павел великанов священник биография
Русская Православная Церковь
Официальный сайт Московского Патриархата
Главные новости
Святейший Патриарх Кирилл благословил перенесение празднования Собора Кольских святых
В Неделю 21-ю по Пятидесятнице Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в Александро-Невском скиту
Святейший Патриарх Кирилл принял участие в Международном съезде учителей и преподавателей русской словесности
Святейший Патриарх Кирилл принял руководителя Правового управления Московской Патриархии игумению Ксению (Чернегу)
Назначен и.о. заместителя председателя Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата
Павел Великанов, протоиерей
Дата рождения: 20 августа 1971 г.
Страна: Россия Биография:
Родился 20 августа 1971 г. в Алма-Ате. В 1988 г. окончил среднюю школу № 2 г. Кисловодска.
В 1990 г. поступил в Московскую духовную семинарию, которую окончил в 1994 г., в том же году поступил в Московскую духовную академию.
В 1998 г. окончил МДА со степенью кандидата богословия, защитив кандидатскую диссертацию по теме «Православная оценка влияния технократической цивилизации на внутренний мир современного человека».
15 марта 1997 г. рукоположен в сан диакона, 21 сентября 1997 г. ― в сан пресвитера.
С 1998 г. — преподаватель Основного богословия в МДС. В 1999-2002 гг. ― преподаватель Основного богословия в Сретенской духовной семинарии, в 1999-2001 гг. ― преподаватель Основного богословия на факультете образования военнослужащих Православного Свято-Тихоновского богословского института.
В 1999-2003 гг. ― художественный консультант художественно-производственного предприятия «Софрино». В 2001-2002 гг. ― преподаватель Истории русской религиозной мысли в МДА. В 2003-10 гг. ― секретарь Ученого совета МДА.
В 2005 г. возведен в сан протоиерея.
С 2005 г. ― автор еженедельной передачи «Религиозная энциклопедия» на «Радио России» (цикл «Мир. Человек. Слово»), а также участник «Пастырских бесед».
С 2005 г. — доцент МДА.
В 2007-2021 гг. — главный редактор научного богословского портала Богослов.ru.
27 июля 2009 г. решением Священного Синода включен в состав Межсоборного присутствия.
С июня 2010 г. по январь 2013 г. — проректор по научно-богословской работе МДА. 30 августа 2010 г. утвержден в должности председателя Научно-методического совета МДА.
C марта 2013 г. — настоятель Пятницкого подворья Троице-Сергиевой лавры в Сергиевом Посаде (Московская область).
В 2018-2020 гг. — заведующий кафедрой богословия МДА.
С ноября 2019 г. по сентябрь 2020 г. — первый проректор Сретенской духовной семинарии.
1994 г. ― Московская духовная семинария.
1998 г. ― Московская духовная академия (кандидат богословия).
Протоиерей Павел Великанов
Должность:
Доцент кафедры Богословия
Ученое звание: Доцент
Ученая степень: Кандидат богословия
Дата иерейской хиротонии: 21 сентября 1997 г.
Дата диаконской хиротонии: 15 марта 1997 г.
Дата рождения: 20 августа 1971 г.
Тезоименитство: 12 июля н. ст.
Образование:
Повышение квалификации:
Преподаваемые в Академии дисциплины и практики:
Современные вызовы христианской вере; Основное Богословие; Апологетическая практика
Стаж педагогической (научно-педагогической) работы: с 2002 г.
Стаж работы в Академии: с 2002 г.
Награды (год получения):
Биография:
С 1990 г. по 1994 г. обучался в МДС.
С 1994 г. по 1998 г. обучался в МДА. В 1998 г. защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата богословия на тему «Православная оценка влияния технократической цивилизации на внутренний мир современного человека».
С 1999 по 2002 гг. преподаватель основного богословия в Сретенской духовной семинарии.
С 1999 по 2001 гг. преподаватель основного богословия на факультете образования военнослужащих Православного Свято-Тихоновского богословского института.
