на территории усадьбы спустя тридцать лет и символизировал уже власть Павла I.
Существует еще одна забавная легенда уже о другом сооружении. В конце XVIII века художник Николай Львов создал проект Каскада для представления морских сражений. Во время прогулки с неким генералом Обольяниновым по Гатчинскому парку Львов ненароком поделился с ним своей новой идеей, после чего тот взял с архитектора обещание, что он сразу же приступит к работе. Увидев результат, генерал восхитился и предложил показать Каскад государю. Львову он велел спрятаться в кустах, заверив, что в конце непременно позовет его. В результате правитель увидел сооружение, похвалил хитреца, а зодчий так и остался сидеть в кустах.
Не менее интересная история связана с подземным ходом, который был создан еще при графе Орлове. Таинственный туннель позволял сбежать из дворца в случае опасности. А сегодня, если верить преданию, там блуждает не кто иной, как призрак Павла I. Оказывается, привидения обитают не только в старых замках Англии. Утверждается, что бояться призрака императора не стоит: уступив ему дорогу и поклонившись, вы получите ответный кивок.
Подземный ход дворца заканчивается гротом «Эхо», который получил свое название из-за акустического эффекта, обнаруженного еще в XVIII веке. Все голоса, шаги отзывались из подземелья эхом: последнее слово, как говорят, могло повторяться целых 30 раз! Для развлечения детей из императорской семьи даже придумывались «кричалки». До наших дней дошла веселая история о том, как дочь Александра III, забежав однажды в грот, воскликнула: «Кто украл хомуты?». Ответ был очевиден: «Ты… ты».
Мы видим, что история Гатчинского дворца разнообразна и богата. Бесспорно, посетить такое легендарное место должен каждый. Хотя бы для того, чтобы поболтать с призраком Павла I и опробовать у знаменитого грота свои «кричалки», которые в будущем, возможно, будут передаваться из уст в уста.
Большой Гатчинский дворец
История Гатчинского дворца
Когда-то на месте нынешнего Гатчинского дворца располагалась мыза, небольшое поместье с участком, которое принадлежало князю Борису Куракину. В 1765 году его выкупила Екатерина II, чтобы сделать подарок графу Григорию Орлову. Он был фаворитом императрицы и отцом ее внебрачного сына – графа Алексея Бобринского. Но столь дорогой подарок был не только знаком внимания, но и благодарность. Григорий Орлов был одним из организаторов дворцового переворота, в результате которого Екатерина II и взошла на престол. Через год, в 1766 году было начато возведение дворца.
Строительство дворца в Гатчине
Собственная роскошная резиденция была давней мечтой графа, поэтому он с воодушевлением приступил к работам. Вместе с императрицей они пригласили архитектора из Италии – Антонио Ринальди, который строил монастырь Святого Августина в Риме, руководил постройкой третьего Исаакиевского собора, Мраморного дворца, и строительством многих зданий в Царском Селе и Ораниенбауме. Архитектор разработал проект, в котором удивительно гармонично сочетались дух русской загородной усадьбы и стиль английского охотничьего замка. В результате его работы Гатчинский дворец стал первым и единственным замком в окрестностях Санкт-Петербурга.
Хоть к строительству дворца приступили практически сразу после покупки земли, работы длились медленно. Дворец довели до карниза только к 1768 году, а работы над фасадом Гатчинского дворца начались лишь в 1770 году, и затянулись на 2 года. Внутри работы были окончены к 1771 году. О ходе строительства напоминала доска из меди, на которой было выгравировано: строительства «Заложен в 1766 мая 30. Окончен 1781 года».
Архитектура Гатчинского дворца сложилась из трех, связанных друг с другом частей. Центральный корпус был высотой три этажа, по бокам к главному строению примыкали две пятигранные башни, которые и придают дворцу средневековый шарм. На одной из башен, той, что располагается на юге, были установлены часы, на другой же, северной, возвышался громоотвод.
Полуциркульные галереи соединяли центральный корпус со служебными одноэтажными каре, Кухонным и Конюшенным. У каждого из них был собственный внутренний двор и восьмиугольные башни.
Для облицовки дворца использовали парицкий известняк, названный так из-за деревни, в которой он добывался. Вестибюль и парапет облицовывали пудостским камнем. В настоящее время доподлинно неизвестно, каким было внутреннее убранство дворца в период владения им графа Орлова, так как описи его имущества были потеряны.
Хозяин недолго прожил в своей резиденции, он умер всего через 2 года после окончания строительства – в 1783 году. После его кончины императрица Екатерина II выкупила усадьбу у наследников графа, его братьев, и уже через месяц преподнесла ее в качестве подарка сыну – князю Павлу Петровичу.