С 1999 по 2003 гг. художественный консультант художественно-производственного предприятия «Софрино».
С 2001 по 2002 гг. преподаватель истории русской религиозной мысли в МДАиС.
С 2003 по 2010 гг. нёс послушание секретаря Ученого совета МДАиС.
С 2005 г. по 2015 г. автор еженедельной передачи «Религиозная энциклопедия» на «Радио России».
С 2005 г. доцент Московской православной духовной академии.
С 2007 г. по настоящее время главный редактор научного богословского портала Богослов.ru.
27 июля 2009 г. решением Священного Синода включен в состав Межсоборного присутствия.
С 2009 г. по настоящее время член экспертного совета Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви.
С 2010 по 2013 г. нес послушание проректора по научно-богословской работе МДА.
С 2010 года по 2013 г. Председатель Научно-методического совета МДА.
С 2013 г. по настоящее время член Коллегии по научно-богословскому рецензированию и экспертной оценке.
С 2013 года по настоящее время – автор программ «Радио Вера» «Евангелие дня», «Частное мнение».
С 2014 г. по настоящее время преподаватель курса «Современные вызовы христианской вере», магистратура МДА.
В декабре 2018 года Учёным Советом МДА избран заведующим кафедрой богословия.
С января 2019 г. по настоящее время главный редактор научного журнала МДА «Вопросы богословия».
Область научных интересов: психология, апологетика, основное богословие
Научные публикации:
4 публикации в РИНЦ; 3 статьи опубликованы в журналах ВАК. Автор более 70 публикаций, 40 докладов и интервью.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Протоиерей Павел Великанов
Родился 20 августа 1971 г. в г. Алма-Ате. Отец – профессор, доктор медицинских наук; мать — преподаватель, кандидат химических наук.
В 1988 г. закончил с медалью СШ № 2 г. Кисловодска с углублённым изучением английского языка.
В 1990 г. поступил в МДС, которую закончил в 1994 г., и в том же году поступил в МДА.
В 1998 году окончил МДА со степенью кандидата богословия, защитив кандидатскую диссертацию на тему: «Православная оценка влияния технократической цивилизации на внутренний мир современного человека».
Рукоположен во диакона 15 марта 1997 г., рукоположен во иерея 21 сентября 1997 г.
С 1998 года является преподавателем Основного Богословия в МДС.
С 1999 г. по 2002 г. – преподаватель Основного Богословия в Сретенской духовной семинарии.
С 1999 г. по 2001 г. – преподаватель Основного Богословия на Факультете образования военнослужащих Православного Свято-Тихоновского Богословского Института.
С 1999 г. по 2003 г. – художественный консультант ХПП РПЦ «Софрино».
С 2001 г. по 2002 г. – преподаватель Истории русской религиозной мысли в МДА и МДС.
С 2003 г. – Секретарь Учёного совета МДАиС.
В 2005 г. возведён в сан протоиерея.
С 2005 г. – автор еженедельной передачи «Религиозная Энциклопедия » на «Радио России» (цикл «Мир. Человек. Слово»), а также участник «Пастырских бесед».
С 2005 г. – доцент МДА.
В апреле 2007 г. назначен главным редактором научного богословского портала «Богослов.Ru «.
С августа 2009 г. – руководитель совместного образовательного интернет-проекта «Радио России» и портала «Богослов.Ru» «Мир. Человек. Слово».
27 июня 2009 г. решением Священного Синода включен в состав Межсоборного Присутствия (Комиссия по вопросам духовного образования и религиозного просвещения, Комиссия по вопросам богословия, Комиссия по вопросам организации церковной миссии, Комиссия по вопросам информационной деятельности Церкви и отношений со СМИ – секретарь комиссии). Член Информационной группы Межсоборного Присутствия.
С ноября 2009 г. – член Экспертного Совета Синодального отдела по религиозному образованию и катехизации.
2010 г.-январь 2013 года — проректор по научно-богословской работе МДА.
Настоятель Пятницкого Подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры.
Женат, имеет четырёх детей.
Зачем священник завел дома червей
Приблизительное время чтения: 7 мин.
Протоиерей Павел Великанов, настоятель Пятницкого подворья Троице-Сергиевой лавры, несколько лет назад переехал из городской квартиры в дом деревенского типа в Сергиевом Посаде. И однажды решил превратить свое жилище в настоящую экосистему, которая производит минимум отходов и максимум тепла и красоты. О том, как организовать экомир у себя дома, отец Павел рассказал журналу «Фома».
— Когда мы переехали в дом, стало понятно, что здесь можно организовать совсем другую жизнь, нежели в квартире. Поэтому все получилось естественным путем: появилась печка, потом завели кур, стали заниматься огородом — наладился процесс утилизации отходов. Но, конечно, все это было постепенно, не сразу — шаг за шагом двигались к этой цели.
Шаг 1. Печка: натуральное тепло вместо использования нефтегаза
В моих планах было построить не обычную печку, а с высокой теплоэффективностью. Поэтому сначала, как и полагается, было знакомство с литературой по печному делу в РГБ (Российской государственной библиотеке). Там я нашел книгу практически забытого сегодня гениального теплотехника начала ХХ века И.С. Подгородникова и проект печи «Теплушка». Макет ее сделали вместе с одним студентом самостоятельно из пенополистирольных кирпичиков, а потом и сама печка была сложена с Божьей помощью. И вот моей печке уже шестнадцать лет и за это время я ее ни разу не чистил! Конструкция — гениальная, ничего не забивается — потому что забиваться нечему: дымоходов как таковых нет!
С появлением печки решилась и первая задача — туда стало уходить все, что горит: бумага, картон, дерево, упаковки. А зола, которую мы получаем — это ценнейшее удобрение для растений.
В печке еще одно явное преимущество — в ней можно готовить, а значит, экономить газ. Был один забавный случай. К нам на Рождество пришли человек сорок иконописцев в гости. Завариваем чай, но из одного чайника такую ораву не напоить. Поставили чугунки с водой в печку. Стали разливать. И тут гости говорят: налейте мне не вот этого чая, а вот того, из печки. Странно: одна и та же заварка, одна и та же вода, но вскипяченная в печке, она была совершенно другого вкуса. Все потому, что в печке она по-другому кипятится. Лучевое тепло доводит воду до кипения в 98 градусов и выше не поднимается. Китайцы такое явление называют «белый ключ» — из-за маленьких беленьких булькающих пузырьков.
Шаг 2. Сортируем пищевые отходы. Стадия первая — заводим кур
Несмотря на то, что участок при доме был совсем небольшим, мы не побоялись завести кур. Держать таких животных в частном доме — естественно, и мы решили себе в этом не отказывать.
Так, те пищевые отходы, которые не испортились, мы отдаем курам. Это один сплошной плюс — теперь у нас всегда есть, кому отдать хлебные крошки, вчерашний обед, кожуру овощей, а еще и свежие яйца едим каждый день.
Многим кажется, что держать кур хлопотно — это совсем не так. За ними уход простой: корми, пои, забирай вовремя яйца, чтобы они их не расклевывали. Убираюсь у них раз в два месяца — этого достаточно.
Шаг 3. Сортируем пищевые отходы. Стадия вторая — черви
Перед каждым стоит вопрос, куда девать испорченные пищевые отходы. Как-то на глаза мне попалась статья, где говорилось, что кухонные отходы можно перерабатывать с помощью червей. Тогда я накопал горсть навозных червяков в огороде соседа, положил их в металлический ящик и набросал им отходов. Этот ящик просто стоял в коридоре, без специальных дырочек для воздуха.
На удивление, не было ни запаха, ни мошек. Запах появляется, когда нарушается кислотность этого питательного субстрата — когда он начинает не перегнивать, а киснуть. Чтобы этого не происходило, туда добавляется доломитовая мука и бактерии. Приобрести их тоже несложно.