Дворец при Павле I
Павел Петрович, будущий Павел I, не сразу принялся за работы в Гатчине. В это время он занимался возведением личной резиденции, названной в его честь Павловском, и не имел свободных средств, которые можно было бы вложить во дворец. Павел смог заняться делами в Гатчине только после окончания большей части работы в Павловске, это случилось в 1790-х годах.
Павел I не хотел вносить глобальные изменения в облик дворца, поэтому просто указал расширить служебные помещения. Работы начались в 1796 году, возглавил их Винченцо Бренна, который участвовал в строительстве многих зданий Павловска. Было решено, что архитектор надстроит оба одноэтажных каре до трех этажей, а также создаст в них жилые помещения. Кроме того, в его задачи входило перестройка колоннады, открытых аркад и сквозного прохода в парк.
Конюшенное каре было переименовано в Арсенальное, в нем были обустроены комнаты для семьи Павла I, работы начались в 1797 году. Изменения затронули и придворцовую площадь, которая стала плацем, обнесенная бастионной стеной. Рядом был обустроен Собственный сад.
Император Павел был убит в 1801 году, а дворец перешел в собственность его жены. Она велела внести небольшие изменения – было переделано внутреннее убранство, а также оборудованы помещения для зимнего проживания. После ее смерти дворец перешел во владение сына – Николая I, который провел масштабную реконструкцию.
Период до революции 1917 года
Николай I велел перестроить каре, которые изменились до неузнаваемости. В них появились подвальные этажи, а высота первого и третьего этажей была увеличена, а второй этаж стал антресольным. Эти изменения привели к тому, что каре затмили центральный корпус, и он перестал выделяться. Поэтому к башням, располагавшимся по бокам от основной части, пристроили еще один этаж.
Кроме этого перестроили парадную лестницу, к одному из балконов добавили навес с чугунными колоннами, разобраны старые бастионы и построены новые.
Эти серьезные изменения стали последними – в дальнейшем проводились только поддерживающие реставрационные работы. В 1851 году перед дворцом установили памятник Павлу I, в дальнейшем он стал символом всей Гатчины – статую нередко можно встретить на сувенирной продукции.
В 1880-х годах в Гатчинский дворец провели электричество, телефон, новая канализация и водопровод, а отопление изменили с печного на калориферное.
Дворец Павла 1 в Гатчине после революции
После февральской революции 1917 года специально назначенная комиссия решила, что Гатчинский дворец должен стать национальным музеем, и уже в 1918 году он был открыт. Сохранились данные, что ежегодно музей посещали около 20 тысяч человек. В 1926 году внутреннее убранство, как мебель, ковры и скульптуры, было вывезено. Планировалось, что позже имущество будет продано. До 1941 года музей Гатчинский дворец в Санкт-Петербурге был один из самых крупных пригородных музейных учреждений.
Гатчинский дворец во время Великой Отечественной войны
Все ценности работники музея вывезти не успели, подальше от центральной России было отправлено только 4 эшелона, и еще 1 – в Петербург. Все, что осталось – укрывали в подвалах, закапывали в парке, заваливали мешками с песком.
Разрушенная Чесменская галерея Гатчинского дворца, 1944г.
До 1944 года дворец был в оккупации, перед отступлением фашисты его заминировали и подожгли. Некоторые ценности были полностью уничтожены, часть же – украли и вывезли в Германию. До сих пор на одной из стен сохранилась надпись, выскобленная на штукатурке: «Здесь были мы. Сюда мы больше не вернемся. Если придет Иван, все будет пусто», реставраторы оставили ее в нетронутом виде.
Послевоенная реконструкция
Хоть к реконструкции принялись почти сразу после окончания войны, работы нельзя было назвать восстановительными. Делалось все, чтобы здание можно было использовать. Поврежденные барельефы закрывались металлическими щитами, ремонтировались перекрытия между этажами, окна, крыша.
Не шло речи о воссоздании музея, так как власть не считала это рентабельным. Все предметы и ценности, которые удалось сохранить, были распределены между 24 музеев на территории СССР. До сих пор сотрудники возвращают их в родные стены, и не всегда успешно.
В разные годы в здании дворца размещались Военно-Морское училище и ВНИИ «Электростандарт», а в 1960 году его лишили статуса памятника архитектуры. Только спустя 10 лет удалось добиться признания дворца – культурным наследием, но планы восстановления от архитекторов по-прежнему не утверждались.
Изменить это удалось А. С. Елкиной – главной хранительнице музея Дворцового парка. Целых 8 лет она добивалась освобождения здания и начала реконструкции. Работы начались в 1976 году, и уже в 1985 году первые интерьеры были открыты для гостей.
Гатчинский дворец восстанавливается и по сей день, только с 2006 года финансирование реконструкции стало существенным. Сейчас гости могут увидеть немало красивых помещений, но немалую работу только предстоит проделать реставраторам.
Архитектура Гатчинского дворца
Архитектура дворца в Гатчине органично сочетает элементы, характерные для европейских средневековых замков и классической русской императорской загородной резиденции. В фасаде выделяется центральный корпус с башнями, увенчанными часами и громоотводом, полуциркулярные галереи, служебные каре – Кухонное и Арсенальное.
Образ дворца строгий, лаконичный, но интересный. Благодаря расположению на возвышенности он будто доминирует над окружающей территорией. Нет излишних украшений, все пилястры, колонны, парапеты, аттики органично вписываются во внешний вид и дополняют друг друга.
Архитекторам удалось совместить и легкость загородного дома, и мощь укрепленного замка.
Интерьеры дворца
На интерьеры Гатчинского дворца повлияли 2 разных архитектора – Антонио Ринальди и Винченцо Бренна. Первый уделял внимание изысканной лепке и паркетам из ценных деревьев, часто использовал в росписи природные мотивы – цветы, листья, плоды. Второй же сочетал античность с барокко, любил позолоту, сложный орнамент, гобелены.
К сожалению, во время войны были уничтожены интерьеры всех помещений без исключения, а их реставрация длится уже более 44 лет.
На данный момент для посетителей открыты более 50 помещений, в которых воссозданы интерьеры, а также создана тематическая экспозиция.
В Гатчинском дворце есть подземный туннель, который выходит за пределы дворца и заканчивается гротом «Эхо» в парке на северной стороне дворца. Протяженность подземного тоннеля составляет 120 метров.
Подземный туннель в Гатчинском дворце
Где находится Гатчинский дворец
Адрес Большого Гатчинского дворца – Красноармейский проспект, 1.
Из Санкт-Петербурга можно доехать от станции метро «Московская» на маршрутных такси № 18 и 18А, а также на автобусе № 431. Также доехать можно на электричке, которая отправляется с Балтийского вокзала.
Телефон для справок: 8 (812) 958 0366
Павел I – трагедия Гамлета в Гатчине
Российский император Павел I был зверски задушен и забит пьяными офицерами в собственной спальне ночью (11) 23 марта 1801 года в Михайловском замке.
Родился будущий император в летнем дворце Елизаветы Петровны и сразу после появления на свет был изолирован от матери и отца. Впечатлительный и ранимый мальчик с детства был лишен материнской любви, но обласкан царственной бабкой. Разгульная жизнь Екатерины II после восшествия на престол вкупе с десятилетним бесплодным браком породили множество слухов и легенд по поводу генетического отца Павла I. Сомнения о происхождении наследников российского престола существовали во времена правления всех императриц, ввиду их несдержанного образа жизни и благосклонности к придворным мужчинам.
С детства к Павлу были приставлены лучшие педагоги, программу обучения тщательно согласовывали, а образование императора считалось одним из лучших. Благодаря духовному акценту педагогов Павел глубоко уверовал в Бога и не менял своих убеждений всю жизнь. Широкие познания в военной сфере позволили ему начать реформу армии. Даже Александр, описываемый как противник политики гатчинского монарха, преобразования в данной сфере не отменил, а продолжил. Если беспристрастно проанализировать государственную деятельность Павла I, можно увидеть, что все его усилия были направлены на снижение влияния дворян. После смерти Екатерины II, с которой у наследника были весьма натянутые отношения, политика государства резко изменилась. Павел всегда осуждал и образ жизни своей могущественной матери, и ее деятельность, поэтому, став императором, старался в корне переменить порядки в стране. Устоялось мнение, что Павел стремился уничтожить любые напоминания о ней, однако все более исследователи высказывают сомнения по данной оценке. Щепетильность, мелочность и строгость оказались сильным раздражителем для обласканного Екатериной придворного окружения.
Реформа армии возмутила представителей дворянства, хотя являлась объективной необходимостью. Дело в том, что на момент вступления Павла I на престол, российская армия переживала очередной кризис. Большинство дворян числилось в армии, но фактически службу не несло. Так как на офицерские должности назначалась элита общества, не имевшая ни практических, ни, порой, теоретических навыков и знаний, руководство военными силами империи становилось бездарным. Указами императора подобная практика была пресечена, армия начала перестраиваться по прусскому образцу.
Советские историки и современники Павла I старались выставить императора глупцом или сумасшедшим. Его осуждают за предательскую политику, однако забывают, что Пруссия на момент царствования Павла I располагала сильнейшей армией и являла собой лучший пример военной организации. Кроме того, имя Фридриха еще не было забыто, а его полководческие таланты не оспаривались. Изучая биографию Павла и его труды, можно сделать вывод о том, что государь был не просто образованным, но и дальновидным политиком. Особым уважением императора пользовался Кутузов и другие не менее известные и талантливые личности, а в круг общения входили образованные и уважаемые люди. Император ограничил право помещиков на барщину, запретив ее в воскресные дни и установив границу в три дня за неделю, что вызвало ропот землевладельцев. Мера, по сути, была разумная и направлялась не только на установление порядка, но и повышение общего уровня жизни и благосостояния крепостных крестьян.