Потом – следующий уровень – купил особенных червей – Дендробену и Владимирского старателя, тогда и соорудил коробки с вентиляцией, как положено. Объемы отходов стали другими, все-таки стали жить в доме постоянно, а не наездами. Что важно, такую коробку с червями можно держать не только в загородном доме, но и в квартире. Она не займет много места, но при этом это выход из вечной проблемы, куда можно утилизировать отходы, не выбрасывая еду.
Так, все порченное, подгнившее, за исключением нескольких категорий — цитрусовых, мяса, рыбы, лука и чеснока — мы стали отдавать червям, которые перерабатывали это в гумус. Чайная ложка такого гумуса даёт невероятный толчок роста растениям. А еще черви — это идеальный белковый продукт для кормления тех же кур. И я уже не говорю про рыбалку!…
К слову, это не занимает много времени. Червей достаточно проверять один раз в неделю. Когда гумуса накопится слишком много, его нужно высыпать на картон и положить под лампу или солнечный свет, чтобы червяки успели отползти на нижний слой и можно было собрать верхний. На это требуется максимум час.
Шаг 3. Сортируем пищевые отходы. Стадия третья — компостная яма
Все, что нельзя отдать курицам и червям, можно высыпать в специальный ящик для компоста. Идеально, когда таких ящиков три, размером каждый с кубический метр. Постепенно заполняем их по очереди — и каждый год можно сажать прямо туда тыкву, кабачки, огурцы — они великолепно растут на свежем полуперепревшем компосте.
Шаг 4. Пластмассовые бутылки: используем в хозяйстве, а не выкидываем
Применение пластмассовым бутылкам нашлось в огороде. Я фанат высоких грядок, которые можно сделать как раз при помощи «воздушной подушки» из бутылок. Грядки получаются приподнятыми от земли сантиметров на пятьдесят, хотя их можно делать и выше. На высокой грядке земля нагревается гораздо быстрее, чем на низкой. А еще это просто удобно — не надо наклоняться, чтобы прополоть или полить.
Для такой гряды надо собрать бутылки с крышками — они будут служить герметичным теплоизолятором. Эти бутылки уложить в основание короба, на котором впоследствии будет грядка. Сверху, чтобы между бутылками не просыпалась земля, кладётся обычный картон, и лишь затем засыпается земля. Это нужно для того, чтобы насыпную землю изолировать от материковой земли. Зона корневого роста растений тридцать, максимум пятьдесят сантиметров — на такую высоту и надо делать грядку.
Так решается сразу несколько проблем — вы не захламляете окружающую территорию, т.к. эти бутылки очень долго будут лежать в грядках. И, главное, они не будут попадать под прямое воздействие солнечных лучей — не будет вреда экологии. А вот при сжигании пластмассы все вредные вещества выбрасываются в атмосферу.
Шаг 5. Сортировка мусора
Стекло, металл и полиэтилен я также стараюсь сортировать отдельно. К счастью, сейчас все чаще можно встретить баки с раздельным сбором мусора.
Шаг 6. Деревенская жизнь: свои продукты вместо магазинных
Главное, чем я занимаюсь по дому — выращиваю растения и ухаживаю за теплицами. В доме у меня стоит специальная лампа, под которой растут саженцы — их я пересаживаю в огород. Это очень удобно: и зимой и летом есть свежая зелень. А уже в мае у меня была своя клубника.
Недавно мы стали делать и домашние йогурты. Покупаем натуральное молоко, а закваску берем сухую, готовую. Так у нас получается настоящий греческий йогурт, только гораздо дешевле — это большая экономия.
Шаг 7, заключительный. Возделываем не только землю, но и душу
В «Русском дворце интересов», семейном досуговом центре Сергиева Посада при Пятницком Подворье, есть курс «Природное земледелие». Ведёт этот курс профессиональный агроном. На первом занятии он задаёт слушателям вопрос: «Зачем заниматься огородничеством?». Сперва можно подумать, что ответ прост: «Чтобы иметь свои экологически чистые продукты».