Павел I был прекрасным семьянином, но, как водится, имел фаворитку Анну Гагарину, в честь которой именовался один из орденов. Окружение императора постоянно культивировало подозрения его относительно жены, напоминая историю его родителей. Всеобщее раздражение вызывало и чрезмерное стремление к порядку, регламентации всех сторон жизни, вспыльчивость и суровость, граничащая с жестокостью. Император приветствовал наказания в армии и лично мог сорвать эполеты у провинившихся командиров, а также предать их суду или отправить в Сибирь. Он был поспешен в решениях и легко впадал в ярость. Иногда регламентация жизни была настолько преувеличенной, а санкции за нарушения столь высокими, что сплетни о безумии самодержца казались правдоподобными. Среди непопулярных решений императора можно назвать приглашение римского папы в Россию, а также указы о форме одежды, причесок, распорядке дня и даже экипажей. В силу сложного характера государя атмосфера в обществе царила напряженная, никто не мог быть спокоен за свою дальнейшую судьбу.
По некоторым сведениям, сам Александр I просил графа Палена не убивать отца, мало того, понимая всю абсурдность своей просьбы, новый император потребовал не причинять ему каких-либо физических страданий. Как показала история, требование Александра исполнено не было.
Ночью на 12 марта (по старому стилю) верный Палену Семеновский полк направился в Михайловский дворец под предлогом смены преображенцев. Объяснение ночной замены нашли довольно быстро. Опирались на едва ли не паранойидальное стремление Павла к порядку и форме. Заговорщики известили командование Преображенского полка о предстоящем смотре, назначенном на утро. Занятие дворца сторонниками Палена не вызвало подозрений. Караул перенимали без лишнего шума, опасаясь привлечь внимание.
Незадолго до того, как в покои императора ворвалась толпа убийц, у Палена в гостях разливали шампанское и пили его за здоровье Александра. Сам граф алкоголя не употреблял, и в момент расправы был совершенно ясен умом. Подвыпивших офицеров хозяин спровоцировал на агрессию по отношению к действующему императору, представив все результаты его деятельности в самом негативном свете. В результате разъяренная и пьяная толпа ворвалась в замок, охрана которого и не думала оказывать сопротивление и защищать самодержца. В панике несчастный не придумал ничего лучшего, чем укрыться за занавеской, но там его быстро обнаружили.
Искатели: Убийство Павла I
В развалинах загородного поместья в окрестностях Петербурга нашли клад. Среди вещей, которые специалисты датируют концом 18 века, было обнаружено много английских золотых монет. Поместье принадлежало сестре графа Платона Зубова, последнего фаворита Екатерины и одного из главных участников заговора против Павла I. Находка британского золота заставляет вспомнить об одной из версий гибели императора Павла I, ходившей в 19 веке. Тогда всерьез предполагали, что император пал не от рук людей, желавших избавить Россию от тирана, а от наемных убийц, оплачиваемых Британской короной.
Отправить сообщение
Статья опубликована в альбоме: Императорские резиденции. Зимний дворец. Петергоф. Царское Село. Павловск. Ораниенбаум. Гатчина. 400 лет дому Романовых. СПб.: Издательство Альфа-Колор», 2013.
Гатчина занимает особое место среди петербургских пригородов. Неповторим облик Гатчинского дворца непохожего на другие загородные резиденции. Огромные размеры, десять башен, стены, облицованные местными известняками, подземный ход, ведущий к озеру, окружают его ореолом романтической загадочности. Единое, неразрывное художественное целое с дворцом составляет Гатчинский парк — один из первых пейзажных парков в России.
Заложенный 30 мая 1766 года дворец строился для графа Григория Орлова — фаворита Екатерины II, ближайшего и самого доверенного советника императрицы. Дворец возводился по проекту итальянского архитектора Антонио Ринальди (1709-1794). Надо полагать, выбор зодчего был сделан не без влияния государыни, ценившей высочайшее мастерство и изысканный вкус Ринальди. Екатерина любила посещать усадьбу «Гатчинского помещика», как она называла Г. Г. Орлова, и каждое лето неоднократно приезжала в Гатчину и проводила здесь по несколько дней. Последний раз императрица посетила Гатчинский дворец, причем в сопровождении цесаревича и его супруги, 23 мая 1777 года, когда работы во дворце уже подходили к концу.
Неизвестный художник.
Портрет Г. Г. Орлова.
1760-1770-е. ГМЗ «Гатчина».
В 1783 году граф Г. Г. Орлов умер, императрица Екатерина II выкупила мызу Гатчина у его наследников и подарила ее своему сыну. Столь щедрый подарок был сделан в честь рождения старшей дочери Павла Петровича и Марии Федоровны — великой княжны Александры Павловны. Цесаревич остался очень доволен полученным даром и писал митрополиту Платону: «Место само собой весьма приятно, а милость сама по себе дорога». С этого момента начинается история великокняжеской, а 1796 года императорской Гатчины. Здесь возникает совершенно особый мир с неповторимой атмосферой: одна из основных (наряду с Петергофом и Царским Селом) загородных императорских резиденций, и вместе с тем уютное родовое и семейное гнездо.
Получив Гатчину, Павел Петрович сразу же начал перестраивать быт ее обитателей, рассматривая новое имение в качестве плацдарма для будущих преобразований в масштабах всей страны.
Ф. Н. Рокотов. Портрет императрицы Екатерины II. 1763. ГМЗ «Павловск».
До 1941 года в собрании Гатчинского дворца-музея.
Г. С. Сергеев. Парад на плацу перед Гатчинским дворцом. ГМЗ «Гатчина».
«Утро все в жертву приносилось Марсу и Беллоне, а остальная часть дня посвящаема была забавам… Стол всегда прекрасный, по вечерам музыка в саду и разные игры, или благородный театр или немецкий; в саду качели, кегли, свайка, в комнатах волан, жмурки, фанты, танцы и разные другие игры. Всякий ими пользовался и принимал во всех забавах участие. Свобода в обращении у меньшего Двора ничем не стеснялась, и каждый забывал, что у будущего Царя в гостях», — вспоминал князь И. М. Долгоруков. Любимым развлечением великокняжеской четы были театральные представления. В Гатчинском дворце был небольшой, но, по отзывам современников, очень хороший театр. Спектакли шли почти ежедневно. Особенно любили модную забаву — любительские пьесы с пением и балетом, роли в которых исполнялись придворными. В особенно торжественных случаях подробные инструкции и программы собственноручно составляла сама великая княгиня. Как, например, в празднование дня рождения Павла Петровича (20 сентября), когда спектакль сопровождался иллюминацией сада и фейерверком. Пьесы для театра писали Г. И. Чернышев и Ф.-Г. Лафермьер, а музыку — Д. С. Бортнянский.
Через пять дней после своего вступления на престол, 11 ноября 1796 года, Павел I даровал мызе городские права. По мысли императора Гатчина должна была стать образцовым городом Российской империи. Наступил новый этап и в развитии дворца. Ничто теперь не мешало Павлу воплотить в жизнь свою давнюю мечту — перестроить его и перепланировать помещения так, чтобы он соответствовал своему новому статусу — императорской резиденции. Абсолютное большинство работ выполнялось по проектам и под руководством архитектора Винченцо Бренна (1747-1818), творчество которого в наибольшей степени отвечало вкусам его сюзерена.
Приорат заслуживает особого внимания не только с исторической точки зрения, но и как первоклассный архитектурный памятник, а также как постройка, возведенная по уникальной землебитной технологии — из прессованной и просушенной земли.
Апофеозом торжеств 1799 года стало событие, которое в первый раз произошло в стенах загородного дворца. 11 ноября «при Дворе Его Императорского Величества учинено было Общее собрание Правительствующего Сената». Собрание происходило в Чесменской галерее дворца, где специально был установлен императорский трон.
В 1800 г. императорский двор переехал в Гатчинский дворец в августе и оставался здесь до ноября. В виду придворного траура по случаю кончины великой княжны Марии Александровны, жизнь во дворце той осенью была тихой, в отличие от предыдущего года, запомнившегося пышными праздниками и церемониями. 1 ноября Павел I отправился в Петербург для освящения своей новой резиденции — Михайловского замка. Как оказалось, что уезжая в этот день, он покидал любимую Гатчину навсегда.
После гибели императора Павла I в результате дворцового переворота в ночь с 11 на 12 марта 1801 года, Гатчина переходит в собственность его вдовы — императрицы Марии Федоровны. Больше 27-ми лет — вплоть до своей смерти, 24 октября 1828 года, она была полноправной владелицей дворца и города. Вдовствующая императрица регулярно бывала в Гатчинском дворце, однако крупных строительных работ в нем не велось. В 1809-1811 годах были внесены лишь некоторые изменения в оформление ряда интерьеров главного корпуса. Эти работы проводились под руководством А. Н. Воронихина. Одной из стоявших перед ним задач было приспособление помещений дворца «на случай зимнего пребывания».
Согласно завещанию Марии Федоровны Гатчина перешла к императору Николаю I. 28 декабря 1828 были опубликованы именные указы Сенату и министру императорского двора, согласно которым «Гатчинский дворец со всеми принадлежащими к оному зданиями, заведениями, садами, деревнями и всякими угодьями» становился личной собственностью царствующего императора и поступал в ведомство министерства императорского двора.