Но свежие продукты — это результат, а не самоцель. Гораздо важнее сам процесс возделывания земли, ухода за живым творением Божиим, соприкосновение с подлинным. Это возможность побыть наедине с собой, прислушаться к себе, почувствовать умиротворение, ощутить, что и ты — часть Его прекрасного живого мира.
Для меня земледелие — это тоже форма духовного делания. Интересно кстати, насколько тяга к земле проявлялась в советское время, эпоху официального атеизма. Даже возле пятиэтажек старались что-то посадить. И я думаю, что это естественно — жить и возделывать землю: таким образом тоже проявляется тяга нашей души к созиданию, преображению. На примере своего отца я могу сказать это совершенно точно. Он приезжал на дачу и словно бы проходил сеанс «перезагрузки»: отдалялся от всего житейского, отдыхал от суеты и лишнего общения, просто молчаливо погружался в работу.
И, как оказалось, то, на что мы смотрим как на обременительную обязанность (возиться с мусором, копаться в огороде) может стать для нас возможностью — возможностью по-другому почувствовать мир и себя в нем, снять напряжение от нашей нервной жизни. Да, это безусловно нужно природе – уже изнемогающей от незнающего пределов алчности человечества. Но это нужно и нашей собственной душе, которая слишком часто забывает радость соприкосновения с чем-то ощутимо настоящим…
Протоиерей Павел Великанов
Родился 20 августа 1971 г. в г. Алма-Ата (Казахстан). Отец ― профессор, доктор медицинских наук; мать ― преподаватель, кандидат химических наук.
В 1988 г. с медалью окончил среднюю школу № 2 с углубленным изучением английского языка г. Кисловодска (Россия, Ставропольский край).
В 1990 г. поступил в Московскую духовную семинарию, которую закончил в 1994 г., и в том же году поступил в Московскую духовную академию.
В 1998 г. окончил МДА со степенью кандидата богословия, защитив кандидатскую диссертацию по теме «Православная оценка влияния технократической цивилизации на внутренний мир современного человека».
15 марта 1997 г. рукоположен во диакона, 21 сентября 1997 г. ― во пресвитера.
С 1998 г. является преподавателем основного богословия в МДС. В 1999-2002 гг. ― преподаватель основного богословия в Сретенской духовной семинарии. В 1999-2001 гг. ― преподаватель основного богословия на факультете образования военнослужащих Православного Свято-Тихоновского богословского института.
В 1999-2003 гг. ― художественный консультант художественно-производственного предприятия «Софрино».
В 2001-2002 гг. ― преподаватель истории русской религиозной мысли в МДАиС. В 2003-2010 гг. ― секретарь Ученого совета МДАиС.
В 2005 г. возведен в сан протоиерея.
С 2005 г. ― автор еженедельной передачи «Религиозная энциклопедия» на «Радио России» (цикл «Мир. Человек. Слово»), а также участник «Пастырских бесед».
В том же году удостоен ученого звания доцента в МДА.
В апреле 2007 г. назначен главным редактором научного богословского портала Богослов.ru.
27 июля 2009 г. решением Священного Синода включен в состав Межсоборного присутствия.
С ноября 2009 г. ― член экспертного совета Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви.
29 января 2010 г. решением президиума Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви введен в состав четырех комиссий Межсоборного присутствия: по вопросам богословия; по вопросам организации церковной миссии; по вопросам духовного образования и религиозного просвещения; по вопросам информационной деятельности Церкви и отношений со СМИ (секретарь комиссии).
9 июня 2010 г. Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом утвержден в должности проректора по научно-богословской работе МДА. В январе 2013 г. освобожден от занимаемой должности.
30 августа 2010 г. утвержден в должности председателя Научно-методического совета МДА.
C марта 2013 г. — настоятель Пятницкого подворья Троице-Сергиевой лавры.
Решением Ученого совета МДА от 27 декабря 2018 г. назначен заведующим кафедрой богословия.