С Гатчинским дворцом Николай Павлович был знаком с раннего детства. В своих заметках, посвященных младенческим годам, он описывает некоторые события придворной жизни павловской эпохи. Николаю было тогда три с половиной года, естественно, его воспоминания носят отрывочный характер. Однако он запомнил, как «во время происходившего на гатчинском дворе парада отец, бывший на коне, поставил меня к себе на ногу», «как несли первые штандарты кавалеров Мальтийской гвардии». Несколько раз в этих достаточно коротких записках Николай пишет о взаимной любви младших детей и своего отца — императора Павла I: «Отец мой нас нежно любил»; «Мы очень любили отца, и обращение его с нами было крайне доброе и ласковое». Это подтверждается свидетельством барона М.А. Корфа, по словам которого Павел «страстно любил малолетних детей своих» и «когда только являлся досуг, он играл с ними и забавлял их, как отец семейства в частном быту. Великих князей Николая и Михаила Павловичей он обыкновенно называл: мои барашки, мои овечки, и ласкал их весьма нежно».
Любовь к отцу, постоянное уважение к его памяти подпитывались матушкой, создавшей своеобразный культ своего супруга. Посеянные семена пали в благодатную почву. Николай подхватил идею Марии Федоровны по созданию в Гатчинском дворце мемориала Павла I. Сначала речь шла о сохранении в неприкосновенности его личных комнат на первом этаже Центрального корпуса. Они не только поддерживались в неизменном виде, но и регулярно пополнялись предметами, принадлежавшими покойному императору.
Несмотря на внимательное отношение к прошлому дворца, пребывания императорской семьи здесь в 1830-е были весьма кратковременны. Значительная часть времени посвящалась различным развлечениям: спектаклям, на которые приглашалось до 300 человек, балам, обедам, охотам в Зверинце. Когда посещение совпадало с военными маневрами, проводившимися в окрестностях Гатчины, Николай Павлович почти никогда не оставался ночевать во дворце, а по окончании увеселений отправлялся в поле к войскам, где для него раскидывалась палатка, в которой он оставался на ночлег. По воскресным и праздничным дням в дворцовой церкви совершались литургии при участии хора, в котором обязательно пели великие князья и княжны и сам государь.
Первое по-настоящему длительное пребывание в Гатчине относится к 1844 году: с 14 сентября по 21 ноября. Причиной его послужило печальное событие: кончина великой княжны Александры Николаевны. Императорская семья проводила здесь время в трауре и в полном уединении. Именно тогда окончательно стало ясно, что дворец не приспособлен для проживания императорской семьи и двора. Помещения его устарели и физически, и морально. Во дворце длительное время не проводилось серьезных ремонтных работ, поэтому многие апартаменты находились в плачевном состоянии. Кроме того, комнаты императорской семьи уже не соответствовали требованиям комфорта того времени, а залы не могли выполнять представительские функции.
В кратчайшие сроки архитектором Р. И. Кузьминым был подготовлен проект, и уже в декабре 1844 года Николай I подписал указ о перестройке одного из боковых корпусов – Кухонного каре. Весной 1847 года начинаются активные работы в Арсенальном каре, где располагались апартаменты императорской семьи. Арсенальное каре по сути дела превратилось в новый обширный дворец, включавший в себя свыше двухсот помещений. 30 июля 1852 года все вновь отделанные комнаты в Арсенальном каре были освящены, что знаменовало собой окончание работ. Р. И. Кузьмин блестяще справился с поставленной задачей. Не зная истории дворца, можно подумать, что он создавался не десятилетиями, а родился как творение одного мастера. Настолько тактично Р. И. Кузьмин отнесся к достижениям своих предшественников, стараясь оставить все лучшее, что было создано ими, творчески развивая и дополняя их идеи.
Во время строительных работ, с 1847 по 1852 год, Николай I бывал во дворце эпизодически. Памятным было лишь посещение дворца в 1851 году. 1 августа этого года произошло знаменательное событие в истории Гатчины — открытие памятника императору Павлу I. После торжественной церемонии был устроен смотр гвардейским частям, сформированным в царствование Павла I, во время которого восьмилетний великий князь Николай Александрович в мундире лейб-гвардии Павловского полка прошел парадным маршем во главе первого взвода этого полка. А шестилетний великий князь Александр Александрович (будущий император Александр III), в солдатской форме Павловцев, в высоком остроконечном кивере и с ружьем у ноги, стоял на часах у монумента. В тот же день, состоялся обед, после которого высочайшие особы с гостями вышли на балкон Белого зала, где «кушали кофе и обозревали представленных их величествам нижних воинских чинов одетых в форму времен Императора Павла I».