17 октября 2019 г. в связи со сменой ректора, согласно Уставу МДА, переизбран заведующим кафедрой богословия.
В ноябре 2019 г. назначен на должность первого проректора Сретенской духовной семинарии.
Новая книга протоиерея Павла Великанова представляет собой сборник рассказов малой формы, описывающих самые разные периоды и стороны жизни священника. Это и истории из его семинарских будней, и заметки путешественника, и тонкие, проникнутые светом афонские сюжеты, портреты, впечатления. В сборник входят также рассказы о прихожанах и его собственной семейной жизни. Круг тем тоже достаточно велик: от вечных вопросов русской литературы — судьбы «маленького человека», поисков духовного пути, сострадания и равнодушия — до забавных социально-бытовых поведенческих казусов, случившихся с героями историй.
»Эту книгу можно прочитать по-разному. Кто-то в ней увидит едва ли не подробную исповедь автора. Кто-то — сплошные небылицы и фантазии. Третий просто покрутит у виска пальцем: что с этих церковников взять?
Соглашусь со всеми. Где заканчивается реальная история и начинается нечто иное — об этом автор никому не расскажет. Но то, что практически всё описанное или так и было, или могло быть — а, возможно, где-то именно так и случилось — пусть не вызывает никаких сомнений.
Для меня работа над этими текстами была новым, неожиданно радостным опытом вглядывания, всматривания в обычную жизнь как бы чуть сверху — и со стороны. Говорят, духовные люди видят, как повсюду «жизнь жительствует» — и мне тоже очень захотелось хотя бы немного «подсмотреть» это «жительствование».
И, конечно же, мне хочется поблагодарить всех тех, кто тем или иным образом оказался соучастником появления этой книги: прежде всего, моих любимых детей, всех близких родственников и друзей, которые хоть и разбросаны по разным континентам, но ведь у сердца своя «коммуникация», которой и тысячи километров — не помеха.»
Протоиерей Павел Великанов запись закреплена
Протоиерей Павел Великанов запись закреплена
Как же важно регулярно «прочищать» эти сосуды, по которым движется сила жизни! И причина этих «пробок», как правило – область мыслительная, воображение, где и прилепают к стенкам, словно холестериновые бляшки, страхи, опасения, беспокойства, недовольства, разочарования. И лучшее средство от любых видов заторов – это вера. Глубока, искренняя, от души и из самой глубины.
Вот и хочется в это солнечное утро пожелать всем устойчивой и чистительной веры – чтобы Жизнь текла уверенно и без препятствий!…»
Протоиерей Павел Великанов запись закреплена
«У Бога все живы. Весь мир, всё бытие живёт и дышит духом Божьим. И те люди, которые приходят, и те, которые уходят, всё равно, рождаются ли, уходят ли, пребывают в Боге. Общаясь с Богом, проникаясь Богом, не как каким-то тираном, который в отчуждённых отношениях с нами находится и только и думает, чтобы причинить нам ту или иную боль, а общаясь с Тем, Которым всё живёт, дышит и существует, мы неизбежно начинаем любить тех, кто ушёл, как одно из произведений, одно из отражений Единой Божественной Сущности.»
Протоиерей Павел Великанов запись закреплена
А теперь об отдельных чувствах. Первое из них – чувство некоего огромного целого, всего мироздания, с его видимой и невидимой стороной. Причем такого целого, где всё таинственным образом связано со всем. Целого, с которым и ты самым интимным образом связан, в котором отдается не только каждый твой поступок, но и каждая мысль, каждое душевное движение. Ничего отъединенного, несущественного, пустого не бывает. После «Детства» я в этом была уверена. Это переживание причастности.
Затем – чувство правды. Различение настоящего и поддельного. Это чувство у Толстого тонкое и острое, как бритва. Различение того, что принадлежит жизни, – и того, что мертво, фальшиво, выдумано. В природе поддельного нет, не перестает напоминать Толстой. Оно возможно только в человеческом мире, в социальном. Там его корень обычно – самолюбие или корысть. Оно умеет себя бесконечно оправдывать «благими целями» или «необходимостью», «общепринятостью», «безвыходностью» («а как же иначе?»). Толстой дает понять, что всегда можно иначе. Для этого требуется только не перестать слышать собственный внутренний голос – голос правды.
Затем – чувство эмпатии, в котором у Толстого нет соперников. Это переживание другого изнутри его жизни – и не только другого человека, но и дерева, и зверя, и предмета. Из этого чувства следует переживание какого-то глубочайшего равенства и родства со всеми – и категорическое неприятие насилия в любой форме. И отождествление источника жизни с жалостью, с милостью («Чем люди живы»)».»
Протоиерей Павел Великанов запись закреплена
«Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла»
1 Посему, имея по милости Божией такое служение, мы не унываем; 2 но, отвергнув скрытные постыдные дела, не прибегая к хитрости и не искажая слова Божия, а открывая истину, представляем себя совести всякого человека пред Богом.
3 Если же и закрыто благовествование наше, то закрыто для погибающих, 4 для неверующих, у которых бог века сего ослепил умы, чтобы для них не воссиял свет благовествования о славе Христа, Который есть образ Бога невидимого.
5 Ибо мы не себя проповедуем, но Христа Иисуса, Господа; а мы — рабы ваши для Иисуса, 6 потому что Бог, повелевший из тьмы воссиять свету, озарил наши сердца, дабы просветить нас познанием славы Божией в лице Иисуса Христа.
Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Апостол сегодня продолжает тему света, начатую в предыдущих главах. Он говорит о людях, которые не могут распознать красоту свидетельства о Христе, потому что ослеплены ценностями мира сего настолько, что ничего другого не видят и не замечают. Тот, кто хотя бы раз оказывался на сцене, знает: когда включаются прожектора, зрительный зал исчезает в полном мраке — ты видишь только направленные в тебя лучи света — а всё остальное для тебя становится неразличимым.
И тут возникает интересный вопрос: а почему нельзя точно также включить ещё более мощный прожектор Христовой истины и перебить ослепляющий свет мирских ценностей? Я вспоминаю рассказ одного водителя-дальнобойщика, как он наказывал тех, кто на встречной полосе забывал выключать дальний свет: он специально установил себе на крышу кабины три самолётных прожектора, и как только нарушитель приближался — включал их на всю мощь! Может, именно так и следует поступать христианам по отношению к тем, кто глух к Евангелию?
Но вот вопрос: почему Сын Божий, придя на землю, отказался так поступать — низвести огонь с неба на землю, сойти со Креста — или совершить какое-то другое очевидное для всех неопровержимое и очень эффектное чудо — на фоне которого всё остальное просто бы померкло? И все были бы вынуждены признать безусловное Его господство?
В песнопении, которое мы слышим на каждом вечернем богослужении, Иисус Христос называется «тихим вечерним светом» — являющим миру невыносимую для людей яркость Бога Отца — именно тихий, радостный свет — а не жёсткая полуденная солнечная радиация, от которой хочется поскорее скрыться в тень, чтобы не получить ожоги. Насколько глубок этот образ Иисуса Христа как тихого света, я осознал однажды, проснувшись задолго до рассвета и отправившись прогуляться на природе. Ночь только-только начинала отступать — и вот, всё стало постепенно заполняться этим тихим, повсюду ненавязчиво проникающим светом — ещё задолго до восхода солнца. Словно какая-то материя, струящаяся отовсюду, свет являл моему глазу из тьмы небытия в бытие дома, деревья, горы, дороги — это было настолько волшебно и невообразимо прекрасно, настолько мощно и одновременно деликатно — что никаких слов не хватит передать это ощущение вхождения света в жизнь!
К чему я подвожу? К тому, что сияние Христовой истины не должно быть прожектором, хлещущим по глазам влюблённым в мирские ценности, — но всезаполняющим тихим дневным светом, при появлении которого никакие, даже самые мощные уличные фонари, уже не будут даже заметны!