Во время работ по перестройке здания Николай I окончательно пришел к выводу, что Гатчинский дворец должен стать не просто еще одной загородной императорской резиденцией. По мысли Николая во дворце и, в первую очередь, в Арсенальном каре должны были быть созданы определенные тематические комплексы музейного характера, связанные, прежде всего, с павловской эпохой. Это полностью отвечало отношению Николая I к истории и дворцовым собраниям. В 1840-е годы в Зимнем дворце были оформлены известные Романовская и Петровская галереи. Практически в те же годы, когда велась перестройка Гатчинского дворца, шло строительство Нового Эрмитажа, торжественное открытие которого состоялось 5 февраля 1852 года. В процессе его строительства, видимо, императору стало ясно, что далеко не все коллекции можно будет разместить в новом здании. Гатчинский дворец как нельзя лучше подходил для этой цели; именно тогда началось создание «пригородного Эрмитажа», как часто называли дворец до Великой Отечественной войны. Поступление предметов в Гатчину в 1850-е годы шло постоянно. Преобладающую роль среди них играли портреты эпохи Екатерины II и Павла I. Это привело к тому, что даже в знаменитой Китайской галерее не только размещалась богатейшая коллекция восточного фарфора, но и большое количество портретов современников Павла I и членов его семьи. Гатчинское собрание включало в себя работы А. П. Лосенко, В. Эриксена, Ф. С. Рокотова, В. Л. Боровиковского, С. С. Щукина, С. Тончи и других знаменитых живописцев.
В 1853 году Николай I посетил Гатчину уже четыре раза: с 1 по 9 мая, 6-го июня, когда он приезжал для встречи своей сестры королевы Нидерландов — Анны Павловны, с 15 по 17 августа, когда состоялись проводы королевы и, наконец, с 29 октября до последних чисел ноября. Впервые Николай I провел в Гатчине целый месяц не ввиду чрезвычайных обстоятельств, а, можно сказать, в «плановом порядке», выезжая в этот период только на полковые праздники в Царское Село и Петербург и обязательно возвращаясь в тот же день обратно. Пребывание во дворце императорской семьи в 1854 г. было еще более длительным: с 4 октября по 21 декабря. В первый же день император в сопровождении великих князей и свиты выехал на плац перед дворцом, где совершились проводы Егерского полка, выступавшего в поход на Крымскую войну. Затем практически каждый день Николай I провожал различные воинские части в действующую армию.
Совершенно иначе, чем в последние годы николаевского царствования, выглядит картина высочайших посещений при императоре Александре II, который явно никакого интереса к пребыванию в Гатчинском дворце не испытывал. За свое более чем 25-летнее царствование он лишь 5 раз оставался во дворце дольше, чем на сутки. Причем 4 из них приходится на 1856, 1858, 1859 и 1862 годы, то есть на первые годы правления. В 1857 г. в Гатчину была переведена Императорская охота и дворец интересовал императора чаще всего как место кратковременного отдыха или ночлега при выездах на охоту.
Великий князь Александр Александрович вплоть до своего вступления на престол также посещал Гатчину довольно редко. По крайней мере, если судить по специальному журналу для записывания высочайших пребываний в Гатчине, заведенному в Гатчинском дворцовом правлении, начиная с 1865 г., когда Александр стал наследником, он ни разу не провел во дворце более 2-х дней. Чаще всего целью посещения, как и у его отца, была охота. Великокняжеская жизнь Александра Александровича, казалось бы, не предвещала выбора им Гатчины в качестве своей основной резиденции. Объяснения этому шагу могут быть различны. Чаще всего мемуаристы и историки писали о паническом бегстве монарха в стремлении обезопасить свою жизнь. Однако императрица Мария Федоровна в одном из писем прямо говорила, что «Саша был так счастлив выехать из города, который стал таким отталкивающим для него после всех горестей и ужасов, пережитых нами там». В пользу Гатчины сыграли два обстоятельства: уединенность дворца и его относительная отдаленность от столицы и то, что в отличие от Царского села, Гатчина не была столь тесно связана с предыдущим царствованием. В.П. Мещерский записал слова Александра III, что «Царское слишком полно воспоминаний о покойном отце». Выезд в Гатчину помогал решить и еще одну проблему: стремление Александра III во что бы то ни стало сократить до минимума представительские функции. Он и в великокняжеский период, и в последующие годы своего правления относился к ним как к тяжкой обязанности, а в первые дни и недели после столь неожиданного и трагичного вступления на престол они были для него особенно обременительны.
Свою роль сыграло, безусловно, и стремление обеспечить собственную безопасность. Охрана дворца была организована очень тщательно. Ежедневно осматривались все подвалы, чердаки и внутренние комнаты. Переходы из Кухонного каре в Центральный корпус были опечатаны. В Арсенальное каре был оставлен только один вход. Рабочие пропускались во дворец только по пропускам с фотографией (что было новшеством) и после тщательного осмотра. В ведомости постов городовых, назначенных для охраны Гатчинского дворца и парка, датированной сентябрем 1881 г. насчитывалось 34 (!) поста. Помимо дворцовой полицейской команды караул во дворце несли воинские части. Прежде всего, это Кирасирский полк, квартировавший в Гатчине.
Переезд в Гатчину императорской семьи состоялся 27 марта 1881 года. Государственная деятельность с отъездом государя из столицы не остановилась ни на одну секунду. Был организован специальный поезд из Петербурга в Гатчину. Сюда приезжали министры на прием, здесь представлялись императору. Кроме того, активно использовались достижения технического прогресса конца XIX века, в первую очередь телеграф и телефон.
Для своего пребывания в Гатчине императорская семья избрала комнаты в антресольном этаже Арсенального каре. Здесь не было ни помпезности, ни роскоши. Комнаты были сравнительно небольшие, с низкими потолками и «похожими на каюты».
В Гатчине в полной мере проявился интерес Александра к коллекционированию. Причем, он не просто приобретал произведения искусства. Он, выражаясь современным языком, создавал собственные экспозиции. В переписке о размещении предметов часто встречается фраза, что «по сему предмету его величеству благоугодно лично дать указания, по переезде в Гатчину».
Смерть императора Александра III в 1894 году явилась судьбоносным рубежом не только в истории Российской империи, но и в жизни Гатчины. Дворцово-парковый ансамбль, за тринадцать лет его царствования приведенный в идеальное состояние, сохранив статус императорской резиденции, редко видел нового монарха. Николай II в Гатчине бывал эпизодически, приезжая в основном на охоту и для встреч с матерью. Не проходило здесь и крупных мероприятий государственного уровня: больших приемов, торжеств.
Гатчинский дворец после 1894 г. оставалась одним из постоянных местопребываний вдовствующей императрицы Марии Федоровны. Чрезвычайно показательно, что, когда в 1897 году проходила первая всеобщая перепись населения Российской империи, на вопрос: «Где обыкновенно проживает» Мария Федоровна ответила: «В Гатчине Санкт-Петербургской губернии». А в пункте анкеты о временном пребывании написала: «Временно в Санкт-Петербурге»[2].
Свои гатчинские будни императрица делила между приемами официальных особ, прогулками по парку и городу, развлечениями в узком кругу приближенных лиц, которые устраивались, как правило, вечером или в праздничные дни. Много времени Мария Федоровна тратила на благотворительность, богоугодные и учебные заведения, чем традиционно занимались все российские императрицы. Первым событием общегородского масштаба в царствование императора Николая II явилось празднование в 1896 г. столетия со дня дарования императором Павлом I Гатчине городских прав. 10 ноября, накануне юбилея, в Гатчинском дворце состоялся прием делегации города императорской семьей.
Причем сначала депутацию приняла императрица Мария Федоровна, только затем Николай II и императрица Александра Федоровна. 11 ноября в 10 часов утра в Павловском соборе началась литургия с молебном, после которого перед храмом состоялся парад. Город украсили флагами, а вечером была иллюминация. Этот день был объявлен неприсутственным для всех служащих административных учреждений и воспитанников всех учебных заведений Гатчины. Тогда же по высочайшему повелению старейшая и самая крупная улица города — «Большой проспект» была переименована в «Проспект императора Павла I».
Помнили и о другом «гатчинском» императоре — Александре III. Его именем было названо крупнейшее в городе учебное заведение — Реальное училище, открытое в 1900 году. В 1909-1910 годах прорабатывался вопрос установки в Гатчине памятника Александру III. Работа была поручена известному скульптору Л. А. Бернштаму. Им было разработано два варианта памятника: конный и пеший. Николай II указал, что решение вопроса ему «угодно отложить до выяснения желания ее величества государыни императрицы Марии Федоровны»[3]. К сожалению, по неизвестным причинам, он так и не был установлен.
Последний раз императрица посетила дворец в июле 1915 года. Больше официальных пребываний лиц императорской фамилии здесь не было. Однако история Гатчины как «родового гнезда Романовых» на этом не заканчивается. Здесь в качестве частного лица поселяется великий князь Михаил Александрович. Он проживал в городе, но постоянно посещал дворец и парк. Здесь его застали события 1917 года, здесь он был арестован.
А в истории бывшей императорской резиденции наступили новые времена…
Вдовствующая императрица Мария Федоровна,
великая княгиня Ксения Александровна,
великий князь Михаил Александрович
и великая княжна Ольга Александровна
в Собственном саду. 1898. Фотограф А. И. Смирнов.
Государственный архив Российской Федерации.
[1] РГИА. Ф. 496. Оп. 3. Д. 1777. Указано М. Б. Асварищем.